Сведения об авторах: Гнатышина Екатерина Викторовна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры экономики, управления и
права,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Kmail: [email protected]
Information about authors: Gnatyshina Ekaterina Viktorovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Economics, Management and Law
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 371.012:331.65 ББК 74.200.526:65.9(2)240
В.В. Гречушников, В.А. Корнев
ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ПО МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ»
В данной статье рассмотрен первый этап обучения по модели «Школа-вуз-предприятие», применяемый в Томском политехническом университете (ТПУ). Период исследования составил 8 лет, с 2008 по 2016 г. Описаны методы работы и мероприятия, проводимые для групп школьников 10-х, 11-х классов школ города Томска. Модель обучения применяется для подготовки высококвалифицированных кадров для энергетической отрасли.
Ключевые слова: школьники, профессиональная ориентация, высшее техническое образование, взаимодействие с работодателями.
V.V. Grechushnikov, V.A. Kornev
THE FIRST STAGE OF TRANING ON THE MODEL "SCHOOL-HIGHER SCHOOL-ENTERPRISE"
The article is focused on the 1st stage of training on the model "school-university-enterprise", applied at the Tomsk Polytechnic University (TPU). The research was carried out from 2008 to 2016 and was targeted at educating future highly qualified specialists in energy industry. The methods used and the events proposed to 10th, 11th grade students of Tomsk schools are described.
Key words: school students, career guidance, technical higher education, stakeholder engagement.
В настоящее время трудно найти предприятие, которое не желало бы получить в ряды своих сотрудников высококвалифицированных работников. Подготовкой будущих специалистов занимаются многие ведущие вузы страны, но не каждый выпускник подойдет для работодателя. Это обусловлено множеством причин, одна из которых заключается в том, что выпускники не знают специфики конкретного предприятия, поэтому адаптация на
месте работы, как правило, занимает продолжительное время. В публикациях последних лет [1; 3; 4] неоднократно отмечается, что для подготовки кадров требуется взаимодействие школ и университетов с ведущими предприятиями отраслей. Помимо прочего, многие авторы уделяют пристальное внимание активным способам обучения [2; 5].
Данная статья является логическим продолжением и дополнением к статье
I-
к
s ^
с
ч
ф ^
с
I
со >.
m
i
го о
X
ф
т >
ю о
s ф
ч о
.0
CÛ ф
с
ш
ф
X ^
о <
03
со о
X
3
>
т
ф
йЭ йЭ
[6], в которой была представлена модель обучения «Школа-Вуз-Предприятие» («ШВП»), применяемая в ТПУ с 2008 г. для направления «Электроэнергетика и электротехника». В [6] было рассказано о структуре обучения, включающей в себя четыре этапа подготовки: школьники 10-х, 11-х классов (2 года), бакалавры (4 года), магистры (2 года) и молодые специалисты, успешно окончившие обучение и трудоустроенные в филиалы отрасли (адаптация около 1 года). В [6] отмечено, что данная методика обучения дает хорошие результаты.
В данной статье раскрывается более детально первый этап обучения. Хотелось бы отметить, что авторы статьи сами были участниками проекта ШВП и успешно прошли три стадии обучения, начиная с 10-го класса до получения диплома магистра. В настоящее время авторы статьи - аспиранты ТПУ. Аспирантуру по направлению «Электроэенергетика» также можно считать четвертой стадией. Заказчики и спонсоры проекта поддерживают желание выпускников программы осуществлять преемственность поколений в процессе обучения будущих энергетиков.
Принять участие в проекте «ШВП» может любой школьник из школ города Томска. Ранее работа велась в основном со школьниками лучшего образовательного учреждения г. Томска - Лицея при ТПУ, но по причине пассивности родителей и перегруженности учителей с 2015 года к распространению информации о проекте стали привлекаться магистранты, обучающиеся на 3 этапе. Основной проблемой по привлечению в проект других школ было незнание о существовании данного проекта. Официальная рассылка информационных писем с просьбой рассказа о проекте практически не приносит результатов. Поэтому магистранты в личном порядке посещают образовательные учреждения, договариваются о времени и проводят открытые уроки, на которых доводят основную информацию о проекте и приглашают на вводную лекцию, на которой руководители подробно рас-
сказывают и отвечают на появившиеся вопросы о «ШВП».
Данный проект направлен на профессиональное ориентирование и базовое знакомство школьников с будущей профессией. Это позволяет школьникам уже в 10-11 классах определиться в выборе будущей профессии, и в результате, только действительно заинтересованные ученики продолжат дальнейшее обучение.
Первой составляющей является проведение лекций и лабораторных работ по «Общей энергетике». На лекциях объясняются базовые законы физики и математики, то как они соотносятся с реальными устройствами и машинами, такими как генераторы трансформаторы и др. Использование при этом реальных, наглядных моделей и установок позволяет достичь более глубокого понимания физики процесса. Также видно реальное применение тех или иных законов на практике, в результате чего у школьников создается ощущение полезности и применимости изучаемого материала. В ТПУ в 2015 г., при участии авторов данной статьи, был разработан учебно-методический комплекс «Введение в энергетику» по заказу Акционерного общества «Системный оператор Единой энергосистемы» (АО «СО ЕЭС»). В настоящее время данное пособие рекомендовано к использованию в вузах являющихся участниками фонда образовательных проектов «Надежная смена». Помимо лабораторных и лекций, в учебном пособии предусмотрены практические занятия, на которых закрепляются знания, полученные ранее, а также проводится знакомство с программами, которые пригодятся в дальнейшем обучении, в частности - Mathcad. Для закрепления материала и стимулирования индивидуальной работы обучающихся предусмотрены тесты на пять минут в начале пары по основным вопросам пройденного материала.
Во время обучения устраиваются встречи со специалистами и экскурсии на энергетические объекты, такие как станции, подстанции, РДУ, ОДУ, лаборатории университетов и др. Это способ-
ствует лучшему усвоению информации, позволяет соотносить теоретическую информацию с реальными устройствами и их работой. Представители предприятий обладают как практическими навыками работы, о которых они могут рассказать, так и большим количеством историй, связанных с их реальным опытом, что в сочетании еще больше разжигает и поддерживает интерес обучающихся.
Параллельно с этим школьники занимаются индивидуальной работой под кураторством преподавателей вуза. Выполнение рефератов с последующей презентацией позволяет не только расширить охват тем и материала, но и получить навыки подготовки презентаций и публичного выступления. Последнее очень актуально на конференциях, где представляются результаты исследовательской работы школьников. Она включает в себя не только информационное сопровождение проекта, но и выполнение реальных действующих моделей.
В ноябре 2016 года в городе Зелено-горск была проведена выездная «Школа инженерных проектов» («ШИП»). Тем самым создан и апробирован еще один из методов обучения, позволяющий теперь заниматься со школьниками дистанционно.
Основной целью «ШИП» является рассказ, знакомство и привлечение молодежи в ТПУ, помощь в выборе профессии, а также подготовка и выполнение проектов с целью последующего представления их на конференциях Российского и международного уровня. Данная школа включала три направления, такие как «Smart Grid в электросетях нового поколения», «Конструирование и проектирование автоматизированных малогабаритных устройств», «Проектирование малых космических аппаратов. SD-моделирование». Длительность проводимого мероприятия - неделя. Сначала школьников распределяли по направлениям, с которым они бы хотели познакомиться поближе, затем были сформированы команды и представлена основная концепция.
Основной тематикой направления «Smart Grid» являлось электроснабжение. Четырем командам, по 3-4 человека, было дано одно общее задание, которое в последующем подразделялось на более мелкие. Перед школьниками была поставлена задача проектирования изолированной системы электроснабжения, которой являлся строящийся поселок по добыче полезных ископаемых. Исходными данными являлась карта местности с отмеченными на ней полезными ископаемыми, поселком и некоторыми ключевыми точками. Первой общей задачей являлось спроектировать сеть, исходя из условий экономичности (линия должна иметь наименьшую длину), надежности (отключение любой цепи линии не должно прерывать электроснабжения потребителя) и качества электроснабжения (снижение напряжения на конце линии не должно выходить за пределы 5 %).
После успешного выполнения первого задания работа велась в мини-группах. Было необходимо снабдить поселок электроэнергией и теплом. Основываясь на существующих методиках выбора и расчета, школьниками были выбраны количество и мощность генераторов для газотурбинной ЭСТ, при заданной нагрузке, и рассчитаны параметры теплонасоса.
Второй задачей каждой группы был расчет и проектирование накопителей энергии, которые позволяли бы в случае аварии в течение времени, необходимого на включение резерва, поддерживать в энергосистеме постоянною частоту. Такими накопителями являлись механический накопитель энергии, основанный на использовании потенциальной энергии поднятого груза, супермаховик, пневматические аккумуляторы.
Также для решения вопроса электроснабжения была использована микро-ГЭС водоворотного типа. В ходе «ШИП» участником были не только проанализированы существующие разработки, но также предложены конструкторские решения, подтвержденные необходимыми расчетами и экспериментами, позволяющими увеличить эффективность данного источника.
н
к ^
с
ч ф
^
С
I
со
Ш
I
ГО
с; о
X
Ф т
ю о
S
с; ф ч о
о с
S
са о н
е
ч о с с го
й
-О
са
d ф
С
ш
ф
х ^
о <
Ш
со О
X
3
>
т
ф
Ш Ш
В финальный день школьники выступали с презентацией результатов их работы перед комиссией, в состав которой вошли представители Электрохимического завода, Управления образования, руководства и преподаватели центра образования «Перспектива», на базе которого проходила обучение данная школа.
На данный момент с заинтересовавшимися участниками данного направления ведется удаленная работа, продолжается совершенствование моделей и макетов и подготавливаются тезисы для участия в конференциях.
Проведение «ШИП» дало толчок к разработке и созданию проектов-конструкторов. Другими словами, ведется работа по унификации школы. В результате чего, с такой школой можно будет гастролировать по разным городам и ее тематику изменять по необходимости каждого конкретного предприятия или направления. Таким образом, имея заранее изготовленные детали, четко прописанное описание и назначение устройства, методику сборки можно проводить успешные выездные мероприятия. Допустим, заказчик - завод по производству электротехнического оборудования. Цели и задачи - рассказать о производстве и мотивировать на поступление в целевую программу от данного предприятия. Конструктором в таком случае может являться как синхронный или асинхронный, так и трансформатор силовой и измерительный (основная продукция). В течение «ШИП» детям будут рассказаны основные физические принципы работы механизмов, их внутреннее устройство. В это время школьники соберут модель, которую в последующем запустят в работу и предложат некоторые нововведения и усовершенствования. На выходе мы получим готовый продукт, который можно использовать, практическое закрепление теоретических сведений, полученных ранее, мотивацию и интерес со стороны будущих абитуриентов к профессии.
Еще одним из способов мотивации школьников к обучению и выполнению творческих проектов является Межре-
гиональный образовательный форум «Энергия молодости» для будущих энергетиков, реализуемый Благотворительным Фондом «Надежная смена» при поддержке АО «СО ЕЭС» с 2011 г. Комбинацией обучения и развлекательных мероприятий достигается большая вовлеченность участников лагеря. К обучающей части относятся лекции, практические занятия, экскурсии, решение бизнес-кейсов и финал конкурса инженерных решений. Вечерние мероприятия позволяют проявить и развить творческие таланты участников, а также разгрузить от учебной нагрузки. Возрастная аудитория - от 17 до 25 лет, что также благоприятно сказывается на образовательном и творческом процессе, потому как более взрослые участники могут поделиться и помочь более молодым, что в сочетании с соревновательным процессом еще сильнее сближает участников разных городов и возрастов превращая в единую команду. Также для проведении лекций приглашаются не только представители вузов, но и производств. А вместе с тем устраиваются встречи с работодателями и представителями предприятий. В результате чего старшие участники могут познакомиться со своим будущим начальником, а уже работающие - в личном порядке - решить или донести до сведения те или иные проблемы.
Таким образом, восьмилетний опыт проведения первого этапа обучения показал, что из общего числа набора к концу первого этапа обучения остается 2025% участников. Процент не велик, но модель обучения «ШВП» предусматривает индивидуальную работу и подготовку некоторого количества высококвалифицированных кадров в том количестве, которое необходимо для предприятия. По итогу оставшийся процент обучающихся показывает высокую заинтересованность в обучении, успешно справляется с поставленными перед ними задачами, побеждает в олимпиадах и конкурсах. Но самое главное, что они проходят весь цикл обучения по программе «ШВП» и успешно трудоустраиваются в Филиалы АО «СО ЕЭС».
Библиографический список
1. Бельская, Е.Я. Применение кейс-метода для обучения будущих энергетиков [Текст] / Е.Я. Бель-ская, Н.А. Старцев, В.В. Шестакова // Интеллектуальные энергосистемы: труды III Международного молодёжного форума, г. Томск: в 3 т. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). - Томск: Изд-в ТПУ, 2015. - Т. 3. - С. 252-257.
2. Гордеева, Д.С. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики [Текст] / Д.С. Гордеева, А.В. Савченков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. - С. 30-35.
3. Гущина, Л.А. Модель системы формирования инновационной компетенции у студентов технических вузов [Текст] / Л.А. Гущина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2. - С. 28-33.
4. Дегтярева, И.А. Технология проектирования образовательного процесса, направленного на развитие социально-профессиональной компетентности [Текст] / И.А. Дегтярева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6. - С. 43-51.
5. Лисичко, Е.В. Просветительско-образовательный проект для школьников «Университетские субботы» по физике [Текст] / Е.В. Лисичко, Е.И. Постникова // Innovationen in der Wissenschaft: Theorie und Praxis: Proceedings of the Ith Internationale Konferenz, Vienna, March 25, 2016. - Vienna: East West, 2015 - P. 140-144.
6. Шестакова, В.В. Модель обучения «Школа-вуз-предприятие» в высшем техническом образовании на примере электроэнергетики [Текст] / В.В. Шестакова, Е.В. Лисичко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3. - С. 112-118.
References
1. Belskaia E.Ya., Startsev N.A., Shestakova V.V. The use of the case method for training future engineers. Smart grids: proceedings of the III International youth forum. 2015. V. 3. Tomsk: Izd-vo TPU, 2015. P. 252-257. [in Russian].
2. Gordeeva D.S., Savchenkov A.V. Topical problems of interaction of universities with the real sector of the economy. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 7. P. 30-35. [in Russian].
3. Gushchina L.A. The model of the system of formation of innovative competence at students of technical universities. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 2. P. 28-33. [in Russian].
4. Degtiareva I. A. Technology of designing of educational process aimed at the development of social-professional competence. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 6. P. 43-51. [in Russian].
5. Lisichko E.V., Postnikova E.I. Educational and educational project for schoolchildren "University Saturdays" in Physics. Innovationen in der Wissenschaft: Theorie und Praxis: Proceedings of the Ith Internationale Konferenz, Vienna, March 25, 2016. Vienna: East West, 2015 P. 140-144. [in Russian].
6. Shestakova V. V., Lisichko E.V. . The learning model "school-university-enterprise" in higher technical education by the example of electric power industry. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017. № 3. P. 112 -118. [in Russian].
Сведения об авторах: Гречушников Владислав Викторович,
ассистент кафедры электроэнергетических систем,
Национальный исследовательский Томский
политехнический
университет,
г. Томск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected], [email protected]
I-
Information about the authors: Grechushnikov Vladislav Victorovich,
Assistant lecturer,
Department of Electric Power Systems,
National Research Tomsk
Polytechnic
University,
Tomsk, Russia.
E-mail: [email protected], [email protected]
Корнев Василий Александрович,
ассистент кафедры электроэнергетических систем,
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Российская Федерация. Ema.il: [email protected]
Kornev Vasiliy Aleksandrovich Assistant lecturer,
Department of Electric Power Systems, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia.
E-mail: [email protected]; KornevVA3007@ gmail.com
УДК 371.018:151.8 ББК 74.9:88.5
Я.С. Дикусар
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В данной статье рассмотрена проблема влияния факторов воспитательного воздействия на формирование девиантного поведения подростков. Представлен анализ биологических и психологических теорий формирования девиантного поведения. Автор концентрирует внимание на таких критериях семейного благополучия/неблагополучия, как эмоциональное отношение к ребенку и особенности требований и контроля. В результате проведенного исследования автором выявлены факторы воспитательного воздействия в семьях подростков с девиантным поведением и без проявления девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, неблагополучная семья, факторы семейного воспитания.
Y.S. Dikusar
INFLUENCE OF A FAMILY ON FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS
The problem of influence of factors of educational impact on formation of deviant behavior of teenagers is considered. The analysis of biological and psychological theories of formation of deviant behavior is submitted. The author concentrates attention on such criteria of family wellbeing / trouble as the emotional attitude towards the child and feature of requirements and control. As a result of the conducted research by the author factors of educational influence in families of teenagers with deviant behavior and without manifestation of deviant behavior are revealed.
Key words: deviant behavior, dysfunctional family, factors of family education.
Традиционно главным институтом воспитания рассматривается семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Это связано, прежде всего, с тем, что в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье человек проходит первый и наиболее важный этап своего становления и развития, усваивает образцы и нормы поведения, принятые в обществе.
Вместе с тем ни один другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько это может сделать семья. Многие отечественные и зарубежные исследователи выделяют неблагополучную семью как один из главных факторов риска формирования девиантного поведения детей и подростков.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поступки или действия, ко-