К 100-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
УДК 94 (430)
Хришкевич Т. Г.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТАХ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ
В статье представлен обзор основных культурных мероприятий в ФРГ, посвященных 100-летию начала Первой мировой войны. Статья анализирует изменение общественного мнения в Германии в отношении событий Первой мировой войны через выставки, музейные экспозиции, телевизионные и интерактивные интернет-проекты, фотогалереи и пр.
Ключевые слова: Первая мировая война, общественное мнение, ФРГ, выставки, музеи.
На 2014 г. в Германии приходятся три памятные даты: 100 лет с начала Первой мировой войны, 75 лет с начала Второй мировой войны и 25 лет падения Берлинской стены. Эта комбинация подняла вопросы о последствиях столь значительных для Германии событий. На поиск ответов брошен весь интеллектуальный потенциал страны. Пока научный мир рассуждает об ответственности за развязывание войн и их итогах, общественность поднимает проблему памяти — в памятниках, книгах, выставках.
События 1914-1918 гг. в Германии по-прежнему называют «Великая война». Несмотря на название, она долгие годы оставалась в тени для научного сообщества. Только тень отбрасывала не революция 1918 г., а приход к власти национал-социалистов и Вторая мировая. Дело не столько в проигрыше, экономической разрухе, репарациях, сколько в наследии, которое она оставила — преступ-
лених против человечности. В отличие от бельгийцев и французов, например, немцы не испытали Первую мировую войну столь непосредственно, на своей собственной территории. Жителей кайзеровской Германии война коснулась лишь в виде пропущенных цензурой фронтовых писем и лаконичных извещений о смерти. В некоторой степени ещё и поэтому Вторая мировая война с её ночными бомбёжками и эвакуациями затмила воспоминания об окопах Первой мировой.
Сегодня жителей Германии продолжают волновать события Первой мировой войны. В январе 2014 г. журнал «Штерн» провёл опрос, согласно которому 69 % всех респондентов испытывают интерес к событиям Великой войны. 77 % — в возрастной категории от 14 до 29 лет. Разделилось мнение по наиболее острому до сего дня вопросу «На ком лежит ответственность за развязывание войны?». 58 % считают, что ответственность лежит на всех участвовавших в войне государствах. 19 % считают, что виновата Германия, и 9 % — другие страны1.
Поднимая эту тему, немцы отмечают, что в Германии долгие годы говорили о войне вскользь и между строк. Это привело к тому, что, например, ныне крайне мало памятных мест, посвящённых Великой войне. В стране не стремились увековечить причину своего «виноватого» прошлого. На всю Германию не так много (в отличие от Франции, Бельгии или Великобритании) постоянных монотематических музеев Первой мировой войны. И преимущественно это военные музеи: Баварский Музей Армии в Ингольштадте, дрезденский Военно-исторический музей бундесвера.
1 Deutsche interessieren sich für den Ersten Weltkrieg.
URL: http: //www.stern.de/politik/deutschland/stern-umfrage-deutsche-
interessieren-sich-fuer-den-ersten-weltkrieg-2083233.html
(дата обращения: 12.03.2014)
Заполняя лакуны, в юбилейный год музеи от Аахена до Вупперталя открывают экспозиции к памятной дате2. Баварский музей армии обратился к теме поставленных под ружье солдат (в одной Баварии на войну было призвано 13 % населения). В 2014 г. постоянная выставка будет дополнена ещё тремя тематическими. В Нюрнберге в июне откроется инсталляция в центре документации Рай-хспартайтагсгелэнде под заголовком «Лето 14. Рождение ужаса модерна». Выставочный павильон будет представлять собой 40-метровое стереоскопическое изображение.
Дрезденский Военно-исторический музей бундесвера стал площадкой для большого европейского телевизионного проекта «14 — дневники Первой мировой». В августе 2014 г. здесь стартует выставка под названием «14 — люди войны».
В регионе Рура пятнадцать различных учреждений объединились для проекта «1914 — в центре Европы». Выбор земли не случаен, поскольку именно Рурская область стала разменной картой по итогам Версальской конференции, перейдя под управление Лиги наций. Несмотря на название, выставка охватила более широкий временной отрезок и обратилась к периоду наибольшего значения Рура для Германии: с 1880 по 1930 гг.
Немецкий литературный архив в Марбахе совместно с Библиотекой Бодлера в Оксфорде и Библиотекой национального университета в Страсбурге открывает выставку «Август 2014. Литература и война».
В Штутгарте в Историческом музее земли Баден-Вюртемберг откроется выставка «Карнавал преисподней:
2 Die wichtigsten Ausstellungen. URL: http: //www.faz.net/aktuell/feuillet on/debatten/100-jahre-erster-weltkrieg/100-jahre-erster-weltkrieg-die-wichtigsten-ausstellungen-12742689.html (дата обращения: 11.03.2014)
Первая мировая война и чувства». Организаторы с помощью нескольких сотен экспонатов пытаются показать, как война действовала на чувства и ощущения людей, как звучали взрывы снарядов, пахли разлагающиеся трупы, ощущались голод и телесные страдания.
В Бонне откроются две художественные выставки: «1914. Авангард в борьбе» (в ней будут представлены картины, рисунки и скульптуры М. Бекмана, О. Дикса, В. В. Кандинского, Э. Л. Кирхнера, П. Клее, Ф. Марка, П. Пикассо) и «1914: мир в красках» (фотографии из архива французского банкира Альберта Кана).
Значительное число выставок сосредоточено в столице. Берлинский исторический музей проводит выставку, посвящённую коммуникациям, которые использовались для управления армиями времён войны (телефонам, оптическому телеграфу, радио), а также её техническим средствам: самолётам, подводным лодкам3. Государственный музей Берлина планирует одиннадцать выставок: «Великая война в монетах и медалях», «Война и одежда» и др. Кроме того, пройдут выставки на других площадках: «Фотографии в Первой мировой войне» (Музей фотографии), «Первая мировая война в детской литературе» (Государственная библиотека Берлина), «Латинская Америка и Первая мировая война» (Иберо-Американский институт), «Прочувствованная война», «Великая война 1914 — картины между пропагандой, искусством, общим благом и реальной жизнью» (Музей европейской культуры)4.
3 1914-1918. Der Erste Weltkrieg.
URL: http://www.dhm.de/ ausstellungen/1914-1918/ (дата обращения: 02.04.2014)
4 Museum Europäischer Kulturen.
URL: http: // www. smb.museum/ museen-und-einrichtungen/museum-europaeischer-kulturen/ ausstellungen.html (дата обращения: 11.04.2014)
Но если музеи и выставки являются, скорее, поводом для дискуссии, то книги призваны дать профессиональные ответы на серьёзные вопросы. В преддверии памятной даты в 2013-2014 гг. в ФРГ был опубликован целый ряд научных и художественных произведений (Оливер Янц «14 — Великая война», Эрнст Юнгер «В стальных грозах»). Общий итог всех публикаций прост — Германия сама виновата в развязывании бойни, но она не должна в одиночку нести за это ответственность, другими словами — немцы виноваты в том, что произошло, но не более чем другие.
Самой спорной стала публикация Кристофера Кларка «Лунатики. Как Европа вступила в Первую мировую». Она ставит под вопрос вину немцев в развязывании Первой мировой войны и её неизбежность5. Книга стразу же вызвала шквал дискуссий, в центре которых стояло слово «вина».
Автор объяснил название книги тем, что так же, как и лунатики, державы в начале века действовали (т. е. принимали политические решения), не осознавая последствий. Государства были уверены, что поступали под принуждением, тем самым они как бы действовали автоматически. К. Кларк указывает, что по обе стороны фронта, во всех европейских странах в 1914 г. наблюдался оборонительный патриотизм, готовность защитить свою родину, причём не только у представителей элиты. Доминировали опасения оказаться объектом нападения. Намного реже встречалась готовность ввязаться в агрессивную войну на стороне нападения.
5 Christopher Clark über den Ersten Weltkrieg. Die Jahrhundertkatastrophe. URL: http://www.tagesspiegel.de/kultur/christopher-clark-ueber-den-erst en-weltkrieg-die-jahrhundertkatastrophe/8964830.html (дата обращения: 07.03.2014)
К. Кларк опровергает миф о том, что европейские народы с воодушевлением вступили в войну, несмотря на многочисленные свидетельства, например, фотографии, запечатлевшие людей, празднующих её начало. По его мнению, намного важнее была реакция в провинции. Кларк считает мифом, что ставка на краткосрочную войну не принимала в расчёт многие жертвы. Автор приводит данные, согласно которым в австрийском исследовании рассчитывалось, какое количество жизней унесёт с собой война, и они исходили из миллионов погибших. Речь шла об Армагеддоне, разрушении европейской цивилизации. Историк также сравнивает современный мир с началом ХХ в. своим неспокойным развитием и геостратегическим доминированием отдельных держав.
Кристофер Кларк согласен с утверждением Хольгера Аффлербаха, автора книги «Невероятная война», что война не была неизбежна. По его мнению, развязывание войны было более невероятным, чем отказ от неё. В 1914 г. всё говорило о разрядке, например, медийные войны между немецкими и британскими газетами сбавили обороты; между Австрией и Сербией начались переговоры о государственных вопросах и обмене политическими заключёнными; союзы стали более свободными и могли легко распасться.
В итоге книга не оправдывает немецкую внешнюю политику; по мнению автора, вопрос скорее стоит в том, как дело дошло до войны, поскольку нет одного, ответственного за всё. Но есть те, кто вообще не несёт ответственность, например, Бельгия, на которую напала Германия. К. Кларк считает, что Первая мировая напоминает нам о том, что войны всегда означают для людей провал в силу невозможности их контролировать. Ни одна другая война не показывает это так ясно, как Первая мировая война с 20 миллионами погибших.
Иной подход наблюдается у политолога Херфрида Мюнклера. В своей девятисотстраничной работе он также обращается к теме вины Германии. Его «Великая война»6 отвечает на старые вопросы: в чём ещё, кроме немецкой внутренней политики, причина развязывания войны? Кто несёт ответственность за это? Можно ли рассматривать начало войны как превентивный удар?
По его словам, Германия принадлежала летом 1914 г. к самым главным агрессорам, но «тем сильнее распространяется ответственность за войну на все европейские великие державы». Х. Мюнклер анализирует «страхи» великих держав, называя причины войны: беспокойство России о потере влияния после поражения в русско-японской войне, беспокойство Австро-Венгрии о потере статуса великой державы. В Великобритании господствовал страх перед упадком и «окружением» её немцами. Главными виновниками внутри Германии автор называет кайзера Вильгельма II, рейхсканцлера Т. фон Бетман-Гольвега и начальника генерального штаба Х. фон Мольтке.
Значительное место в работе занимает анализ так называемой «стратегии двойного окружения», которая подогрела и без того острые взаимоотношения. Под этим Х. Мюнклер подразумевает окружение австро-венгерской монархии Балканским союзом, находящимся под «протекцией» Российской империи, и окружение великой Германии, расположенной в центре Европы, союзом Франции, России и Великобритании.
Готовность к превентивной войне Х. Мюнклер объясняет желанием «протиснуться» в ряды европейских колониальных держав, но при этом Германия не являлась
6 Schröder С. Herfried Münkler über den Ersten Weltkrieg. Das große Sterben. URL: http://www.tagesspiegel.de/kultur/herfried-muenkler-ueber-den-ersten-weltkrieg-das-grosse-sterben/9154582.html (дата обращения: 07.03.2014)
«единственной империалистически действующей властью в Европе». В заключении своей работы Мюнклер просит немцев интенсивнее заниматься изучением Первой мировой войны, чтобы они видели в ней не только начало Второй мировой. Автор считает, что теме Великой войны не хватает нового прочтения.
К иному жанру относится работа Вильгельма Крул-ля, который выступил составителем книги «Война со всех сторон»7. Она представляет собой собрание довоенной немецкой прозы. Её открывает отрывок из сочинения Вильгельма Ламшуса «Человеческая бойня» (1912 г.), детально описывающая действие пулемётов, бомб и снарядов начала ХХ в. В. Крулль включил в своё издание многих классиков довоенной антимилитаристкой прозы, например Леонгарда Франка «Человек добр», Мартина Берадта «Землекопы». Все работы объединяет одна мысль: все участники войны, кроме генералов, — жертвы.
Работа Крулля говорит словами довоенных авторов не только о фронтовых буднях. Например, Альфред Фрид, анализируя причины начала войны, предвосхитил роль международных организаций в такого рода конфликтах. А. Фрид описал механизм возможного посредничества авторитетной организации наподобие будущей ООН. В противовес пацифисту Фриду, Крулль приводит дневниковые записи барона Манфреда фон Рихтгофена, его восторженные описания воздушных боёв.
Интерес к переизданию литературы периода войны, безусловно, является весьма показательным, так как ещё в 2007 г. публикация романа Эриха Мария Ремарка «На за-
7 Krieg — von allen Seiten. Prosa aus der Zeit des Ersten Weltkrieges. Herausgegeben von Wilhelm Krull. URL: http: / / www.wallstein-verlag.de/9783835313460-krieg-von-allen-seiten.htm! (дата обращения: 07.03.2014)
падном фронте без перемен» не вызвала резонанса у немецких читателей. Проект выпуска сборника романов о Первой мировой войне, написанных в 1920-х — 1930-х гг., даже не нашёл своего издателя.
В рамках подготовки к юбилейной дате в Германии запущен проект «European Film Gateway 1914». В нём заняты 26 организаций из 15 стран. Проект реализуется при поддержке уполномоченного федерального правительства Германии по вопросам культуры и СМИ, а также министерства науки и искусства федеральной земли Гессен. На реализацию проекта выделены средства как из бюджета ЕС (2,1 млн. евро), так и из казны ФРГ.
Создатели проекта оцифровали более двух тысяч фильмов, снятых с 1914 по 1918 гг. Эти исторические киноматериалы будут выставлены в Интернет для свободного доступа. По данным Немецкого киноинститута, общая их продолжительность составит более тысячи часов8. Коллекция представляет собой собрание полнометражных художественных, документальных, а также анимационных фильмов. Проект является уникальным, так как сегодня в Европе сохранилось не более 20 % фильмов, снятых во время Великой войны.
Образы войны сохранились не только в кинохронике. Обильный материал дают фотографии, письма, рисунки, карикатуры, записные книжки, дневники, сувениры с фронта, хранящиеся не столько в музеях, сколько в частных архивах. Для того чтобы сделать эти источники доступными для всех, запущен проект «Europeana 19141918». Европейская инициатива «Europeana 1914-1918» — это виртуальный цифровой музей, посвященный Первой
8 EFG — The European Film Gateway. URL: http: / /deutsches-filminstitut.de/projekte-festivals/efg-the-european-film-gateway/ (дата обращения: 11.04.2014)
мировой войне9. Электронные копии материальных свидетелей войны уже выложены во всемирную сеть. К 2014 г. доступными стали более 90 тыс. объектов. Фотографии и документы из домашних архивов — это история семей в неразрывной связи с историей Германии. Проект поддерживают 20 европейских стран. Его участниками являются Оксфордский университет, Национальная библиотека в Париже и Государственная библиотека в Берлине. Важным показателем изменения общественного мнения о событиях далёкой войны является тот энтузиазм, с которым жители Германии, в чьих семьях хранятся памятные вещи, участвуют в этом проекте.
В изменении отношения современных жителей Германии к своему прошлому заметна положительная тенденция. Они не замалчивают его. Они его увековечивают. Конечно, каждому новому поколению сложно принять поражения предков, но сегодня, подводя итоги, они стремятся сконцентрироваться в своих научных и общественных дискуссиях на положительных последствиях, пусть и весьма отдалённых по времени: восстановлении экономики в начале 1950-х, на возрождении демократических парламентских традиций, на торжестве права.
Первая мировая война оставила огромный след в истории. Она ярко и эмоционально жива в памяти европейских народов, что хорошо заметно по тем памятным мероприятиям, которые сегодня, спустя сто лет, проходят в Германии, Франции и других странах. Присутствие Великой войны ощущается в обращении к фотографиям, фильмам, книгам. Несмотря на трагедию и негативные коннотации,
9 Europeana 1914-1918 — Unbekannte Geschichten und offizielle Dokumente zum Ersten Weltkrieg. URL: http://www.europeana1914-1918.eu/de (дата обращения: 11.04.2014)
война остаётся духовным ориентиром и коллективным опытом, в котором по-прежнему нуждаются современники. По мнению французского историка Николя Оффенштад-та, это возвращение к прошлому, безусловно, означает, что у общества есть сомнения насчёт своего будущего. Первая мировая война стала ресурсом, потому что память о ней сопровождается мистификацией социальной связи, которая в тот момент позволила обществу сохранить единство, несмотря на сложности и разногласия.
В Германии, где Первой мировой войне не отдавалось должное на протяжении десятилетий, где история государства «началась» в 1945 г., нынешнее напоминание жителям страны о событиях столетней давности через выставки и музеи можно рассматривать как попытку вновь сделать Великую войну частью своей истории, о чём свидетельствует успех запущенных проектов.
Литература
1914-1918. Der Erste Weltkrieg. URL:
http: / / www. dhm. de / ausstellungen /1914-1918 (дата обращения: 02.04.2014). Christopher Clark über den Ersten Weltkrieg. Die Jahrhundertkatastrophe. URL: http://www.tagesspiegel.de/kultur/christ opher-clark-ueber-den-ersten-weltkrieg-die-jahrhundertkatastrophe/8964830.html (дата обращения: 07.03.2014).
Deutsche interessieren sich für den Ersten Weltkrieg. URL: http://www.stern.de/politik/deutschland/stern-umfrage-deutsche-interessieren-sich-fuer-den-ersten-weltkrieg-2083233.html (дата обращения: 12.03.2014). Die wichtigsten Ausstellungen. URL:
http: / / www.faz.net/ aktuell/ feuilleton/ debatten/100-jahre-erster-weltkrieg/100-jahre-erster-weltkrieg-die-
wichtigsten-ausstellungen-12742689.html (дата обращения: 11.03.2014).
EFG — The European Film Gateway. URL: http://deutsches-füminstitutde/ projekte-festivals/efg-the-european-film-gateway (дата обращения: 11.04.2014).
Europeana 1914-1918 — Unbekannte Geschichten und offizielle Dokumente zum Ersten Weltkrieg.
URL: http: / / www.europeana1914-1918.eu/ de (дата
обращения: 11.04.2014).
Krieg - von allen Seiten. Prosa aus der Zeit des Ersten Weltkrieges. Herausgegeben von Wilhelm Krull
URL: http: / /www.wallstein-verlag.de/9783835313460-krieg-von-allen-seiten.html (дата обращения: 07.03.2014).
Museum Europäischer Kulturen. URL:
http: / / www.smb.museum/ museen-und-einrichtungen/museum-europaeischer-kulturen/ ausstellungen.html (дата обращения: 11.04.2014).
Schröder С. Herfried Münkler über den Ersten Weltkrieg. Das große Sterben. URL: http: / / www.tagesspiegel.de/kultur/herfried-muenkler-ueber-den-ersten-weltkrieg-das-grosse-sterben/9154582.html (дата обращения: 07.03.2014).
Tatiana G. Khrishkevich World War I in Modern Germany's Culture Projects
The article presents a review of the main cultural events in Germany devoted to the 100th anniversary of the beginning of World War I. The article gives the analysis of changes in public opinion in Germany concerning World War I events by means of exhibitions, museum expositions, television and interactive Internet projects, photo galleries, etc.
Key words: World War I, public opinion, Germany, exhibitions, museums of Germany.