Научная статья на тему 'Первые шаги по восстановлению учреждений образования города Сталинграда в 1943 году'

Первые шаги по восстановлению учреждений образования города Сталинграда в 1943 году Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сталинград / восстановительный период / учреждения образования / материально-техническая база учреждений / кадры / Stalingrad / the reconstruction period / educational institutions / material and technical base of institutions / personnel

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Серенко М.Н.

Представленная работа посвящена изучению вопросов, связанных с восстановлением разрушенного в ходе Великой Отечественной войны, народного хозяйства, в частности, учреждений образования. Проблема раскрывается на примере города Сталинграда. Названный город был почти до основания разрушен в ходе ожесточенных боев и восстановлен заново.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Серенко М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first steps to restore the educational institutions of the city of Stalingrad in 1943

The presented work is devoted to the study of issues related to the restoration of the national economy destroyed during the Great Patriotic War, in particular, educational institutions. The problem is revealed by the example of the city of Stalingrad. The named city was almost completely destroyed during fierce battles and rebuilt.

Текст научной работы на тему «Первые шаги по восстановлению учреждений образования города Сталинграда в 1943 году»

Серенко М.Н.

Преподаватель. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Волгоградский филиал).

Первые шаги по восстановлению учреждений образования города Сталинграда в 1943 году*

Накануне Великой Отечественной войны город Сталинград был крупным областным центром с населением свыше 400.000 человек. Город имел развитую систему общего и дошкольного образования.

Школьная сеть Сталинграда удовлетворяла потребностям города и полностью охватывала детский контингент. К началу войны в Сталинграде функционировали 133 общеобразовательных школы. В этих учебных заведениях обучалось 68.965 юных сталинградцев [14, с. 233].

Школьная сеть равномерно покрывала всю территорию Сталинграда. От Тракторозаводского до Кировского районов наполняемость классов была примерно одинаковой, что говорит о правильной дислокации школ, учитывавшей численность населения того или иного района или поселка.

Большинство школ Сталинграда относились к разряду крупных, с большим контингентом обучающихся. Эти школы были построены в 30-е годы, в период бурного экономического роста города, который сопровождался значительным увеличением численности населения. Обычно это было четырехэтажное здание, с 22-мя классными комнатами [1. Л. 5].

Например, только в одном 1937 году в Сталинграде было построено 9 больших школ, в которых смогли получать качественное образование 6.000 учащихся. Годом позже, в 1938 году, было построено еще 5 больших школ, на 4.400 учеников [23, с. 150].

Активную помощь городу в возведении новых школ оказывали промышленные предприятия Сталинграда. Свои большие школы строили тракторный завод, металлургический гигант «Красный Октябрь» и многие другие.

Как правило, возводимые в 30-е годы школы Сталинграда, были настоящими произведениями архитектурного искусства. К примеру, построенная на стыке двух промышленных гигантов, тракторного и артиллерийского завода «Баррикады», школа №12 сооружалась под личным контролем народного комиссара тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. Фронтон школы был украшен резными фресками, пол устлан уникаль-

© Серенко М.Н., 2023.

ным итальянским паркетом, а перед входом бил фонтан. Строительство школы велось специально командированными архитекторами и мастерами из Москвы [17, с. 147-149].

С началом Великой Отечественной войны, часть школ Сталинграда была передана под нужды обороны и оборонной промышленности. Тем не менее, к началу Сталинградской битвы и уличных боев, функционировало 96 школ [4. Л. 1].

В ходе ожесточенных боев за Сталинград, из 133 существовавших школ разрушены были 82 школы. Сохранились преимущественно школы, находившиеся в Кировском районе Сталинграда, который подвергался артиллерийским обстрелам и авиационным бомбардировкам, но не пережил ужаса уличных боев [5. Л. 90].

После завершения боев в городе Сталинграде, практически отсутствовало население [9. Л. 341.]. Большая часть горожан была выселена немцами или эвакуирована советскими органами власти. В самом городе насчитывалась чуть более 30.000 жителей [20, с. 681]. Две трети населения проживали в самом южном, Кировском районе. В других районах численность населения была мизерной. В Краснооктябрьском районе, например, перепись не выявила ни одного жителя [25, с. 379-381].

Сразу после завершения Сталинградской битвы, началось восстановление города [22, с. 2]. Основные усилия органов власти были направлены на возрождение экономического потенциала города и объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. Вопросу восстановления нормальной работы образовательных учреждений на начальном этапе уделялось не так много внимания.

Инициаторами начала функционирования учреждений образования выступили педагоги и родители учеников [15, с. 250]. Как правило, обучение детей велось в приспособленных помещениях, подвалах или зданиях, не имеющих части стен [8. Л. 1 об.]. Зачастую, сапёрам приходилось проделывать специальные проходы в минных полях, чтобы дети и педагоги могли пройти к школе [11, с. 158-159].

И все же, не смотря на трудности и недостаточное внимание властей, школы открывались [7. Л. 3]. Например, в сильно пострадавшем в ходе уличных боев Ворошиловском районе уже к маю 1943 года функционировали 7 школ [24, с. 3.]. В двух комнатушках сохранившегося подвала открыли школу для детей Баррикадского района [13, с. 98].

Население Сталинграда активно откликалось на просьбы помочь в восстановление школ и хотя бы небольшом ремонте пригодных для учебного процесса помещений. В работах на объектах образования принимали участие люди самых разных профессий. Например, главный бухгалтер Сталинградского порта в свободное время сооружал печи в готовых к открытию

школах [16, с. 3].

В апреле 1943 года за партами учились уже 4.000 детей. К этому времени взрослые сумели приспособить для регулярных занятий 24 школы [10, с. 169].

К официальному началу нового учебного года в Сталинграде работало уже 40 школ [3. Л. 92]. Сообщение о начале нового учебного года, первого после завершения уличных боев, было напечатано на передовице главной газеты области, «Сталинградской правде» [21, с. 1]

Весной 1943 года зародилось движение шефской помощи возрождаемому Сталинграду. Не остались в стороне и коллеги сталинградских педагогов из других регионов СССР [18, с. 192]. Со всей страны в Сталинград направлялись самые необходимые вещи. В том числе, учебники, парты, тетради, форма для школьников и многое другое. Свою лепту помощи Сталинграду внесли даже жители блокадного Ленинграда [19, с. 413].

Особенностями восстановления учреждений образования в 1943 году являлись следующие факторы. Во-первых, система образования возрождалась (особенно на первом этапе, с февраля по апрель 1943 года) исключительно благодаря инициативе учителей и родителей учеников. Усилия официальных органов власти были направлены на достижение иных целей, прежде всего, восстановления оборонных предприятий и начало выпуска продукции, в интересах фронта и тыла Красной армии и Военно - морского Флота.

Во-вторых, восстановление школ велось на основе использования местного бросового, строительного материала. Неполное и нерегулярное централизованное снабжение учреждений образования строительными материалами было налажено лишь летом 1943 года. Это случилось после того, как в апреле 1943 года началось системное, плановое восстановление объектов образования. Начало этому важному этапу с истории восстановления сталинградской системы образования положил важный документ - Постановление Государственного комитета обороны СССР от 4 апреля 1943 года «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства Сталинграда и Сталинградской области, разрушенного немецкой оккупацией» [6. Л. 14-21]. С этого момента восстановление Сталинграда велось под контролем и помощи союзного центра. Власти страны контролировали весь ход восстановительных работ. Однако в условиях продолжавшейся Великой Отечественной войны даже союзный центр располагал весьма ограниченными возможностями для помощи жителям возрождавшегося Сталинграда. Впрочем, кроме объективных трудностей, процесс восстановления объектов образования Сталинграда тормозился халатным отношением ряда руководителей городских предприятий к выполнению намеченных решений [2. Л. 30].

В-третьих, все восстановительные мероприятия проводились в условиях глубокого кадрового кризиса. Когда в системе образования не хватало

специалистов всех уровней, от воспитателей детских садов до учителей-предметников. Многие педагоги-мужчины были призваны в ряды Красной армии. Однако даже те учителя, которые проживали в Сталинграде, зачастую не работали в школах. Это было связано с проблемой продовольственного обеспечения и уровнем оплаты труда. Отмечается, что значительная часть педагогических работников трудилась в системе речного флота, в колхозах и на промышленных предприятиях, где уровень доходов был выше, и продовольственное снабжение осуществлялось на значительно более качественном уровне в сравнении с отраслью образования [12, с. 141].

Качественный рывок в решении стратегической задачи по скорейшему восстановлению учреждений образования, в условиях военного 1943 года, достичь было фактически невозможно. Целый комплекс причин, о которых мы сообщили в данной статье, существенно тормозил процесс восстановления учреждений образования в городе Сталинграде. Все-таки на первом месте, в качестве основной задачи, которую приходилось решать в тот период времени руководителям города, стояли вопросы, связанные с укреплением обороноспособности страны, насыщении Красной армии вооружением, и в конечном счете, разгроме немецко-фашистких оккупантов. Решению этих вопросов закономерно уделялось больше внимания и средств. Активное восстановление объектов образования в Сталинграде, началось уже после Великой Отечественной войны.

Библиографический список:

[1] ГАВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 638. Л. 5]. Об очередных задачах местных советов по восстановлению Сталинграда:

Доклад председателя городского исполнительного комитета Пигалева Д.М. на 21 сессии горсовета от 29 июня 1943.

[2] ГАВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 638. Л. 30. Материалы к 21 сессии Городского Совета депутатов трудящихся от 29

июня 1943.

[3] ГАВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 664. Л.92. О начале учебного 1943-1944 года в школах города: Решение Исполкома

Сталинградского городского Совета депутатов трудящихся от 6 сентября 1943.

[4] ГАВО. Ф. 3423. Оп. 1. Д. 25. Л. 1. Докладная записка заведующему облоно Н.С. Агринскому.

[5] ГАВО. Ф. 3423. Оп. 1. Д. 61. Л. 90. О количестве уничтоженных зданий учреждений народного образова-

ния по Сталинграду: Справка инструктора облоно.

[6] ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 113. Л. 14-21. Об организации и работе Управления по восстановлению жи-

лищно-коммунального хозяйства Сталинграда: Справка начальнику строительного отдела Сталинградского ГК ВКП(б) Крейнесу М.А.

[7] цДнИВО. Ф. 71. Оп. 2. Д. 113. Л. 3. Об итогах учебного 1942-1943г. и задачах на 1943-1944г.: Справка

заведующей городским отделом народного образования Арлиевской Э.М.

[8] ЦДНИВО, ф. 113, оп. 12, д. 113, л. 1 об

[9] ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 14. Д. 1. Л. 341. Стенограмма выступления секретаря Сталинградского обкома

ВКП(б) А.С. Чуянова 17 июня 1943 г. на XII пленуме Сталинградского обкома ВКП(б) 17-18 июня 1943.

[10] Агринский Н.С. Волгоградская партийная организация в борьбе за развитие народного образования в послевоенный период (1945-1955гг.) // Из истории партийных организаций Поволжья. Волгоград, 1967.

[11] Бурова П.Е. Первая школа в Сталинграде. Сталинградцы в бою и трудах: Документы. Очерки. Воспоминания. Фотографии // Сост. М.Т. Поляков, П.А. Дубицкая. - Волгоград: Издатель, 2005.

[12] Вашкау Н.Э. Восстановление объектов культуры и образования в Сталинграде в 1943-1945 гг. // Окончание войны в Сталинграде и Кельне. 1943-1945гг. Волгоград, 1997.

[13] Завод главного калибра. Юбилейное издание. // Под редакцией Алабушева В.Е. Волгоград. 2014.

[14] Народное хозяйство Сталинградской области. Стат. сб. Саратов, 1957.

[15] Носова О.А. Школы военного Сталинграда. // Стрежень. Выпуск 4. Волгоград. Издатель. 2004.

[16] Овладеем профессиями строителей. // Сталинградская правда, 6 октября 1943. № 192.

[17] Олейников П.П. Архитектурное наследие Сталинграда. Волгоград. 2012г.

[18] Очерки деятельности КПСС в годы Великой Отечественной войны. М.: 1984.

[19] СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945. Хроника. Москва. 1970. Военное издательство.

[20] Сталинградский городской Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы. Т. 1 / под ред. М.М. Загорулько. Волгоград, 2003. Справка Сталинградского городского статистического управления (не ранее 25 января 1944)

[21] Ульев П. Первое сентябрьское утро. //Сталинградская правда, 3 сентября 1943.

[22] Ульев П. Трудовой подвиг. // Учительская газета, 10 мая 1947.

[23] Царицын - Сталинград. Сталинград. Сталинградское книжное издательство. 1954.

[24] Шишкин. Жизнь возрождается. // Сталинградская правда, 4 апреля 1943.

[25] b Щучкин В.В., Воробьев А.Ф. Медицинские работники Сталинграда и области в годы Великой отечественной войны. Волгоград, 1995.

Reference

[1] GAVO. F. 71. Op. 1. D. 638. L. 5]. On the immediate tasks of local councils for the restoration of Stalingrad:

Report of the chairman of the city executive committee Pigalev D.M. at the 21st session of the City Council of June 29, 1943.

[2] GAVO. F. 71. Op. 1. D. 638. L. 30. Materials for the 21st session of the City Council of Working People's

Deputies of June 29, 1943.

[3] GAVO. F. 71. Op. 1. D. 664. L.92. On the beginning of the academic year 1943-1944 in the city's schools:

Decision of the Executive Committee of the Stalingrad City Council of Workers' Deputies of September 6, 1943.

[4] GAVO. F. 3423. Op. 1. D. 25. L. 1. Memorandum to the head of oblono N.S. Agrinsky.

[5] GAVO. F. 3423. Op. 1. D. 61. L. 90. On the number of destroyed buildings of public education institutions in

Stalingrad: Information from an oblono instructor.

[6] TsDNIVO. F. 71. Op. 2. D. 113. L. 14-21. On the organization and work of the Directorate for the Restoration

of the Housing and Communal Services of Stalingrad: Reference to the head of the construction department of the Stalingrad Civil Code of the All-Union Communist Party of Bolsheviks Kreines M.A.

[7] TsDNIVO. F. 71. Op. 2. D. 113. L. 3. On the results of the educational 1942-1943. and tasks for 1943-1944:

Information from the head of the city department of public education Arlievskaya E.M.

[8] TsDNIVO, f. 113, op. 12, d. 113, l. 1.

[9] TsDNIVO. F. 113. Op. 14. D. 1. L. 341. Transcript of the speech of the Secretary of the Stalingrad

Regional Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks A.S. Chuyanov on June 17, 1943 at the XII Plenum of the Stalingrad Regional Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks on June 17-18, 1943.

[10] Agrinsky N.S. Volgograd party organization in the struggle for the development of public education in the post-war period (1945-1955) // From the history of party organizations in the Volga region. Volgograd, 1967.

[11] Burova P.E. The first school in Stalingrad. Stalingraders in battle and labors: Documents. Essays. Memories. Photos // Comp. M.T. Polyakov, P.A. Dubitskaya. - Volgograd: Publisher, 2005.

[12] Vashkau N.E. Restoration of cultural and educational facilities in Stalingrad in 1943-1945. // The end of the war in Stalingrad and Cologne. 1943-1945 Volgograd, 1997.

[13] Plant of the main caliber. Anniversary Edition. // Edited by Alabushev V.E. Volgograd. 2014.

[14] The national economy of the Stalingrad region. stat. Sat. Saratov, 1957.

[15] Nosova O.A. Schools of military Stalingrad. // Rod. Issue 4. Volgograd. Publisher. 2004.

[16] Let's master the professions of builders. // Stalingradskaya Pravda, October 6, 1943. № 192.

[17] Oleinikov P.P. Architectural heritage of Stalingrad. Volgograd. 2012.

[18] Essays on the activities of the CPSU during the Great Patriotic War. M.: 1984.

[19] USSR in the Great Patriotic War 1941-1945. Chronicle. Moscow. 1970. Military publishing house.

[20] Stalingrad City Defense Committee during the Great Patriotic War: documents and materials. Vol. 1 / ed. MM. Zagorulko. Volgograd, 2003. Certificate of the Stalingrad City Statistical Office (not earlier than January 25, 1944).

[21] Ul'ev P. First September morning. //Stalingradskaya Pravda, September 3, 1943.

[22] Ul'ev P. Labor feat. // Teacher's newspaper, May 10, 1947.

[23] Tsaritsyn - Stalingrad. Stalingrad. Stalingrad book publishing house. 1954.

[24] Shishkin. Life is reborn. // Stalingradskaya Pravda, April 4, 1943.

[25] b Shchuchkin V.V., Vorobyov A.F. Medical workers of Stalingrad and the region during the Great Patriotic War. Volgograd, 1995.

Серенко М.Н.

Преподаватель. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Волгоградский филиал).

Первые шаги по восстановлению учреждений образования города Сталинграда в 1943 году Аннотация. Представленная работа посвящена изучению вопросов, связанных с восстановлением разрушенного в ходе Великой Отечественной войны, народного хозяйства, в частности, учреждений образования. Проблема раскрывается на примере города Сталинграда. Названный город был почти до основания разрушен в ходе ожесточенных боев и восстановлен заново.

Ключевые слова: Сталинград, восстановительный период, учреждения образования, материально-техническая база учреждений, кадры.

Serenko M.N.

Lecturer, Volgograd Branch of the Russian University of Economics.

The first steps to restore the educational institutions of the city of Stalingrad in 1943 Abstract. The presented work is devoted to the study of issues related to the restoration of the national economy destroyed during the Great Patriotic War, in particular, educational institutions. The problem is revealed by the example of the city of Stalingrad. The named city was almost completely destroyed during fierce battles and rebuilt.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: Stalingrad, the reconstruction period, educational institutions, material and technical base of institutions, personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.