Научная статья на тему 'Первые русские учителя в истории Тувы'

Первые русские учителя в истории Тувы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / учитель / методика / база данных / Тувинская Народная республика / письменность. / education / teacher / methodology / database / Tuvan People's Republic / writing

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ондар Альбина Эресовна

В статье рассматривается вклад в развитие системы образования и науки Тувы первых русских учителей. Для четкого понимания и линейности истории проанализированы этапы развития образования на территории Тувы, появление письменности на основе латинского алфавита. Создана база данных с именами, уровнем образования и местом дальнейшей работы в районах Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first Russian teachers in the history of Tuva

This scientific article examines the contribution of the first Russian teachers to the development of the education and science system of the Republic of Tyva. For a clear understanding and linearity of history, the stages of the development of education in the territory of Tuva, the emergence of writing based on the Latin alphabet are analyzed. A database has been created with names, education level and place of further work in the regions of Tuva.

Текст научной работы на тему «Первые русские учителя в истории Тувы»

2. Грайворонский В. В. От кочевого образа жизни к оседлости (на опыте МНР). Москва : Наука, 1979. 179 с.

3. Гребнева В. А. География Тувинской АССР: учебное пособие. Кызыл, 1972. 131 с.

4. Дулов В. И. Социально-экономическая история Тувы XIX - начало XX вв. Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 609 с.

Информация об авторе:

А. А. Нурзат, старший преподаватель кафедры всеобщей истории, археологии и

документоведения.

Information about the author:

A. A. Nurzat, senior lecturer at the Department of General History, Archeology and Documentation.

Научная статья УДК 373.1

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-126-129

Первые русские учителя в истории Тувы Альбина Эресовна Ондар

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия alya.baldan99@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вклад в развитие системы образования и науки Тувы первых русских учителей. Для четкого понимания и линейности истории проанализированы этапы развития образования на территории Тувы, появление письменности на основе латинского алфавита. Создана база данных с именами, уровнем образования и местом дальнейшей работы в районах Тувы.

Ключевые слова: образование, учитель, методика, база данных, Тувинская Народная республика, письменность.

Original article

The first Russian teachers in the history of Tuva

Albina E. Ondar

Tuvan State University, Kyzyl, Russia alya.baldan99@mail.ru

Abstract. This scientific article examines the contribution of the first Russian teachers to the development of the education and science system of the Republic of Tyva. For a clear understanding and linearity of history, the stages of the development of education in the territory of Tuva, the emergence of writing based on the Latin alphabet are analyzed. A database has been created with names, education level and place of further work in the regions of Tuva.

Keywords: education, teacher, methodology, database, Tuvan People's Republic, writing. Актуальность. Исследование вклада первых русских учителей Тувы в образование имеет огромное значение для понимания развития образовательной сферы региона. Их работа всегда была предметом пристального внимания учёных. Анализируя их достижения в контексте времени и условий, мы можем проследить, как формировалась образовательная система Тувы, какие принципы и методы использовались, и какие изменения произошли за прошедшее время.

Изменения в образовательной системе — это не просто поверхностные преобразования, а глубокие реформы, направленные на соответствие современным требованиям и нуждам

общества. Развитие образования должно быть сосредоточено на формировании у каждого учащегося уникальных навыков, которые позволят ему успешно решать задачи современного мира и вносить свой вклад в развитие общества.

Во время существования Тувинской Народной Республики особое значение придавалось развитию образовательных программ и инфраструктуры, что было нацелено на решение одной из главных задач того времени — полное и всестороннее искоренение безграмотности среди жителей республики. Этот процесс стал основой социально-экономического развития Тувы и неотъемлемой частью стратегии национального прогресса, направленной на улучшение качества жизни и культурного развития каждого гражданина [Анайбан, 1977, С.20].

В 1928 году, когда Тувинская Народная Республика только начинала формироваться как независимое государство, в страну прибыла большая группа высококвалифицированных учителей из-за рубежа. Среди них были такие известные личности, как Уланов, Таптыков, Бобкова, Криштафович, Шешуков, Стратилова и Лаврентьева. Эти педагоги привнесли с собой не только свои знания и опыт, но и стремление развивать образование в молодом государстве.

Для детей Тувинской Народной Республики того времени учитель был не просто преподавателем, но и наставником, который не только обучал грамоте, но и прививал основы этикета, что было крайне важно для формирования молодого поколения. Учителя также старались обучить тувинцев новым практическим навыкам, таким как уход за домашним хозяйством, садоводство и цветоводство, что улучшало качество жизни и повышало культурный уровень населения Тувы [Анайбан, 1977, с.34].

В области социального развития Тувинской Народной Республики, особенно в урегулировании межэтнических отношений, необходимо опираться на богатый опыт советского образования. В то время Тувинская Народная Республика испытывала трудности в культурном, экономическом и социальном развитии, и получала значительную поддержку от Советского Союза. Несмотря на внутренние противоречия, помощь была оказана, что отмечено в книге Н. А. Сердобова, первого исследователя системы народного образования Тувы, опубликованной в 1953 году.

Н. А. Сердобов критиковал дореволюционную систему образования в Туве, которая основывалась на феодально-теократических принципах, характерных для ламских монастырей. Он продемонстрировал, как влияние Советского государства способствовало модернизации жизни тувинцев под руководством Тувинской Народно-Революционной Партии. Эти процессы проходили в условиях острой борьбы за власть как внутри партии, так и между различными слоями населения. Речь идёт о радикальных переменах, которые требовали от руководства Тувы определения своего будущего статуса независимого государства [Сердобов, 1953, с. 99].

Одним из ключевых и важных исторических событий, повлиявших на развитие и становление образования в Туве, стало создание собственной национальной письменности. Этот важный шаг был сделан благодаря предложению и просьбам делегатов VIII съезда Тувинской народно-революционной партии, состоявшегося в октябре 1929 года. Делегаты обратились к Центральному комитету КПСС с просьбой помочь разработать и внедрить национальную письменность.

В ответ на эту просьбу был создан проект, над которым работали учёные и специалисты Коммунистического университета трудящихся востока (КУТВ) и Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем (НИАНКП). В этой работе активно участвовали заместитель директора КУТВ Л. Н. Покровский и выдающийся лингвист-тюрколог А. А. Пальмбах, чьи усилия внесли значительный вклад в создание тувинской письменности [Пальмбах, 1930, с. 8].

29 июня 1930 года правительство Тувинской Народной Республики приняло декрет, узаконивший новый тувинский алфавит, основанный на новотюркской латинизации. Это стало ключевым моментом в развитии образовательной системы республики.

Советский Союз продолжал оказывать всестороннюю поддержку Туве, включая материальное и научно-методическое обеспечение процесса внедрения новой письменности в образование. Это вызвало энтузиазм населения и рост политической активности в республике.

Важную роль сыграло обучение педагогических кадров, особенно русскоязычных учителей, что способствовало эффективному и быстрому внедрению новой письменности в образовательную систему Тувы.

Подготовка специалистов в Тувинской национальной республике осуществлялась в Кызылском учебном комбинате, основанном в 1936 году. С 1939 года на педагогическом отделении комбината начали готовить учителей. В 1944 году учебный комбинат стал Кызылской тувинской средней школой № 2, которая впоследствии стала важным центром подготовки национальных педагогических кадров.

В период с 1943 по 1944 гг. в школах Тувинской Народной Республики работали 460 учителей. Министерство просвещения запустило систему курсов и заочного обучения для выпускников разных уровней образования, педагогических училищ и учительских институтов с целью повышения квалификации педагогов. Республиканский методический кабинет и местные методические объединения при школах помогали учителям в преподавательской работе.

Для изучения вклада первых русских учителей в становление и развитие образовательной системы региона было проведено исследование, в ходе которого особое внимание уделили формированию и развитию тувинской письменности, улучшению межнациональных отношений и развитию системы подготовки педагогических кадров в Кызылском учебном комбинате.

Также был проведён детальный анализ базы данных о первых русских учителях, работавщих в Туве, что позволило получить более чёткое представление о численности и качестве педагогических кадров, а также об их роли в образовательном и культурном обмене между двумя народами. Такой подход помог лучше понять, как первые русские учителя повлияли на формирование и развитие образовательной системы Тувы, и на какие аспекты они оказали влияние.

База данных первых учителей представляет собой важный документ, содержащий информацию о 471 человеке, которые прибыли в рамках программы распределения из педагогических институтов Советской России. Эти учителя были отправлены в различные уголки Тувы с целью обеспечить качественное образование детей и подростков. Их роль в формировании образовательной системы была неоценимой, их труд и преданность делу обучения стали основой для многих поколений учащихся.

В цифровом соотношении динамика роста русских учителей на территории Тувы сводилась к следующим данным: в 1945 - 24 чел., 1946 - 13 чел., 1947 - 16 чел., 1948 - 36 чел., 1949 - 24 чел., 1950 - 36 чел., 1951 - 132 чел., 1952 - 29 чел., 1953 - 19 чел., 1954 - 56 уч., 1955 - 96 человек [Педагогическое образование в Туве, 2003, с. 74].

Из приведенных данных становится ясно, что приком притока педагогических кадров в образовательную сферу Тувы были 1951 и 1955 года после вступления Тувинской Народной Республики в состав СССР и РСФСР в 1944 году.

Таким образом, каждый из этих первых учителей внес свой вклад в развитие образования и науки в Туве. Их опыт и знания стали ценным ресурсом для местных аратов, где они работали. Благодаря усилиям этих первых учителей, многие дети получили возможность обучаться и развиваться, открыв для себя новые горизонты знаний и возможностей.

Их жизнь была наполнена усердием, стойкостью и преданностью образованию. Они стали наставниками и вдохновителями для многих последующих поколений преподавателей, передавая свои знания и опыт следующим звеньям цепочки. База данных первых учителей служит своеобразным памятником их стараниям и приверженности своему делу, сохраняя их имена и достижения для следующих поколений.

Список источников

1. Анайбан З. В. Формирование тувинской интеллигенции (историографический обзор) // Великий октябрь и проблемы новейшей истории Тувы. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1977. 180 с

2. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. 134с.

3. Монгуш В. Ч. История народного образования в Тувинской Народной Республике : автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Москва, 2006. 19 с.

4. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Кызыл: Тувинское книжное издательство. 2003. 256 с.

Научный руководитель - Дамдынчап Вера Монгушевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и документоведения, Тувинского государственного университета.

Scientific supervisor - Vera Mongushevna Damdynchap, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of General History, Archeology and Documentation of Tuvan State University.

Информация об авторе:

А. Э. Ондар, студентка 1 курса магистратуры Тувинского государственного университета. Information about the author:

A. E. Ondar, 1st year master's student at Tuva State University.

Научная статья

УДК 947.1/.9 (571.52) (04)

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-129-132

Жизнь и судьба государственного деятеля Тувинской Народной Республики Адыг-Тюлюша Хемчик-оола

Евгения Михаиловна Ондар

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия ondar.ev@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается жизненный путь одного из видных государственных деятелей Тувинской Народной Республики - Адыг-Тюлюша Хемчик-оола, который показан на историческом фоне, раскрывающем особенности становления и развития молодой республики. Привлечение опубликованных источников и новых архивных документов позволило выявить ранее неизвестные факты, позволяющие по-новому оценить его роль и деятельность в истории Тувы.

Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, личность в истории, государственный деятель, Великий Хурал, Малый Хурал, Тувинская Народно-революционная партия, репрессия.

Original article

The life and fate of a statesman Tuvan People's Republic of Adyg-Tyulyusha Khemchik-oola

Evgenia M. Ondar

Tuvan State University, Kyzyl, Russia ondar.ev@mail.ru

Abstract. The article examines the biography of one of the prominent statesmen of the Tuvan people's Republic, whose fate is tied to the tragic pages of history of Tuva-1930s the life of the Adyg-Tulush Khemchik-ool shown in the historical background, revealing the peculiarities of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.