Научная статья на тему 'Первоочередные мероприятия по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа Саранск'

Первоочередные мероприятия по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа Саранск Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушков В. Ф.

В статье рассматриваются основные мероприятия по экономии расходования ресурсов и снижению теплопотерь на примере ГО Саранск, а также по регулированию потребления энергоресурсов и воды. Автором приводится общая потребность в финансовых средствах на установку узлов учета и определяются источники финансирования программы. Автор приходит к выводу, что добеспечения практической реализации проектов энергоресурсосбережения необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке данных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первоочередные мероприятия по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа Саранск»

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

В. Ф. Сушков

В статье рассматриваются основные мероприятия по экономии расходования ресурсов и снижению теплопотерь на примере ГО Саранск, а также по регулированию потребления энергоресурсов и воды. Автором приводится общая потребность в финансовых средствах на установку узлов учета и определяются источники финансирования программы. Автор приходит к выводу, что добеспечения практической реализации проектов энергоресурсосбережения необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке данных мероприятий.

В послании Главы Республики Мордовия Государственному собранию, озвученном 25 января 2008 г., говорится о необходимости уделения особого внимания проблемам энергосбережения и внедрения соответствующих технологий. Конечная цель энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве — снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

В настоящее время жилищно-коммунальному хозяйству городского округа Саранск в области энергоресурсосбережения необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:

1) экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь:

— тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий;

— модернизация систем тепло- и водоснабжения;

— учет энергоресурсов и воды;

2) регулирование потребления энергоресурсов и воды.

К основным мероприятиям первого направления можно отнести:

— дополнительную тепловую изоляцию ограждающих конструкций;

— внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;

— снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в том числе на тепловые сети с пенополиуретановой изоляцией;

— оптимизацию режимов работы сетей тепло- и водоснабжения через внедрение систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов, замену насосов с завышенной установленной мощностью;

— реконструкцию тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей);

— применение в системах тепло- и водоснабжения вместо поверхностных теплообменников (бойлеров) трансзвуковых струйно-форсуночных аппаратов, совмещающих одновременно функции теплообменника и насоса и не содержащих вращающихся и трущихся частей;

— широкое использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;

— применение новейших методов и технологий для очистки от отложений теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин;

— замену изношенной запорной арматуры и санитарно-технических устройств в квартирах и индивидуальных домах;

— оптимизацию процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение

тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;

— применение в котельных противодав-ленческих турбин, устанавливаемых параллельно дроссельному устройству, для выработки дополнительной электроэнергии;

— обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных (как законченных новым строительством, так и после капитального ремонта оборудования), не оснащенных установками водоподготовки и не прошедших режимно-наладочных испытаний в установленные сроки;

— замену и прочистку сетей с применением новых методов прочистки;

— проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.

Использование нетрадиционных источников энергии должно рассматриваться как одно из перспективных направлений энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющихся одновременно одним из аспектов решения экологических проблем.

Второе направление предусматривает обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов, которое предусмотрено Федеральным законом Российской Федерации «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ (с изменениями от 5 апреля 2003 г. № 42-ФЗ и 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3), Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы» № 832 от 8 июня 1997 г.

Общая потребность субъектов Российской Федерации в приборах учета тепла и воды для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т. д. составляет более 130 млн шт. Из них для учета тепловой энергии необходимы около 24 млн теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды — свыше 66 млн водосчетчиков, для учета газа — более 40 млн счетчиков газа.

В настоящее время в городском округе Саранск из 1717 многоквартирных домов с центральным отоплением, обслуживаемых

муниципальными предприятиями городского округа Саранск («Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района», «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района», «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района») только 133 многоквартирных дома (7,7 %) оборудованы общедомовыми

приборами учета тепловой энергии.

Жильцы многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, оплачивают потребленную тепловую энергию для целей отопления исходя из соответствующих нормативов, которые установлены органом местного самоуправления (решение Саранского городского Совета депутатов от 5 ноября 2002 г. № 220 «Об утверждении нормативов потребления по горячему водоснабжению и отоплению». Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 24 июля 2008 г. № 125 утверждена Программа по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах городского округа.

Комплексный подход к реализации программы предполагает ряд мероприятий по каждому многоквартирному дому:

— обследование технического состояния и системы теплоснабжения многоквартирного дома;

— выполнение полного перечня работ по снижению потерь тепловой энергии в многоквартирном доме с подготовкой необходимой проектно-сметной документации;

— разработка проекта по установке общедомового прибора учета тепловой энергии по данному объекту;

— проведение анализа потребления тепловой энергии в многоквартирном доме;

— определение источника (источников финансирования проекта);

— установка и введение в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии;

— заключение договора на сервисное обслуживание прибора учета.

Общая потребность в финансовых средствах на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, обслуживаемых муниципальными предприятиями городского округа Саранск

(«Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района», «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района», «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района»), рассчитана исходя из средней стоимости одного прибора учета в размере 150 тыс. руб. с НДС, в том числе расходы непосредственно на узел учета — 88 тыс. руб. и расходы на его установку — 62 тыс. руб. (табл.).

Источниками финансирования программы являются средства собственников жилых помещений, средства муниципальных предприятий городского округа Саранск («Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района», «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района», «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района»), средства, предусмотренные муниципальной адресной программой по проведению капитального ре-

Финансовые средства,

монта многоквартирных домов городского округа Саранск.

К первоочередным задачам относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. В настоящее время во всех учреждениях Департамента по социальной политике городского округа Саранск установлены приборы учета коммунальных ресурсов. Благодаря этому экономия платежей за тепло и воду составила от 15 до 60 %.

На вводах в общественные здания следует также устанавливать регуляторы давления, сокращающие до минимума избыточные напоры, которые являются причиной нерациональных расходов воды из кранов и утечек из санитарно-технической арматуры.

В числе первоочередных мероприятий необходимо особо отметить создание системы, обеспечивающей повсеместную установку и обслуживание узлов учета, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энергоресурсов.

Таблица

необходимые для установки узлов учета

Организация, обслуживающая жилищный фонд Кол-во многоквартирных домов, в которых необходимо установить приборы учета, ед. Количественная потребность в узлах учета, ед. Стоимость установки одного узла учета, тыс. руб. Потребность в финансовых средствах, тыс. руб.

Муниципальное предприятие городского округа Саранск «ДЕЗ ЖКХ Ленинского района» 593 591 150 88 650

Муниципальное предприятие городского округа Саранск «ДЕЗ ЖКХ Октябрьского района» 670 670 150 100 500

Муниципальное предприятие городского округа Саранск «ДЕЗ ЖКХ Пролетарского района» 319 361 150 54 150

Итого 1 582 1 622 450 243 300

Схемы организации учета должны разрабатываться для всех уровней потребления — тепловой район, жилой микрорайон, товарищество собственников жилья, жилой дом, квартира. Во всех случаях следует стремиться к минимизации парка приборов учета и к сокращению их номенклатуры. Выбор схем учета энергоресурсов и воды, а также средств измерения для использования на узлах учета должен осуще-

Поступила ¡6.10.08.

ствляться их владельцем по согласованию с тепло- и водоснабжающими организациями.

Для обеспечения практической реализации проектов энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальной отрасли необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке мероприятий по энергоресурсосбережению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.