Научная статья на тему 'Первый Московский период жизни Николая Дмитриевича Зелинского'

Первый Московский период жизни Николая Дмитриевича Зелинского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ ЗЕЛИНСКИЙ / МОСКОВСКИЕ ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / NIKOLAY DMITRIEVICH ZELINSKY / MOSCOW HIGH WOMEN COURSES / MOSCOW UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Биографы Николая Дмитриевича Зелинского выделяют в его жизненном пути несколько периодов, условно именуя их Новороссия, московские и петербургский периоды. Данная статья посвящена исследованию первого периода работы Николай Дмитриевича Зелинского в московских высших учебных заведениях. В ней отражены результаты анализа причин завершения его работы на Московских высших женских курсах и в Московском университете в 1911 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolay Zelinsky’s First Moscow Period of Life

Nikolay Dmitrievich Zelinsky’s biographers allocate several periods in his life path, conditionally calling them Novorossiya, Moscow and St. Petersburg periods. The article analyzes the first period of his work in Moscow higher educational institutions. It reflects the results of the analysis of the reasons for the completion of his work at the Moscow higher women’s courses and Moscow University in 1911.

Текст научной работы на тему «Первый Московский период жизни Николая Дмитриевича Зелинского»

1УДК 929 ББК 72/3

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА ЗЕЛИНСКОГО

Е. Л. Болотова

Аннотация. Биографы Николая Дмитриевича Зелинского выделяют в его жизненном пути несколько периодов, условно именуя их Новороссия, московские и петербургский периоды. Данная статья посвящена исследованию первого периода работы Николай Дмитриевича Зелинского в московских высших учебных заведениях. В ней отражены результаты анализа причин завершения его работы на Московских высших женских курсах и в Московском университете в 1911 г.

Ключевые слова: Николай Дмитриевич Зелинский, Московские высшие женские курсы, Московский университет.

NIKOLAY ZELINSKY'S FIRST MOSCOW PERIOD OF LIFE

E. L. Bolotova

Abstract. Nikolay Dmitrievich Zelinsky's biographers allocate several periods in his life path, conditionally calling them Novorossiya, Moscow and St. Petersburg periods. The article analyzes the first period of his work in Moscow higher educational institutions. It reflects the results of the analysis of the reasons for the completion of his work at the Moscow higher women's courses and Moscow University in 1911.

Keywords: Nikolay Dmitrievich Zelinsky, Moscow high women courses, Moscow University.

Йеятельность Николая Дмитриевича Зелинского связана с началом возобновления в 1900 г. деятельности Москов-кших женских курсов (далее - МВЖК). Для организации учебного процесса во вновь создаваемое высшее учебное заведение уже под юрисдикцией Министерства народного просвещения были приглашены ведущие профессора Московского университета. Среди них был Николай Дмитриевич Зелинский, будущий основатель учения о гетерогенном органическом катализе, создатель первого в мире универсального угольного противогаза.

Николай Дмитриевич Зелинский родился 6 февраля 1861 г. в Тирасполе (Украина). Как отмечают биографы, он «родился за несколько дней до отмены крепостного права в России, и все его детство прошло в атмосфере реформ 60-х гг., когда в общественном сознании страны произошли решительные сдвиги в сторону широкой демократизации». Демократизация общественных отношений станет для Н. Д. Зелинского важ-

ным условием не только в организации образовательной, но и научной деятельности.

Увлечение естественными науками пришло к Н. Д. Зелинскому еще в период обучения в Ре-шельевской гимназии в Одессе, в которой когда-то начинал свою педагогическую деятельность Д. И. Менделеев. Гимназия отличалась высоким уровнем гуманитарного образования. В ней был хорошо оборудованный кабинет физики, однако учителя редко использовали его для проведения опытов. В целом и преподавание естественных наук там было поставлено слабо. Зелинский вспоминал, что химия как предмет в годы его ученичества в гимназии не преподавалась вообще, в учебнике физики ей отводилась всего одна страница. Но это не помешало ему увлечься именно естественными науками. Учитель естественной истории, видя интерес ученика к лабораторным работам, посоветовал прочитать книгу Д. И. Менделеева «Основы химии», а потом у Николая Дмитриевича появилось желание посетить лекции

профессоров-естественников. Поспособствовала этому его бабушка Мария Петровна Васильева, на воспитании которой он находился после смерти родителей.

Мария Петровна интересовалась естественными науками и часто посещала публичные лекции в Большой химической аудитории Новороссийского (Одесского) университета. Туда же однажды привела она внука на лекцию к знаменитому физиологу Илье Михайловичу Сеченову. Позднее Зелинский описывал эту встречу так: «Лекции Ивана Михайловича по физиологии посещала моя бабушка и брала меня с собой. Мне было 14-15 лет. Первая лекция была "О кровообращении в организме человека", тогда я и увидел впервые Илью Михайловича... Лекция эта произвела на меня огромное впечатление. Я был ошеломлен. Впервые за все гимназические годы, когда голова была забита изучением древних языков - греческого и латинского, - я получил яркое, живое впечатление от совершенно новой области знания, открывшей новое понимание закономерностей в живой природе, в человеческом организме.

Сеченов открывал новую страницу в истории естествознания, будил молодые умы, совершал революцию в науке. Обо всех положениях, которые он выставлял, классическая школа не имела и представления. Ряд лекций, которые мне удалось прослушать, оставили во мне неизгладимый след и послужили основанием к тому, что я твердо остановил свой выбор на естественных науках и по окончании гимназии - в 1880 г. - поступил на естественно-историческое отделение физико-математического факультета университета» [1]. В последующем мечта Николая Дмитриевича работать вместе с такими учеными, как И. М. Сеченов и И. И. Мечников, сбылась. Они много работали вместе не только в Московском университете, но и в других московских высших учебных заведениях.

Обучение Николая Дмитриевича в Новороссийском (Одесском) университете (18801884 гг.) на естественно-историческом отделении физико-математического факультета проходило в период расцвета в нем естественных наук. Ему преподавали И. М. Сеченов, О. А. Ковалевский, И. И. Мечников, В. В. Заленский, А. А. Вериго, П. Г. Меликишвили и ряд других талант-

ливых ученых. Научные командировки в Лейпциг и Гёттинген, куда он был отправлен после окончания университета, позволили Николаю Дмитриевичу познакомиться с новыми областями органической химии, а также новыми методами работы со студентами.

В 1988 г. он выдержал магистерский экзамен и был зачислен в университет приват-доцентом физико-математического факультета. Николай Дмитриевич не только преподавал курс общей химии, избранные главы по органической химии, но и вел самостоятельную научную работу, привлекая к ней студентов. В 1891 г. Зелинский защитил докторскую диссертацию «Исследование явлений стереоизоме-рии в рядах предельных углеродистых соединений», которая получила широкий отклик в научных кругах. В 1893 г. он был приглашен для работы экстраординарным профессором на кафедру химии в Московский университет. К этому времени Николай Дмитриевич уже был крупным ученым, глубоким исследователем, талантливым лектором и прекрасным научным руководителем.

В Московском университете Н. Д. Зелинский много лет работал под руководством В. В. Марковникова. Ученик А. В. Бутлерова Владимир Васильевич Марковников возглавлял кафедру химии на естественном отделении физико-математического факультета университета. Он разделил изучение курса химии на неорганическую, органическую и аналитическую. В. В. Марковников читал лекции по всем разделам. После принятия университетского устава (1884) в университетском образовании значительно расширился объем лабораторных занятий по естественным наукам, а на кафедре химии были внедрены многочисленные спецкурсы. В 1887 г. В. В. Марковников построил для кафедры новую химическую лабораторию, которая позволила вести научную работу по двум направлениям органической химии. Одно из них - по аналитической химии - он впоследствии поручил возглавлять Н. Д. Зелинскому.

Первая лекция Николая Дмитриевича в Московском университете состоялась 12 октября 1893 г. Тема лекции «Научное значение химических работ Пастера» произвела на студентов большое впечатление глубиной затронутых вопросов и новым направлением научной мысли.

Некоторые из них сразу записались к Зелинскому в лабораторию для выполнения научно-исследовательской работы под его руководством [2].

В отличие от В. В. Марковникова, который изучал состав бакинской нефти, где открыл новый класс органических веществ - нафтены и первым осуществил многие синтезы новых органических веществ, Н. Д. Зелинский основной акцент сделал на новейших методах исследования нефти, а также синтезах веществ с помощью магнийорганических соединений и реакциях каталитической гидрогенизации.

В 1895 г. Николай Дмитриевич получил первый синтетический углеводород нефти, первый химически чистый нафтен (диметилциклогек-сан). Далее он с учениками подготовил ряд оригинальных работ по синтезу эталонных на-фтенов, благодаря которым химия нефти получила право на существование как самостоятельная область органической химии.

В Московском университете Николай Дмитриевич преподавал основной курс органической химии для студентов естественного отделения. Он проводил практические занятия по аналитической и органической химии, а также руководил выпускными работами студентов, оставленных при кафедре. Нередко по приглашению И. М. Мечникова он читал лекции по химии студентам медицинского факультета.

Николай Дмитриевич всегда уважительно относился к студентам. Андрей Белый писал: «...проходя качественный анализ у Н. Д. Зелинского, мы ходили настоящими химиками пусть хоть месяц; вне этого не могли сдать зачета; он мягко, но твердо гнал нас сквозь химический строй; в воспитании умения хоть немного понюхать научного пороха огромная заслуга профессора. Он выжимал из нас знание, а мы не вызубривали; готовиться к экзамену у него нам порою казалось нелепостью: готовились в лаборатории, в ежедневных буднях, которыми с мягкой настойчивостью обставлял он нас всех; принужденья ж не чувствовали; химию знали лучше других предметов, если бы другие профессора умели присаживать так к прохождению предмета, то средний уровень знаний повысился бы.

Строгий, мягкий... с закинутой головой, отчего над спиною сияла почтенная лысина, с длин-

ными вьющимися каштановыми волосами почти до плеч и с окладистой бородой. - неслышно он шел коридорами или между приборов, порой останавливаясь и разговаривая очень тихо, точно шел он пространствами древнего храма; но в оттенке торжественности позы не было; это была торжественность про себя; от сознания культурного дела, творимого здесь» [3].

Любимым учеником и другом Николая Дмитриевича стал Сергей Семенович Наметкин, который впоследствии стал академиком и возглавил кафедру химии нефти после Зелинского.

С первых дней работы в Московском университете Николай Дмитриевич сдружился с Владимиром Ивановичем Вернадским, Михаилом Александровичем Мензбиром, Сергеем Алексеевичем Чаплыгиным, Ильей Михайловичем Сеченовым. Сблизила профессоров и последующая совместная работа на Московских высших женских курсах.

Работа в московских высших учебных заведениях проходила в условиях нестабильности от нарастающих студенческих беспорядков, обусловленных проводимыми Министерством народного просвещения реформами. В марте 1899 г. прошла первая всеобщая забастовка студентов, участие в которой приняли более 25 тысяч человек. Ее спровоцировало нападение казаков на ежегодное традиционное шествие студентов 8 февраля в день основания Петербургского университета.

После разбора причин забастовки Министерство народного просвещения издало циркулярное письмо, в котором указывало, что профессора должны осуществлять присмотр за студентами. В этих целях рекомендовалось организовать под их руководством различные научные и литературные кружки для студентов. При этом в университетах сохранялись надзорные инспекции за учебной жизнью студентов и их бытом.

Ограничение академических свобод (запрет на избрание руководителей, запрет на изменение расписания занятий, выбор учебных курсов), начавшееся с утверждением в 1884 г. Устава императорских университетов, а затем последующим изданием 29 июня 1899 г. Министерством народного просвещения «Временных правил об отбывании воинской повинности воспитанников высших учебных заведений,

удаляемых из сих заведений за учинение скопом беспорядков», усугубляло нарастание отчужденности преподавателей и студентов, недовольство студентов надзорными мерами. Обострилась и проблема женского высшего образования. На студенческих митингах неоднократно поднимался вопрос о праве женщин на высшее образование, о создании высших учебных заведения для них.

Восстановление МВЖК началось после публикации 27 мая 1900 г. в «Правительственном вестнике» Высочайшего Повеления от 7 апреля 1900 г. «Об учреждении Московских высших женских курсов». Финансирование учебного заведения предполагалось частично обеспечивать за счет средств Государственного Казначейства [4].

Перед курсами была поставлена задача подготовки слушательниц сразу по двум направлениям - историко-философскому и физико-математическому (последнее с двумя отделениями: физико-математическое и естественно-историческое). Срок обучения на курсах был увеличен до четырех лет [5]. Для организации учебного процесса на естественно-историческом отделении физико-математического факультета директор курсов В. И. Герье пригласил ведущих профессоров Московского университета, в том числе А. Н. Реформаторского, Н. Д. Зелинского, С. С. Наметкина, С. Г. Крапивина и др.

Николаю Дмитриевичу было поручено чтение лекций по химии. Лекции он читал в доступной манере, неизменно сопровождая их интересными демонстрационными опытами. Его лекции отличались логичностью построения, умелым сочетанием теоретических и экспериментальных данных.

На выделенные администрацией МВЖК 3,5 тыс. руб. Н. Д. Зелинский создает кафедру органической химии [6, с. 76]. Формирование кафедры проходило в условиях недостатка лабораторных аудиторий и оборудования. Вместе с профессором А. Н. Реформаторским Николай Дмитриевич подыскал на сходных арендных условиях помещения химических лабораторий, закупил специальную литературу, лабораторную посуду, реактивы.

В 1904 г. у Н. Д. Зелинского увеличился объем работы в Московском университете. Это произошло, когда после смерти В. В. Марков-

никова ему было поручено заведование всей лабораторией органической химии. Тем не менее он не прекратил педагогическую и научную деятельность в МВЖК. Н. Д. Зелинский не только заботился о приобретении оборудования и необходимой научной литературы для кафедры химии МВЖК, но и совместно с А. Н. Реформаторским организовал приобретение для курсов личной библиотеки В. В. Мар-ковникова.

В период с 1901 по 1907 г., по свидетельству С. С. Наметкина, Николаем Дмитриевичем были выполнены многочисленные работы как собственноручно, так и с учениками и сотрудниками: синтез нафтенов, многообразные и оригинальные приложения реакции Гриньяра в области соединения алициклического и жирного ряда, разработка простого метода получения альфа-аминокислот и их эфиров, исследования по электропроводности солей и кислот в растворе метилового спирта, исследования в области спектров поглощения ультрафиолетовых лучей нитросое-динений, начало работ в области гидрогенизаци-онного и дегидрогенизационного катализа, работы по ароматизации нефти, начало обширных исследований по каталитическому гидролизу белковых веществ и др. [7, с. 8].

Н. Д. Зелинский активно поощрял работу студентов в научных исследованиях. Так, в

1905 г. на заседании отделения химии Русского физико-химического общества он совместно со студентом И. Паппе докладывал о получении метилциклогексана, синтезированного в результате контактно-каталитического расширения пентаметиленового цикла в шестичленный. В

1906 г. Николай Дмитриевич впервые продемонстрировал доступный метод синтеза альфа-аминокислот из кетонов, полученных на базе нефтяных углеводородов. Объяснение механизма этой реакции стало общепринятым. В этот же период Н. Д. Зелинский вместе с в Г. Л. Стаднико-вым и другими студентами синтезировал большое количество аминокислот различного строения. Проходит еще один год, и Николай Дмитриевич сообщил о синтезе девятичленного цикла. Еще через два года им были получены циклы невиданных размеров - по двадцать или сорок атомов углерода в кольце.

Педагогическую работу в МВЖК Николай Дмитриевич приостановил в 1907 г., хотя уже

на следующий год физико-математический факультет МВЖК переехал в новое здание. Стало укрепляться его материальное положение. На оборудование лаборатории по органической химии в 1908 г. дирекция курсов выделила до 8800 руб., а лаборатории по количественному анализу - 2285 руб. [8, с. 30].

Уход Н. Д. Зелинского из МВЖК отчасти был связан с семейными обстоятельствами (умерла его жена Раиса Ивановна), а также в связи с увеличением объема работы в Московском университете. Тем не менее Николай Дмитриевич вместе с некоторыми профессорами Московского университета принял активное участие в организации Народного университета А. Л. Шанявского. Шанявский полагал, что одним из способов обновления общественной жизни может стать распространение просвещения. Он завещал городу Москве средства на постройку дома с целью создания в нем учебного заведения. Открыть университет нужно было не позднее октября 1908 г. В случае нарушения данного условия все средства, выделенные Москве, были бы направлены на расширение Петербургского женского медицинского института. За реализацию таких условий открытия учебного заведения высказались некоторые ученые, в том числе и Николай Дмитриевич. В университете Шанявского он также создал кафедру химии [9].

Работа Н. Д. Зелинского в учебных заведениях Москвы в начале 1900-х гг. происходила в условиях бесконечных попыток Министерства народного просвещения регламентировать университетскую жизнь. Введение в университетах профессорских дисциплинарных судов, попытка закрепления за профессорами функций надзирателей приводили к студенческим протестам, возмущениям. Министерство прорабатывало меры репрессией в отношении студентов и профессоров, которые поддерживали их. В ряде случаев планировалось в связи с возникновением студенческих беспорядков проводить отчисление студентов и увольнение профессоров. Предлагалось наиболее строптивых заменить профессорами, приглашенными из Германии [10, с. 51].

В связи со студенческими волнениями, вызванными революцией 1905 г., были утверждены «Временные правила об управлении выс-

шими учебными заведениями», которые предоставляли университетам некоторые академические свободы, в том числе возможность избирать своих руководителей. Принятие 11 июля 1907 г. Советом Министров Положения «О студенческих организациях и устройстве собраний в стенах высших учебных заведений» позволило совету профессоров университета утверждать уставы научных студенческих кружков и обществ. Это привело к увеличению численности студенческих научных организаций. При этом внутренняя надзорная инспекция была заменена полицейским надзором. Полиции дозволялось приостанавливать учебный процесс с целью предотвращения политических митингов в учебных заведениях, беспрепятственно проникать на территорию учебного заведения для инспекции студенческих собраний, разрешенных администрацией.

В 1911 г. Министр просвещения Л. А. Кассо резко осудил академические свободы вузов и опубликовал распоряжение, корректирующее «Временные правила». Были запрещены все студенческие собрания, за исключением собраний научного характера. В случае нарушения полиции предписывалось предпринимать быстрые и решительные меры. Ректор и профессора университета были предупреждены об ответственности за недолжное исполнение этого распоряжения. Усиление полицейского надзора за студентами существенно затрудняло проведение занятий.

В ответ на вмешательство в дела университета ректор московского университета А. А. Мануйлов подал прошение об отставке. Совет Московского университета обратился в Министерство просвещения с поддержкой ушедшего в отставку ректора, но отставка не была отменена. В знак протеста с позицией Министерства в университете сразу прекратили свою деятельность 21 ведущий профессор и 110 преподавателей, среди которых был Николай Дмитриевич Зелинский.

На место уволенных профессоров, заведующих кафедрами, сразу же были приглашены назначенные министром лица.

В знак солидарности со своими коллегами, в числе прогрессивной профессуры Московского университета, Николай Дмитриевич по-

дал прошение об отставке. Уволенные профессора потеряли возможность вести научную и педагогическую работу.

Абсолютно не учитывалось, что за 18 лет работы в Московском университете в области изучения нефти Н. Д. Зелинский с учениками синтезировал и исследовал более 40 углеводородов. Разработанные им методы позволили получить правильное представление о химической природе нефти, помогли индивидуализировать содержащиеся в нефти продукты и провести их всестороннее исследование. Несмотря на общую неспокойную обстановку, в которой работали профессора университета, этот период жизни Николая Дмитриевича оказался весьма плодотворным, им было опубликовано более 200 научных работ.

В течение года после увольнения из Московского университета Н. Д. Зелинского не принимали на постоянную работу ни в один московский вуз, действовал запрет Министерства народного просвещения. Единственное, что его поддерживало, это нерегулярное чтение лекций на Московских высших женских курсах и семья.

Николай Дмитриевич очень дорожил своей семьей. Его дом был всегда гостеприимен. Он дружил с писателем Иваном Буниным, актрисой Антониной Неждановой, поэтом Андреем Белым, который был его учеником. В гости приходили музыканты и актеры из Малого и Московского художественного театров. Отсутствие возможности работать в лаборатории негативно сказывалась на его положении, нужны были средства для продолжения исследований, для содержания семьи.

Выход нашелся. Н. Д. Зелинскому предложили пост заведующего Центральной лабораторией Министерства финансов в Петербурге. Министерство финансов имело возможность создавать альтернативные университетам научные подразделения, которые не подчинялись Министерству народного просвещения. Это позволяло принимать на работу профессоров, минуя запреты министерства о приеме на работу, уволенных профессоров Московского университета. До этого у Николая Дмитриевича уже был опыт создания лабораторий для Министерства финансов. Еще в 1903 г. он создал одну из них в Москве в Лефортове. Однако в

Москве ее возглавлял его ученик Н. Д. Доро-шевский, поэтому переезд в Петербург стал жизненно необходим.

В Петербурге Николай Дмитриевич не только создал Центральную лабораторию Министерства финансов, но и с сентября 1911 г. стал заведующим кафедрой товароведения на экономическом факультете Петербургского политехнического института им. Петра Великого.

В петербургский период Н. Д. Зелинский совершил несколько научных открытий, в том числе в исследованиях природы белка. Имя его стало достоянием всей России в 1915 г., когда он вместе с технологом завода «Треугольник» М. И. Куммантом разработал противогаз, обладающий наибольшей поглощающей способностью. Именно он предложил использовать активированный уголь в качестве адсорбента ядовитых газов и паров в конструкции противогаза. Наличие противогазных масок Зелинского в 1915-1916 гг. в боевых частях русской армии спасло тысячи жизней [1]. Противогаз был принят на вооружение не только в русской армии, но и в странах - союзниках России.

Летом 1917 г. Николай Дмитриевич Зелинский вернулся в Москву и продолжил свою работу в Московском университете. Он прожил долгую жизнь (92 года) и создал крупнейшую школу ученых, внесших фундаментальный вклад в различные области химии. В течение многих лет его день был насыщен разнообразными делами. С утра - лекции и лабораторный практикум со студентами, консультации для специалистов. День обычно посвящался научным опытам, обсуждению результатов.

Н. Д. Зелинскому было присвоено звание заслуженного деятеля науки, Героя Социалистического Труда. Он был действительным членом Академии наук СССР, лауреатом Государственной премии. Награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зелинский Н. Д. Избранные труды. Биографический очерк / сост. А. Н. Зеленский; под ред. А. А. Баландина. - Т. 4. - М.: Наука, 1968. - 605 с.

2. Зелинский Н. Д. Научное значение химических работ Пастера // Зелинский Н. Д. Из-

бранные труды. Биографический очерк / сост. А. Н. Зеленский; под ред. А. А. Баландина. - Т. 1. - М.: Наука, 1968. - С. 428.

3. Белый А. На рубеже двух столетий. - М.-Л.: Земля и фабрика, 1931.

4. Научный архив АПН СССР: ф. 18, оп. 1, д. 10, л. 16.

5. Молодых Н. И. История Московских высших женских курсов 1900 г.: дис. ... канд. пед. наук. - М.: б. и., 1940. - 359 с.

6. Московский педагогический государственный университет. 125 лет / В. В. Москвин, А. В. Баранов, В. З. Дайч [и др.]. - М.: Флинта, 1977.

7. Наметкин С. С. Николай Дмитриевич Зелинский (Биографический очерк) // Уч. зап. МГУ. Вып. 3. - М. - Л., 1934.

8. Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. - М., 1972.

9. Нилов Е. Зелинский. - М., 1964. - (Серия ЖЗЛ).

10. Иванов А. Е. Российские императорские университеты под управлением Министерства народного просвещения (1880-е годы - начало ХХ века) // Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 896 с.

REFERENCES

1. Zelinskiy N. D. Izbrannye trudy. Biograficheskiy ocherk. Vol. 4. Moscow: Nauka 1968. 605 p.

2. Zelinskiy N. D. Nauchnoe znachenie khimi-cheskikh rabot Pastera. In: Zelinskiy N. D. Izbrannye trudy. Biograficheskiy ocherk. Vol. 1. Moscow: Nauka, 1968. P. 428.

3. Belyy A. Na rubezhe dvukh stoletiy. Moscow -Leningrad: Zemlya i fabrika, 1931.

4. Nauchnyy arkhiv APN SSSR: f. 18, op. 1, d. 10, l. 16.

5. Molodykh N. I. Istoriya Moskovskikh vysshikh zhenskikh kursov 1900 g. PhD dissertation (Education). Moscow: b. i., 1940. 359 p.

6. Moskvin V. V., Baranov A. V. Daych Z. G. (et al.) Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstven-nyy universitet. 125 let. Moscow: Flinta, 1977.

7. Nametkin S. S. Nikolay Dmitrievich Zelinskiy (Biograficheskiy ocherk). Uch. zap. MGU. Iss. 3. Moscow - Leningrad, 1934.

8. Moskovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut imeni V. I. Lenina. Moscow, 1972.

9. Nilov E. Zelinskiy. M., 1964.

10. Ivanov A. E. Rossiyskie imperatorskie univer-sitety pod upravleniem Ministerstva narodnogo prosveshcheniya (1880-e gody - nachalo XX veka). In: Raspisanie peremen. Ocherki istorii obrazovatelnoy i nauchnoy politiki v Rossiyskoy imperii - SSSR. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2012. 896 p.

Болотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Bolotova Elena L., ScD in Education, Professor, Management of educational systems Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.