Научная статья на тему 'Персуазивные высказывания в семейной коммуникации: вероятностные прогнозы и сценарии'

Персуазивные высказывания в семейной коммуникации: вероятностные прогнозы и сценарии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ОБЩЕНИЕ / РИСКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НЕУДАЧ / ПЕРСУАЗИВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ / FAMILY INTERACTION / COMMUNICATION FAILURE RISKS / PERSUASIVE UTTERANCES / COLLOQUIAL SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Байкулова А. Н.

Исследуется устное неофициальное общение, в частности семейной коммуникации. В ней рассматриваются персуазивные высказывания, прогнозы и сценарии, выявляется их роль в общении и влияние на семейный микроклимат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSUASIVE UTTERANCES IN FAMILY INTERACTION: PROBABILISTIC FORECASTS AND SCENARIOS

The article focuses on the research into the informal oral communication, family interaction in particular. We examine persuasive utterances, forecasts and scenarios and reveal their significance for communication and influence on family microclimate.

Текст научной работы на тему «Персуазивные высказывания в семейной коммуникации: вероятностные прогнозы и сценарии»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского, 2015, № 1, с. 245-248

УДК 811.161.1-25

ПЕРСУАЗИВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ПРОГНОЗЫ И СЦЕНАРИИ

© 2015 г. А.Н. Байкулова

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов

[email protected]

Поступила в редакцию 13.10.2013

Исследуется устное неофициальное общение, в частности семейной коммуникации. В ней рассматриваются персуазивные высказывания, прогнозы и сценарии, выявляется их роль в общении и влияние на семейный микроклимат.

Ключевые слова: семейное общение, риски коммуникативных неудач, персуазивные высказывания, разговорная речь.

Большую роль в семейном общении (СО) играет персуазивная коммуникация, в частности прогнозы и сценарии, которые используют члены семьи в целях воздействия на адресата, побуждения его к тем или иным действиям. При этом «персуазивный прогноз» (ПП) мы определяем как краткое предсказание, сделанное на основе установления причинно-следственных связей между какими-либо событиями, а «персуазивный сценарий» (ПС) как развёрнутое высказывание воздействующего характера, в котором эксплицируется череда предполагаемых или выстраиваемых говорящим событий [1]. Примеры часто встречающихся в СО прогнозов: (отец четырёхлетней дочери) Если ты будешь есть один шоколад / у тебя живот болеть будет //; М (мать). Принеси шапку из шкафа, сегодня прохладно // - О. (отец) Нет // Сегодня тепло / не надо ему (ребенку) шапку / а то вспотеет еще //. ПП могут разворачиваться в сценарии: (отец О. укладывает дочь спать) Все Ксюнь! Давай спать // Завтра в садик рано вставать! - Д. Ну па-апа... - О. Спи! (за стеной слышен стук). Во! Слышишь? Это злой дядька из леса пришел //Хочет тебя забрать / потому что ты не спишь // У него знаешь какой большой мешок... Он тебя в мешок посадит и унесет // (Д. прячется под одеяло). Персонажами в этих сценариях могут быть сами коммуниканты или другие люди.

В персуазивных высказываниях, как показал наш материал, моделируется настоящее, прошедшее и будущее. Настоящее: (из разговора матери М. и дочери Д.) М. Вот ты сейчас сидишь такая умная и думаешь / что это всё пустяк // А это не пустяк // - Д. (с раздражением) Да ничего я не думаю!; прошедшее: Пока ты тут по врачам бегала / Он (о муже дочери) там со всеми подряд переписку вёл // О тебе

небось и не вспомнил ни разу // - Д. Да кто тебе сказал-то? Ну что ты постоянно всё выдумываешь-то?; будущее: (жена А. мужу Б.) А. Как ты себя чувствуешь-то? <...> - Б. По сравнению со вчерашним вроде получше // - А. Ну не всё сразу / уж дня три-четыре поболеешь / чё же делать //Надо выдержаться // Ты пей лекарство-то // (последний пример из [2]).

ПП и ПС не всегда положительно воспринимаются адресатом (они могут вызывать раздражение), поэтому их использование в семейной коммуникации заслуживает внимания с позиции культуры общения и речи.

Персуазивные прогнозы и сценарии часто встречаются в общении с детьми, сопутствуют запретам или приказам: Нельзя тебе конфеты / зубки болеть будут //; Не трогай кошку! Опять болячки на руках будут //; Не лезь! Упадёшь и голову расшибёшь! ; Уйди от двери! Щас палец прищемишь!; Всё! Если ты не прекратишь / завтра никуда не пойдём! и т. п. Велика роль таких высказываний и в уговорах: (отец О., дочь Д.^ Д. Пап / купи Барби // - О. Нет / Даш // Денег нет сейчас с собой // В следующий раз // Угу? - Д: Па-апа / ну пожа-алуйста // - О. Хорошо //Вот давай мы купим тебе Барби и уйдем домой без молока / без конфет // Ты завтра проснешься / будешь с куклой играть //А кушать-то нечего будет // Будешь кашу просить / а мама сварить тебе ее не сможет / потому что молока не будет //И конфет не будет //Ничего не будет дома - Д.: Потом купим /когда денежки будут? -О. Обязательно //.

Материал показывает, что среди прогнозируемых событий наиболее частотны и регулярны негативные: (отец О. дочери Д.) Если сейчас не встанешь/у тебя все штаны мокрые будут от этого снега // - Д. Нет он теплый // - О. А

вон / видишь дядю милиционера? Не встанешь / он тебя арестует //; (мать маленькому сыну) Не надо! Не трогай! Опять весь в песке будешь! Позитивные прогнозы и сценарии встречаются в основном в качестве посулов в уговорах: Скушаешь / и будешь играть //; Вот щас съешь всё / и бабушка тебе пятёрку поставит //. Главная цель адресанта подобных высказываний - оказать психологическое воздействие на адресата и заставить его подчиниться, при этом ПП и ПС являются сильными аргументами.

В высказываниях, содержащих события негативного характера, имеют место запреты в форме императивов: не трогай, не надо, это нельзя и т. п. Прогнозируемые события позитивного характера содержат условие (номинация желаемого действия, выраженного глаголом будущего времени) и посул - нечто желаемое для адресата.

Регулярность и частотность в использовании ПП и ПС обусловлены прежде всего воспитательными целями, заботой родителей о детях, их благополучном существовании. Таким образом реализуется стратегия предупреждения негативных последствий; тактики предостережения или угрозы прямо направлены на изменения в поведении ребёнка. Персуазивные высказывания становятся семейными стереотипами, которые закрепляются в сознании детей и сохраняются на всю последующую жизнь.

Вместе с тем следует отметить, что негативные прогнозы, несмотря на сильную аргументацию, заложенную в них, не всегда действенны. Например, маленький ребенок, ещё не владеющий языком, часто не понимает, что ему говорят, и реагирует в основном на изменение интонации речи, в результате чего речь родителей воспринимается им как игра. Взрослый ребёнок реагирует на предупреждения и угрозы в зависимости от опыта, полученного в повседневной жизни. Опыт же подсказывает, что угрозы и связанные с ними негативные события не всегда сбываются: родители не только на словах, но и на деле предотвращают нежелательные последствия. В результате ребёнок либо подчиняется, либо сопротивляется. В ситуациях неподчинения взрослым кажется, что ребенок поступает назло. Наши наблюдения за реакцией годовалого ребёнка на высказывания, содержащие негативное развитие событий, показали, что действенными являются следующие фразы в их вариантах: Нельзя! Горячо! Щас пальчик обожжёшь!; Не трогай (кошку)! Щас киса оцарапает! Укусит! и др. Они стали понятными тогда, когда негативные события произошли в реальности: ребенок дотронулся до горячего предмета и обжёгся, кошка оцарапала, в то вре-

мя как запрет Нельзя на дорогу! Там машина! Задавит! оказался совершенно нерезультативным. Очевидно, эмпирический опыт играет решающую роль в восприятии речи.

Негативные прогнозы и сценарии формируют в сознании ребёнка реальность, в которой он терпит поражение, заболевает, причиняет себе и другим вред. Таким образом складывается представление о мире, полном опасностей. Угроза исходит от мифических персонажей, животных, чужих и даже самых близких людей - родителей. Это формирует представления о социальных отношениях в мире. Воспитательный мотив приучить к порядку, заставить слушать старших и делать то, что они говорят, не трогать животных и т. п. заставляет родителей прибегать к тактикам мнимой или реальной угрозы: Щас получишь! Выпорю щас! Щас в угол пойдёшь! Нередко родители в своем общении с детьми в воспитательных целях разрабатывают целые сценарии развития событий, часто запугивающего, устрашающего характера: Щас дедушка придет и поругает тебя // Скажет /кто это тут мои очки взял?; Баба-Яга прилетит и заберет таких ребяток непослушных к себе!; (молодая мать трёхлетней дочери в поезде) Щас звездану хорошенько / и тогда тебя туда (в проход) тянуть не будет! Иди сюда чтобы я тебя видела! А то щас сброшу с поезда и пешком домой пойдешь //. Последний пример (наблюдения автора за общением матери и дочери в поезде) кажется из ряда вон выходящим, но мать считает, что она проявляет необходимую строгость и требовательность. На самом деле ребёнку прививается негативный образец ролевого поведения и общения, построенного на экспликации жестокости и насилия по отношению ко всему и всем.

От использования персуазивных высказываний родители ожидают сиюминутного эффекта. Обратим внимание на инициальные щас / сейчас / вот сейчас в представленных высказываниях. Использование наречий времени со значением очень скоро, немедленно одновременно с глаголами будущего времени оптимизирует воздействие так же, как и однословные номинации действий, выраженные глаголами будущего времени (Укусит!; Накажу!). Однако при этом не учитывается событийное будущее, когда ребёнок начнёт бояться милиционера, собаки, деда или несуществующей Бабы-Яги и самих родителей. По мнению психологов, такая чрезмерность в выражении родительской заботы может привести к серьезным патологическим нарушениям психики, накладывающим глубокий отпечаток на формирование личности ребёнка.

Персуазивные высказывания в семейной коммуникации

247

Нередко персуазивные высказывания становятся факторами, провоцирующими конфликтное взаимодействие, поскольку содержат назидательный, нравоучительный компонент и очень часто используются, особенно в период детства. В подростковом возрасте ПП и ПС воспринимаются как ограничение в самостоятельности, недоверие к поступкам, как вмешательство в личную сферу или как проявление не заботы, а власти со стороны адресанта: (мать М. взрослому сыну С) М. А ты куртку надень // Там сегодня холодно // Смотри / замерзнешь // - С. Мам / давай я сам как-нибудь решу что мне одеть //; (мать М. дочери Д., которая собирается уезжать) Возьми бананчик, перекусишь // Ты же в поезд сядешь / и сразу есть захочется // -Д. Мам // вот давай не надо а? Есть захочется... И вообще я сама знаю / что взять //. Приведённые примеры показывают, что в речи матерей, заботящихся о своих детях, реализуются стратегии, предполагающие подчинение. Нередко в таких ситуациях коммуниканты обоюдно терпят коммуникативные неудачи, даже если один из них достигает внеречевой цели. Эти неудачи обусловлены нарушением паритетности общения (взрослые дети не хотят подчиняться, считая себя способными к самостоятельному принятию решений) и так называемым эффектом обманутых ожиданий (родители ждут от детей послушания и исполнения традиционных ролей, но этого не происходит). В результате возрастает риск возникновения конфликта.

Принцип кооперации общения П. Грайса [3] в персуазивных высказываниях постоянно нарушается из-за стремления эффективно воздействовать. В целях предотвращения коммуникативных рисков говорящий должен прогнозировать свой образ в предполагаемой ситуации и реакцию собеседника, то есть учитывать так называемый фактор будущего [4, с. 29; 5, с. 76]. Этот фактор важен ещё и потому, что иногда прогнозируемые негативные события воспринимаются как нечто вполне осуществимое. В этой ситуации возможна негативная реакция адресата речи: (Мать М. сыну С., который смотрит футбол и болеет за любимую команду) Да что там смотреть ? Щас наклепают им (забьют голы) // - С. Мам / вот кто тебя просит говорить? Вечно как скажешь (имеет в виду, что негативные прогнозы матери сбываются) // Лучше уйди отсюда и ничего не говори //. Мать не заботится о своём образе в глазах сына: в СО этим обычно пренебрегают, в отличие от официального общения, поскольку работает установка на понимание и всепрощение.

Негативные ПП и ПС реализуются не только в речи коммуникантов с более высоким роле-

вым статусом, например матери или отца в приведённых ранее примерах, - они могут быть и в речи детей: (мать М., дочь Д. 19 лет, сын С. 25 лет) С. Женщин нельзя допускать к власти / страну не соберем потом! - Д.(матери) Смотри-ка / большой стал // (брату шутливо) Давно по лбу видимо не получал // - М. (дочери) Ага // (сыну) Эт почему это? - С. Развалите всю страну со своим домоуправством // Как ни крути /мужики у власти лучше... - М. Ишь ты какой! Давно ли вырос?! - Д. (брату) Пирожков сегодня не получишь// (смеется) Меньше глупости болтать нужно! В речи сына С. находит выражение стратегия дискредитации (тактика оскорбления и насмешки) и стратегия самопрезентации (стратегии и тактики см. [5]). Выделенные фразы сына являются своего рода раздражителями. Прогнозы детей (сына и дочери) в данном микродиалоге явно конфронтаци-онны, ироничны и отражают стратегию самопрезентации. Сын стремится показать свое ген-дерное превосходство, свою взрослость, право иметь собственное суждение, поэтому в его речи осуществляется игра на повышение своего статуса и понижение статуса адресата. В речи сестры заметно отзеркаливание: она тоже реализует стратегию самопрезентации и стремится максимально снизить статус брата. Следует отметить, что решающую роль в подобного рода речевом взаимодействии могут играть коммуникативный контекст, наличие/отсутствие установки на языковую игру, невербальный компонент общения, тональность речи, психологическое состояние коммуникантов и т. д. Именно от этого зависит успех или неуспех коммуникации.

Положительные прогнозы и сценарии в основном способствуют гармонизации общения: Д. (дочь) Мам / Стой! Дай поправлю (о прическе) - М. (мать) А что там? - Д. Сзади / будто примял кто-то // Кто тебя примял? (смеется и поправляет прическу) Щас выйдешь / будешь самой красивой!. Однако и положительный прогноз может вызвать негативную реакцию: (жена Ж. мужу М. во время поездки) Ж. Да мы быстро доедем // Ещё два часа и там // - М. Вот не надо никогда так говорить! Вообще молчи! Когда приедем / тогда и приедем! Коммуникативная неудача обусловлена наивно-мистическими представлениями, запрещающими определенно высказываться о собственном будущем (жена не знала о плохой примете для водителя).

Итак, ПП и ПС можно отнести к речевым средствам воздействия на человека, в результате использования которых формируется новая виртуальная, или вымышленная, реальность,

которая носит вероятностный характер. Любой сценарий или прогноз способен порождать конфликты, если он не соответствует установкам адресата, и в этом его вероятностная кон-фликтогенность. ПП и СП, построенные на негативе и регуляции деятельности адресата, содержат особый риск возникновения дисгармонии в общении, поскольку нередко воспринимаются адресатом не столько как забота, сколько как проявление власти. В связи с этим встает вопрос о целесообразности их использования.

Работа выполнена при финансовой поддержке Мин-обрнауки России в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности по Заданию № 2014/203, код проекта 1549.

Список литературы

1. Байкулова А.Н. Вероятностные прогнозы и сценарии как факторы риска в семейной коммуникации // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2013. Вып. 13. С. 39-49.

2. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Речь москвичей: коммуникативно-культурологический аспект. М.: Научный мир, 2005. 493 с.

3. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. С. 217-237.

4. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. № 2. Berlin, 1990. С. 20-33.

5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Едиториал УРСС, 2002. 284 с.

PERSUASIVE UTTERANCES IN FAMILY INTERACTION: PROBABILISTIC FORECASTS AND SCENARIOS

A.N. Baikulova

The article focuses on the research into the informal oral communication, family interaction in particular. We examine persuasive utterances, forecasts and scenarios and reveal their significance for communication and influence on family microclimate.

Keywords: family interaction, communication failure risks, persuasive utterances, colloquial speech.

References

1. Bajkulova A.N. Veroyatnostnye prognozy i sce-narii kak faktory riska v semejnoj kommunikacii // Prob-lemy rechevoj kommunikacii. Saratov, 2013. Vyp. 13. S. 39-49.

2. Kitajgorodskaya M. V., Rozanova N. N. Rech' moskvichej : kommunikativno-kul'turologicheskij aspekt. M.: Nauchnyj mir, 2005. 493 s.

3. Grajs P. Logika i rechevoe obshchenie // Novoe v zarubezhnoj lingvistike. M.: Progress, 1985. Vyp. 16. S. 217-237.

4. Shmeleva T.V. Rechevoj zhanr. Vozmozhnosti opisaniya i ispol'zovaniya v prepodavanii yazyka // Russistik. Rusistika. № 2. Berlin, 1990. S. 20-33.

5. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi. M.: Editorial URSS, 2002. 284 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.