ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 1999, Экспресс-выпуск 76: 3-8
Первая находка гнезда кулика-сороки Haematopus ostralegus в Псковской области
С.А.Фетисов
Лаборатория зоологии позвоночных, Биологический институт Санкт-Петербургского университета. Балтийский фонд природы Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Поступила в редакцию 23 августа 1999
В июне 1999 мне удалось найти гнездо кулика-сороки Haematopus ostralegus в районе Выбутских порогов на реке Великой. На основании этой находки кулика-сороку можно уже без всяких оговорок относить к гнездящимся птицам Псковской области (последние оценки статуса вида в области см.: Иванов и др. 1998; Фетисов, Ильинский 1999).
Для территории нынешней Псковской обл. кулик-сорока упоминается ещё в литературе конца XIX в. Первой была работа К.М.Дерюгина (1897), где указано, что этот вид появлялся в Псковской губернии на больших озёрах во время сезонных миграций. В сводке Н.А.Зарудного (1910), где обобщены все материалы по птицам губернии, собранные в 1890-1910-х, кулик-сорока рассматривается в качестве редкого пролётного вида. Согласно Н.А.Зарудному, отдельных особей, пары и даже небольшие стайки этих куликов неоднократно отмечали в некоторые годы в устье Великой и на разных участках её нижнего течения, включая берег реки между Псковом и Псковским озером. Обычно куликов-сорок наблюдали здесь в апреле-первой половине мая и в третьей декаде июня-первой декаде сентября (по ст. стилю). О встречах с ними — тоже на пролёте и в этом же районе — упоминают П.В.Нестеров и Я.И.Ни-кандров (1913а,б). Определённый Н.А.Зарудным (1910) статус вида оставался без изменений и после ревизий орнитофауны Псковской губернии, сделанных В.Л.Бианки (1922) и С.И.Чистовским (1927а,б,в).
В 1927 Псковскую губернию упразднили и её территорию (сначала всю) включили в состав Ленинградской обл. Затем административные границы много раз пересматривались, бывшая губерния делилась между разными областями, пока в 1958 году не определились современные границы Псковской обл., существенно несовпадающие с границами Псковской губернии в конце XIX-начале XX вв. (Пожидаев и др. 1988). В 1930-1960-е вопрос о характере пребывания кулика-сороки в Псковской обл. в литературе не обсуждался. Даже в работах по миграциям птиц на восточном берегу Псковско-Чудского озера и в дельте Великой, т.е. там, где кулика-сороку встречали в начале XX в., нет упоминания о его присутствии (например: Вероман 1961, 1963; Мешков 1963 и др.). Ближайшие к Псковской обл. локальные гнездовые поселения кулика-сороки были известны тогда на западном побережье Эстонии, на р. Даугава и в устьях некото-
рых рек, впадающих в Рижский залив (Гладков 1951; Иванов 1976; Страздс 1983; Magi 1994 и др.).
В начале 1970-х в списке птиц Псковской обл. кулик-сорока отсутствовал (Мешков и др. 1974). Почти сразу, однако, возникло предположение, что он начал здесь гнездиться. Сначала М.М.Мешков писал об этом осторожно, как о нуждающемся в проверке мнении (Мешков 1974), однако в работе 1978 года он уже без всяких оговорок включил этот вид в список гнездящихся птиц района Псковско-Чудского озера. К сожалению, утверждение о гнездовании его здесь осталось голословным, в литературе так и не появились какие-либо фактические подтверждения этому. Из устных сообщений, по крайней мере, следует, что в 1970-х куликов-сорок встречали в области летом. Так, в конце 1970-х 2-3 пары регулярно держались в гнездовое время на островах реки Великой у Выбутских порогов неподалеку от дер. Бабаево (В.А.Тарасов, устн. сообщ.).
В 1980-х никаких сообщений о кулике-сороке из Псковской обл. не поступало. Но уже в начале 1990-х его стали регулярно встречать летом в дельте Великой (В.А.Тарасов, устн. сообщ.). В 1992 несколько пар видели там на песчаных отмелях островов (Лебедева и др. 1993). В.В.Борисов, один из главных авторов этих наблюдений, даже предположил тогда возможность их гнездования, и позднее вид включили в список редких птиц Псковско-Чудской приозёрной низменности (Ильинский, Фетисов 1997а; Borisov 1998; Урядова, Щеблыкина, Борисов 1999). Кроме того, о пребывании куликов-сорок в дельте Великой в 1992 упоминали в одной из своих работ Л.П.Урядова и Л.С.Щеблыкина (1997).*
12-19 июня 1995 кулик-сорока был вновь отмечен на островах дельты Великой и в ближайших окрестностях. Пара взрослых птиц и группа из трёх особей отдыхали и кормились обычно на островах Горушка, Браш-лянка, Борский и др., а также совершали токовые полёты над поймой между дер. Большая Листовка и Муровицы. Однако размножение кули-ков-сорок в дельте маловероятно из-за сильного беспокойства их со стороны человека в тех немногих местах, которые пригодны для гнездования (Ильинский, Фетисов 1997а,б, 1998). Ни разу не отмечали и беспокоившихся на гнездовых участках птиц. Тем не менее, на следующий год, в июне 1996, И.В.Ильинский и С.А.Фетисов снова наблюдали в дельте Великой несколько взрослых куликов-сорок (Сагитов, Фетисов 1998).
В 1990-х появился целый ряд сообщений о встречах куликов-сорок не только в дельте Великой, но и в других местах Псковской обл. 22 июля 1993 одну взрослую пролётную птицу В.И.Головань встретил на берегу оз. Осыно в Себежском р-не (в пределах нынешнего национального парка "Себежский"); 21 августа 1993, тоже на оз. Осыно, С.А.Фетисов встретил ещё одну (Ильинский, Фетисов 1994; Фетисов, Ильинский, Головань 1998). 1 июля 1997 две пары кормились и отдыхали на островах реки Ве-
* Основываясь, вероятно, на сообщениях М.М.Мешкова (1974, 1978), Л.П.Урядова и Л.С.Щеблыкина (1993) определили статус кулика-сороки в Псковской обл. как редкого гнездящегося вида, хотя точный характер его пребывания на Псковщине оставался под вопросом до конца 1990-х (Иванов и др. 1998; Фетисов, Ильинский 1999).
ликой у Выбутских порогов (Фетисов и др. 1997). Летом 1998 этот вид отмечен на Талабских о-вах Псковского озера (Судницына, Григорьева 1998; Sudnitsyna, Grigorieva 1999), где летом 1997, по устному сообщению В.В.Григорьевой, одна взрослая птица некоторое время держалась на о-ве Талабенец. По наблюдениям В.А.Тарасова, в середине июня 1999 не менее 5 пар держались на правом берегу р. Великая возле дер. Писковичи.
15 июня 1999 я встретил пять взрослых куликов-сорок (по-видимому, самцов) на реке Великой в урочище Выбутские пороги. Периодически они токовали стайкой, с громкими криками летая высоко над рекой. При этом они могли улетать более чем на 1 км, а потом возвращались на острова на реке, расположенные напротив дер. Бабаево, где отдыхали и кормились. Время от времени кулики посещали также территорию известнякового карьера, разрабатываемого к западу от деревни.
16 июня 1999 на западной окраине Бабаевского карьера мы обнаружили пару куликов-сорок, беспокоившихся на гнездовом участке — ровной мелкощебнистой площадке, поросшей редким и низким разнотравьем, размером 60x25 м, вытянутой вдоль берега одного из выработанных карьеров, приподнятой над водой на 4.5-5 м и удаленную от воды на 30-40 м. Почти в центре площадки располагалось гнездо — неглубокая ямка, выстланная сухими стебельками злаков и скрытая в редкой траве, состоящей из клевера Trifolium sp., лядвенеца рогатого Lotus corniculatus и ежи сборной Dactylis glomerata. Размеры гнезда, мм: диаметр 122, глубина лотка 11. В гнезде находилось 1 яйцо размерами 50.9x34.1 мм, оно было высохшим из-за отверстия, вероятно, продавленного небольшим "тычком" грубого стебля в лотке гнезда. Во время поисков гнезда птицы проявляли сильное беспокойство, летая кругами с громкими криками над людьми или беспокойно крича в 50-60 м от них, сидя на глыбах известняка, торчащих из воды в карьере. Через 30-40 мин после начала поисков зона беспокойства птиц заметно сместилась в сторону, но оставалась вдали от воды, так что можно было предположить, что птенцы успешно покинули гнездо, но ещё не добрались до полосы заплеска, т.е. были в возрасте не старше 1-3 сут. В тот день дальнейшие поиски были прекращены, чтобы излишне не беспокоить птиц в критический период, и возобновлены 24 июня. Тогда — по нарастающему беспокойству родителей — почти сразу же удалось установить место нахождения двух пуховичков кулика-сороки в возрасте не более двух недель, затаившихся на мелководье в карьере, заросшем вдоль берега чахлым ивняком. Птенцы оказались мало пугливыми, их без труда удалось снять на видеопленку. При приближении человека на 2-3 м они пытались убежать или уплыть, но старались не покидать при этом зарослей прибрежной растительности. Попыток нырять, как об этом писал г-н Ринглебен (Гладков 1951), пуховички не предпринимали. Родители от своих птенцов человека не "отводили".
Участившиеся в 1990-х встречи с куликами-сороками в Псковской области могут объясняться двумя причинами. Во-первых, в последнее десятилетие орнитологи, несомненно, чаще стали проводить орнитофауни-стические обследования разных районов области. Во-вторых, не исключено, что увеличилась и общая численность кулика-сороки в регионе, что
могло стать следствием постепенного увеличения численности и расширения распространения вида на сопредельных территориях — Белоруссии (Никифоров и др. 1997) и Латвии (Приедниекс и др. 1989), а также из-за постоянно высокой его численности в соседней Эстонии (Magi 1994). Не исключено, что в настоящее время кулик-сорока активно распространяется и в Псковской обл., основав гнездовое поселение в низовьях Великой, на участке реки длиной примерно 10 км, включая устье.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за помощь, оказанную мне в проведении полевых исследований, сотрудников Псковского полевого отряда БФП СПбОЕ, в первую очередь И.Г.Милевского, С.И.Васильева, Г.Ю.Конечную и Н.И.Милевскую, а также начальника Управления охотничьего хозяйства Псковской обл. С.Ю.Иванова и руководителя отдела Госкомэкологии области В.Ю.Мусатова. Исследования организованы и финансировались Балтийским фондом природы СПбОЕ (руководитель Фонда Р.А.Сагитов).
Литература
Бианки В.Л. 1922. Распространение птиц в северо-западной части Европейской
России//Ежегодник Зоол. музея Рос. АН (1918-1922) 23, 2: 97-128. Вероман X. 1961. Об осенней миграции птиц на восточном берегу Чудского
озера в 1958 году// Ornitol. Kogumik 2: 114-129. Вероман X. 1963. Об осенних миграциях птиц в районе Чудского озера в 1961
году// Сообщ. Прибалт, комис. по изуч. миграций птиц 2: 33-42. Гладков H.A. 1951. Отряд Кулики// Птицы Советского Союза. М., 3: 3-372. Дерюгин K.M. 1897. Орнитологические исследования в Псковской губернии //
Тр. С.-Петербург, общ-ва естествоиспыт. Отд. зоол. и физиол. 27, 3: 17-38. Зарудный H.A. 1910. Птицы Псковской губернии // Зап. Импер. Акад. Наук по
физ.-мат. отд-нию. Сер. 8. 25, 2: 1-181. Иванов А.И. 1976. Каталог птиц СССР. Л.: 1-276.
Иванов В.Н., Иванов С.Ю., Ильинский И.В., Урядова Л.П., Фетисов С.А. 1998.
Наземные позвоночные, рекомендованные в Красную книгу России, в фауне Псковской области // Проблемы сохранения биоразнообразия Псковской области. СПб.: 115-118. Ильинский И.В., Фетисов С.А. 1994. Видовой состав и характер пребывания птиц в проектируемом национальном парке "Себежский" // Земля Псковская, древняя и современная. Псков: 129-145. Ильинский И.В., Фетисов С.А. 1997а. Материалы по летней орнитофауне проектируемой особо охраняемой природной территории "Псковско-Чудская приозерная низменность" // Охрана окружающей среды и устойчивое развитие в водосборном бассейне Псковско-Чудского озера. Тарту: 18-19. Ильинский И.В., Фетисов С.А. 19976. Видовое разнообразие птиц на островах дельты реки Великой летом 1995 года // Северо-Запад России: проблемы экологии и устойчивого развития. Материалы международн. научно-практич. конф. Ч. 2. Статьи. Псков: 103-116. Ильинский И.В., Фетисов С.А. 1998. О видовом составе, характере пребывания и размещении птиц на восточном побережье Псковского озера и в дельте реки Великой летом 1995 года // Проблемы сохранения биоразнообразия Псковской области. СПб: 34-74.
Лебедева O.A., Судницына Д.Н., Иванов C.B., Тарасова С.Г., Михайлов А.Е., Кугаевская H.H., Борисов В.В., Филиппова Г.П., Завьялова М.Н., Татарников О.М., Вецель Н.К. 1993. Природный комплекс дельты реки Великой и его охрана//Краеведение и охрана природы. Псков: 15-26.
Мешков М.М. 1963. Осенний пролет птиц в 1959-1961 гг. на восточном побережье Псковского озера // Сообщ. Прибалт, комис. по изуч. миграций птиц 2: 43-58.
Мешков М.М. 1974. Развитие орнитофаунистических работ в Псковской области // Ornitol. kogumik 7: 67-77.
Мешков М.М. 1978. Псковско-Чудской микрорайон на Беломорско-Балтийской пролетной трассе// Сообщ. Прибалт, комис. по изуч. миграций птиц 11: 3-11.
Мешков М.М., Гальцова М.З., Урядова Л.П., Копыткин С.И. 1974. Позвоночные животные // Природа Псковской области. Псков: 139-158.
Нестеров П.В., Никандров Я.Н. 1913а. Прилет, пролет и гнездование птиц в окрестностях г. Пскова Ц Ежегодник Зоол. музея Имп. АН 18, 1: 102-124.
Нестеров П.В., Никандров Я.Н. 19136. Материалы к авифенологии окрестностей г. Пскова (1912 г.) // Птицеведение и птицеводство 4, 4: 294-299.
Никифоров М.Е., Козулин A.B., Гричик В.В., Тишечкин А.К. 1997. Птицы Беларуси на рубеже XXI века: Статус, численность, распространение. Минск: 1-188.
Пожидаев И.С., Герасименок Т.Е., Федоров С.М., Карпов К.И. 1988. Административно-территориальное деление Псковской области (1917-1988): Справочник. Кн. 1-2. Л.: 1-640.
Приедниекс Я., Страздс М., Страздс А., Петриньш А. 1989. Атлас гнездящихся птиц Латвии. 1980-1984. Рига: 1-351.
Сагитов P.A., Фетисов С.А. 1998. Балтийский фонд природы и его вклад в изучение и сохранение биологического разнообразия в Псковской области в 1996 году //Проблемы сохранения биоразнообразия Псковской области. СПб.: 16-21.
Страздс М. 1983. Кулик-сорока Haematopus ostralegus L. // Птицы Латвии: Территориальное размещение и численность. Рига: 78-79.
Судницына Д.Н., Григорьева В.В. 1998. Комплексное изучение природного и культурного наследия Талабских островов // Проблемы и перспективы сбалансированного развития в бассейне Псковско- Чудского озера. Материалы международ. обществ.-научн. конф. Ч. 1. Тезисы и статьи. Псков: 100-103.
Урядова Л.П., Щеблыкина Л.С. 1993. Наземные позвоночные животные Псковской области // Краеведение и охрана природы. Псков: 137-144.
Урядова Л.П., Щеблыкина Л.С. 1997. Сезонные изменения видового разнообразия и численности птиц на восточном побережье Псковско-Чудского озера // Охрана окружающей среды и устойчивое развитие в водосборном бассейне Псковско-Чудского озера. Тарту: 47-49.
Урядова Л.П., Щеблыкина Л.С., Борисов В.В. 1999. Видовой состав наземных позвоночных животных водно-болотного угодья "Псковско-Чудская приозерная низменность" // Проблемы и перспективы сбалансированного развития в бассейне Псковско-Чудского озера. Материалы междунар. общественно-научн. конф. Ч. II. Статьи. Псков: 147-155.
Фетисов С.А., Ильинский И.В. 1999. Редкие и исчезающие виды птиц, нуждающиеся в охране на территории Псковской области // Вопросы экологического воспитания и образования в системе: детское дошкольное учреждение — школа — техникум — ВУЗ: Материалы Псков, обл. экол. конф. Великие Луки: 116-122.
Фетисов С.А., Ильинский И.В., Головань В.И. 1998. Птицы, включенные в новую Красную книгу России, в национальном парке "Себежский" // Природа Псковского края 2: 12-14. Фетисов С.А., Ильинский И.В., Головань В.И., Хааре А.О. 1997. Встречи редких птиц в Псковской области в 1997 году // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 23: 10-12.
Чистовский С.М. 1927а. Животный мир нашего края // Псковский край. Псков: 42-50.
Чистовский С.М. 19276. Птицы Псковской губернии // Познай свой край. Сб.
Псков, общ-ва краеведения 3: 82-101. Чистовский С.М. 1927в. Птицы Псковской губернии. ("Каталог птиц Псковского краеведческого ест.-научн. музея" и "Промысловая или охотничья дичь Псковской губернии"). Псков: 1-22. Borisov У. 1998. Draft Management Plan for Pskovsko-Chuydskaya Lowland: Ramsar
Site, Russia. Netherlands, WATC: 1-28. Magi E. 1994. Oystercatcher Haematopus ostralegus L. // Birds of Estonia: Status,
Distribution and Numbers. Tallinn: 98. Sudnitsyna D.N., Grigorieva У.У. 1999. Expedition to the Talabsky Archipelago: A Summer to Remember // Russian Conservation News 18: 19-20.
Ю OS
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 1999, Экспресс-выпуск 76: 8-10
Редкие кулики Тимано-Печорского региона
К.К.Деметриадес1^ К.П.Робул2)
u пр. Космонавтов, д. 8/32, кв. 45, 169413, Россия
2) пр. Ленина, д. 73, кв. 22, г. Ухта, Республика Коми, 169400, Россия
Поступила в редакцию 10 октября 1997
Материалом для сообщения послужили результаты многолетних наблюдений за птицами в районе Ухты. Полученные за 26 лет данные существенно дополняют опубликованные ранее сведения по куликам региона (Деметриадес 1984). За это время в природе Республики Коми произошли заметные изменения, связанные прежде всего с хозяйственной деятельностью человека. Границы распространения некоторых куликов отодвинулись к северу. Ряд видов до сих пор оставался незамеченным. Район наших наблюдений лежит несколько в стороне от основных путей пролёта и остановок; как правило, мигрирующие кулики проходят его ночью и транзитом. Ниже мы приводим накопившиеся у нас данные по редким куликам Тимано-Печорского региона.
Щёголь Tringa erythropus. Область распространения, особенно южная граница области гнездования, требуют уточнений (Гладков 1951; Иванов 1976). В Коми наблюдения за этим улитом отрывочны, однажды летом он