Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРОГНОЗ ВОДООБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ ВЕРХНЕЙ ОБИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРОГНОЗ ВОДООБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ ВЕРХНЕЙ ОБИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водные ресурсы / Верхняя Обь / целевое водопотребление / прогноз / региональное развитие / water resources / the Upper Ob / target water consumption / forecast / regional development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — И.Д. Рыбкина

Представлен анализ и прогноз водообеспеченности и целевых видов использования водных ресурсов, в том числе на производственные, хозяйственно-питьевые нужды, для орошения и сельскохозяйственного водоснабжения на перспективу до 2030-2035 гг. Сделаны выводы о достоверности полученных результатах и возможности их применения при разработке документов стратегического планирования регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — И.Д. Рыбкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF WATER CONSUMPTION AND FORECAST OF WATER AVAILABILITY IN THE UPPER OB REGIONS

The analysis and forecast of water availability and target use of water resources, including the production, domestic and drinking water needs, as well as the irrigation and agricultural water supply for the period up to 2030-2035 are presented. Conclusions on the reliability of the results obtained and the possibility of their application in the development of documents for strategic planning of regions are made.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРОГНОЗ ВОДООБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ ВЕРХНЕЙ ОБИ»

УДК 04.062.2:911.6:332.144

DOI: 10.24412/cl-36359-2021-678-684

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРОГНОЗ ВОДООБЕСПЕЧЕННОСТИ

РЕГИОНОВ ВЕРХНЕЙ ОБИ

PROSPECTS OF WATER CONSUMPTION AND FORECAST OF WATER AVAILABILITY

IN THE UPPER OB REGIONS

И.Д. Рыбкина ID. Rybkina

Институт водных и экологических проблем СО РАН, Барнаул, Россия Institute for Water and Environmental Problems SB RAS, Barnaul, Russia

E-mail: irina.rybkina@mail.ru

Аннотация. Представлен анализ и прогноз водообеспеченности и целевых видов использования водных ресурсов, в том числе на производственные, хозяйственно-питьевые нужды, для орошения и сельскохозяйственного водоснабжения на перспективу до 2030-2035 гг. Сделаны выводы о достоверности полученных результатах и возможности их применения при разработке документов стратегического планирования регионов.

Ключевые слова: водные ресурсы, Верхняя Обь, целевое водопотребление, прогноз, региональное развитие.

Abstract. The analysis and forecast of water availability and target use of water resources, including the production, domestic and drinking water needs, as well as the irrigation and agricultural water supply for the period up to 2030-2035 are presented. Conclusions on the reliability of the results obtained and the possibility of their application in the development of documents for strategic planning of regions are made.

Key words: water resources, the Upper Ob, target water consumption, forecast, regional development.

Актуальность. Прогноз целевого использования водных ресурсов непосредственно связан с деятельностью по стратегическому планированию в субъектах РФ. Именно в документах стратегического планирования установлены основные направления развития экономик регионов на средне- и долгосрочную перспективу. Эти и другие документы стратегического планирования территорий страны определяют намечаемые изменения, в том числе в сфере водопотребления и водоотведения, которые, к сожалению, не всегда находят отражение, например, в стратегиях социально-экономического развития субъектов.

Между тем, согласно ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172 от 28.06.2014 г. [18], прогнозирование понимается как деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности страны, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития России, субъектов РФ и муниципальных образований. Из этого следует, что в документах стратегического планирования необходимым и достаточным условием при разработке является предоставление полных сведений о рисках социально-экономического развития, в том числе рисках, связанных с водопользованием на обозначенных территориях.

В настоящий момент действующими документами стратегического планирования в регионах Верхней Оби являются стратегии социально-экономического развития Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей - на период до 2025 г., Томской области - до 2030 г., Республики Алтай - до 2035 г. [2, 3, 6, 7, 9]. Кроме этого, в открытом доступе на официальных сайтах регионов также опубликованы прогнозы социально-экономического развития на среднесрочную (сроком от трех до шести лет), как правило, до 2020-2021 гг., и долгосрочную перспективу (более шести лет), на период до 2030-2035 гг.

Объект исследования, материалы и методы его изучения. Бассейн Верхней Оби по данным Верхне-Обского БВУ за 2017 г. характеризуется общим водозабором равным 3480,00 млн м3. Объём используемых водных ресурсов составляет 2997,13 млн м3, в том числе на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды - 465,13 млн м3. За период 2010-2017 гг. общее прямоточное водопотребление сократилось на 9%, при этом целевое использование вод хозяйственно-питьевого назначения уменьшилось на 14%.

Из поверхностных водных источников в бассейне Верхней Оби забирается более 80% всего объема пресной воды. Среди регионов бесспорным лидером по уровню водозабора является Кемеровская область, на которую в 2017 г. приходилось около 60% общего объёма, тогда как доля Республики Алтай составляла менее 1%.

Следует отметить, что более % всего объёма используемой пресной воды в регионах (76%) приходится на производственные нужды. В 2017 г. на производственные нужды использовано 2264,77 млн м3, что на 19% меньше по сравнению с 2010 г. Наибольшие объёмы данного вида использования вод регистрируются в Кемеровской области 1432,52 млн м3. За период 2010-2017 гг. максимальные сокращения отмечены в Томской области и Республике Алтай - 46% и 36%, соответственно, но в абсолютных значениях это незначительные объёмы (211,26 и 0,62 млн м3) по сравнению с Кемеровской областью, в которой сокращение за рассматриваемый период составило 261,57 млн м3.

На втором месте по объёмам использования питьевые и хозяйственно-бытовые нужды (16%). Наибольшие объёмы хозяйственно-питьевого водопотребления отмечаются в Кемеровской и Новосибирской областях, Алтайском крае - 183,58 млн м3, 151,89 млн м3, 74,82 млн м3, соответственно. При этом динамика использования питьевых вод свидетельствует о максимальном сокращении объемов этого вида целевого водопотребления в Республике Алтай (-39%), Новосибирской (-34%) и Кемеровской (-32%) областях.

На цели орошения и сельскохозяйственного водоснабжения в регионах Верхней Оби используется не более 2% общих объёмов водопотребления. Орошение имеет наибольшие объёмы использования в Алтайском крае (32,73 млн м3) и Новосибирской области (8,81 млн м3), суммарно составляя 95% общих объемов использованных вод на эти цели в регионах. В Алтайском крае за 2010-2017 гг. объёмы орошения увеличились в 1,3 раза. В Новосибирской области произошло уменьшение использования воды на эти нужды почти на 30%.

В целях сельскохозяйственного водоснабжения в регионах Верхней Оби использовано 13,66 млн м3, что в сравнении с 2010 г. составляет 92%. Наибольшие объёмы использования - в Новосибирской области (5,31 млн м3), далее следуют Алтайский край и Томская область -соответственно 3,27 и 3,17 млн м3. В динамике лет (2010-2017 гг.) отмечается как сокращение, так и увеличение объёмов использования. Например, в Алтайском крае за рассматриваемый период увеличение составило 20%. В то время как в Республике Алтай, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях отмечалось падение объёмов - соответственно, на 61%, 26%, 10% и 9%.

Для прудового рыбного хозяйства, на поддержание пластового давления и прочие цели объёмы используемых вод возросли в 4,4 раза по сравнению с 2010 г. и составили в 2017 г. 209,28 млн м3. Основными регионами, на территории которых водные ресурсы используются в этих целях, являются Томская и Кемеровская области с совокупной долей почти 70%.

В целях выполнения прогноза используемых вод питьевого качества нами проведено укрупнение целевых видов по трем основным категориям: 1) производственные и 2) хозяйственно-питьевые нужды, 3) орошение и сельскохозяйственное водоснабжение, включая использование на прудовое рыбное хозяйство.

Стратегические документы регионов отражают специфику и особенности их развития. Например, перспективы инновационного роста Алтайского края связаны с модернизацией и активизацией инновационной деятельности агрокомплекса, промышленности, развитием региональной инновационной системы, формированием туристско-рекреационного комплекса международного уровня (Закон Алтайского края от 21.11.2012 г. № 86-ЗС [2]).

Инновационное развитие Новосибирской области направлено на интеграцию всех составляющих системы региональной политики, включая социально-экономическую,

промышленную, научную и образовательную подсистемы (Постановление губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 г. № 474 [6]). Стратегической целью является достижение долгосрочной конкурентоспособности региона (на внутренних и внешних рынках) в формирующейся экономике знаний за счет его превращения в главный инновационный центр востока страны.

Для территории Республики Алтай определена ноосферная модель развития, при этом стратегическими направлениями развития региона признаны: туризм, агропромышленный комплекс, пищевая промышленность, санаторно-курортный и фармацевтический комплексы, энергетика. В качестве стратегических задач обозначены: результативное управление территориями с учетом принципов «зеленой» экономики; развитие человеческого капитала; развитие и модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры; совершенствование государственных механизмов управления экономикой, экологией и социальной сферой Республики Алтай (Постановление Правительства Республики Алтай № 60 от 13.03.2018 г. [9]).

Траекторией социально-экономического развития Томской области в долгосрочной перспективе будет движение от преимущественно сырьевой экономики к экономике перерабатывающих производств, экономике знаний и инновационной экономике за счет масштабирования существующих и создания новых высокотехнологичных производств, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, внедрения инноваций в традиционных секторах промышленности. В результате реализации стратегии к 2030 году конкурентоспособной основой экономики Томской области станут развитые высокотехнологичные кластеры концентрации промышленности высоких переделов, добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, привлекающие качественные человеческие ресурсы и инвестиции (Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 г. № 2580 [7]).

Для Кемеровской области с базовым сектором в виде добычи сырья и его первичной переработки с высокой степенью зависимости от циклической рыночной конъюнктуры на глобальных товарных рынках стратегической целью государственной политики по социально-экономическому развитию на долгосрочную перспективу становится повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона. Стратегическая цель предполагает решение нескольких связанных с нею подцелей или задач: развитие ресурсной базы региона; повышение глубины переработки добываемого сырья, его комплексное и эффективное использование; наращивание потребления продукции региона на традиционных рынках, поддержка выхода производителей Кемеровской области на новые рынки; снятие инфраструктурных ограничений для развития базового сектора экономики области; обеспечение технологического подъема экономики Кемеровской области. Формирование в регионе национального центра горнодобывающей продукции; развитие системы подготовки кадров, устранение диспропорций в развитии рынка труда; развитие инновационных центров Кемеровской области. Развитие городской среды в ядрах агломеративных систем региона - гг. Кемерове и Новокузнецке (Закон Кемеровской области от 11 июля 2008 г. № 74-ОЗ [3]).

Прогнозы социально-экономического развития регионов (Распоряжение коллегии Администрации Кемеровской области от 9 ноября 2015 г. № 616-р; Постановление Администрации Томской области от 24 марта 2017 г. № 98а; Распоряжение Правительства Республики Алтай от 26 июля 2017 года № 404-р; Постановление Правительства Новосибирской области от 27.12.2016 г. № 450-п и др. [4, 8, 12, 13]), выполненные в субъектах и выложенные на сайтах открытых интернет-источников региональных министерств и ведомств, позволяют проследить предполагаемую динамику социально-экономических показателей как минимум в двух или даже трех вариантах (сценариях) развития - базовом, консервативном (или инерционном) и целевом (или инновационном). Данные величины положены нами в основу разработки прогноза целевых видов использования водных ресурсов.

Для уточнения показателей развития субъектов на среднесрочную перспективу также использовались имеющиеся в настоящий момент актуализированные прогнозы на 2019-2021 гг. (Постановление Администрации Томской области от 26.09.2018 г. № 379а; Приложение к

протоколу заседания Правительства Алтайского края от 22.10.2018 № ЗП-10 [5, 11]), которые позволяют провести корректировку прогнозов целевых видов использования водных ресурсов на ближайшую перспективу.

Согласно разработанным методическим приёмам [17], в основу расчётов перспективного водопотребления положены следующие показатели:

- на питьевые и хозяйственно-бытовые цели - динамика объёмов целевого вида использования водных ресурсов, удельное водопотребление на человека, результаты демографического прогноза в регионах Росстата;

- на производственные нужды - динамика производственного водопотребления и современная водоёмкость промышленного производства, среднесрочный и долгосрочный прогноз объёмов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по данным видам экономической деятельности, индексы промышленного производства;

- на орошение и сельскохозяйственное водоснабжение - динамика целевых видов водопотребления и водоёмкость сельскохозяйственного производства в регионах, среднесрочный и долгосрочный прогноз объёмов продукции сельского хозяйства, прогнозируемые индексы сельскохозяйственного производства.

Для учёта тенденций целевого использования водных ресурсов детально рассматривался период 2000-2017 гг., поскольку именно в это время стала обязательной установка приборов учета и контроля расхода воды (по ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 г. [19]). В расчётах применялись прогнозные показатели социально-экономического развития субъектов, приведенные в документах стратегического планирования территорий. Среднесрочный прогноз основных показателей развития датируется 2017-2018 гг., в эти годы он детализирован в регионах и представлен на перспективу 2019-2021 гг., получен с официальных сайтов субъектов. Ряды других основных социально-экономических показателей (численность населения, объемы произведенной продукции и др.) заимствованы из опубликованных материалов Росстата, открытых интернет-источников и баз данных [1, 10, 14, 15].

Результаты прогноза. В целом для регионов Верхней Оби (таблица 1) водопотребление на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды будет сокращаться, что согласуется с демографическим прогнозом на долгосрочный период по среднему варианту: к 2035 г. здесь будет проживать 8,96 млн чел. или 98% от уровня 2017 г. Максимальное сокращение населения произойдет в Алтайском крае (на 0,26 млн чел.) и Кемеровской области (0,25 млн чел.).

Использование водных ресурсов на производственные цели в соответствии с планами социально-экономического развития увеличится к 2035 г. почти на 50% по сравнению с 2017 г. Максимальное увеличение - свыше 800 млн м3 - будет отмечаться в Кемеровской области; минимально в Республике Алтай - на 2,35 млн м3. При этом лишь в некоторых субъектах объёмы водопотребления достигнут уровня 1990 г. (Новосибирская область), в других - только приблизятся к нему (Алтайский край).

В целях сельскохозяйственного водоснабжения и орошения объёмы водопотребления возрастут в бассейне Верхней Оби, но не столь значительно как в промышленном производстве - на 32%. Скорее всего, наибольшими темпами водоснабжение в этом секторе экономики будет увеличиваться в Новосибирской области (на 9,4 млн м3 или 49% за период 2017-2035 гг.) и Алтайском крае (на 1,01 млн м3 или 3% за период 2017-2035 гг.).

Следует отметить, что наибольшей достоверностью отличается прогноз использования водных ресурсов на среднесрочную перспективу, поскольку основан на актуализированных данных социально-экономического развития и их прогноза в регионах. Среди показателей долгосрочного прогнозирования наиболее достоверны полученные результаты на период до 2030 гг., хотя прогноз выполнен до 2035 г.

Таблица 1.

Прогноз целевых видов использования водных ресурсов в регионах Верхней Оби _(базовый вариант) ^___

2020 2025 2030 2035

Использование пресной воды на питьевые

и хозяйственно-бытовые нужды, всего, 463,79 461,09 458,62 457,43

млн м3, в том числе:

Новосибирская область 153,83 157,99 162,19 166,81

Алтайский край 73,92 71,65 69,12 66,64

Республика Алтай 2,94 2,97 2,98 2,99

Кемеровская область 180,95 175,64 170,73 166,65

Томская область 52,16 52,85 53,59 54,33

Использование пресной воды на

производственные нужды, всего, млн м3, 2399,68 2768,41 3223,39 3746,94

в том числе:

Новосибирская область 393,47 471,85 565,84 678,56

Алтайский край 234,98 269,77 309,71 355,57

Республика Алтай 1,96 2,38 2,94 3,44

Кемеровская область 1520,18 1731,70 2005,57 2315,99

Томская область 249,09 292,71 339,33 393,38

Использование пресной воды на нужды с/х водоснабжения и орошения, всего, млн м3, 63,66 67,41 71,57 76,11

в том числе:

Новосибирская область 20,73 23,11 25,77 28,73

Алтайский край 35,12 35,74 36,37 37,01

Республика Алтай 1,40 1,54 1,72 1,90

Кемеровская область 3,06 3,38 3,73 4,12

Томская область 3,34 3,63 3,97 4,34

Выполненный прогноз целевых видов водопотребления позволяет разработать сценарии водообеспеченности регионов в зависимости от водности рассматриваемого периода, которые могут быть использованы в целях стратегического планирования территорий (таблица 2). По данным ГГИ [16], в настоящее время регионы Верхней Оби находятся в состоянии водности: высокой - Кемеровская область, умеренно высокой - Республика Алтай и Новосибирская область, средней - Алтайский край и Томская область.

С учетом базового варианта социально-экономического развития сценарии водообеспечения регионов характеризуются следующим образом. В двух регионах (Томская область и Республика Алтай) водообеспеченность будет иметь очень высокие значения: более 20,0 тыс. м3/чел. в год при всех вариантах водности. В Новосибирской области и Алтайском крае в периоды средней и наибольшей водности водообеспеченность будет иметь очень высокие значения, в наименьшую водность - высокие уровни (от 10,1 до 20,0 тыс. м3/чел. в год). В Кемеровской области в период наибольшей водности водообеспеченность возрастет до очень высоких значений, в среднюю водность - до высоких, в наименьшую водность - будет отличаться средними показателями (5,0-10,0 тыс. м3/чел. в год).

Таблица 2.

Сценарии водообеспечения регионов Верхней Оби в разные периоды водности при базовом _варианте социально-экономического ^ развития тыс. м3/чел. в год _

Регион / водность 2017 2020 2025 2030 2035

Алтайский край

средняя 23,53 23,82 24,57 25,46 26,40

наибольшая 35,15 35,58 36,70 38,04 39,45

наименьшая 16,36 16,56 17,08 17,70 18,35

Кемеровская область

средняя 15,88 16,11 16,58 17,04 17,43

наибольшая 23,17 23,50 24,20 24,88 25,46

наименьшая 9,81 9,95 10,23 10,51 10,74

Новосибирская область

средняя 23,06 22,76 22,16 21,58 20,97

наибольшая 31,57 31,17 30,34 29,55 28,72

наименьшая 15,37 15,17 14,77 14,38 13,97

Республика Алтай

средняя 156,29 154,28 152,52 151,96 151,35

наибольшая 232,60 229,61 226,99 226,16 225,25

наименьшая 97,44 96,19 95,10 94,75 94,37

Томская область

средняя 168,95 168,27 166,06 163,73 161,49

наибольшая 220,89 219,98 217,10 214,06 211,14

наименьшая 117,67 117,19 115,65 114,03 112,46

Выводы. Согласно нашему прогнозу, локальный вододефицит на юге Западной Сибири наиболее вероятен в муниципальных образованиях Кемеровской области, для которой характерна низкая степень разведанности подземных вод питьевого качества и высокий уровень загрязнения поверхностных водных объектов. Проявления условий локального вододефицита также возможны для территорий Обь-Иртышского междуречья - в муниципальных образованиях Новосибирской области и Алтайского края, районы которых по природным причинам не могут использовать поверхностные водные источники и ограниченно используют ресурсы подземных вод из-за их несоответствия требованиям питьевого качества. Кроме этого, в Западной Сибири выделяются территории с высоким уровнем антропогенных воздействий, а именно прямых и косвенных нагрузок на водные объекты в результате изъятия речного стока или поступления загрязняющих веществ с водосбора или путем трансграничного загрязнения, что также служит предпосылками для формирования вододефицитных ситуаций (например, в муниципальных образованиях Томской области).

Работа выполнена в рамках госбюджетного проекта «Изучение механизмов природных и антропогенных изменений количества и качества водных ресурсов Сибири с использованием гидрологических моделей и информационных технологий» и при финансовой поддержке РФФИ (грант № 21-55-75002).

Список литературы

1. ЕМИСС: Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Электронный ресурс]: https://fedstat.ru/.

2. Закон Алтайского края от 21.11.2012 г. № 86-ЗС «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года».

3. Закон Кемеровской области от 11 июля 2008 г. № 74-ОЗ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (с изменениями на 21 марта 2018 года)».

4. Постановление Администрации Томской области от 24 марта 2017 г. № 98а «Об утверждении бюджетного прогноза Томской области на период до 2030 года».

5. Постановление Администрации Томской области от 26.09.2018 г. №379а «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Томской области на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Постановление губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 г. № 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года».

7. Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 г. № 2580 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года».

8. Постановление Правительства Новосибирской области от 27.12.2016 г. № 450-п (ред. от 15.08.2017 г.) «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы».

9. Постановление Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 г. № 60 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года».

10. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года (стат. бюллетень) / Федеральная служба государственной статистики. М., 2009. 237 с.

11. Приложение к протоколу заседания Правительства Алтайского края от 22.10.2018 г. № ЗП-10 «Основные показатели прогноза социально-экономического развития Алтайского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

12. Распоряжение коллегии Администрации Кемеровской области от 9 ноября 2015 г. № 616-р «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года».

13. Распоряжение Правительства Республики Алтай от 26 июля 2017 года № 404-р «О прогнозе социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года».

14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. 863 с.

15. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2017. 1402 с.

16. Ресурсы поверхностных и подземных вод, их использование и качество. Водный кадастр Российской Федерации: ежегодное издание. 2015 год. СПб: Изд-во ООО «Эс Пэ Ха», 2016.163 с.

17. Рыбкина И.Д. Оценка и прогноз водообеспеченности Омской области // Известия РАН. Серия географическая. 2016. № 1. С. 115-122.

18. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» ФЗ-172 от 28 июня 2014 года.

19. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» ФЗ № 261 от 23.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.