Научная статья на тему 'Иван Павлович козловский (1869-1942) и его «Хроника»'

Иван Павлович козловский (1869-1942) и его «Хроника» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИВАН ПАВЛОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ / ПРОФЕССОР / ИСТОРИК / ХРОНИКА / ВАРШАВСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАФЕДРА РУССКОЙ ИСТОРИИ / КИЕВ / НЕЖИН / РОСТОВ-НА-ДОНУ / УРАЛЬСК / IVAN PAVLOVICH KOZLOVSKI / PROFESSOR / HISTORIAN / CHRONICLE / WARSAW IMPERIAL UNIVERSITY / THE DEPARTMENT OF RUSSIAN HISTORY / KIEV / NEZHIN / ROSTOV-ON-DON / URALSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казарова Нина Акоповна

В настоящем издании впервые публикуется рукопись из личного архива видного, но незаслуженно забытого историка первой половины XX века И.П. Козловского, озаглавленная автором «Хроника моей жизни». Научные интересы И.П. Козловского были связаны с историей почтового дела в России, с источниковедением и историографией. «Хроника» охватывает все этапы биографии ученого с 1869 по 1941 г. и воссоздает канву жизненного пути И.П. Козловского, известную по другим источникам в самых общих чертах. «Хроника» представляет широкую картину многогранной деятельности ученого, которая проходила, главным образом в Варшавском университете, где он возглавлял кафедру русской истории. В разные годы И.П. Козловский работал и в других учебных заведениях Варшавы, Киева, Нежина, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Челябинска, Уральска. В годы Первой мировой войны он возглавил Историко-филологический институт князя Безбородко в Нежине, в годы Гражданской войны стал одним из реформаторов архивного дела на Дону. В 1920-е гг. он возглавлял Северо-Кавказское краевое общество археологии, истории и этнографии. В 1931 г. был арестован и выслан из Ростова-на-Дону. Умер в 1942 г. в Уральске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ivan Pavlovich Kozlovski and His “Chronicle”

The manuscript from the private archive of the historian I.P. Kozlowski, entitled by the author as “Chronicles of my life” is published in the present edition for the first time. The scientific interests of I.P. Kozlovsky were closely connected with the history of the mailing business in Russia, as well as chronology and historiography. “The Chronicles” encompasses all periods of the biography of the scientist from 1869 till 1941 and reconstructs the story of I.P. Kozlowski life, known from other sources in general only. “The Chronicles” gives a broad picture of scientist’s versatile activity that took place, mainly at the Warsaw University, where he headed the Department of Russian history. In different years I.P. Kozlovsky also worked in other institutions in Warsaw, Kiev, Nezhin, Novocherkassk, Rostov-on-Don, Chelyabinsk, Uralsk. During the First World War he had headed the Bezborodko Institute of History and Philology in Nezhin and at the period of the Civil War became one of the first reformers of the archives in the Don region. In 1920-s he chaired the North Caucasus local society of archaeology, history and ethnography. In 1931, he was arrested and exiled from Rostov-on-Don. He died in Uralsk, in 1942.

Текст научной работы на тему «Иван Павлович козловский (1869-1942) и его «Хроника»»

УДК 930

Иван Павлович Козловский (1869-1942) и его «Хроника»

Н.А. Казарова

Аннотация. В настоящем издании впервые публикуется рукопись из личного архива видного, но незаслуженно забытого историка первой половины XX века И.П. Козловского, озаглавленная автором «Хроника моей жизни». Научные интересы И.П. Козловского были связаны с историей почтового дела в России, с источниковедением и историографией. «Хроника» охватывает все этапы биографии ученого с 1869 по 1941 г. и воссоздает канву жизненного пути И.П. Козловского, известную по другим источникам в самых общих чертах. «Хроника» представляет широкую картину многогранной деятельности ученого, которая проходила, главным образом в Варшавском университете, где он возглавлял кафедру русской истории. В разные годы И.П. Козловский работал и в других учебных заведениях Варшавы, Киева, Нежина, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Челябинска, Уральска. В годы Первой мировой войны он возглавил Историко-филологический институт князя Безбородко в Нежине, в годы Гражданской войны стал одним из реформаторов архивного дела на Дону. В 1920-е гг. он возглавлял Северо-Кавказское краевое общество археологии, истории и этнографии. В 1931 г. был арестован и выслан из Ростова-на-Дону. Умер в 1942 г. в Уральске.

Ключевые слова: Иван Павлович Козловский, профессор, историк, хроника, Варшавский Императорский университет, кафедра русской истории, Киев, Нежин, Ростов-на-Дону, Уральск.

Казарова Нина Акоповна, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33, nin-k@yandex.ru.

Ivan Pavlovich Kozlovski and His "Chronicle"

N.A. Kazarova

Abstract. The manuscript from the private archive of the historian I.P. Kozlowski, entitled by the author as "Chronicles of my life" is published in the present edition for the first time. The scientific interests of I.P. Kozlovsky were closely connected with the history of the mailing business in Russia, as well as chronology and historiography. "The Chronicles" encompasses all periods of the biography of the scientist from 1869 till 1941 and reconstructs the story of I.P. Kozlowski life, known from other sources in general only. "The Chronicles" gives a broad picture of scientist's versatile activity that took place, mainly at the Warsaw University, where he headed the Department of Russian history. In different years I.P. Kozlovsky also worked in other institutions in Warsaw, Kiev, Nezhin, Novocherkassk, Rostov-on-Don, Chelyabinsk, Uralsk. During the First World War he had headed the Bezborodko Institute of History and Philology in Nezhin and at the period of the Civil War became one of the first reformers of the archives in the Don region. In 1920-s he chaired the North Caucasus local society of archaeology, history and ethnography. In 1931, he was arrested and exiled from Rostov-on-Don. He died in Uralsk, in 1942.

Keywords: Ivan Pavlovich Kozlovski, professor, historian, chronicle, Warsaw Imperial University, the department of Russian History, Kiev, Nezhin, Rostov-on-Don, Uralsk.

I Kazarova Nina A., Doctor of Science (History), Professor, Department of History, Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 33, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, Russia, 344082, nin-k@yandex.ru.

Имя профессора Ивана Павловича Козловского мало о чем говорит современному читателю. Но даже тем, кто знаком с его историческими сочинениями, известны только краткие биографические сведения об историке, сохранившиеся в дореволюционных энциклопедических изданиях и в трудах, посвященных истории Императорского Варшавского университета [Михальченко, 2005; Баженова, 2014; Казарова и др. 2014]. Долгое время нам приходилось довольствоваться этими сведениями и пополнять их с помощью документов, отложившихся в различных архивных фондах [ГАРФ, ф. 5325, оп. 12, д. 907; ГАРО, ф. 527, оп. 1, д. 217; ГАЧО, ф. 1105, оп. 1, д. 2081; Казарова, 2012; 2013]. Неожиданной находкой явилась рукопись И.П. Козловского «Хроника моей жизни», о которой стало известно из переписки с родственниками историка.

«Хронику» историк написал за год до смерти, в 1941 г. Это запись основных событий жизни по годам, начиная с 1877 г. До этого времени записи фрагментарно передают то, что сохранила детская память. Тем не менее эта информация проливает свет на обстоятельства первых лет жизни будущего историка, о которых другие источники ничего не сообщают. Первая запись в «Хронике» относится к 1869 г. И.П. Козловский описывает обстоятельства своего рождения [Л. 1].

Следующая запись относится к 1871 г. Из нее становится известным, что И.П. Козловскому было немногим больше 1 года, когда от холеры умерли его мать и старшая сестра, а его самого взяла на воспитание надзирательница богадельни Александра Алексеевна Вязовская [Л. 1]. Из записи за 1875 г. следует, что в возрасте 6 лет будущий историк уже умел читать [Л. 1-2].

Далее идет систематическое изложение основных событий жизни историка, начиная с 1877 г. Судьба испытывала его на прочность с самого детства. В 7-летнем возрасте он потерял и приемную мать. В том же году умер его отец, которого он почти не знал. Мальчика отдали в Сиротский дом. В «Хронике» подробно описано его пребывание и обучение в этом заведении. Таким образом, «Хроника» является единственным источником, освещающим трудное, сиротское детство будущего историка, определившее его жизнестойкость.

Интерес к истории проявился у И.П. Козловского довольно рано. В записи за 1883 г. он пишет о любви к истории и древнему миру, и о своей неспособности к математике и немецкому языку [Л. 5]. Этот интерес предопределил его поступление на историко-филологический факультет Киевского университета. Страницы, посвященные годам учебы в университете, содержат массу интересных деталей, дополняющих представление о настроениях, занятиях, увлечениях студентов в 1890-е гг. [Л. 12-14].

В «Хронике» дана краткая оценка революционных событий 1905-1907 гг. [Л. 22]. Большое значение имеет содержащаяся в «Хронике» информация о неизвестных публикациях И.П. Козловского. [Л. 23]. Страницы «Хроники», посвященные годам работы историка в Нежине, Варшаве, Ростове-на-Дону, существенно дополняют сведения, почерпнутые из других источников. В частности, они проливают свет на

обстоятельства его перевода из Нежина в Варшаву [Л. 24], назначение его директором Нежинского историко-филологического института [Л. 29-32], возвращение в Ростов-на-Дону [Л. 34-38]. В 1920-е гг. И.П. Козловский принимал активное участие в становлении архивного дела, в спасении документов из личных архивов и архивов учебных заведений, в развитии краеведения на Дону [Баженова, с. 38-41].

В феврале 1931 г. Иван Павлович был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной группировке. «Хроника» подробно повествует об обстоятельствах ареста, о следствии, о предъявленных ему обвинениях, о высылке в г. Козлов [Л. 42-44].

Наибольшую ценность для исследователя представляют страницы «Хроники», повествующие о последнем десятилетии жизни И.П. Козловского, о его скитаниях после высылки из Ростова-на-Дону и до последних лет жизни в Уральске, позволяя восстановить множество фактов, не отраженных в других источниках [Л. 42-62].

В «Хронике» автор повествует о тщетных попытках найти работу в Козлове, о бытовых трудностях, об отказе в пенсии. В 1934 г. ученому удалось, наконец, устроиться на работу в Тамбовский пединститут. В сентябре он начал чтение лекций, а в октябре вынужден был давать объяснения по анонимному доносу в отсутствии у него марксистского метода преподавания. После убийства С.М. Кирова и «обострения партийной бдительности» чтение общего курса передали другому преподавателю. Предложенные Иваном Павловичем спецкурсы не получили одобрения из областного центра, затем последовали требование райкома о снятии его с работы и вызов в феврале 1935 г. в НКВД [Л. 47].

Но ученый не падал духом. Все предвоенные годы он продолжал работать над своим главным трудом - «Источниковедение», участвовал в конкурсе на составление учебника по истории народов СССР, написал учебник для вузов по исторической географии [Л. 48]. Не оставлял он и попыток устроиться на работу, но его предложения Саранскому и Бакинскому пединститутам были отклонены [Л. 57]. Наконец, в Челябинском пединституте ему предложили читать факультативный курс. В ноябре 1938 г. И.П. Козловский перебрался в Уральский пединститут [Л. 58]. Война застала его в Уральске. Последние записи в «Хронике» относятся к 1941 г. Иван Павлович внимательно следил за новостями с фронта, фиксировал их в «Хронике» [Л. 61].

Таким образом, информационный потенциал «Хроники» достаточно высок. Будучи источником личного происхождения, «Хроника» субъективно отражает произошедшие события, но при этом существенно расширяет палитру представлений о них. Она дополняет, а в ряде случаев представляет уникальную информацию, которая не содержится (и не может содержаться) в других исторических источниках. Она не просто отражает события прошлого, но позволяет проанализировать включенность автора в эпоху, дает ценную информацию, позволяющую полнее представить особенности жизненного пути и творческой личности профессора И.П. Козловского.

Текст «Хроники» воспроизводится по оригиналу, который хранится у внучки историка Александры Николаевны Ильиной. Страницы «Хроники» написаны четким почерком, чернилами. В тексте имеются сокращения автора. Хроника разделена по годам, указание на год выделено жирным шрифтом. Непрочитанные слова отмечены нами в квадратных скобках как неразборчивые [нрзб]. Встречающиеся в тексте имена (без фамилии) и фамилии (без имени и отчества) вынесены в примечания. Географические названия и фамилии иностранного происхождения даны в авторском написании.

Хроника моей жизни 1869

// (Л. 1) Я родился 25 декабря старого стиля. Религиозные родственники советовали мне праздновать свой день рождения 26-го, чтобы он не совпадал с рождеством Христовым. Крестил меня причт «Никольской» церкви. Церковь эта была Троицкая, но ее почему-то звали Никольскою. В Тамбове вообще церкви редко назывались настоящими именами: Стефановская церковь называлась «Уткинскою» (строитель купец Уткин), Рождественская «Пятницкою» и т.п. Отец мой был уже в отставке и по должности делопроизводителя городской больницы получал пенсию 250 рублей в год. Говорили, что где-то у него был домик. Я был третьим сыном в семье, были еще и дочери.

1871

В начале года умерла моя мать в больнице, кажется от холеры, одновременно с моею старшею сестрою. Меня взяла на воспитание надзирательница богадельни, Александра Алексеевна Вязовская. Она была замужняя, но с мужем не жила, кажется по причине его пьянства.

1875

Живу с «мамой» на квартире у ее родителей. Умею читать. Первая книга «Священная история» Базарова1. Еще читал хрестоматию Водовозова2 и евангелие на русском языке. Был ребенком капризным и своенравным. «Мама» была очень добра ко мне; единственным наказанием было поставление к стене. В доме среди «маминых» нахлебников были разговоры о страданиях славян в Боснии и Герцеговине. Вообще мое окружение в течение многих лет (до 1884 года включительно) было религиозным и // (Л. 2) монархическим.

1877

Живем на квартире в «Пушкарях». Обширный запущенный сад. Слежу за турецкою войною по Календарю Гатцука3 и «Русским Ведомостям»4. Газету читаю вслух «маме» и вместе плачем над «зверствами башибузуков». Сам составляю газету и вписываю в нее телеграммы.

1878

Печатными буквами составил «Священную историю». Чертил карту военных действий. Знакомлюсь с латинским языком. Проект отдачи меня в «воскресную школу». Религиозность возрастает. Слезы от страха перед «страшным судом».

Март - смерть А.А. Вязовской. Ее нахлебник Ив. Никит. Ростошинский берет к себе меня и ее малолетнего сына Сережу, но по скудости средств (он служил в казначействе) содержать нас не может. От него мы переходим к «дедушке и бабушке» (родителям А.А. Вязовской) Кротковым.

Смерть отца моего. Первое свидание с братом Алексеем. За все годы 1871-1878 отец заходил навестить меня всего несколько раз, но я никогда не хотел подойти к нему. Брат Евгений воспитывался в Мариинском детском приюте и «мама», в бытность надзирательницей богадельни, иногда брала его к себе, но я его не любил и обижал его. Отец мой вел бродячую жизнь, жил, говорят, рыбною ловлею. Брат Алексей поступил было в екатерининский учительский институт, но отец взял его оттуда и сделал своим спутником.

// (Л. 3) Кротковы имели дом с флигельком. Дом сдавали в наем, а в флигельке жили сами. Во флигельке было три комнаты с кухнею. Одну из комнат и даже кухню они сдавали тоже в наем. На эти доходы они, по-видимому, и жили. «Дедушка Алексей Максимович» получал и пенсию, но ничтожную. Он рассказывал, как он женился на «бабушке» Елизавете Николаевне. Он в молодости жил с товарищем; где-то они занимали ничтожные должности. Парадной одеждой у них было надевание одного хорошего жилета, который они прибавляли к своему костюму по воскресеньям поочередно. Им приглянулась Елизавета Николаевна, и они навещали ее семью поочередно. Алексей Максимович воспользовался в одно из воскресений, когда жилет был в его распоряжении и сделал предложение Елизавете Николаевне, и ее дом с флигелем в качестве приданого достался ему и упрочил его положение. В данное время старички, они были бездетны, вели скромную, весьма религиозную жизнь. «Дедушка» ежедневно ходил в церковь к ранней обедне, по вечерам читал творения Иоанна Златоустого вслух для «бабушки» и меня. Посты соблюдались самым строгим образом. Образование дедушки было духовное; он взялся продолжать со мною занятия по латинскому яз. и катехизису. Русский язык я изучал сам. Практически никогда не разлучаясь с хрестоматией Водовозова; по арифметике решал задачи по задачнику Евтушевского5, но, по-видимому, очень неудачно, а помощи в этом мне никто не оказывал. Вообще в той среде, где я провел детство, математика и естественные науки не пользовались уважением.

// (Л. 4) Бабушка принялась хлопотать о моем определении в Сиротский дом тамбовский Земской Управы, куда полагалось принимать только круглых сирот. Попасть туда было очень трудно, потому что там было только 120 вакансий. Но нам помог чиновник Земской Управы Коршунов, кажется мой крестный отец.

1879

В январе я поступил в Сиротский дом и начал обучение в домашнем приготовительном классе. Кроме арифметики мои познания оказались настолько хорошими, что меня решено было определить сразу в первый класс классической гимназии, и в августе я успешно сдал экзамен и был принят в гимназию.

Режим сиротского дома был не строгий. Смотрителя мы видели редко, а два надзирателя обходились с нами по простецки: давали подзатыльники, ставили на колени, оставляли без завтрака, без отпуска на праздник к родным и знакомым. В хорошем расположении духа - шутили с нами, играли в шашки и пр. Был и карцер, но к нему прибегали только для старших воспитанников и в случае больших проступков -драка, кража и курение табаку. Воспитанники старших классов, начиная с 5-го, вели себя независимо, уходили на прогулку без отпуска, иногда даже выпивали и флиртовали на стороне. Дисциплина поддерживалась посторонним начальством - начальством гимназии, реального училища, уездного училища, // (Л. 5) куда поступали воспитанники из домашнего приготовительного класса. Начальство вышепоименованных учебных заведений следило за учениками вне школы, нередко заходило в Сиротский дом, причем с особой подозрительностью следило за библиотекой (библиотека в Сиротском доме была отличная, все пожертвования различных земцев-помещиков).

1880

Будучи учеником второго класса, записан на золотую (красную в золотой раме, висевшую на парадной лестнице) доску за хорошие успехи и отличное поведение. Увлекаюсь больше всего русским языком (преподаватель Павел Васильевич Дес-ницкий) от которого усваиваю приемы декламации. Приобретаю особую симпатию смотрителя Сиротского дома, Владимира Михайловича Гавриловского, обнаружившего самое нежное участие к моему здоровью. Я долго, до седьмого класса болел постоянно экземою и крапивною лихорадкою. Воспитанники Сиротского дома, при серьезных заболеваниях помещались в Земскую больницу, отлично обставленную; для легких заболеваний в сиротском доме была аптечка, и ежедневно заходил доктор Земской больницы. Смерть Александра II вызвала в Тамбове большое сочувствие в гимназии. На панихиде ученики плакали // (Л. 6). Летом ежедневно два раза в день воспитанников сиротского дома водили в купальни на реку и несколько раз в лето на лодках в Трегуляев. Когда я был в третьем классе (1881-1882) скончалась «бабушка» и дедушка продал дом и уехал к родным в Моршанск. Он был в каком-то родстве с известными староверами Плотицыными. Впрочем, часто разговаривая со мною о религии, он никогда не хвалил старую веру, но все-таки весьма иронически говорил о естественных науках.

1883

Чем дальше, тем все более выясняется моя симпатия к определенным занятиям. Все яснее моя любовь к истории и древнему миру, все более выясняется моя неспособность к математике и немецкому языку. В результате, несмотря на хорошие успехи по русскому языку, истории, географии - я получаю в четвертом классе передержку после каникул по математике и немецкому языку. Я совершенно сознательно не готовился к ней, придя к заключению, что мне полезно будет остаться на второй год в четвертом классе. Я остался. Взамен подготовки к передержке я за лето обучился игре в преферанс. Мне следовало остаться - я был очень молод для четвертого класса. Переход из четвертого класса в пятый вообще считался трудным. До этого класса переводные экзамены были только письменные - по русскому,

латинскому и греческому языкам и математике. А в четвертом классе экзамены производились из курсов первых четырех классов и устные и письменные.

Будучи второгодником, снова попадаю на золотую доску. Вскоре я стал заниматься репетиторством. Родители учеников младших классов часто предлагали старшим ученикам плату за помощь их детям. Репетиторство до пятого класса запрещалось. Но в Сиротском доме тайно, за ничтожную плату ученики им занимались. Первый опыт моего репетиторства оплачивался в два рубля в месяц (платила бабушка // (Л. 7) одного из учеников приготовительного класса).

1884

До этого времени воспитанники Сиротского дома были на плохом счету в учебных заведениях. Большей частью они учились плохо, и редко кто из них достигал шестого класса. Один воспитанник П.Н.В. оставался на второй год в каждом классе и все-таки выбыл из шестого класса, поступив потом в Ветеринарный институт (Он относился ко мне по-отечески. И строго, и ласково). Я положил начало нормальным занятиям. После меня уже неоднократно были воспитанники, учившиеся порядочно и кончавшие благополучно курс.

Когда я был второй год в четвертом классе, ко мне привязался один из моих товарищей Александр Иванович Дейнека. Привязанность ко мне началась, по-видимому, из-за моих сказок, которые я часто по вечерам в спальне рассказывал собиравшимся возле моей постели товарищам. Он пригласил меня на лето к своим родным и как я не отнекивался, увез меня в деревню. В первый раз я покинул город, получил массу деревенских впечатлений и за лето сильно поправился. Дейнека учился плохо и выбыл из четвертого класса. Но связи с ним у меня продолжались до университетской скамьи. Он эксплуатировал меня насчет моего заработка, постоянно занимая деньги без отдачи; но я ему обязан тремя посещениями деревни -раз летом, другой раз зимою, третий раз - снова летом (когда я уже переходил из шестого класса в седьмой) // (Л. 8). Из членов губернской земской управы Сиротский дом часто посещал Михаил Александрович Кононов. Его посещения всегда сопровождались гостинцами для всех воспитанников. Будучи в пятом классе попал в дьячки. Инспектору гимназии вздумалось приучить учеников к чтению в церкви и он приказал им поочередно читать в церкви шестопсалмие и часы. В результате я и мой товарищ Охотин были прикомандированы к алтарю в качестве дьячков. Я был этим чрезвычайно доволен: это поощряло мою религиозность. Я все мое детство провел среди религиозных и монархических переживаний. Помимо постоянных посещений церкви по праздникам, я посещал раннюю обедню в дни экзаменов, старался соблюдать посты даже тогда, когда в Сиротском доме давали скоромное (например, во второй-шестой недели Великого поста). Царь в моих глазах тоже был священным лицом. Я видел на глазах товарищей слезы, когда служили панихиду по убитому Александру II, я участвовал в торжествах коронации Александра III. Помню, как всю ночь в городе повсюду горела иллюминация, гремела музыка и нам, ученикам было разрешено гулять где угодно (обычно выход на улицу после 9 часов вечера ученикам воспрещался).

Из товарищей этого времени надо назвать еще Никандра (Влад) Ларина. Этот молодой человек прибыл из какой-то глуши, несмотря на перезрелость в летах, поступить в реальное училище. Но реальное образование его не удовлетворило, и он стал стремиться в гимназию. В это время он поступил в Сиротский дом. Здесь он очаровал всех товарищей знанием множества интересных // (Л. 9) рассказов и стихов. При всем этом он показывал высокую религиозность и знал много житий святых. Все что он рассказывал, он как будто знал наизусть - так быстро и складно лилась его речь. Его посчитали чуть не гением, что не помешало ему оказаться лентяем. В гимназию его приняли вопреки всем правилам, почти без испытания и учиться он стал сразу плохо, так что скоро ему пришлось оставить гимназию. Но память, которую он оставил среди воспитанников Сиротского дома, была велика. Он умел организовать игры в подражание жизни взрослых и увлекал массы. Вот две игры: 1) основание ордена Пацефакторов, целью которого было мирить поссорившихся товарищей. Одним из распространенных видов ссоры у нас было -« не говорить с противником». И вот «пацефакторы», заметив, что какие-нибудь два товарища поссорились и не говорят друг с другом, заводили с каждым из них сношения и в конце концов склоняли их к примирению. Дело, конечно хорошее; но Ларин обставлял его очень театрально. В ордене был магистр и рыцари, все носили значки, составлялся устав ордена, устраивались заседания и пр.

2) организация товарищеского суда, к которому привлекались товарищи, нарушавшие правильный ход жизни, забияки, воры, сквернословы и пр. И это недурно, но и здесь все было обставлено карикатурно. Был председатель, члены суда, прокурор, защитник, говорились речи, писались протоколы... В случае признания товарища виновным, выносился // (Л. 10) приговор - лишение товарищеского общения, подавания руки, а иногда - физическое наказание - шлепанье пониже спины достаточно длительное и ощутительное. Ларин издавал также ученические журналы и этим заразил меня.

В шестом классе я начал носить очки.

1885-1886 гг.

К этому времени относятся мои первые литературные опыты - издание журналов, газет, составление хрестоматий и сборников, конспектов по истории и географии, ведение дневника. Товарищи очень часто обращались ко мне с просьбой о написании сочинения. Переход меня из шестого класса в седьмой совершился довольно странным образом. Я приобрел расположение инспектора Г.М. Холодного, который был у нас в шестом классе классным наставником. Он был пугалом для всех не только учеников, но и преподавателей. В шестом классе полагалась вторая сессия устных экзаменов за пятый и шестой классы. Я, при удовлетворительных, и даже хороших отметках в большинстве клеток ведомостей, получил за год по латыни, по греческому, по математике и немецкому языкам не совсем удовлетворительную отметку (два с дробью), на письменном экзамене по первым трем предметам -два, а по немецкому языку даже - один. Но на устном экзамене я получил по всем этим предметам удовлетворительные отметки. В сущности, меня следовало вовсе

не допускать к устным экзаменам, как это делалось с другими учениками, но меня почему-то допустили и теперь, // (Л. 11) когда я получил на устном экзамене все удовлетворительные отметки - приходилось перевести меня в седьмой класс. Этого я никак не ожидал. По немецкому языку мне назначили на лето особую работу. Я ее исполнил неудовлетворительно. Но уже перевести меня обратно из седьмого класса в шестой не пришлось.

1887

В этом году я приобрел нового друга - Федора (Никол.) Охотина, на этот раз вне Сиротского дома познакомился с его семьей. В этом же году мой брат Алексей счел нужным вспомнить о моем существовании, познакомился со мною, и познакомил меня с другими родственниками, о которых я ранее даже не подозревал. Это монахиня Любовь Ивановна Дмитриева (троюродная тетка) и приехавший из ссылки родной наш дядя Дмитрий Иванович Лебедев с женою. Брат Евгений, бывший в это время воспитанником аптекаря Вернера, также счел нужным познакомиться со мной. Я всех этих знакомств не искал, о родных никогда не думал и, если пошел им навстречу, то только вследствие чувства долга.

В восьмом классе (1887-1888 гг.) я впервые обнаружил не детское отношение к наукам. Я стал читать серьезные книги по истории, географии и словесности. Преподавателю математики Ивану Ивановичу Александрову удалось пробудить во мне // (Л. 12) способности и даже любовь к математике, а преподавателю Оскару Эдуардовичу Шрейберу удалось заставить меня приобрести знания в немецком языке. Любовь моя к истории и античному миру в особенности достигла высокой степени. Средняя отметка в моем «аттестате зрелости» была 4,1 и была сделана приписка в аттестате - «любознательность ко всем предметам, в особенности к истории - примерная».

1888

Окончание курса. Тамбовская Губернская Земская Управа назначает мне стипендию для обучения в университете в размере 250 р. в год. Гимназия выдает пособие 100 р. Сиротский дом выдает бесплатное белье и другие принадлежности одежды и 75 р. на изготовление студенческой формы. На лето Сиротский дом предоставляет мне отдельную комнату (наравне с казенными репетиторами, которых в Сиротском доме было три) и улучшенное питание. Некоторые частные лица дарят мне белье.

В августе - поездка в Киев для поступления в университет. Со мной едут туда же Охотин, Алексей Иванов и Николай Смирнов. Я поступаю на историко-филологический факультет. Увлекаюсь лекциями Антоновича В.Б. (русская история)6, Фортин-ского Ф.Я. (история Востока)7 и Сонни (по Аристофану)8 и Гилярова9 (по истории древней философии).

Любимой моей книгой делаются лекции по всемирной истории профессора М.Н. Петрова10. Часть лекций // (Л. 13) воспринимается мною с большим трудом (особенно профессора Лучицкого И.В.11 по новой истории). Комнату снимаю

совместно с Охотиным. Живем недружно. Познакомился я также с «отдаленной» по родству сестрой - Ольгой Николаевной Михеевой, жившей в Воронеже. Навестил ее во время зимних каникул 1888-1889 гг.

1889

Посещение лекций в университете было обязательным лишь номинально. Зачет курсов велся по полугодиям, но тоже существовал только по форме: иногда профессора, побеседовав с аудиторией, зачитывали курс всем огульно. Но для студентов, желающих получить освобождение от платы, необходимо было сдать пройденные курсы по классическим языкам. Нас на первом курсе было всего 16 человек, и поэтому профессора всячески нас ублажали. Немудрено, что я лишь на первом семестре уплатил 50 р., а со второго семестра уже более не платил, сдавая каждый семестр положенные испытания. Стипендии мне на прожитие не хватало, и я давал уроки у частных лиц.

1890

В этом году произведена была у нас реформа. При ненавистном русскому обществу министре Д.А. Толстом на историко-филологических факультетах все предметы подавлялись классицизмом. Всестороннее изучение античного мира, особенно языков греческого и латинского, // (Л. 14) было обязательно для всех студентов. Прочие предметы делились на две группы - историческую и литературную. В 1890 году первые два курса были объявлены общеобразовательными, вторые два подразделены на три отделения: историческое, словесное и классическое. На втором курсе были введены полукурсовые испытания, на третьем - обязательное участие в одном из семинариев, на последних двух в любой срок, сдача экзамена по богословию и одному из новых языков.

На третьем курсе симпатии мои принадлежали профессорам Фортинскому (средняя история), Сонни (Вергилий) и Гилярову (история новой философии). Семинарий я посещал у профессоров Иконникова12 (писал реферат о Сильвестре Медведеве) и Антоновича (писал реферат об эпохе Владимира и Ярослава).

В эту пору я испытал политическую эволюцию. «Чудесное» спасение Александра III и его семьи во время крушения поезда в 1888 г. сопровождалось последней вспышкой во мне монархического настроения. В Киев приехал брат Николая Смирнова Петр. Он поступил на юридический факультет и сделался частым посетителем нашей (с Охотиным) квартиры. Он пел, играл на гитаре и любил чтение вслух. Песни Некрасова и нелегальные сочинения Льва Толстого овладели всецело моим вниманием и положили начало нового настроения во мне - «народнического». Киевское студенчество той поры было в политическом отношении весьма пестрым и неактивным. За все время 1888-92 гг. не было ни одной сходки. В 1888 году приезжал министр и благодарил студентов за то, что они не показали сочувствия московским студенческим беспорядкам. Я объясняю такое поведение студенчества национальной рознью поляков, украинцев и русских.

// (Л. 15) 1891

Первые серьезные мечты о семейной жизни. Увлечение театром: актеры Солов-цов13 и Глебова открыли в Киеве драматический театр и стали ставить классические и лучшие из современных пьес. Студенческие места стоили очень дешево, и студенты повалили в театр и создавали ему широкую популярность. Я очень часто бывал в театре Соловцова и он имел на меня большое облагораживающее влияние. Тема моего прошлогоднего реферата Сильвестр Медведев была внесена профессором Иконниковым в список тем, предложенных факультетом на соискание наград медалями. Такие списки на всех факультетах вывешивались ежегодно. Раздача наград происходила на годичных актах. Мне не хотелось писать на награду, но было совестно отказаться от этого, потому что тема была мною в основном уже выполнена. 30 декабря я познакомился с Евдокией Ивановной Завиновской, классной дамой Киевского 1-го духовного училища, через которую я получил очень хороший урок в семействе Мирам. Моим учеником сделался Константин Рудольфович Мирам14 (будущий профессор общей патологии в Варшаве и Ростове-на-Дону).

1892

Окончательная ссора в Охотиным и переход на одиночную квартиру. 19 апреля я сделал предложение. Сдача государственных экзаменов. Председатель комиссии петербургский профессор И.В. Помяловский15. Со мною держат трое товарищей нашего выпуска // (Л. 16) - Горошко, Казанский и Шалин. 3 июля - свадьба в селе Казацком Звенигородсого уезда Киевской губернии. Невеста остается в деревне и после свадьбы.

Август - приезд Евдокии Ивановны в Киев. Начало семейной жизни. Октябрь - начало занятий в школах. Запоздали по случаю холеры. Я допущен к преподаванию в частной женской гимназии А.А. Бейтель16. Мирамы помогают приобрести форменную одежду.

Вернувшийся с «холеры» Николай Смирнов ссужает мне необходимую сумму на приобретение мебели и утвари. Живу частными уроками. Не нашлось для меня учительского места ни в Киевском, ни в Виленском, ни в Западно-Сибирском округах, куда я подавал прошение. Служба у Бейтель без содержания. Место счетовода в техническом отделе Новосилицких ветвей Юго-Западн. железных дорог. 2 декабря утвержден в правах государственной службы.

Начало тяжелой болезни - ишиас. Первый опыт взятия на воспитание. Зина Черно-дубравская.

1893

Январь - получил золотую медаль за Сильвестра Медведева. На акт за медалью не поехал, а явился за нею на другой день. Летом - поездка в Одессу для занятий над рукописью «Созерцание» С. Медведева. Знакомство с профессором Алексеем Ивановичем Маркевичем17. Начало усердного изучения английского языка. Пройден весь учебник Нурока.

Миша Левицкий и Таня Шкуратова у // (Л. 17) нас на квартире. Знакомство с семьей Каиловских.

1894

Уход со службы из конторы Новосил. ветвей. Поездка на Хаджибейский лиман. Начало печатания Сильвестра Медведева. Усиление ишиаса. Отпуск из гимназии (в декабре) с пособием. Товарищи дают за меня уроки. Смерть Александра III (царь-Миротворец).

1895

Крайняя нужда. Участие товарищей - преподавателей Шкуратовских и инженера Богоявленского Николая Ильича. Второй опыт воспитательства - Миша Завино-вский. Поездка в деревню Бурты Каневского уезда (к Базилевичам). Лечение у физиатра Каминского18. Июль - улучшение здоровья.

Приглашение от купеческого старосты Чоколова Николая Ивановича.

Гимназия Бейтель очень плохо оплачивала мой труд. Полгода я преподавал бесплатно (хотя получал от правительства 250 р. на обмундировку), затем получал 6 р. 66 коп. в месяц за два недельных урока. Сверх того, 6 уроков давал бесплатно; потом 13 р. 32 коп. и т.д. В 1895 году я получал 45 р. в месяц, но мое преподавание произвело впечатление. Мои ученицы создали мне репутацию, которая дошла до купеческого старосты. Н.И. Чоколов был человеком передовым. Как таковой, он был отрицательного мнения о правительственной школе и задумал устроить в Киеве коммерческое училище, где бы главными предметами преподавания были новые европейские языки, бухгалтерия и товароведение. В то время министром финансов // (Л. 18) был Витте. Идя навстречу потребностям развивающейся буржуазии, он задумал создать для нее желательную школу. Купечество охотно соглашалось давать средства на такие школы, с тем, чтобы попечительские советы, избираемые купечеством, руководили работой этих школ и предъявляли свои требования к программам преподавания. Правительство на это согласилось. Желая привлечь в свою школу лучшие педагогические силы, купечество ввело для преподавателей повышенные оклады, сохраняя за собою право подыскания преподавателей без вмешательства правительства. Чоколов пригласил в открывавшееся в Киеве коммерческое училище вначале всего двух преподавателей - меня и Кузнецкого (естественника). В 1895 году в декабре происходил в Москве съезд деятелей по техническому образованию, где была секция коммерческих училищ. Нам двоим купечество дало по триста рублей командировочных денег, и мы отправились на съезд.

1896

Второй опыт воспитательства неудачен. Третий опыт - Сережа Филиппов (родственник известного писателя-ученого М.Н. Филиппова).

Евдокия Ивановна в Ромейковке Звенигородского уезда. Рождение Леночки 18 мая.

Открытие коммерческого училища 17 октября (в память чудесного избавления Александра III)19. Начало моей службы в нем. Репетиторство у Чоколовых. Начало организации моей библиотеки. Петя Каиловский (будущий профессор Московского автодорожного института) живет у нас.

// (Л. 19) 1897

Дача в Злодиевке, близ Триполья. Лето с Соколовыми и Любанскими. Казенная квартира. Приезд Любови Ивановны Дмитриевой из Тамбова. Покупка швейной машины в рассрочку.

1898

Рождение (в апреле) и смерть Всеволода (Ледик). Катастрофа с директором Любан-ским - переведен в Пабианице. Печатание учебника по истории русской торговли (с рассрочкой по 25 руб. в месяц). Приезд директора Вебера.

1899

Начало магистерского экзамена (апрель - русская история). Дача в Межигорье. Начало усердного изучения французского языка (пройден учебник Мозера). Рождение Сережи, 19 сентября. Новая квартира в новом доме Коммерческого Училища. Археологический съезд в Киеве.

1900

Окончание магистерского экзамена (февраль). Окончание учебника по истории торговли. Лето в Новоселице. Экскурсия в Умань для осмотра сада. Первая экскурсия с учениками в Москву.

1901

Первая поездка в Петербург. Покупка рояля за 950 р. (300 р. вперед, 50 р. в месяц и 300 р. в конце срока) // (Л. 20). Рождение Шурочки 31 марта. Операция Сережи (ангиома на бедре). Начало составления стенных исторических карт (одна по древней и три по средневековой истории). Переход на частную квартиру. Поездка с учениками в Вильно, Ригу, Петербург и Финляндию.

В Финляндии мы встретили очень холодный прием. Остановились в русской гимназии в Гельсингфорсе. Нигде не могли ни пообедать, ни выпить чаю. Ходили обедать за три версты от Гельсингфорса в немецкий ресторан за Бруннспаркеном. Прекрасное впечатление от народной школы. Необычайная тишина на улицах. В магазинах приходилось прибегать к немецкому языку. Рыбная закуска везде бесплатное приложение к заказу еды или питья. Иматра - слабое впечатление. Большое впечатление от шлюзов на Сайменском канале.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Вильно нас все время угощали обедами и винами, а потому просмотр города прошел плохо. Рига произвела большое впечатление старинными башнями.

1902

Уход директора Вебера.

1903

Рождение Маруси 22 июля. Операция ей (ангиома). Заграничная экскурсия с учениками (декабрь - Берлин, Дрезден, Лейпциг).

Попечительский совет училища ассигновал мне на поездку 300 р. Ученики должны были ехать на свой счет. С них взяли по 70 р. Ту же сумму внес преподаватель // (Л. 21) законоведения Гавр(неразб.), пожелавший принять участие в экскурсии. Одного ученика (Догматорского) я взял бесплатно. Паспорт был у нас общий, стоил 25 руб. В Берлине встретил нас русский студент Катауров, который нанял для нас помещение в меблированных комнатах. Учеников было, кажется, 8. Вели они себя непринужденно, но серьезных нарушений дисциплины не было. Больше всего на них произвел впечатление мавзолей в Шарлоттенбурге (ездили повторно). Галерея в Дрездене тоже произвела впечатление. По дороге из Дрездена в Лейпциг, в вагоне было неприятное приключение - привязалась к ученикам дама легкого поведения, пока кондуктор ее не выпроводил. Такой же случай был в Берлине при посещении «Урании», что нам испортило осмотр этого прекрасного учреждения. Большое впечатление ученики получили от паноптикума (восковые фигуры) и Седанской панорамы. Расходы по экскурсии в результате выразились в сумме 60 р. на человека.

1904

Поездка на Венскую выставку учебных пособий по истории (с Добровольским Леонидом Павловичем и Кулжинским Яр. Степ.) Украсил свою квартиру привезенными гравюрами и снимками.

На даче в селе возле Межигорья. Приезд Бильневичей. Капитальный ремонт рояля. Студенты - друзья земляки Протопопов, // (Л. 22) Леонтьев, Валяльтидинов, Дитятев. Директор Морданов. Изгнание из нашей семьи Миши и Мани Завино-вских. Решительная перемена в отношении Евдокии Ивановны к ее родным. Серьезная ссора, отразившаяся на последующей жизни.

Поездка в Москву для подготовления магистерской диссертации (поездка для этого в 1903 году кончилась неудачею).

1905

Рождение Ларочки, 21 марта. Японские неудачи делают войну весьма непопулярною. Вообще нашим неудачам в обществе радуются, надеясь на реформы.

Борьба большинства учителей с директором Мардановым. Дача в Дарнице. Работа над Ртищевым. Поездка к потомку Ртищевых помещику - магнату Канекину

в его имение в Козельском уезде кончилось пустым унижением. Разруха в коммерческом училище. Рост революционного движения. Запоздалый и лицемерный манифест. Разгул вместо радости и резкая реакция - погромы. Поездка делегации я, Линд, Лебединцев от оппозиционных преподавателей в Петербург. Остановки на несколько дней в Пскове и Луге. Хороший прием у товарища министра торговли Тимирязева. Ревизия в училище (декабрь-январь 1906 год).

1906

В результате ревизии училища вынуждены // (Л. 23) были уйти преподаватели Ди-вильковский, Лебединцев и Имшенецкий, явно подстрекавшие учеников к протестам. Директор Кузнецкий Петр Николаевич. Дача в Фастове. Брат жены Дмитрий привез с Дальнего Востока много японских и китайских вещей. Ссора с ним из-за того, что я, провожая бывшего у меня в гостях преподавателя, не догадался его представить. Фотография Шурочки и бабушки (моей тещи). Юбилей училища. Я отказываюсь читать доклад на юбилее, обиженный тем, что преподавателя Штица мимо меня выбрали в попечительский совет. Пытаемся Леночку определить в казенную гимназию. Пришлось взять ее из гимназии потому, что начальство было недовольно ее пропагандой против оценок (отметки не имеют значения, лишь бы было знание, как говорит мой папа - ее слова).

1907

В Русском Архиве по протекции московского археолога, Скворцова, напечатана моя статья об Андреевском монастыре (довольно безграмотно корректированная). Защита магистерской диссертации в Харькове (оппоненты Буцинский20 и Даниле-вич21). Чтение лекций на курсах при частной женской гимназии Жекулиной22. Эфемерная инспектура в училище. Знакомство с нежинским профессором Саввою23 и переход в Нежин. Семья остается в Киеве и поселяется по соседству с Канелов-скими. Лена в гимназии Жекулиной. При ссуде от Бильневичей куплена мне шуба и теплая шапка.

Оригинал. Рукопись. «Хроника моей жизни» (на 62 л.) хранится у внучки И.П. Козловского - А.Н. Ильиной (г. Москва) ^

1 Книга протоиерея Иоанна Иоанновича Базарова «Библейская история, сокращенно извлеченная из священных книг Ветхого и Нового Завета». Первое издание вышло в 1857 г., а к 1915 г. книга выдержала 36 изданий общим тиражом около 1 млн экз.

2 Водовозов Василий Иванович [27.9(9.10).1825, Петербург - 17(29).5.1886, там же] - русский педагог и методист-словесник, последователь К.Д. Ушинского.

3 А.А. Гатцук - создатель первого частного календаря в России. Достоинства календарей А.А. Гатцука заключались в том, что с момента выхода в свет первого издания в 1865 г. они изначально задумывались как именно русские календари, которые не только сообщали бы какие-то сведения на каждый день, но и способствовали просвещению народа, ознакомлению его с основными событиями русской истории, с общественной жизнью России. В подготовке календарей принимали участие многие известные ученые, писатели, общественные деятели. Среди них - известный русский историк и писатель М.П. Погодин (1800-1877), филолог и славист О.М. Бодянский (1808-1877), академик Ф.И. Буслаев (1818-1897) и др.

4 «Русские ведомости» - общественно-политическая газета, выходившая в Москве с 1863 г. по март 1918 г.

5 Евтушевский Василий Андрианович (1836-1888) - автор «Сборника арифметических задач».

6 Антонович Владимир Бонифатьевич (1834-1908) - историк. С 1878 г. - профессор русской истории в Киевском университете.

7 Фортинский Федор Яковлевич (15 февраля 1846 - 12 декабря 1902) - историк-медиевист, доктор общей истории (с 1877), заслуженный ординарный профессор (с 1897), декан историко-филологического факультета (1887-1890), ректор (1890-1902) Университета Св. Владимира в Киеве.

8 Сонни Адольф Израилевич (1861-1922) - филолог-классик, заслуженный ординарный профессор Университета Св. Владимира, доктор греческой словесности.

9 Гиляров Алексей Никитич (1856-1938) - философ, литературовед, педагог. В Университете Св. Владимира преподавал с 1887 г.

10 Петров Михаил Назарович - профессор всеобщей истории, историк-художник, выдающийся популяризатор, прививавший студентам интерес к мировому прошлому. Его «Лекции по всемирной истории»

в 4-х томах дают общий, цельный и всесторонний обзор жизни народов древнего и нового мира, который не оставляет необъясненным ни одного крупного исторического явления.

11 Лучицкий Иван Васильевич (1845-1918) - русский и украинский историк-медиевист.

12 Иконников Владимир Степанович (1841-1923) - профессор русской истории Университета Св. Владимира.

13 Соловцов Николай Николаевич (настоящая фамилия - Фёдоров) (1857-1902) - российский актёр, режиссёр, антрепренёр. В 1891 г. совместно с Е.Я. Неделиным, Т.А. Чужбиновым, Н.С. Песоцким создает в Киеве «Товарищество драматических артистов» (впоследствии - Театр Соловцова) и с 1893 г. до конца жизни руководит им. Театр Соловцова стал основой Русского драматического театра в Киеве (сейчас Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки).

14 Профессор Мирам Константин Рудольфович (1874-1946) заведовал кафедрой общей патологии и патологической физиологии с 1914 по 1946 г.

15 Помяловский Иван Васильевич (1845-1906) - филолог-классик, археолог, профессор и декан историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета.

16 Частная женская гимназия Антонины Бейтель была открыта в 1890 г. В разные годы в гимназии преподавали известные ученые.

17 Маркевич Алексей Иванович (1847-1903) - историк, профессор Новороссийского университета.

18 Каминский Витольд Болеславович (1859-1931) - известный в Киеве врач физиатр (физиотерапевт).

19 17 октября 1888 г., у железнодорожной станции Борки, находившейся в нескольких километрах южнее Харькова, произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III с женой и детьми возвращались после отдыха в Крыму.

20 Буцинский Петр Никитич (1854-1916) - русский историк-архивист, профессор Харьковского университета.

21 Данилевич Василий Ефимович (1872-1936) - приват-доцент Киевского университета, историк и археолог.

22 Основанная в 1905 г. Аделаидой Владимировной Жекулиной (1866-1950) в Киеве частная женская гимназия.

23 Савва Владимир Иванович (1865-1920) - русский историк, профессор Харьковского университета.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Баженова А.Ю. Историки Императорского Варшавского университета 1869-1915: просвещение, наука, политика. Люблин: Instytut Europy Srodkowo-Wschodniej, 2014. 408 с.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5325. Оп. 12. Д. 907. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 527. Оп. 1. Д. 217. Государственный архив Черниговской области (ГАЧО). Ф. 1105. Оп. 1. Д. 2081. Казарова Н.А. Историк И.П. Козловский // Вопросы истории. 2012. № 7. С. 140-145.

Казарова Н.А. Хранитель истории // Донской временник. Ростов н/Д, 2014.

C.189-194.

Казарова Н.А., Казаров С.С., Лобова В.В. Историки Варшавского университета. Время и судьбы. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ 2014. 193 с.

Михальченко С.И. Историко-филологический факультет Варшавского университета. 1869-1917: Очерк истории кафедр. Брянск: Изд-во БГУ 2005. 102 с.

REFERENCES

Bazhenova A.Yu. Istoriki Imperatorskogo Varshavskogo universiteta 1869-1915: prosveshenie, nauka, politika [Historians of the Emperors Warsaw University 1869-1915: education, science, politics]. Lublin: Instytut Europy Srodkowo-Wschodniej, 2014. 408 р. (in Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii [State Archive of Russian Federation]. F. 5325. Op. 12. D. 907 (in Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Rostovskoi oblasti [State Archive of Rostov Region]. F. 527. Op. 1.

D. 217 (in Russian).

Gosudarstvennyi arkhiv Chernigovskoi oblasti [State Archive of Chernigov Region]. F. 1105. Op. 1. D. 2081 (in Russian).

Kazarova N.A. Istorik I.P. Kozlovski [Historian I.P. Kozlovsky], in: Voprosi Istorii. 2012. № 7. P. 140-145 (in Russian).

Kazarova N.A. Khranitel istorii [History Keeper], in: Donskoy vremenik. 2014. P. 189-194 (in Russian).

Kazarova N.A., Kazarov S.S., Lobova V.V. Istoriki Varshavskogo universiteta. Vremya i sudbi [Historians of the Warsaw University. Time and lives]. Rostov-on-Don: SFedU Publ., 2014. 193 p. (in Russian).

Mikhal'chenko S.I. Istoriko-filologicheskii fakul'tet Varshavskogo universiteta. 1869-1917: Ocherk istorii kafedr [History and Philology department of Warsaw University. 1869-1917. Outline of the Chair history]. Bryansk: BSU Publ., 2005. 102 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.