Анна Виноградова
Первая глава
из жизни
Федора Стравинского: новые находки
Статья знакомит с новыми документами, касающимися периода гимназического и университетского образования Федора Стравинского, будущего певца Императорской русской оперы в Санкт-Петербурге, найденными в процессе подготовки к изданию рукописи книги Э. А. Старка «Федор Игнатьевич Стравинский и оперный театр его времени».
Ключевые слова: Э. А. Старк, Ф. И. Стравинский, Мозырская гимназия, Нежинский лицей князя Безбородко, Университет Св. Владимира в Киеве, Новороссийский университет в Одессе, Городской оперный театр Одессы, Киевская русская опера, КИРМО, А. И. Рубец.
К публикации готовится книга, написанная в конце 1930-х годов, но так и не увидевшая свет. Она посвящена творческому пути Федора Игнатьевича Стравинского (1843-1902), баса Императорской русской оперы в Петербурге и отца композитора Игоря Федоровича Стравинского. Написана она музыкальным критиком, одним из первых биографов певца и другом его сыновей, Эдуардом Александровичем Старком. Выходу работы помешали война и смерть автора от истощения в блокадном Ленинграде. Посмертная судьба рукописи осложнилась попыткой плагиата: редактор Ю. И. Прибыльский представил ее в издательство как собственную 1
Книга «Федор Игнатьевич Стравинский и оперный театр его времени» представляет собой рукопись: 910 страниц карандашного текста на желтоватой бумаге с вставками чернилами на широких полях. Она хранится
1 Подробнее см.: Виноградова А. Криминальная история с рукописью, или Следствие ведет... музыковед // Звезда. 2013. № 8. С. 197-203.
в фонде Э. А. Старка в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве 2.
В дополнение к тому смыслу, который вкладывал в свой труд автор, к сегодняшнему дню работа приобрела ценность исторического источника. В особенности это касается семейной истории Стравинских, в которой до сих пор существует много лакун. Сейчас для воссоздания биографии Ф. И. Стравинского и событий детских лет его сына Игоря исследователи, в основном, пользуются двумя печатными источниками: хроникой «Основные даты жизни и творчества Ф. И. Стравинского» из книги «Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания» и биографической статьей «Стравинский Федор Игнатьевич» в «Переписке с русскими корреспондентами» 3. Брошюра В. М. Богданова-Березовского «Федор Стравинский» 4 содержит лишь краткий пересказ статьи Э. А. Старка в «Ежегоднике Императорских театров» и его же статьи в книге «Петербургская опера и ее мастера» 5.
В процессе подготовки книги по рукописи Э. А. Старка некоторые данные упомянутых источников были уточнены, кроме того были найдены неизвестные ранее материалы. В настоящей публикации представлены два документа, обнаруженные нами в Центральном государственном историческом архиве Украины и Государственном архиве г. Киева в 2015 году: «Расписание лекций в Нежинской гимназии на учебный 1859-1860 год» и «Дело студента Федора Стравинского». Также вводятся в научный оборот «Ученические тетради Ф. Стравинского» и «Приходо-расходная и записная книга» (1864-1869), находящиеся в семейном архиве Стравинских в Санкт-Петербурге.
Э. А. Старк, по необходимости краткий в изложении семейных подробностей, так как книга посвящена в основном оперному театру последней трети XIX века, заслуживает особого доверия в тех деталях, которые сообщались ему самим Ф. И. Стравинским, его вдовой, Анной Кирилловной, и оставшимся в России сыном, Юрием Федоровичем Стравинским.
2 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 264. Ед. хр. 1.
3 Основные даты жизни и творчества Ф. И. Стравинского / Сост. Т. В. Клинько // Ф. Стравинский. Материалы к биографии. Статьи, письма, воспоминания / Сост. и примечания Л. Кутателадзе, под общ. ред. А. Гозенпуда. Л., 1972. С. 174-204; [В. П. Ва-рунц.] Стравинский Федор Игнатьевич // И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии : В 3 т. Т. 1. 1882-1912 / Сост., текстологическая ред. и комм. В. П. Варунца. М., 1998. С. 410-413.
4 Богданов-Березовский В. М. Федор Стравинский. М. ; Л., 1951.
5 Зигфрид [Старк Э. Л.] Ф. И. Стравинский. Опыт характеристики // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1903/1904. СПб. Приложение к вып. XIV. С. 116-179; Старк Э. Л. (Зигфрид). Ф. И. Стравинский // Петербургская опера и ее мастера, 18901910. Л. ; М., 1940. С. 190-226.
Многие из таких деталей невозможно проверить, так как документы, подтверждающие или опровергающие его слова, до сих пор не найдены или утрачены совершенно.
В первую очередь это относится к страницам, посвященным начальному периоду жизни Ф. И. Стравинского,—детству, гимназии, университету,— тому, что предшествовало выбору поприща оперного певца и профессионального музыканта. Судьба Федора Игнатьевича была не совсем типична для певца того времени, так как он получил профессиональное образование в Петербургской консерватории, а не у частных педагогов в России или Италии.
Диалог с рукописью
Первая глава книги называется «Ученические годы Стравинского. Гимназия и университет». Она, безусловно, нуждается в подробных комментариях,— с учетом найденных документов, новых данных исследователей и иной расстановки приоритетов. Глава эта совсем небольшая: сведения о юности Стравинского Старк излагает несколько поспешно, как бы скороговоркой. Он пишет:
Все, относящееся до его личной жизни: детство, годы учения вплоть до окончания консерватории и поступления в Киевскую оперу, может быть изложено в виде самого краткого «curriculum vitae» на основании фактов, в свое время сообщенных мне его вдовой, Анной Кирилловной, и кое-каких бумаг и копий с них, сохранившихся в его архиве 6.
Далее мы приводим некоторые утверждения автора, комментируя их и дополняя теми источниками, которые были ему неизвестны.
Старк: «Дать подробные биографические сведения о нем невозможно. Все, кто что-либо знал о нем, перемерли. Дневников он не вел» (л. 1-2).
Функцию дневников для Федора Игнатьевича выполняли «Расходные книги», которые он вел с гимназических лет. Часть из них находится в семейном архиве Стравинских в Петербурге (из них опубликованы выдержки,
6 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 264. Ед. хр. 1. Л. 2. Далее мы будем указывать листы рукописи в тексте, в круглых скобках после цитаты.
касающиеся детских лет Игоря Стравинского), а часть — «Расходные книги на библиотеку» — в Российской национальной библиотеке 7. Конечно, в них нет описаний событий и их оценок, но восстановить по этим записям отдельные факты, о которых некому рассказать, все-таки возможно.
Старк: «Писем никаких не сохранилось» (л. 1-2).
Писем действительно сохранилось немного, тем более раннего периода. Кое-что опубликовано в сборнике «Ф. И. Стравинский. Воспоминания. Письма. Материалы». Есть неизданные письма, рассеянные по архивам Петербурга и Москвы, а возможно, и других мест, где жили их адресаты. Но все, что удавалось найти, относится к зрелому возрасту артиста и его деятельности в Мариинском театре.
Старк: «...Благополучно здравствующий в момент, когда пишутся эти строки, и проживающий в Ленинграде его второй сын, архитектор Юрий Федорович Стравинский, на все мои расспросы отвечал неизменно одно: „Ничего не знаю; папа никогда не рассказывал ни о своем детстве, ни о своей юности; видимо, не любил этого вспоминать"» (л. 1-2).
И далее Старк делает вполне естественный вывод, что «личная жизнь Стравинского и в дальнейшем, когда он стал артистом, вплоть до самой смерти, не отличалась никакими особенно интересными событиями, тем более еще, что совершенно не похожа была на жизнь большинства знаменитых артистов». Судя по всему, Федор Игнатьевич Стравинский действительно на протяжении всей жизни знал только одно — «службу искусству» (недаром Игорь Федорович не без иронии называл его впоследствии «чрезвычайно добродетельным»).
Однако сейчас каждое свидетельство о начале пути (в том числе, пересказ Старком сведений, предоставленных А. К. Стравинской) приобретает совершенно иной смысл и ценность. Такие свидетельства важны для характеристики исторического периода, ибо Стравинский в сравнении с предшествующими поколениями был представителем певцов-артистов нового типа: дворянин с высшим образованием. В труппе Императорской русской оперы к концу 1870-х годов таких собралось подавляющее большинство. Не случайно, характеризуя этого певца, А. А. Гозенпуд делает вывод о целом артистическом поколении оперного театра последней чет-
7 РНБ ОР. Ф. 746. Стравинские Федор Игнатьевич и Игорь Федорович. Оп. 1. Ед. хр. 3, 4, 5.
верти XIX века, словами Аркадия Счастливцева из «Леса» А. Н. Островского: «Образованные одолели: из чиновников, из офицеров, из университетов — все на сцену лезут» 8.
В рукописи мы находим свидетельства, существенным образом уточняющие характеристику индивидуальности самого Ф. И. Стравинского. Во-первых, он выбрал путь музыканта, певца-солиста, сознательно, в отличие от многих своих коллег по сцене, которых часто приводило к такому выбору стечение счастливых или неблагоприятных обстоятельств. Во-вторых, он отличался особенной склонностью, можно сказать, страстью, к образованию и самообразованию, стремился к энциклопедичности знаний, гордился ими и помнил, вопреки утверждению Ю. Ф. Стравинского, об университетском периоде жизни и своих однокашниках. В-третьих, он, подобно множеству родителей, проецировал свой путь на детей, учитывая собственный опыт, что отразилось на трех из четырех его сыновей — Романе, Игоре и Гурии (только Юрия, видимо, убедившего отца своими способностями к рисованию, отдали учиться в Институт гражданских инженеров, а остальные братья прошли стезю юридического образования). Для истории русской музыки в целом процесс формирования поколения профессионалов, пришедших на смену любителям, имеет особое значение, и в этом ракурсе период среднего и высшего образования деятелей отечественной музыкальной культуры еще нуждается в осмыслении.
Восстановим ступени образования Ф. И. Стравинского, уточняя данные известных источников с учетом материалов найденных документов.
Ступени образования
Согласно Старку, «когда настала пора учиться, Стравинского поместили сначала в Дворянское училище г. Мозыря, но, так как там процветал чересчур уж суровый режим, его отдали в первый класс Нежинской гимназии» (л. 4).
Вариант хроники Т. В. Клинько:
1850-е гг. Мозырь. С[травинский] поступает в Мозырское дворянское училище.
1859-1861 гг. Нежин. С[травинский] учится в Нежинской гимназии 9.
8 Гозенпуд А. А. Ф. И. Стравинский — человек и художник // Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания. Л., 1972. С. 11.
9 Основные даты жизни и творчества Ф. И. Стравинского. С. 174.
Воспоминание К. Ю. Стравинской дает основание предполагать, что супруги Стравинские, между которыми назревал разлад, препоручили заботу об образовании Федора семье брата его отца: «Федю, тогда еще совсем маленького, взял себе на несколько лет его дядя Станислав Игнатьевич» 10.
В Мозыре. 1850-е годы. В начале 1850-х годов (точная дата не установлена, Старк предполагает, что учить его начали поздно) Федор Стравинский поступил в Дворянское училище города Мозыря Мозырского уезда Минской губернии. В те годы, когда там начал обучение Федор Стравинский, училище было пятиклассным, а в 1858 году его и вовсе реорганизовали в трехклассное. В результате реорганизации из предметов остались только «закон Божий, русский и польский языки, арифметика, геометрия, история всеобщего и российского государства, география, рисование, черчение и чистописание, таким образом, программа значительно сократилась» 11. Следовательно, уровень образования учреждения понижался, и стало быть, маловероятно, что родственников заставили принять решение о переводе в Нежин «суровые» нравы этого училища. Произошло это, скорее всего, в том же 1858 году, а не в 1859-м, как значится в хронике Клинько.
Судя по статистике, приведенной в «Исторической записке о Мозыр-ской прогимназии», после реорганизации училище покинуло большинство детей из дворянских семей: в преобразованном училище осталось
52 ученика, тогда как раньше их число не опускалось ниже ста, а иногда 1
доходило и до двухсот .
Скорее всего, именно эти годы Федор мог считать потерянными и «не любил вспоминать», так как по результатам вступительных испытаний пятнадцатилетний юноша смог претендовать только на первый класс Нежинской гимназии.
В Нежине. 1858-1861. О годах, проведенных в Нежинской гимназии, Старк пишет лишь, что Федор провел там три года в качестве пансионера (л. 4).
В Историческом архиве города Киева нам удалось обнаружить программу первого класса Нежинской гимназии. Она относится к учебному году, ближайшему ко времени поступления Федора Стравинского.
ю Стравинская К. Ю. Что я слышала о своем деде — Ф. И. Стравинском. С. 79.
11 Шпаковский К. В. Историческая записка о Мозырской прогимназии. Мозырь, 1909. С. 9-10.
12 Там же. С. 10.
Расписание лекций в Нежинской гимназии на учебный 1859-1860 год
Понедельник: Закон Божий География
Чистописание Арифметика
Вторник:
Среда:
Арифметика Французский язык География Рисование
Русский язык Французский язык
Немецкий язык Русский язык
Четверг: Чистописание Немецкий язык Немецкий язык Русский язык
Пятница: Закон Божий Арифметика Немецкий язык Французский язык
Суббота: Русский язык Арифметика Рисование География 13
Как видим, уровень требований к учащимся отличается от мозырского, в первую очередь это относится к количеству часов, уделяемых французскому и немецкому языкам. Сравнивая учебные характеристики Федора Стравинского в изложении педагогов Мозырской и Нежинской гимназий, В. Я. Редя, опираясь на находку О. А. Спиваченко, пишет:
Иное впечатление складывается при знакомстве с документами Нежинской гимназии, обнаруженными в отделе обеспечения сохранности документов Государственного архива Черниговской области в Нежине. Согласно с «Протоколом испытаний первых шести классов учеников Нежинской гимназии в 1859/1860 учебном году (ведомость об успехах и поведении учеников гимназии)» 16-летний Федор в то время не отличался большими достижениями в учебе. <...> В Нежинском архиве были также обнаружены документы, частично раскрывающие характер и тип поведения Стравинского-гимназиста — «Выписки о наложенных взысканиях на учеников гимназии (1860 г.)». Хорошо воспитанному, скромному и спокойному (по свидетельству очевидцев) юноше иногда доставалось от одноклассников: «21 авг. 1860 г. Погарец-кий Яков за драку посажен в карцер. (Бил Ф. Стравинского.)»; «22 авг. 1860 г. Милорадович Михаил за то, что бил Стравинского Ф[едор]а, не хотевшего идти домой вместе с другими учениками, посажен в карцер» (Выписки о наложенных взысканиях на учеников гимназии, 1860 г.)
13 Центральний державний кторичний арх1в Украши, м. Ки1в (ЦД1АК Украши). Ф. 707. Оп. 25. Ед. хр. 71. Дело канцелярии г. Попечителя Киевского учебного округа, с перепискою по разным предметам. 20 февраля 1859 г. — 26 октября 1859 г. Л. 94 об.
14 Редя В. Я. Украинские векторы жизнетворчества Федора Стравинского // Festschrift кафедр1 кторп музики етноав та музично! критики Нацюнально! музично! академ!! Украши iм. П. I. Чайковського. Шжин, 2014. С. 144.
Независимо от того, проживал ли кто-нибудь из семьи Стравинских в то время в Нежине, мы получаем подтверждение того, что Федор жил в пансионе.
Однако годы, проведенные в Нежинской гимназии, при всей их возможной травматичности, не прошли для юноши даром. Впечатления от этого учреждения, оставленные современниками Федора Стравинского, тоже не радужные, однако есть то, на что стоит обратить внимание. Писатель и журналист И. И. Ясинский, учившийся там несколькими годами позже Стравинского (он перевелся в третий класс гимназии в 1863-1864 учебном году), вспоминает:
Нежинская гимназия в педагогическом отношении была поставлена лучше Киевской. <...> В третьем классе общий возраст учеников в среднем числе был еще выше, чем в киевской гимназии [т. е. старше 17 лет—Л.В.]. <...> В Нежинской гимназии бурше-ство было развито преимущественно в третьем классе [т. е. в том самом, из которого Федор перевелся в Мозырскую гимназию — Л. В.]. Ученики сидели по нескольку лет в классах и старелись за этим занятием. От невероятной скуки, которая одолевала их, они изобретали развлечения 15.
Однако гимназия являлась мостом к высшему образованию в знаменитом на весь край Нежинском Лицее юридических наук, славному, кроме прочего, и своими литературными традициями. Федор немного не дотянул до старших классов, в которых начиналась иная жизнь, о которой он, конечно, знал.
Из воспоминаний Ясинского:
Начиная с четвертого класса гимназическая жизнь получала перелом; четвертый класс считался уже старшим... мы вместе с учениками старших классов собирались, под председательством директора или инспектора и учителя словесности Добротворского, для литературных бесед, которым посвящались вечера. Кто-нибудь из учеников писал сочинение, напр[имер] о том, что такое драма, о Гоголе, тень которого парила над Нежинским лицеем и о котором ходило множество анекдотов и преданий, о Державине, о Крылове и проч. Другой ученик писал на это сочинение критику. Автор и его критик прочитывали публично свои произ-
15 Ясинский И. И. Дома и в школе // Русская школа. СПб., 1891. № 11. С. 37, 39.
ведения, и затем начинались прения. Это литературное развлечение чрезвычайно благоприятно отражалось на учениках 16.
В то же самое время, когда Федор Стравинский обучался в младших классах Нежинской гимназии, в Нежинском Лицее получал юридическое образование А. И. Рубец ", позже ставший педагогом Стравинского в Петербургской консерватории по элементарной теории музыки.
В Мозыре. 1861-1865. Тем временем мозырское дворянство предпринимало усилия по организации достойного образования своим детям в родном городе.
Сознавая значение среднеучебного заведения в деле не только просвещения, но и в деле политического в известном направлении воспитания юношества, дворянство Мозырского и Речиц-кого уездов решило принести со своей стороны материальные жертвы, добиться учреждения в Мозыре гимназии и возбудило ходатайство перед учебным ведомством, обещая приобрести дом, соответствующий потребностям нового учебного заведения 18.
Ходатайство дворянства было удовлетворено, и после того, как в Мозы-ре в 1861 году была открыта и укомплектована учителями и специальными кабинетами семиклассная гимназия, Федор Стравинский вернулся туда, выдержав экзамен в IV класс (гимназия сразу стала востребованной, и в год его возвращения там обучалось уже 176 учеников).
Чтобы получить представление о том, как учился Федор в Мозырской гимназии, предоставим слово Старку:
Вот, например, его билет в качестве ученика шестого класса, который он обязан был иметь при себе, отлучаясь в город с той квартиры, где он проживал. На внутренней стороне билета помещены средние отметки по третям учебного года, причем трети эти носят названия 1-я пересадка, 2-я пересадка, 3-я пересадка. И мы видим, что в 1-й пересадке преобладают четверки и пятерки; есть
16 Там же. С. 40.
17 Рубец, Александр Иванович (1837-1913) — музыковед, фольклорист и педагог, окончил Киевскую Первую гимназию (1858) и Нежинский лицей (1861). Получил музыкальное образование в Санкт-Петербургской консерватории (окончил в 1866), после чего преподавал в ней элементарную теорию и сольфеджио. Федор Игнатьевич учился у А. И. Рубца в 1869-1973 годах.
18 Шпаковский К. В. Историческая записка о Мозырской прогимназии. С. 12-13.
только одна двойка по немецкому языку, заменяющаяся во 2-й пересадке двойкой по латинскому. Но общий вывод получается такой, что Стравинский занимает в классе 6-е место, а затем 5-е. Отметок за 3-ю пересадку, а равно и годовых, в билете нет, но из свидетельства, выданного ему на время каникул по окончании шестого класса, видно, что успехи были по всем предметам «хорошие», кроме латинского и немецкого языков, где они означены как «достаточные», и рисования, в котором успехи показаны как «отличные». Кроме того, при переходе в седьмой класс Стравинский был награжден «за отличные успехи в науках и примерное поведение» похвальным листом (л. 5).
Оценки из «билета» подтверждаются записями в Ученических тетрадях Федора за 1863 год где среди расписания занятий, конспектов и портретных зарисовок учителей скопированы «пересадочные ведомости».
Стоит отметить усиление программ русского языка и словесности в старших классах, начавшееся на государственном уровне после волнений в среде студентов, поддержавших польское восстание 1863 года. Так, с начала 1863-1864 учебного года молитвы перед началом занятий стали читаться по-русски, тогда как ранее «ежедневно в каждом классе одним из учеников... читалась молитва ...по-польски» 20. К. В. Шпаковский поясняет:
Трудно было ожидать желательных успехов в освоении русского языка до тех пор, пока большинство членов педагогической корпорации и почти вся масса учащихся, за небольшим исключением, состояла из поляков, для которых польский язык был разговорным языком не только дома, но и в школе. Перелом в этом отношении последовал в 1864 году, когда преподавателями стали назначаться исключительно люди русского происхождения, когда совершенно изменился по своему составу контингент учащихся, и когда русский язык сделался обязательным разговорным языком не только в стенах гимназии, но и вне стен: на ученических квартирах и во всех общественных учреждениях и собраниях 21.
Подтверждение этому находим в Ученических тетрадях Федора за 18641865 годы: сочинения по всем предметам написаны по-русски; налицо возрастающий интерес юноши к русской словесности, теории поэзии.
19 Архив Стравинских. Федор Стравинский. Ученическая тетрадь. 1863. Л. 11 об.
20 Шпаковский К. В. Историческая записка о Мозырской прогимназии. С. 42.
21 Там же. С. 45-46.
С августа 1864 года он переходит с польского языка на русский в записях «Расходных книг», которые ведет только для себя.
Именно в Мозырской гимназии впервые проявляются (или мы впервые находим о них сведения) музыкальные и театральные таланты Федора, а также успехи в рисовании. Вполне вероятно, что Федор Стравинский получил первые музыкальные знания, став певчим в хоре. Сведения из «Исторической записки» на этот счет таковы:
Параллельно с преподаванием научных предметов шло обучение предметам искусств: обязательным чистописанию, рисованию и черчению, и необязательным: пению и музыке. Ученический хор сначала для церковного пения, а затем и для светского был организован в 1863 году законоучителем протоиереем Тар-нопольским, обладавшим чудным тенором. Под его руководством хор находился до 1876 года. <... > Светский хор занимался разучиванием светских песен для исполнения их на ежегодно устраиваемых литературно-музыкальных вечерах, церковный хор в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни пел во время богослужений в местном соборе 22.
Музыкальность Стравинского была отмечена Георгием Акинфовичем Тарнопольским; об успехах юноши много лет спустя вспоминал в заметке в «Виленском вестнике» «Г. К.» — учитель русского языка и словесности Григорий Иванович Кулжинский:
Ф. И. Стравинский занял в этом хоре первое место, и скоро привлек внимание всего города. Послушать этого певца приходили в собор даже иноверцы 23.
Способных певчих, как правило, учили нотной грамоте. Приведем воспоминания уже упомянутого А. И. Рубца о гимназическом хоре в Первой киевской гимназии:
Протоиерей Никол. Каменский... требовал, чтобы в церкви было два хора: первый,... хорошо, основательно знающий напевы, и стройно согласно звуча[щий]... учили с детства, сначала по слуху, а потом по нотам 2\
22 Там же. С. 66-67.
23 Г. К. [Кулжинский Г. И.] Прощальное слово моему ученику, новопреставленному Федору Игнатьевичу Стравинскому // Виленский вестник. 1902. № 292.
24 ВМОМК им. М. И. Глинки. Ф. 143. Рубец А. И. № 12. Л. 3 об.
Согласно сведениям, приводимым К. В. Шпаковским, в 1864 году библиотека гимназии пополнилась произведениями русской классики, начались также чтения вслух «со световыми картинами». Руководство гимназии поощряло постановки студенческих музыкально-театральных спектаклей, для которых выбирались пьесы на русском и украинском языках (что способствовало вытеснению польского языка из обихода учащихся). В фонде Ф. Стравинского в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина сохранились программы спектаклей с его участием. Старк констатирует:
В гимназии, когда Стравинский был уже в последнем классе, состоялось и первое его выступление на сцене. Это было в домашнем спектакле, устроенном 25 октября 1864 г. воспитанниками Мозырской гимназии в пользу их недостаточных товарищей. В его программу входили: комедия Островского «Не в свои сани не садись» и украинская опера «Покшник Опанас» [А. Янковского]; в последней и выступил Стравинский, исполнив роль Мико-лы Бурмака. 2 февраля 1865 г. состоялся второй спектакль с такой же благотворительной целью. Здесь в комедии «Кто не плясал по женской дудке или Андрей Степанович Бука» [Петра Ивановича Григорьева] Стравинский играл роль племянника Буки, Владимира Петровича Перского (л. 6а).
Программа первого спектакля приведена Старком целиком, а полная программа второго спектакля, согласно афише из собрания певца в ГЦТМ, выглядит так:
С дозволения начальства
Во вторник второго февраля 1865 года дан будет воспитанниками Мозырской гимназии в пользу недостаточных товарищей спектакль в доме [Г. Ш.] Лифшица
I. Дело в шляпе, водевиль в одном действии... Действие происходит в Петербурге
II. Кто не плясал по женской дудке, или Андрей Степанович Бука...
Комедия в двух действиях
III. Один порадував, другш утшив, або (Хто лаетця той и каетця)
Малороссийская шутка с куплетами 25.
25 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 269. Ед. хр. 440. Л. 1.
+ ■ • 'л ■ ' г* ч£г*ь * * с^Г*«
Щ '^/лт! Г /г/,//
Ил. 3. Товарищи по Мозырской гимназии, 1864 г. (Ф. Стравинский стоит справа). Фотография; оборот фотографии с надписью. Архив Стравинских, СПб. Публикуется впервые.
Не упомянуты Старком, но отмечены в Хронике Т. В. Клинько еще две роли — Мыколы из «украинской оперы» И. П. Котляревского «Наталка Полтавка» (8 декабря 1864 г.) и Ивана Кузьмича Шпекина, почтмейстера из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», очевидно сыгранной также в декабре 1864 года,— обе в таких же любительских спектаклях в Мозыре. Афиш этих спектаклей нет, но сохранились тетрадки с выписанными ролями. Текст роли почтмейстера заканчивается рисунками Федора, изображающими персонажа и декорации спектакля 2б. Традиции предварительных зарисовок облика персонажа Федор будет следовать на протяжении всей своей творческой карьеры.
В «Исторической записке о Мозырской прогимназии» имя Федора Стравинского значится среди одиннадцати выпускников 1865 года. Закончив гимназию (судя по оценкам аттестата, сохранившегося в семейном архиве Стравинских, со средними результатами), Федор Стравинский в августе 1865 года направился в Нежин для продолжения образования.
26 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 269. Ед. хр. 3.
На неделю (со второго по, предположительно, десятое августа 1865 года) юноша задерживается в Киеве, где в то время действовала антреприза итальянской оперы Фердинанда Бергера (1863-1866), а после окончания сезона шли дополнительные спектакли в летнем театре Шато де Флер. Анонс гласил, что Ф. Бергер «1 мая 1865 года начинает первый летний сезон итальянской оперы в саду „Шато де Флер", пригласив для усиления состава труппы Джулию Борси» 27.
Впервые на страницах «Расходных книг» среди трат на пребывание в Киеве, мы встречаем упоминание о посещении оперного театра: «В Киеве — два раза на оперы 1 р.» 28
В этот первый раз Федор еще не выписал ни названий, ни дат спектаклей, но скоро все должно было измениться. Впечатления этой поездки, может быть, впервые заставили конкурировать в сознании молодого человека рационально поставленные цели и жажду творческой реализации.
В Нежине. 1865 (13 августа — конец сентября). Нежинский лицей, куда прибыл Федор после Киева, был преобразован в юридический в 1840 году, и в его уставе значилось: «Главной целью Лицея князя Безбородко есть распространение основательных сведений по части отечественного законодательства» 29. Критики юридического курса Лицея указывали, что в его программе имеется только один теоретический предмет из области права — энциклопедия законоведения, и слишком много отдается общеобразовательным кафедрам (русской истории и статистики, теории поэзии, русской и французской словесности),— в память о Лицее времен Гоголя и Кукольника.
К моменту выбора Федором Стравинским учебного заведения для продолжения образования, положение Юридического Лицея князя Безбородко пошатнулось: к нему предъявлялись претензии об ограниченном числе учащихся (в 1865 году его закончило только 12 человек) и неполном комплекте преподавателей. Университеты получили в 1863 году новые уставы и программы, значительно оторвавшись от лицеев по качеству образования, в том числе и юридического. Нежинский лицей был
27 Цит. по: Стефанович М. Ктвський Державний ордена Ленша Академ1чний театр опери та балету УРСР ¡меш Т. Г. Шевченка : 1сторичний нарис. Кт'в. 1968. С. 16.
28 Архив Стравинских. Приходо-расходная и записная книга Ф. Стравинского с 1864 г. Л. 11.
29 Цит. по: Записка о необходимости преобразований лицеев: Демидовского и Князя Безбородко. Приложение № 3. Устав Лицея Князя Безбородко, высочайше утвержденный 24 апреля 1840 года. § 3. СПб., 1863. С. 50.
на грани закрытия 30; учитывая все это, Федор Стравинский воспользовался поступлением туда как своего рода трамплином к университету, что в те времена предпринимали многие. Профессор русской истории и статистики И. А. Стебницкий писал:
Лицей продолжал сохранять право или, скорее, usus, как любили выражаться нежинские юристы, собственных приемных испытаний. И вот опять масса искателей благ земных являлась в Нежин... Будучи приняты в Лицей, они, в качестве его студентов, имели право перехода в университет, и пользовались этим правом в широких размерах з*.
Запись в «Расходных книгах» не оставляет сомнений в стремлениях будущего студента к университетскому образованию; на обороте листа 10 написано вертикально на полях, рядом с августом 1865 года (но в реальности, скорее всего позже, так как почерк выглядит гораздо уверенней):
1-й академический год унив[верситетской] жизни», и сноска внизу: «поступление] в Нежинск[ий] лиц[ей], переводом из него в Одесск[ий] унив[ерситет] и оттуда в Киевск[ий] унив[ерситет] 32.
О поступлении в Нежинский Лицей и последующем переводе ни один биограф певца не был осведомлен.
В Одессе. 1865 (27 сентября — 17 декабря). О дальнейших шагах Федора Стравинского Старк пишет:
По окончании гимназии Стравинский, как это видно из квитанции о взносе денег за право учения во второй половине 1865 г., поступил сначала на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе... (Л. 5).
30 Историю юридического факультета лицея, в том числе и его кризиса в первой половине 1860-х см. в кн: Гимназия высших наук и Лицей Князя Безбородко. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб., 1881.
31 Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко. С. 128.
32 Архив Стравинских. Приходо-расходная и записная книга Ф. Стравинского с 1865 г. Л. 10 об.
Федор Стравинский выбрал юридический факультет Новороссийского университета в Одессе и отправился туда, задержавшись в Нежине примерно на месяц для оформления переводных документов.
Новороссийский университет тогда только открылся; он был преобразован из Ришельевского лицея. Занятия начались поздно, в октябре, и в протоколе заседания Совета Новороссийского университета от 4 октября 1865 года мы видим имя Федора Стравинского в списке зачисленных на первый курс юридического факультета зз. Профессор историко-филологического факультета Василий Иванович Модестов вспоминал:
Открытие Новороссийского университета в Одессе было назначено 1 мая 1865 года. Целый ряд ординарных и экстраординарных профессоров и доцентов (это была в то время еще новая должность) назначен был министром народного просвещения для занятия кафедр в новом университете. Некоторый контингент преподавателей составили лица, занимавшие до того времени кафедры в упраздненном тогда Ришельевском лицее; но главные и наиболее многочисленные силы притекли в новый рассадник просвещения извне. Их дал более всего Петербург; чего в нем недоставало, добавили другие университетские города: Москва, Харьков, Казань и Киев. <...> Университеты только что [в 1863 году—А. В.] получили новый устав, давший им самоуправление и значительно увеличивший как учебные средства заведения, так и содержание преподавателей. Общее настроение в них было бодрым, и ярко сияла надежда, что при новых штатах, поднявших библиотеки, кабинеты и лаборатории, и ввиду новых ученых сил, тогда в значительном числе возвращавшихся из-за границы, высшему русскому образованию предстоит хорошее будущее з\
Но впечатления от юридического факультета были у него нерадостные:
Юридический факультет был положительно слаб, несмотря на то, что в состав его входил старик А. В. Куницын, из так называемых питомцев Сперанского, взявший на себя чтение римского права, и доценты Леонтович и Вольский, из которых первый уже заявил себя дельными работами по истории русского права
33 Протоколы заседаний совета Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1865. С. 4.
34 Модестов В. И. Отрывок из воспоминаний // Исторический Вестник. Т. XVIII. СПб., 1884. С. 282-283.
(«Литовский статут»), а последний большим трудом по политической экономии («Об обработке земли крестьянами собственниками») 35.
Модестов писал о неблагоприятном влиянии климата города на здоровье и душевное состояние многих приехавших профессоров, а также о конфликтных взаимоотношениях вновь прибывших профессоров с ришельев-цами, пускавшимися в недостойные интриги.
В фонде Ф. И. Стравинского в Рукописном отделе РНБ сохранились конспекты университетских лекций по праву, и среди них:
1. Власьев. Энциклопедия права. Лекции. Курс, прослушанный Ф. И. Стравинским в Новороссийском университете. 1865. Одесса.
2. Лекции, по энциклопедии, читанные профессором (энциклопедии]) Новороссийского университета Власьевым, в Одессе. 1865 года октября 1-го дня. Ф. Стравинский.
3. Леонтович. История русского законодательства... Лекции профессора Новороссийского университета (в Одессе) Леонтовича 36.
0 Федоре Ивановиче Леонтовиче, докторе, профессоре, В. И. Модестов вспоминает как об одном из немногих стоящих преподавателей. Напротив, Николай Сергеевич Власьев упоминается им в связи с казусом, характеризующим уровень юридического факультета, когда все профессора (и Власьев в том числе) не заметили явной халтуры в диссертации некоего кандидата лейпцигского права и чуть не рекомендовали его в штат.
1 октября Федор Стравинский начал конспектировать лекции по энциклопедии права, но уже 16 октября купил билет за 15 копеек на галерку в Городском оперном театре. «Расходные книги» свидетельствуют об интенсивном графике посещений итальянской оперы:
16 октября за оперу в галерее Атилла 15 к. 26 октября за оперу Пуритане 50 к. 5 ноября опера Линда ди Шамуни Ъ1 50 к.
35 Там же. С. 289.
36 РНБ ОР. Ф. 746 Стравинские Федор Игнатьевич и Игорь Федорович. Оп. 1. Ед. хр. 6, 8, 9.
37 Согласно анонсу, оперный спектакль в Одесском городском театре представлял со-
бой следующее: «В бенефис тенора Кантони, „Линда из Шамуни" оп. в 3 д. муз. Доницетти. В антрактах исполнят: г-жа Зангери — каватину из оп. „Навуходоносор" соч. Верди;
г. Кантони — русский романс; г-жа Стеванони и г. Кантони — дуэт из оперы „Роберт
Девре" муз. Доницетти; г. Никитин прочтет стихотворение». (Одесский Вестник. 1865.
14 октября, № 224. Рубрика «Городской Листок».)
12 ноября опера (бенефис Моро 38 ) 50 к.
14 ноября за оперу (Сомнамбула 2 д., Трубадур 4 д., Атилла, Ломбардцы) 50 к.
23 ноября на оперу Лукреция 50 к.
на оперу Риголетто 50 к. 9 декабря опера (2 действие Лючия, 4 Трубадур, 3 Норма и 2 Линда) 50 к 39.
И все-таки 18 декабря 1865 года Федор покидает Одессу и едет в Киев.
В Киеве. 1865 (21 декабря) — 1868 (3 июня; 13-29 сентября). Этому, довольно поспешному, решению Федора Стравинского и пребыванию в Киевском университете Старк уделяет одно предложение, начало которого уже цитировалось нами ранее:
По окончании гимназии Стравинский, <...> поступил сначала на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, но с января 1866 г. перешел в Киевский университет св. Владимира. Здесь он пробыл три года, а 16 октября 1868 г. перешел в Нежинский лицей князя Безбородко. Причиной перехода послужило то обстоятельство, что жизнь в Нежине была дешевле, чем в Киеве, материальные же средства Стравинского были весьма ограниченные (л. 5-6).
Упоминание учебы в Киевском университете в течение трех лет не зафиксировано в статье В. П. Варунца 40. Это время, насколько можно судить по имеющимся источникам, было очень значимым в жизни Федора Стравинского, как в профессиональном, так и в личном плане.
38 В тот же день вышла рецензия: «Для этого бенефиса поставлены были: первое действие оперы „Сомнамбула" и вторые действия „Линда из Шамуни" и „Лючии". Немножко странно было видеть, что один и тот же субъект, страстно любящий Карла, через час (in punto) влюблен, столь же страстно, в Эдгарда и т. д. Оно конечно допускается в русских представлениях, но и то только в водевилях... Несмотря однако ж на такой оперный винегрет (очень обыкновенный в Одессе с незапамятных времен), все остались довольны, так как все действия были выполнены старательно участвовавшими в нем персонажами». (N. N. [Рецензия на бенефис] // Одесский Вестник. 1865. 12 ноября, № 248.)
39 Архив Стравинских. Приходо-расходная и записная книга Ф. Стравинского с 1865 г. Л. 15 об., 16, 16 об., 17.
40 См.: Варунц В. П. Родословная И. Ф. Стравинского // И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии : В 3 т. Т. I. 1882-1912. М., 1998. С. 410.
Все биографы, видимо вслед за Старком, работа которого, скорее всего, была известна составителю сборника «Ф. Стравинский. Статьи, письма, материалы» Л. Кутателадзе и его редактору и А. Гозенпуду, повторяют такую версию причины возвращения Ф. И. Стравинского из Киева в Нежин как недостаточность средств. Действительно, Федор Стравинский был вынужден считать каждую копейку, о чем красноречиво свидетельствуют цифры «Расходных книг». Однако истинная причина была другой. Пролить свет на обстоятельства первого киевского периода жизни Федора Стравинского помогла находка, сделанная в Историческом архиве города Киева. Документ публикуется впервые.
Это несколько листов из «Дела канцелярии проректора Императорского] университета Св. Владимира. Об увольнении студентов из Университета и выдаче им документов (не имеющих ученых степеней и званий)» 41. На листах 436-439 об. находится соответствующее дело студента Федора Стравинского.
На листе 436 содержатся запрос и резолюция:
Министерство народного просвещения Киевский учебный округ Директора Лицея Князя Безбородко И Нежинской гимназии В Нежине 7 октября 1868 года № 523
Господину ректору Императорского Университета Св. Владимира
Студент юридического факультета Университета Св. Владимира Федор Стравинский вошел ко мне с прошением о принятии его в число студентов Лицея Князя Безбородко. Вследствие сего имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство почтить меня уведомлением: какого г. Стравинский был поведения, образа мыслей и нравственных качеств во время нахождения его в Университете, за сколько семестров он уплатил деньги за слушание лекций и нет ли препятствий со стороны Университета к принятию его, Стравинского, в Лицей и в последнем случае препроводить ко мне документы его, вместе с увольнительным свидетельством из Университета.
Директор: Гудима 42
41 ЦД1АК Украши. Ф. 16. Оп. 368. Ед. хр. 38.
42 Гудима, Егор Васильевич — директор Нежинского лицея с 1866 по 1869 год.
Резолюция:
Уволить г. Стравинского из числа студентов и документы его препроводить в Лицей кн. Безбородко. 7 октября, 1868 г. Ректор Матвеев 43
На обороте листа 436 — справка:
Г. Стравинский Федор (православного вероисповедания]) состоит студ[ентом] Юридического ф[акульте]та на 3 семестре (как не выдержавший полукурсовые испытания). Документы его хранятся при Департаменте] Канцелярии проректора фонда № 2382.
Теперь становится ясно, что Федор Стравинский не выдержал экзаменов («полукурсовых испытаний»), весной 1868 года и в течение лета находился в неопределенном положении, после чего им было принято спасительное решение завершить образование в Нежинском Лицее.
На листе 437 приводится ответ из ректората Киевского университета на запрос Нежинского Лицея:
Г. Директору Лицея Кн. Безбородко Вследствие отношения Вашего Превосходительства от 7 текущего октября за № 523 препровождая при сем на обороте поименованные документы г. студ[ента] Ун-та Св. Владимира Федора Стравинского, им[еем] ч[есть] сообщить, что г. Стравинский в бытность студентом Ун[иверсите]та ни в чем предосудительном не замечен, слушал лекции юридического ф[акульте]та в продолжении пяти полугодий (1866, 1867 и 1 п[оловина] 1868), за которые платил деньги сполна и к перемещению его в Лицей Князя Безбородко со стороны ун[иверсите]та Св. Владимира никаких препятствий не имеется.
На обороте листа 437 приложена опись документов, которые университет передает лицею:
Опись документам
1. Метрич[еское] свидетельство] о рожд[ении] и крещ[ении] № 2714/2048
2. Аттестат о службе отца за № 360
43 Матвеев, Александр Павлович — ректор Киевского Университета Св. Владимира с 1865 по 1871 год.
3. Свид[етельство] о бытн[ости] в Новороссийском у[ниверси-те]те № 268
На следующем листе зафиксированы все перемещения Федора Стравинского по разным районам Киева, которые записывали помощники пристава, с июня 1864 по октябрь 1867 года.
Попытаемся более ясно представить этот период, опираясь на найденные сведения, а также сопоставляя данные «Расходных книг» с афишами из собрания певца в Музее Бахрушина.
По приезде в Киев зимой 1865-1866 годов Федор Стравинский интенсивно занимался учебой в университете, о чем говорят пометы о приобретенных учебных пособиях и конспекты лекций (из последних сохранились «Гражданское право, лекции профес[сора] Демченко»; «Английское положительное право. Октября 15-го 1866-го года» 44).
Профессор Василий Григорьевич Демченко упоминается в воспоминаниях коллеги по юридическому факультету А. В. Романовича-Слава-тинского 45 как представитель новой формации реформаторов университетского образования, «на знамени которой читалось „прогресс"» 46. Сам А. В. Романович-Славатинский разработал новый курс иностранного государственного права, изучение которого было впервые введено уставом 1863 года. Он читал студентам, в числе которых был Федор Стравинский, курс английского государственного права.
Юридический факультет Университета Св. Владимира к моменту поступления Федора был практически полностью укомплектован специалистами высокого уровня, жизнь в нем кипела, однако студент Стравинский уже значительную часть времени проводил в театре. В сезоне 1866-1867 года итальянская антреприза в Киеве переживала кризис, и оперы ставились редко, а вот театр русской драмы был в его распоряжении.
«В сезоне 1865-1866 действовала труппа, успевшая привлечь внимание публики в сторону художественного репертуара, преимущественно же произведениями Островского», — пишет историк киевского музыкального театра В. Чечотт 47. На протяжении весны 1866 и осени 1867 года
44 РНБ ОР. Ф. 746. Стравинский Федор Игнатьевич и Игорь Федорович. Оп. 1. Ед. хр. 11, 10.
45 Романович-Славатинский, Александр Васильевич (1832-1910) — юрист, педагог, автор крупных трудов по европейскому и русскому государственному праву.
46 Романович-Славатинский А. В. Моя жизнь и академическая деятельность. 18321884. Воспоминания и заметки // Вестник Европы. 1903. Кн. 5. Т. III. С. 182.
47 Чечотт В. А. Двадцатипятилетие Киевской русской оперы (1867-1892). М., 1890. С. 6.
У/¿бъ
ШЛим* иеяЬЛ.16 О* , ш^/^гтг^иГ
) С
(Смъ / I Й Л л* * с.у
I с(г1I нV**-в*'ку вт^^/Гл^¿¿»ч,
^¿М 6 Уар I I- rifi.lt Ыл . . ■ ■ *.....
Ил. 4. Копия афиши спектакля «Воевода» рукой Ф. И. Стравинского. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 269. Ед. хр. 991. Л. 4
Федор Стравинский регулярно бывает в театре, знакомится с артистами труппы, и дело доходит о того, что его, любителя, вводят в спектакль по пьесе «Воевода» А. Н. Островского, где он и появляется дважды: 6 декабря 1866 (в бенефис его любимого актера Василия Ивановича Виноградова) и 2 февраля 1867 года 48.
48 Отзывы на спектакль были неоднородны. Пример отрицательного: «Г. Виноградов дал в свой бенефис, в 1-й раз в Киеве (?) „Воеводу" А. Н. Островского, поставленного старательно, но разыгранного слабо» (Николаев Н. И. Драматический театр в г. Киеве. Исторический очерк. Киев, 1898. С. 77). И положительного: «Кстати, о „Воеводе". За последние три месяца постановка его была самым выдающимся явлением в судьбах нашей сцены. Сколько мы знаем, эта пьеса в первый раз исполнена в провинции — да еще исполнена прилично. Честь и слава гг. режиссеру и бенефицианту... Костюмы, декорации
Под псевдонимом Любов он играет роль Зори (во второй сцене первого действия), существовавшую только в первой редакции пьесы «Воевода» (1865) и сокращенную во второй. Знаменательно, что этот персонаж — гусляр — по ходу пьесы должен петь русские песни, сначала соло, а потом с хором.
В начале следующего сезона в музыкальной жизни Киева произошел прорыв: активно выступила только что организованная труппа Русской оперы, и набрал большую интенсивность концертный сезон Киевского Императорского русского музыкального общества (КИРМО), еще с прошлого сезона начавший знакомить киевлян с достижениями русской музыки, в первую очередь отрывками из опер М. И. Глинки.
27 октября 1867 года Федор Стравинский был на премьере «Асколь-довой могилы» Верстовского, которой открылся первый сезон Русской оперы, причем в «Расходных книгах» отмечены раздельно покупка билета и либретто. Дальше он посещает все спектакли этой труппы, а премьер-ные спектакли «Жизни за царя» в феврале 1868 — дважды. После этого в «Расходных книгах» отмечены поездки к Роберту Августовичу Пфениху, преподавателю хорового пения в Институте благородных девиц и председателю КИРМО, на репетицию. Миклашевский дает ему такую характеристику: «Пфених... был несомненно музыкант образованный, воспитанный на немецких классиках, из которых Моцарт являлся для него
49
кумиром» .
4 мая 1868 года Федор Стравинский первый раз выступает в качестве певца в девятом концерте Музыкального общества. Затем в следующем, десятом концерте, состоявшемся 25 мая. Словно подтверждая приверженность руководителя КИРМО именно Моцарту, молодой певец-любитель участвует в ансамблях из оперы Cosi fan tutte,— сначала в секстете (4 мая), затем в трио и квинтете (25 мая) 50.
И после этого проваливает экзамены в университете.
и особенно хоры (вспомните, мой киевский читатель, нищих на мосту)» (Ромер Ф. Русский театр в Киеве. До нового года II // Киевлянин. 1867. 5 января). 49 Миклашевский И. М. Очерк деятельности Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества. 1863-1913. Киев, 1913. С. 17.
5° Программы этих двух концертов сохранились в собрании певца в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина (Ф. 269 Афиши и программы 1864-1884. Ед. хр. 991. Л. 5, 6). В первом из них Федор Стравинский заменил одного из участников ансамбля, И. Богданова. На листочке с программой, после собственноручно вписанной фамилии «Стравинский» он пометил: «Первый раз в жизни пред публикой, в качестве певца-солиста». В аналогичной программе концерта 4 мая 1868 года в издании «Очерк деятельности киевского отделения Императорского Русского музыкального общества» Н. А. Богданова (Киев, 1888) эта замена не упоминается.
В Нежине. 1868 (3 октября) — 1869 (11 сентября). Такой ход событий подтверждается документами, найденными в Историческом архиве города Киева. Как следует из сопроводительных бумаг, разрешение на перевод на третий год обучения (то есть последний, так как в Лицее существовал трехгодичный образовательный цикл) в Нежинский лицей было получено, и Федор Стравинский отправился в Нежин.
Таким путем пользовались многие, и вместе с Федором на третий курс перевелась целая группа студентов Киевского университета.
В среде лицейских студентов появляется еще один, и довольно многочисленный, контингент. Это — студенты, переходившие в Лицей из университетов. Они слагались из самых разнообразных элементов: малоспособные, убоявшиеся бездны университетской науки и отчаявшиеся в возможности справиться с нею; не выдержавшие полукурсового или окончательного экзамена в университете; женатые студенты, иногда обремененные семейством, <...> наконец, люди, <...> перебывавшие во многих университетах, иногда от Петербурга до Казани и Одессы, везде прожигавшие жизнь... Студенты всех перечисленных категорий поступали <...> прямо на третий курс, и потому третий курс и бывал самый многолюдный 51.
Стравинский только формально переехал в Нежин, на самом деле пользуясь любой оказией, чтобы побывать в Киеве. Очевидно, на протяжении этого последнего года обучения и произошел окончательный перелом в пользу музыки и пения, потому что практически раз в месяц он приезжал в Киев, бывал в опере, по нескольку раз переслушивая «Жизнь за царя», «Русалку» и «Фауста». Он знакомится с певцами лично. «В списке теноров 2-го сезона [то есть сезона 1868-1869 Киевской русской оперы — А. В.] мы встречаем имя известного впоследствии на московской сцене певца До-донова, а также г. Николаева»,— пишет Чечотт 52; мы же находим оба эти имени в «Расходных книгах» Федора Стравинского, а впоследствии одно из них — А. Н. Николаева — на афишах совместных концертов.
Учеба в Нежинском лицее, видимо, не требовала больших усилий от бывшего студента Киевского университета, и Стравинский весь отдался музыке. Судя по записям в «Расходных книгах», в Киеве он слушал оперы и концерты, покупал нотную бумагу, ноты романсов, «Музыкаль-
51 Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко. С. 129.
52 Чечотт В. А. Двадцатипятилетие Киевской русской оперы. С. 10.
ный катехизис» И. К. Лобе, камертон (английский), фотографии певцов в костюмах оперных персонажей и т. п.
Тем временем учебный год в Нежинском лицее подошел к концу. Имя Федора Игнатьевича Стравинского значится в издании «Лицей князя Без-бородко» 1881 года в списке 49 выпуска, 1869 года, XII классом, с определением современного для 1881 года рода занятий: артист Русской петербургской оперы (на это поприще он вступил в 1876-м) 53. Годом позже среди лицеистов выпуска 1870 года встречаем имя его двоюродного брата, Людвига Станиславовича Стравинского. Образование, позволявшее получить твердый заработок, было завершено.
Для Федора 1869 год в Нежине был отмечен участием в двух концертах в зале Лицея. 25 марта он вместе с «г. Бринкеном» исполнял дуэт К. Виль-боа «Моряки» («Нелюдимо наше море», сл. Н. М. Языкова), в первом отделении, а также арию Сусанина из «Жизни за царя» Глинки и русский романс во втором; 3 апреля, в концерте виолончелиста Юлиуса Куммера «с участием гг. любителей» — русский романс в первом отделении, «Тучи черные» Ц. Ромберга в сопровождении виолончели и фортепиано —
54
во втором 54.
Концертная деятельность продолжилась с солистами киевской Русской оперы, А. Н. Николаевым и Н. А. Михайловской. Старк пишет:
11 мая в Нежине он участвует в концерте известного в то время тенора А. Н. Николаева, в котором исполняет арию Мельника из «Русалки» и два русских романса: «Помнишь, помнишь» и «На дворе метель и вьюга» — соч. А. Дюбюка. <...> 11 июля 1869 г. в Киеве в летнем театре «Шато де Флер» Стравинский участвует в концерте Н. А. Михайловской и А. Н. Николаева; здесь он исполняет с Николаевым дуэт из «Русалки» — «Да стар и шаловлив я стал» и соло поет две русские песни Дюбюка (л. 6б, 6в).
Последний концерт, в котором принимал участие Федор перед отъездом в Петербург, состоялся 3 августа в Киеве в «Шато де Флер». Вместе с Николаевым и Михайловской Стравинский исполнял два трио А. С. Даргомыжского: «Ночевала тучка» и «К востоку» 55. «11 сентября 1869 г.,— пишет Старк,— он выехал из Киева в Петербург, собственно затем, чтобы
53 Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко. С. СЬХХШ.
54 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 269 Афиши и программы 1864-1884. Ед. хр. 991. Л. 8, 8 об., 9.
55 ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Ф. 269 Афиши и программы 1864-1884. Ед. хр. 991. Л. 8-12.
поступить на службу по министерству юстиции. Но тяга к искусству влекла его в другую сторону» (л. 6г).
Первая глава в жизни Федора Стравинского завершилась. Можно только догадываться, как было принято решение не продолжать путь юриста, казалось бы, обещавший достаток и положение. На первых порах в Петербурге он пользовался поддержкой бывших однокурсников по Киевскому университету, с которыми, впрочем, поддерживал связи всю жизнь. Однако, как ни тесны были эти связи, он смог вступить в новый круг жизни и начать вторую главу образовательного цикла — в Петербургской консерватории.
Возможно, собственный опыт убедил Федора Игнатьевича в том, что к профессии музыканта можно и нужно идти многоступенчатым путем, в сознательном возрасте, всю жизнь продолжая самообразование. Но также вероятно, что он сделал выводы о необходимости раннего и качественного домашнего обучения, что проявилось в его подходе к воспитанию сыновей. Так или иначе, Федор Игнатьевич не раз переосмысливал события юности и, уже будучи артистом Императорской Русской оперы, внимательно следил за судьбой Мозырской гимназии, Нежинского лицея, Киевского университета св. Владимира.
Литература
1. Богданов-Березовский В. М. Федор Стравинский. М. ; Л. : Музгиз, 1951. 52 с.
2. Богданов Н. А. Очерк деятельности Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества и учрежденного при нем музыкального училища со времени их основания (1863-1888 г.). Киев. 1888. 173 с., Приложения: Программы музыкальных собраний, 88 с.; 25 с.
3. Виноградова А. С. Криминальная история с рукописью, или Следствие ведет... музыковед // Звезда. 2013. № 8. С. 197-203.
4. Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко. Второе издание, исправленное и дополненное. СПб. : Тип. В. Безобразова, 1881. 474 с.
5. Г. К. [Кулжинский Г. И.] Прощальное слово моему ученику, новопреставленному Федору Игнатьевичу Стравинскому // Виленский вестник. 1902. № 292.
6. Гозенпуд А. А. Ф. И. Стравинский — человек и художник // Ф. И. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания / Сост. и примеч. Л. Кутателадзе; общ. ред. А. Го-зенпуда. Л. : Музыка, 1972. С. 7-52.
7. Записка о необходимости преобразования лицеев: Демидовского и Князя Безбородко. СПб., 1863. [4] 66 с.
8. Зигфрид [Старк Э. А.] Ф. И. Стравинский. Опыт характеристики // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1903/1904. СПб. Приложение к вып. XIV. С. 116-179.
9. Лицей князя Безбородко / Издал граф Г. А. Кушелев-Безбородко. СПб. : тип. Императорской Академии наук, 1859. 208 с.
10. Миклашевский И. М. Очерк деятельности Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества. 1863-1913. Киев : Лито-тип. С. В. Кульженко, 1913. [2], 240 с.
11. Модестов В. И. Отрывок из воспоминаний // Исторический Вестник. Т. XVIII. СПб., 1884. С. 282-361.
12. Николаев Н. И. Драматический театр в г. Киеве. Исторический очерк (18031893 гг.) Киев : изд. Я. Б-го и Н. И-ва, 1898. [6] 212 с.
13. Основные даты жизни и творчества Ф. И. Стравинского / Сост. Т. В. Клинько // Ф. Стравинский. Материалы к биографии. Статьи, письма, воспоминания / Сост. и примечания Л. Кутателадзе, под общ. ред. А. Гозенпуда. Л. : Музыка, 1972. С. 174-204.
14. Протоколы заседаний совета Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1865. 37 с.
15. Редя В. Я. Украинские векторы жизнетворчества Федора Стравинского // Festschrift кафедр1 гсторц музики етноав та музично! критики Нащонально! музично! академи Укра!ни iм. П. I. Чайковського. Нгжин : Видавець П. П. ; Лисенко М. М., 2014. С. 143-155.
16. Романович-Славатинский А. В. Моя жизнь и академическая деятельность. 18321884. Воспоминания и заметки // Вестник Европы. 1903. Кн. 1. Т. I. С. 138-197; Кн. 5. Т. III. С. 181-205.
17. Старк Э. А. (Зигфрид). Ф. И. Стравинский // Петербургская опера и ее мастера, 1890-1910. Л. ; М. : Искусство, 1940. С. 190-226.
18. Стравинская К. Ю. Что я слышала о своем деде — Ф. И. Стравинском // Ф. Стравинский. Материалы к биографии. Статьи, письма, воспоминания / Сост. и примечания Л. Кутателадзе, под общ. ред. А. Гозенпуда. Л. : Музыка, 1972. С. 75-81.
19. И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии : В 3 т. Т. 1. 1882-1912 / Сост., текстологическая ред. и коммент. В. П. Варун-ца. М. : Композитор, 1998. 552 с.
20. Ф. Стравинский. Материалы к биографии. Статьи, письма, воспоминания / Сост. и примечания Л. Кутателадзе, общ. ред. А. Гозенпуда. Л. : Музыка, 1972. 208 с.
21. Стефанович М. Ки!вський Державний ордена Ленша Академiчний театр опери та балету УРСР iменi Т. Г. Шевченка: кторичний нарис. Ки!в : Мистецтво, 1968. 275 с.
22. Чечотт В. А. Двадцатипятилетие Киевской русской оперы (1867-1892). М. : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К° в Москве, Киевское отд., 1893. 56 с.
23. Шпаковский К. В. Историческая записка о Мозырской прогимназии. Мозырь : тип. Х. В. Кугель, 1909. 150 с.
24. Ясинский И. И. Дома и в школе // Русская школа. СПб., 1891. № 11. С. 22-46.
Список сокращений:
ВМОМК — Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени
М. И. Глинки (Москва) ГЦТМ — Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина (Москва)
КИРМО — Киевское Императорское русское музыкальное общество РНБ ОР — Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) УРСР — Украшська Радянська Сощалкстична Республжа (Украинская Советская Социалистическая Республика) ЦД1АК — Центральний державний кторичний архiв Украши (Кшв)