Научная статья на тему 'Первые рецензии С. И. Гессена на страницах "Современных записок"'

Первые рецензии С. И. Гессена на страницах "Современных записок" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN éMIGRé CULTURE AND EDUCATION / JOURNALS OF RUSSIA ABROAD / "SOVREMENNYJE ZAPISKI" / REVIEW / S. HESSEN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вишленкова Светлана Геннадьевна, Пискунова Алина Андреевна

В статье рассматривается начальный этап сотрудничества известного российского педагога и философа С.И. Гессена с парижским журналом «Современные записки», анализируются первые публикации, выполненные в жанре рецензии, определено их место в истории развития эмигрантской журналистики 1920-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Вишленкова Светлана Геннадьевна, Пискунова Алина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the initial stage of famous Russian teacher and philosopher S. Hessen cooperation with “Sovremennyje Zapiski”, analyzes his first publications written in the review genre, and determines their place in the history of the Russian émigré journalism of 1920s.

Текст научной работы на тему «Первые рецензии С. И. Гессена на страницах "Современных записок"»

УДК 070.4

Вишленкова Светлана Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевъева»,

Россия, Саранск Пискунова Алина Андреевна, магистр филологии, аспирант, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарева», Россия, Саранск

ПЕРВЫЕ РЕЦЕНЗИИ С. И. ГЕССЕНА НА СТРАНИЦАХ «СОВРЕМЕННЫХ ЗАПИСОК»

Аннотация: В статье рассматривается начальный этап сотрудничества известного российского педагога и философа С.И. Гессена с парижским журналом «Современные записки», анализируются первые публикации, выполненные в жанре рецензии, определено их место в истории развития эмигрантской журналистики 1920-х годов.

Ключевые слова: культура и образование российского зарубежья, эмигрантская периодика, «Современные записки», рецензия, С.И. Гессен.

Abstract: The article discusses the initial stage of famous Russian teacher and philosopher S. Hessen cooperation with "Sovremennyje Zapiski", analyzes his first publications written in the review genre, and determines their place in the history of the Russian émigré journalism of 1920s.

Key words: Russian émigré culture and education, journals of Russia abroad, "Sovremennyje Zapiski", review, S. Hessen.

Исследователи не раз отмечали важную роль в жизни эмиграции первой волны «толстых» журналов, прежде всего «Современных записок», которые стали не только рупором объединяющих различные силы эмиграции идей, но и консолидирующим центром этих сил, местом диалога, особенно важного в ситуации разобщенности, утраты ориентиров и т. п. [2; 4; 11; 15; 16; 17]. Соседство литературы и политики, идеологии и философии, выступлений по частным вопросам и проблемам глобального масштаба делали журнал зеркалом эмигрантской жизни для современников и бесценным источником исторического материала для исследователей. Недавняя публикация архива редакции придала этому источнику новую ценность, позволив заглянуть, по точному выражению А.И. Горбуновой, «за кулисы» редакционной деятельности [12].

Одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих при изучении эмигрантской периодики первой волны, представляется трансформация жанровой иерархии [см.: 11]. Если в журнальной практике предреволюционной России статус каждого жанра был регламентирован (например, статья или обзор «ценились» выше рецензии или заметки), то в эмигрантских журналах ситуация изменилась. Ограниченный круг изданий, резко сократившийся их объем, большое число авторов с «именами» изменили отношение к иерархии жанров - имя / псевдоним автора оказывается важнее того, в каком жанре он выступает. Очевиден процесс жанровой гибридизации [18], в результате которого та же рецензия принимает на себя новые функции, зачастую оказываясь способом не столько литературно-критического, сколько идеологического или политико-философского высказывания.

В этом контексте закономерен интерес к жанру рецензии как особому типу авторского высказывания у крупнейших деятелей интеллектуальной мысли российской эмиграции 1920-1930-х годов. Анализ журнальной активности выдающегося философа и педагога С.И. Гессена, его сотрудничества с редакциями позволяет уточнить основные направления его научных и общественных интересов в эмигрантский период, расширить и дополнить представление об определенных сторонах его научной биографии [см.: 1; 19]. Исключительно важно начало его сотрудничества с редакцией «Современных записок».

Покинув в декабре 1921 г. Советскую Россию, С.И. Гессен перебирается в Германию, где ему приходится прилагать силы в поисках работы и средств существования. Несмотря на крайнюю сложность своего положения, он целеустремленно работает над завершением своего главного педагогического труда - книги «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» [8]. Ее выход в 1923 году многое изменил в жизни С.И. Гессена, что проявилось и в интересе, который возник к нему как к автору у «Современных записок». Нужно отметить ту роль, которую сыграл в этом его давний друг, коллега по редакции петербургского философского журнала «Логос» философ, писатель и

литературный критик Ф.А. Степун, «с мая 1923 г. до начала 1930-х гг. консультант по художественной литературе» в редакции «Современных записок» [20, т. 1, с. 26-27]. В воспоминаниях одного из редакторов журнала М.В. Вишняка С.И. Гессен характеризуется среди авторов, которые «были очень ценными сотрудниками, но все-таки несколько со стороны. Это означало, в частности, что они охотно писали о том, что их интересовало и когда их что-либо интересовало, а не о том и не тогда, что и когда редакция находила нужным в интересах читателя и журнала» [3, с. 106]. Независимость позиции ставила С.И. Гессена в особое положение, хотя порой и осложняла отношения с журналом.

Первые публикации в «Современных записках» подтверждают мысль о том, что у автора журнала и побудившего его к сотрудничеству с ним Ф.А. Степуна было четкое понимание как тематического поля, принципиально важного для С.И. Гессена, так и тех задач, которые эти публикации выполняли. Отметим, что жанр рецензии, в котором С.И. Гессен работает на протяжении всего сотрудничества с журналом, не является второстепенным ни для него, ни для редакции. Эта особенность литературно-критического дискурса эмиграции первой волны в творчестве С.И. Гессена достигает своей вершины [см.: 13]. При этом автор решает несколько важных для себя задач. Так, в первой публикации - рецензии на журнал «София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии» [9] - он стремится представить эмигрантской аудитории круг идей мыслителей, которые входят в Религиозно-философскую академию Н.А. Бердяева и продолжают развивать традиции отечественной религиозной философии. Эти идеи не слишком близки автору, но он осознает важность их адекватной интерпретации в контексте формирования новой системы нравственных ценностей послевоенной Европы.

Проблема нравственного состояния Европы, потрясенной событиями первой мировой войны, постоянно находится в центре внимания С.И. Гессена, которому, как немногим мыслителям начала 1920-х годов, очевидны кардинальные изменения, происходящие с европейской цивилизацией и

выразителями ее духа [см.: 14]. Давний спор с Г.А. Ландау, редактором петроградских «Северных записок», с которыми С.И. Гессен успешно сотрудничал в России [7, с. 737], продолжается в рецензии на книгу Г.А. Ландау «Сумерки Европы» [6]. Хотя рецензент отказывается принять предложенный в ней прогноз послевоенной судьбы Европы, ему понятна необходимость антиутопического направления российской и европейской общественной и философской мысли, а намеченные в рецензии подходы будут реализованы самим С.И. Гессеном в работах по проблемам утопии и антиутопии.

Примечательна рецензия С.И. Гессена на специальный выпуск немецкого журнала «Философия и право», включивший статьи ведущих правоведов эмиграции - от П.И. Новгородцева, Е.В. Спекторского до Г.Д. Гурвича [10]. С.И. Гессену важна разница в понимании философии права у русских авторов и их немецких публикаторов, отражающая специфику менталитетов и культур, а появление фигуры Ф.М. Достоевского, творчество которого предстает символической квинтэссенцией русского понимания права и его соотношения с понятиями правды и истины, намечает уже в этом тексте подходы, которые будут реализованы философом в цикле статей в «Современных записках» и в журнале «Путь» и итоговой рукописи о великом русском писателе, погибшей во время Варшавского восстания 1944 года [7, с. 766].

Вскоре редакция предложит С.И. Гессену откликнуться на обзор состояния русской школы в эмиграции, подготовленный В.В. Рудневым, один из руководителей Земгора и, что немаловажно, соредактором «Современных записок». Для рецензента эта книга - повод к серьезному разговору о месте школы в жизни русской эмиграции, о переживаемых ею проблемах и возможных путях их решения. Подчеркивая вклад В.В. Руднева в реальную поддержку всех форм воспитания и образования русского беженства, он пишет: «<...> автор и знает, и любит русскую зарубежную школу, сам поработал на ее пользу и сознает всю ответственность свою как ее бытописателя», - и само школьное дело в эмиграции С.И. Гессену представляется много важнее

политических склок партий и отдельных деятелей: «<...> повседневная и незаметная работа учителя есть в жизни эмиграции нечто более существенное и реальное, чем хотя бы гораздо более поверхностный слой эмигрантской политики, в значительной мере утратившей уже самый свой предмет» [5, с. 470].

Начавшееся в 1923-1924 годах сотрудничество С.И. Гессена с журналом «Современные записки», конечно, не ограничивалось жанром рецензии: на его страницах будут опубликованы важнейшие статьи о судьбах русской школы, о современном правовом социализме и др. Однако на протяжении всех лет работы в журнале у автора сохранится верность жанру рецензии, а сами рецензии сыграют важнейшую роль в развитии философско-правового, педагогического и литературно-критического дискурсов российского зарубежья первой волны.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00413-А.

Библиографический список:

1. Вишленкова С.Г., Пискунова А.А. Книга С.И. Гессена и Н.А. Ганца о советской школе в оценке Д.М. Сокольцова // E-SCIO. 2018. № 9 (24). С. 4147.

2. Вишленкова С.В., Пискунова А.А. С.И. Гессен и журнал «Современные записки» в 1920-1930-е годы: глава из биографии выдающегося российского педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 3. С. 12-16.

3. Вишняк М.В. «Современные записки». Воспоминания редактора. Bloomington: Indiana University Press, 1957. - 338 с.

4. Вокруг редакционного архива «Современных записок» (Париж, 1920-1940). М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 552 с.

5. Гессен С.И. В.В. Руднев. Зарубежная русская школа. 1920-1924 г. Изд. Росс. Земско-Городск. Комитета помощи российским гражданам за границей. Париж, 1924. 278 с. // Современные записки. 1924. Кн. 22. С. 469-476.

6. Гессен С.И. Г. Ландау Сумерки Европы. Берлин: Слово, 1923 // Современные записки. 1923. Кн. 16. С. 436-444.

7. Гессен С.И. Избранные сочинения. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998. - 814 с.

8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин: Слово, 1923. - 418 с.

9. Гессен С.И. София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии / Под ред. Н.А. Бердяева при ближайшем участии Л.П. Карсавина и С.Л. Франка. Книга 1. Берлин, 1923. 190 с. // Современные записки. 1923. Кн. 15. С. 412-426.

10. Гессен С.И. Philosophiе und Recht. Osterwiek, Harz: Zickfeedt, 1923. Heft 2 (Sonderheft "Russische Rechtsphilosophie") // Современные записки. 1923. Кн. 17. С. 519-524.

11. Горбунова А.И. Литературная критика на страницах журналов и газет «русского Парижа» 1920-1940-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 2004. - 260 с.

12. Мариниченко А.И. «Современные записки»: жизнь в архивных документах // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 316-318.

13. Осовский О.Е. Забытая рецензия Сергея Гессена на роман Олдоса Хаксли // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 1. С. 74a-77.

14. Осовский О.Е. Имперская и постимперская парадигма в идеологии российского образования XVIII - первой трети XX века (к постановке проблемы) // Академический журнал Западной Сибири. 2014. № 4. С. 96-97.

15. Осовский О.Е. Проблемы справочно-информационного обеспечения истории образования русского зарубежья и возможные пути их решения // Интеграция образования. 2009. № 1. С. 18-20.

16. Осовский О.Е., Киржаева В.П. Архив редакции «Современных записок» как источник по истории литературы, культуры и образования русской эмиграции «первой волны» // Филология и культура. 2016. № 3. С. 135140.

17. Осовский О.Е., Киржаева В.П. Н.А. Ганц и «Современные записки»: история диалога // Осовские педагогические чтения «Образование в со-временном мире: новое время - новые решения»: сб. науч. ст.: в 2 ч, ч. I. Саранск / МГПИ, 2016. С. 124-129.

18. Осовский О.Е., Киржаева В.П. О двух терминах М.М. Бахтина в контексте истории отечественного литературоведения ХХ века // Филология и культура. 2016. № 1 (43.) С. 223-228.

19. Осовский О.Е., Киржаева В.П. С.И. Гессен и «Русская школа за рубежом»: из истории педагогической журналистики российского зарубежья 1920-х - начала 1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 8. С. 202-217.

20. «Современные записки» (Париж, 1920-1940). Из архива редакции: в 4 т. / под ред. О. Коростелева и М. Шрубы. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.