Научная статья на тему 'Первая мировая война и «Движение за новую культуру» в Китае'

Первая мировая война и «Движение за новую культуру» в Китае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2335
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮАНЬ ШИКАЙ / ОККУПАЦИЯ ШАНЬДУНА / КРИЗИС ОФИЦИАЛЬНОГО КОНФУЦИАНСТВА / СУНЬ ЯТСЕН / ЛУ СИНЬ / "ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ КУЛЬТУРУ" / "NEW CULTURE MOVEMENT" / YUAN SHIKAI / THE OCCUPATION OF SHANDONG / THE CRISIS OF OFFICIAL CONFUCIANISM / SUN YAT-SEN / LU XUN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королёва Нина Александровна

Реформаторское движение в Китае в конце XIX в., Синьхайская революция 1911-1913 гг., положившая конец монархической форме правления в Китае, привели к распространению буржуазно-либеральных идей среди китайской интеллигенции. В годы Первой мировой войны эти настроения приобретают общенациональный характер в связи с колонизаторской политикой иностранных держав по отношению к Китаю. Учёные и литераторы страны организуют «Движение за новую культуру», участники которого видели возможность обновления страны и распространения западноевропейских научных знаний посредством использования разговорного языка китайцев в научном и литературном творчестве. Движение за новую культуру положило начало распространению леворадикальных настроений, приведших к буржуазно-национальной революции 1925-1927 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World War I and the «New Culture Movement» in China

The reform movement in China at the end of the XIX century and Xinhai Revolution (1911-1913) led to the spread of bourgeoisliberal ideas among the Chinese intellectuals. During World War I these sentiments became national in scope due to the colonial policies of foreign powers towards China. Scholars and writers of the country organized the «New Culture Movement», whose members intended to modernize the country and spread Western scientific knowledge using vernacular language (baihuà) in Chinese scientific and literary works. The new culture movement initiated the spread of radical leftist sentiments that led to the bourgeois national revolution of 1925-1927.

Текст научной работы на тему «Первая мировая война и «Движение за новую культуру» в Китае»

УДК 94(510).091

Королёва Н. А.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И «ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ КУЛЬТУРУ» В КИТАЕ

Реформаторское движение в Китае в конце XIX в., Синьхайская революция 1911-1913 гг., положившая конец монархической форме правления в Китае, привели к распространению буржуазно-либеральных идей среди китайской интеллигенции. В годы Первой мировой войны эти настроения приобретают общенациональный характер в связи с колонизаторской политикой иностранных держав по отношению к Китаю. Учёные и литераторы страны организуют «Движение за новую культуру», участники которого видели возможность обновления страны и распространения западноевропейских научных знаний посредством использования разговорного языка китайцев в научном и литературном творчестве. Движение за новую культуру положило начало распространению леворадикальных настроений, приведших к буржуазно-национальной революции 1925-1927 гг.

Ключевые слова: Юань Шикай, оккупация Шаньдуна, кризис официального конфуцианства, Сунь Ятсен, Лу Синь, «Движение за новую культуру».

К настоящему времени события 1914-1918 гг. в Китае нашли подробное освещение в работах отечественных историков1. Факты, касающиеся истории возникновения и деятельности участников движения за новую культуру, а также публикация переведённых на русский язык работ участников и современников движения, широко пред-

1 Тихвинский С. Л. Новая история Китая. М., 1972. С. 527-597; Ефимов Г. В. Сунь Ятсен. Поиск пути. 1914-1922. М., 1981; История Китая / Под ред. А. В. Меликсетова. М., 2002; Непомнин О. Е. История Китая. Эпоха Цин. М., 2005; Бокщанин А. А., Непомнин О. Е., Степугина Т. В. История Китая. Древность, Средневековье, Новое время. М., 2010. С. 450544; Чудодеев Ю. В. Крах монархии в Китае. М., 2013.

ставлены в отечественной историографии2. Огромное значение для Китая в первое десятилетие ХХ в. имела Синьхайская революция 1911-1913 гг., в результате которой маньчжурская династия Цин отреклась от престола, и в Китае была провозглашена республика. Перемены, произошедшие в Китайской империи, а затем мировая война, в годы которой Китай стал объектом военной агрессии, привели к тому, что образованная часть населения страны находилась под огромным влиянием идей национального самосознания и понимала необходимость национального обновления. Одним из таких представителей китайской интеллигенции в это время был Лу Синь (1881-1936), писатель, поэт, публицист, основоположник современной китайской литературы. Важным, на наш взгляд, обстоятельством является то, что предтечей революционных настроений, сформировавшихся среди части участников движения за новую культуру, стали идеи массовых народных движений в XIX в. — крестьянской войны тайпинов (1850-1864), восстания ихэтуаней (1898-1901).

Общеизвестно, что Первая мировая война явилась результатом глубочайших противоречий между крупнейшими державами мира в борьбе за передел колониальных владений. Китайская республика, учрежденная в результате Синьхайской революции 1911-1913 гг., объявила о нейтралитете. Тем не менее, в ноябре 1914 г. провинция Шаньдун, родина Конфуция, основоположника официальной имперской доктрины, в течение тысячелетий освящавшей и укреплявшей государственную власть в Китае, была оккупирована Японией, которая поспешила установить контроль над бывшей сферой влияния Германии. В 1915 г. Япония предъявила Китаю «21 требование», выполнение условий которого превратило бы страну в

2 Сунь Ятсен. Избранные произвения. Изд. 2-е. М., 1985; Ли Дачжао. Избранные произведения. М., 1989.

японскую колонию. Юань Шикай, президент Китайской республики, принял требования Японии, что вызывало недовольство широких слоёв населения. В марте 1917 г. Китай объявляет войну Германии, но страны-победительницы на Парижской мирной конференции 1919 г. отказались возвратить Китаю Шаньдун и признать суверенитет Китая.

В годы войны население Китая испытывало трудности экономического характера. К тому же политическая ситуация в стране была крайне сложной. В конце 1890-х гг. страна была разделена на сферы влияния иностранных государств, что привело к децентрализации Китая после Синьхайской революции. К тому же Юань Шикай, избранный постоянным президентом страны 6 октября 1913 г., 4 ноября 1913 г. распустил партию Гоминьдан, созданную Сунь Ятсеном. 10 января 1914 г. был распущен парламент, а 1 мая 1914 г. была принята новая конституция страны, установившая фактически диктатуру Юань Шикая3. К 1916 г. Юань Шикай готовился провозгласить себя основателем новой императорской династии, но осуществлению этой идеи помешала его неожиданная смерть. Таким образом, политика Юань Шикая, находившая поддержку со стороны европейских государств, должна была привести к восстановлению в Китае системы управления государством, сложившейся в соответствии с канонами конфуцианства. Описание представлений о со-вершенномудрых правителях-шэнах, способных реализовать социально-утопические идеи о Великом спокойствии, представлено в интересном исследовании А. Э. Терехова4. Автор подчеркивает, что «...совершенно мудрые люди...

3 Ефимов Г. В. Указ. соч. С. 13-14.

4 Терехов А. Э. Представление о совершенномудрых правителях-шэн // Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая / Сост. М. Е. Кравцова. СПб., 2012. С. 156-215.

окончательно окружаются божественным ореолом, становятся существами иного по сравнению с человеком порядка, «сверхлюдьми»»5. Эти суждения, присутствующие в древнейших апокрифических текстах, позднее были закреплены в конфуцианских трактатах. В учении о Великом спокойствии (тайпин), пишет исследователь, «...кроется целостный комплекс социально-политических взглядов, получивших широкое распространение как в классическом конфуцианстве, так и в религиозном дао-сизме»6. Мироустроение Поднебесной проходит три этапа: сначала в мире царит период упадка и смуты, затем наступает период приближающегося спокойствия, и, наконец, «совершенно мудрые императоры и просвещённые правители» приводят Поднебесную к состоянию Великого спокойствия7. По мнению А. Э. Терехова, сторонник идей западного буржуазного либерализма Лян Цичао (18731923) толковал понятие «тайпин» «исключительно в политическом ключе»8. Таким образом, превращение президента Юань Шикая в основателя новой монархической династии должно было осуществиться в соответствии с конфуцианской традицией смены «мандата Неба».

А между тем в Китае ко времени Первой мировой войны среди интеллигенции уже были те, кто получил образование в Японии, в странах Европы и США, находился под влиянием достижений зарубежной философии, науки и литературы и считал возможным развитие Китая по пути западноевропейских государств. Среди них был и Сунь Ятсен (1866-1925), организатор революционной партии «Союзная лига Китая», идеолог Синьхайской революции, первый временный президент Китайской республи-

5 Терехов А. Э. Указ. соч. С. 172.

6 Там же. С. 203.

7 Там же. С. 209-211.

8 Там же. С. 214.

ки, основатель партии Гоминьдан. В течение 1917-1919 гг. Сунь Ятсен создает свою программу строительства государства9. Среди проектов преобразований в экономике, государственном устройстве, важная роль, как считал Сунь Ятсен, принадлежит литературному творчеству10. Однако в Китае государство ослабело, так как большинство талантливых и одарённых людей «не занималось ничем другим и всецело отдавалось литературе», в результате, в «гражданских делах народа наступил застой»11. К тому же, китайская иероглифическая письменность, которая «существует более четырёх — пяти тысяч лет», которая запечатлела «подробно и достоверно события четырёх — пяти тысяч лет истории Китая» и является основой духовной культуры Китая12, с течением времени стала отставать в своем развитии от разговорного языка. В результате, в начале ХХ в. существовал огромный разрыв между письменным (вэньянь) и разговорным языком (байхуа). Этому способствовали расширение территории страны, нашествия варваров в древности и их расселение среди ханьцев, наличие большого числа иероглифов и отсутствие грамматики13. Китайцы учили иероглифы, умели их писать, но не умели писать сочинения и анализировать события, факты.

В 1915 г. вокруг журнала «Новая молодёжь» объединилась группа учёных и литераторов, которые основали «Движение за новую культуру» и публиковали свои произведения и научные труды на байхуа — разговорном языке. Цель, которую они перед собой поставили, — сделать литературу и научные исследования доступными для понимания простых людей. К 1918 г. все статьи в журнале

9 Сунь Ятсен. Указ. соч. С. 145-284.

10 Там же. С . 172-178.

11 Там же. С. 172.

12 Там же. С. 173.

13 Там же. С. 179.

«Новая молодёжь» печатались на байхуа. В отечественной историографии деятельность в этом направлении участников движения за новую культуру получила высокую оценку. Так, А. В. Меликсетов, известный исследователь истории Китая первой половины ХХ в., писал: «Движение за новую культуру» охватило значительные слои китайской интеллигенции, особенно молодой, поставило перед образованной частью общества острые проблемы обновления страны, нанесло удар по традиционной идеологии и тем самым открыло возможности для демократизации сознания передовой части китайской нации», «это был важный этап становления буржуазно-демократического сознания»14.

Под влиянием Великой революции 1917 г. в России (Февральская буржуазная революция, Великая Октябрьская социалистическая революция), а также по причине возникновения политического кризиса в Китае из-за социально-экономических последствий Первой мировой войны и подъёма антииностранных выступлений в связи с событиями 4 мая 1919 г., среди участников движения за новую культуру формируется революционно-демократическое направление. Одним из представителей этого направления в течение 1920-х — середины 1930-х гг. был Лу Синь.

Имя и творчество Лу Синя хорошо известны в нашей стране: его произведения неоднократно издавались и переиздавались на русском языке15. Биографические сведения о писателе, переводы на русский язык, вступительные статьи и комментарии к его произведениям осуществлялись известными учеными-китаистами, историками и филологами: Н. Т. Федоренко, С. Л. Тихвинским, Л. З. Эйд-линым, В. В. Петровым, В. Н. Роговым, А. П. Рогачёвым, В. Ф. Сорокиным и др.

14 История Китая. М., 2002. С. 400.

15 См., напр.: Лу Синь. Избранное. М., 1952; он же. Избранные произведения. М., 1981; он же. Избранное. М., 1989.

Родился Лу Синь (настоящее его имя Чжоу Шужэнь) 25 сентября 1881 г. в уезде Хуэйцзи округа Шоусин провинции Чжэцзян, в семье бедного интеллигента. «Псевдоним Лу — это фамилия его матери, деревенскому происхождению которой писатель обязан своими связями с китайской деревней»16. Отец умер, когда Чжоу Шужэнь был ещё подростком и воспитывал его старый слуга семьи. На детские годы приходится тяжёлое время для семьи Чжоу, так как его дед по отцу Чжоу Фуинь, служивший в столичной академии Ханьлинь, был обвинён в коррупции и арестован17. В 1898-1902 гг. Лу Синь обучался в Нанкине в военно-морском колледже и в школе горного дела и железных дорог, где изучал английский и немецкий языки. В 1902 г., получив стипендию от Цин, династии, правившей Китаем, уехал в Японию, где изучал японский язык, а затем поступил в медицинскую академию в г. Сендай в 1904 г. В 1906 г. переехал в Токио, прекратив учёбу в медицинской академии. В течение 1902-1906 гг. опубликовал первые эссе на вэньяне, сделав окончательный выбор в пользу литературного творчества. Себастиан Вег в рецензии на книгу Дэвида Полларда18 пишет о том, что в 1903 г. Лу Синь отрезал свою косу, что означало разрыв с маньчжурскими традициями, но ещё в 1901 г. в одной из своих статей он написал: «Я отдам свою жизнь за императора Сюаньюаня». Сюаньюань, известный как Хуанди, — это мифический предок ханьцев19.

После возвращения в Китай в 1909 г. Лу Синь преподавал в средних школах в провинции Чжэцзян. В 1911 г.

16 Лу Синь. Избранные произведения. М., 1981. С. 6.

17 Месенко Данила. Лу Синь (1881-1936). URL: http://www.infokitai. com/lu-sin.html (дата обращения: 12.05.2014).

18 Pollard D. The True Story of Lu Xun. Hong Kong, 2002.

19 Veg S. [Рец. на кн.:] «The True Story of Lu Xun» by David Pollard // China Perspectives [Online]. 2004. № 51. January-February. URL: http: // chinaperspectives.revues.org/794 (дата обращения: 12.05.2014).

служил в министерстве образования и переехал вместе с ним в Пекин, где прожил до 1920 г. и занимался преподаванием в Пекинском университете и Женском педагогическом колледже20. К этому времени Лу Синь уже хорошо был известен в Китае как писатель и переводчик художественных произведений с европейских языков на байхуа, опубликовал статьи о творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Большое влияние на Лу Синя в этот период времени оказали профессора Пекинского университета Ху Ши (1891-1962) и Чэнь Дусю (1879-1942), которые после публикации на байхуа в 1918 г. первого рассказа Лу Синя «Записки сумасшедшего» в журнале «Новая молодёжь», говорили о свершившейся литературной революции в Ки-тае21. Дэвид Поллард в рецензии на книгу Глории Дэвис22 отмечает, что в середине 1910-х гг. Лу Синь переводил на байхуа романы Жюля Верна, рассказы русских писателей. Сочиняя фантастические сяошо, в основе сюжетов которых была китайская мифология, Лу Синь использовал вэньянь. Но в конечном итоге, пишет рецензент, «народный язык одержал победу над литературным языком»23.

В 1925-1927 гг. в Китае происходили события, характер которых исследователи определяют как буржуазно-национальная революция. Единым фронтом Гоминьдан и созданная в 1921 г. КПК выступили против Пекинского милитаристского правительства, за объединение страны, за национальный суверенитет. Гуанчжоуское национальное правительство, представлявшее Гоминьдан и КПК, начина-

20 Месенко Данила. Указ. соч.

21 Сорокин В. Ф. Лу Синь / / Духовная культура Китая. Т. 3. М., 2008. С. 152.

22 Davis Gloria. Lu Xun's Revolution. Writing in a Time of Violence. Cambridge; L., 2013.

23 Pollard D. [Рец. на кн.:] «Lu Xun's Revolution: Writing in a Time of Violence» by Gloria Davies. Cambridge, MA and London, England: Harvard University Press, 2013. Pp. xxvi + 408. $35.00/£24.95 // Journal of Chinese Studies. 2013. № 57. July. P. 361.

ет Северный поход, в результате которого южные провинции были освобождены, и гоминьдановское правительство из Гуанчжоу переезжает в Ухань. Чан Кайши, который был главой правительства в Гуанчжоу после смерти Сунь Ятсе-на в марте 1925 г. и главнокомандующим национально-революционной армии, в апреле 1927 г. совершает переворот в Шанхае и разрывает отношения с коммунистами. Чан Кайши формирует своё правительство, и с 1928 г. все милитаристские группировки признают власть Чан Кайши, столицей Китая становится город Нанкин.

18 марта 1926 г., когда на юге Китая шло успешное наступление национально-революционной армии, в Пекине была расстреляна войсками милитариста Дуань Цижуя массовая антиимпериалистическая демонстрация, многие коммунисты были арестованы, и среди них был Ли Дачжао (1889-1927), участник движения за новую культуру, один из основателей КПК, директор библиотеки Пекинского университета. Ли Дачжао был казнён 28 апреля 1927 г.

Лу Синь после событий 18 марта бежит из Пекина, ему удаётся уехать на юг, и в течение нескольких месяцев он преподаёт в Амойском университете Сямыня. С 1927 г. и до своей кончины 19 октября 1936 г. Лу Синь жил в Шанхае. В Шанхае находится и гробница Лу Синя. В Шао-сине, родном городе писателя, в 1988 г. был создан музей, который посещают не только простые граждане страны, но и руководители КНР.

В апреле 1913 г. Лу Синь опубликовал на вэньяне сяошо (рассказ-байку), который на русском языке был впервые опубликован в 1961 г. и переиздан под названием «Былое» в 1989 г.24 Перевёл на русский язык произведение В. Ф. Сорокин. Рассказ ведётся от имени восьмилетнего мальчика Чжоу Шужэня, с которым занимается вэньянем учитель, прозванный ребёнком Лысый. Чжоу Шужэнь читает иероглифы из заданного для изучения отрывка из

24 Лу Синь. Избранное. М., 1989. С. 456.

51

произведения Конфуция «Луньюй», а учитель растолковывает содержание. На улице вечерняя прохлада, ребёнку хочется поиграть в тени «своего» любимого дерева. И тут раздаётся крик сына соседа-богача, которому 22 года, но он бестолков, что будто бы длинноволосые (так называли тайпинов) пришли в Хэсюй. Учитель советует сыну богача не торопиться с приготовлением угощения для длинноволосых и уходит в город. Урок заканчивается, ребёнок идёт играть во двор и слышит разговор старого слуги Вана, которому под 80 лет, и доброй няни Ли о тайпинах, которые наводили ужас на обывателей. Но потом оказывается, что это не длинноволосые, а какие-то беженцы шли в Хэсюй. Учитель возвращается и выговаривает Чжоу, что тот целый день не занимался. Лу Синь так характеризует учителя: «Учитель мог бы отлично ужиться в любую эпоху, не понеся при этом ни малейшего ущерба. Хотя с той поры, как Паньгу сотворил небо и землю, бессчётной чередой сменялись войны и кровавые походы, периоды порядка и смут, возвышения и упадка государств, тем не менее, род Лысого не погиб в борьбе, защищая законную власть, и не был истреблён за то, что присоединялся к мятежникам»25.

Известный специалист по философии и истории Китая, политэмигрант, приехавший в СССР в 1925 г. и в силу обстоятельств оставшийся в нашей стране навсегда, Го Шаотан (А. Г. Крымов), участник революционного движения в Китае, а затем работник Коминтерна, в своей книге так же пишет о том, как он в детстве встречался с тайпинами26. Го Шаотан (1905-1980) родился также в провинции Чжэцзян в бедной крестьянской семье, которая всё-таки смогла дать ему образование, но с ранних лет пришлось зарабатывать на жизнь. В результате Го Шаотан стал активным участником революционного движения в Китае. По этой причине в его воспоминаниях о встрече с

25 Лу Синь. Избранное. М., 1989. С. 41.

26 Го Шаотан (А. Г. Крымов). Историко-мемуарные записки китайского революционера. М., 1990. С. 18-19.

тайпинами преобладают сочувствие и восхищение, хотя он тоже говорит о разбоях и беспорядках на территориях, занятых тайпинскими властями.

В провинцию Чжэцзян тайпинские отряды пришли в 1862-1863 гг., когда государство тайпинов рушилось под ударами маньчжуро-цинских и иностранных войск. Дневники, хронологические записи современников крестьянской войны тайпинов, авторами которых были, как правило, шэньши, чиновники, сторонники маньчжурской династии и враги «длинноволосых разбойников», содержат многочисленные свидетельства о грабежах, поборах, убийствах жителей деревень, через которые проходили тайпинские солдаты. Иногда местное население подвергалось насилию со стороны разбойных отрядов, которые не имели никакого отношения к тайпинам. Вместе с тем, биографические сведения о Сунь Ятсене, лидере революционно-демократического течения в национально-освободительном движении в Китае, а также многих участниках событий первых десятилетий ХХ в., свидетельствуют о глубоком влиянии на них идей тайпинов о равенстве, справедливости, национальной независимости.

Первая мировая война — событие глобального масштаба. События 1914-1918 гг. повлияли на историю развития всех стран мира. Не являлся исключением и Китай. Именно в начале ХХ в. начинается длительный, героический и трагический путь Китая к обновлению и независимости, к прогрессу и достижениям в науке и общественно-экономических преобразованиях, закончившийся к началу XXI в. взлётом в науке, технике, ведущей ролью в мировой политике.

Источники

Го Шаотан (А. Г. Крымов). Историко-мемуарные записки

китайского революционера. М., 1990. Ли Дачжао. Избранные произведения. М., 1989. Лу Синь. Избранное. М., 1952. Лу Синь. Избранное. М., 1989.

Лу Синь. Избранные произведения. М., 1981.

Сунь Ятсен. Избранные произведения. Изд. 2-е. М., 1985.

Литература

Бокщанин А. А., Непомнин О. Е, Степугина Т. В. История Китая. Древность, Средневековье, Новое время. М., 2010.

Ефимов Г. В. Сунь Ятсен. Поиск пути. 1914-1922. М., 1981.

История Китая / Под ред. А. В. Меликсетова. М., 2002.

Месенко Данила. Лу Синь (1881-1936). URL: http://www.infokita i.com/lu-sin.html (дата обращения: 12.05.2014).

Непомнин О. Е. История Китая. Эпоха Цин. М., 2005.

Сорокин В. Ф. Лу Синь/ / Духовная культура Китая. Т. 3. М., 2008.

Терехов А. Э. Представление о совершенномудрых правителях-шэн / / Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая / Сост. М. Е. Кравцова. СПб., 2012.

Тихвинский С. Л. Новая история Китая. М., 1972.

Чудодеев Ю. В. Крах монархии в Китае. М., 2013.

Davis G. Lu Xun's Revolution. Writing in a Time of Violence. Cambridge; L., 2013.

Pollard D. The True Story of Lu Xun. Hong Kong, 2002.

Pollard D. [Рец. на кн.:] «Lu Xun's Revolution: Writing in a Time of Violence» by Gloria Davies. Cambridge, MA and London, England: Harvard University Press, 2013. Pp. xxvi + 408. $35.00/£24.95 // Journal of Chinese Studies. 2013. № 57. July. P. 359-364.

Veg S. [Рец. на кн.:] «The True Story of Lu Xun» by David Pollard / / China Perspectives [Online]. 2004. № 51. January-February. URL: http:// chinaperspectives.revues.org/794 (дата обращения: 12.05.2014).

Nina A. Korolyova World War I and the «New Culture Movement» in China

The reform movement in China at the end of the XIX century and Xinhai Revolution (1911-1913) led to the spread of bourgeoisliberal ideas among the Chinese intellectuals. During World War I these sentiments became national in scope due to the colonial policies of foreign powers towards China. Scholars and writers of the

country organized the «New Culture Movement», whose members intended to modernize the country and spread Western scientific knowledge using vernacular language (báihua) in Chinese scientific and literary works. The new culture movement initiated the spread of radical leftist sentiments that led to the bourgeois national revolution of 1925-1927.

Key words: Yuan Shikai, the occupation of Shandong, the crisis of official Confucianism, Sun Yat-sen, Lu Xun, «New Culture Movement».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.