2. Грайворонский В. В. От кочевого образа жизни к оседлости (на опыте МНР). Москва : Наука, 1979. 179 с.
3. Гребнева В. А. География Тувинской АССР: учебное пособие. Кызыл, 1972. 131 с.
4. Дулов В. И. Социально-экономическая история Тувы XIX - начало XX вв. Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 609 с.
Информация об авторе:
А. А. Нурзат, старший преподаватель кафедры всеобщей истории, археологии и
документоведения.
Information about the author:
A. A. Nurzat, senior lecturer at the Department of General History, Archeology and Documentation.
Научная статья УДК 373.1
doi 10.24412/cl-37216-2024-6-126-129
Первые русские учителя в истории Тувы Альбина Эресовна Ондар
Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия alya.baldan99@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается вклад в развитие системы образования и науки Тувы первых русских учителей. Для четкого понимания и линейности истории проанализированы этапы развития образования на территории Тувы, появление письменности на основе латинского алфавита. Создана база данных с именами, уровнем образования и местом дальнейшей работы в районах Тувы.
Ключевые слова: образование, учитель, методика, база данных, Тувинская Народная республика, письменность.
Original article
The first Russian teachers in the history of Tuva
Albina E. Ondar
Tuvan State University, Kyzyl, Russia alya.baldan99@mail.ru
Abstract. This scientific article examines the contribution of the first Russian teachers to the development of the education and science system of the Republic of Tyva. For a clear understanding and linearity of history, the stages of the development of education in the territory of Tuva, the emergence of writing based on the Latin alphabet are analyzed. A database has been created with names, education level and place of further work in the regions of Tuva.
Keywords: education, teacher, methodology, database, Tuvan People's Republic, writing. Актуальность. Исследование вклада первых русских учителей Тувы в образование имеет огромное значение для понимания развития образовательной сферы региона. Их работа всегда была предметом пристального внимания учёных. Анализируя их достижения в контексте времени и условий, мы можем проследить, как формировалась образовательная система Тувы, какие принципы и методы использовались, и какие изменения произошли за прошедшее время.
Изменения в образовательной системе — это не просто поверхностные преобразования, а глубокие реформы, направленные на соответствие современным требованиям и нуждам
общества. Развитие образования должно быть сосредоточено на формировании у каждого учащегося уникальных навыков, которые позволят ему успешно решать задачи современного мира и вносить свой вклад в развитие общества.
Во время существования Тувинской Народной Республики особое значение придавалось развитию образовательных программ и инфраструктуры, что было нацелено на решение одной из главных задач того времени — полное и всестороннее искоренение безграмотности среди жителей республики. Этот процесс стал основой социально-экономического развития Тувы и неотъемлемой частью стратегии национального прогресса, направленной на улучшение качества жизни и культурного развития каждого гражданина [Анайбан, 1977, С.20].
В 1928 году, когда Тувинская Народная Республика только начинала формироваться как независимое государство, в страну прибыла большая группа высококвалифицированных учителей из-за рубежа. Среди них были такие известные личности, как Уланов, Таптыков, Бобкова, Криштафович, Шешуков, Стратилова и Лаврентьева. Эти педагоги привнесли с собой не только свои знания и опыт, но и стремление развивать образование в молодом государстве.
Для детей Тувинской Народной Республики того времени учитель был не просто преподавателем, но и наставником, который не только обучал грамоте, но и прививал основы этикета, что было крайне важно для формирования молодого поколения. Учителя также старались обучить тувинцев новым практическим навыкам, таким как уход за домашним хозяйством, садоводство и цветоводство, что улучшало качество жизни и повышало культурный уровень населения Тувы [Анайбан, 1977, с.34].
В области социального развития Тувинской Народной Республики, особенно в урегулировании межэтнических отношений, необходимо опираться на богатый опыт советского образования. В то время Тувинская Народная Республика испытывала трудности в культурном, экономическом и социальном развитии, и получала значительную поддержку от Советского Союза. Несмотря на внутренние противоречия, помощь была оказана, что отмечено в книге Н. А. Сердобова, первого исследователя системы народного образования Тувы, опубликованной в 1953 году.
Н. А. Сердобов критиковал дореволюционную систему образования в Туве, которая основывалась на феодально-теократических принципах, характерных для ламских монастырей. Он продемонстрировал, как влияние Советского государства способствовало модернизации жизни тувинцев под руководством Тувинской Народно-Революционной Партии. Эти процессы проходили в условиях острой борьбы за власть как внутри партии, так и между различными слоями населения. Речь идёт о радикальных переменах, которые требовали от руководства Тувы определения своего будущего статуса независимого государства [Сердобов, 1953, с. 99].
Одним из ключевых и важных исторических событий, повлиявших на развитие и становление образования в Туве, стало создание собственной национальной письменности. Этот важный шаг был сделан благодаря предложению и просьбам делегатов VIII съезда Тувинской народно-революционной партии, состоявшегося в октябре 1929 года. Делегаты обратились к Центральному комитету КПСС с просьбой помочь разработать и внедрить национальную письменность.
В ответ на эту просьбу был создан проект, над которым работали учёные и специалисты Коммунистического университета трудящихся востока (КУТВ) и Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем (НИАНКП). В этой работе активно участвовали заместитель директора КУТВ Л. Н. Покровский и выдающийся лингвист-тюрколог А. А. Пальмбах, чьи усилия внесли значительный вклад в создание тувинской письменности [Пальмбах, 1930, с. 8].
29 июня 1930 года правительство Тувинской Народной Республики приняло декрет, узаконивший новый тувинский алфавит, основанный на новотюркской латинизации. Это стало ключевым моментом в развитии образовательной системы республики.
Советский Союз продолжал оказывать всестороннюю поддержку Туве, включая материальное и научно-методическое обеспечение процесса внедрения новой письменности в образование. Это вызвало энтузиазм населения и рост политической активности в республике.
Важную роль сыграло обучение педагогических кадров, особенно русскоязычных учителей, что способствовало эффективному и быстрому внедрению новой письменности в образовательную систему Тувы.
Подготовка специалистов в Тувинской национальной республике осуществлялась в Кызылском учебном комбинате, основанном в 1936 году. С 1939 года на педагогическом отделении комбината начали готовить учителей. В 1944 году учебный комбинат стал Кызылской тувинской средней школой № 2, которая впоследствии стала важным центром подготовки национальных педагогических кадров.
В период с 1943 по 1944 гг. в школах Тувинской Народной Республики работали 460 учителей. Министерство просвещения запустило систему курсов и заочного обучения для выпускников разных уровней образования, педагогических училищ и учительских институтов с целью повышения квалификации педагогов. Республиканский методический кабинет и местные методические объединения при школах помогали учителям в преподавательской работе.
Для изучения вклада первых русских учителей в становление и развитие образовательной системы региона было проведено исследование, в ходе которого особое внимание уделили формированию и развитию тувинской письменности, улучшению межнациональных отношений и развитию системы подготовки педагогических кадров в Кызылском учебном комбинате.
Также был проведён детальный анализ базы данных о первых русских учителях, работавщих в Туве, что позволило получить более чёткое представление о численности и качестве педагогических кадров, а также об их роли в образовательном и культурном обмене между двумя народами. Такой подход помог лучше понять, как первые русские учителя повлияли на формирование и развитие образовательной системы Тувы, и на какие аспекты они оказали влияние.
База данных первых учителей представляет собой важный документ, содержащий информацию о 471 человеке, которые прибыли в рамках программы распределения из педагогических институтов Советской России. Эти учителя были отправлены в различные уголки Тувы с целью обеспечить качественное образование детей и подростков. Их роль в формировании образовательной системы была неоценимой, их труд и преданность делу обучения стали основой для многих поколений учащихся.
В цифровом соотношении динамика роста русских учителей на территории Тувы сводилась к следующим данным: в 1945 - 24 чел., 1946 - 13 чел., 1947 - 16 чел., 1948 - 36 чел., 1949 - 24 чел., 1950 - 36 чел., 1951 - 132 чел., 1952 - 29 чел., 1953 - 19 чел., 1954 - 56 уч., 1955 - 96 человек [Педагогическое образование в Туве, 2003, с. 74].
Из приведенных данных становится ясно, что приком притока педагогических кадров в образовательную сферу Тувы были 1951 и 1955 года после вступления Тувинской Народной Республики в состав СССР и РСФСР в 1944 году.
Таким образом, каждый из этих первых учителей внес свой вклад в развитие образования и науки в Туве. Их опыт и знания стали ценным ресурсом для местных аратов, где они работали. Благодаря усилиям этих первых учителей, многие дети получили возможность обучаться и развиваться, открыв для себя новые горизонты знаний и возможностей.
Их жизнь была наполнена усердием, стойкостью и преданностью образованию. Они стали наставниками и вдохновителями для многих последующих поколений преподавателей, передавая свои знания и опыт следующим звеньям цепочки. База данных первых учителей служит своеобразным памятником их стараниям и приверженности своему делу, сохраняя их имена и достижения для следующих поколений.
Список источников
1. Анайбан З. В. Формирование тувинской интеллигенции (историографический обзор) // Великий октябрь и проблемы новейшей истории Тувы. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1977. 180 с
2. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. 134с.
3. Монгуш В. Ч. История народного образования в Тувинской Народной Республике : автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Москва, 2006. 19 с.
4. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Кызыл: Тувинское книжное издательство. 2003. 256 с.
Научный руководитель - Дамдынчап Вера Монгушевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и документоведения, Тувинского государственного университета.
Scientific supervisor - Vera Mongushevna Damdynchap, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of General History, Archeology and Documentation of Tuvan State University.
Информация об авторе:
А. Э. Ондар, студентка 1 курса магистратуры Тувинского государственного университета. Information about the author:
A. E. Ondar, 1st year master's student at Tuva State University.
Научная статья
УДК 947.1/.9 (571.52) (04)
doi 10.24412/cl-37216-2024-6-129-132
Жизнь и судьба государственного деятеля Тувинской Народной Республики Адыг-Тюлюша Хемчик-оола
Евгения Михаиловна Ондар
Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия ondar.ev@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается жизненный путь одного из видных государственных деятелей Тувинской Народной Республики - Адыг-Тюлюша Хемчик-оола, который показан на историческом фоне, раскрывающем особенности становления и развития молодой республики. Привлечение опубликованных источников и новых архивных документов позволило выявить ранее неизвестные факты, позволяющие по-новому оценить его роль и деятельность в истории Тувы.
Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, личность в истории, государственный деятель, Великий Хурал, Малый Хурал, Тувинская Народно-революционная партия, репрессия.
Original article
The life and fate of a statesman Tuvan People's Republic of Adyg-Tyulyusha Khemchik-oola
Evgenia M. Ondar
Tuvan State University, Kyzyl, Russia ondar.ev@mail.ru
Abstract. The article examines the biography of one of the prominent statesmen of the Tuvan people's Republic, whose fate is tied to the tragic pages of history of Tuva-1930s the life of the Adyg-Tulush Khemchik-ool shown in the historical background, revealing the peculiarities of