Материалдар мен эдютер: бiздер элеуметтк эдiстi, статистикалыщ эдiстi жэне жYЙелiк сараптау эдiсiн ^олдандыщ. Киев облысыныц 18 эндокринолог дэрiгерлерi мен 44 отбасыльщ дэрiгерлерiне, сондай-а^ ^ант диабетЫщ 2 тYрiмен ауыратын 30 емделуш^е топтыщ Yлестiрмелi сауалнама жYргiзiлдi. Мэлiметтер Киев облысыныц емдеу-сауы^тыру мекемелершщ статистикалыщ есептерiн толы^тырды. Статистикалыщ сараптама Excel 2007, SPSS, Statistica 6.0. багдарламаларыныц кемепмен жYзеге асты.
Нег/'зг/ свздер: диабетологиялы; квмек сапасы, жетекшт/'кт/' енг/'зу, медициналы;-технологиялы; кужаттар, алгашцы жэне ек/'нш/' жэрдем.
V.I. TKACHENKO
QUALITY EVALUATION OF DIABETES CARE IN KIEV REGION OF UKRAINE DURING IMPLEMENTATION
OF A NEW CLINICAL GUIDELINE
National medical academy of postgraduate education named after P.L. Shupik, Kiev, Ukraine
The new clinical guideline on management of 2 type diabetes for primary and secondary care and method for evaluation of its implementation were created with our participation. Aim of the research. To evaluate the quality of diabetes care in Kiev region of Ukraine during implementation process of a new clinical guideline. Materials and methods. We have used sociological method, statistical method and the method of systems analysis. It was held group hands on questionnaire among 18 thyroid specialists and 44 family doctors of Kiev region, as well as 30 patients with type 2 diabetes mellitus. The data completed statistic reports of medical preventive institutions of Kiev region. Statistical analysis was conducted with the help of programs Excel 2007, SPSS, Statistica 6.0.
Key words: quality of diabetes care, implementation of guidelines, clinical guidelines, primary and secondary care.
УДК: 614.812 - 083.98
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех, следовательно, организация ПМСП по принципу ОВП/СВ отражает высокую организацию первичного звена здравоохранения. Это позволит поднять здравоохранение на международный уровень, повысить качество и доступность медицинских услуг населению.
Ключевые слова: всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); первичная медико-санитарная помощь (ПМСП); общеврачебная практика (ОВП); врач общей практики; участковый терапевт.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 17.01.2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» говорится: «В здравоохранении главный приоритет - развитие первичной медико-санитарной помощи.[1]
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех. ПМСП осуществляет главную функцию системы здравоохранения и, являясь ее центральным звеном, составляет неотъемлемую часть всего процесса социально-экономического развития общества. От внедрения и совершенствования ПМСП зависят эффективность и качество работы всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала государства, решение медико-социальных проблем на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения (детей, инвалидов и людей пожилого возраста) [2].
Если обратить внимание на исторические факты бывшего советского здравоохранения, реформаторы того времени, внедряя участковый принцип работы врача, думали, что участковый врач будет лучше знать свой участок, условия труда и быта своего участка, своевременно выявлять часто и длительно болеющих пациентов, проводить не только лечебные, но и профилактические мероприятия, эффективнее бороться с возникновением и распространением
SUMMARY
Н.К. ТУЗЕЛЬБАЕВ, Р.С. БЕКТУРГАНОВ
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ: ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А. Ясави, Туркестан, Казахстан
100
Батыс Цазацстан медицина журналы №3 (44) 2014 ж.
^ -
инфекционных болезней. Участковый врач становится, таким образом, «домашним» врачом, «другом семьи» или станет фактически семейным врачом.
К сожалению, в последние десятилетия система организации работы поликлиники и условия деятельности участкового врача не способствовали становлению его как хорошего «домашнего доктора» [3].
Необоснованная чрезмерная специализация, особенно, городских и крупных районных поликлиник разрушила эту идею и привела к появлению должности участкового врача, который сегодня оказывает больным только терапевтическую помощь, да и то, по ограниченному перечню заболеваний. Этому способствовало появление в поликлиниках многочисленного отряда других специалистов - гастроэнтерологов, нефрологов, эндокринологов, аллергологов, ревматологов, пульмонологов и многих других.
Включив в поликлиническое звено узких специалистов, предполагалось сократить число больных, направляемых в стационар. Но этого не произошло. В первичном звене здравоохранения, по-прежнему, работают врачи с сертификатом «Терапия». Участковый терапевт - это тоже «узкий» специалист, но только по терапевтической патологии внутренних органов.
Контролирующие органы, проверяя работу участкового врача и замечая ошибки в диагностике и лечении, считали основной причиной его ошибок то, что он не направил больного на консультацию к специалисту, а не на то, какая у него низкая квалификация. В дальнейшем участковые терапевты стали направлять больных к специалистам для страховки, даже без особой необходимости.
Таким образом, с любой патологией, кроме ограниченного перечня распространенных внутренних болезней, весь прикрепленный контингент пациентов сегодня вынужден обращаться к узким специалистам. В настоящее время работой специалистов в поликлиниках удовлетворены лишь 30% населения, так как на приемах пациентов они ограничивают свою деятельность общими врачебными процедурами.
В связи с этим необходимо было проведение в стране реформы первичной медико-санитарной помощи. Попытки МЗ РК по внедрению ВОП/СВ своими приказами - №34 «О развитии семейной врачебной практики» от 24.01.1995 г. №399; «О подготовке и развитии службы врача общей практики в Казахстане» от 14.08.1997 г.; а также Приказом №500 Комитета здравоохранения Министерства образования, культуры и здравоохранения РК «О развитии общей врачебной практики/семейной медицины в Казахстане» от 24.09.1998 г. не получили широкой поддержки со стороны местных органов управления. Из-за неготовности здравоохранения эти начинания в основном остались на бумаге.
В 2010 году была принята Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, в главе 5.4 «Совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в единой национальной системе здравоохранения» в которой также указано, что подъем здравоохранения на качественно новый уровень развития, может быть достигнут только путем коренного изменения технологии оказания услуг, прежде всего, услуг ПМСП на базе общей врачебной практики. По этой госпрограмме планировалось увеличение количества врачей по специальности «Общая врачебная практика» от общего числа врачей ПМСП, в том числе за счет переподготовки.
С 2012 года во всех медицинских вузах Республики Казахстан начата подготовка врачей общей практики (5+2) по новому ГОСО-2006 «Общая медицина». 1-ый выпуск состоится в этом году. До этого времени врачей общей практики, подготовленных по специальности «Лечебное дело» (6+1), в городских и районных поликлиниках на работу не принимали, так как не были возможности создавать соответствующие условия для их работы. Кроме того, отсутствовали конкретные нормативно-правовые документы со стороны уполномоченных органов. Поэтому часть этих подготовленных врачей «общей практики» растворились в составе других специалистов или переспециализировались.
В этом 2014 году наш медицинский факультет заканчивают 393 интерна по специальности «Общая медицина» ГОСО-2006 г.(5+2), из них 117 интернов заканчивают 2-х годичную специализацию врача общей практики для работы в ПМСП.
Однако, в нашей Южно-Казахстанской области, где проживают 2 678,3 тыс.чел., функционирует 268 амбулаторно-поликлинических организаций, 106 больничных учреждений. В этом году требуется всего лишь 16 врачей общей практики и 3 врача терапевта для сельской местности, хотя средняя обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составляет всего 26,8, при среднереспубликанском показателе - 39.
Подготовленные кадры для этих целей как должны трудоустроиться? Также неизвестна судьба заканчивающих по этой программе интернатуру врачей - терапевтов и хирургов, для которых поступление в этом году в резидентуру ограничено. К работе, согласно существующим положениям, без резидентуры они не должны допускаться.
Таким образом, по-прежнему в амбулаторно-поликлинических организациях городов и ЦРБ участковый врач
Медицинский журнал Западного Казахстана №3 (43) 2014 г.
101
является главным действующим лицом при нехватке педиатров, акушер-гинекологов и других узких специалистов, обеспечивающих ПМСП. Подготовленные врачи общей практики, выполняющие все эти функции, оказались почти невостребованными.
Весь мир давно ушел от этой практики, даже многие операции производятся в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Утром операции в дневном стационаре, а после обеда - консультирование пациентов врачами общей практики. Такой должна стать схема работы узкого специалиста в условиях городской поликлиники. Ускорение перехода к общей врачебной практике назрела. Разумеется, переход к системе врача общей практики (семейного врача) нельзя осуществить за один год, он должен быть поэтапным: требуется реорганизация не только первичного звена, но и всей системы здравоохранения. Необходима отработка взаимоотношений между врачом общей практики, его коллегами -узкими специалистами и врачами стационара.
Не может быть никаких сомнений - укрепление амбулаторно-поликлинической помощи путем введения должности врача общей практики должна сопровождаться в дальнейшем, повсеместным совершенствованием специализированной, в том числе и амбулаторной медицинской помощи.
Подготовка такого врача сегодня для страны является ключевой задачей. До сих пор руководители лечебных учреждений были ориентированы больше на лечебную, а не на профилактическую медицину. В общественном сознании четко зафиксирована порочная мысль: здоровье нужно искать в больнице, где можно встать в очередь на госпитализацию, в порядке очередности и приобрести бесплатную «порцию» здоровья. При таком подходе будет наблюдаться постоянный дефицит в койках, лекарственных препаратах, врачах и т.д., зато никогда не будет дефицита в больных.
Для решения этих вопросов необходимо ускорить создание центров профилактической медицины (центров семейного здоровья). Центр должен планироваться и строиться таким образом, чтобы предусмотреть все требования пациента - от рождения до конца жизни, от стадии профилактики и периодического наблюдения до ухода за больными. Такие центры, ориентированные на первичное звено здравоохранения, должны стать надежной опорой врача общей практики.
Все изложенное свидетельствует о том, что реальная реформа первичного звена здравоохранения в стране внедряется непланомерно и очень медленно. Есть уже подготовленные врачи, есть вузы, где можно учиться, но для того, чтобы заработала вся система, этого недостаточно. Необходимо создать модели общей врачебной практики в условиях города, сельской местности и разработать конкретизированный механизм внедрения службы врачей общей практики на всей территории страны.
Необходимо запланировать переподготовку, повышение квалификации врачей общей практики на базе вузов и факультетов последипломного образования, одновременно закладывая основы непрерывного медицинского образования, т.е. постоянного образования во время профессиональной практической деятельности.
Большую роль в этом играют вузы, имеющие передовой опыт и вооруженные методическими документами, чтобы осуществлять эту подготовку по единым стандартам.
Кроме того, мы считаем, что в каждой области необходим главный специалист по общей врачебной практике, который выполнял бы роль координатора, знающего проблемы, возникающие постоянно и к которому можно было бы обратиться для их решения на местном уровне.
Таким образом, внедрение общеврачебной практики в амбулаторно-поликлиническую помощь как ведущее звено здравоохранения ХХ1 века должно получить более интенсивное развитие и совершенствование.
Список литературы:
1. Послание Президента РК - Н.А.Назарбаева народу Казахстана стратегия «Казахстан-2050»// новый политический курс состоявшегося государства. - Газета Казахстанская правда. 15 декабря 2012г.
2. Шарманов Т.Ш. Алматы в новом тысячилетии человеческого развития, - Алматы-Вашингтон-Женева, 2013г.
3. Практическое руководство (для врачей общей «семейный»практики). Под редакцией академика РАМН И.Н.Денисова, Москва, ГЕОТАР - мед., 2001. 719с.
102
Батыс Цазацстан медицина журналы №3 (44) 2014 ж.
^ -
TYWH
Н.К. ТYЗЕЛБАЕВ, РС. БЕКТ¥РГАНОВ ДЕНСАУЛЬЩ САКТАУДАГЫ НЕГ1ЗГ1 БАСЫМДЫЛЫК - ЖАЛПЫ ДЭР1ГЕРЛ1К ТЭЖ1РИБЕН1 ДАМЫТУ
К.А. Ясауи атындагы Халыщаралыщ К^аза^-TYpiK университет^ TYPKicTaH, Казахстан
ДYHиежYзiлiк денсаулыщ са^тау уйымы (ДД¥) алгаш^ы медициналыщ-санитарлыщ кемек кврcетyдi (АМСК) адам денсаулыгын са^тайтын басты ^урал деп санайды, сонды^тан алгаш^ы медициналыщ кемек керсетуд арнайы дайындалган жалпы дэрiгерлiк тэжiрибе мамандары кврcетyi тиic. Бул ^огамдыщ денсаулыщ са^тау жYЙеciнiц халыщаралыщ дэрежеге кетертуше жэне тургындарга медициналыщ кемек керсетудщ сапасы мен тжмдтпнщ артуына мYмкiндiк.
Нег/'зг/ свздер: dYHue^/3iniK денсаулыц сацтау уйымы (ДД¥), алгашцы медициналыц-санитарлыц кемек (АМСК), жалпы 6эр1герл1к тэж1рибе (ЖДТ), жалпы тэж/'рибелi 6эр1гер, аймацтыц терапевт.
SUMMARY
N.K. TUZELBAYEV, R.S. BEKTURGANOV PRIMARY HEALTH CARE - DEVELOPMENT OF GENERAL PRACTICE
KH.A.Yassavy International Kazakh-Turkish University, Turkestan, Kazakhstan
The World Health Organization (WHO) considers the primary health care (PHC) as one of the leading tools for achieving health strategy for all, hence the PHC organization by principle of AFP / CB reflects the high organization of primary health care. This will make possible to raise health care at the international level, improve the quality and accessibility of health services to the population.
Key words: World Health Organization (WHO), primary health care (PHC), general practice (GP), general practitioner, primary care physician.
УДК: 616-006.6-07-035.7
А.А. УЗБЕКОВА, К.Т. ДЖАЙШЕВА, Н.А. УЗБЕКОВА, А.М. АЛТАЕВА
ПРИЧИНЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ РАКА ЛЕГКОГО СРЕДИ КОНТИНГЕНТОВ ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Западно- Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
Аннотация. В мировой литературе в последние годы все чаще появляются публикации о несвоевременном и позднем выявлении рака легких при сочетании с туберкулезом легких. Тревогу вызывает отсутствие онконастороженности у специалистов как общей лечебной сети, так и у фтизиатров. Причинами позднего выявления рака легкого среди пульмонологического и фтизиатрического профиля больных являются недостаточное знание врачами клинико-рентгенологических особенностей рака легкого, отсутствие онкологической настороженности, недостаточное использование возможностей лучевой, микробиологической, цитологической диагностики при обследовании больных, позднее применение бронхологического метода исследования, торакоцентеза при подозрении на наличие выпота в плевральной полости.
Ключевые слова: рак легкого, социально-значимое заболевание, пульмонологические больные, фтизиатрическая служба, остаточные посттуберкулезные изменения, дифференциальная диагностика, онконастороженность, лучевая, микробиологическая, цитологическая диагностика.
Рак легкого является одним из наиболее социально-значимых заболеваний современного общества во всем мире и занимает среди всей онкологической патологии первое место, в основном, среди мужчин [1,2]. В структуре злокачественных опухолей в Республике Казахстан рак легких стабильно занимает первое место [3]. Вместе с тем, особую озабоченность вызывает тот факт, что своевременная и ранняя диагностика рака легкого оставляет желать лучшего [4,5]. В практике врача- фтизиатра рак легких занимает второе место в дифференциально-диагностическом ряду после воспалительных заболеваний органов дыхания, поэтому мы сочли целесообразным провести анализ
Медицинский журнал Западного Казахстана №3 (43) 2014 г.
103