ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 33 ПАВЛОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ
д.э.н., профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник Лаборатории промышленной политики и экономической безопасности
Института проблем рынка РАН, e-mail: pavlovvi@bk.ru
ЗОИДОВ ХУРШЕДЖОН КОБИЛДЖОНОВИЧ
младший научный сотрудник Лаборатории компьютерного моделирования социально-экономических процессов Центрального экономико-математического института РАН,
e-mail: mirkhurshed@mail.ru
001:10.26726/1812-7096-2021-10-7-12 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ШАГИ, ПОВЫШАЮЩИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС И УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ1
Аннотация. Предмет. В статье рассматриваются социально значимые шаги, которые с Общенациональным планом по восстановлению экономики России на 2020 и 2021 гг. будут способствовать решению существующих проблем с обеспечением экономической безопасности. Цель работы. Рассмотреть вопросы создания современной системы оплаты труда с достойной заработной платой и социально справедливыми платежами налогов с доходов физических лиц. Методология исследования. В процессе исследования использованы методы эволюционно-институциональной теории, эконометрического моделирования и аналитической оценки. Результаты исследования. Пандемия коронавируса COVID-19 обнажила проблему бедности населения страны и неустойчивости развития российской экономики, превратившая федеральный бюджет Российской Федерации на 2020 г. из профицитного в дефицитный. Рассмотрены первоочередные и социально значимые шаги, которые с Общенациональным планом по восстановлению экономики России на 2020 и 2021 гг. будут способствовать решению существующих проблем с обеспечением экономической безопасности. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами власти России для ликвидации существующих проблем в области обеспечения экономической безопасности, при реализации структурных реформ, реформы системы государственных финансов, изменении налоговой политики.
Ключевые слова: российская экономика, МРОТ, НДФЛ, прогрессивная ставка, «справедливый» прожиточный минимум, оплата труда, бюджетно-налоговая система.
PAVLOV VYACHESLAVIVANOVICH
Dr.Sc of Economics Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Chief Researcher of the Laboratory of Industrial Policy and Economic Security of the Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences,
e-mail: pavlovvi@bk.ru
ZOIDOV KHURSHEJON KOBILJONOVICH
Junior Researcher at the Laboratory of Computer Modeling of Socio-Economic Processes of the Central Economic and Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences,
e-mail: mirkhurshed@mail.ru
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00585 а.
PRIORITY AND SOCIALLY SIGNIFICANT STEPS THAT INCREASE SOLVENT DEMAND AND SUSTAINABILITY OF DEVELOPMENT RUSSIAN ECONOMY
Abstract. Subject. The article discusses socially significant steps that, with the National Plan for the Restoration of the Russian economy for 2020 and 2021, will contribute to solving existing problems with ensuring economic security. The purpose of the work. To consider the issues of creating a modern wage system with decent wages and socially fair payments of taxes on personal income. Research methodology. In the course of the research, the methods of evolutionary and institutional theory, econometric modeling and analytical evaluation were used. The results of the study. The COVID-19 coronavirus pandemic exposed the problem of poverty of the country's population and the instability of the development of the Russian economy, which turned the federal budget of the Russian Federation for 2020 from surplus to deficit. Priority and socially significant steps are considered, which, with the National Plan for the Restoration of the Russian economy for 2020 and 2021, will contribute to solving existing problems with ensuring economic security. The scope of the results. The results of the study can be used by the Russian authorities to eliminate existing problems in the field of economic security, when implementing structural reforms, reforming the public finance system, and changing tax policy.
Keywords: Russian economy, minimum wage, personal income tax, progressive rate, "fair" living wage, wages, budget and tax system.
Введение. В исследованиях [8-10] рассмотрены вопросы, характеризующие несовершенство действующей налоговой системы, недостаточную надежность прогнозирования доходов федерального бюджета даже на трехлетний период и обоснованность использования Инновационной парадигмы бюджетно-налоговой системы, формирующей доходы Консолидированного дохода Российской Федерации за счет общественно-необходимой прибавочной стоимости, требующей более современной системы оплаты труда и достойного уровня заработной платы и, прежде всего, минимального размера оплаты труда (МРОТ), как индикатора благополучия и социально-экономической безопасности.
Результаты проведенных исследований. Для создания современной системы оплаты труда с достойной заработной платой и социально справедливыми платежами налогов с доходов физических лиц предлагаются следующие шаги.
Первым шагом можно считать решение президента РФ В. Путина, который в период пандемии коронавируса СОУГО-19 принял решение об увеличение МРОТ, используя для этого денежные средства 50 процентов страховых взносов, перечисление которых в государственные внебюджетные фонды предприятиями и организациями сокращено с 30% до 15%.
В результате этого мероприятия МРОТ 2020 г., равный 12130 руб., увеличивается на 1819,5 руб., т. е. становится 13949,5 руб., но после уплаты НДФЛ будет равен 12136 руб., т. е. МРОТ увеличивается всего на 6 руб., а государственные внебюджетные фонды недосчитывают 1819,5 руб. А это значит, сокращаются поступления денежных средств и в Пенсионный фонд Российской Федерации, 40%, которого и так формируется за счет трансфертов из федерального бюджета Российский Федерации.
Избежать лишних финансовых операции поможет освобождение МРОТ от НДФЛ, которое можно считать вторым шагом.
Действительно, ведь если с минимальной оплаты труда удержать НДФЛ, то оставшаяся сумма денежных средств будет меньше на 13%, а это значит, что в течение месяца человек в течение почти 4 дней остается без необходимых средств, а в течение года - более полутора месяцев!
Следующим, достаточно существенным третьим шагом станет доведение МРОТ до уровня «справедливого» прожиточного минимума, размер которого, согласно расчетам научных центров, выполненных по поручению Государственной Думы, составляет 31-34 тыс. руб. в месяц [1], в то время как Минтруд России установил размер МРОТ на 2021 равным 12 792 руб.
Четвертым шагом, а вернее, четвертью шага, можно считать предложение президента РФ дополнительной, вроде бы прогрессивной ставки НДФЛ, равной 2% сверх 13% для физических лиц, с суммы, превышающей 5 млн руб. в год.
Согласно расчетом Минфина России, доходы федерального бюджета Российской Федерации в 2021 г. прогнозируются в общем 60 млрд рублей, а в 2022 и 2023 г. соответственно 164 096 млн руб. и 171 487 млн руб. [6].
Настоящий четвертый шаг будет совершен в том случае, если будет положительное решение о применении действительно прогрессивной ставки НДФЛ, используя для этого не действующую ранее в стране (и в зарубежных странах) ступенчатую шкалу налоговых ставок, отличающихся одна от другой на несколько процентных пунктов. При этом переход от одной ставки к последующей осуществляется при превышении дохода физического лица всего на 1 рубль.
Предлагаемая же российская бесступенчатая модель НДФЛ - как инструмент финансово-бюджетной системы, автоматически снижающей ставку для бедных и повышающей ставку для богатых слоев населения. При этом бесступенчатое изменение ставки может определяться с точностью нескольких знаков после занятой.
Следует отметить, что российская модель НДФЛ, как и российские вакцины против коро-навируса СОУГО-19, не имеет аналогов в мире!
Остается удивляться, почему Минтруда России предусматривает повышение МРОТ на 2021 г. ориентируясь на 12130 руб., а не на 13 949,5 руб., так как, согласно решению президента Российской Федерации В. Путина, в 2020 г. размер МРОТ увеличен за счет сокращения страховых взносов хозяйствующими субъектами с 30% до 15% и увеличения на эту сумму МРОТ 2020 г.
С учетом индексации МРОТ 2021 г. должен быть, по крайней мере, не менее 14 647 руб., но и она является значительно меньше «справедливого» прожиточного минимума трудоспособного населения.
По нашему мнению, разработчикам размера МРОТ, а особенно лицам, утверждающим эту сумму, целесообразно заимствовать опыт врачей, которые испытывают на себе пригодность к масштабному использованию изобретенной ими вакцины, даже если это может быть смертельно опасным.
Для обоснования достаточности предлагаемой суммы МРОТ трудоспособного населения разработчики, а особенно те, кто утверждает суммы, должны быть изолированы от дополнительных источников обеспечения жизнедеятельности на несколько месяцев, оплачивая при этом все необходимые расходы для современного уровня жизни трудоспособного населения (НДФЛ, питание, одежда и обувь, платежи: ЖКХ, транспорт, Интернет, прочие услуги).
Можно с большой уверенностью утверждать, что лица, утверждающие размер МРОТ, имеют такой доход и даже значительно больше за один рабочий день!
Российская модель НДФЛ имеет следующий вид:
НДФЛ = (Д-МРОТ)' 0,07^ нгот
где НДФЛ - налог на доход физического лица; Д - доход физического лица; МРОТ - минимальный размер оплаты труда.
Примеры расчетов:
1. Доход физического лица - 1213000 руб. в месяц.
2. МРОТ - 12130 руб. в месяц (2020 г.).
НДФЛ = (1213000— 12130)- 0,071200870 0,07^/100 =
4. Доход физического лица после вычета НДФЛ равен: 1213000-840609=372391 руб.
Преимущество предлагаемой модели НДФЛ заключается в том, что богатые слои населения, обладающие, как правило, большим влиянием на власть, становятся лоббистами значительного повышения МРОТ, что сокращает ставку НДФЛ.
Это подтверждается приведенным ниже примером.
1. Доход физического лица - 1213000 руб. в месяц.
2. МРОТ - 48520 руб. в месяц.
НДФЛ= (1213000 48520) - 0,07 = 1164480 0,07^25 = 1164В0
4. Доход физического лица после вычета НДФЛ равен 1213000 - 407568=805432 руб.
Из приведенных выше расчетов следует, что увеличение МРОТ в 4 раза сокращает ставку НДФЛ в 2 раза, которая значительно уступает размеру налоговых ставок НДФЛ, устанавливаемых в индустриально развитых странах.
Действительно, в Израиле она составляет 50,15%, в Японии - 50,84%, Франции - 51,3%, Испании - 52%, Нидерландах - 52%, Дании - 55,56%, Швеции - 56,6%, Арубе (Нидерланды) -59,95% [2].
В России же при стократном превышении МРОТ она равна 70% и является предельным значением.
Пятым шагом можно считать совершенствование системы оплаты труда, успешной реализации которой будут способствовать два документа.
Первым из них является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому предусматривалось установление заработной платы, например, врачам, учителям и научным сотрудникам высшей квалификации государственных и муниципальных организаций и учреждений в размере 200 процентов от средней по региону [12].
Вторым документом является подписанный Президентом Российской Федерации В. Путиным 9 ноября 2020 года Федеральный закон № 362-ФЗ о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, предоставляющий полномочия Правительству РФ «утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в т. ч. в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, а также срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствии с указанными требованиями» [13].
При этом целесообразно установить МРОТ в среднем по России в размере 48 тыс. руб., а среднемесячную зарплату по России в размере 192 тыс. руб., так как определение их размера с использованием линейного подхода в низкооплачиваемой российской экономике не может дать положительных результатов.
Шестым шагом, который был одобрен пенсионерами, это возвращение индексации пенсий. Государство сэкономило за время отмены этой индексации пенсий по расчетам депутата Сергея Миронова почти 1,5 трлн руб. [6], что почти на 500 млрд руб. больше, чем оказало помощь государство своим гражданам во время пандемии коронавируса СОУГО-19.
Но это совсем мало, так как, по данным академика РАН, зав. кафедрой РАНХИГС, А.Г. Аганбегяна, у нас 40 млн должников (по потребительским кредитам), которые заняли более 18 трлн руб. [11]. Более значимой поступью этого шага было бы возвращение к ранее действовавшему в стране пенсионному возрасту - для женщин с 55 лет, а для мужчин с 60 лет, а компенсацию для соответствующего объема финансовых ресурсов и требуемых объемов этих ресурсов для реализации мероприятии по устойчивому развитию российской экономики в условиях санкций США и их союзников будет обеспечивать седьмой шаг, предусматривающий использование Инновационной парадигмы бюджетно-налоговой системы, преимущество который перед действующей в настоящее время бюджетно-налоговой системой приведено в статье «Инновационная парадигма бюджетно-налоговой системы формирования доходов бюджета бюджетной системы страны: адаптация моделей и алгоритма с результатами экспериментальных расчетов» (опубликована в журнале «Региональные проблемы преобразования экономики», 2020. № 10 (120).
Достойная заработная плата на уровне индустриально развитых стран и соответствующая ей производительность труда, обеспечивая устойчивый рост российской экономики, обеспе-
чит достижение в ближайшей перспективе следующих значений макроэкономических показателей:
- фонд оплаты труда - 100 трлн руб.;
- федеральный бюджет Российской Федерации - 75,87 трлн руб.;
- консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации - 67,37 трлн руб.;
- государственные внебюджетные фонды - 49,74 трлн руб.;
- ВВП минимально необходимый - 305,42 трлн руб.
Достижению указанных выше результатов в российской экономике будет способствовать восьмой шаг, предусматривающий в ответ на санкции США и их союзников возвращение в юрисдикцию России значительной части лучших российских предприятий, которые в период встраивания России в рыночную экономику «перешли» в зарубежные юрисдикции.
Не стоит забывать о таком инструменте, как национализация, о котором напомнил председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Викторович Шмаков при подписании Генерального соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2021-2023 гг., используя национализацию в качестве механизма, используемого в случаях банкротства социально значимых стратегических предприятий, а также в случае угрозы невыполнения ими общественно важных функций, а по мнению президента РФ В. Путина национализации могут быть подвержены предприятия злостного невыполнения госо-
Литература
1. В Новый год - повышенный МРОТ // Мир новостей. 6 января 2021 г. С. 3. - М., 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/obschestvo/10362553 (дата обращения 15.07.2021), свободный. - Загл. с экрана.
2. Зарплата министра. Министерство финансов впервые опубликовало сведения о зарплатах министров в формате открытых данных // Российская газета, 28 декабря 2017 г. С. 2. - М., 2017 [Электронный ресурс]. - URL : https://rg.ru/2017/12/27/zarplata-glavy-minfina-okazalas-samoj-vysokoj-sredi-ministrov.html (дата обращения 20.08.2021), свободный. - Загл. с экрана.
3. Зоидов, К. X Система межбюджетных отношений в России и других странах ЕАЭС : циклическая динамика развития, существующие риски, вызовы и перспективы развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 12(74). С. 222-235.
4. Зоидов, К. Х., Янкаускас, К. С. Формирование эффективной модели регулирования финансово-бюджетных отношений между федеральными и региональными уровнями в условиях интеграции и нестабильности. Часть I //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 3(65). С. 114128.
5. Зоидов, К. Х., Янкаускас, К. С. Формирование эффективной модели регулирования финансово-бюджетных отношений между федеральными и региональными уровнями в условиях интеграции и нестабильности. Часть II // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 4(66). С. 8294.
6. Налог на доходы физических лиц // Пояснительная записка к проекту Федерального закона о проекте бюджета Российской Федерации на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. С. 56 [Электронный ресурс]. - М., 2021 [Электронный ресурс]. - URL : https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=133912-maket_poyasnitelnoi_zapiski (дата обращения 13.09.2021), свободный. - Загл. с экрана.
7. Павлов, В. Приоритет реализации Стратегии экономический безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. перед риск-менеджментом // Страховое право. 2020. № 4. С. 24.
8. Павлов, В. И., Зоидов, X К. Инновационная парадигма бюджетно-налоговой системы формирования доходов бюджета бюджетной системы страны : адаптация моделей и алгоритма с результатами экспериментальных расчетов// Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 10 (120). С. 142-150.
9. Павлов, В. И., Зоидов, Х. К. Несовершенство фискальной налоговой системы как тормоз развития российской экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 9 (119). С. 158164.
10. Павлов, В. И., Зоидов, Х.К. Обоснование необходимости коренной модернизации подходов к формированию доходов федерального бюджета Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 8 (118). С. 205-212.
11. Подписано Генеральное соглашение между объединениями профсоюзов, работодателей и правительством на 2021-2023 гг. - URL : www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65257., c. 6/16, 7/16 (дата обращения 23.08.2021), свободный. - Загл. с экрана.
12. Указ Президента РФ от мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политика» // buse.garant.ru: 70170950/. С. 1. - М., 2012 [Электронный ресурс]. - URL : https:// rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (дата обращения 12.08.2021), свободный. - Загл. с экрана.
13. Федеральный закон от 9 ноября 2020 года № 362-ФЗ о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации // 1998-2020 «Редакция российской газеты». - М., 2020 [Электронный ресурс]. -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367136/ (дата обращения 20.07.2021), свобод-
ный. - Загл. с экрана.
14. Цифры // Версия № 9. 08-14.03.2021. С. 5. - М., 2020 [Электронный ресурс]. - URL : https://static-
0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/052/548/original/%D0%9C%D0%A0_COVID-19_% 28v.9%29.pdf (дата обращения 20.08.2021), свободный. - Загл. с экрана.
15. Alchian, A. A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy. 1950. Vol. 58. P. 211-221.
16. Nelson, R. R., Winter, S. J. An evolutionary theory of economic change. - M. : Finstatinform, 2000.
17. The Conference Board Total Economy Database, September 2010. - М., 2010 [Электронный ресурс]. -URL : http://www.conferenceboard.org/data/economydatabase//(дата обращения 15.10.2016), свободный. -Загл. с экрана.
18. Zoidov, K. Kh., Jankauskas, K. S., Zoidov, Z. K. Modeling of the system of financial-budgetary relations of the countries of the post-soviet space in the conditions of instability // Regional problems of economic transformation. 2018. No. 12 (98). P. 422-438.
References:
1.VNovyj god - povyshennyj MROT //Mir novostej. 6 yanvarya 2021 g. S. 3. - M., 2021 [Elektronnyj resurs].
- URL: https://tass.ru/obschestvo/10362553 (data obrashcheniya 15.07.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
2. Zarplata ministra. Ministerstvo finansov vpervye opublikovalo svedeniya o zarplatah ministrov v formate otkrytyh dannyh // Rossijskaya gazeta, 28 dekabrya 2017 g. S. 2. - M., 2017 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rg.ru/2017/12/27/zarplata-glavy-minfina-okazalas-samoj-vysokoj-sredi-ministrov.html (data obrashcheniya 20.08.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
3. Zoidov, K. H. Sistema mezhbyudzhetnyh otnoshenij v Rossii i drugih stranah EAES: ciklicheskaya dinamika razvitiya, sushchestvuyushchie riski, vyzovy i perspektivy razvitiya // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 12(74). S. 222-235.
4. Zoidov, K. H., YAnkauskas, K. S. Formirovanie effektivnoj modeli regulirovaniya finansovo-byudzhetnyh otnoshenij mezhdu federal'nymi i regional'nymi urovnyami v usloviyah integracii i nestabil'nosti. CHast' I // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 3(65). S. 114-128.
5. Zoidov, K. H., YAnkauskas, K. S. Formirovanie effektivnoj modeli regulirovaniya finansovo-byudzhetnyh otnoshenij mezhdu federal'nymi i regional'nymi urovnyami v usloviyah integracii i nestabil'nosti. CHast' II // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 4(66). S. 82-94.
6. Nalog na dohody fizicheskih lic // Poyasnitel'naya zapiska k proektu Federal'nogo zakona o proekte byudzheta Rossijskoj Federacii na 2021 g. i na planovyj period 2022 i 2023 gg. S. 56 [Elektronnyj resurs]. -M., 2021 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=133912-maket_poyasnitelnoi_zapiski (data obrashcheniya 13.09.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
7. Pavlov, V. Prioritet realizacii Strategii ekonomicheskij bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 g. pered risk-menedzhmentom // Strahovoe pravo. 2020. № 4. S. 24.
8. Pavlov, V. I., Zoidov, H. K. Innovacionnayaparadigma byudzhetno-nalogovoj sistemy formirovaniya dohod-ov byudzheta byudzhetnoj sistemy strany : adaptaciya modelej i algoritma s rezul'tatami eksperimental'nyh raschetov//Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2020. № 10 (120). S. 142-150.
9. Pavlov, V. I., Zoidov, H. K. Nesovershenstvo fiskal'noj nalogovoj sistemy kak tormoz razvitiya rossijskoj ekonomiki //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2020. № 9 (119). S. 158-164.
10. Pavlov, V. I., Zoidov, H .K. Obosnovanie neobhodimosti korennoj modernizacii podhodov k formirovaniyu dohodov federal'nogo byudzheta Rossijskoj Federacii // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2020. № 8 (118). S. 205-212.
11. Podpisano General'noe soglashenie mezhdu obedineniyami profsoyuzov, rabotodatelej i pravitel'stvom na 2021-2023 gg. - URL : www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65257., c. 6/16, 7/16 (data obrashcheniya 23.08.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
12. Ukaz Prezidenta RF ot maya 2012 g. № 597 «O merah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politika» // buse.garant.ru:70170950/. S. 1. - M., 2012 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (data obrashcheniya 12.08.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
13. Federal'nyj zakon ot 9 noyabrya 2020 goda № 362-FZ o vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii // 1998-2020 «Redakciya rossijskoj gazety». - M., 2020 [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367136/ (data obrashcheniya 20.07.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
14. Cifry // Versiya № 9. 08-14.03.2021. S. 5. - M., 2020 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/052/548/original/%D0%9C%D0%A0_C0VID-19_% 28v.9%29.pdf (data obrashcheniya 20.08.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
15. Alchian, A. A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy. 1950. Vol. 58. P. 211-221.
16. Nelson, R. R., Winter, S. J. An evolutionary theory of economic change. - M. : Finstatinform, 2000.
17. The Conference Board Total Economy Database, September 2010. - M., 2010 [Elektronnyj resurs]. -URL : http://www.conferenceboard.org/data/economydatabase// (data obrashcheniya 15.10.2016), svobodnyj.
- Zagl. s ekrana.
18. Zoidov, K. Kh., Jankauskas, K. S., Zoidov, Z. K. Modeling of the system offinancial-budgetary relations of the countries of the post-soviet space in the conditions of instability // Regional problems of economic transformation. 2018. No. 12 (98). P. 422-438.