Научная статья на тему 'Первые в стране. Опыт ООО "Газпром трансгаз Саратов" по развитию рынка газомоторного топлива в Саратовской области'

Первые в стране. Опыт ООО "Газпром трансгаз Саратов" по развитию рынка газомоторного топлива в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / КОМПРИМИРОВАННЫИ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ" / АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ / ГАЗОБАЛЛОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ / ПЕРЕДВИЖНОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГАЗОВЫЙ ЗАПРАВЩИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавский О.И., Сурков В.А.

В статье рассматриваются этапы развития газомоторного топлива в Саратовской обл. и вклад ООО «Газпром трансгаз Саратов» в развитие национального рынка данного сегмента. Отмечена динамика перевода на газ корпоративного автопарка за счет новых поступлений и переоборудования транспортных средств на газомоторное топливо собственными силами предприятия. Отдельное внимание уделено сотрудничеству дочерней газотранспортной организации ПАО «Газпром» с предприятиями и коммунальными службами Саратовской обл. по развитию региональной газомоторной инфраструктуры и популяризации газотопливного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журавский О.И., Сурков В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые в стране. Опыт ООО "Газпром трансгаз Саратов" по развитию рынка газомоторного топлива в Саратовской области»

ПЕРВЫЕ В СТРАНЕ

ОПЫТ ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ» ПО РАЗВИТИЮ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 658.64

О.И. Журавский, ООО «Газпром трансгаз Саратов» (Саратов, РФ), Zhuravsky-oi@utg.gazprom.ru

В.А. Сурков, ООО «Газпром трансгаз Саратов» «Саратовавтогаз» (Саратов, РФ), surkov-vA@utg.gazprom.ru

В статье рассматриваются этапы развития газомоторного топлива в Саратовской обл. и вклад ООО «Газпром трансгаз Саратов» в развитие национального рынка данного сегмента. Отмечена динамика перевода на газ корпоративного автопарка за счет новых поступлений и переоборудования транспортных средств на газомоторное топливо собственными силами предприятия. Отдельное внимание уделено сотрудничеству дочерней газотранспортной организации ПАО «Газпром» с предприятиями и коммунальными службами Саратовской обл. по развитию региональной газомоторной инфраструктуры и популяризации газотопливного транспорта.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САРАТОВ», АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ, ГАЗОБАЛЛОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ, ПЕРЕДВИЖНОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГАЗОВЫЙ ЗАПРАВЩИК.

Впервые природный газ как моторное топливо был использован на Саратовской земле 75 лет назад. В сентябре 1942 г. саратовским природным газом был заправлен первый в стране автомобиль с газотопливным двигателем. По предложению заведующего кафедрой Саратовского автодорожного института Георгия Константиновича Бутовского на выводной трубе скв. № 4 Елшанского месторождения был установлен штуцер отбора газа. Баллоны, установленные на ЗиС-5, наполнялись газом непосредственно из скважины под естественным давлением 36 атм [1, 2].

РЕШЕНИЕМ ОБКОМА

24 ноября 1942 г. Бюро Саратовского обкома ВКП(б) принимает решение за два месяца перевести с бензина на газ 160 автомобилей и до конца года построить автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС). К сожалению, в послевоенные годы страна находилась в тяжелом экономическом положении, все отрасли производства испы-

тывали трудности, не исключением стало и автомобилестроение, возможности производить и эксплуатировать автомобили на газомоторном топливе не было.

Новый виток развития рынка газомоторного топлива наступает в 80-е гг. ХХ в. В это время в Саратове было несколько предприятий, автопарк которых был пол -ностью переведен на природный газ. В области с 1984 по 1999 г. «Саратовтрансгаз» строит шесть АГНКС: по одной в городах Балашове и Петровске (АГНКС-250), в р. п. Екатериновке и Александров Гай (АГНКС-50) и две станции в г. Саратове (АГНКС-500).

31 декабря 1984 г. на АГНКС-1, Сокурский тракт, метаном заправляется первый автомобиль ЗиЛ-131. К концу 1980-х гг. загруз -ка АГНКС в Саратове доходит до 100 % [3].

ПАДЕНИЕ И НОВЫЙ ВЗЛЕТ

В 1990-х гг. выпуск отечествен -ных газобаллонных автомобилей (ГБА) прекращается, сокращается и действующий парк газобаллонных транспортных средств(ГБТС) вследствие закрытия автопред-

приятий г. Саратова и области. За -грузка станций снижается практически до нуля. В этих условиях в целях увеличения загрузки АГНКС нашим предприятием в 1994 г. разрабатывается и внедряется Программа по переводу собственного транспорта для работы на КПГ.

Для реализации данной Программы на базе Транспортного управления Общества создается участок по переоборудованию автотранспорта на газовое топливо, проводятся установка и испытание различных газотопливных систем на транспортные средства (ЗиЛ, ГАЗ, КАМАЗ, МАЗ). За период с 1994 по 2010 г. для работы на КПГ было переведено более 850 автотранспортных средств, принадлежащих нашему предприятию и предприятиям Саратовской обл. В период с 2005 по 2010 г. наблюдалась тенденция снижения переоборудования транспортных средств из-за дороговизны комплектов газобаллонного оборудования (ГБО) и баллонов.

Начиная с 2010 г. по настоящее время Общество приобретает ГБТС в заводском исполнении или ра-

ботающие исключительно на газомоторном топливе, с газовыми двигателями.

В настоящее время парк газобаллонных транспортных средств в Обществе составляет 40 % от общего парка автотранспорта (таблица).

Благодаря взвешенной ценовой политике общества (14,0 руб. за 1 м3) и информационной работе в последние годы динамично развивается частный и муниципальный парк автомобилей, работающих на КПГ. Парк ГБТС сторонних организаций и жителей Саратовской обл. сегодня насчитывает более 1600 ед. техники (1627 ед.). За 5 лет парк вырос на 90 % (рис. 1).

Многолетний опыт позволил создать в ООО «Газпром трансгаз Саратов» систему обеспечения качественного переоборудования, безопасной и эффективной эксплуатации газобаллонных автомобилей, включающую участки по переоборудованию и ремонту транспортных средств, освидетельствованию баллонов высокого давления и шесть АГНКС.

Для единого управления данной системой в Обществе в ноябре 2006 г. был создан филиал «Саратовавтогаз», где был аккумулирован весь производственный потенциал в сфере переоборудования и обслуживания транспорта, производства и реализации КПГ (рис. 2).

Производственные мощности участка позволяют в год проводить ТО и ТР до 760 ед. газобаллонных транспортных средств (ГБТС) и освидетельствовать не менее 4200 автомобильных газовых баллонов (среднее число баллонов на одном автомобиле -6 шт.) (рис. 3).

Обществом эксплуатируются шесть АГНКС, двум из которых уже более 30 лет.

Загрузка АГНКС за последние 5 лет увеличилась с 14,7 % в 2013 г. до 22,0 % в 2017 г. (рис. 4).

Реализация КПГ ООО «Газпром трансгаз Саратов» за 8 месяцев

Процентное отношение техники, работающей на КПГ, к общему парку техники

В том числе с ГБО:

Вид техники Всего, ед. ед. %

Автобусы 175 72 41

Грузовые автомобили 242 131 54

Легковые автомобили 198 95 48

Специальные автомобили 236 39 16

Дорожно-строительная 231 0 0

Грузоподъемная 28 7 25

ИТОГО: 1110 344 39

1800

1— 3 1600

'о 1400

чо о 1200

е шии

га 800

т г. 600

си э- 400

¡3 ас 200

0

1520

1627

112В

855

■ ■ I 1

2013

2014

2015 Годы

2016

2017

- АГНКС-1 Саратов - АГНКС-2 Саратов АГНКС Балашов

- АГНКС Петровен - АГНКС Алтай - АГНКС Екатериновка

Рис. 1. Динамика роста сторонних ГБТС

Рис. 2. Региональный центр по переоборудованию автотранспорта на КПГ в г. Саратове

Рис. 3. Объемы работ на участке по переоборудованию автомобилей на газовое топливо

10,00..... 9,00..... В,00..... 7,00..... 6,00..... 5,00..... 4,00..... 3,00..... 2,00..... 8,09 8,50

7,16

5,68 6,12

ас ОС ^ ГО со га ш 4,4 3 4,63 5,13 5,99 6,35

1,00.......... 0,00'— 1,25 1,49 2,03 2,10 2,15

2013 2014 2015 Годы 2016 2017

■ Транспорт Общества ■ Сторонние потребители

Рис. 5. Объемы реализации КПГ

2017 г. выросла на 30 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. (рис. 5).

Доставка КПГ в удаленные от АГНКС филиалы Общества осуществляется двумя передвижными автомобильными газовыми заправщиками (ПАГЗ): ПАГЗ-3000/25 и ПАГЗ-2700.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

В целях выполнения Программы по расширению использования КПГ на собственном транспорте Группы «Газпром» на 2014-2017 гг. [4], утвержденной Приказом от 23.05.2016 № 336, для ООО «Газпром трансгаз Саратов» предусмотрено приобретение ГБТС:

- в 2016 г. - 8 ед. (выполнено в полном объеме);

- в 2017 г. - 38 ед. + 2 ед. ПАГЗ;

- в 2018 г. - 30 ед.

Программой по созданию газозаправочной инфраструктуры на промышленных площадках дочерних обществ на период 2017-2019 гг. (утв. Постановлением Правления ПАО «Газпром» от 26.10.2016 № 42) [5] предусмотрено приобретение 6 блоков КПГ. На сегодняшний день технические требования на проектирование 6 блоков КПГ направлены для согласования в ПАО «Газпром». Производственно-изыскательные работы планируется провести в

2018 г., а в 2019 г. - завершить строительно-монтажные работы. Ввод данных блоков КПГ позволит существенно расширить зону эксплуатации ГБТС Общества.

Следует отметить, что Обществом постоянно ведется работа по популяризации использования КПГ в качестве моторного топлива в Саратовской обл.

Примером плодотворной совместной работы является сотрудничество ООО «Газпром

Рис. 4. Динамика загрузки АГНКС по годам

трансгаз Саратов» и ООО «Газпром газомоторное топливо» с организациями Саратовской обл. В июне 2016 г. был реализован проект по созданию парка экологически чистого такси ООО «Метро», насчитывающего 220 автомобилей, пользующихся повышенным спросом у населения. В течение 2016-2017 гг. на газомоторное топливо в области перешли строительные организации (ООО «Жилпромстрой», ООО Компания «Кронверк») и организация агропромышленного комплекса (ООО «РосАгро-Са-ратов»). Обществом также ведется постоянная работа с му-

ниципальными предприятиями (МБУ «Дорстрой», МБУ «Служба благоустройства города»), с общеобразовательными учреждениями и организациями здравоохранения. Последним ярким примером использования газомоторного топлива в регионе являются приобретение и ввод в эксплуатацию ОАО «Межгородтранс» пяти автобусов большого класса (НЕФАЗ) с газовыми двигателями.

Дальнейший рост производства и реализации КПГ мы видим в увеличении парка техники как стороннего, так и корпоративного транспорта Общества и в расширении сети АГНКС. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутовский Г.К. Автомобили: руководство для шоферов 1-го класса и автомехаников. Саратов: Саратовское кн. изд-во, 1953. 688 с.

2. Поспелов В. Довоенная полуторка на метане // Газовая промышленность. 2003. № 4. С. 23.

3. Клементьев А.С. История применения газового топлива в транспортных машинах // Транспорт на альтернативном топливе. 2011. № 5. С. 74-77.

4. Программа по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на собственном транспорте организаций Группы «Газпром» на 2014-2017 гг. (с учетом изменений, утв. Приказом ПАО «Газпром» от 23.05.2016 № 336).

5. Программа по созданию газозаправочной инфраструктуры на промышленных площадках дочерних обществ на период 2017-2019 гг. (утв. Постановлением Правления ПАО «Газпром» от 26.10.2016 № 42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.