Научная статья на тему 'Перспективы взаимодействия музеев и туризма'

Перспективы взаимодействия музеев и туризма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5243
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дробышев Андрей Николаевич

Туристическая индустрия на сегодня является одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Историко-культурное наследие оказалось довольно востребованным ресурсом в туризме. Это благотворно сказывается в деятельности музеев: увеличивается число посетителей, растут доходы. Однако это несет угрозу историко-культурному наследию. Рост потока посетителей угрожает физической сохранности объектов наследия. С другой стороны, стремясь создать комфортные условия для посетителей музеи рискуют утратить статус научного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы взаимодействия музеев и туризма»

дисл. К. Чухров. - М.: Логос-Альтера, Eccehomo, 2004. - 200 с.

2. Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Составление и общ. редакция Н.П. Михаль-ской и Л.В. Дудовой. 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 416 с.

3. Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. - М.: Русские словари, 1999. - 488 с

4. Маринельо X Беседа с нашими художниками-абстракционистами / Пер. с испанского А.М. Чле-нова - М.: Советский художник, 1963. - 61 с.

5. Текст. Интертекст. Культура: сборник докладов международной научной конференции (Москва, 4-7 апреля 2001 года) / Ред.-сост.: В.П. Григорьев, Н.А. Фатеева. - М.: Азбуковник, 2001. - 608 с.

6. Федор Сологуб. Стихотворения / Всуп. ст., сост., подготовка текста и примеч. М.И. Дикман. -СПб., 2000.

7. Эстетика и теория искусства ХХ века: учеб. пособие / Н.А. Хренов, А.С. Мигунов - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 520 с.

А.Н. Дробышев ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЕЕВ И ТУРИЗМА

Туристическая индустрия на сегодня является одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Историко-культурное наследие оказалось довольно востребованным ресурсом в туризме. Это благотворно сказывается в деятельности музеев: увеличивается число посетителей, растут доходы. Однако это несет угрозу историко-культурному наследию. Рост потока посетителей угрожает физической сохранности объектов наследия. С другой стороны, стремясь создать комфортные условия для посетителей музеи рискуют утратить статус научного учреждения.

В настоящее время сложно переоценить значение историко-культурного наследия в жизни современного общества. Для человека естественным образом присуще сохранение багажа исторической памяти о своем прошлом. Это поднимает его авторитет и в первую очередь в его собственных глазах и в глазах окружающих. Это свойственно как отдельному индивиду, так и целому обществу Сегодня никто уже не оспаривает того факта, что туристическая индустрия переживает настоящий бум. Для этого создаются все мыслимые и немыслимые условия для потенциального путешественника: удобные скоростные средства передвижения, многочисленные гостиницы, сервисное обслуживание, богатейшая кухня, современные курорты и т.д. При этом историческое наследие человечества оказалось в той или иной степени «втянуто» в этот процесс. Оно востребовано, является тем стимулом, который толкает человека перемещаться по земному шару в поисках интересных мест, свидетельств, исторических событий и т.п.1

В последние годы туризм, в его самых разнообразных формах, развивается в соответствии со структурой потребления, господствующей в современном обществе, неотъемлемой частью которого он является. Туристическая индустрия на

сегодня показывает небывалые темпы роста, по сравнению с другими секторами мировой экономики, к примеру, за период 1995-2005 гг., реальные темпы роста туризма составляют в среднем 5,5% в год2.

По данным всемирной туристической организации с 1960 по 1995 годы ежегодное число туристов выросло с 70 до 500 млн. человек, а их расходы в этом секторе с 6,9 млрд. до 334 млрд. долларов. К 2000 году число туристов в заграничных путешествиях должно составить порядка 750 млн. человек. Затраты которых составят 720 млрд. долларов, а к 2010 году их число достигнет 1 млрд. человек3. Кроме того подсчитано, что туристических поездок внутри стран ежегодно совершается в 10 раз больше4.

Налицо явно вырисовывается картина динамичного развития рынка туристических услуг, на пути к полному востребованию своего потенциала. В такой ситуации соответственно растет интерес к туризму, связанному с наследием или культурному туризму проявляется и на внутреннем рынке. Причем активизируется интерес не только к истории и культуре других стран, но и к своей тоже. Поэтому сегодня интерес к своему историко-культурному наследию играет важную роль в разработке туристических маршрутов

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© А.Н. Дробышев, 2009

и в том, как следует проводить отпуска, каникулы или развлекательные поездки выходного дня5.

Культура всегда играла в туризме важную роль. При выборе маршрутов путешествий она была одним из определяющих факторов. Коренящийся в процессе глобализации так называемый культурный туризм процветает и получает распространение на всех уровнях общества. Более того, туризм это не просто передвижение ради передвижения, а диалог, общение между людь-ми6. По мнению главного редактора журнала «Ежегодник исследований в области туризма» Джафара Джафари, без культуры не было бы туризма. Культура - один из главных стимулов в передвижении людей, и любая форма туризма связана с культурным воздействием - как на посетителя, так и на того, кто его принимает. С точки зрения антропологии, туризм сам по себе является видом культурной деятельности, который может быть связан с музеями, наследием и дос-топримечательностями7. Специалисты, изучающие характерные особенности этого спроса, в качестве основных мотивов для развития туризма как формы досуга приводят поиск различий и знакомство с альтернативными культурами и образами жизни8.

Культурный туризм следует рассматривать как новый, альтернативный способ использования своего свободного времени. Он помогает туристу отдохнуть, развлечься, обогатить свой внутренний мир9. Люди хотят перемен, чего-нибудь нового, отличающегося от обычного опыта. «Культурная» разновидность туризма связана с удовлетворением любознательности, желанием больше узнать о других, стремлением выступить в роли исследователя и расширить свой личный опыт10. Так по оценкам голландской туристической фирмы «Куперс энд Либранд» примерно 50% процентами всех туристов движет стремление приобщиться к наследию и культуре11.

Сегодня появился новый термин - концепция устойчивого развития туризма, включающая в себя несколько ключевых идей. По мере вхождения нашего общества в новую цивилизационную формацию - постиндустриальную появляются и новые обстоятельства. Так постоянно растущий спрос на достопримечательности, связанные с наследием объясняется увеличением свободного времени старшего поколения, повышение общего уровня образования, способствующего росту спроса на культурное времяпровождение.

Другими важными факторами, влияющим на развитие данного рынка услуг являются: частые, но короткие каникулы или отпуска в течение года, и постоянно растущая мобильность населения. И третье, без которого немыслима реализация данной концепции: понимание общественностью и властью, что только активация соответствующих программ по консервации и реконструкции объектов наследия является важнейшим фактором регионального, социального, экономического и культурного развития любой территории, региона или страны. Местные жители могут оказать помощь в осуществлении туристических программ: заниматься приемом туристов и охраной туристических объектов, помогать в проведении экскурсий, размещать туристов в домах местных семей, получать тем самым свою долю прибыли от туризма. Также консервация и реставрация наследия ведут к созданию новых рабочих мест. Важно привлекать местных ремесленников, способных сыграть не последнюю роль в сохранении наследия. Ведь они владеют местными техническими приемами, которые передаются от поколения к поколению. Благодаря этому они могут оказать помощь реставраторам, они способны критически подойти к реставрируемым объектам с учетом связанной с ним материальной историей12.

Считается, что 50% всех туристов сегодня при посещении ими иностранного государства, прежде всего, интересует местная культура. Музеи дают им возможность познакомиться с репрезентативной частицей культуры принимающей их страны. Музеи есть и будут основным элементом в обеспечении туристов этим необходимым для них удобством13.

Если музеи хотят найти свое место в новом XXI веке они должны примириться с туризмом и более того, как указано в декларации форума «Наследие, музеи и туризм», проходившем в 1995 году в Венесуэле «мы должны быть впереди, мы должны с честью выполнить миссию учреждения, ответственного за сохранение нашего наследия и в то же время предпринять действенные меры, направленные на обеспечение сбалансированного развития человеческой личности и достижение благополучия в обществе. Необходимо начать с изменения нашего подхода, с попытки навести мосты между этими двумя разными секторами»14.

Музей как очень тонкое и сложное явление человеческого разума должен идти вперед, вы-

полняя свои функции и не преступая через определенные грани, сохраняя равновесие между экономическими целями и сохранением культурного наследия. На музеях лежит обязанность коллекционировать, сохранять и защищать культурное наследие, предотвращая, таким образом, разрушение культурной самобытности15.

Музеи на рынке услуг должны рассматриваться в качестве основного средоточия культуры и отправной точки для изучения туристом страны или региона. Продвижение музеев на рынок как туристических достопримечательностей представляет собой важную стратегическую задачу любого плана развития туризма. Особое значение имеют возможности музеев знакомить туристов с культурой служить для них отправной точкой для выбора дальнейших маршрутов путешествия. Кроме того, туристы должны побуждаться к тому, чтобы посещать сеть музеев и объединять полученные впечатления с опытом, вынесенным в результате ознакомления с памятными местами и участия в других культурных мероприятиях16.

В дополнении к функции туристических достопримечательностей музеи могут также выполнять важную роль путеводителей по истории и географии городов или государств, которые они представляют. Это особенно справедливо в отношении имеющихся повсюду небольших музеев, которые, подобно путеводителям, служат иллюстрацией или кратким введением в географию и историю данной территории или конкретной эпохи17. Музеи отвечают за показ и интерпретацию коллекций в такой форме, чтобы она способствовала просвещению посетителей, пониманию и оценке ими культуры или культур, представленных в музее. Это должно быть сделано в творческой волнующей манере с использование широкого ряда средств и технологий, с тем, чтобы донести до посетителей суть повествования помочь «пришельцу в земле чужой»18. Здесь взгляды музея и туриста пересекаются. Они требуют, чтобы музеи знакомили их с подлинными материалами, при этом, не нарушая их целостности. В то же время они ждут от музеев творческой манеры показа и объяснения их содержимого, чтобы это доставляло посетителям удовольствие19.

Кстати, вероятно, из-за того, что музеи в силу традиционности и консервативности не могут сориентировать свою политику в современном мире, стали появляться совершенно новые проекты, сочетающие в себе музейные и развлека-

тельные формы работы. Помимо музеев и культурных центров отдельную группу новых наиболее многочисленных и рентабельных туристических объектов составляют тематические парки и другие «придуманные» развлечения.

Одним из примеров работы в новых условиях служат появившиеся так называемые «центры наследия». Впервые возникшие в Великобритании в дни празднования в 1975 году Европейского года архитектурного наследия. Они должны были опираться на интерес публики к консервации и охране зданий и характерного для них окружения. Первый центр наследия расположился в недействующей церкви в Честере, историческом городе на северо-западе Англии. Но наиболее ярким представителем таких проектов стал Центр наследия «Причал города Уиган», рассказывающий о промышленной истории и местной культуре города прошлых лет. Цент наследия «Причал города Уиган», как большинство других аналогичных центров представляет собой нечто среднее между музеем и тематическим парком. Очевидно, что в нем можно провести восхитительный день на свежем воздухе всей семьей и получить непосредственный, сконцентрированный опыт, «сбыт» которого тщательно организован в виде захватывающей туристической достопримечательности - «Посетите причал города Уиган, где оживает история».

Однако возникают опасения, что наследие будет эксплуатироваться лишь в призме коммерческого интереса. Появляется опасность однобокого, избирательного использования исторического и культурного наследия, ориентируясь лишь на интерес туристов. А отсутствие музейного подхода, при работе с наследием, грозит «вольной интерпретацией» самобытной местной культуры, исторических событий и т.п. хотя у музеев на сегодня накоплен громадный материал в этой области, речь идет о появившихся в конце XIX века музеях под открытым небом.

Практически все понимают, что в новых условиях музеи должны искать точки соприкосновения с туристической отраслью. На фоне уменьшения государственного финансирования музеи вынуждены развивать предпринимательство в своей деятельности. Маркетинг стал частью сложившейся в музеях стратегии самофинансирования и является обычным делом. Однако крайне важно в таких условиях не скатиться к диснеефи-кации деятельности музеев. При организации

200

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

работы музея или связанного с историко-культурным наследием места, краеугольным камнем его политики по отношению к посетителю является, прежде всего стремление доставить ему удовольствие. Главное чтобы оно возникало от получения уникального опыта, включающего в себя: необычность - то есть что-то, ни на что не похожее; новизну - нечто новое; увлекательность - нечто заманчивое и вызывающее интерес; качество - с учетом запросов клиента; понимание - способствующее повышению уровня знаний; эмоции - должны рождать в посетителях чувство причастности20.

По мере включенности музеев и объектов историко-культурного наследия в индустрию туризма возникают и дополнительные проблемы. По мере увеличения количества посетителей возникает угроза физической сохранности музейных объектов. Вытаптывается естественный природный ландшафт, в качестве примера стоит упомянуть знаменитый Стоунхендж, развалины греческих храмов и дворцов буквально уносятся в карманах, ступени стираются под подошвами сотен тысяч ног. Влага, выдыхаемая посетителями, разрушает египетские храмы и гробницы, пещеры с наскальной живописью. Так аллеи менгиров в Карнаке были частично огорожены, поскольку каждый год вокруг них ходили миллионы туристов, расшатывая их основы. Менгиры могли рухнуть на землю в любую минуту. Достаточно удачным явился эксперимент с постройкой модели пещеры Ласко во Франции. Оказалось, что копия пещеры привлекает внимание людей не меньше оригинала. При условии, что это высококачественные копии, представлены in site и что посетителям объясняется, почему вместо подлинника показывается модель. Что привело к ухудшению состояния оригинала, и каким образом сохраняются хрупкие росписи21.

Стоит, конечно, признать, что пока подобная опасность, угрожает лишь наиболее знаменитым музеям и достопримечательным местам. Остальные не менее интересные объекты историко-культурного наследия используют свой потенциал далеко не полностью. Однако проблема существует, угроза сохранности и консервации памятников историко-культурного наследия считается одной из наиболее острых. Причем она напрямую связана с влиянием туристических потоков направляющихся к местам богатых памятниками истории. Пока индустрия туризма концентриру-

ет свое внимание на беспроигрышных вариантах, иными словами, на наиболее известных объектах. Сегодня необходимо развивать туризм, направленный на стимулирование любознательной публики. Необходимо понять насколько люди тянутся к необычайным возможностям и зажигаются при виде мало известных сокровищ, если, конечно, есть, кому помочь им осознать их красоту. Тогда появится новая практическая возможность знакомить публику с часто забытыми объектами наследия в их естественном окружении.

Бесспорным является тот факт, что в современном изменяющемся мире музеям необходимо интегрироваться в новые условия. Обратиться к новейшим методам работы, встать на современные позиции, тесно связанные со стратегией устойчивого развития. Это поможет музеям, объектам историко-культурного наследия стать лучшим местом проведения досуга, учитывая богатейшие ресурсы которыми они обладают. Они должны будоражить мысли посетителей, активизировать их фантазию, с тем, чтобы они почувствовали себя первооткрывателями интересного объекта наследия и выразили готовность к дальнейшему знакомству с ним.

Примечания

1. Франц Шутен. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями // Museum. -1999. - №№200. - С. 27.

2. Терри Стивенс. Путник с тяжелой ношей остро нуждается в друге // Museum. - 1999. -№199. - С. 25.

3. Нелсон Граберн. В поисках самобытности // Museum. - 1999. - №»199. - С. 13.

4. Терри Стивенс. Путник с тяжелой ношей остро нуждается в друге // Museum. - 1999. -№199. - С. 25.

5. Катлин Перье - Д"Итерен. Туризм и сохранение исторического наследия: стремление к гармонии // Museum. - 1999. - №№200. - С. 5-14.

6. Уильям Трампош. «Те Папа»: музейная программа нового типа // Museum. - 1999. - .№199. -С. 28.

7. Эни Эрреман. Музеи и туризм: культура и потребление // Museum. - 1999. - №199. - С. 5.

8. Терри Стивенс. Путник с тяжелой ношей остро нуждается в друге // Museum. - 1999. -№199. - С. 25.

9. Милагро Гомес де Блавиа. Музей как посредник // Museum. - 1999. - №№200. - С. 22.

10. Эни Эреман. Музеи и туризм: культура и потребление // Museum. - 1999. - .№200. - С. 5.

11. Франц Шутен. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями // Museum. - 1999. - №>200. - С. 27.

12. GCI Newsletter. - 1997. - Vol. 12. - № 1. - Pp. 14—17.

13. Терри Стивенс. Путник с тяжелой ношей остро нуждается в друге // Museum. - 1999. -№199. - С. 25.

14. Милагро Гомес де Блавиа. Музей как посредник // Museum. - 1999. - №200. - С. 23.

15. Терри Стивенс. Путник с тяжелой ношей остро нуждается в друге // Museum. - 1999. -№199. - С. 25.

16. Там же. - С. 26-27.

17. Laurie B. Kalb, Nation Building and Culture Display in Malaysian Museums // Museum Anthropology. - 1997. - Vol. 21. - No. 1. - Pp. 69-81.

18. Терри Стивенс. Путник с тяжелой ношей остро нуждается в друге // Museum. - 1999. -№199. - С. 26.

19. Трампош У. «Те Папа»: музейная программа нового типа // Museum. - 1999. - №°199. - С. 29.

20. France Schouten, Improving Visitor Care in Heritage Attractions, Tourism Menegement. -1995. - Vol. 16. - No. 4. - Pp. 259-261.

21. Safeguarding the Heritage and Training: Meeting the Challenge, CECA, Study Series. - №№2. -Pp. 5-7.

УДК 75.049.6

С.С. Ершова

ПРЕДМЕТ И ВРЕМЯ В НАТЮРМОРТАХ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ 1920-1930-Х ГОДОВ

Рассмотрена эволюция пластических мотивов в советской живописи 1920-1930-х годов. Основной акцент сделан на отборе предметов для натюрмортов, которые формируют предметную картину мира своего времени. Проанализировано влияние идеологии на развитие жанра и выбор предметов. Отмечено характерное для этого периода редкое включение натюрморта в парадные портреты и тематические картины.

Ключевые слова: натюрморт; жанры живописи; советская живопись 1920-1930-х годов; мотив рыбы; мотив изобилия; атрибуты искусств; предметная картина мира.

Время, в которое создается произведение искусства, всегда накладывает свой отпечаток. Время определяет выбор сюжетов, героев, диктует предпочтения в жанрах. В 1920-1930-е годы центральные места на выставках занимают картины на темы революции и гражданской войны, колхозной деревни, индустриализации, строительства, спорта, а рядом с ними - многочисленные официальные и неофициальные портреты современных героев. Но, даже в таких нейтральных жанрах изобразительного искусства, как пейзаж и натюрморт, по своей сути бесконечно далеких от идеологии и агитации, своеобразие времени проступает со всей очевидностью и необратимостью.

Каждое время ставит перед натюрмортом свои задачи, определяет подбор вещей, общий характер, работу с формой и плоскостью. В разные периоды существования натюрморт то включается в картину, чтобы дополнить и уточнить ее содержание, то более успешно развивается как самостоятельный жанр.

В 1910-е годы натюрморт становится полем для авангардного эксперимента. От него один шаг к коллажам О. Розановой, контррельефам В. Татлина и цветовым опытам Б. Эндера. В послереволюционное время натюрморт занимает более скромное место. Он не может в полной мере ответить на задачи времени. И, тем не менее, художники самых разных направлений обращаются к нему в своем творчестве.

В нашей статье мы остановимся на нескольких наиболее распространенных натюрмортных мотивах и рассмотрим, как они видоизменялись в течение 1920-х - 1930-х годов.

Одним из самых популярных в это время становится изображение рыбы. В первые годы революции «главной героиней» своих натюрмортов Д. Ште-ренберг и К. Петров-Водкин сделали селедку. И затем, на протяжении 1920-х годов, она стала часто появляться на картинах советских художников: Д Ште-ренберг «Натюрморт с лампой и селедкой» (1920), В. Малагис «Натюрморт с селедкой» (1925), Э. Тэ-нисман «Рабочий, сидящий за столом» (1927).

202

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© С.С. Ершова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.