ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ПЕРВЫЕ ИТОГИ ВНЕДРЕНИЯ МСФО ЗА РУБЕЖОМ*
Т. Б. КРЫЛОВА,
партнер компании KPMG, член Правления Фонда НСФО
Обзор результатов внедрения МСФО в странах ЕС
Результаты внедрения МСФО в странах ЕС изучены в наибольшей степени. В последние два года проводилось достаточно много различных исследований, наиболее объемным из которых является исследование Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса по заказу Европейской комиссии1.
В настоящее время в ЕС согласно акту от 19.07.2002 № 1606/2002 (Акт IAS) все листинговые компании ЕС, начиная с 1 января 2005 г., должны готовить свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Каждая страна, входящая в состав ЕС, имеет также право расширить данное требование, т. е. потребовать или разрешить через введение в национальное законодательство использование МСФО для финансовой отчетности юридических лиц и консолидированной отчетности нелистинговых компаний. При этом страны имеют право отсрочить применение этого требования для тех компаний, у которых котируются только долговые ценные бумаги, и тех компаний, ценные бумаги которых зарегистрированы на рынках вне ЕС. Первоначально планировалось, что, начиная с 1 января 2008 г., все листинговые компании ЕС, включая иностранные компании, должны готовить консолидированную финансовую отчетность согласно
* Окончание, начало см. в журнале «Международный бухгалтерский учет» № 2 (109), 2008.
1 Более подробно с данным исследованием можно ознакомиться, например, на сайте www. icaew. com.
МСФО, принятым в ЕС (МСФО — ЕС), однако это решение недавно было отсрочено до 2011 г.
Система внедрения МСФО в ЕС имеет двухуровневую структуру. На техническом уровне создана Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (EFRAC), задача которой состоит в консультировании ЕС, и Комитет по регулированию стандартов бухгалтерского учета, в который входят представители стран ЕС. Недавно ЕС дал согласие на формирование группы SARC, состоящей из представителей государственных учреждений, которая будет давать оценку рекомендациям EFRAC. Кроме того, в инфраструктуру входит также Комитет европейских органов регулирования ценных бумаг — CESR, который находится в тесном взаимодействии с ЕС.
Проведенное обследование свидетельствует о большом разнообразии подходов к внедрению МСФО в странах ЕС (табл. 5).
Результаты исследования стран ЕС позволили сделать, в частности, следующие выводы:
— использование МСФО повысило сопоставимость финансовой отчетности различных компаний;
— 63 % инвесторов считают, что использование МСФО улучшило качество отчетности, против 24 %, которые считают, что качество ухудшилось. Соответствующие данные для составителей — 60 % и 14 % и для аудиторов — 80 % и 8 %;
— 49 % инвесторов считают, что использование МСФО усложнило понимание финансовой отчетности, но 32 % респондентов с этим несогласны. Особую сложность вызвали вопросы по учету финансовых инструментов;
Таблица 52
Применение Акта IAS в ЕС
Компании, котируемые на бирже Компании, не котируемые на бирже
Страна Компании Консолидирован- Юридическое Консолидирован- Юридическое
ные лицо ные лицо
Австрия Все Требуется Не разрешено Разрешено Не разрешено
Бельгия Кредитные учреждения. Прочие Требуется Требуется Не разрешено Не разрешено Не разрешено Не разрешено Не разрешено Не разрешено
Великобритания Все Требуется Разрешено Разрешено Разрешено
Венгрия Все Требуется Не разрешено Разрешено Не разрешено
Германия Все Требуется Не разрешено Разрешено Не разрешено
Греция Все Требуется Требуется Разрешено Разрешено
Дания Все Требуется Разрешено Разрешено Разрешено
Испания Все Требуется Не разрешено Разрешено Не разрешено
Ирландия Все Требуется Разрешено Разрешено Разрешено
Контролируемые финан-
совые компании, ком-
Италия пании с финансовыми инструментами, размещенными среди широких слоев населения. Страховые компании. Прочие Требуется Требуется Требуется Требуется Не разрешено Требуется Требуется Требуется Разрешено Требуется Не разрешено Разрешено
Кипр Все Требуется Требуется Требуется Требуется
Банки, страховые ком-
Латвия* пании и другие финансовые учреждения. Прочие Требуется Требуется Требуется Разрешено Требуется Разрешено Требуется Не разрешено
Банковские и контро-
Литва лируемые финансовые Требуется Требуется Требуется Требуется
учреждения. Прочие Требуется Требуется Не разрешено Не разрешено
Люксембург Все Требуется Разрешено Разрешено Разрешено
Мальта Все Требуется Требуется Требуется Требуется
Нидерланды Все Требуется Разрешено Разрешено Разрешено
Банки.
Компании, ожидающие
Польша доступа на регулируемый рынок. Дочерняя компания Требуется Нет информации Нет информации Не разрешено Нет информации Нет информации Требуется Разрешено Разрешено Не разрешено Разрешено Разрешено
в группе компаний с МСФО. Требуется Разрешено Не разрешено Не разрешено
Прочие
Банки и финансовые
Португалия учреждения. Дочерняя компания в группе компаний с МСФО. Прочие Требуется Нет информации Требуется Не разрешено Нет информации Разрешено Разрешено Разрешено Разрешено Не разрешено Разрешено Не разрешено
Словакия Все Требуется Не разрешено Требуется Не разрешено
Словения Банки и страховые компании. Прочие Требуется Требуется Требуется Разрешено Требуется Разрешено Требуется Разрешено
2 EU implementation of IFRS and the Fair Value Directive, ICAEW, 2007, p. 24.
Окончание табл. 5
Страна Компании Компании, котируемые на бирже Компании, не котируемые на бирже
Консолидированные Юридическое лицо Консолидированные Юридическое лицо
Финляндия Страховые компании. Прочие Требуется Требуется Не разрешено Разрешено Требуется Разрешено Не разрешено Разрешено
Франция Все Требуется Не разрешено Разрешено Не разрешено
Чехия Все Требуется Требуется Разрешено Не разрешено
Швеция Все Требуется Не разрешено Разрешено Не разрешено
Эстония Кредитные учреждения, страховые компании, финансовые и смешанные финансовые холдинговые компании и инвестиционные компании. Прочие Требуется Требуется Требуется Требуется Требуется Разрешено Требуется Разрешено
* Компании, официально зарегистрированные и котируемые на Рижской фондовой бирже, обязаны подготавливать МСФО — ЕС отчетность только для целей листинга.
— некоторые респонденты отметили, что для более объективных выводов требуется больше времени работы по МСФО;
— опыт работы с МСФО отличается для компаний малого и среднего бизнеса, включая затраты на подготовку отчетности;
— отмечается «местный акцент» в использовании МСФО;
— имеются сложности при вынесении профессионального суждения и связанная с этим озабоченность в отношении единообразного применения;
— отмечается важная роль аудиторов в понимании МСФО;
— имеются недостатки в качестве перевода МСФО на национальные языки.
Одним из новых подходов в отношении гармонизации на основе МСФО является эквивалентность МСФО, одобренная ЕС. Начиная с 1 января 2007 г., в соответствии с действующими в пределах ЕС правилами представления проспектов предстоящей эмиссии иностранные компании, желающие предложить свои ценные бумаги инвесторам в ЕС, должны будут подготавливать свои проспекты, включая финансовые отчеты, в соответствии с МСФО, одобренными Европейским союзом, или стандартами, эквивалентными МСФО. В соответствии с Директивой по вопросам транспарентности эти требования также применяются и к иностранным регистрантам, уже котирующимся в Европейском союзе. Общепризнанные
принципы бухгалтерского учета третьих стран будут считаться эквивалентными МСУ/МСФО, «если финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с такими ОПБУ третьих стран, дает возможность инвесторам принимать как минимум аналогичные решения с точки зрения инвестирования или изъятия инвестиций, как если бы им была предоставлена финансовая отчетность, подготовленная на основе МСУ/МСФО».
Европейская комиссия уполномочила CESR провести оценку ОПБУ, которые рассматривались на предмет эквивалентности, а также подготовить описание механизмов обеспечения соблюдения стандартов учета США, Канады и Японии. В апреле 2005 г. CESR опубликовала консультативный доклад о результатах проведенного ею обзора стандартов учета данных стран, а в начале июля она завершила подготовку своего окончательного заключения для Европейской комиссии по вопросу об эквивалентности между ОПБУ США, Канады и Японии и МСФО. На основе данной оценки CESR сделала вывод о том, что исходя из потребностей инвесторов на финансовых рынках ЕС каждые в отдельности ОПБУ США, Канады и Японии могут быть признаны эквивалентными МСФО при условии внесения ряда поправок (опубликование дополнительных раскрытий).
Исходя из заключения CESR котирующимся на финансовых рынках ЕС компаниям, которые представляют свою финансовую отчетность в соответствии с ОПБУ любой из упомянутых
трех стран, не будет предъявляться требование подтверждения полного согласования их финансовой отчетности с МСФО.
До недавнего времени в соответствии с законодательством ЕС официальный контроль за работой бухгалтеров осуществлялся посредством законодательно назначенных аудиторов, однако в недавно пересмотренной Директиве № 8 изложены общие принципы общественного надзора за проведением аудита в Европе.
5. Основные аспекты и соответствующие проблемы практического внедрения МСФО в различных странах
Обзор тенденций внедрения МСФО на национальном уровне позволяет выявить следующие основные особенности.
1. Наблюдается тенденция к разработке долгосрочных программ перехода на МСФО (Бразилия с 2010 г., Канада, Индия, Корея объявили о плане перехода на МСФО с 2011 г. 3).
2. Укрепляются или формируются институциональные механизмы по внедрению МСФО и по осуществлению надзора за их соблюдением.
Различные страны имеют различные системы регулирования бухгалтерского учета. Например, в некоторых странах отдельные требования в отношении бухгалтерского учета содержатся в таких законодательных актах, как коммерческие коды и законодательство о компаниях. В этих случаях изменения в бухгалтерском учете требуют достаточно длительных процедур и согласований для увязки с существующим законодательством. В этой связи многие страны, переходящие на МСФО, проводят ревизии своего законодательства для обеспечения правовой поддержки введения МСФО. Другие страны, например Франция, создают новые структуры, которые наделяются полномочиями придавать правовой статус стандартам бухгалтерского учета, что избавляет от необходимости проходить длительный процесс юридических согласований. Во Франции такими полномочиями обладает созданный в 1998 г. Комитет по регулированию бухгалтерского учета, который издает правила бухгалтерского учета, основанные на предложениях Национального совета по бухгалтерскому учету.
3 Следует учитывать различие в подходах этих стран.
Во многих странах наблюдается усиление надзорной функции государственных органов. Например, в Германии созданы три новые структуры, включая Германский комитет по стандартам бухгалтерского учета, Германский совет по правовому регулированию финансовой отчетности и Федеральную организацию по финансовому надзору. Германский совет по правовому регулированию финансовой отчетности занимается анализом консолидированной и неконсолидированной финансовых отчетностей листинговых компаний. Затраты на эту деятельность частично покрывают листинговые компании Германии. Таким образом, данный орган, находясь в подчинении федеральных властей, использует средства частного сектора.
В Великобритании в 2003 г. создан Совет по финансовой отчетности, который осуществляет надзорные функции за финансовой отчетностью компаний Великобритании, разработкой аудиторских стандартов, деятельностью профессиональных организаций. Затраты при этом также частично компенсируются за счет взносов листинговых компаний и профессиональных организаций.
Во Франции создан регулирующий орган финансовых услуг Франции, который занимается проверкой финансовой отчетности организаций, зарегистрированных во Франции. Кроме того, создана структура, контролирующая профессиональную аудиторскую практику.
Многие развивающиеся страны также предпринимают подобные меры. Например, в Пакистане создано отделение по мониторингу и регулированию Комиссии по ценным бумагам, в Южной Африке — Совет по мониторингу (совместная организация между Институтом профессиональных бухгалтеров и биржей Йоханнесбурга), в Турции — Совет по рынкам капиталов. 4
Во многих странах возникают проблемы координации изменений в бухгалтерском учете в связи с тем, что соответствующие изменения затрагивают несколько сфер экономической деятельности как в отраслевом разрезе, так и в институциональном. Поэтому во многих странах создаются координационные структуры. В других странах, как например в Великобритании, вновь создаваемые регулятивные органы отвечают за весь комплекс вопросов, связанных с внедре-
4 UNCTAD, TD/B/COM. 2/ISAR/37, 2007.
нием МСФО (бухгалтерский учет, аудит, надзор, деятельность СРО и др.).
3. Многие страны используют консультативные механизмы для широкого обсуждения как технических вопросов применения МСФО, так и стратегических проблем. Одним из наиболее проработанных механизмов является уже упоминавшаяся структура EFRAC.
4. Во многих странах проводятся исследования и обзоры первых результатов внедрения МСФО. В частности, результаты опубликовали Комиссия по ценным бумагам США, Комитет по финансовой отчетности Великобритании, Регулятор по финансовым рынкам Голландии. В целом в этих исследованиях отмечается прогресс в использовании МСФО, однако наблюдается непоследовательность в применении отдельных требований, низкое качество отдельных раскрытий, возрастание их объема, сложности в понимании и применении отдельных стандартов. В то же время отмечаются тенденции к уменьшению таких сложностей по мере накопления опыта работы в соответствии с МСФО.
5. Результаты исследований свидетельствуют о недостаточности технической экспертизы в области МСФО, хотя уровень озабоченности этой проблемой в Европе и США снижается. Несмотря на определенный прогресс в этой области, необходимость в технических материалах, а также в
Пенсии сотрудников Опционы на акции для сотрудников Гудвилл Аренда Обесценивание Признание дохода Нематериальные активы Консолидация Деривативы Финансовые инструменты Задолженность/Собственные средства Отложенный налог Объединение бизнеса Иностранная валюта Реальный основной капитал Совместные предприятия Ассоциированные компании
43
26 10 <6 14 8 6 18 10 в 14 4 10 22 8 14 102 8 26 14 12 12.6 6 16 18
27
22
18 ■ 14 32 >14 18 30 10 20 28 14 14 18 6 12 22 10 12 10 Ша-
25 1{Я Г
33
■ 29
ШЯ^Ш'л
I I Гораздо труднее для понимания
I I Немного труднее
Рис. 2. Диаграмма оценки сложности и понятности отдельных позиций отчетности согласно МСФО
формировании системы подготовки кадров остается чрезвычайно актуальной, особенно для стран с развивающейся и переходной экономикой.
6. Среди основных технических аспектов, вызывающих трудности внедрения МСФО, выделяются следующие:
— справедливая стоимость;
— финансовые инструменты;
— аренда;
— налог на прибыль;
— подготовка отчетности согласно МСФО впервые.
Рисунок 2 является хорошей иллюстрацией оценки сложности и понятности отдельных позиций отчетности согласно МСФО инвесторами ЕС. Он содержит ответы инвесторов на вопросы о том, какие из статей отчетности стали им более понятными при отражении согласно МСФО, а какие усложнились.
7. Во многих исследованиях отмечается позитивная роль профессиональных организаций в процессах распространения и понимания вопросов МСФО, в подготовке кадров и учебных материалов.
6. Выводы
По результатам проведенного обзора и анализа можно сделать следующие наиболее общие выводы:
1. Признание и использование МСФО расширяется.
2. Пользователи отмечают усиление сопоставимости, полезности и качества отчетности по МСФО. В то же время отмечается возрастание объема информации, кроме того, имеются различные оценки в отношении затрат на подготовку отчетности в соответствии с МСФО.
3. Происходит процесс дальнейшего формирования институциональных аспектов формулирования и применения МСФО как на международном, так и на национальных уровнях.
4. Обзоры и анализ первых итогов внедрения МСФО представляют собой важную
■■81
■ 53
■ 51
■¡49
Л 37
■ 27
I I Немного
Гораздо легче для понимания
информацию для дальнейшего совершенствования этого процесса.
Одной из основных проблем продолжает оставаться сложность МСФО и единообразие их применения (рис. 2).
5. Страны демонстрируют многообразие подходов к введению МСФО в практику, а также применение МСФО на практике. Для достижения единообразного подхода к применению МСФО требуются значительные усилия.
6. Правовые механизмы внедрения МСФО на национальном уровне определяются особенностями правового обеспечения в соответствующих странах.
7. Усиливается тенденция к государственному надзору за соблюдением требований МСФО и стандартов аудита.
8. Основные усилия по-прежнему требуются в формировании национальной экспертизы в области МСФО.
К сведению авторов и читателей
Федеральное агентство по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ и Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU приступили к реализации проекта «Разработка системы статистического анализа российской науки на основе данных российского индекса научного цитирования (РИНЦ)» по Федеральной целевой научно-технической программе.
В Российский индекс научного цитирования включены все издания, выпускаемые нашим издательским домом: «Финансы и кредит», «Дайджест-Финансы», «Экономический анализ: теория и практика», «Региональная экономика: теория и практика», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Международный бухгалтерский учет», «Всё для бухгалтера», «Бухгалтер и закон», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии».
РИНЦ - это многофункциональная информационная система, в которой обрабатывается библиографическая информация, аннотации и пристатейные списки цитирования из российских научных журналов. Поисковые и информационные сервисы базы данных эффективно реализуют различные виды поиска информации, анализируют и рассчитывают индексы цитирования отдельных авторов, научных коллективов и организаций, тематических направлений, импакт-факторы журналов. Авторам предоставлена возможность самостоятельно вводить и корректировать информацию о том, что, где и когда они опубликовали, используя для этой цели интерфейс Единого реестра научных публикаций. Используя систему управления ссылками, возможно без труда выходить не только на полные тексты статей, которые обрабатываются в самом РИНЦ, но и на статьи, которые цитировались в этих публикациях.
Подробная информация о проекте размещена на сайте разработчика
- www.elibrary.ru.
Уважаемые авторы и читатели!
Мы также напоминаем Вам, что электронные версии всех наших журналов доступны на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
Мы прилагаем все усилия для того, чтобы доступ к необходимой информации был максимально быстрым и простым для Вас, и надеемся, что использование современных информационных технологий сделает Вашу работу с материалами наших изданий еще более удобной!