Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОРЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОРЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Вячеслав Иванович, Зоидов Хуршеджон Кобилджонович

Предмет. В статье рассматриваются некоторые вопросы коренной модернизации подходов к формированию доходов федерального бюджета Российской Федерации. Цель работы. Обосновывается необходимость коренной модернизации подходов к формированию доходной части бюджетной системы страны, и в первую очередь федерального бюджета Российской Федерации, который базируясь на разрабатываемом в условиях большой неопределенности прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период, не может обеспечить необходимую достоверность. Методология исследования. В процессе исследования использованы методы эволюционноинституциональной теории, эконометрического моделирования и аналитической оценки. Результаты исследования. Разработаны предложения и механизмы эффективного регулирования вопросов коренной модернизации подходов к формированию доходов федерального бюджета Российской Федерации в условиях нарастающей глобальной нестабильности для сохранения и усиления конкурентных преимуществ национальной экономики в целом. Выводы. В связи с постепенным развитием экономического кризиса, вызванного как внешними обстоятельствами, так и внутренними структурными проблемами, особую актуальность принимает проблема поиска механизмов эффективного регулирования системы финансово-бюджетных с помощью оптимального распределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами власти России для ликвидации существующих проблем в системе финансово-бюджетных отношений, при реализации структурных реформ, реформы системы государственных финансов, изменении налоговой политики. Разработанные предложения и механизмы эффективного регулирования системы финансово-бюджетных отношений в России в условиях нестабильности могут быть востребованы для сохранения и усиления конкурентных преимуществ страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлов Вячеслав Иванович, Зоидов Хуршеджон Кобилджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR RADICAL MODERNIZATION APPROACHES TO THE FORMATION OF REVENUES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Subject. The article deals with some issues of radical modernization of approaches to the formation of Federal budget revenues in the Russian Federation. Purpose of work. The necessity for a radical modernization of the approaches to the formation of a profitable part of the budget system of the country, and the first Federal budget of the Russian Federation, which is based on the developed in conditions of great uncertainty, the forecast of social-economic development for the next financial year and planning period may not provide the required accuracy. Research methodology. The research uses methods of evolutionary and institutional theory, econometric modeling, and analytical evaluation. Research result. Proposals and mechanisms for effective regulation of radical modernization of approaches to generating Federal budget revenues in the context of growing global instability have been developed to preserve and strengthen the competitive advantages of the national economy as a whole. Conclusions. In connection with the gradual development of the economic crisis caused by both external circumstances and internal structural problems, the problem of finding mechanisms for effective regulation of the financial and budgetary system through optimal distribution of income and expenses between different levels of the budget system is of particular relevance. The scope of the results. The results of the study can be used by Russian authorities to eliminate existing problems in the system of financial and budgetary relations, when implementing structural reforms, reforming the public Finance system, and changing tax policy. The developed proposals and mechanisms for effective regulation of the system of financial and budgetary relations in Russia in conditions of instability can be used to preserve and strengthen the competitive advantages of the country as a whole.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОРЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК: 369 ПАВЛОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ

д.э.н., профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник Лаборатории макроэкономического анализа и прогнозирования

Института проблем рынка РАН, e-mail: pavlovvi@bk.ru

ЗОИДОВ ХУРШЕДЖОН КОБИЛДЖОНОВИЧ

научный сотрудник Лаборатории интеграции российской экономики в мировое хозяйство Института проблем рынка РАН,

e-mail: mirkhurshed@mail.ru

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ КОРЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Аннотация. Предмет. В статье рассматриваются некоторые вопросы коренной модернизации подходов к формированию доходов федерального бюджета Российской Федерации. Цель работы. Обосновывается необходимость коренной модернизации подходов к формированию доходной части бюджетной системы страны, и в первую очередь федерального бюджета Российской Федерации, который базируясь на разрабатываемом в условиях большой неопределенности прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период, не может обеспечить необходимую достоверность. Методология исследования. В процессе исследования использованы методы эволюционно-институциональной теории, эконометрического моделирования и аналитической оценки. Результаты исследования. Разработаны предложения и механизмы эффективного регулирования вопросов коренной модернизации подходов к формированию доходов федерального бюджета Российской Федерации в условиях нарастающей глобальной нестабильности для сохранения и усиления конкурентных преимуществ национальной экономики в целом. Выводы. В связи с постепенным развитием экономического кризиса, вызванного как внешними обстоятельствами, так и внутренними структурными проблемами, особую актуальность принимает проблема поиска механизмов эффективного регулирования системы финансово-бюджетных с помощью оптимального распределения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами власти России для ликвидации существующих проблем в системе финансово-бюджетных отношений, при реализации структурных реформ, реформы системы государственных финансов, изменении налоговой политики. Разработанные предложения и механизмы эффективного регулирования системы финансово-бюджетных отношений в России в условиях нестабильности могут быть востребованы для сохранения и усиления конкурентных преимуществ страны в целом. Ключевые слова: прогноз, основные показатели, методы прогнозирования, федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, достоверность показателей.

PAVLOV VYACHESLAVIVANOVICH

Dr.Sc. of Economics, Professor, academician of the Russian Academy of Sciences, chief researcher Of the laboratory of macroeconomic analysis and forecasting Of the Institute of market problems of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: pavlovvi@bk.ru

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00585 а.

ZOIDOV HURSHEDJON KOBILDJONOVICH

researcher of the Laboratory of integration of Russian economy into the world economy of Institute of market problems, RAS;

e-mail: mirkhurshed@mail.ru

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR RADICAL MODERNIZATION APPROACHES TO THE FORMATION OF REVENUES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Subject. The article deals with some issues of radical modernization of approaches to the formation of Federal budget revenues in the Russian Federation. Purpose of work. The necessity for a radical modernization of the approaches to the formation of a profitable part of the budget system of the country, and the first Federal budget of the Russian Federation, which is based on the developed in conditions of great uncertainty, the forecast of social-economic development for the next financial year and planning period may not provide the required accuracy. Research methodology. The research uses methods of evolutionary and institutional theory, econometric modeling, and analytical evaluation. Research result. Proposals and mechanisms for effective regulation of radical modernization of approaches to generating Federal budget revenues in the context of growing global instability have been developed to preserve and strengthen the competitive advantages of the national economy as a whole. Conclusions. In connection with the gradual development of the economic crisis caused by both external circumstances and internal structural problems, the problem of finding mechanisms for effective regulation of the financial and budgetary system through optimal distribution of income and expenses between different levels of the budget system is of particular relevance. The scope of the results. The results of the study can be used by Russian authorities to eliminate existing problems in the system of financial and budgetary relations, when implementing structural reforms, reforming the public Finance system, and changing tax policy. The developed proposals and mechanisms for effective regulation of the system of financial and budgetary relations in Russia in conditions of instability can be used to preserve and strengthen the competitive advantages of the country as a whole. Keywords: forecast, key performance indicators, forecasting methods, Federal budget, Federal budget revenues, the reliability of the indicators.

Введение. Для определения доходов федерального бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и последующий двухлетний плановый период необходимо осуществить краткосрочный прогноз развития российский экономики в условиях, когда почти 86% предприятий и организаций являются частной собственностью [1] и никто кроме собственников не может владеть достоверной информацией о производстве продукции и услугах, которые будут пользоваться платежеспособным спросом в предстоящий период.

В этих условиях достаточно сложно, даже с большими допущениями, определить на трехлетний период такие показатели, как прибыль предприятии и организаций (а, следовательно, и налог на эту прибыль), НДС внутренний с учетом возврата на экспортируемые товары (с учетом возврата только документально-криминального), акцизов на подакцизные товары, НДС ввозного на импортируемые товары, а также НДПИ, по какой-то причине не нашедшего отражения в доходах связанных с производством, хотя и учтенных Минфином России в нефтегазовых доходах при разработке проекта федерального бюджета Российской Федерации на 2020 на плановый период 2021 и 2022 годов.

Краткосрочное прогнозирование на трехлетний период в условиях рыночной экономики с все возрастающими санкциями США и их союзников к российским организациям и предприятиям, а также к зарубежным предприятиям имеющими хозяйственные взаимосвязи, увеличивают неопределенность в достижение требуемых результатов экономического развития России.

Результаты исследований. В этих условиях возрастает сложность определения доходов федерального бюджета Российской Федерации и ненадежность их достижения обусловленных тем, что согласно «Правилу разработки прогноза социально-экономического развития Россий-

ской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2009 года № 506 и предусматривающего «Порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период», используются следующие прогнозные показатели:

а) при сценарных условиях:

- цены на нефть марки «Urals» (мировые);

- цены на природной газ;

- курс евро к доллару США;

- курс доллара США к рублю;

- индекс реального эффективного обменного курса рубля;

- объем добычи нефти и природного газа;

- экспорт и импорт нефти и природного газа;

- прогноз инфляции, в том числе базовый;

- предельные темпы роста тарифов и динамики цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса;

- бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства;

- прямые иностранные инвестиции (методология платежного баланса);

- численность населения трудоспособного возраста;

- численность экономически активного населения;

- другие показатели по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации [2].

Разработку проекта федерального бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год плановый период Минфин России осуществляет в соответствии с требованиями к структуре и содержанию закона о бюджете согласно статье 184.1 Бюджетного кодекса, установлен перечень основных характеристик федерального бюджета, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете, к которым относятся:

- общий объем доходов;

- общий объем расходов;

- дефицит (профицит) бюджета;

- верхний предел государственного долга Российский Федерации;

- верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации;

- прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде [3].

Все эти разработки опираются на результатах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на трехлетний период (очередной финансовый год и двухлетний плановый период).

Основным методом анализа и прогнозирования большей части показателей является метод эконометрического моделирования. При этом наряду c регрессивными методами используются и другие, в том числе вербальный анализ решений (ВАР), скользящие регрессии, разложение вариаций.

Более того, используются всевозможные методы прогнозирования с использованием экономико-математических моделей, сочетаемых с прагматическим подходом, построенном на логическом анализе косвенных данных характеризующих те или иные процессы с учётом гипотезы рациональных ожиданий тех или иных событий.

Вышеизложенное подтверждает сложность проведения прогнозных разработок, и возможность получения существенных погрешностей определенных результатов при формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, так и ВВП.

Сложность получения достоверных данных при бюджетном проектировании объясняется и тем, что согласно мнению заместителя председателя правительства Российской Федерации О. Голодец (в правительстве Д.А. Медведева), высказанному на одной очередной конференции в НИУ «Высшая школа экономики» о том, что мы не знаем где работают и чем занимаются 30 миллионов человек (это порядка 40 процентов от занятых в экономике - В.П.), то о какой до-

стоверности прогноза может идти речь.

Еще на одном показателе, который входит в перечень основных макроэкономических показателей при прогнозировании социально-экономического развития и разработке проекта федерального бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период, необходимо остановиться отдельно.

Таким показателем является «Фонд заработной платы», публикуемый Росстатом как «оплата труда», причем «без скрытой части» и «включая скрытую часть оплаты труда», которая почти в 1,5 раза превышает фонд заработной платы, учитываемый при бюджетном проектировании на очередной финансовый год и на плановый период.

Действительно, если в 2018 году «фонд заработной платы» составлял 23165 млрд. руб., то оплата труда, включая скрытую, оценивалась в размере 34534 млрд. руб. [4].

А если принять во внимание тех неучтенных в экономике 30 млн. человек и более 10 трлн. руб. скрытой оплаты труда, которые создают дополнительную добавленную стоимость и входят в состав ВВП, то и темпы роста российской экономики станут совсем другими, тем более, если минимальный размер оплаты труда (МРОТ) приблизить к среднемировому уровню, являющемуся одной из причин того, что в составе 36 стран по производительности труда (ВВП за час отработанного времени в 2017 году в текущих ценах, по паритету покупательной способности) Россия находится на последнем 36 месте после Польши, Эстонии, Южной Кореи, Латвии, Венгрии, Чили, с размером 26,5 долл. в час, в то время как Ирландия, занимающая первое место производит ВВП 99,5 долл. в час, а США, занимающая 8 место производит ВВП 72 долл. в час [5].

Отсутствие достоверной исходной информации и сложность прогнозирования доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период приводит к существенным расхождениям в размерах прогнозируемых и фактических значениях таких показателей как доходы федерального бюджета и ВВП Российской Федерации на трехлетний период (2017- 2019 гг.).

Таблица 1

Сопоставление объемов ВВП и доходов федерального бюджета Российской Федерации при прогнозировании в 2016 году на трехлетний период (2017-2019 гг.) млрд. рублей [6]

Наименование показателей 2017г. 2018г. 2019г.

Разработано в 2016г отчет Разработано в 2016г ожидаемый Разработано в 2016г Законно проект

Доходы, Всего 13492 15088,9 13955 18747,5 14823 19969

ВВП 86936 92017 92307 101164 98906 105820

Из данных, приведенных в таблице 1 следует, что значения доходов между разработанными в 2016 году и отчетом в 2017 году, а ожидаемыми в 2018 и 2019 годах существенно отличаются.

Причем, если в первом году от прогнозируемого отличия составляют порядка 1,6 трлн. руб. (порядка 12-13 процентов), то на второй (2018 г.) и третий (2019 г.) год отличие будет уже более значительным, а именно: в 2018 году почти на 4,8 трлн. руб. или более 21 процента, а в 2019 году более чем на 5,1 трлн. руб. или более чем на 34 процента.

Естественно такое прогнозирование доходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период нельзя признать даже удовлетворительным.

Если же сопоставить размер ВВП на 2018 год и на 2019 год, прогнозируемые в 2016 году при бюджетном проектировании на трехлетний период 2017-2019 гг. с данными, приведенными на трехлетний период 2020-2022 гг., в котором 2018 год имеет отчетные данные, а 2019 год - оценку, то 2018 год будет отличаться примерно на 11,5 трлн. руб. (более 10 процентов), а 2019 год - почти на 9,5 трлн. руб. (около 10 процентов).

Все это подтверждает необходимость коренной модернизации системы формирования доходов бюджета бюджетной системы страны.

Подтверждением сложности прогнозирования даже основных макроэкономических показателей, таких как цены на нефть Urals и природной газ (средняя контрактная, включая страны СНГ), занимающие существенную долю в доходах федерального бюджета РФ, являются данные, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Важнейшие макроэкономические показатели на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [7]

2019год 2020год 2021год

Наименование 2017 год (отчет) 2018 год (оценка) Закон № 362-ФЗ Законопроект А к закону, % Закон № 362-ФЗ Зако-нопрое кт А к закону, % Зако-нопр оект А к законопроекту на 2020 год, %

1 2 3 4 5 6=5/4 100 7 8 9=8/7 100 10 11=10/8 100

Ценны на нефть Urals. долл./барр. 53,0 69,6 41,6 63,4 152,4 42,4 59,7 140,8 57,9 97,0

Ценны на газ (среднеконтрактн ые включая страны СНГ), долл./ тыс. куб. м 181,8 216,4 156,0 211,5 135,6 156,0 210,1 134,7 211,2 100,5

Действительно, из данных, приведенных в таблице 2 следует, что расхождение цен по нефти Urals, прогнозируемых в 2018 году на 2019-2020 гг. достигает 40-50 процентов, а по природному газу - 35 процентов, что в принципе недопустимо считать приемлемым.

Все эти недостатки в прогнозировании основных макроэкономических показателей, естественно, отражаются при определении доходов федерального бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период (таблица 3).

Таблица 3

Доходы федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, млрд. руб. [7]

Наименование 2017 год (отчет) 2018 год (оценка) 2019 год 2020 год 2021 год

Закон №°Э62-ФЗ Законопроект А к закону, % Закон №Э62-ФЗ Законопроект А к закону, % Законопроект А к законопроекту на 2020 год,%

1 2 3 4 5 6=5/4*100 7 8 9=8/7*10 10 11=108*100

Доходы, всего 15 008,9 18 747,5 15 554,6 19 969,3 128,4 16 285,4 20 218,6 124,2 20 978,0 103,8

Из данных, приведенных в таблице 3, следует, что существенное отличие имеют место данные о доходах федерального бюджета в 2019 и 2020 годах, предусмотренные в 2018 году по сравнению с предусмотренным в 2017 году, а именно в 2019 году равным 19969,3 млрд. руб. против 15554, млрд. руб. на этот же год, но предусмотренных годом ранее, т.е. в 2017 году.

Аналогичное имеет место и в 2020 году, где согласно данным разработанных в 2017 году доход 2020 года составляет 16285,4 млрд. руб., а в разработках 2018 года он предусмотрен в размере 20218,6 млрд. руб.

Если же сопоставить данные о доходах федерального бюджета Российской Федерации на 2019 год, рассчитанных в 2016 году (см. табл. 1) с данными прогнозируемыми в 2018 году (см. табл. 3), то их отличие составит более 5 трлн. руб., что составляет более 33 процентов к уровню 2019 года, определенному в 2016 году.

Кому же нужен такой прогноз, имеющий такие большие отличия по важнейшим макроэкономическим показателям российской экономики.

Вряд ли в 2036 году будут полезны результаты долгосрочного прогноза федерального бюджета Российской Федерации на период до 2036 года, разработанный Минфином России в 2019 году, так как при прогнозировании основных макроэкономических показателей на долгосрочный период нельзя было воспользоваться наиболее приемлемым и рекомендованным методом прогнозирования на долгосрочный период, а именно принять ретроспективный период равным трехкратному прогнозируемому периоду (что более 50 лет), так как окажется в СССР с плановой экономикой, директивным ценообразованием и централизованным материально-техническим снабжениям.

Вызывает недоумение наличие достаточно серьезных просчётов в значениях важнейших макроэкономических показателях, таких, например, как инвестиции в основной капитал, особенно если их значения озвучивает Президент Российской Федерации сначала в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а потом на совещании по экономическим вопросам в Кремле, состоявшимся 12 февраля 2020 года, на котором президент Российской Федерации Владимир Путин поручил запустить новый инвестиционный цикл для ускорения экономики, для чего нужно выйти на ежегодные темпы прироста инвестиций не ниже пяти - семи процентов, что уже в следующем году обеспечить темпы роста выше мировых [8].

Проведенные расчеты показывают, что достижения доли инвестиций в основной капитал в 2024 году составила 25% к ВВП ежегодные темпы прироста инвестиций в основной капитал должны быть не 5-7 процентов, а 14,0 %.

Учитывая столь значительную разницу в ежегодных темпах прироста инвестиций в основной капитал, необходимо привести подтверждающие расчеты (табл. 4).

Таблица 4

Варианты темпов прироста инвестиций в основной капитал

Наименование показателей 2019 г. (база) 2020 г. 2021 г 2022 г 2023 г 2024 г

ВВП, трлн. руб. 108,4 112,9 120,4 128,5 137,7 147,8

Инвестиции в основной капитал с ежегодными темпами прироста 7 % в год, трлн. руб. 19,3 20,7 22,2 23,8 25,4 27,1

Доля инвестиции в % к ВВП 17,9 18,3 18,9 18,5 !8,4 18,4

Инвестиции в основной капитал с ежегодными темпами прироста 14 % в год, трлн. руб. 19,4 22,1 25,2 28,8 32,8 37,4

Доля инвестиции в % к ВВП 17,9 19,6 20,9 22,4 23,8 25,3

*Прирост ВВП 2023 г. к 2022 г. - 3,2% и инфляция 4 %. **Прирост ВВП 2023 г. к 2022 г. - 3,3% и инфляция 4 %.

Из данных приведенных в таблице 4 следует, что для достижения в 2024 году доли инвестиций в основной капитал в размере 25 % к ВВП ежегодный темп прироста инвестиций в основной капитал за период 2020-2024 годов должен быть 14 %, что подтверждается приведенными выше расчетами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если же принять вариант, при котором ВВП 2019 года останется неизменным до 2024 года, то при ежегодном приросте в основной капитал в 7 % их объем оставит 27,1 трлн. руб.. а их доля 25 % к ВВП, но такой вариант не реален, так как ВВП России за 5 лет будет больше, чем в 2019 году.

Заключение. Учитывая исключительное значение России в мировом сообществе, следует согласиться с достаточно обоснованным мнением бывшего ответственного работника Госплана СССР, Министерство экономики России, Совета Безопасности Российской Федерации, а в настоящее время ведущего научного сотрудника Института экономики РАН, кандидата экономических наук Евгения Александровича Иванова о необходимости возрождения в России фундаментальной экономической теории, которая нужна для того, чтобы выбрать методы и инструменты государственного воздействия на экономику [9].

Это в полной мере относиться к формированию доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, требующих коренной мо-

дернизации, для определения которых должны использоваться показатели, значения которых находятся в юрисдикции России. Существенно возросший объем государственных денежных средств в первую очередь должен быть направлен на возрождение полноправной российской промышленности оснащенной современным технологическим оборудованием [10-13, 17-18], используя при этом соотношение государственных и частных денежных средств на данный период 4:1, а не 1:4, как это предусмотрено в настоящее время, и принудительные меры к частному бизнесу по ускоренному обновлению активной части основных производственных фондов современным оборудованием.

Литература

1. Распределение предприятий и организаций по формам собственности. / Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Росстат - М., с. 238.

2. Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 N 596 (ред. от 04.09.2015) О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации"(вместе с Правилами разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации"". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89918/(дата обращения: 20.05.2020).

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». [Электронный ресурс]. URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/802503-7 (дата обращения: 20.05.2020).

4. Доходы и расходы. /Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. /Россия - М., с. 119.

5. Производительность труда 36 стран (ВВП за час отработанного времени / источник): [Электронный ресурс]. URL: https://zavodfoto.livejournal.com/6274873.html (дата обращения: 20.05.2020).

6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». [Электронный ресурс]. URL: https:// www.minfin.ru/common/upload/library/2017/07/main/pismoMFRF_15-07-06_47939_ot_270717.pdf (дата обращения: 15.05.2020).

7. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». [Электронный ресурс]. URL: https:// minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2020/?id_65=127852-

maket_poyasnitelnoi_zapiski_k_proektu_federalnogo_zakona_o _federalnom_byudzhete_na_2020_god_i_na_p lanovyi_period_2021_i_2022_godov(дата обращения: 15.05.2020).

8. Климат для роста. Российская газета. 13 февраля 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/gazeta/2020/02/13.html. (дата обращения: 15.05.2020).

9. Иванов Е.А. В России нужно возродить фундаментальную экономическую теорию. - Москва. Аннил. 2019, 69 с.

10. Зоидов К.Х. Система межбюджетных отношений в России и других странах ЕАЭС: циклическая динамика развития, существующие риски, вызовы и перспективы развития // Региональные проблемы преобразования экономики, 2016. - № 12(74). - С. 222-235.

11. Зоидов К.Х., Янкаускас К.С. Формирование эффективной модели регулирования финансово-бюджетных отношений между федеральными и региональными уровнями в условиях интеграции и нестабильности. Часть I // Региональные проблемы преобразования экономики, 2016. - № 3(65). - С. 114-128.

12. Зоидов К.Х., Янкаускас К.С. Формирование эффективной модели регулирования финансово-бюджетных отношений между федеральными и региональными уровнями в условиях интеграции и нестабильности. Часть II // Региональные проблемы преобразования экономики, 2016. - № 4(66). - С. 82-94.

13. Макущенко Л.В. Рост производительности труда как основополагающий фактор эффективности организации //Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2016. № 2. С. 7-9.

14. Alchian, Armen A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy, 1950, vol. 58, p. 211-221.

15. Nelson R.R., Winter S.J. An evolutionary theory of economic change. - M.: Finstatinform, 2000. - 474 p.

16. The Conference Board Total Economy Database, September 2010. [Электронный ресурс]. - М., 2010. Режим доступа: // URL: http://www.conferenceboard.org/data/economydatabase// (дата обращения 15.10.2016), свободный. - Загл. с экрана.

17. Chernopyatov A.M., Makushchenko L.V., Popova V.V., Antonova N.V. Entrepreneurship development and business activity in the Russian Federation // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Т. 21. № 4. С. 220.

18. Zoidov K.Kh., Jankauskas K.S., Zoidov Z.K. Modeling of the system offinancial-budgetary relations of the countries of the post-soviet space in the conditions of instability // Regional problems of economic transformation, 2018. - № 12 (98). - P. 422-438.

References:

1. Raspredelenie predpriyatij i organizacij po formam sobstvennosti. / Rossiya v cifrah. 2019: Krat. stat. sb. / Rosstat - M., s. 238.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.07.2009 N 596 (red. ot 04.09.2015) O poryadke razrabotki prognoza social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii"(vmeste s Pravilami razrabotki prognoza social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii". [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_89918/(data obrashcheniya: 20.05.2020).

3. Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona «O federal'nom byudzhete Rossijskoj Federacii na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 godov». [Elektronnyj resurs]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/802503-7 (data obrashcheniya: 20.05.2020).

4. Dohody i raskhody. /Rossiya v cifrah. 2019: Krat. stat. sb. /Rossiya - M., s. 119.

5. Proizvoditel'nost' truda 36 stran (VVP za chas otrabotannogo vremeni / istochnik): [Elektronnyj resurs]. URL: https://zavodfoto.livejournal.com/6274873.html (data obrashcheniya: 20.05.2020).

6. Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona «O federal'nom byudzhete Rossijskoj Federacii na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov». [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2017/07/main/pismoMFRF_15-07-06_47939_ot_270717.pdf (data obrashcheniya: 15.05.2020).

7. Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona «O federal'nom byudzhete Rossijskoj Federacii na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov». [Elektronnyj resurs]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2020/?id_65=127852-

maket_poyasnitelnoi_zapiski_k_proektu _federalnogozakonao _federalnom_byudzhete_na_2020_godina_p lanovyi_period_2021_i_2022_godov(data obrashcheniya: 15.05.2020).

8. Klimat dlya rosta. Rossijskaya gazeta. 13 fevralya 2020 goda. [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/ gazeta/2020/02/13.html. (data obrashcheniya: 15.05.2020).

9. Ivanov E.A. V Rossii nuzhno vozrodit' fundamental'nuyu ekonomicheskuyu teoriyu. - Moskva. Annil. 2019, 69 s.

10. Zoidov K.H. Sistema mezhbyudzhetnyh otnoshenij v Rossii i drugih stranah EAES: ciklicheskaya dinamika razvitiya, sushchestvuyushchie riski, vyzovy i perspektivy razvitiya // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 2016. - № 12(74). - S. 222-235.

11. Zoidov K.H., YAnkauskas K.S. Formirovanie effektivnoj modeli regulirovaniya finansovo-byudzhetnyh otnoshenij mezhdu federal'nymi i regional'nymi urovnyami v usloviyah integracii i nestabil'nosti. CHast' I // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 2016. - № 3(65). - S. 114-128.

12. Zoidov K.H., YAnkauskas K.S. Formirovanie effektivnoj modeli regulirovaniya finansovo-byudzhetnyh otnoshenij mezhdu federal'nymi i regional'nymi urovnyami v usloviyah integracii i nestabil'nosti. CHast' II // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 2016. - № 4(66). - S. 82-94.

13. Makushchenko L.V. Rost proizvoditel'nosti truda kak osnovopolagayushchij faktor effektivnosti organi-zacii //Innovacionnaya ekonomika: informaciya, analitika, prognozy. 2016. № 2. S. 7-9.

14. Alchian, Armen A. Uncertainty, Evolution and Economic Theory // Journal of Political Economy, 1950, vol. 58, p. 211-221.

15. Nelson R.R., Winter S.J. An evolutionary theory of economic change. - M.: Finstatinform, 2000. - 474 p.

16. The Conference Board Total Economy Database, September 2010. [Elektronnyj resurs]. - M., 2010. Rezhim dostupa: // URL: http://www.conferenceboard.org/data/economydatabase// (data obrashcheniya 15.10.2016), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

17. Chernopyatov A.M., Makushchenko L.V., Popova V.V., Antonova N.V. Entrepreneurship development and business activity in the Russian Federation // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. T. 21. № 4. S. 220.

18. Zoidov K.Kh., Jankauskas K.S., Zoidov Z.K. Modeling of the system offinancial-budgetary relations of the countries of the post-soviet space in the conditions of instability // Regional problems of economic transformation, 2018. - № 12 (98). - P. 422-438.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.