Научная статья на тему 'Первый герой Советского Союза - уроженец Саранска'

Первый герой Советского Союза - уроженец Саранска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
419
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОДВИГ / МОРДОВИЯ / ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА / THE GREAT PATPIOTIC WAR / THE ACT OF BRAVETY / MORDOVIA / THE HERO OF THE SOVIET UNION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковшова Валентина Михайловна

В статье приведена биография Владимира Игнатьевича Стрельченко первого уроженца Саранска, ставшего героем Советского Союза, составленная автором на основании собранного, в том числе фактического, материала, методом беседы с родствениками, уточнения исторических фактов и жизненных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first Hero of the Soviet Union is from Saransk

The biography of Vladimir Ignatyevich Strelchenko the first Saransk citizen, becoming the hero of the Soviet Union, made by the author based on the factual material, information taken from relatives is gives in this article.

Текст научной работы на тему «Первый герой Советского Союза - уроженец Саранска»

риферией, социальная история. Автор 78 публикаций, в том числе 5 монографий (в соавторстве), учебных пособий и учебно-методических разработок (в соавторстве). e-mail: [email protected]

Скворцова Лариса Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий, докторант кафедры экономической истории и информационных технологий Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва (Саранск). Область научных интересов: безвозвратные потери в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автор более 30 научных публикаций, в том числе 2 монографий (в соавторстве), учебных пособий и учебно-методических разработок. e-mail: [email protected]

УДК 929(470.345-2) ББК Т3(2Рос.Мор)6

В. М. Ковшова

ПЕРВЫЙ ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА -УРОЖЕНЕЦ САРАНСКА

Ключевые слова: Великая Отечественная война, подвиг, Мордовия, Герой Советского Союза

V. M. Kovshova

THE FIRST HERO OF THE SOVIET UNION IS FROM SARANSK

Key-words: The great Patpiotic War, the act of bravety, Mordovia, the Hero of the Soviet Union,

К теме «Герои Советского Союза - уроженцы Мордовии» мордовские историки начали обращаться еще в годы Великой Отечественной войны. Так, к одной из первых работ по этой теме следует отнести статью В. А. Викторова, в которой автор освещает ряд героических подвигов уроженцев Мордовии [1]. Но по ряду причин она не была опубликована и хранится в рукописном фонде НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ.

К этой теме обращался другой исследователь - Н. П. Руткевич. В 1943 г. вышла его работа «Славные сыны Мордовии на фронтах Отечественной войны», где автор описал героические подвиги фронтовиков и тех, кто находился в тылу. В 1946 г. данная книга переработана и переиздана [2]. Н. П. Руткевич не только осветил подвиги земляков, но -и озвучил число Героев Советского Союза уроженцев Мордовии - 70 чел. Он привел

в работе биографические сведения героев, описал героические подвиги. Источниками ему служили наградные листы и фронтовые газеты.

Следует остановиться на книге В. И. Самаркина «Мордовский народ в борьбе за Родину» (1944) [3]. В ней автор выбрал краткую форму изложения подвигов. В работе В. И. Самаркин впервые в мордовской историографии военного периода описал подвиг Героя Советского Союза - уроженца Саранска В. И. Стрельченко.

Нельзя сказать, что жизнеописание героя В. И. Стрельченко мордовскими исследователями не освещалось. Но все эти исследования так и оставались на уровне работы В. И. Самаркина, т. е. краткого изложения. По этой причине автор данной статьи обратилась к исследованию жизни и героического подвига первого Героя Советского Союза - уроженца Саранска В. И. Стрельченко.

До 2005 г. в Саранске отсутствовала мемориальная доска в его честь. Но памятные места, связанные со Стрельченко, сохранились в городе. Это и дом, где он родился, здание аэроклуба, где он учился летному мастерству. Но доски так и не установили. И только к празднованию 60-летия Победы благодаря вмешательству Т. А. Куприяновой на доме, где учился В. И. Стрельченко, появилась мемориальная доска.

Как известно, для того чтобы исследовать выбранную тему, необходимы документы. Чтобы их изучить, пришлось обращаться в московские архивы, архивы Самары, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Центральный государственный архив Республики Мордовия, в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, в Республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина, Саранский городской мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг., в школьный музей «О племени крылатых», который в 1979 г. открывал В. И. Стрельченко. А также воспользовалась методом профессора И. Д. Воронина - пошла по старожилам Саранска. В результате кропотливой работы родилась книга «Во славу Саранска, на благо России» о первом Герое Советского Союза - уроженце Саранска, первом кавалере ордена Британской Империи 5-й степени Владимире Игнатьевиче Стрельченко.

Большую помощь в сборе материала, уточнении исторических фактов и событий, связанных как с семьей Стрельченко, так и непосредственно с Владимиром Игнатьевичем, мне оказал племянник В. Б. Стрельчен-ко, В. А. Ермаков, и другие родственники.

Согласно метрической записи второй сын в семье Стрельченко родился 19 мая 1917 г. (по старому стилю) или 1 июня 1917 г. (по новому стилю). Его родителями являлись прапорщик 101-го запасного пехотного полка Игнат Семенович Стрельченко (уроженец Минской губернии) и Анна Ивановна Абу-деева (уроженка г. Саранска из мещан).

27 мая младенца крестили в полковой церкви 101-го запасного пехотного полка. Обряд крещения совершал священник Николай Троянов с церковником Тихоном Чанце-вым. Младенца нарекли Владимиром. Восприемниками, или крестными родителями, стали сослуживец Игната Семеновича прапорщик Гаврила Андреевич Котов и Агра-

фена Ивановна Шигаева, сестра Анны Ивановны. К сожалению, полковая церковь не сохранилась до наших дней: была разрушена в 30-е гг. ХХ в., когда в городе сносили культовые здания православия. Но сохранились до сегодняшних дней «красные казармы», где размещался 101-й запасной пехотный полк (южная часть города, ул. Мокшанская).

В 1923 г. Володя пошел в первый класс. В какой из городских школ учился будущий герой, точно неизвестно. Со слов племянника, Валерия Борисовича, Владимир Игнатьевич учился в школе, где сейчас располагается хореографическая школа ( перекресток ул. Коммунистической и Л. Толстого). Работая в архиве школьного музея, я случайно наткнулась на лист с машинописным текстом. Прочитав его, выяснила, что это интервью В. И. Стрельченко, записанное школьниками. В нем говорилось, что наш герой учился в школе № 5 (на углу ул. Коммунистической и пр. Ленина). В 1940-1950-х гг. в этом здании размещался городской Дом пионеров. Эту информацию подтвердило и письмо, присланное В. И. Стрельченко школьникам саранской школы № 12. Это письмо передала мне Тамара Григорьевна Блахина, учитель этой школы. В письме говорилось: «С 1924 по 1932 год я учился в 5-й советской школе, сейчас дом школы сохранился, на углу пр. Ленина и Коммунистического переулка...» [4]. В 1920-е гг. здесь размещалась семилетняя школа крестьянской молодежи № 5. Учителями в ней работали три сестры Левитовы. Наталья Михайловна Левитова являлась любимой учительницей Володи. Это она привила ему любовь к литературе, театру. Его одноклассником был Семен Полежаев, будущий Герой Советского Союза, получивший это звание после Стрельченко на месяц позже - 13 марта 1944 г. [5].

В 1930-е гг. произошло событие, перевернувшее детские мечты и желания Володи. Он мечтал быть машинистом и водить поезда. Часто находясь на чердаке своего дома, он наблюдал за железной дорогой, которая проходила за огородами. Видел, как проходили поезда, таща за собой платформы с грузами или вагоны с пассажирами. Его мечтой теперь стала авиация. Этому поспособствовал случай. Однажды за городом приземлился самолет. Вмиг к месту приземления сбежались взрослые и дети. Всем было любопытно

90 ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 2 (14) 2011

гуманитарной науки и образования - V л

узнать, что это за чудо-машина, которая летает в небе, как птица. Находясь у самолета, Володя решил: «Буду летчиком».

В 1932 г. Володя окончил школу и начал работать учеником слесаря на фабрике. Но на какой именно, неизвестно. В 1930-е гг. в городе работали три фабрики: котонинная, махорочная и швейная. 25 декабря 1933 г. дала первую продукцию котонинная фабрика. В конце 1933 г. пустили в эксплуатацию швейную фабрику. И только махорочная фабрика, принадлежавшая до революции братьям Никитиным, работала в 1932 г. Что удивительно, управляющим на фабрике до революции был сосед семьи Стрельченко - Пафнутий Григорьевич Бударин [6]. Ул. Крупской (до революции - ул. 2-я Казанская), где проживала семья Стрельченко, относилась к старинным улицам города. Начиналась она через речку Саранку, шла на север, пересекая ул. Базарную (ныне ул. Советская) и дальше направлялась к пойме р. Инсар. В 1893 г. по 17 усадьбам прошла железная дорога. Селились здесь довольно-таки зажиточные люди, занимавшиеся предпринимательством. После Октябрьской революции, в 1919 г., Саранский уисполком национализировал дома Левина, Колмыкова, Попова, Якушева, Константинова, Флорин-ского, Карькова, Бударного [7].

На махорочной фабрике Володя проработал несколько месяцев. А в сентябре 1933 г. он уехал в Горький (ныне Нижний Новгород) поступать в авиационный техникум им. П. И. Баранова. Сбылась детская мечта. Приказом за № 170 от 8 сентября 1933 г. он зачислен учащимся авиационного техникума. Но в октябре того же года произошел неожиданный поворот событий. Вышел приказ № 199 «б», касающийся Стрельченко, с довольно жесткой формулировкой: «Отчислить как дезертира с фронта учебы, без права поступления в другое учебное заведение в течение 3-х лет» [8]. Причина же была в следующем. Заболев, Володя без разрешения руководства авиатехникума покинул его и приехал в Саранск, домой.

Итак, за свой проступок он наказан. В течение трех лет все учебные заведения закрыты для него. Но жизнь на этом не заканчивалась, она продолжалась. Осенью 1933 г. он поступил работать на строящийся Саранский консервный комбинат токарем в механические мастерские. Проработал до августа 1935 г. Осенью

1935 г. поступил учиться в Рузаевское железнодорожное училище (ФЗУ) на специальность «Токарь-станочник». После окончания ФЗУ он работал в железнодорожном депо.

В 1930-е гг. страна восхищалась успехами советской авиации. Комсомол призывал молодежь смелее осваивать самолеты и дать стране 150 тыс. летчиков. Володя с интересом следил за развитием авиации. Регулярно читал газеты о победах наших летчиков. В одном из номеров «Красной Мордовии» была опубликована статья о том, что в Саранске начинает работать аэроклуб по адресу: ул. Советская, д. 9. Это было недалеко от дома Стрельченко. Сразу же были собраны документы и поданы в приемную комиссию. Весной 1935 г. среди других счастливчиков он попал в Саранский аэроклуб им. П. Ф. Фе-досеенко. Конкурс был огромный. На 18 вакантных мест желающих поступить учиться в аэроклуб было около трехсот человек. Выдержав экзамены и пройдя комиссии, Володя был зачислен в аэроклуб. Без отрыва от производства он обучался летному мастерству, познавал работу авиационных моторов. В

1936 г. состоялся первый выпуск саранских учлетов, т. е. учеников летчика.

Володе Стрельченко и еще трем выпускникам Саранского аэроклуба им. П. Ф. Фе-досеенко - Семену Миронову, Клаве Крутовой и Виталию Смирнову - предложили продолжить учебу, в Ульяновской летно-технической школе. Вот что писал В. И. Стрельченко о днях, проведенных в школе: «Да, это настоящая была школа, готовящая инструкторов-летчиков, а ее преподавательский состав являлся примером преданности делу. Нас учили не просто летать, а летать грамотно умело, чисто и красиво. Все это явилось основой нашего мастерства, необходимого в боевой обстановке...» [9].

Окончив Ульяновскую летно-техни-ческую школу в 1938 г., Володя Стрельченко вернулся в Саранский аэроклуб. С 1 апреля 1938 г. он являлся младшим техником аэроклуба. Из его характеристики: «Мл. техник Стрельченко работает в Саранском аэроклубе с 1 апреля 1938 г. С работой справляется, порученную работу выполняет добросовестно, по вине т. Стрельченко аварий и поломок не было» [10].

В августе 1938 г. Указом Президиума Верховного Совета Мордовской АССР в связи с

празднованием 6-й годовщины Дня авиации большая группа работников Мордовского республиканского аэроклуба была награждена грамотой Президиума Верховного Совета Мордовской АССР и ценными подарками. В списке среди награжденных значилось имя техника аэроклуба Владимира Стрельченко [11].

В аэроклубе Володю ценили как высококвалифицированного работника. Он не только отлично работал, но и активно участвовал в комсомольской жизни. В октябре 1938 г на общем комсомольском собрании его избрали в комитет ВЛКСМ. 5 февраля 1939 г Стрельченко - делегат VI Саранской городской конференции ВЛКСМ. На ней присутствовали 177 юношей и девушек, передовой отряд саранской молодежи. Володю избрали в состав счетной комиссии по подсчету голосов по выборам членов Президиума Саранского ГК ВЛКСМ.

В мае 1939 г. он стал летчиком-инструктором. Стрельченко с большим увлечением занимался с молодыми учлетами, передавал им опыт. На одном из партийных собраний, рассматривая вопрос «О состоянии боевой и политической подготовке в аэроклубе», начальник аэроклуба И. П. Митрофанов подчеркнул: «...лучшие группы инструкторов Стрельченко, Шевченко. Нечи-тайло, Прокопов, эти группы являются ведущими группами аэроклуба.» [12].

Вот что писал о В. И. Стрельченко воспитанник Саранского аэроклуба, впоследствии кандидат военных наук полковник Б. С. Шундиков: «У Володи был талант в летном искусстве. Он отлично владел всеми фигурами высшего пилотажа, прекрасно производил взлеты и посадки. Я бы сказал, прямо артистически. Он был для нас примером».

23 ноября 1939 г. Стрельченко пришла повестка явиться в Саранский горвоенковат по случаю призыва на службу в армию. Так он попал на Украину, на дислоцирующуюся под Харьковом 113-ю авиабазу. Служил рядовым по обслуживанию самолетов. Командование заметило молодого солдата, разбирающегося в самолетах. В 1940 г. его направили учиться в Волчанскую школу пилотов, которую окончил перед войной.

В марте 1941 г. он был летчиком 135-го ближне-бомбардировочного авиационного полка. До войны оставалось три месяца.

Утром 22 июня 1941 г фашистская авиация бомбила советские аэродромы. Наша авиация

понесла огромные потери в большей мере на земле. В первом сообщении Советского информационного бюро за 24 июня указывалось, что за 22, 23 и 24 июня советская авиация потеряла 374 самолета, которые были подбиты главным образом на аэродромах. Действительные потери в самолетах оказались значительно большими [13]. Да и в воздухе было очень трудно: немецкие самолеты оказались быстроходнее и маневреннее. Намного лучше были вооружение и броневая защита. Летчикам-бомбардировщикам, кем являлся и сержант Стрельченко, ставилась задача - помочь наземным войскам сдерживать натиск фашистских войск, громить их аэродромы, танковые и пехотные колонны, железнодорожные составы, склады оружия, горючего, продовольствия. И летчики делали это не щадя сил.

Боевое крещение сержант Стрельченко получил в трудных приднепровских боях. По заданию командования он не раз в составе девятки бомбардировщиков летал на задания бомбить переправы противника через Днепр в районе Рогачева, Жлобина, Бобруйска. Бомбил он переправы и через Дон. Летчики верили в своего ведущего, охотно летали с ним на боевые задания. Он старался провести к цели по зоне меньшей возможности нахождения зениток противника. Часто он применял заход на цель с запада: группа пересекала линию фронта южнее или севернее цели, углублялась на территорию противника, разворачивалась и наносила удар по цели из их тыла, сразу уходя на свою территорию.

Господство немецкой авиации в воздухе, тщательное прикрытие огнем зенитной артиллерии переправ - все это затрудняло выполнение поставленных задач перед нашими летчиками. Но мастерство пилотов, самоотверженность позволяли выполнять задания.

Из воспоминаний однополчанина В. И. Стрельченко - В. Н. Лазарева: «Когда при вылете на боевое задание ведущим был Стрельченко, почти вся группа возвращалась без потерь. Сначала казалось, что это везение, случайность, но затем стало ясно, что это мастерство, смекалка, этого опытного летчика. Как-то в одной из пауз между полетами, Стрельченко подозвал меня к себе и как бы между прочим сказал, что на свалку оттащили негодный самолет Су-2 и рекомендовал снять с него бронеспинку летчика и положить ее на пол штурманской кабины на-

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (14) 2011 гуманитарной науки и образования - V л

шего самолета. Защитит от зенитных осколков. Это в следующем вылете спасло моего штурмана от ранений, осколки легко пробили деревянный фюзеляж, но упирались в сталь пола. Позже я увидел такую же конструкцию и на других самолетах...».

Однажды девятка, в составе которой находился сержант Стрельченко, встретилась в воздухе с восемнадцатью истребителями противника М-119. В ожесточенном бою машина, ведомая Стрельченко, была повреждена, а штурман - тяжело ранен. Стрельченко все же удалось выйти из боя и дотянуть до своего аэродрома «на одном лишь самолюбии», как он выразился.

С первых месяцев войны Стрельченко известен в полку дерзкими боевыми вылетами. Среди них уничтожение вражеского аэростата-корректировщика, оснащенного авиационной электролебедкой, рацией, специальным укрытием. Кроме того, аэростат был защищен еще и батареей малокалиберной зенитной артиллерии. И все равно сержант Стрельченко уничтожил его.

Еще более дерзким была операция по спасению самолета Су-2 с аэродрома Шаталово под Новозыбковом (Белоруссия). Дело было так: наступающие гитлеровцы обошли Ша-талово и аэродром, на котором оставались группа наших бойцов и пять исправленных самолетов. Ночь укрыла их от глаз врага, и группа решила уничтожить аэродромное хозяйство и оставшиеся самолеты. В это время к ним прибыли летчики 135-го авиаполка. Ночью они подняли в воздух пять самолетов. Среди них был и сержант Стрельченко. Все пять самолетов приземлились под Орлом с разными повреждениями, так как пришлось садиться в темноте. И только сержант Стрельченко приземлился в полном порядке.

4 июля 1941 г. командование назначило Стрельченко командиром звена 135-го ближне-бомбардировочного авиаполка. Он совершал самостоятельно разведывательные полеты над линией фронта и в тылу противника. Уже тогда выявились разносторонние дарования и способности Стрельченко. Он владел искусством пилотирования, умением бомбардировщика и способностью штурмана точно ориентироваться на любых высотах, в любой обстановке.

В сентябре 1941 г. Стрельченко принимал участие в тяжелых боях под Харьковом. Вражеская истребительная и бомбардировочная

авиация, не считаясь с потерями, рвалась к этому крупному промышленному центру и важнейшему узлу шоссейных и железнодорожных путей. Харьков - ворота Донбасса. А это уголь. Воздушные бои с противником принимали характер крупных сражений, в которых участвовали с обеих сторон сотни самолетов. К тому времени он являлся уже командиром эскадрильи. 12 ноября 1941 г. ему присвоили внеочередное воинское звание - лейтенант.

Лейтенант Стрельченко вместе со своими летчиками защищал небо Москвы. В тот период войны шли тяжелые воздушные бои. Враг был сильно вооружен, ни один полет наших самолетов не проходил без встречи с истребителями противника и сильного обстрела зенитных орудий. Он активно участвовал в боях в районе Елецка, Пятницкое. Противник занимал выгодную артпозицию, которая мешала продвижению наших войск. Стрельченко в составе девяти самолетов Су-2 получил задачу установить точное местонахождение артпозиции и подавить ее. Выйдя в точно заданный район, насыщенный плотным огнем зенитной артиллерии, разыскал цель и произвел группой четыре захода, вывел из строя прислугу и подавил огнем шесть батарей противника. Благодаря этому наши войска прорвали линию обороны противника, заняли несколько населенных пунктов.

В декабре 1941 г. В. И. Стрельченко представили к награждению орденом Красного Знамени. Этот орден давался за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленное при защите Отечества. Так на груди нашего земляка появился первый боевой орден.

28 февраля 1942 г. согласно приказу Юго-Западного фронта В. И. Стрельченко стал заместителем командира эскадрильи 135-го ближне-бомбардировочного авиаполка 21-й воздушной армии.

12 марта 1942 г. за участие в Елецкой операции В. И. Стрельченко награжден орденом Красной Звезды за большие заслуги в деле обороны СССР. А в апреле у него появился еще один «кубарь», он стал старшим лейтенантом.

В. И. Стрельченко - участник Сталинградской битвы. Его подпись среди тысячи отличившихся в боях защитников Сталинграда стоит на историческом обращении сталинградцев к Верховному главнокомандующему И. В. Сталину. Вот строки из этого обращения:

«Мы пишем Вам в разгар великого сражения, под гром несмолкаемой канонады, вой самолетов, в зареве пожарища на крутом берегу великой русской реки Волги; пишем, чтобы сказать Вам и через Вас всему советскому народу, что дух наш бодр, как никогда, воля тверда, руки наши не устали разить врага.

Сражаясь сегодня под Сталинградом, мы понимаем, что деремся не только за город Сталинград. Под Сталинградом, мы защищаем нашу Родину, защищаем все то, что нам дорого, без чего не можем жить.

Посылая это письмо из окоп, мы клянемся Вам, что до последней капли крови, до последнего дыхания, до последнего удара сердца будем отстаивать Сталинград и не допустим врага к Волге» [14].

За ратные подвиги в битве за Сталинград В. И. Стрельченко 22 декабря 1942 г. был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Эта медаль вручалась ему в разгар битвы на Волге. Всего же около 760 тыс. защитников города получили медаль «За оборону Сталинграда», учрежденную в декабре 1942 г. [15].

В 1943 г. В. И. Стрельченко - командир эскадрильи 135 штурмового авиаполка, а затем - 948-го штурмового авиаполка. Этот год был очень удач для него как в продвижении по службе, так и в получении наград. Так, в феврале его представили к званию капитана, в ноябре он уже майор. 18 июля его представили к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени.

В том же 1943 г. он переучился на штурмовика и стал летать на самолетах Ил-2. Что из себя представлял этот самолет? В 1939 г. конструкторским бюро С. В. Илюшина был создан самолет Ил-2 - штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки наземных войск, для уничтожения долговременных укреплений, танков, механизированных колонн противника и т. д. непосредственно с малых высот. Бронированный Ил-2 был оснащен стрелково-пушечным, бомбовым вооружением, отличался высокой маневренностью, был простым в пилотировании. С июля 1942 г. Ил-2 стал двухместным. В 1943 г. самолет был оснащен двумя крыльевыми 37-миллиметровыми пушками. С таким вооружением Ил-2 мог уничтожить такие немецкие танки, как «Тигр» и «Пантера». Этот самолет считался лучшим само-

летом поддержки наземных войск. За годы войны 1941-1945 гг. 881 летчик, летавший на «илах», стал Героем Советского Союза, а 27 - дважды Героями.

С октября 1943 по июнь 1944 г. Стрельченко участвовал в боях на 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах.

4 февраля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР В. И. Стрельчен-ко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением золотой звезды и ордена Ленина. Этой высокой награды он удостоился за образцовое выполнение заданий командования и героические подвиги на фронтах Великой Отечественной войны. Так наш земляк стал первым Героем Советского Союза из Саранска. Всего же за годы войны три уроженца Саранска получили золотую звезду героя. Это Владимир Стрельченко, Виктор Бобков и Семен Полежаев. Но в результате административно-территориальных преобразований ряд близлежащих сел вошли в административно-территориальный округ г. Саранска. Теперь мы можем говорить о семи героях нашего города. Это Петр Орлов (с. Танеевка), Константин Карачков (пос. Ни-колаевка), Борис Зайцев, Василий Корнишин (д. Булгаково).

12 марта 1944 г. В. И. Стрельченко, Герой Советского Союза, приехал в родной город. По этому случаю в зале заседания горсовета был большой прием. Чествовали первого героя Саранска. Мама и его друзья присутствовали на этом вечере. А затем снова фронт и воздушные бои.

5 сентября 1944 г. на груди В. И. Стрель-ченко появился орден Александра Невского. Согласно статуту орденом награждались офицеры Красной армии (от командира дивизии до командира взвода) за проявленную инициативу по выбору удачного момента для внезапного смелого и успешного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для всех войск; за успешное выполнение боевого задания с уничтожением полностью или большей части превосходящих сил противника; за командование артиллерийскими, танковыми или авиационными подразделениями, нанесшим тяжелый урон противнику.

В том же 1944 г. Владимир Игнатьевич стал первым кавалером ордена Британской Империи 5-й степени из Мордовии за годы Великой

94 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (14) 2011

гуманитарной науки и образования - V л

Отечественной войны. Копия грамоты к ордену хранится в Республиканском объединенном краеведческом музее им. И. Д. Воронина. Вот что там написано: «Георг Шестой милостью божьей король Великобритании, Ирландии и Британских заморских владений, защитник веры, император Индии и государь самого замечательного Ордена Британской Империи капитану Владимиру Игнатьевичу Стрельчен-ко. Поздравление. Ввиду того, что мы решили назначить вас почетным членом военной дивизии нашего замечательного Ордена Британской Империи, мы присваиваем вам титул почетного члена нашего Ордена и сим уполномочиваем вас хранить титул и звание почетного члена нашего вышеупомянутого Ордена со всеми полагающимися привилегиями.

Выдана двором Святого Джеймса за подписью и печатью нашего Ордена в 19-ый день января 1944 года на 8-ой год нашего царствования.

По приказу государя Дарование титула почетного члена военной дивизии ордена Британской Империи Владимиру Игнатьевичу Стрельченко».

Бомбил Берлин, Великую Отечественную войну закончил в Праге. После войны продолжил службу в ВВС (Московский, Бело-

русский и Забайкальский военные округа). В 1950 г. его наградили медалью «За боевые заслуги», а в 1956 г. - орденом Красной Звезды. 20 июля 1957 г. приказом Главнокомандующего ВВС № 01056 уволен в запас из кадров Советской армии по статье 59 пункт «б» (по болезни) с правом ношения военной формы одежды. Выйдя в запас, полковник, боевой летчик остался в строю. Он еще долго будет работать с поисковыми отрядами Саратова, призывниками и курсантами Саратовского авиационного училища летчиков.

25 ноября 1981 г. перестало биться сердце прославленного летчика. Но он не умер, а улетел в последний полет. В заключениие мне хочется привести слова его боевого товарища и штурмана Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Михаила Федоровича Лашина: «Володя, дорогой ты мой, боевой друг и товарищ. Больше чем кого-либо, надо поздравлять и славить тебя, орла , бесстрашного воздушного бойца.

Величественны твое мужество, неистребима вера в Родину. Я безмерно рад, что в те опаленные годы свела нас судьба, сдружила. Эта дружба помогла нам выстоять, а - это главное -победить. Слава тебе, бесстрашный сокол».

Примечания

1. Рукописный фонд НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. И-3. Л. 1.

2. См.: РуткевичН. П. Славные сыны Мордовии на фронтах Отечественной войны. Саранск, 1946.

3. См.: СамаркинВ. И. Мордовский народ в борьбе за Родину. Саранск, 1944.

4. Из личного архива автора.

5. См.: Ковшова В. М. Во славу Саранска, на благо России. Рузаевка, 2009. С. 93.

6. См: Там же. С. 34.

7. См.: Там же. С. 7-8.

8. Из личного архива автора.

9. См.: Ковшова В. М. Указ. соч. С. 16.

10. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. Р-234. Оп. 4. Д. 8. Л. 81.

11. Там же. Л. 53-54.

12. Центр документации новейшей истории Республики Мордовия. Ф. 876. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.

13. См.: Орлов Ф. Н. Огненные рейсы «Голубой двойки»: записки военного летчика. Чебоксары, 1982. С. 288.

14. См.: Чуянов А. С. На стремнине века. Запись секретаря обкома. М., 1976. С. 288.

15. См.: Награды Великой Отечественной. М., 1993. С. 85

Поступила в редакцию 17.12.2010.

Сведения об авторе

Ковшова Валентина Михайловна - кандитат исторических наук, заведующий Музеем А. И. Полежаева (Саранск). Тел.: (8342) 24-75-85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.