Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС - ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ'

ПЕРВЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС - ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ БЕЛОРУССКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС - ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ»

Научная жизнь

И.А. Бирич, Н.М. Твердынин

Первый Белорусский философский конгресс — впечатления участников

Говоря о Первом Белорусском национальном философском конгрессе «Национальная философия в глобальном мире», проходившем в Минске осенью прошлого года, хотелось бы отметить множество интереснейших в научном плане моментов. Но изначально следует сказать о двух вещах, которые к науке вроде бы и не имеют непосредственного отношения. Первое — великолепная организация конгресса: внимательное отношение к участникам, их размещение, питание, решение транспортных проблем, четкая и согласованная организация работы всех пленарных заседаний и секций, большая, насыщенная и интересная культурная программа. Второе — касается того, что само название «Первый» отнюдь не свидетельствует об отсутствии до этого масштабных научных мероприятий, которые бы осуществлялись с участием представителей белорусской философской школы. Множество конференций как собственно философской, так и междисцилинарной направленности, имеющих значительную философскую составляющую, постоянно проводятся в Минске и других белорусских научно-культурных центрах, в этих мероприятиях участвуют десятки стран, публикуются соответствующие материалы, вызывающие безусловный интерес философского сообщества, о чем можно судить, в частности, по индексам цитирования.

Дело в том, что проведение конгресса обозначило качественно новый этап развития философии на постсоветском пространстве. Впервые с 1991 г. вне России состоялся философский форум, на котором, не взирая на сложности в отношениях ряда стран бывшего СССР, собрались философы практически всего постсоветского пространства. Помимо этого, было обеспечено широкое участие представителей ведущих философских школ Европы, Азии и Северной Америки. Дискуссия велась практически по всем разделам философского знания. На данном конгрессе все пленарные доклады отличало значительное научное содержание; при этом они служили своеобразной «затравкой»

к дискуссиям, которые далее происходили на форумах, секциях и круглых столах, чья тематика коррелировалась с тематикой соответствующего доклада. Перейдем к конкретным примерам.

Первый день философского конгресса, пленарное заседание в Президиуме Национальной академии наук Беларуси. Академик Российской академии наук В.С. Стёпин, который в 1970-е гг. участвовал в становлении белорусской философии, в докладе «Кризис современной цивилизации и проблема объединяющих ценностей» поставил вопросы, которые касались тематики по меньшей мере пяти - шести секций конгресса. Проблема соотношения взглядов на понятие «устойчивое развитие» в контексте развития социума в условиях техногенной цивилизации является актуальной для многих философских направлений, поскольку обосновывает практическую ценность прогностической функции современной философии.

Эту проблему развил в докладе «Проект многоцивилизационного мира как основание идеи многополярности: концепция всечеловеческого сегодня» директор Института философии РАН академик А.В. Смирнов. Он дал мощный импульс для современной социальной философии в целом, вскрыл современные противоречия многополярного мира, обосновал переход к концепции многоцивилизационного мира. При этом Андрей Вадимович четко обозначил всю глубину данной социально-политической проблематики, ее сложность и одновременно перспективность для философского анализа: «Разработка проекта многоцивилизационного мира по сути еще не началась. Беззубые проекты, такие как "диалог цивилизаций", "альянс цивилизаций", могут рассматриваться лишь как паллиативы в текущей политической конъюнктуре... Такого рода проекты лишены главного — теоретического обоснования много-, а не моноцивилизационного устройства». Таким теоретическим обоснованием, аргументировал это утверждение А.В. Смирнов, «может выступать только положение о логике культуры и ее определяющей роли в развитии цивили-зационного проекта, развиваемого данной культурой или группой культур, сопряженное с принципиальным тезисом о множественности, равноправии и взаимной несводимости этих логик» [1: с. 251]. Именно в этом ключе решается далее успешность развития надгосударственных структур, включая перспективы разворачивания «Евразийского процесса».

Доклад профессора кафедры геопространственных наук Рэдфордов-ского университета (США) Г. Иоффе может быть в определенной степени рассмотрен как парный (в некоторых отношениях даже зеркальный) докладу А.В. Смирнова, поскольку, пусть и в неявной форме, отразил глобалист-ско-монополярные взгляды на социум, хотя и с попытками найти некий путь позитивного развития.

А вот доклад заместителя директора Института философии Китайской академии общественных наук профессора Цуй Вэйхана (Пекин) «Состояние и задачи исследования философии в современном Китае» перекликался как с выступлением В.С. Стёпина, так и с выступлением А.В. Смирнова. Одновре-

менно в нем было показано, что планируемый подход к решению философских проблем в стране является вполне взвешенным для путей их практического решения. Такое традиционалистское восприятие научного развития прозвучало достаточно непривычно в контексте европейской философской мысли, особенно ее социально-философского сегмента.

Переходя к анализу работы отдельных секций, форумов, круглых столов, которых за три дня было более 100, естественно, что обсуждать, да и то весьма кратко, мы будем только те из них, тематика которых оказалась близкой авторам.

Весьма интересно проходила работа секции «Философия и современная научная картина мира: эпистемологические основания, трансдисциплинарные принципы». Глубоко логичный как в философском, так и в общенаучном понимании доклад доктора философских наук главного научного сотрудника Института философии Национальной академии наук Беларуси (Минск) В.К. Лукашевича «Модусы трансдисциплинарных исследований в праксеологическом измерении» позволяет судить о принципиально новом подходе, предложенном автором, к осмыслению преимуществ и недостатков, выявляемых при сравнительном анализе успешности монодисциплинарных, междисциплинарных и трансдисциплинарных научных разработок. Данная проблематика была затронута и в другом, не менее интересном докладе доктора философских наук, профессора кафедры философских учений Белорусского технического университета В.П. Старжинского и кандидата юридических наук В.В. Цепкало (Минск) «Трансдисциплинарность как новация постнеклассической науки». В нем привлекла внимание инновационность подхода к понятию проектирования, соотносимо ли это с научно-техническими реалиями или же с процессами, происходящими в социальных системах.

В докладе одной из наиболее заслуженных представительниц белорусской философской школы, доктора философских наук, зав. кафедрой социальной коммуникации Белорусского государственного университета Я.С. Яскевич (Минск) «"Жизнь в Сети" и коммуникационные барьеры сетевого человека в условиях виртуальной реальности» были затронуты противоречия Интернета, приводящие как к позитивным, так и к негативным результатам, возникающим при всё большем погружении человека в порождаемое компьютерными технологиями пространство виртуальной реальности.

Весьма высок уровень других докладов, представленных хозяевами конгресса. Хотелось бы отметить два из них, которые в определенной степени оттеняют успехи белорусской философии в сфере философии науки и техники. На секции «Научная и техническая рациональность в перспективе информационной цивилизации», где Н.М. Твердынину довелось быть ее модератором, прозвучали доклады кандидата философских наук, научного сотрудника Института философии НАН (Минск) А.С. Червинского «Роль философии в формировании социоэкологических представлений» и кандидата философских наук, доцента кафедры экономики Белорусского государственного

университета (БГУ, Минск) И.А. Барсук «Теоретико-методологичекие проблемы экономической науки: история и современность».

Во второй день конгресса заседания проходили в основном на факультете философии и социальных наук БГУ На пленарном заседании Международной научной конференции «Философия и цивилизационные перспективы постсовременности» с докладами выступили научный руководитель Института философии РАН А.А. Гусейнов, ректор БГУ, доктор педагогических наук А.Д. Король, заведующий кафедрой философии и методологии науки БГУ А.И. Зеленков, директор Университета г. Щецин (Польша) О.Н. Козлова, профессор Университета языков и коммуникации г. Милана (Италия) А. Супаквади и др.

Дискуссионную интонацию конференции задал в своем докладе «На каком языке говорит философия?» А.А. Гусейнов, который предложил вернуться к национальным истокам философствования и уйти от однополярности мышления всяческих конференций, где рабочим языком является английский, продолжающий традицию Средневековья с его общим для науки латинским языком. Все-таки философия связана с естественным национальным языком, поэтому ее, в отличие от науки, нельзя формализовать. Перед любой национальной философией стоит задача поднять ментальность своего народа с обыденного уровня на рефлексивный. Есть и обратная зависимость: судьба самой нации во многом связана с судьбой национальной философии, передающей и хранящей пафос ее создателей.

Ректор БГУ А.Д. Король выступил с интригующим докладом «"Логос" и "Дао" образования: куда идет педагогическая наука? (Философско-методо-логический аспект)». Докладчик сравнил две образовательные модели Запада и Востока, объяснив их различие разными целями самореализации человека. Если на Западе человек — это «чистый лист», что заполняется опытом человечества и чужой информацией, когда «флешка убивает ее смысл и мораль», то на Востоке человек — внутренне богат, только надо найти «путь к себе», что и есть осуществление Дао: в молчании и сосредоточенности. Ректор предложил обратиться к концепции М.М. Бахтина о диалоговой природе человека и выстроить на ее основе путь к себе как «дидактику молчания и эвристики».

А.И. Зеленков рассказал о философии как атрибуте классического университета и поделился социокультурным опытом БГУ, который охватывает 100-летний период: от становления марксизма в 1920-1930 гг., через постпозитивизм 1970-1980-х гг., когда на факультете философии работал В.С. Стёпин, до формирования современной минской школы в философии с ее эколого-аксиологическими матрицами гуманизации знания.

Л.А. Шашкова (Киев), О.Н. Козлова (Щецин), И.Ф. Лисеев (Москва) говорили об условиях реализации в мире концепции устойчивого развития, связывая ее с программой выхода из социокультурного кризиса и экологизацией сознания человечества.

В ходе конференции работало шесть форумов: «Философия в публичном пространстве социума», «Устойчивое развитие и высокие технологии как актуальные приоритеты социодинамики», «Современные общества на путях модернизации: проблемы и перспективы», «Многообразие и диалог культур в ракурсе философского анализа», «Человек в рискогенном обществе», посвященный памяти члена-корреспондента РАН Б.Г. Юдина, и «Философия образования и социальные инновации».

На анализе последнего форума, где И.А. Бирич была модератором, мы остановимся более подробно.

На нем присутствовало 16 человек из 10 городов Беларуси, России, Узбекистана, а тезисы на данную тему прислали около 50 человек (см.: [1: с. 559-621]). Это свидетельствует о животрепещущей актуальности заявленной проблематики. Все выступающие отметили отсутствие в образовании любой ступени целей развития мировоззренческого кругозора учащихся. Если заведующий кафедрой философии Могилевского университета М.И. Вишневский отметил утрату целостности и аксиологического ракурса предмета «Обществознание», а также неразвитость междисциплинарной методологии в преподавании философии, то заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук Витебского медицинского университета С.П. Кулик заявил о глобальных вызовах постписьменной культуры, которые стоят сегодня перед образованием. Он перечислил антиномии данного глобального кризиса, в которые включил не менее восьми признаков: от преобладания эмоционального сознания над рациональным до преобладания явления над сущностью, виртуального над реальным.

Все выступающие подтвердили необходимость гуманитаризации образования как альтернативы его технократизации. Во многом это зависит от качества личности преподавателя социально-гуманитарных дисциплин, особенно в подготовке будущих специалистов педагогического профиля. Недаром в Министерстве образования и науки РФ разрабатывается модель «Университета Х», о чем рассказал коллегам научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН, доцент кафедры гносеологии и истории философии Новосибирского национального исследовательского университета В.В. Петров.

В завершение насыщенного дня на факультете философии и социальных наук БГУ прошли два круглых стола: «Актуальные проблемы философии религии и религиоведения» и «Парадоксы и риски глобализации».

Безусловно, было бы невозможно описать в относительно небольшом обзоре всё многообразие сделанных на конгрессе сообщений. Остается сказать, что материалы конгресса опубликованы в сборнике тезисов выступлений [1] и доступны на сайте Института философии НАН Республики Беларусь. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что конгресс отличал высокий уровень не только представленных материалов, но и прекрасно организованной дискуссии. Организаторы сделали все возможное, чтобы участники одних секций могли включиться в работу других, материалы которых оказывались им тематически близки или же вызывали значительный научный интерес.

Практически все участники конгресса смогли реализовать свои пожелания и остались довольны его организацией. Все доклады показывают весьма высокий уровень белорусской философской школы и ее соответствие как уровню ведущих философских центров на постсоветском пространстве, так и общеевропейскому уровню.

На заключительном пленарном заседании конгресса были подведены итоги: всего участвовало 500 человек, в БГУ — 237 человек (37 из других стран). Отмечена оригинальность проблемы, прозвучавшей в названии конгресса, его евразийский разворот. Решение конгресса, принятое на заседании, носило не только актуальный, но и побуждающий характер, обращено ко всем общественным структурам политической, научной, культурной жизни Беларуси.

Литература

1. Национальная философия в глобальном мире: тезисы Первого Белорусского философского конгресса / Нац. академия наук Беларуси, Ин-т философии. Минск: Беларуская навука, 2017. 765 с.

Literatura

1. Nacional'naya filosofiya v global'nom mire: tezisy' Pervogo Belorusskogo filosofskogo kongressa / Nacz. akademiya nauk Belarusi, In-t filosofii. Minsk: Belaruskaya navuka, 2017. 765 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.