ЖУРНАЛИСТИКА
ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЖУРНАЛИСТОВ В РОССИИ
B.C. Семиков
КафсДрЗ. ТСОрйй И ИСТОрйй ЖурНаЛИС 1 йКй Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая,6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются вопросы, связанные с начальным этапом журналистского образования в России.
Полемика
Зарождение журналистского образования в дореволюционной России -одна из наименее изученных проблем российского образования в целом и журналистского - в частности.
Открытию первых курсов для журналистов предшествовала продолжительная и всесторонняя общественная полемика.
Объективные предпосылки и мысли, ведущие к появлению журналистского образования, были в России, так, в брошюре "Печать как власть настоящего над будущем" опубликованной в 1899 г. К.В. Трубников писал, что "для устранения всякого искусственно созданного зла в печати... нужны не только меры, но и люди" [26, с. 22].
Обсуждение идеи создания учебного заведения для профессионального образования журналистов в России началось после появления первых сообщений о школах подобного рода, открываемых в европейских странах.
Вопросы, связанные с учреждением школы для журналистов в России, обсуждались среди российской интеллигенции. "Школа журналистов выступила на первый план. О ней пишут, читают рефераты; о ней спорят на всех соприкасающихся с литературой кружках" ... "Ив Москве, и Петербурге идея встречает, однако, много противников, и едва ли я ошибусь, если скажу, что они составляют значительное большинство журналистов" [19] - констатировал автор статьи в газете "Русское слово".
Материалы, в которых обсуждалась целесообразность журналистского образования и открытия российской школы журналистики, публиковались накануне 200-летия российской печати и в последующие годы. За год до юбилейной даты П.И. Вайнберг в статье, вышедшей в газете "Русское слово" под рубрикой "Среди газет и журналов", в своих "Пожеланиях пишущей братии", замечал, что "участие в газетах молодых, недоучившихся юнцов вредно сказывается как на них, так и на уровне русской журналистики" [20].
К теме журналистского образования обращаются самые различные периодические издания того времени. Так, "Биржевые ведомости" в марте 1902 г. публикуют статью под названием "Дипломированные дилетанты", в которой автор пишет: "Дилетантизм... совершенно вытесняет
профессионалов. В Петербурге чуть не все репортеры - студенты. А между тем газетный репортаж это такая же специальность, как и медицина, и юриспруденция" [3]. В конце 1902 г. в печати был поставлен достаточно конкретный вопрос: "Будет или не будет учреждена школа журналистов в России?" [21].
Участники дискуссии приводили аргументы как за, так и против введения специального журналистского образования. Постоянный автор газеты "Русское слово" утверждал, что "всякая школа уже по одному тому полезна, что это школа, а школа журналистов, быть может, будет полезна еще и тем, что станет учить хорошему, чистому, литературному русскому языку, которому плохо учат в гимназиях, а еще хуже в "вольных академиях", так называемых литературных изданиях". "На нашем газетном рынке грамотно пишущий человек представляет ценность и, так сказать, "котируется" на редакционной бирже" [21], - замечал он. Недовольство автора статьи было вызвано существовавшим положением в журналистике, когда "половина романистов, публицистов и хроникеров пишут со значительными погрешностями и подвергаются предварительно исправлению и переделке. О репортерах и говорить нечего" [Там же].
В следующем номере "Русское слово" поместило материал противника журналистского образования С. Яблоновского. Известный журналист своего времени писал, что среди журналистов было много противников такого образования, и это происходило не от того, что "русский журналист не осознал, что ему образование нужно едва ли не более чем представителю всякой другой профессии, и не потому, что он самообольщался относительно уровня его в своей среде" [22]. Сам С. Яблоновский невысоко ценил уровень подготовки журналистов. "В самом деле: сколько, несомненно, даровитых журналистов принуждены относиться к вопросам общественности слишком поверхностно, не умея разобраться в них и сбивая с толку своего читателя только потому, что в распоряжении их не имеется достаточных, систематизированных знаний..." [Там же], - писал он. Не принял он и аргумент противников, которые не видели необходимости в журналистском образовании на том основании, что в России были высшие учебные заведения. "Университеты слишком профессиональны; они слишком мало обращают внимания на общеобразовательные науки...", - отметил он, - а журналисту нужны "разнообразные познания" [Там же]. Нельзя не обратить внимания на ряд положений статьи, которые были явно учтены автором первого реализованного проекта школы журналистики Л.Е. Владимировым. Так, С. Яблоновский в своей статье предложил создать такую школу, "которая без особых формальностей, не требуя аттестатов зрелости, широко раскрыла бы свои двери для лиц, стремящихся к образованию и общему умственному развитию" [Там же]. Основным аргументом, высказанным автором против журналистского образования, является положение о том, что "научить писать нельзя" [Там же].
Вопросы журналистского образования затрагивали не только столичные города. Провинция, где острее ощущалась нехватка журналистских кадров, возлагала большие надежды на открытие учреждений по подготовке журналистов. Н. Милов, автор пособия по журналистике, вышедшего в Казани, писал, что "в недалеком, может быть, будущем заколдованный круг (связанный с отсутствием журналистов-профессионалов - B.C.) будет разорван в другом месте: в одной из столиц будут читаться лекции по журналистике. Об этом теперь заботятся столичные литераторы" [10, с. 15].
Несмотря на то, что в октябре 1904 г. ученый комитет министерства народного просвещения рассмотрел и положительно решил вопрос об открытии в Москве "Научных и практических курсов для журналистов", создаваемых по инициативе и по программе заслуженного профессора Л.Е. Владимирова, дискуссия о профессиональном образовании журналистов не прекратилась.
После первых сообщений о полученном Л.Е. Владимировым разрешении на открытие курсов [12] в московской газете "Русский листок" появилась заметка, автор которой категорично заявил, что курсы журналистов не нужны [17]. Свою позицию автор аргументировал тем, что "журнализм - профессия, но профессия особого рода... и ее отличие, например, от врачебной и других профессий, которые характеризуются общностью техники, одинаковостью приемов и однообразием подготовки, - журнальная профессия...требует от своих работников совершенно разносторонней деятельности" [Там же]. Размышляя о лечении общественных недугов, для которых, с его точки зрения, необходимо столкновение разных мнений, рождающих истину, автор утверждал, что "журналисты обрекут большинство изданий на гибель, если по школьному рецепту в унисон будут прописывать обществу одинаковые лечебные средства" [Там же]. Автор публикации был весьма категоричен: "Что могут дать журналистам курсы? Как и всякая школа курсы дадут однообразие приемов, однообразие подготовки, а при известной тенденциозности руководителя даже одинаковость общественных принципов" [Там же].
Среди сторонников учреждения российской школы журналистики был писатель П.А. Берлин, который писал: "В последнее время на Западе очень много говорят о насущной необходимости поднятия образовательного уровня журналистов... Если теперь почти никто не оспаривает необходимость подъема общего образования журналистов, то вопрос о необходимости и даже желательности профессионального, специального образования журналистов вызывает до сих пор сильнейшие разногласия, и число решительных противников идеи профессионального образования для журналистов значительно превышает число ее сторонников" [2, с. 43].
Л.Е. Владимиров 9 ноября 1904 г. выступил с докладом о создании курсов журналистов на заседании Московского отделения Русского общества деятелей печатного дела, в котором в очередной раз подчеркнул необходимость обучения "газетных работников", особенно для провинции. В своем докладе он сообщил, что во время обсуждения вопроса об открытии курсов в правительстве было высказано мнение, что "они составляют потребность настоящего времени". Доклад, как сообщали московские газеты,
вызвал оживленные прения, причем некоторые присутствующие "категорически высказались против полезности курсов" (H.JI. Казецкий -B.C.), связывая их открытие с "созданием журналистов-ремесленииков, которых и без того много. Газеты нуждаются в журналистах по призванию, а их не дадут никакие курсы" [18].
JI.E. Владимиров, без сомнения, дорожил своей идеей по созданию курсов для журналистов и сделал все возможное для того, чтобы получить разрешение на их открытие на самом высоком уровне в правительстве. Во время подготовки документов ему пришлось столкнуться с негативной реакцией высокопоставленных лиц, от которых зависело их открытие. Так, министр народного просвещения В.Г. Глазов в разговоре с JI.E. Владимировым сказал, что считает его предприятие "малоуспешным" [7]. Председатель Ученого комитета Н.Я. Сонин, академик и бывший Попечитель Петербургского учебного округа, при рассмотрении прошения об открытии курсов, не без "но", не имел особых возражений против них [Там же].
После решения правительства об открытии курсов журналистики проблема журналистского образования в России стала обсуждаться за рубежом. В немецкой "Фоссовой газете" от 25 октября 1904 г. появилась публикация с критикой "курсов для журналистов", явившаяся откликом на корреспонденцию из Петербурга о получении разрешения на открытие таких курсов. Автор выражал недовольство тем, "что идею школы журналистов, этот самый новый цвет культуры, нашедшую пока применение лишь в одном Берне, стремятся осуществить там, где недостает еще стольких культурных учреждений, уже вполне доказавших свою годность" [13]. Газету удивляло то, что стремление "систематически обучать журналистов" появилось в стране, "где, когда они действительно хотят говорить серьезно, им затыкают рот черною печатью цензуры" [Там же]. Профессор JI.E. Владимиров с достоинством ответил зарубежной газете в петербургском "Новом времени". В своей статье он, в частности, подчеркнул, что "просвещение, каково бы ни было его профессиональное применение, всегда и везде уместно и своевременно" [Там же]. Полемизируя с "Фоссовой газетой", J1.E. Владимиров писал: "Пусть не удивляется почтенная немецкая газета, что именно там, где нет еще свободы печати, мечтают о подготовке просвещенных журналистов” [Там же]. Одновременно профессор остановился на одной из задач, стоявшей перед курсами журналистов, которая заключались в том, чтобы "не только ... давать жаждущим знания и умение, но и для того, чтобы создавать центры, откуда журналисты будут выносить добрые этические заветы" [Там же]. На этом полемика с берлинской "Фоссовой газетой" профессора не закончилась. В номере от 8 ноября этого года немецкая газета поместила другую статью, автор которой язвительно заявил по поводу московской школы журналистов, что она "имеет главною целью приготовление писателей в виду ожидаемой свободы печати..." [14], на что JI.E. Владимиров с иронией заметил, что "никто из добрых европейских друзей России не будет радоваться новому успеху ее гражданственности (российской печати - B.C.), как культурная берлинская печать, одушевленная издавна искренним желанием для России всяческих
успехов на пути свободного развития, основанного на ясном понимании народных интересов" [Там же].
Противники открытия школы для журналистов прибегали и к откровенным подтасовкам. Так, в журнале "Практическая жизнь" была опубликована речь, якобы произнесенная JI.E. Владимировым по случаю открытия школы, в которой JI.E. Владимиров якобы утверждал: "Задача моей настоящей лекции снабдить вас необходимой для первых шагов на журнальном поприще коллекцией цитат и крылатых слов. ...Умейте выбирать эпиграфы, цитаты, это - все для начинающего журналиста" [16, с. 505-506]. Основная проблема, которая беспокоила автора статьи, редактора журнала Ф.В. Езерского, содержалась в комментарии к фальшивке, где он вопрошал: "Невольно задаешься вопросом: какого же направления ждать от тех, кто окончит эту школу и напитается ... храбростью ученых журналистов "удачным" пользованием чужим скрыть бедность содержания, "замаскировать отсутствие собственных" [Там же].
Курсы по подготовке журналистов
Направление первых курсов журналистики было разработано самим JI.E. Владимировым. "Профессор Владимиров ничего общего не имеет с так называемым либеральным направлением. Он ближе всего стоит к славянофилам и для него книги, идеи A.C. Хомякова - краеугольный камень" т, - писал заслуженный профессор в записке.
Профессор прекрасно понимал все сложности, связанные с реализацией своей идеи. "Я затеял "курсы для журналистов" ... Дело новое и трудное" [5],
- сообщал он в письме к А.Ф. Кони.
Для положительного решения вопроса об открытии курсов в правительстве профессор вынужден был просить о поддержке своего замысла Павла Васильевича Жуковского, сына поэта В.А. Жуковского. "Высокоуважаемый Павел Васильевич, - писал Л.Е. Владимиров П.В. Жуковскому в своем письме от 14 мая 1904 г. - Моя покорнейшая просьба замолвить за меня Министру Глазову слово, в том смысле, что, по направлению - я человек, которому можно доверить учреждение курсов для журналистов" [7].
Профессор держал в курсе событий своего покровителя. "Министр (Глазов - B.C.) меня принял отдельно 13 августа. Разговор со мною он прямо начал с того, что Вы ему говорили обо мне, что он вполне верит моим добрым намерениям, что журналисты вообще много себе воображают, страдают большим самомнением. Я заметил, что именно против невежественности массы журналистов и направляется мой проект [7] - писал Л.Е Владимиров в письме от 18 августа 1904 г. В этом же письме JI.E. Владимиров подробно сообщает о своей беседе с председателем Ученого комитета Николаем Яковлевичем Сониным, академиком и бывшем попечителя Петербургского учебного округа. "Несомненно, он человек умный. Мы с ним долго говорили и, как мне кажется, он, хотя не без "но", не имеет особых возражений против курсов. Из одного его замечания, что если я буду вести дело в духе правительства, то не будет слушателей, а если в другом духе, что, конечно, нехорошо... Я ему ответил, что имею в виду строго научное измерение,
которое, как объективное, деловое и дающее знания, всегда покоряет молодежь..." [Там же].
Впервые программа курсов профессора JI.E. Владимирова была намечена в прошении на имя Попечителя московского ученого округа. Она включала в себя ряд дисциплин, среди которых "пропедевтика законоведения, философия, право, этика, политическая экономия, всеобщая история литературы, русское государственное право с кратким обзором государственных учреждений важнейших иностранных держав, уголовное право, финансовое право и статистика, гражданское право и торговое право, полицейское право. Судебное право. Всеобщая история повременной прессы, история искусств, репортаж, стилистика, стенография. Фотографирование, счетоводство и корректура" [Там же].
Санкт-петербургская газета "Новое время" в номере от 6 октября 1904 г., сообщая об открытии в Москве "Научных и практических курсов", в сокращенном варианте публикует программу курсов, в которую включены как теоретические, так и практические занятия. "Последние будут заключаться в составлении передовых статей, отчетов о различных публичных заседаниях, отчетов судебных, рецензий, библиографических заметок, в корректуре и т.п., а также в счетоводстве, преимущественно в применении к книжному и газетному делу... Программа семестровых теоретических занятий очень напоминает, и в сокращенном виде, программы юридического факультета наших университетов, с добавлением, однако, таких предметов, как этика, история литературы русской и иностранной, стилистика, история печати, история искусств, стенография, рисование, фотографирование и др." [13].
Еще один вариант программы курсов журналистики на основе доклада JT.E. Владимирова, сделанного им на заседании Московского отделения Русского общества деятелей печатного дела, опубликовала московская газета "Русский листок". Согласно газете, в этой программе, рассчитанной на три семестра, по четыре месяца в каждом, перечислялись следующие дисциплины: для первого семестра - энциклопедия права, этика, политическая экономия, всеобщая история литературы; для второго -государственное, уголовное и торговое право, гражданское судопроизводство; в третьем - международное, полицейское и финансовое право, история искусств и т.д. Параллельно с теоретическим изучением вопросов курсисты будут изучать практическую стенографию, счетоводство, написание рецензий, отчеты, репортажи и т.д. [18].
Появление различных вариантов программы курсов можно объяснить заявлением из письма профессора JT.E. Владимирова: "Готовлю докладную записку для министра, а также программы, насколько они теперь могут быть подготовлены a priori" [8], - писал он.
В газете "Русское слово", опубликовавшей информацию о докладе профессора Л.Е. Владимирова на заседании общества деятелей печатного дела, обращалось внимание читателей на то, что для "поступления на курсы не требуется никакого специального учебного ценза и принимаются взрослые лица обоего пола" [24]. Согласно газете, в программу должны войти предметы: энциклопедия права, государственное, уголовное, гражданское,
судебное, международное, финансовое, полицейское право, всеобщая история сцены, история искусств, репортаж; кроме того, практические занятия: подготовка рефератов по литературе, стенография, рисование, фотографирование, написание литературных статей, судебных отчетов, рецензий, библиографических заметок, счетоводство [Там же].
В "Русском листке" появилось и первое сообщение о преподавательском составе курсов журналистики. Так, профессор JI.E. Владимиров готовился читать "энциклопедию права", И.И. Иванов - историю литературы и статистику, г. Шапошников - политическую экономию, г. Нерсесов (юрист, помощник присяжного поверенного - B.C.) и г. Полянский -
энциклопедический обзор отдельных частей законоведения. Одновременно
/-* ... Г 1 ГЧ1
сообщалось, что для ведения ириишшены несколько литераторов [i^j.
Комментируя учреждение курсов, газета "Новое время" писала, что "Ученый комитет, ... сделал ряд изменений и дополнений в программах... И высказался за разрешение открытия курсов. В случае выдачи свидетельств слушающим курсы, ученый комитет рекомендует командировать на экзамены профессоров университета юридического факультета, подобно тому, как на экзамены в гимназиях и реальных училищах командируются профессора филологического и математического факультетов" [12].
JI.E. Владимиров при выработке своей программы учитывал иностранные наработки, но при этом главным для него было разработать адекватную программу, учитывающую сложившиеся в стране реалии. Профессор, создавая курсы, хорошо понимал положение страны, где, по его мнению, "теперь, когда Россия пробуждается от спячки, журналистика будет расти не по дням, а по часам. Потребуется крупный контингент газетных работников, особенно в провинцию. В наличности их нет..." [18].
Продолжительное обсуждение на страницах периодических изданий и в различных литературных кругах вопроса об открытии школы журналистики помогло автору первого проекта журналистского образования профессору JI.E. Владимирову найти правильное решение для реализации концепции "курсов журналистов". Леонид Евстафьевич сформулировал цель курсов журналистики, которая состояла "в том, чтобы лицам, не получившим образование на юридическом факультете, дать систематическое собрание этико-юридических знаний, необходимых для изучения, понимания и обсуждения вопросов общественной жизни, составляющих предмет так называемой публицистики" [12]. Однако необходимо отметить, что в прошении на открытие курсов профессор давал несколько иную трактовку: "Желая устроить научные и практические курсы для журналистов, с целью содействовать приготовлению сведущих, государству и обществу полезных деятелей повременной печати" [7].
Необходимо отметить, что после получения профессором Л.Е. Владимировым разрешения на основание курсов (по форме обучения курсы были вечерними, занятия начинались в шесть и заканчивались в восемь часов вечера) [25] и до их открытия в понедельник 8 февраля 1905 г. московская и санкт-петербургская печать постоянно возвращалась к теме курсов.
Кроме "постоянных курсов по программе", Л.Е. Владимиров предполагал открыть также и "отдельные, небольшие курсы известных литераторов",
лекции которых могли бы иметь "освежающее и освещающее значение в жизни курсов" [5].
Первые курсы журналистики JI.E. Владимирова были закрыты, согласно заявлению ректора ГИЖа (Государственного института журналистики) К.П. Новицкого, во время декабрьского восстания 1905 г. [11, с. 23]. "В декабрьские дни большинство студентов-журналистов бросило перья и взялось за ружья. Многие из них погибли на баррикадах Москвы... После декабря погибла и первая русская "Высшая школа журналистики" [Там же, с.23], - писал он в 1924 г.
Но курсы не были закрыты. Так, 7 января 1906 г. в газете "Русское слово" появилось объявление, сообщавшее об открытии весеннего (третьего) семестра с 1-го февраля нового года. В справочнике "Вся Москва" информацию о наборе на курсы журналистов профессора J1.E. Владимирова можно было встретить вплоть до 1911 г.
Другим, и наиболее успешным, проектом журналистского образования в дореволюционной России стали курсы газетной техники, открытые в 1905 г. в городе Одессе, крупном российском центре журналистики. Учредителем этих курсов явился редактор и издатель газеты "Одесская жизнь" Адольф Харитонович Рабинович-Чивонибар. Эти курсы просуществовали практически до революционных событий 1917 г. После гражданской войны во время НЭПа А.Х. Рабинович-Чивонибар пытался возобновить свою деятельность.
Одесские курсы газетной техники имели две формы обучения - очную (личную) и заочную [15, с. 1]. Заочной форме обучения учредитель курсов уделял особое внимание. Реклама курсов отличалась профессиональным исполнением и получила широкое распространение. Объявления печатались даже в московских газетах [26], выпускались специальные рекламные буклеты. Обучение было рассчитано на четыре месяца. В программу курсов входили следующие дисциплины: психология, философия, логика, политическая экономия, законоведение, а также специальные дисциплины: история журналистики, история русской и иностранной литературы, история искусства, статистика, техника репортажа, фельетона и беллетристики, законы о печати и авторское право, стилистика, давались знания в области коммерции, кроме того, слушателей обучали стенографии, корректуре, редакторскому и секретарскому делу [15, с. 19]. Как гласила реклама курсов, среди преподавателей, читавших лекции и проводивших занятия, были известные писатели и публицисты: Л.Н.Андреев, А.И. Куприн, A.B. Амфитеатров [27]. "Курсист" мог выбрать определенную специализацию (расширить) при подаче заявления, которое писалось на имя учредителя. По окончанию курсов слушателям, успешно изучившим газетную технику, выдавались свидетельства, а также рекомендации для работы в редакциях.
В эти годы в России имелись и другие российские проекты по журналистскому образованию, так, информация о санкт-петербургском проекте была опубликована в "Книжном вестнике" № 45 за 1902 г., которая извещала о попытке кружка петербургских журналистов открыть школу журналистов, директором которой предлагалось избрать известного писателя П.Д. Боборыкина [9].
Накануне Первой мировой войны в декабре 1913 г. Общество деятелей печати в своем органе "Журналист" поместило заметку о том, что "правление и Совет общества внесли на рассмотрение доклад об организации "Курсов газетной техники", на которых работники пера могли бы получить лекционным и практическим путем профессиональные знания по всем отраслям газетного, журнального, типографского и издательского дела и пополнить свое общее образование" [6]. Для его выполнения была создана особая комиссия во главе с Л.Д. Теплицким. По различным причинам эти два проекта не были реализованы.
Кроме того, в начале двадцатого века заочное обучение журналистов осуществлялось и с помощью практических пособий [4, с. 198]. Издательства, в которых печатались эти пособия, предлагали свои услуги по исправлению учебных материалов начинающих журналистов.
Дореволюционная Россия была в числе развитых европейских стран готова к созданию специальных учреждений по подготовке журналистов. В начале XX в. на смену подготовке журналистов непосредственно в редакциях шло прогрессивное "школьное" профессиональное образование. Первые начинания были встречены неоднозначно. Свою позицию учредители курсов журналистики были вынуждены аргументировано защищать. Широкое обсуждение проблемы в русском обществе позволило авторам проектов определиться в выборе направления и разработке программ обучения журналистов. Впервые был определен круг дисциплин, необходимых для подготовки специалистов в области журналистики. Далеко не все проекты были успешными, но они положили начало дальнейшему поступательному развитию журналистского образования, хотя и в новых исторических реалиях. Поэтому его программа, в первую очередь, связана с дисциплинами юридического факультета. Кроме того, программа курсов явно предполагала ее развитие в направлении высшего журналистского образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вестник книгопродавцев. - 1900. - № 4.
2. Берлин П. А. Очерки современной журналистики/Периодическая печать на Западе. - СПб., 1904.
3. Биржевые новости. - 1902. - № 76.
4. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия литературоведение, журналистика. - 2003-2004. - № 7-8.
5. ГАРФ. Ф. 564. ОП. 1.Д. 1411.
6. Журналист. - 1914. - № 1.
7. ИРЛ.Ф. 569. ОП. 28378.
8. ИРЛ. Ф. 569. ОП. 165.
9. Книжный вестник. - 1902. - № 45.
Ю.Милов Н. Теория областной корреспонденции в провинциальных газетах.
- Казань, 1903.
11. Новицкий К.П. Газетоведение как предмет преподавания. - М.: Издательский отдел Г.И.Ж., 1924.
12. Новое время. - 1904. - № 10273.
13. Новое время. - 1904. - № 10289.
14. Новое время. - 1904. - № 10309.
15. Одесские курсы газетной техники. - Одесса, 1909.-1с., 19с.
16. Практическая жизнь. - 1904. - № 23.- 505-506 с.
17. Русский листок. - 1904. - № 283.
18. Русский листок. - 1904. - № 312.
19. Русский листок. - 1904. - № 339.
20. Русское слово. - 1902. - № 314.
01 Эт гллтглл лттлг»л _ тло Л.ГХ -зт
¿х. X “ 1 у'иь. - ли.
22. Русское слово. - 1902. - № 313.
23. Русское слово. - 1902. - № 314.
24. Русское слово. - 1904. - № 313.
25. Русское слово. - 1905. - № 3.
26. Русское слово. -1916. - № 107, № 207, № 223, № 229, № 241.
27. Русское слово. - 1916. - № 107.
28. Трубников К.В. Печать как власть настоящего над будущем. - СПб, 1899.
FIRST STEPS TOWARDS PROFESSIONAL TRAINING OF JOURNALISTS IN RUSSIA Y.S. SEMIKOV
Theory and History of Journalism Department •
Russian Peoples' Friendship University
6, Miklucho-Maklay St., 117198, Moscow, Russia
The article considers some problems connected with initial training of journalists in Russia.