Научная статья на тему 'Первый этнограф среди татар'

Первый этнограф среди татар Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Марьям Губайдуллина / 1920-е годы / татарская национальная этнография / высшее этнографическое образование / экспедиция / научная и преподавательская деятельность. / Maryam Gubaydullina / the 1920s / Tatar national ethnography / higher ethnographic education / expedition / scientific and teaching activities.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марданова Филюза Фаннуровна

Статья посвящена изучению деятельности молодого этнографа М. С. Губайдуллиной, которая активно занималась исследованием материальной и духовной культуры татар в 1920-е гг. Деятельность молодых этнографов, в частности М. С. Губайдуллиной, не являлась объектом специальных исследований, что подтверждает актуальность заявленной темы. При написании статьи были использованы такие материалы, как воспоминания родственников этнографа, архивные материалы, делопроизводственные документы Северо-Восточного археологического и этнографического института, Восточной академии, Центрального музея ТАССР и т. п. На основе изучения деятельности М. С. Губайдуллиной делается вывод о том, что она стояла у истоков организации высшего специального этнографического образования в республике, проделала значительную работу по собиранию и популяризации полевых материалов по этнографии поволжских татар. Большинство ее работ являлись первыми исследованиями в татарской национальной этнографии 1920-х гг. и послужили базой для дальнейших изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first ethnographer among Tatars

The paper deals with the study of the works by a young ethnographer M. S. Gubaydullina, who was deeply involved in studying the material and spiritual culture of Tatars in the 1920s. The activities of young ethnographers, in particular M. S. Gubaydullina, have not been the subject of specific research, which confirms the relevance of the stated topic. The author of the article used various materials, such as the reminiscences of the ethnographer's relatives, archival materials, documents of management and record-keeping of the North-Eastern Archaeological and Ethnographic Institute, the Eastern Academy, the Central Museum of the Tatar ASSR, etc. Based on M. S. Gubaydullina’s researches, it is concluded that she was one of the founders of the establishment of higher specialized ethnographic education in the Republic, did a considerable amount of work on collecting and popularizing the field material concerning the ethnography of the Volga Tatars. Most of her works were the first studies in the Tatar national ethnography of the 1920s and provided the background for further research

Текст научной работы на тему «Первый этнограф среди татар»

УДК К 908 (470.41)

Первый этнограф среди татар

Ф. Ф. Марданова,

Ресурсный центр внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

Аннотация

Статья посвящена изучению деятельности молодого этнографа М. С. Губайдуллиной, которая активно занималась исследованием материальной и духовной культуры татар в 1920-е гг. Деятельность молодых этнографов, в частности М. С. Губайдуллиной, не являлась объектом специальных исследований, что подтверждает актуальность заявленной темы. При написании статьи были использованы такие материалы, как воспоминания родственников этнографа, архивные материалы, делопроизводственные документы Северо-Восточного археологического и этнографического института, Восточной академии, Центрального музея ТАССР и т. п. На основе изучения деятельности М. С. Губайдуллиной делается вывод о том, что она стояла у истоков организации высшего специального этнографического образования в республике, проделала значительную работу по собиранию и популяризации полевых материалов по этнографии поволжских татар. Большинство ее работ являлись первыми исследованиями в татарской национальной этнографии 1920-х гг. и послужили базой для дальнейших изысканий.

Abstract

The paper deals with the study of the works by a young ethnographer M. S. Gubaydullina, who was deeply involved in studying the material and spiritual culture of Tatars in the 1920s. The activities of young ethnographers, in particular M. S. Gubaydullina, have not been the subject of specific research, which confirms the relevance of the stated topic. The author of the article used various materials, such as the reminiscences of the ethnographer's relatives, archival materials, documents of management and record-keeping ofthe North-Eastern Archaeological and Ethnographic Institute, the Eastern Academy, the Central Museum of the Tatar ASSR, etc. Based on M. S. Gubaydullina's researches, it is concluded that she was one ofthe founders ofthe establishment of higher specialized ethnographic education in the Republic, did a considerable amount ofwork on collecting and popularizing the field material concerning the ethnography of the Volga Tatars.

The first ethnographer among Tatars

F. F. Mardanova,

Resource Center for Innovation and Preservation of Traditions in the Field of Culture of the Republic of Tatarstan, Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation

Most of her works were the first studies in the Tatar national ethnography of the 1920s and provided the background for further research.

Ключевые слова

Марьям Губайдуллина, 1920-е годы, татарская национальная этнография, высшее этнографическое образование, экспедиция, научная и преподавательская деятельность.

Keywords

Maryam Gubaydullina, the 1920s, Tatar national ethnography, higher ethnographic education, expedition, scientific and teaching activities.

20-е годы ХХ в. представляют собой новый этап в татарской национальной этнографии. Образование Татарской АССР сыграло важную роль в становлении и развитии этнографических исследований. В республике были открыты специальные учреждения - Научное общество татароведения и Общество изучения Татарстана, - призванные осуществить всестороннее изучение истории, материальной и духовной культуры местных народов.

В 1920 г. Этнографическое отделение Северо-Восточного археологического и этнографического института выпустило первых специалистов-этнографов широкого профиля. Активизировалась деятельность молодых этнографов. В 1925 г., когда подводились итоги развития социальных наук в Татарской республике, отмечалось, что «в области этнографии... ведется усиленная работа со стороны, главным образом, троих молодых ученых: Ю. Н. Воробьева1, Марьям Губайдуллиной и Кадира Губайдуллина»2.

Научная деятельность молодых этнографов до сегодняшнего дня не являлась объектом специальных исследований. В рамках данной статьи будет рассмотрена деятельность Марьям Салиховны Губайдуллиной. Она является первым этнографом среди татар3, получившим высшее этнографическое образование. Родилась в 1892 г., в семье казанского купца 1-й гильдии Салиха Сабитовича Губайдуллина. По татарским традициям, чтению и письму Марьям обучилась у остазбике4. Вскоре под влиянием старших братьев - Газиза5 и Кадыра6 - стала изучать иностранные языки, в частности немецкий, французский, греческий и латинский. М. С. Губайдуллина успешно окончила женскую гимназию7. Также получила музыкальное образование по классу фортепьяно8.

В 1917 г. она поступила в Северо-Восточный археологический и этнографический институт, который открылся в том же году в Казани. Институт являлся единственным учебным заведением в Поволжье, где можно было получить высшее специальное этнографическое образование9. М. С. Губайдуллина обучалась одновременно на восточном и этнографическом отделениях института10.

Преподавательский состав института характеризовал М. С. Губайдуллину как «выдающуюся по способностям, познаниям и проявленному интересу к знаниям» студентку11. Известно, что она неоднократно участвовала в научных экспедициях в различные районы Волжско-Камского края, организованные советом института12. Научные поездки проводились в соответствии с одной из главных задач вуза - изучать «силами своих старших и младших членов (т. е. профессуры и студенчества) местный край с точки зрения этнографии, антропологии, географии, археологии и других древностей, искусства, истории и быта и вообще культурных проявлений»13. Этнографические коллекции, собранные во время научных экспедиций, были переданы в фонды Государственного музея ТАССР.

Итоги экспедиций обсуждались на «научных собраниях», на которых студенты выступали «на равных с профессорами началах: как докладчики и оппоненты»14. На одном из таких собраний М. С. Губайдуллина выступила с докладом «об остатках шаманства» у татар-мусульман15. Известно, что в рамках своей зачетной работы она как раз занималась изучением остатков традиционных верований казанских татар16. На заседании Общества археологии, истории и этнографии планировалось ее выступление с докладом на эту тему17. Из других вопросов этнографии М. С. Губайдуллина занималась исследованием и описанием свадебных обрядов казанских татар18.

В октябре 1920 г. совет института постановил оставить ее на кафедре этнографии Востока для подготовки к профессорскому званию. Н. Ф. Катанову было поручено выработать главные и дополнительные предметы, необходимые для изучения при подготовке к ученому званию профессора. Научным руководителем М. С. Губайдуллиной был назначен профессор С. Е. Малов19.

В ходе подготовки к ученому званию, кроме изучения изданного фольклорного материала, в обязанности М. С. Губайдуллиной также вменялись «самостоятельные сборы народной словесности казанских татар»20, фиксация собранного материала и сопровождение их точным русским переводом21. Итоги данной работы должны были быть представлены «в отчете о годичных занятиях»22. Вместе с тем, профессор Н. Ф. Катанов выступил с предложением избрать М. С. Губайдуллину на должность консерватора нумизматического кабинета института - для изучения и описания богатого собрания русских, восточных и западных монет, медалей23.

В декабре 1920 г. Северо-Восточный археологический и этнографический институт был реорганизован в Восточную академию24. Последняя занималась всесторонним исследованием Востока и подготовкой кадров в сфере культуры из восточных республик. В делопроизводительных документах Восточной академии за 1921 г. М. С. Губайдуллина числилась в списке преподавателей вуза. Она читала лекции по этнографии турецко-татарских племен25, позже - по этнографии казанских татар26.

В 1922 г. Восточная академия вошла в состав Восточного педагогического института. С целью подготовки преподавателей по культуре, родному языку и литературе, этнографии народов края, в институте было открыто отделение востоковедения. Внутри данного отделения были созданы татарский и чувашский национально-лингвистические отделы, музыкально-этнографический отдел. В 1924-1925 гг. М. С. Губайдуллина преподавала этнологию тюрко-татарских племен в тюрко-татарской секции данного отделения27. В октябре 1925 г. отделение востоковедения постановило ходатайствовать о введении курсов «Этнография татар» (4 час.). Преподавателем данного учебного курса была назначена М. С. Губайдуллина28. Параллельно она читала лекции по этнографии турецко-татарских племен в чувашском национально-лингвистическом отделе29. По некоторым данным, М. С. Губайдуллиной впервые был разработан лекционный курс «Этнография казанских татар»30. Однако, вынуждены констатировать, что все наши усилия по выявлению вышеназванного курса лекций результата не дали.

Еще в 1920 г. М. С. Губайдуллина вошла в состав комиссии по организации Музея народов Востока и принимала активное участие в подготовке выставки, посвященной культуре народов Востока. Выставка была открыта в Казани 23 сентября 1920 г. и должна была стать первым этапом реализации проекта создания Музея народов Востока31. Представленная на выставке богатейшая коллекция,

была разделена на восемь тематических отделов: болгарский, татарский, китайский, отделы мусульманского Востока, мелких народностей Поволжья и Сибири, нумизматический, восточных рукописей и книг32.

Подготовка и оформление отдела по быту и культуре татарского народа было поручено молодым этнографам М. С. Губайдуллиной и К. С. Губайдуллину. В экспозиции было очень богато представлено декоративно-прикладное искусство татар. Среди экспонатов можно было увидеть предметы интерьера, татарскую национальную одежду, ювелирные украшения, образцы вышивки и др.33 Был также издан каталог-путеводитель по выставке, который содержал небольшие научные статьи. В путеводитель также было включено описание татарского отдела выставки, составленное М. С. Губайдуллиной и К. С. Губайдуллиным34, в котором даются краткие сведения о татарах сибирской, европейской и кавказской групп.

Выставка имела колоссальный успех. Сразу же после открытия ее посетили более 10 тысяч человек. Организационной комиссией было принято решение о продлении срока выставки до середины января 1921 г.35 Однако созданный в 1920 г. Музей народов Востока вскоре был расформирован, а в 1921 г. выставка закрылась. Несколько тысяч экспонатов, собранных энтузиастами для выставки, в 1922 г. пополнили фонды Центрального музея Татарской республики (ныне - Национальный музей Республики Татарстан).

В 1925 г. в Центральном музее республики был открыт этнографический отдел. В систематическом формировании этнографического собрания акцент был сделан на материалах, отражающих культуру и быт татарского народа. Оформлением экспозиций отдела занимались известные этнографы республики: директор музея Н. И. Воробьев, заведующий историко-археологическим отделом музея К. С. Губайдуллин36, а также М. С. Губайдуллина.

С целью пополнения фондов Центрального музея, регулярно проводились научные экспедиции в места компактного проживания татар. Так, в 1925 г. Научным обществом татароведения37 была организована поездка в Мамадышский кантон Татарской Республики. Под руководством Н. И. Воробьева в экспедиции приняли участие члены Общества татароведения М. С. Губайдуллина, К. С. Губайдуллин и С. Г. Вахидов. Поездка была организована для обследования кантона в этнографическом, археологическом и историческом плане38. Собранные во время экспедиций материалы по этнографии татар легли в основу совместного исследования Кадыра и Марьям Губайдуллиных «Пища казанских татар»39, которое является первой специальной работой о культуре питания татарского народа40. Данная статья была опубликована в «Вестнике Научного общества татароведения». Основные наблюдения, сделанные во время научных поездок были изложены М. С. Губайдуллиной на общем собрании членов Общества татароведения41.

В 1925 г. вслед за братом Г. С. Губайдуллиным она переезжает в Баку. К этому времени она являлась автором ряда заметных научных статей, посвященных быту, обычаям, пище поволжских татар42. Ее работы были по достоинству оценены научной общественностью и перепечатывали» даже в Италии43. Учитывая ее научные заслуги, М. С. Губайдуллиной было присвоено звание доцента. В скором времени она начала преподавать в Бакинском педагогическом институте44. Развернула активную научно-исследовательскую работу и начала публиковать исследования по этнографии тюрок Азербайджана45.

Умерла М. С. Губайдуллина в 1933 г. в Баку. Несмотря на безвременный уход, она смогла открыть новые направления в изучении материальной и духовной культуры

татарского народа. На протяжении 10 лет М. С. Губайдуллина вела активную преподавательскую деятельность, стояла у истоков организации высшего специального этнографического образования в республике. Она сыграла значительную роль в подготовке исследователей-этнографов широкого профиля, которые занимались изучением культуры и быта татар Поволжья.

Огромная работа была проделана М. С. Губайдуллиной по собиранию и популяризации этнографического материала. Она принимала участие в научных экспедициях, в подготовке выставок, музейных экспозиций. Собранные во время экспедиций материалы легли в основу ее статей по этнографии поволжских татар. Большинство ее работ являлись первыми исследованиями в татарской национальной этнографии 1920-х гг. и послужили базой для дальнейших изысканий.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Скорее всего, речь идет о Константине Иосифовиче Воробьеве. Известно, что он был студентом географического факультета Ленинградского государственного университета и принимал участие в экспедициях под руководством своего родного брата - известного этнографа Н. И. Воробьева. Объектом его исследований являлись традиционные верования казанских татар и мишарей. В 1929 г. была издана «Программа для собирания сведений о духах-хозяевах: домовом, дворовом и усадебном у казанских татар и мишарей». Программа предполагает комплексное изучение народной демонологии, рассматривая название, внешний вид, место и время появления, функции мифологических персонажей. Отметим, что данная программа является первым исследованием в данном направлении. В русской фольклористике такого рода исследования были начаты лишь в 80-е г. ХХ в. в Московской этнолингвистической школе под руководством Н. И. Толстого.

2. Губайдуллин Г. Что сделано в области социальных наук в Татарской республике в течении 5 лет // За 5 лет. К V годовщине провозглашения Татарской социалистической советской республики. - Казань. - 1925. - С. 172.

3. Губайдуллин С. Г. Незабвенный мой отец // Газиз Губайдуллин: научно-библиографический сборник. - Казань: Рухият, 2002. - С. 27-28.

4. Наставница, преподаватель основ ислама для девушек.

5. Газиз Салихович Губайдуллин (1887-1937) - историк, доктор исторических наук (1927), профессор (1927), общественный деятель, публицист.

6. Абдул-Кадыр Салихович Губайдуллин (1888-1944) - востоковед-этнограф. Участник движения «аль-Ислах». В 1921-1925 гг. работал в Казани: библиотекарь Музея восточных книг, преподаватель Восточной Академии, Восточного педагогического института, заведующий историко-археологическим отделом Центрального музея ТАССР. В 19251938 гг. на педагогической и музейной работе в Баку, Махачкале. Научные работы посвящены пище казанских татар, булгарским монетам Х в. Репрессирован. Реабилитирован посмертно.

7. Губайдуллин С. Г. Указ. соч. - С. 23.

8. Там же. - С. 27.

9. ГА РТ, ф. Р-1339, оп. 1, д. 39, л. 61.

10. Там же, д. 41, л. 9.

11. Там же, д. 3, л. 134.

12. Леонтьева А. М. К истории высшего специального этнографического образования // Советская этнография. - 1978. - № 2. - С. 58.

13. ГА РТ, ф. Р-1339, оп. 1, д. 39, л. 62.

14. Там же, л. 65.

15. Леонтьева А. М. Указ. соч. - С. 58.

16. ГА РТ, ф. Р-1339, оп. 1, д. 41, л. 3 об.

17. Там же, л. 4.

18. Там же, л. 4 об.

19. Там же, д. 3, л. 134.

20. Там же, д. 41, л. 4 об.

21. Там же.

22. Там же.

23. Там же, л. 2 об.

24. Там же, ф. Р-225, оп. 1, д. 10, л. 1.

25. Там же, л. 4.

26. Там же, л. 22.

27. Там же, ф. Р-1487, оп. 1, д. 50, л. 82.

28. Там же, л. 151.

29. Там же.

30. Галиуллина Д. М. Губайдуллина Марьям Салиховна // Татарская энциклопедия. - Казань: Инст. тат. энцик., 2005. - Т. 2. - С. 208.

31. Шараф Г. Ш. История возникновения выставки // Выставка культуры народов Востока. Путеводитель по выставке. - Казань: Первая гос. тип., 1920. - С. 7.

32. Там же. - С. 8.

33. Выставка культуры народов Востока. Путеводитель по выставке. - Казань: Первая гос. тип., 1920. - С. 38-43.

34. Губайдуллина М. С., Губайдуллин К. С. Татары // Выставка культуры народов Востока. Путеводитель по выставке. - Казань: Первая гос. тип., 1920. - С. 33-37.

35. Шараф Г. Ш. Указ. соч. - С. 8-9.

36. ГА РТ, ф. Р-2021, оп. 4, д. 19, л. 154.

37. Научное общество татароведения создано в 1923 г. при Академцентре Татнарком-проса с целью исследования татарской культуры и истории. М. С. Губайдуллина была членом данного Общества и принимала активное участие в его деятельности.

38. Историко-этнографическая поездка в Мамадышский кантон ТССР // Вестник научного Общества татароведения. - 1926. - № 4. - С. 93-94.

39. Губайдуллин К., Губайдуллина М. Пища казанских татар // Вестник Научного общества татароведения. - 1927. - № 6. - С. 17-50.

40. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1967. - С. 33.

41. Обзор деятельности Научного общества татроведения (1923-1929) // Вестник Научного общества татароведения. - 1930. - № 9-10. - С. 203.

42. Губайдуллина М. С., Губайдуллин К. С. Татары // Выставка культуры народов Востока. Путеводитель по выставке. - Казань: Первая гос. тип., 1920. - С. 33-37; ГубайдуллинаМ. С. Коллекция М. Галеева // Казанский музейный вестник. - 1921. - № 1-2. - С. 84-87; Губайдуллина М. С., Губайдуллин К. С. Пища казанских татар // Вестник Научного общества татароведения. - 1927. - № 6. - С. 17-50.

43. Губайдуллина А. Х. Наша дорогая Марьям апа // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2002. -№ 1/2. - С. 141.

44. Там же. - С. 142.

45. Губайдуллина М. С. Пища азербайджанских тюрок // Изв. Вост. факультета Азерб. гос. ун-та. - Востоковедение. - 1928. - Т. 3.

Список литературы

Галиуллина Д. М. Губайдуллина Марьям Салиховна // Татарская энциклопедия. - Казань: Инст. тат. энцик., 2005. - Т. 2. - С. 208.

Губайдуллин С. Г. Дорогие мои предки // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2003. - № 1/2. -С. 214-219.

Губайдуллин С. Г. Незабвенный мой отец // Газиз Губайдуллин: научно-библиографический сборник. - Казань: Рухият, 2002. - С. 17-62.

Губайдуллина А. Х. Наша дорогая Марьям апа // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2002. -№ 1/2. - С. 139-145.

Леонтьева А. М. К истории высшего специального этнографического образования // Советская этнография. - 1978. - № 2. - С. 58.

Шараф Г. Ш. История возникновения выставки // Выставка культуры народов Востока. Путеводитель по выставке. - Казань: Первая гос. тип., 1920. - 138 с.

References

Galiullina D. M. Gubaydullina Mary am Salikhovna [Gubaydullina Maryam Salikhovna]. IN: Tatarskaya entsiklopediya [Tatar Encyclopedia]. Kazan: Institute of the Tatar Encyclopedia publ., 2005, vol. 2, 208 p.

Gubaydullin S. G. Dorogie moipredki [My dear ancestors]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2003, no. 1/2, pр. 214-219.

Gubaydullin S. G. Nezabvenniy moy otets [My unforgettable father]. IN: Gaziz Gubaydullin: nauchno-bibliograficheskiy sbornik [Gaziz Gubaydullin: a scientific and bibliographic collection]. Kazan: Ruhiyat publ., 2002, pp. 17-62.

Gubaydullina A. Kh. Nasha dorogayaMaryam apa [Our dear aunt Maryam]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov [Echo of centuries], 2002, no. 1/2, pp. 139-145.

Leontyeva A. M. K istorii vysshego spetsialnogo etnograficheskogo obrazovaniya [The history of higher special ethnographic education]. IN: Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], 1978, no. 2, 58 p.

Sharaf G. Sh. Istoriya vozniknoveniya vystavki [The history of the exhibition]. IN: Vystavka kultury narodov Vostoka. Putevoditel po vystavke [Exhibition of the culture of the peoples of the East. Guide to the exhibition]. Kazan: The first state printing house publ., 1920, 138 p.

Сведения об авторе

Марданова Филюза Фаннуровна, заведующий сектором по нематериальному культурному наследию Ресурсного центра внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры Республики Татарстан, e-mail: filuzmardanova@yandex.ru

About the author

Filyuza F. Mardanova, Head of Department of Intangible Cultural Heritage of the Resource Center for Innovation and Preservation of Traditions in the Field of Culture of the Republic of Tatarstan, e-mail: filuzmardanova@yandex.ru

В редакцию статья поступила 11.08.2021, опубликована:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Марданова Ф. Ф. Первый этнограф среди татар // Гасырлар авазы - Эхо веков Echo of centuries. -2021. - № 4. - С. 81-87.

Submitted on 11.08.2021, published:

Mardanova F. F. Pervy etnograf sredi tatar [The first ethnographer among Tatars]. IN: Gasyrlar avazy -Eho vekov [Echo of centuries], 2021, no. 4, рр. 81-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.