20
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #5 (50), 2018
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И СУДЬБА ПАМЯТНИКОВ _КУЛЬТУРЫ В РОССИИ_
Ермишина Надежда Дмитриевна
Канд. ист. наук, профессор кафедры истории и культурологии национального исследовательского
университета «МЭИ» г. Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема сохранения памятников культуры в России в дни революционных потрясений. События 1917 года привели к опасности уничтожения многих исторических и культурных ценностей. Обозначена противоречивость политики советского правительства относительно памятников культуры в первые годы советской власти.
Ключевые слова: культурные ценности, памятники искусства, народное достояние, духовные святыни, декрет, национализация.
THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER AND THE FATE OF CULTURAL MONUMENTS IN
RUSSIA
N. D. Yermishina
Candidate of history, professor, departments of history and culturology
of National research University "MPEI" Moscow, Russia
ABSTRACT
The article considers the problem of preservation of monuments of culture in Russia in the days of revolutionary upheaval. The events of 1917 led to the destruction of many historical and cultural values. Marked with the contradictory policy of the Soviet government concerning monuments of culture in the first years of Soviet power.
Key words: cultural values, monuments of art, national heritage, spiritual shrines, the decree of nationalization.
«Охрана памятников - рабочий термин, передающий лишь узкий смысл задачи. Содержание его неизмеримо шире. Оно включает живое представление о преемственности традиций культуры, о нерасторжимой связи времен, дня сегодняшнего и давних дней, связи человека с землей и со всем сущим на ней, с природой, с человечеством»
Павел Корин
Вне зависимости от политических режимов и господствующих идеологий последние сто лет одной из наиболее актуальных проблем является сохранение культурного достояния народов. Эта проблема наиболее остро встаёт в годы великих потрясений. В нашей стране одним из таких потрясений был 1917 год. Отношение советской власти к политике охраны культурных ценностей характеризуется противоречивостью. С одной стороны, именно в первые годы советской власти была произведена национализация памятников искусства и старины, введен их учет, созданы природные заповедники. С другой стороны, в это же время происходило планомерное разрушение духовных святынь России, было утрачено огромное количество культурных ценностей, как церковных, так и светских. Это происходило как вследствие политики правительства, так и в результате стихийного вандализма.
Что касается положительного значения деятельности советской власти в области охраны культурных ценностей, то необходимо отметить, что первым актом советской власти в этом направлении
было назначение Петроградским ВРК еще до совершения Октябрьского вооруженного восстания Ят-манова и Мандельбаума комиссарами по защите музеев и художественных коллекций. До октября 1917 года ни царскому правительству, ни Временному буржуазному так и не удалось принять государственное законодательство в области охраны памятников искусства и старины. Лишь благодаря общественному мнению и деятельности различных учреждений и обществ разрушение национального наследия было в целом остановлено. Сохранение церквей, монастырей, дворцов, усадеб, крепостных сооружений, городских особняков, музеев и галерей находилось в руках частных лиц и общественных организаций.
Приход к власти Совета народных комиссаров в октябре 1917 года ознаменовался принятием сразу нескольких документов, свидетельствующих о повышенном внимании со стороны нового руководства страны к вопросам сохранения культурных ценностей. Петроградским Советом рабочих и крестьянских депутатов уже в ноябре 1917 г. было принято «Воззвание о необходимости сохранения культурного наследия». В начале мая 1918 г. Петроградской Коллегией был разработан проект о признании наиболее выдающихся по своему историческому и художественному значению дворцов государственными музеями. Это были Зимний, Мраморный, Каменноостровский, Елагин дворцы. Непосредственное отношение к судьбе культурных ценностей имеет Декрет СНК «О национализации
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5 (50), 2018 внешней торговли» от 22 апреля 1918 г., в котором запрещалась торговля для частных лиц, в том числе и произведениями искусства и старины. Созданию государственной законодательной базы по охране культурных ценностей положил начало Декрет СНК «О конфискации имущества низложенного российского императора и членов бывшего российского императорского дома» от 13 июля 1918 г., по которому это имущество фактически национализировалось.
Одним из самых важных в деле охраны культурных ценностей был Декрет СНК «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» от 19 сентября 1918 г. В это же время появились такие основополагающие документы, как Декреты Совета народных комиссаров «О памятниках республики» и «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящиеся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Таким образом был организован государственный учет памятников, введен государственный контроль над всеми памятниками культуры, независимо от того кому они принадлежали. Владельцам памятников искусства и старины выдавались охранные грамоты.
Вместе с этой конструктивной деятельностью советского правительства события 1917 года привели к стихийным погромам многих памятников, имевших историческое и культурное значение. Разрушение старой государственной системы, тотальная национализация и уничтожение частной собственности, атеистическая политика большевистских властей поставили памятники старины в тяжелейшее положение. Начались раздел и стихийные погромы имений, были закрыты и заняты различными организациями многочисленные монастыри и храмы. Во время гражданской войны пострадали почти все дворянские усадьбы.
Знаменитый художник и реставратор Павел Корин, известный как пламенный борец за сохранение и восстановление культурных ценностей страны, писал в «Комсомольской правде» в отклике на Учредительный съезд Всероссийского общества охраны памятников в 1966 г.: «После революции началось необъяснимое. В Кремле один за другим рушили соборы. Был сломан Вознесенский монастырь 14 века, основанный женой Дмитрия Донского. Сломаны церковь Константина и Елены (16 век). Разобрано Красное крыльцо (17 век). Белокаменные львы, примыкающие к Грановитой палате, пошли на бут. Скорбный перечень стремительно возрастал».
Последовавшая за революцией Гражданская война имела следствием не только разрушение и разграбление огромного числа памятников внутри страны, но также бесконтрольный вывоз культурных ценностей за границу, так как государственное законодательство во многих районах страны не соблюдалось. Рабочие и крестьяне часто разрушали памятники из мести и ненависти к своим бывшим угнетателям. Некоторые участвовали в разграблении из чисто корыстных целей. Эмигрировавшие из
советской России дворяне и представители буржуазии старались вывезти с собой как можно больше ценностей, в том числе и произведений искусства.
После революции 1917 года были упразднены те организации, которые занимались охраной памятников в императорской России - Московское археологическое общество, губернские ученые комиссии, архивные комиссии и епархиальные цер-ковно-археологические общества.
После Гражданской войны советское правительство начало компанию по изъятию церковных ценностей. Один из ярким примеров этой компании: в Казанском соборе был демонтирован иконостас, весь покрытый серебром чеканной работы. Серебро это, в количестве 40 пудов, было отбито Донскими казаками у французов в 1812 г. и пожертвовано ими в Казанский собор. В 20-е годы этот иконостас был переплавлен «ввиду особой необходимости», а другие художественные ценности изъяты и распределены по музеям. Началась компания по продаже музейных художественных ценностей за рубеж.
Однако, несмотря на негативную составляющую в действиях советской власти по отношению к культурным ценностям, во время революционных событий и гражданской войны Совнарком и местные органы власти предпринимали энергичные и решительные меры в деле спасения культурного достояния страны. Большую роль в этом деле сыграли отдельные личности.
Народный комиссариат просвещения под руководством А.В. Луначарского способствовал оформлению в 1918 - 1920 гг. государственной системы охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. При губернских и некоторых уездных отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Большое значение имела работа местных музеев и краеведческих обществ, которые в первые послереволюционные годы развернули активную деятельность.
Осуществлялась активная деятельность и на государственном уровне, хотя этому способствовала активность отдельных личностей. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские. Комиссия имела филиалы в Петрограде и Ярославле. Из национализированных усадеб, имений и монастырей вывозились историко-художе-ственных ценностей и на их основе создавались новые музеи. Ставились на учёт архитектурные памятники, производился их ремонт и реставрация. Открытие музеев в усадьбах Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево, а также монастырях -Донском, Новодевичьем, Воскресенском, Ново-Иерусалиимском, способствовало их спасению и сохранению. Благодаря этому были сохранены многие иконы и фрески как памятники древнерусской живописи.
В 1918 году российский архитектор Петр Дмитриевич Барановский обратил внимание общественности на бедственное положение памятников Ярославля, пострадавших после белогвардейских выступлений. Там он впервые применил массовую консервацию уникальных памятников архитектуры и фресковой живописи. Он обосновал идею создания музея под открытым небом как одного из способов сохранения и демонстрации образцов древнерусской архитектуры. Он стал первым директором подобного музея в селе Коломенском.
В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма.
Также большое внимание советское правительство уделяло охране памятников садово-паркового искусства и историко-художественного пейзажа. Такого рода законодательные положения о памятниках садово-паркового и ландшафтного искусства в мировой практике были первыми.
Нельзя отрицать тех положительных результатов, которые дали принятые меры. За первые послереволюционные годы в стране создана целая сеть государственных музеев, национальных парков, только по Москве и Подмосковью зарегистрирована 431 частная коллекция, обследованы 64 антикварных магазина, 501 церковь и монастырь, 82 усадьбы.
Позже, в конце 20-х - первой половине 30-х годов, в связи с ухудшением политической ситуации в стране и идеологизацией всех сторон жизни стало проявляться все более негативное отношение к историко-культурному наследию. Созданная ранее система охраны памятников в стране ликвидирова-
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #5 (50), 2018 лась: были упразднены Музейный отдел Нарком-проса, местные губернские и уездные органы охраны памятников, прекратилась деятельность Центральных государственных реставрационных мастерских, краеведческих обществ, закрылись многие музеи в усадьбах и монастырях. Таким образом, существовало расхождение между теоретическими положениями охраны национального достояния и их практическим применением.
В современных условиях необходимо учитывать тот положительный опыт, который получило наше государство в первые послереволюционные годы в деле охраны памятников культуры. Негативный опыт также можно обратить на пользу: будем нетерпимы к попранию народных святынь. Забота о культурных ценностях развивает чувство патриотизма, делает и государство, и отдельного человека благородней. Забота о прошлом - наш гражданский и человеческий долг.
Использованная литература
1. Ермишина Н.Д. Культурология. 2-е изд. -М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007.432 с. (Gaudeamus)
2. История становления и развития законодательства о защите культурных ценностей в России. https://www.kazedu.kz/referat/96174/2 (дата последнего обращения - 22.10.2017.)
3. Корин П.Д. Как гражданин России. - М.: ВООПИиК, 1997.
4. Кулемзин А.Н. Охрана памятников в России. - Томск: МУ «Томск исторический», 1999.170 с.
5. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. - М.: Дрофа, 2005.- 272 с.