УДК 786
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-111-118
ПЕРВАЯ СОНАТА НИКОЛАЯ МЕТНЕРА: ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Ожерельева Марина Юрьевна, ассистент-стажер, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки (г. Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]
Мичков Павел Александрович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки (г. Новосибирск, РФ). E-mail: p. michkov@nsglinka. ru
Статья посвящена одной из малоизученных сонат Николая Метнера - Сонате для фортепиано f-moll ор. 5. Активизация интереса к творчеству композитора связана включением в репертуарные списки современных исполнителей фортепианных произведений Метнера и появлением новых исследований в музыковедении. Этим фактом обусловлена актуальность работы. За период 2010-2020-х годов в научном поле по изучению наследия композитора появились работы, завершенные в объеме диссертационных исследований. Цель статьи - изучение раннего произведения Метнера с точки зрения особенностей формообразования и исполнительской интерпретации. Методологическая основа работы заключается в применении стилевого анализа: определяются особенности письма композитора, ставшие впоследствии визитной карточкой его творческого стиля. Авторы также обращаются к исполнительскому анализу: поиск трудностей, с которыми может столкнуться пианист при работе с Сонатой f-moll ор. 5. Подспорьем в работе могут служить приведенные в статье отрывки из книги Н. Метнера «Повседневная работа пианиста и исполнителя». Особое внимание авторами статьи уделено эпистолярному наследию композитора. В статье приводятся воспоминания из писем его друзей, коллег, знакомых: музыкантов, композиторов, деятелей искусства (встречаются высказывания С. Рахманинова, С. Танеева, А. Гольденвейзера, Н. Кашкина и др.). Результатом работы являются выводы о том, что черты фортепианного стиля Метнера находят свое воплощение уже в первой фортепианной сонате: лаконичное использование педальной техники, сквозное драматургическое развитие, выстраивание логики агогической композиции.
Ключевые слова: соната соч. 5 Метнера, современники Метнера, ремарки Метнера, наследие Метнера.
THE FIRST SONATA OF NIKOLAY METNER: ELEMENTS OF CREATIVE STYLE AND PERFORMANCE FEATURES
Ozherelyeva Marina Yuryevna, Trainee Assistant, Novosibirsk State Glinka Conservatoire (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Michkov Pavel Aleksandrovich, PhD of Art History, Associate Professor of Department of Music Theory, Novosibirsk State Glinka Conservatoire (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: p.michkov@ nsglinka.ru
Nikolai Metner's piano works are of particular interest. The first work created by the composer in this genre has received little attention in musicology. At the same time, the intensification of interest in the composer's works is noticeable in the performing practice. This is connected with the inclusion of Metner's works in the repertoire lists of contemporary performers and the appearance of new studies in musicology. This fact is the reason for the relevance of this work. In the last decade scientific studies dedicated to the figure of the composer and his works have appeared. The aim of the article is to study Metner's Sonata F-moll Op. 5 from the point of view of the peculiarities of formation and performance interpretation. The methodological basis of the work lies in the application of stylistic analysis: the peculiarities of the composer's writing, which later became a hallmark of his creative style, are defined. The authors also turn to the performing analysis: the search for the
difficulties a pianist may encounter when working with the F-moll Sonata Op. 5. Of particular interest are letters by Metner and his relatives, in the texts of which information about the first piano sonata is found. The article also includes memoirs from letters of his friends, colleagues, and acquaintances-musicians, composers, and artists (there are statements by S. Rachmaninov, S. Taneev, A. Goldenweiser, and N. Kashkin, among others). As a result of analytical work on the musical text of the work, conclusions are drawn: the features of Metner's piano style are already embodied in the first piano sonata: laconic use of pedal technique, through-dramaturgical development, and the development of the logic of agogic composition.
Keywords: Metner's Sonata Op. 5, Metner's contemporaries, Metner's remarks, Metner's epistolary legacy.
Фортепианное творчество Николая Карловича Метнера в последнее время становится объектом пристального внимания. Достаточно назвать исследования, завершенные в объеме диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук таких авторов, как Анна Штром [11], Татьяна Шевченко [9], Екатерина Предвечнова [7].
Среди зарубежных исследований, проведенных в последние годы, особый интерес представляет работа доктора музыкальных наук Клемента Ацеведо (Clement Acevedo) Nikolai Medtner: A new source for Sonata in F Minor, op. 5 [14]. В 2018 году автор обнаружил в библиотеке университета Вирджинии первое издание партитуры Сонаты ор. 5 с авторскими пометками Метнера. Автор работы не только описал ремарки, но также сделал сравнительный анализ трех изданий сонаты: 1904 года, 1955 года («переработанное издание» Беляева) и 1959 года (изд. «Музгиз»). В исследовании, в частности, отмечается, что первую сонату Метнер посвятил своему брату Эмилию, что гласит рукописная подпись на титульном листе сонаты [14, с. 8]. Также благодаря обнаруженной партитуре автор находит отредактированный композитором нотный текст, который, однако, не попал в издания Музгиза и Беляева.
Волна интереса к фигуре композитора вызвана, по всей видимости, не только активной научной деятельностью по изучению его творческого наследия, но и благодаря талантливому молодому пианисту Люке Дебаргу, исполнившему Сонату f-moll соч. 5 Метнера на втором туре XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, что определяет актуальность работы.
В эпистолярном наследии Николая Метне-ра относительно первой фортепианной сонаты есть высказывания отца композитора: «Первому (Иосифу) Метнер сыграл свою сонату на бех-штейновском концертном флюгеле и когда он закончил, то попросил играть сонату еще два раза,
слушал с большим вниманием и, наконец, выразил свое полнейшее восхищение этим произведением. Он хвалил сонату чрезвычайно: "Она отлита из одного куска" - было его характерным изречением» [4, с. 41-42].
Жанр сонаты занимает одно из главных мест в фортепианном творчестве Николая Метнера. В русской фортепианной музыке конца XIX -начала XX века подобное внимание к этому жанру характерно лишь для А. Н. Скрябина (им создано 10 фортепианных сонат) и С. С. Прокофьева (также создано 10 сонат для фортепиано). К примеру, другие композиторы, в частности А. К. Глазунов и С. В. Рахманинов, в своем творчестве обращались к этому жанру значительно реже. Глазуновым написано две сонаты, а Рахманинов создал одну сонату для виолончели и фортепиано и две фортепианные сонаты. Метнер же создавал сонаты практически на протяжении всей своей жизни. Им написано 14 фортепианных сонат, соответствующих русскому и зарубежному периодам жизни. «Повышенная эмоциональная температура и наличие беспокойства, томления, порыва, протестующего тона и возбужденного пафоса» - вот что, по мнению Б. Асафьева, свойственно сонатам Метнера [1, с. 248]. Как пишет Р. Г. Шитикова, фортепианные сонаты составляют значительную часть творческого наследия композитора и являются уникальной звуковой моделью для реализации его идей, изложенных в книге «Муза и мода» [10]. В то же время, в исследовательской литературе уделено недостаточное внимание первой сонате композитора. Несмотря на первый опыт в данном жанре и явные тенденции к позднеромантическому стилю, уже в этом сочинении прослеживается творческий облик композитора.
Основываясь на письмах и высказываниях критиков, коллег и товарищей Николая Метне-ра, можно полагать, что с самых ранних опусов
обозначилось мастерство письма, столь неожиданное для юноши, словно он был призван подтвердить, что истинными композиторами рождаются. «Метнер появился сразу какой-то готовый, будто Афина-Паллада из головы Зевса. Не было у него слабых, ранних произведений, - такое мастерство, что эти сочинения могли быть созданы и в пору, куда более позднюю» - так отзывался в своих воспоминаниях о Метнере А. Гольденвейзер (см. [3, с. 16]).
По словам И. Зетеля, «молодой музыкант вошел в жизнь сформировавшимся композитором, художником со своим приметным голосом, впечатляющим и сильным» [3, с. 16]. Для подтверждения этих слов достаточно вспомнить интересный факт из биографии Метнера. Один из первых его концертов совпал с премьерой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сервилия». Однако многих видных музыкантов в тот вечер было не встретить в театре, они были в концертном зале. «Sonaten-Abend молодого московского композитора и пианиста Н. К. Метнера привлек многих слушателей, горячо и по заслугам принимавших артиста», - это мнение газеты «Русский листок» разделялось многими критиками (см. [3, с. 17]). Центром программы, оттеснив на второй план Прелюдии Рахманинова, стала недавно созданная Первая соната Метнера. Как уже было сказано, еще до публичного исполнения ею заинтересовался Гофман и пожелал получить ноты. А затем назвал сонату «самым значительным явлением из всех знакомых ему современных фортепианных пьес того времени» (см. [4, с. 41-42]). Сергей Иванович Танеев же, услышав эту сонату, сказал: «Метнер родился с сонатной формой!» (см. [3, с. 17]).
Первая соната Николая Карловича Метне-ра была написана в предреволюционное время -в 1904 году. В эти годы молодой, 24-летний композитор создавал опусы, которые, к слову, нельзя в полной мере назвать «ранними». Им созданы сочинения для солирующего инструмента («Восемь картин настроений» ор. 1, «Три импровизации» ор. 2, «Четыре пьесы» ор. 4), Метнер осваивает и жанр камерно-вокальной музыки: создает произведения для голоса и фортепиано («Ангел» ор. 1 b, «Три романса» ор. 3). В этих опусах ярко прослеживаются черты, которые будут сохраняться на протяжении всего периода
творчества композитора: полифоничность изложения, лаконичность и интеллектуальная строгость основных мыслей, повествовательность, непрерывная текучесть развития, яркость и колорит звучания рояля, смелое применение острых ритмических сочетаний.
Выбор тональности обнаруживает сходство с первыми сочинениями в этом жанре, созданными Л. Бетховеном, А. Н. Скрябиным и С. С. Прокофьевым. Если задаваться вопросом выбора тональности, то следует упомянуть, что большое влияние на композиторов оказало бахов-ское осмысление тональностей. К примеру, ^то11 является тональностью «со смертельной, роковой (физической или душевной) мукой сердца» [6, с. 33]. Именно такую характеристику дает ей Мильштейн.
Ранняя соната еще не совсем самостоятельна по стилю, скорее она отражает увлечение композитора романтической музыкой, особенно Шуманом, Мендельсоном, Брамсом и Рахманиновым. Однако будет ошибочным считать, что в первом подобного рода сочинении Метнер подражал кому-либо из вышеперечисленных. Сложный творческий сплав, который именуют метнеровским стилем, уже в ранних произведениях совмещает в себе проявления романтизма со сдерживающим академизмом. «Я не хочу быть русским Брамсом, я хочу быть русским Метнером», - именно так говорил о себе композитор, когда встречал упоминания о себе своего брата Эмилия в русле «подражания другим композиторам» (см. [3, с. 56]). С. В. Рахманинов справедливо утверждал на этот счет, что Метнер слишком индивидуален, чтобы походить на кого бы то ни было, кроме как на самого себя - русского композитора Метнера (см. [3, с. 57]). По верному замечанию Е. О. Пред-вечновой, «содержание сонат Н. К. Метнера обусловлено мифопоэтическим мышлением композитора. Программность сонат определяется близостью философско-эстетических взглядов Н. К. Метнера к сочинениям поэтов И. В. Гете, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета» [7, с. 17].
Обращают на себя внимание особенности формообразования и интонационной драматургии в Сонате ор. 5. При создании большинства сонат Метнер не придерживался традиционной трактовки цикла. Из четырнадцати сонат, созданных Метнером, девять являются одночастными,
остальные же могут состоять из двух сонатных аллегро. Однако первый опыт в данном жанре -Соната ор. 5 - представляет собой классический четырехчастный цикл. В то же время в первой из его сонат уже проявляется стремление к объединению в отношении формы: четыре части сонаты рассматриваются не как обособленные, а как звенья одной цепи; вторая, третья и четвертая части следуют одна за другой без перерыва. В плане развития интонационных связей обнаруживается сходство интонационных моделей в заключительных построениях второй и третьей частей:
- Coda II части (см. Приложение, пример 1).
- Coda III части (см. Приложение, пример 2).
При этом кульминация финала строится на
материале побочной партии первой части, а ведущие темы сонаты связаны интонационным единством.
Трактовка сонатного цикла может вызвать трудности при исполнении, ведь основной идеей, нашедшей свое последующее отражение в творчестве Метнера, являются цельность, единство, одночастность. Именно поэтому музыканту следует соблюдать авторские ремарки в необходимости исполнять непрерывно, без пауз одну часть за другой. Финал же сонаты, являющийся кульминацией сочинения, написан в рапсодически-мозаич-ном стиле, соединяя и наделяя новыми смыслами темы из предыдущих частей.
Анализируя фортепианный стиль Н. К. Мет-нера, необходимо отметить высказывание о высокой степени интеллектуализма, характерного для фортепианной музыки начала ХХ века: «Фортепианный стиль Метнера не из тех, которые легко даются заурядному пианисту», - именно так говорил Ю. Энгель [12, с. 320]. Преодоление технических трудностей возможно благодаря проведению исполнительского анализа. Приемы полифонического насыщения музыкального полотна, дифференциация голосов и регистров отличают стиль фортепианной фактуры Сонаты Н. Метнера. Главной сложностью исполнения полифонии является звуковой и механический контроль всех голосов в одновременном их звучании, что требует от исполнителя высокой степени концентрации. Соната ор. 5 наполнена полифонической фактурой, однако особенно ярко она выражена в эпизоде фугато в финале (см. Приложение, пример 3).
Проблема дифференциации и соотношения регистров имеет большое значение в фортепианной музыке в целом и в данной сонате в частности. Тонкая градация голосоведения позволяет создать более яркую музыкальную ткань, насыщенную колористическими вкраплениями. Уже в самом начале сонаты перед исполнителем стоит задача образно разнообразить звуковую палитру инструмента, исполняя тему вступления, основанную на интонациях которые впоследствии сформируют тему главной партии, более плотным, насыщенным звуком, а интервалы - более легким, создавая эффект расслоения (см. Приложение, пример 4).
Для создания объемности и дополнительной насыщенности звучания исполнитель использует педализацию в анализируемом сочинении. Педаль рассматривается не только как «инструмент для соединения звуков», а больше, как «колористический прием». Интересны мысли самого композитора: «Педаль! Не утомлять ею. Больше 1/8, 1/4, 1/2, педали» [5, с. 23]. Метнером педаль указана экономно, лишь несколько раз она упоминается в нотном тексте, что означает следующее: исполнитель сам вправе выбирать вектор педализации, дополняя и помогая воплощать идеи собственной интерпретации.
Этап исполнительского анализа играет важную роль. Так, А. М. Таюкин указывает, что на данном этапе «исполнитель решает вопрос, что в произведении главное» [8, с. 172]. Различных вопросов исполнительского характера Метнер лично касался в его книге «Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек». Особое значение автор придает элементам слухового контроля и умению выдерживать паузы: «Главное слух, слух и слух!!! Если он утрачивает должное внимание, перестает слушать и контролировать каждую ноту во всей ее интенсивности, то все постепенно расползается и пальцы перестают повиноваться. Всегда помнить о паузах, вздохах, хотя бы на мгновенных молчаниях: без этого музыка превращается в хаотический шум» [5, с. 15]. О темпе и ритме Метнер говорит следующее: «Долой метроном-градусник. Он некомпетентен в художественном движении. <... > Ритмическое ("rubato") состоит в едва заметной постепенности ускорений или замедлений, не нарушающих должного соотношения длительности соседних нот. Такое
всегда сохраняет общую, главную ось темпа» [5, с. 17].
Итак, в сочинении Николая Метнера прослеживаются черты поэмности, ставшие в определенной степени характерными для произведений этого периода. По мнению П. Васильева, сформулированному в очерке о фортепианных сонатах Метнера, «в ней (в сонатной форме) ему дышалось свободно, и она воспринималась им не как схема, а как русло, всякий раз новое, по которому текла его музыкальная речь» [2, с. 10]. Стоит отметить, что повествовательность -это истинно метнеровская сфера высказывания. Уже в Первой сонате Н. Метнер умело владеет
драматургией сонатной формы, он контролирует внимание и слушателя, и музыканта с самого начала - с первым показом темы. Метнер-компози-тор предстает как музыкант-мыслитель. Основная идея в его произведениях не на поверхности, ее нужно понять и особенно умело воплотить. Он нередко стремился «очищать» многие сочинения от подчеркнутой бытовой основы. Его музыка лишена тени развлекательности, глубокая и насыщенная смыслами, что делает ее требовательной как к исполнителям, так и к слушателям. Фортепианное творчество Метнера также передает богатую шкалу переживаний, в чувственных истоках которых присутствуют и черты интеллектуализма.
Литература
1. Асафьев Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века - Л.: Музыка, 1968. - 324 с.
2. Васильев П. Фортепианные сонаты Метнера. - М.: Музгиз, 1962. - 43 с.
3. Зетель И. Н. К. Метнер-пианист. Исследование. - М.: Музыка, 1981. - 231 с.
4. Метнер Н. К. Письма / сост. и ред. З. А. Апетян. - М., 1937. - 648 с.
5. Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек. - Изд. 2-е. -М.: Музыка, 1979. - 72 с.
6. Мильштейн Я. И. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха. - М.: Музыка, 1967. - 300 с.
7. Предвечнова Е. О. Фортепианные сонаты Н. К. Метнера: особенности стиля и семантики: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Новосибирск, 2018. - 24 с.
8. Таюкин А. М. Анализ музыкального произведения как активный метод освоения в классе специального инструмента // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 55. -С. 169-177.
9. Шевченко Т. А. Фортепианные сонаты Н. К. Метнера в художественном пространстве европейской музыки: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Одесса, 2017. - 22 с.
10. Шитикова Р. Г. Традиции А. Скрябина и Н. Метнера в русской советской фортепианной сонате 20-х годов. -Л., 1980. - 28 с.
11. Штром А. А. Роль фортепианной партии в камерно-вокальном творчестве Н. К. Метнера: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Нижний Новгород, 2009. - 26 с.
12. Энгель Ю. Музыка Н. Метнера. // Глазами современника: избр. статьи о русской музыке. - М., 1971. -С. 319-321.
13. Генкина О. Метнер [Электронный ресурс] // Семь искусств. - 2016. - № 9 (78). - URL: http://7iskusstv. com/2016/Nomer9/Genkina1.php (дата обращения: 12.09.2021).
14. Acevedo Clement Barrera. Nikolai Medtner: A new source for Sonata in F Minor, Op. 5 [Электронный ресурс]: dis., 2018. - 199 p. - URL: https://commons.lib.jmu.edu/diss201019/199 (дата обращения: 04.10.2021).
References
1. Asafyev B.V. Russkaya muzyka. XIX i nachalo XX veka [Russian music. XIX and early XX century]. Leningrad, Muzyka Publ., 1968. 324 p. (In Russ.).
2. Vasilyev P. Fortepiannye sonaty Metnera [Medtner s Piano Sonatas]. Moscow, Muzgiz Publ., 1962. 43 p. (In Russ.).
3. Zetel I. N.K. Metner-pianist. Issledovanie [Medtner is a pianist. Study]. Moscow, Muzyka Publ., 1981. 231 p. (In Russ.).
4. Metner N.K. Pis'ma [Letters]. Comp. Ed. Z.A. Apetyan. Moscow, 1937. 648 p. (In Russ.).
5. Metner N.K. Povsednevnaya rabota pianista i kompozitora. Stranitsy iz zapisnykh knizhek [The daily work of a pianist and composer. Pages from notebooks]. Moscow, Muzyka Publ., 1979. 72 p. (In Russ.).
6. Milshteyn Ya.I. Khorosho temperirovannyy klavir I.S. Bakha [J.S. Bach's Well-Tempered Clavier]. Moscow, Muzyka Publ., 1967. 300 p. (In Russ.).
7. Predvechnova E.O. Fortepiannye sonaty N.K. Metnera: osobennosti stilya i semantiki: avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.02 [N.K. Medtners Piano Sonatas: Peculiarities of style and semantics. Authors abstract of Diss. PhD in Art History: 17.00.02]. Novosibirsk, 2018. 24 p. (In Russ.).
8. Tayukin A.M. Analiz muzykal'nogo proizvedeniya kak aktivnyy metod osvoeniya v klasse spetsial'nogo instrumenta [Analysis of a piece of music as an active method of mastering a special instrument in the classroom]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2021, no. 55, pp. 169-177. (In Russ.).
9. Shevchenko T.A. Fortepiannye sonaty N.K. Metnera v khudozhestvennom prostranstve evropeyskoy muzyki: avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.02 [N.K. Medtner's Piano Sonatas in the artistic space of European music. Author's abstract of Diss. PhD in Art History: 17.00.02]. Odessa, 2017. 22 p. (In Russ.).
10. Shitikova R.G. Traditsii A. Skryabina i N. Metnera v russkoy sovetskoy fortepiannoy sonate 20-kh godov [Traditions of A. Scriabin and N. Medtner in the Russian Soviet Piano Sonata of the 20s]. Leningrad, 1980. 28 p. (In Russ.).
11. Shtrom A.A. Rol' fortepiannoy partii v kamerno-vokal'nom tvorchestve N.K. Metnera: avtoreferat dis. ... kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.02 [The role of the piano part in the chamber-vocal work of N.K. Medtner. Author's abstract of Diss. PhD in Art History: 17.00.02]. Nizhniy Novgorod, 2009. 26 p. (In Russ.).
12. Engel Yu. Muzyka N. Metnera [Music by N. Medtner]. Glazami sovremennika: izbr. stat'i o russkoy muzyke [Through the eyes of a contemporary. Selected Articles about Russian music]. Moscow, 1971, pp. 319-321. (In Russ.).
13. Genkina O. Metner [Medtner]. Sem' iskusstv [Seven arts], 2016, no. 9 (78). (In Russ.). Available at: http://7iskusstv. com/2016/Nomer9/Genkina1.php (accessed 12.09.2021).
14. Acevedo Clement Barrera. Nikolai Medtner: A new source for Sonata in F Minor, Op. 5. Diss., 2018. 199 p. (In Russ.). Available at: https://commons.lib.jmu.edu/diss201019/199 (accessed 04.10.2021).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пример 1. Кода II части
Пример 2. Кода III части
Пример 3. Эпизод фугато IV части
Пример 4. Вступление I части
УДК 781.61
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-118-125
АЛЕМДАР КАРАМАНОВ - КОМПОЗИТОР И ИСПОЛНИТЕЛЬ
Клочкова Елена Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры музыковедения, Институт «Академия имени Маймонида», Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
Проблематика статьи охватывает два направления творчества Алемдара Караманова: композиторское и исполнительское. Впервые подробно освещается исполнительская деятельность, особенности интерпретации выдающегося музыканта второй половины XX века.
Материалом исследования послужили сохранившиеся аудиозаписи интерпретаций Караманова собственных сочинений (Первый и Второй фортепианные концерты), транскрипции для фортепиано симфонических произведений и импровизации, также литературные тексты, содержащие воспоминания об исполнительском искусстве Караманова, оставленные его матерью и сокурсниками по консерватории - А. Шнитке и Э. Гульбисом. Отдельным материалом для изучения стали собственные беседы автора статьи с Карамановым в Симферополе и его фортепианные импровизации, записанные во время бесед.
На основе изучения аудиозаписей делаются выводы об исполнительском стиле композитора: преобладание фресковой манеры игры, владение токкатно-ударными приемами, всем арсеналом крупной техники, богатой палитрой красочного туше, оркестровой трактовкой звучания рояля, импровизацион-ностью наравне с глубокой передачей образно-художественного содержания.
Помимо выявления особенностей исполнительского стиля в статье проанализированы этапы исполнительского творчества Караманова: детский, консерваторский и последний - религиозный период. Прослеживается взаимовлияние композиторского и исполнительского стилей в творчестве Караманова, отмечается отражение композиторских стилистических идей - классико-романтических, импрессионистических, авангардных - в исполнительском искусстве автора.
Ключевые слова: Алемдар Караманов, исполнительский стиль, фресковая манера игры, импро-визационность.