/\уК._I ©Амурский зоологический журнал. VI(4), 2014.348-349 I Accepted: 15.11.2014
УДК 594.382.5 ¡ ©Amurian zoological journal. Vl(4), 2014.348-349 ¡ Published-. 30.12.2014
ПЕРВАЯ НАХОДКА СЛИЗНЯ-ВСЕЛЕНЦА DEROCERAS RETICULATUM (MÜLLER, 1774) (GASTROPODA: AGRIOLIMACIDAE) НА ШАНТАРСКИХ ОСТРОВАХ (ОХОТСКОЕ МОРЕ)
Л.А. Прозорова, В.В. Богатов
[Prozorova L.A., Bogatov VV First find of invasive slug Dereceras reticulatum (Müller, 1774) (Gastropoda: Agriolimacidae) on the Shantar Islands (Okhotsk Sea)]
Биолого-почвенный институт ДВО РАН, пр. 100 лет Владивостоку, 159, 690022, Россия. E-mail: [email protected] Institute of Biology and Soil science FEB RAS, 100 let Vladivostoku av., 159, Vladivostok, 690022, Russia. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Deroceras reticulatum, сетчатый слизень, инвазивный, чужеродный вид, Шантарские острова Key words: Deroceras reticulatum, gray field slug, invasive, alien species, Shantar Islands
Резюме. Чужеродный вид наземных слизней Dereceras reticulatum (Müller, 1774) впервые отмечен на Шантарских островах. Это второе местонахождение данного вида на Дальнем Востоке России. Ранее сетчатый слизень был известен лишь на побережье Тауйской губы Охотского моря. Приводятся сведения по общему распространению данного вида и о возможных путях его проникновения на Шантары.
Summary. Alien terrestrial slug Dereceras reticulatum (Müller, 1774) is first recorded on the Shantar Islands. This is the second location of the species on the Russian Far East. Earlier gray field slug was known on coast of Taui Bay of Okhotsk Sea. Data on total distribution of the species and possible way of invasion are presented.
Сетчатый слизень Deroceras (Agriolimax) reticulatum (Müller, 1774) к настоящему времени стал одним из наиболее широко распространенных видов наземных моллюсков. Не менее двух веков назад он вселился из своих исконных мест обитания в Северной и Западной Европе в Восточную Европу и Северную Америку, позже был занесен на Кавказ, Урал, в Казахстан, Среднюю и Центральную Азию, Северную Африку, Тасманию, Новую Зеландию [Лихарев, 1965; Лихарев, Виктор, 1980], Южную Америку (Перу и Бразилия) [Лихарев, Виктор, 1980; Agulo-Padron, Lenhard, 2010], Сибирь и север Дальнего Востока [Прозорова, 2010], Корею [Lee et Min, 2002; Noseworthy et al., 2007], Японию [Kuroda, 1963], а также на многие острова Пацифики и Атлантики. В результате к настоящему времени наблюдается практически всесветное распространение этого исходно западно-палеарктического вида в зонах умеренного и субтропического климата [Roth, Sadekhian, 2006].
В азиатской части России этот вид отмечен в междуречье Обь - Иртыш и на равнинных территориях правобережья Оби, где встречается как в антропогенных, так и в природных биотопах [Удалой, 2004] . На восток по юго-западу Сибири сетчатый слизень доходит, по крайней мере, до Новосибирска. В просмотренных нами сборах слизней, сделанных Д.И. Берманом (Институт биологических проблем севера, Магадан) в окрестностях Томска в 2009-2010 гг., вид не обнаружен. Отсутствовал он также в обследованных нами районах Тувы, Монголии, Иркутской области, Бурятии, Амурской области, Еврейской Автономной области, Приморского края, Сахалина, Камчатки
и Курильских островов. Вероятно, основным препятствием продвижения сетчатого слизня с юго-запада Сибири на север и восток является граница вечной мерзлоты.
Недавно был установлен факт заноса сетчатого слизня на Дальний Восток России в его северную половину на побережье Тауйской губы в окрестности г. Магадан и пос. Нюкля [Берман и др., 2010; Прозорова, 2010]. Наиболее вероятно, что слизень попал сюда на судах с морскими грузоперевозками, поскольку в бухте Нагаева расположен порт, через который осуществляется снабжение продовольствием Магаданской области, а в районе Нюкли в советское время располагался крупный комбинат по переработке рыбы. Инвазирование, скорее всего, произошло в начале активного освоения региона в 1930-х гг., а затем регулярно повторялось. То, что ареал сетчатого слизня так и не вышел за пределы указанных пунктов, объясняется коротким безморозным периодом на территории Магаданской области [Берман и др., 2011] и вечно-мерзлотными почвами.
Новая находка данного вида также была сделана в северной половине Дальнего Востока на побережье Охотского моря, но не материковом, а островном. В августе 2010 г. на научно-исследовательском судне ДВО РАН «Профессор Гагаринский» было произведено фаунистическое обследование наземных и пресноводных биотопов в районе юго-восточного сектора Охотского моря. Сборы моллюсков проводились на о-вах Феклистова, Большом и Малом Шантарах, а также на континенте вдоль побережья Ульбанского залива и залива Александры. Среди наземных слизней в сборах преобладали наиболее приспособленные к суровым климатическим усло-
виям Охотоморья мелкие слизни Deroceras laeve (Müller, 1774) длиной около 1 см. Однако вблизи северной оконечности о-ва Большой Шантар в районе мыса Мраморный (недалеко от мыса Северный) обнаружен несколько более крупный D. reticulatum, имеющий характерную неравномерно-сетчатую грязновато-кремовую или желто-серую окраску (цвет. таб. I: 1). Как и магаданские экземпляры, шантарские гораздо мельче особей из европейских популяций, обитающих на той же широте и вырастающих в длину более 2 см, и, подобно магаданским, характеризуются редким мозаичным распространением. На побережье Тауйской губы сетчатый слизень обитает на приморских склонах исключительно южной экспозиции [Берман и др., 2011]. На Большом Шантаре этот вид найден на юго-западном склоне общей долины двух небольших рек Большой и Малый Омокой вблизи их впадения в море (цвет. таб. I: 2). Такая экспозиция места обитания наиболее защищает моллюсков от сильных восточных ветров с Охотского моря (цвет. таб. I: 2), о чем свидетельствует развитая на этой стороне долины богатая луговая растительность с преобладанием цветковых видов (цвет. таб. I: 3).
Рассматривая возможный источник и время ин-вазирование островов данным видом, необходимо привести сведения по истории освоения территории. В настоящее время острова почти необитаемы и мало посещаемы рыбаками и туристами. После ликвидации поселка Большой Шантар в 1966 г., людей переселили на материк, а позже был упразднен и маяк на мысу Северный. В результате на самом большом острове постоянно присутствуют лишь дежурный на метеостанции в устье рек Якшина и Амуки. В связи с этим, занос сетчатого слизня вряд ли мог состояться последние 50 лет.
Известно, что еще 150 лет назад в районе Шан-тарских островов в изобилии водились киты и ластоногие, и процветал незаконный китобойный промысел. Здесь одновременно могли находиться 250 иностранных судов, которые убивали по 50 китов в день [Линдгольм, 1888]. До середины 19-го века добычей китов занималась и Российско-американская компания, основанная в 1799 году, В 30-50-х гг. 19-го века на Шантарах существовали многочисленные поселения международных китобоев-браконьеров США, Швеции, Англии, Норвегии, Дании, Германии и др. На о-ве Большой Шантар до сих пор сохранились остатки жиротопного завода, эксплуатируемого американцами до начала 20-го века. Приведенные факты указывают на высокую вероятность инвазирования Шантар сетчатым слизнем в 19-ом веке. Причем занос, скорее всего, произошел не напрямую из далекой Европы, а с западного побережья Северной Америки, где все браконьеры пополняли запасы продовольствия.
Занос данного слизня на Шантары мог произойти и позже в 1930-е годы. На этот период приходится активное освоение островов. После истребления китов в районе Шантар к началу 20 века иностранные браконьеры покинули острова. Люди пришли сюда вновь в советское время. В период с 1926 по 1966 гг. российские поселенцы отстроили поселок Большой Шантар, заготавливали лес, ловили рыбу, занимались сельским хозяйством, разводили черно-бурых лис и соболей (сведения взяты из интернета и личных сообщений шантарских метеорологов В.В. Богатову). Однако антропогенное давление на природные экосистемы Шантарских островов в 20-м веке не сопоставимо с таковым в 19-ом, в связи с чем время вселения на острова, по нашему мнению, произошло не менее 150 лет назад.
БЛАГОДАРНОСТИ
Работа выполнена при поддержке гранта ДВО РАН № 12-II-0-06-014 (1-ДВ).
ЛИТЕРАТУРА
Берман Д.И., Мещерякова Е.Н., Лейрих А.Н., 2011. Холодоустойчивость, адаптивная стратегия и инвазия слизней рода Deroceras (Gastropoda, Pulmonata) на северо-востоке Азии // Зоологический журнал. Т. 90, вып. 4. С. 387-401. Линдгольм О.В., 1888. Китовый промысел // Русское судоходство торговое и промысловое на реках, озерах и морях. № 33 (http://russianorca.org/Whaling/ whaling_oldru.htm). Лихарев И.М., 1965. Некоторые факторы, определяющие распространение синантропных наземных моллюсков // Моллюски. Вопросы теоретической и прикладной малакологии. Тезисы докладов, сборник второй. М.-Л.: Наука. С. 48-51. Лихарев И.М., Виктор А.Й., 1980. Слизни фауны СССР и сопредельных стран (Gastropoda, Terrestria Nuda). Фауна СССР. Моллюски. Т. 3, вып. 5. Л: Наука. 438 с. Прозорова Л.А., 2010. Слизни рода Deroceras Rafinesque, 1820 на севере Дальнего Востока России // Ruthenica - Русский малакологический журнал. Т. 20(1). С. 35-39. Удалой А.В., 2004. Наземные моллюски (Mollusca, Gastropoda, Pulmonata) юга Западной Сибири (фауна, экология, география). Автореф. канд. дисс. Томск. 29 с.
Agulo-Padron A.I., Lenhard P., 2010. Introduced and invasive mollusks in brazil: a brief overview // Tentacle. No 18. P. 37- 41. Lee J.S., Min D.K., 2002. A Catalogue of molluscan fauna in Korea // Korean Journal of Malacology. Vol. 18. P. 93-217. Kuroda T., 1963. A catalogue of the Non-Marine molluscs of Japan, including the Okinawa and Ogasawara Islands. Tokyo: Malacological Society of Japan. 77 pp. Noseworthy R.G., Lim N.R., Choi K.S., 2007. A Catalogue of the Mollusks of Jeju Island, South Korea // Korean Journal of Malacology. Vol. 23. № 1. P. 65-104. Roth B., Sadeghian P.S., 2006. Checklist of the land snails and slugs of California. 2-nd edition // Santa Barbara Museum of Natural History contribution in science. № 3. 82 pp.