Научная статья на тему 'Первая мировая война: уроки истории для Российской нации'

Первая мировая война: уроки истории для Российской нации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1223
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / IV ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / РУССКАЯ АРМИЯ / ПЛЕН / ИТОГИ ВОЙНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баринов Владимир Анатольевич, Баринова Кристина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы возвращения российскому обществу исторической памяти о Первой мировой войне, приводится позиция императора Николая II, Правительства Российской империи, Государственного Совета, IV Государственной Думы по отношению к войне, представлена морально-политическая характеристика состояния России в связи с вступлением в войну, дается характеристика личного состава армии Российской империи, её психологическое и идеологическое состояние в период военных действий, рассматривается поведение русских воинов в условиях боевых действий и в плену, анализируются итоги Первой мировой войны для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Баринов Владимир Анатольевич, Баринова Кристина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая мировая война: уроки истории для Российской нации»

УРОКИ ИСТОРИИ

К 100-летию Первой мировой войны

УДК 94 (100) «1914/19»

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: УРОКИ ИСТОРИИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НАЦИИ

В.А. Баринов, К.В. Баринова* Законодательное Собрание Омской области *Бюджетное учреждение культуры Омской области «Областной дом ветеранов»

В статье рассматриваются вопросы возвращения российскому обществу исторической памяти о Первой мировой войне, приводится позиция императора Николая II, Правительства Российской империи, Государственного Совета, IV Государственной Думы по отношению к войне, представлена морально-политическая характеристика состояния России в связи с вступлением в войну, дается характеристика личного состава армии Российской империи, её психологическое и идеологическое состояние в период военных действий, рассматривается поведение русских воинов в условиях боевых действий и в плену, анализируются итоги Первой мировой войны для России.

Ключевые слова: Первая мировая война, отечественная война, историческая память, IV Государственная Дума, русская армия, плен, итоги войны.

Возвращение исторической памяти -актуальная повестка для современной России. В российской истории, особенно ХХ века, есть немало «белых пятен», устранение которых требует объединения усилий общества, государства, граждан, ученых и творческих деятелей. Это, прежде всего, относится к объективному освещению истории Первой мировой войны, различных контингентов русской армии в её ходе, русских военнопленных и интернированных лиц.

2014 год - год 100-летия начала Первой мировой войны 1914-1918 годов. Первая мировая война 1914-1918 годов - одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольких могущественных империй, становлению новых национальных государств, коренным переменам в системе международных отношений. Он предопределил весь последующий ход событий, включая Вторую мировую войну.

В дореволюционной России в народе Первую мировую войну называли «Германской», а официально - «Великой» и «Второй Отечественной войной». Над Отечеством, в самом деле, нависла смертельная опасность. Германия нацеливалась ни больше ни меньше, как на мировое господство. Вместе со своими союзниками, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией, Германия представляла могущественную силу. Геополитические проекты неприятелей предполагали задвинуть Россию в «допетровские» границы, отчленить Финляндию, Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Украину. А под покровительство Турции должны были отойти Закавказье, Крым, Северный Кавказ, Средняя Азия. Удары нацеливались и на царских союзников, Францию и Сербию. В Берлине и Вене рассчитывали раздавить их мгновенно, блицкригом, после чего вся мощь вражеской коалиции обрушится на русских. Начало войны заведомо планировалось на 1914 год. Выстрелы сербских террористов в австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда

лишь стали удобным предлогом развязать её [1].

Для России как одного из ключевых государств - участников войны она обернулась самыми трагическими последствиями. Страна была ввергнута в хаос революции и Гражданской войны. Первая мировая война стала последней войной Российской империи. Именно с участием в этой войне связаны произошедшие в России колоссальные политические изменения.

В нашей стране на протяжении многих лет подвиги российских солдат и офицеров Первой мировой войны были преданы забвению. Это привело к значительным искажениям в сознании нашего общества. Подчеркнем, что герои этой войны были несправедливо забыты после Революции 1917 года, и только недавно в России началось возвращение памяти об этих трагических и славных страницах истории.

Президент Российской Федерации В.В. Путин о необходимости беречь историческую ратную память Отечества. В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года подчеркнул, что «важно беречь историческую ратную память Отечества. Разве справедливо, что у нас до сих пор нет ни одного достойного общенационального памятника героям Первой мировой войны? Наши предки называли ее великой войной, но она была незаслуженно забыта, фактически по ряду политических, идеологических соображений вычеркнута из нашей исторической памяти и из истории. Боевой дух вооруженных сил между тем держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев» [2].

В целях восстановления исторической справедливости и увековечения памяти и отражения заслуг русских солдат, погибших в годы Первой мировой войны, Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 285-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» установлена памятная дата: «1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов».

Предложение о создании памятника «Российским героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны» было одобрено Президентом Российской Федерации

В.В. Путиным, делегатами Всемирного конгресса российских соотечественников и Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом. Министерству культуры Российской Федерации была поручена организация конкурса на лучший проект памятника, мэрией Москвы выделено место для его установки на Поклонной горе. Памятник «Российским героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны» (скульптор А.Н. Ковальчук), открыт 1 августа 2014 года, к 100-летию начала Первой мировой войны.

С 1 августа 2014 года заработает первый в России музей Первой мировой войны, который будет называться «Россия в Великой войне». Музей будет находиться в государевой Ратной палате в Александровском парке в Царском селе под Санкт-Петербургом. Отметим, что изначально в Ратной палате, заложенной в 1913 году по указанию главы Российского государства императора Николая II, предполагалось создать музей воинской славы России. Но к завершению строительства в 1917 году он уже получил название Музея народной войны. К 1919 году его закрыли, поскольку большевикам было не нужно восхваление царских генералов.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Российского исторического общества, председатель организационного комитета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны, С.Е. Нарышкин о возвращении российскому обществу исторической памяти о событиях войны, которую часто называют «забытой». С.Е. Нарышкин, выступая 14 апреля 2014 года в Париже на круглом столе «Первая мировая война: культура и память», констатировал, что в этом году многие страны мира переосмысливают уроки Первой мировой войны. Он отметил следующее: «В отличие от многих других государств -в России Первая мировая война была «забытой» на протяжении почти целого столетия. По сути, несколько поколений не знали реальной картины тех событий. Вы спросите -почему? Во-первых, потому, что её трагедии оказались в тени революции 1917 года, в одночасье изменившей ход развития нашей страны, да и не только. Во-вторых, к самим событиям Первой мировой в наших научных и литературных трудах было принято относиться лишь как к одному из факторов

революции, как к предшественнику грандиозного социального переворота. Даже самые известные в России романы, повести об этой войне долгое время были переводами с других языков. В наши дни Первая мировая стала занимать достойное место и в российских фильмах, и в литературе, и, конечно, в школьных учебниках... Наша особенность в том, что по-настоящему российское общество обратилось к изучению Первой мировой уже после Второй мировой. В отличие, кстати, от многих государств, где памятники героям и жертвам Второй мировой возводились рядом с монументами, посвященными Первой. Главная задача, которую ставят сегодняшние организаторы российских памятных мероприятий - это вернуть нашему обществу знание о тех страницах истории. Отдать достойную дань памяти вкладу того поколения и его несбывшимся надеждам... Большинство вопросов о Первой мировой уже давно стали уделом не политиков, а историков. Но всем нам полезно их ставить и обсуждать. Ведь только так можно понять, в какой именно точке, на каком историческом разломе находимся сейчас мы и весь мир» [3].

Перелистаем некоторые страницы истории Первой мировой войны.

Начало Первой мировой войны. 19 июля (1 августа по новому стилю, далее даты даны по старому стилю) 1914 года Российская империя вступила в Первую мировую войну. Вступление России в войну против Германии вызвало в обществе небывалый патриотический подъем, который напомнил Отечественную войну 1812 года. По свидетельству современников, народ «душой» воспринял войну как справедливую. Рост национального самосознания России способствовал консолидации общества перед лицом внешней опасности.

Клятва главы Российского государства императора Николая II. Уже 20 июля в громадном Георгиевском зале Зимнего дворца, перед двором и офицерами гарнизона, в присутствии лишь одного иностранца - посла Франции, император Николай II на чудотворной иконе Казанской Божьей Матери (перед которой молился фельдмаршал Кутузов накануне отбытия к армии в Смоленск) повторил слова императора Александра I, сказанные в 1812 году: «Офицеры моей гвардии, присутствующие здесь, я приветствую в вашем лице всю мою армию и благословляю ее.

Я торжественно клянусь, что не заключу мира, пока останется хоть один враг на родной земле» [4, с. 99]. Эту клятву присутствующие в Георгиевском зале встретили с единодушным патриотическим порывом. В этот же день был обнародован «Высочайший манифест о вступлении России в войну. 20 июля 1914», в котором были указаны причины, обстоятельства и цели вступления России в войну. В манифесте, в частности, говорилось следующее: «Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные. В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом, и да отразит Россия, поднявшаяся как один человек, дерзкий натиск врага» [5, с. 14].

Выступление Главы Российского государства императора Николая II перед членами Государственного Совета и Государственной Думы 26 июля 1914 года в связи с началом Первой мировой войны. Император Николай II понимал и высоко оценивал роль Государственного Совета и Государственной Думы в деле консолидации российского общества в войне. Именно поэтому Глава Российского государства 26 июля 1914 года в Николаевском зале Зимнего дворца принял членов этих государственных органов с целью получения их поддержки и призвал вести войну до победного конца: «Германия, а затем Австрия объявили войну России. Тот огромный подъём патриотических чувств любви к Родине и преданности престолу, который, как ураган, пронёсся по всей земле нашей, служит в моих глазах и, думаю, в ваших ручательством в том, что наша великая матушка-Россия доведёт ниспосланную Господом Богом войну до желанного конца. Уверен, что вы все и каждый на своём месте поможете мне перенести ниспосланное мне испытание и что все, начиная с меня, исполнят свой долг до конца. Велик Бог Земли Русской!». В заключение своей ответной речи Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко (1859-1924) сказал: «Без различия мнений, взглядов и убеждений Государственная Дума от лица Русской Земли

спокойно и твёрдо говорит своему царю: «Дерзайте, государь, русский народ с вами и, твёрдо уповая на милость Божию, не остановится ни перед какими жертвами, пока враг не будет сломан и достоинство Родины не будет ограждено» [6]. Этот прием стал актом демонстрации единства власти и народа перед лицом внешней опасности.

Заседание IV Государственной Думы 26 июля 1914 года в связи с началом Первой мировой войны. «Ввиду ниспосланных отечеству Нашему тяжких испытаний, желая быть в полном единении с народом, признали Мы за благо созвать Государственный Совет и Государственную Думу» [5, с. 13], - так гласил Указ императора Николая II от 20 июля 1914 года. В соответствии с этим указом 26 июля 1914 года IV Государственная Дума, распущенная незадолго до этого на летние каникулы, была созвана на однодневную сессию. Ее трибуна как трибуна народного представительства России, «выборных людей от всей земли русской», была использована Председателем IV Государственной Думы, Председателем Совета Министров и Министром иностранных дел Российской империи для комментариев положений «Высочайшего манифеста о вступлении России в войну. 20 июля 1914» и разъяснения исторической неизбежности участия России в Первой мировой войне.

Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко, выступая на заседании Государственной Думы в связи с началом Первой мировой войны, констатировал братское содружество народов России и призвал к единству фронта и тыла: «Мы все знаем хорошо, что Россия не желала войны, что русский народ чужд завоевательных стремлений, но самой судьбе угодно было втянуть нас в военные действия. Жребий брошен, и во весь рост встал перед нами вопрос об охране целостности и единства государства. В этом небывалом еще в мировой истории стремительном круговороте событий отрадно видеть то величавое и преисполненное достоинства спокойствие, которое охватило всех без исключения и которое ярко и без лишних слов подчеркивает перед всем миром величие и силу русского духа. (Бурные и продолжительные рукоплескания и клики: ура.) Спокойно и без задора мы можем сказать нападающим на нас: руки прочь! (Бурные рукоплескания и клики: ура.) Не дерзайте касаться

нашей Святой Руси. Народ наш миролюбив и добр, но страшен и могуч, когда вынужден за себя постоять. (Бурные рукоплескания.) Смотрите, мы можем сказать: вы думали, что нас разъединяет раздор и вражда, а между тем все народности, населяющие необъятную Русь, слились в одну братскую семью, когда общему отечеству грозит беда. (Бурные рукоплескания.) И не повесит головы в унынии русский богатырь, какие бы испытания ни пришлись ему пережить; все вынесут его могучие плечи, и, отразив врага, вновь засияет миром, счастьем и довольством единая нераздельная родина, во всем блеске своего несокрушимого величия. (Бурные рукоплескания.) Гг. члены Государственной Думы, в этот час наши мысли и пожелания там, на границах наших, где бестрепетно идет в бой наша доблестная армия, наш славный бодрый флот. (Рукоплескания.) Мы мысленно там, где наши дети и братья олицетворяют наше отечественное величие с присущей им доблестью. Помоги им, Всевышний Господь, укрепи их и защити; а наши горячие пожелания успеха и славы будут всегда с ними, с нашими героями. Мы, остающиеся дома, приемлем долг работать, не покладая рук, в деле обеспечения оставшихся без своих кормильцев семей. И пусть там в армии нашей знают, что не на словах только, но и на деле мы не допустим их до острой нужды». (Бурные рукоплескания. Члены Государственной Думы поют народный гимн: долго несмолкаемые крики: ура.) [5, с. 14].

Председатель Совета Министров Российской империи И.Л. Горемыкин (1839-1917) сравнил по значению Первую мировую войну с Отечественной войной 1812 года и указал на предстоящие тяготы войны: «Россия не хотела войны. Правительство добросовестно искало мирного исхода из создавшихся осложнений, не оставляя даже слабой надежды отдалить надвинувшуюся кровавую бурю. Но есть предел и русскому миролюбию. Вполне сознавая лежащую на нем тяжкую ответственность, Императорское правительство не могло, однако, покорно отступать перед брошенным ему вызовом. Это значило бы отказаться от положения России среди великих держав. Это была бы роковая ошибка, она нас унизила бы, но не изменила бы не нами предрешенного хода событий. Война начата, и теперь нам остается только повторить прозвучавшие на весь мир слова: «Мы

доведем эту войну, какая бы она ни была, до конца». (Продолжительные рукоплескания.) За всю многовековую историю России, быть может, только одна отечественная война, только 1812 год, равняется по своему значению с предстоящими событиями. Поверьте мне, гг., правительство ничуть не ослеплено самонадеянностью, оно ясно отдает себе отчет в том, что эта война потребует крайнего напряжения сил, многих жертв и мужественной готовности к испытующим ударам судьбы. Но правительство непоколебимо верит в конечный успех, ибо оно беспредельно верит в великое историческое призвание России. (Рукоплескания.)... На вашу долю, гг., выпала великая и ответственная задача быть выразителем народных дум и народного чувства. Правительство исполняло и исполнит свой долг до конца; теперь ваш черед, гг., члены Государственной Думы. В эту торжественную историческую минуту я от имени правительства призываю вас всех, без различия партий и направлений, проникнуться заветами Царского манифеста: да будут забыты внутренние распри (рукоплескания и голоса: бравой, и сплотиться вместе с нами вокруг единого знамени, на котором начертаны величайшие для всех нас слова: «Государь и Россия». (Рукоплескания.) [5, с. 15].

Министр иностранных дел Российской империи С.Д. Сазонов (1860-1927) заявил, что Правительство Российской империи в своей деятельности исходит из национальных и геополитических интересов России и просит народных избранников поддержать его действия: «Гг. члены Государственной Думы. В трудные минуты ответственных решений правительство почерпало силы в сознании полного единомыслия своего с народной совестью. (Голоса: браво.) Когда наступит время для истории произнести свой беспристрастный суд, ее решение - я твердо в это верю - не будет иным, как то, которым мы руководились: Россия не могла уклониться от дерзкого вызова своих врагов, она не могла отказаться от лучших заветов своей истории, она не могла перестать быть великой Россией. (Бурные рукоплескания)... Мы боремся за нашу родину, мы боремся за свое достоинство и положение великой державы. Со смиренным упованием на помощь Божию, с непоколебимой верой в Россию правительство с горячим доверием обращается к вам, народным избранникам (голоса: браво,),

убежденное, что в вашем лице отражается образ нашей великой родины, над которой да не посмеются наши враги. (Члены Государственной Думы стоя приветствуют министра иностранных дел продолжительными и бурными рукоплесканиями; голоса: браво; голоса справа: молодчина, вот это здорово.,) [5, с. 17].

Депутаты с воодушевлением поддержали царя и правительство, отложив в сторону разногласия. Исключение составили лишь большевики, сразу объявив мировую войну империалистической и выдвинувшие лозунг превращения ее в гражданскую [7, с. 252].

Е.Н. Трубецкой об особенностях участия России в Первой мировой войне. Необходимость всенародного, всесословного противостояния жестокому и сильному агрессору не только силой оружия, но и силой духа и слова пробудила беспрецедентную творческую активность в самых различных слоях русского общества. Одним из тех, кто внес в это дело существенный вклад, был Е.Н. Трубецкой (1863-1920), видный представитель российской интеллектуальной элиты, правовед, профессор Московского университета, член Государственного Совета (1907-1908 гг., 1915-1917 гг.), один из основателей Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. В октябре 1914 года он организовал в Москве чтение публичных лекций по «идеологии войны» и к этой деятельности привлек ведущих мыслителей России.

Е.Н. Трубецкой в ряде своих статей, в том числе «Смысл войны» (1914), «Война и мировая задача России» (1914), «Отечественная война и ее духовный смысл» (1915), высказал идеи об освободительной миссии России в Первой мировой войне, о характере войны как Отечественной войны, роли Государственного Совета и Государственной Думы в усилении военного могущества России, о единстве армии и народа. Приведем ключевые идеи Е.Н. Трубецкого:

1. Разумеется, было бы преждевременным подводить окончательный итог всем духовным приобретениям настоящей войны. Однако некоторые из них уже теперь представляются несомненными. Прежде всего -Россия совершила огромный шаг в самосознании и в самопознании. Он измеряется хотя бы тем, что только теперь мы можем наконец

осмыслить те события и факты недавнего прошлого, значение коих доселе оставалось для нас неясным и спорным [8, с. 382-383].

2. Единство и целостность России и освобождение родственных славянских народов - вот два лозунга, во имя которых ведется война. Нужно ли доказывать, что оба они составляют одно неразрывное целое! [8, с. 353].

3. Россия должна сохранить за собою значение державы-освободительницы - защитницы всех малых и слабых народов против народов-хищников. Народы должны проникнуться убеждением, что она никому из них не грозит поглощением, а для всех служит заступницей. Тогда Россия станет центром союза народов в целях общей их безопасности [8, с. 378].

4. Раньше все заботы по организации русской военной силы были исключительно делом правительства; наоборот, та реорганизация армии, которая совершилась за истекшие десять лет, является результатом совместной работы правительственной власти и народного представительства... Участие в ней народного представительства воспитало в широких слоях русского общества чувство солидарности между народом и армией и сознание ответственности народа за армию [8, с. 384-385].

5. Армия всеми ощущается как плоть от плоти и кость от кости нашей - предмет народной любви и гордости. Ее слава - наша слава; наоборот, ее временные неудачи, неизбежные даже в войне победоносной, всеми ощущаются как наши народные неудачи. И это слияние народа с армией обусловливается не одной только популярностью нынешней войны, но также и творческим участием народа в созидании армии. Теперь мы участвуем в войне как ответственные граждане нашего государства, тогда как в дни японской войны мы чувствовали себя только безответственными обывателями и зрителями. В сознании своего единства с народом заключается один из могущественнейших источников воодушевления армии. Чтобы совершать великие подвиги, воин должен прежде всего чувствовать себя гражданином. Поэтому все, что способствует развитию гражданских чувств в населении, тем самым служит на пользу армии [8, с. 385].

6. Нужно необыкновенно сильно чувствовать родину, чтобы пожертвовать для нее

не только самим собою, но и тем, что дороже себя, - всем, что любишь. А между тем в переживаемые нами исторические минуты такая жертва становится явлением привычным: мы видим ее в беспредельном множестве повторений. И, чем больше приносимая жертва, тем глубже внедряется в сердце человека то великое народное целое, ради которого он жертвует [8, с. 389].

7. В наши дни, когда все захвачены могучим народным движением, эта связь личного и народного иллюстрируется бесчисленными примерами. Теперь решительно все заняты войною: одни сражаются в рядах армии, а другие работают в тылу армии для какого-либо дела, связанного с войной. И, вглядываясь внимательно в происходящее кругом кипенье жизни, поражаешься тем, сколько интимных, семейных и личных чувств связывается с этой общественной деятельностью. Как часто двигателем забот о раненых является любовь к ушедшим на войну близким людям, которые, может быть, завтра сами станут жертвами: и сколько добра творится в память дорогих отошедших, павших на войне! Теперь и мать, утратившая на войне своих сыновей, и невеста, у которой убили жениха, идут в сестры милосердия. Единый народный мотив связывает в одно целое все эти разнообразные переживания личного чувства: он подчиняет себе и радость, и горе, и счастье, и страдание личности. Сознание национального единства, чувство солидарности людей в едином народном деле всегда возрастает и усиливается в дни военных бурь. Но теперь этот подъем национального чувства особенно могуч и велик именно потому, что нынешняя война есть война отечественная [8, с. 390].

Морально-политическая характеристика состояния России в связи с вступлением России в Первую мировую войну. Начало Первой мировой войны продемонстрировало законопослушность и патриотизм граждан России.

Статья 70 Свода Основных Государственных Законов от 23 апреля 1906 года, регулирующего основы организации государства и общества в Российской империи, устанавливала, что «Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона» [9, с. 112]. Подчеркнем, что защита

Престола и Отечества гражданами России воспринималась именно как священная обязанность.

Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко свидетельствовал: «Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъем национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96 % всех призывных, явились без отказу и воевали впоследствии на славу». Но цитированная выше выдержка из воспоминаний М.В. Родзянко ценна тем, что содержит один совершенно объективный показатель; 96 % подлежащих призыву явились к воинским начальникам. Между тем трудные условия, в которых находился точный учет чинов запаса, заставляли предполагать, что разница между расчетами и фактической явкой может быть до 10 %. Следовательно, уклонение от мобилизации почти не было [10, с. 371].

По оценке Военного министра Российской империи В.А. Сухомлинова, война с Германией была популярна в армии, среди чиновничества, интеллигенции, во влиятельных промышленных кругах [4, с. 99].

Немало депутатов Государственной Думы, как действующих, так и бывших, пошли на фронт, в том числе в окопы. Среди них нашлись и свои герои. Один из видных деятелей кадетской партии А.М. Колюбакин, депутат III Государственной Думы, отправившись в ноябре 1914 года на фронт в чине штабс-капитана, погиб в бою [7, с. 250].

Русские сестры милосердия. Ярким примером подвижничества, самопожертвования, мужества в тяжелейших условиях войны являлись русские сестры милосердия. Все общины сестер милосердия в начале XX века находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С самого начала Первой мировой войны повсюду в России стали открываться госпитали для раненых, многие из которых были созданы на частные средства. Пример подала Царская Семья. Уже осенью 1914 года в Большом Царскосельском дворце был открыт большой госпиталь имени Императрицы Александры Федоровны. Сама Государыня и ее дочери Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны прошли курс обучения хирургической сестры милосердия, получили установленные

дипломы и постоянно работали в палатах. Помогали им в госпитале и младшие дочери царя. Сестра императрицы, Великая княжна Елизавета Федоровна, основательница Мар-фо-Мариинской обители, вела жизнь настоящей подвижницы, наравне с другими сестрами ассистировала на операциях, выхаживала самых тяжелых больных. Тысячи и тысячи русских женщин, следуя их примеру, стали тогда самоотверженными сестрами милосердия. Не стремившиеся к славе, они трудились на этой ниве без наград и отпусков исключительно для того, чтобы облегчить страдания ближнего [11].

Характеристика личного состава армии Российской империи. Облик русской армии в Первой мировой войне был закономерным следствием социального, национального и политического развития Российской империи в начале XX века. Подавляющее число рядовых солдат состояло из русских крестьян (включая украинцев и белорусов) православного вероисповедания. Остальные национальности составляли весьма малый процент, а некоторые из них были избавлены от службы в армии. Руководящий состав армии, то есть офицеры различных званий и должностей, комплектовался в основном из дворянской среды, что более всего было характерно для гвардии и офицеров в звании генералов и штаб-офицеров.

Первая мировая война сделала известными имена видных полководцев и военачальников. Многие их них впоследствии стали лидерами белого движения: М.В. Алексеев, А.И. Деникин, А.В. Колчак, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, А.М. Каледин, К.К. Мамонтов, П.Н. Краснов, А.П. Кутепов, Г.Я. Кислов, М.Г. Дроздовский, А.С. Секре-тев, А.Г. Шкуро, В.З. Май-Маевский, В.Е. Вязьмитинов, И.А. Поляков, Н.И. Иванов, А.К. Кельчевский, В.В. Орехов, Ю.Н. Плющевский, А.П. Богаевский, Н.С. Тимановский, С.Л. Марков, И.П. Романовский, А.А. Боровский и другие. Лишь небольшое число генералов царской армии, в том числе А.Н. Брусилов, стало сотрудничать с советской властью, служить в рядах Красной армии с 1917-1918 гг. [12].

Психологическое и идеологическое состояние армии в период военных действий. Чаще всего именно от морально-психологического состояния армии зависит ее жизнеспособность и желание обычных

граждан служить в её рядах и отдавать свои жизни. Идеологическое мировоззрение русской многомиллионной солдатской массы, состоящей из представителей всех сословий и едва ли не всех национальностей Российской империи, в первые годы войны всецело покрывалось формулой «за Веру, Царя и Отечество». Формула «за Веру, Царя и Отечество» была для русских народных масс 1914 года своего рода политическим обрядом. А для того, чтобы понять, какую громадную роль в психологии этих масс мог играть обряд, нужно только вспомнить первенствующее значение, которое занимает обряд в области религиозных чувств тех же масс» [10, с. 375].

Поэтому не случайно молитва русского воина перед вступлением в бой с врагами Отчества звучала следующим образом: «Господи Боже Спасителю мой! По неизреченной Любви Твоей Ты положил душу Свою за нас. И нам заповедовал полагати души наша за друзей своих. Исполняя святую заповедь твою и уповая на Тя, безбоязненно иду я положить живот свой за веру, Царя и Отечество и за единоверных братий наших. Сподоби меня, Господи, непостыдно совершить подвиг сей во славу Твою. Жизнь моя и смерть моя - в Твоей власти. Буди воля Твоя. Аминь» (1914 г.) [13, с. 6].

Трудно оценивать настроение солдатских масс, в особенности русских масс того времени. Ведь социологические исследования в тот период не проводились! Но объективным показателем этого настроения являются отчеты военной цензуры о письмах, посылаемых из армии. В сводке военно-цензурного отчета Штаба армии Западного фронта, относящейся к началу февраля 1916 года, содержатся сведения, которые позволяют характеризовать эти настроения. Согласно этой сводке, корреспонденция, посланная из армий Западного фронта, была разделена так: 2,15 % - писем в угнетенном настроении; 30,25 % - писем бодрых; 67,6 % - писем уравновешенных, но содержащих в себе спокойную веру в конечный успех Русской армии» [10, с. 415]. Если сложить второй и третий показатели, то получается, что почти у 98 % личного состава действующей армии боевой дух был на должной высоте!

Российские герои Первой мировой войны. В годы Первой мировой войны русские воины проявили исконные черты русской армии: мужество, храбрость, терпение, стой-

кость, выносливость, самопожертвование. Эти качества давали русской армии силы с честью выносить борьбу с сильным противником.

Как воевали - об этом свидетельствуют сухие статистические данные. С 1914 до 1917 года за боевые заслуги и храбрость воинов, то есть в основном за подвиги в Первой мировой войне, было вручено около 1,6 миллионов Георгиевских крестов - высшей награды для солдат и унтер-офицеров. 33 тысячи человек награждены Георгиевским крестом четырех степеней. Вот примеры личной доблести и храбрости русских воинов.

В годы Первой мировой войны имя Козьмы Фирстовича Крючкова (1890-1919), казака 3-го Донского Казачьего Ермака Тимофеевича полка Императорской армии, было известно всей России. В конце июля 1914 года он и три его товарища отправились в сторожевой дозор и столкнулись с разъездом из 27 германских кавалеристов. Неприятели, имея численное преимущество, чувствовали себя уверенно, насели, пытаясь захватить казаков в плен. Завязался жестокий бой, в результате которого казаки уничтожили 22 кавалериста, двоих ранили и взяли в плен, а трое уцелели в схватке и спаслись бегством. В этом бою Козьма Крючков лично уничтожил 11 конников, при этом получил 16 ран пикой. За свой подвиг К.Ф. Крючков был награжден Георгиевским крестом 4-й степени и стал первым русским воином, награжденным Георгиевским крестом в Первую мировую войну. О доблестном донском казаке доложили императору Николаю II, а затем историю его подвига изложили на своих страницах практически все крупнейшие газеты России. Козьма Крючков стал знаменит, в общественном мнении он сделался символом русской воинской удали и отваги, достойным наследником былинных богатырей. Все последующие военные годы Козьма Крючков участвовал в ожесточенных сражениях, получил новые раны, заслужил новые награды. Войну закончил, имея четыре Георгиевских креста и три Георгиевских медали.

Имя Риммы Михайловны Ивановой (1894-1915), сестры милосердия, русской Жанны д'Арк, в годы Первой мировой войны также было известно всей России. 17 января 1915 года Римма Иванова ушла добровольцем на фронт. Она была зачислена в 83-й Са-мурский полк под мужским именем, а когда

всё раскрылось, то стала служить под своим настоящим. За мужество при спасении раненых она была удостоена Георгиевского креста IV степени и двух Георгиевских медалей. 9 сентября 1915 года у деревни Мокрая Дуброва (ныне Пинский район Брестской области Республики Беларусь) во время боя Римма Иванова под огнём оказывала помощь раненым. Когда во время боя погибли оба офицера роты, она подняла роту в атаку и бросилась на вражеские окопы. Позиция была взята, но сама героиня получила смертельное ранение разрывной пулей в бедро. Указом императора Николая II за исключительное мужество на поле боя она была посмертно награждена высшей военной наградой Российской империи - орденом Святого Георгия IV степени. Римма Иванова единственная женщина, награжденная этим орденом в годы Первой мировой войны. Особо подчеркнем, что всего за восемь месяцев участия в боевых действиях она была удостоена четырех наград! А был ей всего 21 год!

В июле 1916 года немцы предприняли газовую атаку на позиции Грузинского и Мингрельского полков. Противогазы в русской армии уже имелись. Но, надев их, солдаты перестали слышать команды. Когда немцы полезли на штурм, начались неразбериха и паника. Тогда полковник Отхмезури снял маску и начал отдавать приказания. Его примеру последовали все офицеры в траншее! Паника улеглась, атаку отбили. Большинство солдат уцелело. Офицеры отравились и погибли. Все...

Летчик Александр Казаков сбил 32 неприятельских самолета, Петр Маринович -22, Иван Смирнов и Виктор Фёдоров - по 20. Александр Прокофьев и Юрий Гильшер предварили подвиг Маресьева - потеряв ногу, продолжали летать и одерживать победы с протезом.

Возглавляя с крестом атаку, на Юго-Западном фронте погибли в 1916 году священник 318-го Черноярского пехотного полка о. Александр Тарноуцкий и несколько иереев других полков. Генерал А.Н. Брусилов вспоминал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры - полковые батюшки, подогнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением... Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой». За вой-

ну 14 священников были удостоены ордена Святого Георгия (о. Александр Тарноуцкий -посмертно), 227 были награждены наперсным крестом на Георгиевской ленте [1].

Можно привести тысячи примеров непоказного героизма русских людей, одетых в солдатские шинели, кто свято соблюдал присягу и шел на смертные муки во имя Отечества, кто, попав в плен, бежал, чтобы вновь сражаться за Россию, кто и на смертном одре мечтал взглянуть на родную землю.

Плен. «Есть еще на войне страшное место. Страшное и больное. Плен» [14, с. 28]. Во время войны в плену оказались миллионы солдат и офицеров, многие из которых были ранены, искалечены или страдали от болезней, связанных с плохим питанием и изнурительным трудом. Данные о числе русских, попавших до 1 января 1918 года в плен, в разных источниках разнятся. По оценкам специалистов, 3-5 миллионов солдат попали в плен [15, с. 173].

Правовое положение русских военнопленных в Первой мировой войне. Укажем, что Россия была инициатором выработки правил по ограничению варварских средств ведения войны. Начало этому было положено Брюссельской декларацией, которую предложил глава Российского государства Александр II в 1874 году. По инициативе императора Николая II в 1899 году была созвана I Гаагская мирная конференция, где на основе Брюссельской декларации были выработаны ограничения в отношении законов и обычаев сухопутных войск. Один пункт этой декларации касался военнопленных. На II Гаагской конференции (1907) были внесены изменения и поправки в части, дополнявшие пункт о правах и обязанностях военнопленных. Императорская Россия ратифицировала документы обеих Гаагских конференций, что сказалось на военном законодательстве России и на положении русских военнопленных Первой мировой войны. Так, военнослужащим, попавшим в плен (за исключением тех, кто поступил на службу к неприятелю), по возвращении выплачивалось денежное содержание за все время нахождения в плену. Время, проведенное в плену, засчитывалось офицерам в выслугу лет для получения пенсии, а сами они вносились в списки на присвоение очередного звания. Семьям военнопленных выплачивалась половина содержания, получаемого военнослужащим - главой семьи -

на день плена, за все время нахождения в плену вплоть до возвращения, а в случае его смерти назначалась пенсия [16, с. 70-71]. Полагаем, что эти меры обеспечивали определенную социальную защищенность русских военнопленных и гарантировали им жизнь в плену.

Поведение русских воинов в плену. Н.Н. Головин, русский военачальник, генерал-лейтенант, профессор Николаевской академии Генерального штаба, военный учёный, историк и исследователь военного дела (годы жизни 1875-1944 гг., в эмиграции с 1920 г.), в 1929 году опубликовал статью «Русская армия в великую войну». Статья показывает, что у русских военнопленных было нечто, что было выше их личного благополучия и личной безопасности. Это - долг служить Отечеству. Русские воины, солдаты, офицеры и генералы, бежали из плена, чтобы сражаться за Россию.

Эта мечта - снова увидеть Родину и драться, защищая ее от врагов, была наиболее сильной и яркой мечтой у большинства пленных. Как ни сурово было наказание за побеги, из плена постоянно бежали. Бежали самым необыкновенным образом, что замечательно, при поимке никогда не говорили, что бежали для того, чтобы повидать семью или жену, или детей, но всегда заявляли, что бежали для того, чтобы вернуться в родной полк, смыть позор плена и в рядах полка сражаться против неприятеля [14, с. 40].

В апреле 1915 года, прикрывая отступление А.Н. Брусилова из-за Карпат силами одной своей «Стальной» дивизии, генерал Л.Г. Корнилов, взявший на себя в момент гибели дивизии личное командование одним из батальонов, был дважды ранен в руку и ногу. Он и всего лишь 7 уцелевших бойцов батальона в течение четырёх суток пытались прорваться к своим, но в итоге (после упорного штыкового боя) попали в австрийский плен. После взятия в плен Л.Г. Корнилов был помещён в лагерь для высших офицеров недалеко от Вены. Залечив раны, он пытался бежать, но две первые попытки побега закончились неудачей. Л.Г. Корнилов смог бежать из плена в июле 1916 года: питаясь тем, что находил на полях, по ночам прошел Австрию, Венгрию и через Румынию добрался до своих.

Н.Н. Головин приводит данные о том, что «из 1 400 000 русских, бывших в герман-

ском плену, пыталось бежать (по данным германских архивов) около 260 000. Из них 60 000 удалось бежать, 200 000 было поймано. Большое количество пойманных понятно. Нашему полуграмотному солдату прохождение неприятельской страны было несравненно труднее, нежели совершающему побег французу, англичанину или немцу. Итак, 260000 русских пытались убежать из германского плена. По отношению к общему числу наших пленных, захваченных Германией (1400000), это составит: 18,5 %. Такого процента не дала ни одна нация. Громадное число попыток бежать из германского плена опровергает довольно распространенное мнение о малоразвитом чувстве любви к Родине в русских народных массах» [17, с. 684]. И девиз, сформулированный русским мыслителем И.А. Ильиным в работе «Духовный смысл войны» (1914), - «жить стоит только тем, за что стоит и умереть», - был личным девизом многих российских героев и воинов Первой мировой войны.

Участник Первой мировой войны генерал П.Н. Краснов (1869-1947) в книге «Тихие подвижники: Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии» (1924), приводит интересный пример. По указанию немецкого командования всех пленных мусульман - солдат русской армии, собрали в отдельный мусульманский лагерь и построили им каменную мечеть. П.Н. Краснов продолжает: «Я не помню, кто именно был приглашен в этот лагерь, кому хотели продемонстрировать нелюбовь мусульман к русскому «игу» и их довольство германским пленом. Но дело кончилось для германцев плачевно. По окончании осмотра образцово содержанного лагеря и мечети на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат мусульман.

- А теперь вы споете нам свою молитву, - сказало осматривающее лицо.

Вышли муллы, пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подравнялись и тысячеголосый хор, под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети дружно грянул:

- «Боже, Царя, храни. ».

Показывавший лагерь в отчаянии замахал

на них руками. Солдаты по своему поняли его знак. Толпа опустилась на колени и трижды пропела русский гимн! Иной молитвы

за Родину не было в сердцах этих чудных русских солдат» [14, с. 47-48].

Первая мировая война - это суровый урок нашему Отечеству. Известный российский историк А.И. Уткин, анализируя итоги Первой мировой войны, сделал вывод: «В целом Первая мировая война была испытанием России на зрелость. И Россия, увы, к сожалению, этого испытания не выдержала, хотя продемонстрировала невероятное достоинство и героизм. Если история чему-то учит, то эта ее страница должна научить нас очень многому. Первая мировая война - это суровый урок нашему Отечеству» [18, с. 27].

Итоги Первой мировой войны для России.

1. Сквозь солдатские казармы, окопы и кровавые бои Первой мировой войны прошло свыше 20 миллионов мужчин, или 10-12 % населения России; до 70 миллионов (около 40 %) оказались на захваченной врагами территории; 5-7 миллионов (4-5 %) мирных жителей были насильно выселены из прифронтовой полосы или эвакуированы в восточные районы страны. В целом почти половина населения Российской империи непосредственно (в качестве солдат, беженцев, выселенцев или жителей зон оккупации) стала жертвой Первой мировой войны [15, с. 174].

2. Действующая армия потеряла до 3,5 миллионов убитых в бою, умерших от ран и болезней, пропавших без вести, отравленных газами, расстрелянных в плену и т. д., 3-5 миллионов солдат попали в плен, 2-3 миллиона демобилизованных по ранению направлены на оборонные предприятия в качестве рабочих или дезертировали. В ходе боев был практически уничтожен весь кадровый офицерский корпус - 25-30 тысяч из 50 тысяч [15, с. 173].

3. В результате войны Россия потеряла Польшу, Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву и Бессарабию, составлявших в совокупности 15,4 % ее территории. Потеря 817 тысяч квадратных километров территории и 28 млн подданных означала также потерю десяти процентов всех железнодорожных путей, трети всех индустриальных предприятий, использующих одну шестую часть всех индустриальных рабочих, производивших одну пятую всех индустриальных товаров [4, с. 666].

4. На фоне полной военно-политической победы государств Антанты главный в недалеком прошлом член блока-победителя -Россия - оказался в состоянии Гражданской войны, иностранной военной интервенции и национально-территориального раскола [15, с. 174].

5. Россия не была приглашена на Версальскую конференцию. Парад победы в Лондоне проходил без участия России. На нем присутствовала императрица Мария Федоровна, которая рыдала, потому что казалось, что Россия умерла, а без России не было бы этой победы [18, с. 297].

Выводы.

1. Историко-философское осмысление Первой мировой войны национальным самосознанием России с учетом новейших научных подходов к оценке военно-политических, идеологических, историко-культурных аспектов и исторического значения Первой мировой войны в судьбах России ХХ века является актуальным и представляет значительный интерес для отечественного научного сообщества и граждан России.

2. Обращение России к драматическим событиям Первой мировой войны важно не только для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, но и для того, чтобы сохранять национальное единство и быть способными достойно ответить на вызовы и угрозы XXI века.

3. Проявленные российскими воинами в Первую мировую войну вера, верность своему долгу, присяге, высшим ценностям, солдатская боевая доблесть, отвага, товарищество, самопожертвование, союзничество вызывают у нас глубокое уважение и гордость. И это сохранит наша историческая память.

Залогом этому является то, что на государственном уровне в России уже произошло символическое возвращение исторической памяти о Первой мировой войне: во-первых, установлена памятная дата: 1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов; во-вторых, 1 августа 2014 года к 100-летию начала Первой мировой войны в Москве на Поклонной горе предполагается открыть памятник «Российским героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны».

4. Проведение мероприятий, посвященных 100-летию начала Первой мировой

войны, является важной вехой развития национального самосознания России.

5. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью патриотизма его граждан и величия Российского государства. На фронтах Первой мировой войны русские солдаты доказали свою верность боевым отечественным традициям. Все это должно быть воссоздано современной исторической наукой, публицистикой, художественным словом и другими средствами искусства.

Это будет способствовать воспитанию патриотизма у граждан России, формирова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нию их объективного отношения к величайшему событию ХХ века - Первой мировой войне.

Это будет и исполнением нашего долга перед памятью российских героев и воинов, павших в годы Первой мировой войны. При этом мы должны помнить завет известного русского историка академика В.О. Ключевского, который для нас является «путеводной звездой»: «определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином» [19, с. 62].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шамбаров В. Война великая, победоносная, оклеветанная // Литературная газета. Настоящее Прошлое. Выпуск 6. - 2014. - № 13 (6456). -2-8 апреля. - С. 2.

2. Российская газета. - 2012. - 13 декабря.

3. С. Нарышкин выступил на круглом столе «Первая мировая война: культура и память», который проходит в Париже в рамках мероприятий, приуроченных к 100-летию начала Первой мировой войны 1914-1918 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.duma.gov.ru/news/274/650675/

4. Уткин А.И. Первая мировая война. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 672 с.

5. Государственная Дума. 1906-1917. Стенограф. отчеты. Том IV (Сер. Парламентаризм в России). - М.: Фонд «Правовая культур», 1995.- 368 с.

6. Николай II. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%EA%EE%EB% E0%E9_II

7. Государственная Дума в России. 1906-1917: Историко-документальное издание. -СПб.: Лики России, 2006. - 304 с.

8. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / сост. А.П. Полякова, П.П. Апрышко. - М.: Республика, 1994. - 432 с.

9. Назаров М.В. Кто наследник Российского Престола? - Русская идея: альманах. Вып. 2; 2-е расшир. изд-е. - М.: 1998. - 336 с.

10. Головин Н.Н. Россия в Первой мировой войне. - М.: Вече, 2006. - 528 с.

11. Дмитриева Е. Сестры милосердия. К 100-летию начала Первой мировой войны [Электрон-

ный ресурс]. URL: http://tsiplev.ucoz.ru/publ/ stikhi_i_proza/elena_dmitrieva/sestry_miloserdija/11 -1-0-242

12. Баринов Д.Б. Российский генералитет периода Первой мировой войны. [Электронный ресурс]. URL: http://www.august-1914.ru/barinov.html

13. Шамбаров В.Е. За веру, царя и Отечество! - М.: Алгоритм, 2003. - 656 с.

14. Краснов П.Н. Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии. - М.: Страстной бульвар, 1992. - 56 с.

15. Морозов, Сергей. Людские потери России в Первой мировой войне // Свободная мысль. -2008. - № 2. - С. 167-174.

16. Эмиграция и репатриация в России / В.А. Ионцев, Н.М. Лебедева, М.В. Назаров, А.В. Окороков. - М.: Попечительство о нуждах российских репатриантов, 2001. - 490 с.

17. Ильин И.А. Собрание сочинений: Русский Колокол: Журнал волевой идеи / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; Подгот. текста и имен. указ. О.В. Лисицы; Худож. Л.Ф. Шканов. - М.: ПСТГУ, 2008. - 855 c.

18. Забытая война и преданные герои / авт.-сост. Е.Н. Рудая. - М.: Вече, 2011. - 320 с.

19. Ключевский В.О. Сочинения: в 9 т. Т. I. Курс русской истории. Ч. I / под ред. В.Л. Янина; предисл. В.Л. Янина, В.А. Александрова; послесл. и коммент. В.А. Александрова, В.Г. Зиминой. -М.: Мысль, 1987. - 430 с.

Баринов Владимир Анатольевич - начальник отдела Законодательного Собрания Омской области barinov@omskparlament.ru

Баринова Кристина Владимировна - методист бюджетного учреждения культуры Омской области «Областной дом ветеранов»

Статья поступила в редакцию 22 апреля 2014 г.

© В.А Баринов, К.В. Баринова, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.