Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СО НКО) В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СО НКО) В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пилипенко Александр Дмитриевич

Автор исследует перспективы развития социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и влияние их деятельности на развитие гражданского общества в Российской Федерации. Показана особая российская специфика функционирования институтов гражданского общества, а также роль в этом процессе некоммерческих организаций. Обоснована необходимость повышения гражданской активности и гражданской культуры населения для поступательного прогрессивного развития российского гражданского общества. В статье использованы диалектический метод с целью выявления существующих противоречий и их влияния на развитие гражданского общества, а также метод вторичного анализа данных и метод кейс-стади. Сделан вывод о том, что в современной России существуют весьма широкие возможности использования потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций для привлечения граждан к реализации социальной государственной политики. Деятельность СО НКО понятна каждому члену общества, ее результаты ощутимы и весомы, что благотворно влияет на понимание гражданами целесообразности собственной активной гражданской позиции. Автор утверждает, что для эффективной работы институтов гражданского общества необходима не только мотивационная составляющая для населения, но и стимуляция участия в деятельности некоммерческого сектора специалистов различных направлений, поскольку это позволит сделать процесс развития его обоюдным, поступательным и избежать перекосов в ту или иную сторону, например отсутствие специалистов при запросе общественности на решение конкретных вопросов, или же, напротив, отсутствие востребованности того или иного направления работы СО НКО (в зависимости от ситуации, региона и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Пилипенко Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INCREASING THE ROLE OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS (SO NPOS) IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN CIVIL SOCIETY

The article gives the author's view on the prospects for the development of socially oriented non-profit organizations and the impact of their activities on the development of civil society in the Russian Federation. The special Russian specifics of the functioning of civil society institutions and the role of non-profit organizations in this process are shown. The necessity of increasing civic activity and civic culture of the population for Russian civil society's progressive development is substantiated. The article uses the dialectical method to identify existing contradictions and their impact on the development of civil society, as well as the method of secondary data analysis and the case study method, which allows showing. It is concluded that in modern Russia, there are vast opportunities to use the potential of socially oriented non-profit organizations to attract citizens to the implementation of social state policy. The activities of SO NPOs are understandable to every member of society; its results are tangible and weighty, which has a beneficial effect on citizens' understanding of the expediency of their active citizenship.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СО НКО) В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

DOI: 10.31249/rsm/2021.04.12

А.Д. Пилипенко

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СО НКО) В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Автор исследует перспективы развития социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и влияние их деятельности на развитие гражданского общества в Российской Федерации. Показана особая российская специфика функционирования институтов гражданского общества, а также роль в этом процессе некоммерческих организаций. Обоснована необходимость повышения гражданской активности и гражданской культуры населения для поступательного прогрессивного развития российского гражданского общества.

В статье использованы диалектический метод с целью выявления существующих противоречий и их влияния на развитие гражданского общества, а также метод вторичного анализа данных и метод кейс-стади.

Сделан вывод о том, что в современной России существуют весьма широкие возможности использования потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций для привлечения граждан к реализации социальной государственной политики. Деятельность СО НКО понятна каждому члену общества, ее результаты ощутимы и весомы, что благотворно влияет на понимание гражданами целесообразности собственной активной гражданской позиции. Автор утверждает, что для эффективной работы институтов гражданского общества необходима не только мотивационная составляющая для населения, но и стимуляция участия в деятельности некоммерческого сектора специалистов различных направлений, поскольку это позволит сделать процесс развития его обоюдным, поступательным и избежать перекосов в ту или иную сторону, например отсутствие специалистов при запросе общественности на решение конкретных вопросов, или же, напротив, отсутствие востребованности того или иного направления работы СО НКО (в зависимости от ситуации, региона и т.д.).

Ключевые слова: Социально ориентированные некоммерческие организации; гражданское общество; гражданская активность; гражданская культура; социальная политика.

Пилипенко Александр Дмитриевич - аспирант кафедры Российской политики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Россия, Москва. Email: pilipenkorussia@gmail.com

Pilipenko A.D. Prospects for increasing the role of socially oriented nonprofit organizations (SO NPOs) in the development of Russian civil society

Abstract. The article gives the author's view on the prospects for the development of socially oriented non-profit organizations and the impact of their activities on the development of civil society in the Russian Federation. The special Russian specifics of the functioning of civil society institutions and the role of non-profit organizations in this process are shown. The necessity of increasing civic activity and civic culture of the population for Russian civil society's progressive development is substantiated.

The article uses the dialectical method to identify existing contradictions and their impact on the development of civil society, as well as the method of secondary data analysis and the case study method, which allows showing.

It is concluded that in modern Russia, there are vast opportunities to use the potential of socially oriented non-profit organizations to attract citizens to the implementation of social state policy. The activities of SO NPOs are understandable to every member of society; its results are tangible and weighty, which has a beneficial effect on citizens' understanding of the expediency of their active citizenship.

Keyword: Socially oriented non-profit organizations; civil society; civic activity; civic culture; social policy.

Pilipenko Aleksandr Dmitrievich - postgraduate student of the Department of Russian politics of the Lomonosov Moscow State University. Russia, Moscow.

Email: pilipenkorussia@gmail.com

Введение

Некоммерческие организации представляют собой неотъемлемую часть гражданского общества, без которой на сегодняшний день его полноценное существование невозможно. Для того, чтобы понимать, какое место занимают СО НКО в структуре гражданского общества, а также каковы перспективы возрастания их роли, необходимо знать, что представляет собой гражданское общество в России, как оно функционирует и развивается.

Кроме того, существует специфика самих СО НКО. Среди многообразия некоммерческих организаций и общественных объединений, социально ориентированные организации занимают особое место, обусловленное направленностью их деятельности, а также характером их взаимодействия с политической системой. Учитывая тот факт, что государство делегирует СО НКО часть своих функций по социальному обеспечению населения, они принимают форму не только институтов гражданского общества, но и акторов поли-

тического процесса [Шамшура 2017, с. 391]. То есть очевидна двойственность влияния деятельности СО НКО на общественную сферу, что объясняет, с одной стороны, известную долю скептицизма по отношению к их работе со стороны общества, с другой - предоставляет более широкие возможности.

Отметим, что в толковании концепта «гражданское общество» до сих пор существует множество разногласий и неточностей, несмотря на долгую историю его изучения. Данная тема разрабатывается, начиная с античности. Уже в трудах Платона, Аристотеля и Цицерона ставится вопрос о взаимодействии власти общества, природе гражданственности, гражданском участии в государственном управлении. Причем, если в представлении Платона есть единое целое, Аристотель связывает гражданственность с понятиями прав и обязанностей, а также участием в управлении и, в целом, определяет человека как «существо политическое» [Кочетков 2018, с. 35].

Мыслители XVП-XVШ вв. (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольдт), развивая концепцию гражданского общества, также еще не отделяли его от политического, однако и не считали их единым понятием. Однако важнейшая черта, определяющая гражданское общество - учет интересов граждан - отмечалась уже в то время). Однако наиболее четко различия обозначил В. фон Гумбольдт, утверждая, что удовлетворение общественных интересов есть основная задача государства [Шамшура 2017, с. 109].

Дальнейшее развитие понятие «гражданское общество» получает в работах Р. Даля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса. Социалистическая трактовка гражданского общества изложена в трудах А. Грамши. Французский ученый и политический деятель А. де Токвиль впервые обратил внимание на роль независимой прессы в формировании гражданской позиции.

В современной политологии исследованию процесса формирования и эволюции гражданского общества посвящены работы М. Хауарда, А. Смо-ляра, П. Тамаша, Н. Бухарина, А. Мельвиля, И. Тарасова и др.

Проблемы изучения гражданского общества и анализа общественных объединений, в частности социально ориентированных некоммерческих организаций, рассмотрены в общетеоретических современных российских работах А.П. Кочеткова, Л.И. Никовской, О.В. Аксёновой, Т.В. Павловой, О.Н. Яниц-кого, Ю. Красина, Б.Г. Капустина, Л.И. Якобсона, Е.Д. Руткевич, Н.В. Колту-нова, И.А. Халий, Г.У. Имакова, Л.Г. Иониной, С.В. Патрушева, И.С. Мелюхи-на, Д.В. Иванова, А.Ю. Сунгурова, А.И. Соловьева.

Обобщая опыт исследования гражданского общества в российской и западной политической мысли, можно говорить о том, что данная проблематика освещена широко. Тем не менее следует отметить тот факт, что специфика деятельности СО НКО, их роль в развитии гражданского общества в современной России раскрыта недостаточно. 230

Целью данной статьи является определение перспектив возрастания роли СО НКО в развитии гражданского общества Российской Федерации.

Задачи представленного исследования составляют: определение специфики российского гражданского общества, анализ места в нем СО НКО и выполняемых ими функций, рассмотрение основных факторов участия граждан в деятельности СО НКО, выявление перспектив развития гражданского общества в РФ посредством СО НКО.

В качестве основных примеров в статье использованы кейсы Краснодарского края. Избранная нами география основывается на нескольких факторах. Во-первых, Краснодарский край является одним из самых густонаселенных регионов России, в социальной структуре которого представлены широкие группы электората. Во-вторых, Краснодарский край занимает первое место на Юге России по количеству НКО и входит в первую десятку России. Здесь созданы максимально благоприятные условия для деятельности некоммерческого сектора, что позволяет оценить его эффективность и продуктивность, перспективы и способы взаимодействия с органами власти.

Российское гражданское общество и его специфика

Сегодня можно говорить о гражданском обществе, как о совокупности институтов, гражданских отношений, непосредственно не включенных в структуру государственной власти, однако активно взаимодействующих с государственными институтами и элитами для реализации интересов, удовлетворения потребностей тех или иных групп населения и позволяющих людям реализовать свои гражданские права [Кочетков 2018, с. 56]. Структура и форма гражданского общества в большой степени обусловлены, во-первых, конкретным социумом, характером общественных отношений, установок (культурных и социальных), способами коммуникации, во-вторых, установленным в этом обществе политическим режимом.

Говоря о России, следует отметить, что в сравнении с западными демократиями, опыт построения общества свободного волеизъявления у нас еще не настолько велик, однако это говорит лишь о том, что нам необходимо отталкиваться от собственных реалий, учитывая, но не экстраполируя полностью принципы других государств.

Однако, несмотря на очевидный запрос, российское гражданское общество на сегодняшний день характеризуется некоторой разрозненностью, слабыми горизонтальными связями, несогласованностью действий [Плетнева 2018, с. 269]. Отождествляя деятельность институтов гражданского общества с деятельностью властных структур, граждане не всегда понимают разницу между гражданским и политическим участием, испытывают некоторое недоверие, самоустраняются от данного процесса, полагая, что он и сам по себе проходит вполне успешно.

Безусловно, гражданское участие может быть политическим, однако это понятие более широкое, включающее в себя весь спектр возможного участия населения в общественной жизни, в том числе и в неполитических сферах, тогда как политическое участие подразумевает непосредственное участие в принятии и реализации политических решений. Конечно, одной из основных задач гражданского участия является влияние на власть, однако некоторые аспекты его могут вовсе не входить в сферу политического [Корнеева 2018, с. 18].

Таким образом, очевидно, что для конструктивного развития гражданского общества в России необходимы механизмы, позволяющие повысить степень гражданской активности, убедить население в том, что гражданское участие позволяет достичь целей каждой социальной группы, помочь артикулировать интересы общественности.

Социально ориентированные некоммерческие организации в гражданском обществе России и перспективы повышения их роли

Таким механизмом может и должна являться деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций. Понятно, что невозможно в данном вопросе полностью уйти от политической системы, поскольку абсолютное большинство решений о поддержке, о тех или иных мерах в отношении третьего сектора принимаются государством. Однако и сосредоточивать внимание только на данном вопросе не представляется целесообразным. Игнорировать гражданскую инициативу, как значимый фактор развития гражданского общества, значит искажать его сущность.

На сегодняшний день СО НКО уже занимают значительное место в системе институтов гражданского общества. Им отведена роль исполнителей и поставщиков социальных услуг, их деятельность прописана законодательно, они получают поддержку от государства.

По данным Министерства юстиции, на сегодняшний день зарегистрировано 210 236 некоммерческих организаций. По динамике можно сказать следующее - в 2016 г. было зарегистрировано 227 тыс. НКО, в 2017 - 223 тыс., в 2018 - 219,5 тыс., в 2019 - 213 тыс., а на конец 2020 г. - 208,5 тыс. организаций [Доклад Минэкономразвития РФ 2020]. Причем к социально ориентированным относят порядка 140 тыс. организаций. Количество НКО сокращается, однако, прежде всего это связано с тем, что закрываются организации, изначально направленные на коммерческую деятельность, а также по факту не работающие.

Косвенно отследить деятельность НКО можно по числу поданных заявок на поддержку в Фонд президентских грантов. В 2019 г. на каждый из объявленных конкурсов было подано порядка 10 тыс. заявок со всей России. В 2020 г. Фонд объявил три конкурса, один из которых был связан с пандемией

коронавируса и направлен на поддержку тех организаций, которые оказывали услуги населению по преодолению ее последствий. В общей сложности в 2020 г. было подано более 1 тыс. заявок, что свидетельствует об определенной гражданской активности населения, хотя это и составляет небольшой процент от общего количества некоммерческих организаций в России.

В рамках нашей темы необходимо указать на особую роль Фонда президентских грантов в развитии некоммерческих организаций в России. С одной стороны, это наиболее эффективный механизм финансовой и методологической поддержки НКО. Направления работы фонда охватывают самый широкий круг видов деятельности, представляя фактически любой некоммерческой организации возможность получить грант на реализацию своих проектов.

Кроме того - и это еще более важно - фонд оказывается самым показательным примером (и механизмом) сотрудничества государства и НКО. Это происходит в двух направлениях - собственно оценка и поддержка проектов за счет государственных средств и обратная связь, которую фонд дает реализованным инициативам. В частности, работает система оценивания качества исполнения уже законченных проектов, рейтинг «100 лучших проектов Фонда президентских грантов». Такое двустороннее взаимодействие составляет прочный фундамент для перспективного развития некоммерческого сектора и его сотрудничества с государством.

Некоммерческие организации являются, кроме всего прочего, акторами социальной политики [Гуляхин, Фантров 2016, с. 129]. Они осуществляют деятельность в таких важнейших элементах социальной системы российского общества, как образование и здравоохранение. Зачастую СО НКО здоровье-сберегающей направленности работают с людьми с ограниченными возможностями.

Так, автономная некоммерческая организация «Центр развития благотворительных программ "Край милосердия"», находящаяся в Краснодарском крае, в течение продолжительного времени осуществляет работу с детьми с ментальными расстройствами, оказывает всестороннюю поддержку семьям, воспитывающим таких детей. Следует подчеркнуть, что деятельность организации неоднократно поддержана Фондом президентских грантов. На сегодняшний день реализуется масштабный проект «Физическая реабилитация для детей-инвалидов с ментальными нарушениями посредством адаптивного спорта» - «Путь к вершине», позволяющий детям заниматься адаптивным скалолазанием на бесплатной основе [В Краснодаре подвели итоги 2019].

Этот пример иллюстрирует тот факт, что СО НКО способны прочно занять место даже в работе системы здравоохранения. Однако тут существует нюанс, связанный со спецификой этой области деятельности. Для того, чтобы стать надежным помощником в работе с пациентами в немедицинской сфере

(например, послеоперационная реабилитация, работа с инвалидами и т.д.) гражданам необходимо обладать специфическим набором навыков и знаний. Это обусловливает важность контроля за деятельностью СО НКО, но не препятствует свободному участию граждан в их деятельности, например в качестве волонтеров [Вагапов, Устинкин 2020, с. 175].

Для этих целей необходима не только мотивационная составляющая для населения, но и стимуляция участия в подобных проектах профильных специалистов. Кроме того, не стоит отказываться и от идеи лицензирования работы таких СО НКО в упрощенном порядке, например необходимо установить соответствующие квоты на количество участвующих в регулярной деятельности организации специалистов по профилю (дефектологи, реабилитологи и т.д.).

Некоммерческий сектор показывает прекрасные результаты в области работы по профилактике и борьбе с онкологическими заболеваниями, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также, что представляет на сегодняшний день особую актуальность, с распространением COVID-19.

Вообще, пандемия особенно остро поставила вопрос не только о поддержке СО НКО, но и показала их эффективность в вопросах поддержки населения (в частности, особо уязвимых его слоев), профилактики распространения заболевания и т.д., например волонтерские отряды, а также сотрудники НКО, при получении соответствующих пропусков, осуществляли работу по доставке продуктовых наборов, средств индивидуальной защиты, а также медицинских препаратов гражданам, находящимся на самоизоляции в период особо строгих ограничительных мер. Представители всероссийской организации «Российский Красный крест» организовали поддержку донорства крови, а волонтеры Молодежки ОНФ в рамках акции «Довези врача» на личных автомобилях осуществляли развоз медицинского персонала как к нуждающимся в помощи, так и к месту проживания и т.д.

Анализ заявок, поступивших в Фонд президентских грантов, показал, что НКО оказывали не только материальную, но и психологическую поддержку людям, оказавшимся на изоляции, проводили юридические консультации, помогали справиться с последствиями пандемии.

В сфере борьбы с онкологическими заболеваниями НКО работают в тесной связи с государственными структурами. Совместно с министерством здравоохранения РФ профильные организации («Волонтеры-медики», «Российский Красный крест», «Ясное утро», ассоциация онкопациентов «Здравствуй!», фонды «Вместе против рака», «Вера», «Дом с маяком» и др.) осуществляют просветительскую деятельность в вопросах информирования об онкологических заболеваниях, ранней диагностики, методов лечения. Они также формируют группы взаимной поддержки среди больных раком, организуют хосписы для детей и взрослых, а также собирают средства, направляемые на лечение онкологических заболеваний. 234

В рамках федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и при поддержке Министерства здравоохранения РФ, НКО («Российское кардиологическое общество», «Союз неравнодушных сердец» и др.) также осуществляют сбор средств, консультативную и организационную помощь населению, проводят мероприятия по борьбе с заболеваниями сердечнососудистой системы, пропаганде здорового образа жизни и т. д.

Еще одной из сфер деятельности СО НКО является помощь гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации (одиноко проживающим пенсионерам, многодетным семьям, семьям с низким уровнем доходов, а также лицам, находящимся в местах лишения свободы). Такая работа ведется как путем материальной поддержки (продуктовые пакеты, медикаменты), так и физической помощи волонтеров. Кроме того, организуются, например, учебные курсы для молодых мам, курсы переквалификации для граждан, чья профессия неактуальна на рынке труда, оказывается содействие трудоустройству инвалидов, ресоциализации бывших заключенных и т. д.

Затрагиваются и иные сферы. Так, например, в сфере экологии в Краснодарском крае ведет активную деятельность краснодарская краевая общественная организация содействия охране окружающей среды «Чистая среда», организующая на постоянной основе мероприятия по уборке лесопарковых зон, инициирующая раздельный сбор мусора в муниципальных образованиях края. По инициативе общественников во многих городах установлены специальные контейнеры для сбора пластиковых отходов [Собиратор и «Чистая среда» 2021]. Подключается бизнес: крупнейшие компании, такие как, например, METRO, IKEA и др. организуют сбор и утилизацию батареек, ламп накаливания и т.д. в особо крупных масштабах.

Гражданское участие

в деятельности СО НКО

Но существует и вторая сторона вопроса - активность и участие граждан в деятельности СО НКО, с чем дело обстоит несколько сложнее. Гражданское участие представляет собой осознанную и добровольную деятельность, в данном случае в рамках работы социально ориентированных организаций. Этот вид участия полностью воплощает в себе принцип свободного волеизъявления в случае с третьим сектором. Ни одна СО НКО не сможет работать, если ее проекты не будут поддержаны общественностью, в том числе и активным участием в их реализации, даже если получат финансовую поддержку государства или негосударственных фондов [Чаплыгин 2018, с. 105].

Показателен в этом отношении уровень участия волонтеров в различных мероприятиях - на сегодняшний день волонтерское движение Краснодарского края насчитывает порядка 27 тыс. человек.

Для участия в национальном конкурсе «Гражданская инициатива», направленном на выявление лучших гражданских инициатив по всей России, на сегодняшний день собрано уже более 4 тыс. заявок от гражданских активистов и СО НКО.

Гражданская активность базируется как на уровне гражданской культуры населения, особенностях менталитета и гражданских ценностей, так и на общем уровне понимания важности и места деятельности НКО в структуре гражданского общества, а также собственного места в этой системе [Катага-нова 2012, с. 15]. Важно создать условия для осознания населением своего непосредственного влияния на формирование и развитие всего гражданского общества. Всё это тесно переплетается с общим состоянием политической системы государства, в первую очередь ее социальной составляющей.

Население, удовлетворенное уровнем жизни и общими условиями своего существования, с большей вероятностью будет готово уделить достаточно внимания общественному участию, а также проявить гражданскую заботу о других [Алябьева 2011, с. 339]. Это имеет и обратную сторону: когда уровень участия граждан в системе социального обеспечения посредством работы СО НКО становится значительным, другая часть общества так или иначе включается в данный процесс, пусть даже и косвенно.

Если политической системе РФ, как это ни парадоксально, присуща достаточная гибкость, то сознание, менталитет и ценности населения не столь мобильно реагируют на изменения. Здесь проявляется существенное противоречие - созданы условия для деятельности, однако она оказывается не такой активной, как того следует ожидать. Почему? Отчасти, потому что существует довольно слабая артикуляция позиции некоммерческих организаций, информированности об их деятельности. Большую роль играет и сама специфика общественной деятельности - ее добровольность и безвозмездность. Оговоримся, что ошибочно считать всех общественных деятелей совершенно бескорыстными. Однако значительная часть из них действительно такова, так как многие просто не желают активно транслировать вовне результаты своей работы.

Из этого складывается первое направление, по которому представителям СО НКО необходимо осуществлять работу с населением вне рамок уставной деятельности. Речь идет об информировании подобной деятельности, привлечении к ней внимание, а главное - об акценте на тех достигнутых результатах, которые позволяют дать оценку работе общественников.

Можно с большой долей уверенности говорить о том, что такая работа повышает заинтересованность населения в гражданском участии, а, значит, в значительно большей степени влияет на развитие гражданского общества, свободное волеизъявление граждан в конструктивном и законном ключе [Чаплыгин 2018, с. 104]. 236

Второе направление исходит, в некоторой степени, из первого. Имеется в виду повышение уровня гражданской культуры населения. Однако здесь необходимы усилия не только институтов гражданского общества, но и государственной власти [Катаганова 2012, с. 13]. Во-первых, формирование гражданской культуры есть одна из задач образовательной политики государства, во-вторых, активная гражданская позиция должна поощряться разнообразными доступными государству способами, например предоставление преференций молодежи, активно участвующей в деятельности СО НКО, при поступлении в учебные заведения или при трудоустройстве. Поощрения могут выражаться также в отметках на рабочем месте, всяческих социально значимых наградах и т.д., как это практиковалось в СССР. Для человека, как социального субъекта, такого рода признания играют значимую роль для осознания своей роли в обществе.

Прецедент подобного рода поощрения уже существует в современной России - обладатели волонтерских книжек с достаточным количеством отметок в ней получают несколько дополнительных баллов при поступлении в вузы.

Однако общественная деятельность - далеко не всегда только событийное или даже постоянное волонтерство, т.е. она им одним не ограничивается. Многие реально действующие СО НКО занимаются такой работой постоянно, это их основная сфера деятельности. Особенно это касается тех организаций, работа которых сосредоточена на помощи людям с ограниченными возможностями, поскольку тут необходимы система и постоянство.

Все это свидетельствует в пользу того, что отмечать активную гражданскую позицию - важная задача государства, нацеленного на развитие гражданского общества.

Заключение

Повышение роли СО НКО в развитии гражданского общества обусловлено также самим характером социально ориентированной деятельности. Эта деятельность максимально приближена к населению, способна играть роль социального стимула, содействовать повышению самосознания гражданина, пониманию им своей высокой роли в общественном развитии, как части единого целого социума. В результате такой деятельности может снизиться апатия, возрасти профилактика политического абсентеизма.

В результате в выигрыше окажутся и граждане, и государство, из чего можно сделать вывод, что властные структуры, для упрочения своих позиций и повышения легитимности, заинтересованы во всесторонней поддержке деятельности СО НКО.

В целом, нельзя не признать важную роль СО НКО в развитии гражданского общества. Эта роль обусловлена как спецификой их деятельности, так и выполняемыми функциями, такими как функция социального обеспечения

населения, способность вовлечь в работу большое количество граждан, повышение социальной ответственности и активности.

Повышение роли СО НКО в развитии гражданского общества в связи с этим представляется процессом позитивным и неизбежным. Рост участия граждан в их работе приводит к повышению общего уровня гражданского участия, в том числе и политического. Учитывая государственную поддержку третьего сектора, деятельность СО НКО становится все более структурированной и постоянной, а не ситуативной. Они все больше становятся институтом социального обеспечения населения, несут на себе функции по реализации социальной политики, дополняя, расширяя и углубляя работу государственных органов. Этот процесс развивается и углубляется. Сегодня происходит процесс перехода СО НКО с количественного на качественный уровень, идет привлечение к работе специалистов узкого профиля. В результате сокращается количество фиктивных НКО, а действующие постепенно занимают устойчивые позиции в реестре поставщиков социальных услуг.

Однако для реализации указанных перспектив необходимы следующие условия: широкая общественная трансляция результатов деятельности СО НКО, объяснение населению ее важности и результативности; поощрение активной гражданской позиции активистов СО НКО государством; повышение уровня гражданской культуры населения; определенный уровень материальной и организационной поддержки деятельности СО НКО со стороны органов государственной власти.

Библиография

Алябьева С.А. Отношения НКО и государства - концепт «Гражданское общество» на региональном уровне // Вестник Тамбовск. гос. ун-та им. Г.Р. Державина. 2011. № 11. С. 336-340.

Богданова Е. Государственное регулирование НКО: сила и слабость российского гражданского общества. Введение // Laboratorium. 2017. № 3. С. 5-17.

В Краснодаре подвели итоги проекта «Путь к вершине» // Агентство социальной информации. 2019. 29 Ноябр. URL: https://www.asi.org.ru/report/2019/11/29/krasnodar-put-k-vershine-adaptivnoe-skalolazanie-itogi/ (дата обращения: 17.07.2021).

Вагапова Ф.Г., Вагапов Р.Н., Устинкин С.В. Некоммерческая организация (НКО) в социально-политических процессах в современной России: теоретический аспект // Власть. 2020. № 1. С. 170-177.

Гуляхин В.Н., Фантров П.П. Концептуальное измерение проблем совместной деятельности институтов государства и гражданского общества по обеспечению национальной безопасности РФ // Вестник Волгоградск. гос. ун-та. 2016. № 3. С. 122-131.

Деева Н.В. Основные подходы к исследованию гражданского общества в современной отечественной политической мысли // Русская политология. 2018. № 1 (6). С. 36-39.

Доклад Минэкономразвития РФ о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/8be0adaa07fd23125c4920afe40e8757/Doklad_ NKO.pdf (дата обращения: 15.07.2021).

Катаганова Г.Н. НКО, занимающиеся волонтерством, как фундамент гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nko-zanimayuschiesya-volonterstvom-kak-fundament-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 11.01.2021).

Колесникова Н.А., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России. Этносоциум, 2016. 266 с.

Колесов М.Г. Место и роль НКО как структурного элемента гражданского общества в реализации антикоррупционной политики в современном государстве / Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nmesto-i-rol-nko-kak-straktumogo-elementa-grazhdanskogo-obschestva-v-realizatsii-antikorruptsionnoy-politiki-v-sovremennom-gosudarstve (дата обращения: 15.01.2021).

Корнеева И.Е., Ойнер О.К. Ориентация на рынок и результативность деятельности российских некоммерческих организаций // Вестник Санкт-Петербургск. ун-та. Серия 8. Менеджмент. 2018. № 4. С. 14-22.

Кочетков А.П. Гражданский контроль - важная форма взаимодействия государства и гражданского общества в России // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 107-123.

Кочетков А.П. Гражданское общество: теория и практика. М.: РУСАИНС, 2018. 164 с.

Кошик А. Собиратор и «Чистая среда» открыли экоцентр в Краснодаре // Агентство социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/06/02/sobirator-i-chistaya-sreda-otkryli-ekoczentr-v-krasnodare/ (дата обращения: 17.07.2021).

Медведева Н.В., Фролова Е.В. Тенденции развития некоммерческого сектора в РФ в условиях региональной дифференциации // Материалы Афанасьевских чтений. 2018. № 3-24. С. 22-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-nekommercheskogo-sektora-v-rf-v-usloviyah-regionalnoy-differentsiatsii (дата обращения: 01.02.2021).

Мерсиянова И.В., Иванова Н.В. Партнерство государства и благотворительных фондов как стратегия повышения ресурсной обеспеченности некоммерческих организаций // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 1. С. 29-46.

Молчаков Н.Ю. Некоммерческие организации как символ современного гражданского общества // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. № 2 (46). С. 33-48.

Плетнева М. В. Гражданское общество в современных реалиях // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 1. С. 268-274.

Подъячев К.В. Основные формы гражданского участия в условиях современной России / Гражданское общество в России. Научная электронная библиотека. URL: https://www.civisbook. ru/files/File/Podyachev_osn.pdf (дата обращения: 02.02.2021).

Понеделков А.В., Кузина С.И., Черкасова Т.П. «Общественный договор-2030» - современный институт реализации взаимодействия государства, общества и бизнеса // Вестник Вол-гоградск. гос. ун-та. 2016. № 3. С. 132-142.

Соловьева Т. Н. Влияние принципа взаимной ответственности государства и гражданина на построение правового государства в России // Московский государственный областной университет (МГОУ). 2015 № 4. С. 151-157.

Фролов А.А. Механизмы осуществления гражданской активности // Власть. 2014. № 10. С. 61-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-osuschestvleniya-grazhdanskoy-aktivnosti (дата обращения: 15.01.2021).

Чаплыгин А. А., Агеева Е.А. Модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества // Вестник экспертного совета. 2018. № 3 (14). С. 103-107.

Шамшура К. А. Концепт «гражданское общество» в политической науке // Вестник Омского ун-та. Серия Исторические науки. 2017. № 3. С. 390-396.

Brooks D. Looking to Civil Society for the Values that Shape a Culture // Stanford Social Innovation Review. 2018. 14 Jun. URL: https://ssir.org/articles/entry/looking_to_civil_society_for_the_ values_that_shape_a_culture# (дата обращения: 03.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hammer L. The 'socialization' of maritime global governance and taiwan: perceiving the benefits // Journal of Globalization Studies. 2018. N 1. P 20-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 the-socialization-of-maritime-global-governance-and-taiwan-perceiving-the-benefits (дата обращения: 03.02.2021).

Han Н. How Organizations Develop Activists: Civic Associations and Leadership in the 21st Century. Oxford. NY. Oxford University Press. August 2014. 231 pp.

Hovhannisyan H. Idea and models of civil society: development tendencies, arguments Pro and con // Wisdom. 2016. Vol. 7. N 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idea-and-models-of-civil-society-development-tendencies-arguments-pro-and-con (дата обращения: 15.01.2021).

Jezard A. Who and what is 'civil society? // World Economic Forum. 2018. 23 Apr. URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/04/what-is-civil-society/ (дата обращения: 11.01.2021).

Leonard С., Nazarov Z., Jakobson L.I. Do voluntary associations matter for the spread of civic activism in Russia? Matching technique applied to survey data // Social Science Quarterly. 2019. P. 1-18. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/314557793.pdf (дата обращения: 03.02.2021).

Murguia J. Parallel Universes? Lines and Ties in Civil Society // Stanford Social Innovation Review. 2018. 14 Jun. URL: https://ssir.org/articles/entry/parallel_universes_lines_and_ties_in_civil_ society (дата обращения: 14.01.2021).

Scalon C. Beyond Center periphery dichotomy: sociology in the global era // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. N 5. P. 44-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ beyond-center-periphery-dichotomy-sociology-in-the-global-era (дата обращения: 11.01.2021).

Streeter R. What Motivates People to Participate in Civil Society? // Stanford Social Innovation Review. 2018. 3 Jul. URL: https://ssir.org/articles/entry/what_motivates_people_to_participate_in_ civil_society# (дата обращения: 18.01.2021).

Tufekci Z. Twitter and Tear Gas: The Power and Fragility of Networked Protest. New Haven, CT: Yale Univ. Press, 2017. 326 p.

References

Alyabyeva S.A. Otnosheniya NKO i gosudarstva - koncept «Grazhdanskoe obshchestvo» na re-gional'nom urovne [Relations between NGOs and the state - the concept of «Civil Society» at the regional level] // Vestnik Tambov gos. un-ta SU. 2011. N 11. P. 336-340. (In Russ.)

Bogdanova E. Gosudarstvennoe regulirovanie NKO: sila i slabost' rossijskogo grazhdanskogo obshchestva. Vvedenie [State regulation of NGOs: the strength and weakness of Russian civil society. Introduction] // Laboratorium. 2017. N 3. P. 5-17. (In Russ.)

Brooks D. Looking to Civil Society for the Values that Shape a Culture // Stanford Social Innovation Review. 2018. 14 Jun. URL: https://ssir.org/articles/entry/looking_to_civil_society_for_the_ values_that_shape_a_culture# (date of accessed: 03.02.2021).

Chaplygin A.A., Ageeva E.A. Modeli vzaimodejstviya gosudarstva i institutov grazhdanskogo obshchestva [Models of interaction between the state and civil society institutions] // Vestnik ekspert-nogo soveta [Bulletin of the Expert Council]. 2018. N 3 (14). P. 103-107. (In Russ.)

Deeva N.V. Osnovnye podhody k issledovaniyu grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj otechestvennoj politicheskoj mysli [Basic approaches to the study of civil society in modern Russian political thought] // Russkaya politologiya [Russian political science]. 2018. N 1 (6). P. 36-39. (In Russ.)

Doklad Minekonomrazvitiya RF o deyatel'nosti i razvitii social'no orientirovannyh nekommer-cheskih organizacij [Report of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on the activities and development of socially oriented non-profit organizations] // Ministerstvo eko-nomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii [Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/8be0adaa07fd23125c4920afe40e8757/ Doklad_NKO.pdf (date of access: 15.07.2021). (In Russ.)

Frolov A.A. Mekhanizmy osushchestvleniya grazhdanskoj aktivnosti [Mechanisms of civil activity implementation] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-osuschestvleniya-grazhdanskoy-aktivnosti (date of access: 15.01.2021). (In Russ.)

Gulyakhin V.N., Fantrov P.P. Konceptual'noe izmerenie problem sovmestnoj deyatel'nosti insti-tutov gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva po obespecheniyu nacional'noj bezopasnosti RF [Conceptual dimension of the problems of joint activity of state and civil society institutions to ensure the national security of the Russian Federation] // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo univer-siteta. [Bulletin of the Volgograd State University]. 2016. N 3. P. 122-131. (In Russ.)

Hammer L. The 'socialization' of maritime global governance and taiwan: perceiving the benefits // Journal of Globalization Studies. 2018. N 1. P. 20-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 the-socialization-of-maritime-global-governance-and-taiwan-perceiving-the-benefits (date of access: 21.02.2021).

Han H. How Organizations Develop Activists: Civic Associations and Leadership in the 21st Century. Oxford. NY. Oxford University Press. August 2014. 231 p.

Hovhannisyan H. Idea and models of civil society: development tendencies, arguments Pro and con. // Wisdom. 2016. Vol. 7. N 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idea-and-models-of-civil-society-development-tendencies-arguments-pro-and-con (date of access: 15.01.2021).

Jezard A. Who and what is 'civil society? // World Economic Forum. 2018. 23 Apr. URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/04/what-is-civil-society/ (date of access: 11.01.2021).

Kataganova G.N. NKO, zanimayushchiesya volonterstvom, kak fundament grazhdanskogo obshchestva [NPOs engaged in volunteerism, as the foundation of civil society] // Social'no-gumanitarnye znaniya [Socio-humanitarian knowledge]. 2012. N 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nko-zanimayuschiesya-volonterstvom-kak-fundament-grazhdanskogo-obschestva (date of access: 11.01.2021). (In Russ.)

Kochetkov A.P. Grazhdanskij kontrol' - vazhnaya forma vzaimodejstviya gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva v Rossii [Civil control - an important form of interaction between the state and civil society in Russia]. Polit. nauka [The political science]. 2017. Special Issue. P. 107-123. (In Russ.)

Kochetkov A.P. Grazhdanskoe obshchestvo: teoriya i praktika [Civil Society: theory and practice]. Moscow: RUSAINS, 2018. 164 p. (In Russ.)

Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremennoj Rossii: Mono-grafiya. [Civil society in modern Russia: Monograph]. Moscow: Ethnosocium, 2016. 266 p. (In Russ.)

Kolesov M.G. Mesto i rol' NKO kak strukturnogo elementa grazhdanskogo obshchestva v reali-zacii antikorrupcionnoj politiki v sovremennom gosudarstve [The place and role of NGOs as a structural element of civil society in the implementation of anti-corruption policy in the modern state]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya Istoriya i politicheskie nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. History and Political Science Series]. 2018. N 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-nko-kak-strukturnogo-elementa-grazhdanskogo-obschestva-v-realizatsii-antikorruptsionnoy-politiki-v-sovremennom-gosudarstve (date of access: 15.01.2021). (In Russ.)

Korneeva I.E., Oiner O.K. Orientaciya na rynok i rezul'tativnost' deyatel'nosti rossijskih ne-kommercheskih organizacij [Orientation to the market and the effectiveness of the activities of

Russian non-profit organizations] // Vestnik Sankt-Peterburgsk. un-ta. Seriya 8. Menedzhment. 2018. N 4. P. 14-22. (In Russ.)

Leonard Q, Nazarov Z., Jakobson L.I. Do voluntary associations matter for the spread of civic activism in Russia? Matching technique applied to survey data // Social Science Quarterly. 2019. P. 1-18. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/314557793.pdf (date of access: 13.01.2021).

Medvedeva N.V., Frolova E.V. Tendencii razvitiya nekommercheskogo sektora v RF v uslo-viyah regional'noj differenciacii [Trends in the development of the non-commercial sector in the Russian Federation in the conditions of regional differentiation] // Materialy Afanas'evskih chtenij. 2018. N 3-24. P. 22-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-nekommercheskogo-sektora-v-rf-v-usloviyah-regionalnoy-differentsiatsii (date of access: 01.02.2021). (In Russ.)

Mersiyanova I.V., Ivanova N.V. Partnerstvo gosudarstva i blagotvoritel'nyh fondov kak strate-giya povysheniya resursnoj obespechennosti nekommercheskih organizacij [Partnership of the state and charitable foundations as a strategy for increasing the resource provision of non-profit organizations] Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. Issues of state and municipal administration]. 2018. N 1. P. 29-46. (In Russ.)

Molchakov N.Yu. Nekommercheskie organizacii kak simvol sovremennogo grazhdanskogo obshchestva [Non-profit organizations as a symbol of modern civil society]. Kontury global'nyh trans-formacij: politika, ekonomika, pravo [Contours of global transformations: politics, Economics, Law] // 2016. N 2 (46). P. 33-48. (In Russ.)

Murguia J. Parallel Universes? Lines and Ties in Civil Society // Stanford Social Innovation Review. 2018. 14 Jun. URL: https://ssir.org/articles/entry/parallel_universes_lines_and_ties_in_civil_ society (date of access: 14.01.2021).

Pletneva M.V. Grazhdanskoe obshchestvo v sovremennyh realiyah [Civil society in modern realities] // Social'no-gumanitarnye znaniya [Socio-humanitarian knowledge]. 2018. N 1. P. 268-274. (In Russ.)

Podyachev K.V. Osnovnye formy grazhdanskogo uchastiya v usloviyah sovremennoj Rossii [The main forms of civil participation in the conditions of modern Russia]. Grazhdanskoe ob-shchestvo v Rossii. Nauchnaya elektronnaya biblioteka [Civil society in Russia. Scientific Electronic Library]. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Podyachev_osn.pdf (date of access: 02.02.2021). (In Russ.)

Ponedelkov A.V., Kuzina S.I., Cherkasova T.P. «Obshchestvennyj dogovor-2030» - sovremen-nyj institut realizacii vzaimodejstviya gosudarstva, obshchestva i biznesa [«Social Contract-2030» - a modern institute for the implementation of interaction between the state, society and business] // Vestnik Volgogradsk gos. un-ta [Bulletin of the Volgograd State University]. 2016. N 3. P. 132-142. (In Russ.)

Scalon C. Beyond Center periphery dichotomy: sociology in the global era // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. N 5. P. 44-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ beyond-center-periphery-dichotomy-sociology-in-the-global-era (date of access: 11.01.2021).

Shamshura K.A. Koncept «grazhdanskoe obshchestvo» v politicheskoj nauke [The concept of «civil society» in political science] // Vestnik Omskogo un-ta. Ser.; Istoricheskie nauki [Bulletin of the Omsk University. Ser.; Historical Sciences]. 2017. N 3. P. 390-396. (In Russ.)

Sobirator i «Chistaya sreda» otkryli ekocentr v Krasnodare [The collector and «Clean Environment» opened an ecocenter in Krasnodar] // Agentstvo social'noj informacii [Social information agency]. URL: https://www.asi.org.ru/news/2021/06/02/sobirator-i-chistaya-sreda-otkryli-ekoczentr-v-krasnodare/ (date of access: 17.07.2021). (In Russ.)

Solovyova T.N. Vliyanie principa vzaimnoj otvetstvennosti gosudarstva i grazhdanina na pos-troenie pravovogo gosudarstva v Rossii [Influence of the principle of mutual responsibility of the

state and the citizen on the construction of the rule of law in Russia] // Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet [Moscow State Regional University (MSOU)]. 2015 N 4. P. 151-157. (In Russ.)

Streeter R. What Motivates People to Participate in Civil Society? // Stanford Social Innovation Review. 2018. 3 Jul. URL: https://ssir.org/articles/entry/what_motivates_people_to_participate_in_ civil_society# (date of access: 18.01.2021).

Tufekci Z. Twitter and Tear Gas: The Power and Fragility of Networked Protest. New Haven, CT: Yale Univ. Press, 2017. 326 p.

V Krasnodare podveli itogi proekta «Put' k vershine» [In Krasnodar, the results of the project «Bring to the top» were summed up]. 2019. 29 Nov. URL: https://www.asi.org.ru/report/2019/11/ 29/krasnodar-put-k-vershine-adaptivnoe-skalolazanie-itogi/ (date of access: 17.07.2021). (In Russ.)

Vagapova F.G., Vagapov R.N., Ustinkin S.V. Nekommercheskaya organizaciya (NKO) v so-cial'no-politicheskih processah v sovremennoj Rossii: teoreticheskij aspekt [Non-profit organization (NGO) in socio-political processes in modern Russia: a theoretical aspect] // Vlast' [The Power]. 2020. N 1. P. 170-177. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.