Научная статья на тему 'Первый опыт становления высшего образования на Орловщине: 1918-1922 гг'

Первый опыт становления высшего образования на Орловщине: 1918-1922 гг Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

69
20
Поделиться
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лукина Л. А.

В статье рассматривается история становления высшего образования на Орловщине на примере первых высших учебных заведений: Орловского пролетарского университета и Орловского государственного университета; анализируются предпосылки их создания, подходы к организации учебного процесса, причины прекращения их деятельности.

THE ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE ORYOL REGION

The article is devoted to the history and development of the higher education in the Oryol region by example of the fi rst higher educational establishments: Oryol Proletarian University and Oryol State University. The main issues being analysed are the preconditions of foundation of these two universities, organization of the studying process, grounds on which the functioning of the universtities was ceased.

Текст научной работы на тему «Первый опыт становления высшего образования на Орловщине: 1918-1922 гг»

Л.А. ЛУКИНА

старший преподаватель кафедры докумен-товедения и документационного обеспечения управления Орловского государственного университета

E-mail: lukina.larisa.orel @yandex.ru Тел. (4862) 74 50 86

ПЕРВЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОРЛОВЩИНЕ: 1918-1922 гг.

В статье рассматривается история становления высшего образования на Орловщине на примере первых высших учебных заведений: Орловского пролетарского университета и Орловского государственного университета; анализируются предпосылки их создания, подходы к организации учебного процесса, причины прекращения их деятельности.

Ключевые слова: уровень грамотности; высшее образование; учебные планы; учебные программы; педагогические кадры.

В последние годы в связи с реформой высшего образования большой интерес вызывает история становления и развития высшей школы. Обратимся к истокам высшего образования на Орловщине.

В конце XIX - начале XX вв. Орловская губерния, занимавшая значительную территорию, включавшая 12 уездов (Орловский, Болховский,

Брянский, Дмитровский, Елецкий, Карачевский,

Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мцен-ский, Севский, Трубчевский), имела слабо развитую промышленностью и крайне отсталое сельское хозяйство. Неблагополучным было и положение с народным образованием.

Согласно Первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 год), преобладающим сословием не только в уездах, но и в городах Орловской губернии являлись крестьяне. Так, в уездах крестьяне составляли 96,47%, в городах -45,18%. В связи с этим закономерно низок был процент грамотного населения. Грамотных мужчин в губернии в 1897 году было 281797, женщин -78980, что составляло лишь 17,6% всего населения губернии.

Наивысший процент грамотных зафиксирован среди духовенства (83% мужчин) и дворянства (80%). Меньше всего грамотных было среди сельского сословия (24,95%), при этом грамотных женщин - 3%.

Среди лиц, имевших высшее образование, преобладали дворяне. Большинство лиц со средним образованием было из духовного сословия. [1, с.12].

Накануне революции 1917 года в Орловской губернии функционировали учебные заведения разных типов: духовные училища, высшие начальные училища, министерские училища, частные учебные заведения, церковно-приходские школы, школы

© Л.А. Лукина

грамоты, воскресные школы, еврейские хедеры. Однако в губернии не было ни одного высшего учебного заведения, поэтому в 1918 году новая власть, испытывавшая острую нужду в квалифицированных кадрах, решает открыть в Орле пролетарский университет с широкой целевой аудиторией.

Организаторы не предъявляли никаких требований к образовательному уровню будущих слушателей. Это было обусловлено не только отмеченным выше объективным положением с состоянием грамотности в губернии, но имело и идеологическое обоснование. Так, в проекте будущего учебного заведения отмечалось, что «в виду однобокости и тенденциозности сообщенных ему (слушателю - Л.Л.) по тем или иным предметам, кроме, конечно, специальных, формально-отмеченных и к жизни обыденной имеющих крайне сомнительную ценность (например, для жизни массового большинства высшая математика и филологические тонкости) средне-образованный человек почти ничем не отличается от жаждущего истинных знаний: и там и тут сырой материал, только в первом случае он загрязнен ложной постановкой школьного дела, а во втором натуральный, глубоко восприимчивый» (стиль и пунктуация документа сохранены) [2] .

Таким образом, в университет поступали в основном трудовые слои общества, не имеющие необходимой учебной подготовки. Это закономерно привело к открытию при университете в декабре 1918 года подготовительного отделения, в задачи которого входило дать слушателям базовые знания, что позволило бы им в дальнейшем воспринимать университетские дисциплины хотя бы на элементарном уровне.

В Пролетарском университете функционировали агрономическое, биологическое, гуманитарное,

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

естественно-математическое, медицинское, механическое и техническое отделения. Проводилась также большая просветительская работа и вне университета: была организована лекторская коллегия для чтения лекций на заводах, фабриках, в учреждениях с целью повысить общий культурный уровень населения.

Однако Орловский пролетарский университет просуществовал совсем недолго: на заседании коллегии Орловского губернского комиссариата по просвещению от 19 марта 1920 года было вынесено Постановление о реорганизации этого учебного заведения и формировании на его базе государственного университета и народного университета.[3;4].

Предложение о создании в Орле государственного университета прозвучало в июне 1919 года на Губернском съезде советов народного образования. В резолюции съезда сказано: «Принимая во внимание, что стоящие перед Рабоче-крестьянским Правительством грандиозные задачи в области культурного строительства требуют как можно большего количества высококвалифицированных работников по всем отраслям жизни, эта задача может быть разрешена на местах лучше, чем в перегруженных и голодающих центрах, Орловский Губернский Совет Народного образования признает желательным образование в Орле Государственного университета, надеясь, что ученые силы могут быть в него привлечены в достаточной степени и из центра и с мест и что он сможет обслуживать не только Орловскую губернию, но и прилегающие к ней районы». [5].

В Фонде 484, Д. 1 Государственного архива Орловской области сохранилась выписка из протокола заседания Коллегии высших учебных заведений народного Комиссариата по просвещению от 23 июня 1919 года. Документ содержит сведения о проекте открытия в Орле государственного университета. Председатель Коллегии М.Н. Покровский сообщил о ходатайстве Орловского отдела народного образования и сотрудников Пролетарского университета об открытии в городе Орле государственного университета. Решение принималось непросто. Некоторые члены Коллегии склонялись к признанию большей целесообразности учреждения в Орле техникума, апеллируя к неудачному опыту открытия университетов в ряде городов близ Москвы, которые вынуждены были приостановить свою деятельность ввиду недостатка материальных средств, квалифицированных преподавателей, крайне низкого уровня подготовки студентов.

В качестве аргумента в пользу открытия Орловского государственного университета делегаты из Орла подчеркивали, что «идея созда-

ния университета в Орле восходит ко временам Императрицы Екатерины II. Орел далеко отстоит от университетских городов, между тем жажда знания у местного населения велика» [6]. Кроме того, в качестве существенного довода приводился опыт существования Пролетарского университета, где проблема кадрового состава решалась путем привлечения профессуры из других городов.

Свидетельством того, что предложение делегации из Орла оказалось убедительным, явилось Постановление Коллегии о признании необходимым учреждения в Орле Государственного университета, о чем была немедленно направлена телеграмма в Президиум Орловского Пролетарского университета [7].

Одной из первостепенных задач для вновь созданного высшего учебного заведения закономерно явилось создание необходимой материальнотехнической базы: библиотеки, физической и

химической лабораторий, астрономической обсерватории, метеорологической станции. Для решения этой задачи предпринимались огромные усилия. Несмотря на трудное время, сотрудников университета часто направляли в командировки в Наркомпрос, в университетские города для сбора учебных материалов: учебно-методической и научной литературы, приборов и инструментов, предметов оборудования, различных коллекций.

Для создания физической лаборатории были использованы приборы и оборудование физических лабораторий бывшего Кадетского корпуса, бывшей Алексеевской гимназии, а также зачатки физической лаборатории Пролетарского университета.

В молодом советском государстве шел поиск новаторских подходов к решению проблем организации высшего образования. Этот процесс не обошел стороной и Орловщину. В частности, обсуждался вопрос о присоединении Тургеневского музея к Орловскому государственному университету на правах учебно-вспомогательного учреждения. В качестве аргументов в пользу такого предложения выдвигался тот факт, что в музее имелась богатая библиотека, бесценная для историко-литературных и историко-культурных занятий, а также необходимость детального изучения тургеневского наследия в Орловском университете, на родине писателя, для чего предполагалось организовать работу Тургеневского семинария.

Представляется интересным предложение ректора Орловского государственного университета Н.И. Конрада прочитать цикл лекций на тему «Введение в изучение наук в университете. Основы академической жизни», который был призван дать студентам представление о такой струк-

туре, как высшее учебное заведение. Курс состоял из двух разделов. Первый раздел - «Университет. Его история, смысл и цели» - предполагал изучение следующих тем: «Античный университет», «Средневековый университет», «Университет в эпоху возрождения и реформации», «Университет в Х1Х веке», «Профессора и студенты в современном университете», «Сущность академизма». Второй раздел - «Конструкция Орловского государственного университета» - знакомил слушателей с устройством их alma mater.

В Государственном архиве Орловской области сохранилась объяснительная записка к проекту Государственного университета, где отмечается, что Университет понимается как высшее учебное заведение, имеющее своей задачей изучение и преподавание наук преимущественно философского характера, «т.е. служащих выработке научно обоснованного мировоззрения. Университет допускает в свои программы науки утилитарного значения постольку, поскольку они находятся в тесной зависимости от наук философских и вызываются объективной потребностью современности» [8].

Коллектив вуза приступил к разработке учебных планов и программ. При составлении этих основополагающих для учебного заведения документов были изучены и приняты к сведению программы ведущих отечественных университетов (при этом учитывались изменившиеся социально-экономические условия), соблюдались указания Наркомпроса, отражались региональные особенности, был использован опыт Пролетарского университета.

Учебный план было признано целесообразным распределить по двум основным областям знания, осуществляя обучение по гуманитарному и естественно-научному циклам. Такое распределение было обосновано, в частности, тем, что «научно разработанное мировоззрение слагается из двух главных, связанных между собой и друг друга обосновывающих, но в значительной степени по исследуемому объекту отличающихся друг от друга элементов: учение о человеке и учение о природе» [9].

Руководство университета считало необходимым осуществить дифференцированный подход к организации подготовки специалистов. В связи с этим комиссия по созданию в Орле государственного университета составила несколько объяснительных записок к проектам различных факультетов с учетом их специфики. В частности, в объяснительной записке к проекту факультета естественно-математических наук отмечается, что университет в Орле «будет призван давать сведущих научно образованных специалистов в разных

областях утилитарных знаний. Желая поэтому сохранить основной характер Университета как храма чистой науки, с другой же - удовлетворить насущную потребность в научно подготовленных специалистах, проект объединяет дисциплины различного характера под общим названием факультета Естественно-математических наук, включая сюда и такие стремящиеся к автономии группы, как науки медицинские, фармацевтические и др.» [10].

В качестве аргумента в пользу такого объединения были выдвинуты методологические и чисто технические обоснования. «По методологическим основаниям объединение удобно по той причине, что в этом случае преподавание и изучение естественных наук в широком смысле этого слова будет строго координировано между различными отдельными группами и может вестись по единому общему методу, выдвинутому современной оценкой естественных наук в ряду наук вообще. Технически объединение удобно на том основании, что многие из них предполагают значительное число предметов общими для всех групп». [11].

В рамках естественно-математического факультета предполагалось открытие следующих отделений: естественных наук; медицинского;

химико-фармацевтического; математического.

Программа этих отделений предполагала изучение следующих дисциплин.

1. Отделение естественных наук: биология, физиология, геология, минералогия, общая ботаника, зоология, география;

2. химико-фармацевтическое отделение: основы химии, фармацевтическая химия, химический анализ;

3. медицинское отделение: сравнительная анатомия, анатомия человека, практическая анатомия;

4. математическое отделение: физика, введение в анализ, астрономия и метеорология, история развития физико-математических знаний.

Авторы проекта гуманитарного факультета считали, что в область гуманитарных наук должно входить все то, что в широком смысле этого слова относится к человеку, к проявлениям его творчества во всех областях духовной и материальной культуры.

Область гуманитарных наук была разделена на три основные группы.

1. Творчество в области филологии (языка и литературы) с дополнительным изучением процесса исторического и культурного развития. Предполагалось, что данное направление будет развиваться в рамках историко-филологического отделения.

2. Творчество в области социальных форм

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

и правовых отношений (социально-правовое отделение).

3. Творчество в области создания экономических ценностей (экономическое отделение).

Внутри каждого отделения рекомендовалось создавать так называемые подотделы, которые должны были давать законченную специализацию. Так, в рамках историко-филологического отделения предполагалось обучение в следующих подотделах: языкознания; литературы; истории и истории культуры; философии.

Социально-правовое отделение, основной задачей которого декларировалось «исследование форм и принципов межчеловеческого общения», предусматривало организацию двух подотделов: социологического и правового.

Экономическая наука, согласно проекту, выделялась в особую группу по двум причинам: «во-первых, потому что современная действительность ясно указывала на огромную роль экономического факультета в культуре и истории человечества, во-вторых, потому что очередной проблемой культуры в настоящее время является философское значение экономического принципа (теория экономического материализма)» [12].

Учебные планы предполагали изучение широкого круга дисциплин. Так, в протоколе заседания Совета филологического отделения Орловского государственного университета от 13 декабря 1921 года приведен учебный план отделения языка и литературы, который включает такие дисциплины, как психология, элементы психологии народов, греческий автор, латинский автор, история русской литературы XIX века, история России, история искусств, античная история, история западно-европейской литературы, история Западной Европы [13].

В 1921 году вышло Постановление Совнаркома, которое устанавливало общий научный минимум, обязательный для преподавания во всех высших школах РСФСР. В связи с этим в программу преподавания в Орловском государственном университете были введены следующие предметы: Развитие общественных форм, Исторический материализм, Пролетарская революция, Политический строй

РСФСР, План электрификации РСФСР и др.

Таким образом, сохранившиеся архивные документы отражают революционный дух эпохи, романтический подъем, творческий посыл, свойственные как студентам с их тягой к знаниям, так и преподавателям, с энтузиазмом взявшимся за дело обучения вчера еще неграмотного населения.

Однако объективных препятствий на пути становления высшего образования в первые годы Советской власти в регионах, в том числе на Орловщине, было слишком много для того, чтобы молодое учебное заведение сразу стало университетом в полном смысле этого слова. Красноречивы строки из письма известного специалиста в области истории, философии, культуры, религии, эстетики Матвея Исаевича Кагана, преподававшего в Орловском государственном университете историю философии, который в 1920 году писал М.М. Бахтину: «Мне не совсем ясно, что произошло у вас с Орловским университетом и почему положение Ваше стало там вдруг так плохо. Вообще, мне кажется, что вы слишком требовательны к русскому провинциальному Университету. Конечно, Орловский университет - авантюра, это ясно было с самого начала и не могло быть иначе; но, уверяю Вас, что авантюрой по существу являются все без исключения русские провинциальные Университеты, и это совершенно неизбежно, ибо настоящих академиков в России не хватает и на столичные Университеты <.. .> . Нечто похожее на академическую среду можно было найти только в столицах, но теперь и там ее нет. Так же печально дело обстоит и с аудиторией; если вам удалось составить хотя бы маленький кружок основательных слушателей, то лучшего в России при современных условиях и желать нельзя». [14, с. 67].

Всего спустя два года - в 1921 году Отдел Высших учебных заведений Главпрофобра включил Орловский государственный университет в число университетов, намеченных к закрытию, и вскоре данное высшее учебное заведение было закрыто. Завершился начальный этап становления высшего образования на Орловщине, уроки которого были учтены впоследствии.

Библиографический список

1. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. ХХ1Х. Орловская губерния. М.: Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел /под ред. Н.А. Тройницкого, 1903. // Государственный архив Орловской области (ГАОО).

2. ГАОО.( Ф. 486, Д.3, Л.1 (об.).

3. ГАОО. Ф. 486. Д. 36. Л.1.

4. ГАОО. Путеводитель, тр. 174 /Документальные материалы, раскрывающие деятельность пролетарского университета за 1918-1920 годы).

5. ГАОО. Ф.484, Д.1, Л.51.

6. ГАОО, Ф.1087, Д. 55. Л. 3.

7. ГАОО, Ф.485, Д. 1. Л. 91.

8. ГАОО. Ф. 1087, д.55. л. 6.

9. ГАОО. Ф. 484. Д. 1. Л. 73.

10. ГАОО. Ф.484. Д.1. Л.75.

11. ГАОО. Ф.484. Д.1. Л.75.

12. ГАОО .Ф.1087. Д.55. Л. 9.

13. ГАОО. Ф.484, Д.8, Л. 2.

14. Диалог. Карнавал. Хронотоп. Научный журнал. 1992. №1. Витебск.

L.A. LUKINA

THE ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE ORYOL REGION

The article is devoted to the history and development of the higher education in the Oryol region by example of the first higher educational establishments: Oryol Proletarian University and Oryol State University. The main issues being analysed are the preconditions of foundation of these two universities, organization of the studying process, grounds on which the functioning of the universtities was ceased.

Key words: literacy rate, higher education, curriculum, syllabus, teaching staff.