Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ ОПЫТ ГОСО–2006г В ИНТЕРНАТУРЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ГОСО–2006г В ИНТЕРНАТУРЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модульное обучение / технология / ГОСО 2006 / компетенции врача / modular training / technology / SOSO -2006 / the competence of the doctor.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Балмуханова, Э К. Кулебаева, Г Ш. Тойлыбаева, К Е. Хабдин, В Н. Балмуханов

В статье приведен первый опыт модульной технологии обучения с интеграцией дисциплин на постбакалавриатском уровне, которая имеет свои приоритеты и проблемные точки. Учитывая, что модульное обучение должно явиться основанием для подготовки квалифицированных специалистов-клиницистов, считаем важным сделать акцент на данном сообщении и решить перспективные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Балмуханова, Э К. Кулебаева, Г Ш. Тойлыбаева, К Е. Хабдин, В Н. Балмуханов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST EXPERIENCE OF STATE OBLIGATORY STANDARD OF EDUCATION – 2006 IN INTERNSHIP: STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS

The paper presents the first experience of modular technology education with the integration of disciplines on postgraduate level, which has its own priorities and problems. It is thought that the modular training should be the basis for the training of qualified specialists – clinicians, so that it is important to focus on this message and solve future challenges.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ ОПЫТ ГОСО–2006г В ИНТЕРНАТУРЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Битенас Б.П. Процесс воспитания: Приобщение к ценностям - М.: 1994. - С. 13-16.

2 Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов-на-Дону: 2002. - С. 23-27.

3 Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов-на-Дону: 2006. - С.56-61.

4 Хмелькова О.И. Образование. - 2006. - С.130-135.

А.Д.СОКОЛОВ, Т.А.Ж¥МАКОВА, Г.У.ШАРДАРБЕКОВА

С.Ж. Асфендияров атындагы %аз¥МУ, цалыпты физиология кафедрасы

ОКЫТУШЫ - СТУДЕНТ КАРЫМ-КАТЫНАСЫН К0ТЕРУ ТИ1МД1Л1Г1

tywh: Бул ма;алада келей сура;тар к;арастырылады: окытушылардыц жумысы, студенттердщ жумысы жэне студенттермен жумыс жасау. Саба;ты нашар о;итын студенттердiц оку Yлгерiмiн жа;сарту Yшiн о;втушылардыц ;олданатын эдiстерi. О;ытушы студенттердiц о;у Yлreрiмшщ нашар болуыныц ce6e6iH аньщтау тшс, сонымен катар 0зiнiцде жумысыныц нэтиежесш талдауы ;ажет, ce6e6i эрбiр Yлгерiмi нашар студент бiр жагынан он;ытушыныц кемшiлiгi болып ;арастырылуыда м\™ган. TYffiH^ свздер: жумыс, о;ытушы, студент, Yлгерiм, эдiстер.

A.D. SOKOLOV, T.A. ZHUMAKOVA, G.U. SHARDARBEKOVA

KazNMU of S. D. Asfendiyarov, chair of normal physiology

INCREASE OF EFFICIENCY OF THE RELATIONS TEACHER STUDENT

Resume: In article the following questions are considered: work of teachers, work of students and work with students. The methods applied by the teacher to improvement of progress of lagging behind students. The teacher has to find out the reasons of weak progress of students, at the same time analyse the work as each poor student on the one hand can be considered as failure of the teacher. Keywords: work, teacher, student, progress, methods.

УДК 378.(075):002

А.В. БАЛМУХАНОВА, Э.К. КУЛЕБАЕВА, Г.Ш.ТОИЛЫБАЕВА, К.Е. ХАБДИН, В.Н. БАЛМУХАНОВ, Л.С. ДАУЛЕТОВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ГОСО-2006г В ИНТЕРНАТУРЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье приведен первый опыт модульной технологии обучения с интеграцией дисциплин на постбакалавриатскомуровне, которая имеет свои приоритеты и проблемные точки. Учитывая, что модульное обучение должно явиться основанием для подготовки квалифицированных специалистов-клиницистов, считаем важным сделать акцент на данном сообщении и решить перспективные задачи.

Ключевые слова: модульное обучение, технология, ГОСО - 2006, компетенции врача.

Акту развитие медицинской науки, разработка и внедрение в клиническую практику новых технологий, стремительное расширение спектра лекарственных препаратов определяют неуклонное повышение требований к качеству подготовки выпускников медицинских ВУЗов, способных удовлетворить потребности меняющегося рынка труда. Повышение качества выпускников медицинских вузов, является обязательным условием дальнейшего развития всей области здравоохранения в целом, как ее практического, так и научного звеньев. Достижение все более высокого качества обучения в медицинской школе может быть обеспечено только за счет интеграции науки, образования, и инновационной деятельности. Современный этап развития высшей медицинской школы Республики Казахстан характеризуется сменой образовательной парадигмы, заключающейся в изменении структуры содержания подготовки и ее качественного обновления с учетом перехода на опережающее образование. При этом новая концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования делает особый акцент на его многоаспектный и многомодальный характер,

направленный на клиническую подготовку студентов с младших курсов.

Реализация данного положения возможна лишь при внедрении в учебный процесс инновационных технологий, основанных на интегрированном принципе обучения, который позволяет за период обучения повысить общую медицинскую культуру специалистов и выработать у них высокий уровень мышления, отвечающий современному научному подходу к решению профессиональных проблем. Этот принцип базируется на системном анализе конечного объекта изучения - организма человека и раскрытия его многогранности с помощью модульного подхода в обучении. Модульная технология обучения одной из своих целей ставит обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки, создает условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей и способностей студентов. В связи с этим, переход на модульную технологию повышает требования и к преподавателю, осуществляющему обучение. При модульном обучении педагог выполняет помимо

информирующей и контролирующей функций, еще и функции консультанта и координатора при сохранении его ведущей роли в педагогическом процессе. Модульное обучение отличается его значимостью для стимулирования учебно-познавательной активности студентов и организации их познавательной деятельности по овладению профессиональными научными знаниями, умениями и навыками. Переход к модульному обучению предполагает увеличение удельного веса и значения самостоятельной работы в учебном процессе, и требует значительного повышения самостоятельности,

инициативы, творчества, социально-профессиональной активности будущих специалистов. Модульная система, располагая планом работы, информационно-дидактическим банком и методическими рекомендациями по достижению поставленных целей обучения, определяет для студента более самостоятельное, чем при традиционной системе, овладение разделами учебной программы. Следовательно, при модульном обучении у студента в большей степени, чем при традиционном обучении, формируются навыки самообразования. Вместе с тем, и при модульном обучении у студента всегда есть возможность получить помощь, советы и критическую оценку своей деятельности у преподавателя и у других студентов, что позволяет развивать такое личностное качество, как коллективизм, способствует приобретению навыков командной работы. Все это указывает на перспективность использования модульной технологии и побуждает приступить к ее реализации в образовательном процессе по специальности «Общая медицина», сохранив преемственность между традиционным образованием и новациями. Согласно ГОСО -2006 г прохождение клинических дисциплин в интернатуре основывается на вышеназванном модульном подходе обучения. Практическое и научное значение модульной технологии заключается в следующем: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традиции комбинированного занятия; она интегрировала многое из опыта педагогической теории и практики, в том числе теории программированного обучения, теории развивающего обучения и др.; из психологии используется рефлексивный подход; позволяет избежать тяжелого стресса у студентов, поскольку постоянная рефлексия дает информацию преподавателю о состоянии учебного процесса; при модульной технологии обучающийся сам оперирует учебным содержанием, что ведет к осознанному и более глубокому усвоению материала. В целом, отличия модульного обучения в интернатуре от других заключаются: содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (модулях); дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем и вид изучаемого материала, но и на уровень его усвоения; меняется форма общения студента и преподавателя, отношения становятся более паритетными; студент самостоятельно определяет конкретные цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем и учится способам их достижения: самостоятельному планированию, самоорганизации, самоконтролю и критической самооценке.

Модель Учебного плана, использующегося в высшей медицинской школе Казахстана, построенная в соответствии с Государственным образовательным стандартом, нацелена на достижение конечных целей обучения, определяемых квалификационной

характеристикой выпускника. Государственный

образовательный стандарт обеспечивает единство образовательного пространства нашей страны, обязывая сохранять инвариантность целевого и содержательного компонента образования. Несомненно, что как любая другая модель построения учебного плана, интегративная система обучения имеет свои преимущества и недостатки. К числу

несомненных достоинств данной образовательной технологии, концептуальная и содержательная схемы которой стали использоваться в ВУЗах Республики с 2009 года для студентов 3 курса по специальности «Общая медицина», относится, прежде всего, преемственность обучения в виде четко продуманной логичной последовательности получения знаний по восьми системам организма, начиная с кафедр базовых дисциплин, заканчивая кафедрой пропедевтики внутренних болезней. Это, с одной стороны, позволило определить конкретный объем знаний, необходимых для формирования у студентов основ клинического мышления, с другой стороны, - снизить информационную перегруженность, обусловленную желанием преподавателей кафедр дать студенту как можно более глубокую подготовку по каждой изучаемой дисциплине. Кроме того, изменилась форма общения студента и преподавателя - отношения стали более паритетными. Таким образом, новая образовательная технология объединяет преимущества индивидуального и коллективного обучения и при этом позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого самообучения [5, 6].

Вместе с тем, имея почти 2-летний опыт работы по модульной системе в интернатуре, мы считаем, что в интегрированном обучении имеется ряд проблем. Во-первых, недостаточно цельное представление у студентов об организме из-за «дозированного» получения знаний по восьми системам организма на кафедрах анатомии, гистологии и физиологии, что затрудняет и снижает качество освоения последующих дисциплин, включенных в интеграцию. Кроме того, незнание анатомо-физиологических особенностей организма и детского, в частности, в общем контексте не позволяет студентам полностью осознать значение фундаментальных дисциплин для будущей практической деятельности врача Мы считаем, что приемлемым вариантом для решения данной проблемы будет разделение преподавания восьми дисциплин, входящих в интегрированный курс, на два блока, при сохранении принципа модульного и междисциплинарного подходов. В первый блок необходимо включить три предмета - «Анатомия-2», «Гистология-2» и «Физиология-2», которые необходимо изучать на 2 курсе. После завершения первого блока студенты должны сдать интегрированный экзамен по указанным дисциплинам. Лишь после этого студенты могут приступать к последовательному изучению остальных пяти дисциплин, которые будут включены во второй блок - «Патологическая физиология-2», «Патологическая анатомия-2»,

«Фармакология-2», «Визуальная диагностика»,

«Пропедевтика внутренних болезней». При этом необходимо пересмотреть содержание интегрированных Типовых программ с определением номенклатуры общих и частных модулей и модульных единиц, адаптируя их к уровню предварительной подготовки студентов. После завершения второго блока студенты сдают вначале интегрированный экзамен по патофизиологии, патанатомии и фармакологии, затем - по визуальной диагностике и пропедевтике внутренних болезней. Таким образом, модульное обучение, имеющее своей главной целью достижение эффективного результата в усвоении научных знаний и формировании профессиональных и личностных качеств будущих врачей, можно рассматривать в качестве перспективного средства совершенствования образовательного процесса в медицинских ВУЗах. Перестройка образовательного процесса с внедрением модульной технологии будет способствовать более тесной интеграции медицинских ВУЗов с другими образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами и учреждениями практического здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Литвинова Т.Н. Интегративно-модульное обучение общей химии студентов медицинского вуза // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 3. - С. 71-73.

2 Юцявичене П.А.Теория и практика модульного обучения. - Кауна: 1989. - 271 с.

3 Данильсон Т.С., Румбешта Е.А. Модульно-деятельностный подход в обучении физике. Вестник Томского государственного педагогического университета. - №10. - 2010. - С. 35-38.

4 Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Минск: «Современное слово», 2005. - 720 с.

5 Итоговый документ международной научной конференции «Опыт международного сотрудничества российских университетов: Болонский процесс и концепция модернизации образования. - Екатеринбург: 2003. - 129 с.

А.В. БАЛМУХАНОВА, Э.К.КУЛЕБАЕВА, Г.Ш.ТОЙЛЫБАЕВА, К.Е. ХАБДИН, В.Н. БАЛМУХАНОВ, Л.С. ДАУЛЕТОВА

С.ЖАсфендияров атындагы Казац улттыц медицина университетi

2006ж. МЖМБС БОЙЫНША ИНТЕРНАТУРДА а^АШЦЫ ТЭЖ1РИБЕ: ЖАFДАИЫ, МЭСЕЛЕЛЕР1, БОЛАШАFЫ

ТYЙiн: Ма;алада бакалавриаттан кешнп децгейде пэндердi 6ipiKTipy ар;ылы модульдш технологиямен о;ытудыц алгашкы тэж1рибей кел^ршген, аталган о;ытудыц ез артьщшылыгы жэне ;иындык;тары бар. Бiлiктi клиникалы;-мамандар даярлау Yшiн модульдiк о;ыту непз болуын есепке ала отырып, осы ма;алага ден ;ою жэне болаша;тагы мiндеттердi шешу мацызды деп санаймыз.

ТYЙiндi свздер: модульдiк о;ыту, технология, МЖМБС-2006, дэрiгер бiлiктiлiгi.

A.BALMUKHANOVA, E.KULEBAYEVA, G.TOILYBAYEVA, K.KHABDIN, V.BALMUKHANOV, L.DAULETOVA

Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov

THE FIRST EXPERIENCE OF STATE OBLIGATORY STANDARD OF EDUCATION - 2006 IN INTERNSHIP: STATUS, PROBLEMS AND

PROSPECTS

Resume: The paper presents the first experience of modular technology education with the integration of disciplines on postgraduate level, which has its own priorities and problems. It is thought that the modular training should be the basis for the training of qualified specialists -clinicians, so that it is important to focus on this message and solve future challenges. Keywords: modular training, technology, SOSO -2006, the competence of the doctor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.