Научная статья на тему 'Первый опыт совместных публикаций (проблемы изучения литературы. Сборник научных трудов Челябинск, 1999. Вып. I. )'

Первый опыт совместных публикаций (проблемы изучения литературы. Сборник научных трудов Челябинск, 1999. Вып. I. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый опыт совместных публикаций (проблемы изучения литературы. Сборник научных трудов Челябинск, 1999. Вып. I. )»

ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОВМЕСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

(ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ ЧЕЛЯБИНСК, 1999. ВЫП. I.)

Филологический факультет Челябинского государственного университета проявляет устойчивый интерес к просветительской работе среди учителей и учащихся города и области. Однако сборник совместных публикаций преподавателей университета и учителей школ вышел впервые. Он назван "Проблемы изучения литературы" и содержит статьи как чисто научно-исследовательские, методические, так и объединяющие эти начала. Есть также размышления полемического характера о новых программах и учебных пособиях для учащихся 11 классов и о том, как мы обучаем литературе и учим писать сочинение. Думается, что в последующих изданиях сборника обсуждение этих злободневных вопросов будет продолжено.

Профессора и доценты ЧелГУ знакомят учителей с такими новыми направлениями в исследовании литературы, как синестезия (доцент И.М. Удлер), рецептивная эстетика (доцент М.В. Загидуллина и аспирант Е.В. Абрмовских) и другими. Систему цитирования в русской прозе 50-60-х годов XIX столетия прослеживает доцент Д.В. Харитонов, создание особого художественного мира за счет обращения к фольклорно-литературной традиции в произведениях Г. Владимова видит доцент И.Ю. Карташева.

Известно, что интерес к социально-утопической проблематике русской литературы и фольклора обострился. Причины — в переживаемом историческом моменте, в пробуждении самосознания, в развенчании прежних мифов, стереотипов. Статья В.А. Михнюкевича "Диалог с иллюзией" поможет учителям старших классов увидеть старые иллюзии в модернизированном ключе в наше драматическое время, когда вновь "работают" "упования на некоего героя в облике политического деятеля, который сможет чудесным образом мгновенно преобразить жизнь".

В школе обращают внимание лишь на утопию в романе Н.Г.Чернышевского "Что делать?". Статья В.А. Михнюкевича расширит представление об утопических иллюзиях в русской литературе, о художественном своеобразии произведений Ф.М. Достоевского и H.A. Некрасова, поможет по-новому прочитать страницы романа "Преступление и наказание", на которых рисуется образ "золотого века", восходящий к народной социально-утопической легенде. Так, за широкой сибирской рекой, которая в легенде отделяет грешный мир от земли блаженных, разворачивается перед Раскольниковым ландшафт, символизирующий "золотой век": "Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не

прошли еще века Авраама и стад его". "Эта деталь, — пишет В.А. Михнюкевич, —4 непреодолимая или труднопроходимая преграда, разделяющая два мира... "Возвращенный рай" должен существовать на земле — вот мысль автора "Преступления и наказания". Раскольникову в пределах романа — не дано пока преодолеть преграду между прежней своей "сверхчеловеческой сущностью и новой, человеческой, которая одна только и достойна "золотого века". Но он на пути к преодолению".

Трагедия И.Ф. Гете "Фауст" представляет немалые трудности для понимания и изучения , даже когда к ней приступают во всеоружии культуры, знаний и опыта. Доктор филологических наук М.И. Бент, известный специалист по немецкой литературе, предлагает свой путь изучения "Фауста" в школе. Современный научный анализ сочетается в его статье с конкретными методическими рекомендациями.

Преподавание литературы, изолированное от других видов искусств, не может дать всей полноты картины художественного мышления эпохи (образ человека, концепция человека, видение мира). Эту мысль развивает кандидат филологических наук, доцент И.М. Удлер, знакомя учителей с принципом синестезии — взаимовлиянии искусств. "Импрессионизм, наиболее полно проявившийся в живописи, позволяет учащимся глубже понять литературный импрессионизм. Например, изображение Парижа в романах Э. Золя по колористическому богатству, использованию световых и цветовых эффектов очень близко живописи К. Моне, К. Писсаро... При изучении романа Э. Хемингуэя "Прощай, оружие" нежелательно пренебрегать отношением Э. Хемингуэя к П. Сезанну, в котором он видел своего учителя. Портреты и пейзажи, "Персики и груши" Сезанна Хемингуэй ценит за их объемность, плотность и глубину, за физическое ощущение цвета, плотности, запаха, вкуса. Модернизм в литературе 10-х - 20-х годов понятнее для учащихся, если начать с модернизма в живописи и дать анализ картины П. Пикассо "Авиньонские девицы"6, — советует И.М. Удлер. Она утверждает, что "дружба искусств" в преподавании литературы способствует формированию глубокого интереса, любви к литературе, музыке, живописи, расширению эстетического и человеческого кругозора учеников. Конкретные методические рекомендации удачно сочетаются в статье автора с исследованием эссеистского творчества афро-американского писателя Джеймса Болдуина, который неоднократно говорил, что как писатель он оформился "под влиянием исполнителей блюзов", под влиянием "языка джаза, спиричуэле, блюзов".

О необходимости забыть порочную традицию разрыва литературы двух столетий - XVIII и XIX в художественном сознании учащихся, о преемственности в изучении размышляет доцент Т.А. Еки-мова. Реализм не отгородился стеной от классицизма, а многое пере-

нял. Культурный контекст творчества A.C. Грибоедова, A.C. Пушкина непонятен без знания литературы и культуры XVIII века, и это убедительно демонстрирует на конкретном материале автор статьи "Столетье безумно и мудро". "В ходе изучения биографий и творчества писателей и поэтов XIX века, таких, как В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, A.C. Грибоедов, A.C. Пушкин, неизбежно обращение к фактам и лицам историко-литературного процесса XVIII века. Так, ведя речь о гражданском пафосе и высокой роли поэта в обществе в связи с поэзией К.Ф. Рылеева, A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, а далее H.A. Некрасова, приходится проецировать эту тему в литературу XVIII века и обнаруживать традиции гражданской поэзии в произведениях Ломоносова и Державина".

С забытыми "новыми" именами в истории русской критики, с их отзывами о творчестве И.С. Тургенева и А.Н. Островского знакомит учителей литературы доцент Л.И. Миночкина. Углубляя и расширяя представление о русской критике прошлого века, она подчеркивает, что критика переживает своеобразное второе рождение в эти десятилетия и являет собою не отдельные литературно-критические системы В.Г. Белинского, H.A. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и других, а саморазвивающийся процесс с сопровождающейся полемикой и преемственностью.

Из работ методического характера наибольший интерес представляет статья доктора педагогических наук, профессора Т.Я. Шишма-ренковой "К изучению повести И.С. Тургенева "Ася"". Данное произведение сравнительно недавно включено в программу, и автор предлагает свой путь изучения "Аси", исходя из современного направления активизации познавательной деятельности учащихся на этапе работы с текстом, когда необходимо приучить школьников вдумываться в каждое слово писателя.

Полезное для своей деятельности преподаватели школ найдут и в практических разработках и рекомендациях коллег: заслуженного учителя РФ Гиненфельд Э.А., учителей высшей категории В.В. Масленниковой, З.П. Ворониной, учителя первой категории И.В. Горбачевой и других работах.

Коллектив ученых филологического факультета ЧелГУ благодарит Управление образования Тракторозаводского района г. Челябинска, по заказу которого был издан сборник, и надеется, что хорошая традиция совместных публикаций будет продолжена.

JI. Любавина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.