Научная статья на тему 'Перспективы внедрения принципов Базеля II и Базеля III в российском банковском секторе'

Перспективы внедрения принципов Базеля II и Базеля III в российском банковском секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1361
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БАЗЕЛЬ II / БАЗЕЛЬ III

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова Л.И., Заернюк В.М.

В статье отмечается, в настоящий момент обострилась борьба за финансовый передел мира. Формируется новая финансовая система, в которой развитие мировой экономики в решающей мере зависит от принятия и соблюдения странами единых норм деятельности в кредитно-финансовой сфере. В этой связи возникает вопрос о перспективах реализации одобренных международным сообществом предложений Совета по финансовой стабильности и Базельского комитета по банковскому надзору, в том числе о внедрении принципов Базеля II и Базеля III в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения принципов Базеля II и Базеля III в российском банковском секторе»

Удк 338.246.025.2

перспективы внедрения

принципов БАЗЕЛЯ II и БАЗЕЛЯ III

в российском банковском секторе

л. и. черникова,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов E-mail: tariff2004@mail. ru

в. м. заернюк,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: zvm4651@mail. ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье отмечается, в настоящий момент обострилась борьба за финансовый передел мира. Формируется новая финансовая система, в которой развитие мировой экономики в решающей мере зависит от принятия и соблюдения странами единых норм деятельности в кредитно-финансовой сфере. В этой связи возникает вопрос о перспективах реализации одобренных международным сообществом предложений Совета по финансовой стабильности и Базельского комитета по банковскому надзору, в том числе о внедрении принципов Базеля II и Базеля III в Российской Федерации.

Ключевые слова: банковское регулирование, Базель II, Базель III.

Международные финансовые кодексы и стандарты призваны поддерживать финансовую стабильность в отдельных странах и не допускать распространения кризисных ситуаций. Международные нормы можно условно распределить на три группы: макроэкономическая политика обеспечения прозрачности, институциональная структура рынка и финансовый надзор. Разработкой международных норм по перечисленным направлениям занимаются такие организации, как Международный валютный фонд, Базельский комитет по банковскому надзору, Всемирный банк (международная финансовая организация, созданная в целях организации фи-

нансовой и технической помощи развивающимся странам), FATF (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и ОЭСР (международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики).

Особая роль среди перечисленных международных организаций отводится Базельскому комитету. Комитет на глобальном уровне устанавливает правила банковской деятельности, в том числе нормативы достаточности капитала и методики оценки резервов.

Создание Базельского комитета исторически было связано с острой необходимостью разработки общих международных правил в области банковского надзора после нарушения равновесия на международных валютных и банковских рынках, вызванного крахом банка Herstatt в Западной Германии. В конце 1974 г. руководителями центральных банков стран G10 на базе Банка международных расчетов (BIS) и был создан Базельский комитет по банковскому надзору.

Комитет не имеет наднациональных полномочий, он формулирует общие стандарты банковского надзора и рекомендации по их исполнению, предполагая, что национальные уполномоченные органы будут адаптировать их к своим законодательным и

26

финансы и кредит

нормативным актам. Деятельность Базельского комитета основывается на двух принципах. Первый принцип состоит в том, что центральные банки должны работать независимо от правительств своих стран. И второй - в том, что решение судьбы международной валютной системы нельзя доверять политикам.

В настоящее время в Базельский комитет входят уполномоченные представители центральных банков и национальных органов банковского надзора 27 стран. Среди них представители органов банковского надзора и центральных банков из уже упомянутых 13 стран, а также присоединившихся в 2009 г. Аргентины, Австралии, Бразилии, Китая, Гонконга, Индии, Индонезии, Кореи, Мексики, России, Саудовской Аравии, Сингапура, ЮАР и Турции. За 37 лет своей деятельности Базельский комитет по банковскому надзору издал множество документов по различным направлениям деятельности, и прежде всего по вопросам организации банковского надзора, по достаточности капитала, по различного рода рискам, по корпоративному управлению.

Структура Базельского комитета по банковскому надзору представлена на рисунке.

За период своего существования Базельский комитет подготовил три отдельных документа: Базель I, Базель II и Базель III. Эти документы направлены на установление минимальных требований к достаточности банковского капитала, на усиление процесса банковского надзора, а также на улучшение рыночной дисциплины.

При этом необходимо отметить, что Базель III не является самостоятельным документом, он вносит изменения в уже существующую структуру документа Базель II. Важно отметить также, что на русский язык переведены пока только такие документы, как «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала» (Базель II, версия 2004 г.) и два консультативных документа по Базелю III (5). Фактически получается, что нет ни одного официально переведенного документа по Базельским соглашениям, которые уже полным ходом внедряются в России, хотя Банк России выразил готовность присоединиться к выработанным комитетом основополагающим принципам эффективного банковского надзора в 1997 г. [4].

В последние годы большую часть своего времени комитет посвящал вопросам достаточности капитала. Еще в начале 1980-х гг. было замечено, что доля собственного капитала в активах международных банков нестабильна. Поэтому было решено, что

необходимо двигаться в направлении единообразия (сближения) в оценках адекватности капитала и стремиться к нахождению консенсуса в измерении риска активов на балансовых и забалансовых счетах. В итоге в 1988 г. появилось первое Базельское соглашение по капиталу «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала», получившее название Базель I.

В настоящий момент положения Базеля I уже считаются устаревшими, поскольку с момента их принятия мировая экономика претерпела значительные изменения, обусловленные прежде всего развитием финансовых конгломератов и риск-менеджмента. Все это создало предпосылки для разработки комитетом последующих положений.

На смену устаревшему соглашению Базель I были разработаны положения Базеля II, процесс фактической реализации которых на внутригосударственном уровне еще не завершен.

В то же время из-за ипотечного кризиса, начавшегося в 2007 г. и выявившего массовый крах риск-менеджмента финансовых институтов и органов надзора, стала очевидной необходимость срочного поиска новых дополнительных регуляторных механизмов в самый разгар внедрения Базеля II. Эти события, несомненно, оказали влияние на восприятие Базеля II, находившегося в процессе реализации.

В конце 2009 г. от исправления Базеля II Базельский комитет по банковскому надзору перешел к представлению новых правил. Комитетом были выпущены два консультативных документа, получивших название Базель III.

Предложения Базеля III были одобрены на саммите G20 в Сеуле в ноябре 2010 г. Участники саммита также одобрили длительные переходные периоды для полного внедрения предложений Базеля III по капиталу и ликвидности (табл. 1).

В финальных версиях Базеля III появилось новое понятие - «корневой капитал первого уровня» и было выдвинуто предложение о создании буферов капитала для обеспечения формирования резервных запасов капитала в благоприятные времена, которые могут быть использованы во время кризиса. Положения Базеля III являются по существу ответом Базельского комитета по банковскому надзору на мировой финансовый кризис 2007-2008 гг.

Положения Базеля III из пакета реформ Базель-ского комитета по банковскому надзору предлагают новые стандарты капитала, «леверидж» (leverage -использование заемных средств для финансиро-

Контроль со стороны правительств и уполномоченных лиц

Подгруппа по аудиту

Группа по

разработке

политики

Контроль за капиталом и качеством

Международная резолюция банка

Определение капитала

Соотношение активов и обязательств

Изучение количественного

воздействия принятых рисков

Планирование капитала

Рейтинги и сбережения

Рабочая группа

Риск-менедж-мент и моделирование

Торговый портфель

Фиксированный риск непроведения расчетов

Организационная структура Базельскош комитета

Таблица 1

Сроки внедрения Базеля III в странах - членах Базельского комитета

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Базовый капитал первого - 3,5 4,0 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5

уровня RWA, %

Капитал первого уровня 4,0 4,5 5,5 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0

RWA, %

Собственный капитал 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0 8,0

RWA, %

Буферный капитал - - - - 0,625 1,25 1,875 2,5

RWA, %%

Контрциклический капи- - - - - 0,625 1,25 1,875 2,5

тал, %

Финансовый рычаг Мони- Тестирование Корректи- Уточненное - - - -

(леверидж) торинг на уровне 3 %, банки должны раскрывать информацию с 01.01.2015 ровка значение

Норматив краткосрочной Мони- >100 >100 >100 >100 >100 - -

ликвидности, % торинг

Показатель чистого Мони- >100 >100 - - - - -

стабильного финансиро- торинг

вания, %

вания деятельности банка; характеризуется соотношением заемного и собственного капитала), ликвидность для усиления регулирования, надзор и риск-менеджмент в банковском секторе. Стандарты капитала и новые буферы капитала потребуют от банков большего размера капитала, а также большего качества данного капитала по сравнению со стандартами, принятыми в Базеле II.

Принципы, заложенные в основу ключевых характеристик рассматриваемого капитала для инструментов капитала первого уровня в Базеле III, определены в табл. 2.

В настоящий момент банковское законодательство в отдельных странах Евросоюза имеет свои отличительные особенности. По новым же правилам, распространяющимся на всю еврозону, каждая отдельная страна уже не сможет устанавливать более жесткие требования к банкам на своей территории, чем это признано необходимым для стабильного функционирования банковской системы.

Банк России проводит работу по реализации в российском банковском секторе положений Базеля II в области оценки достаточности капитала, в том числе с учетом уровня развития внутрибанковских систем управления рисками, организации надзорных процессов и раскрытия информации банками. Этапность данной работы предполагает последовательное внедрение различных опций по

регулятивной оценке достаточности капитала: от простых (основанных на регулятивных значениях) до более сложных, базирующихся на самостоятельных внутрибанковских оценках рисков.

Банком России в настоящий момент применяется наиболее простой подход к оценке кредитного риска: упрощенный стандартизированный подход 1-го компонента «Минимальные требования к достаточности капитала» Базеля II.

С 01.07.2010 вступили в силу изменения в нормативные акты Банка России, регулирующие порядок расчета обязательных нормативов и расчета операционного риска, которые реализуют нормы упрощенного стандартизированного подхода к оценке кредитного риска и базового индикативного подхода в отношении расчета операционного риска Базеля II в инструкцию Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» и положение Банка России от 03.11.2009 №346-П «О порядке расчета размера операционного риска».

Вступили в силу изменения в нормативные акты Банка России, связанные с использованием в системе пруденциального регулирования страновых оценок в рамках реализации упрощенного стандартизированного подхода Базеля II.

Разработаны документы консультативного характера, которые обозначили возможные направления, сроки, этапы реализации Базеля II в российском

Таблица 2

сравнение капитала в Базеле II, Базеле III и в действующих российских нормативных документах

Показатель Базель II Базель III Положение Банка России от 10.02.2003 № 215-П

Базовый капитал Обыкновенные акции, бессрочные привилегированные некумулятивные акции Обыкновенные акции, соответствующие критерию (или эквивалент для неакционерных компаний) Уставный капитал (акции или доли и имущество в неденежной форме в размере не более 20 % от размера уставного капитала (для акционерных обществ привилегированные акции составляют не более 25 %о от уставного капитала)

Объявленные резервы (эмиссионный доход, резервы, нераспределенная прибыль) Эмиссионный доход Эмиссионный доход

Накопленные другие доходы от денежных потоков и объявленные резервы Часть резервного фонда, сформированного из прибыли, подтвержденной аудитором

Нераспределенная прибыль Нераспределенная прибыль текущего года и предшествующих лет в части, подтвержденной аудитором Простые акции, выпускаемые дочерними компаниями и находящиеся у третьей стороны, соответствующие критерию

- - Субординированный кредит

Вычеты из капитала Вычеты из капитала (полные вычеты к 01.01.2018) Показатели, уменьшающие сумму основного капитала

Дополнительный капитал первого уровня Инструменты, выпускаемые банком и соответствующие критериям

Простые акции, выпускаемые дочерними компаниями и находящиеся у третьей стороны, соответствующие критерию

- - Субординированный кредит

Вычеты из капитала Вычеты из капитала (полные вычеты к 01.01.2018) Показатели, уменьшающие сумму основного капитала

Дополнительный капитал первого уровня Инструменты, выпускаемые банком и соответствующие критериям

Простые акции, выпускаемые дочерними компаниями и находящиеся у третьей стороны, соответствующие критерию

- Субординированный кредит

Вычеты из капитала Вычеты из капитала (полные вычеты к 01.01.2018) Показатели, уменьшающие сумму основного капитала

банковском секторе, а также определено содержание мероприятий (включая изменения нормативно-законодательного характера), которые целесообразны для полноценной реализации положений Базеля II.

Кроме того, одобрены нормы Базеля III. Это вовсе не означает отказ от внедрения норм Базеля II (эти новые стандарты будут вводиться параллельно). Несмотря на то, что пакет документов в обиходе

называется Базель III, он не является заменой или новой редакцией Базеля II. Два Базеля будут существовать параллельно. Причем Базель III будет вводиться странами - участницами Базельского комитета постепенно в течение установленного переходного периода

Для России Базель II и Базель III имеют неоднозначное значение. Наша страна стремится быть

30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

финансы и кредит

активным участником мировых финансовых рынков и для этого ей необходимо следовать общепринятым мировым нормам и стандартам. В этом смысле внедрение ряда принципов Базеля II и Базеля III укрепит российский банковский сектор в целом за счет лучшего понимания и количественной оценки рисков, повышения качества корпоративного управления и увеличения прозрачности бизнеса. В то же время эти два пакета не являются законами как таковыми, и для российской банковской системы многое будет зависеть от конкретной их интерпретации, последовательности и сроков их внедрения. Хотя все это повлечет довольно существенные материальные затраты на сам процесс внедрения, в конечном счете такая ситуация должна будет ускорить консолидацию российского банковского сектора.

Благодаря тому, что в России действуют более жесткие требования к банковскому капиталу, чем в мировой практике, российские банки уже в настоящий момент, и даже с запасом, готовы к внедрению новых нормативов достаточности капитала. А вот к более жестким требованиям к ликвидности и фондированию российским банкам, судя по всему, еще предстоит приспосабливаться. При этом в России в настоящий момент происходит только лишь внедрение предыдущих изменений в банковское регулирование.

Новые правила призваны повысить качество, устойчивость и прозрачность капитальной базы (capital base - сумма банковского капитала первого порядка и приемлемого капитала второго порядка), а также увеличить долю покрытых рисков в структуре капитала. В исследовании Р. Алексеева [1] систематизированы и приведены ключевые положения новых правил (табл. 3).

Новые требования по капиталу являются только составной частью ужесточения подходов к регулированию банковской деятельности в мире. Базель-ский комитет также выступает за ужесточение требований к ликвидности и фондированию банков, за введение ограничений на выплату бонусов, а также за повышенные требования к системообразующим финансовым институтам.

Новые требования Базель III на уровне отдельных стран начнут вступать в силу с 2013 г. Из-за этого мировым финансовым гигантам в ближайшие годы потребуется привлечь в капитал сотни миллиардов долларов. В частности, по оценкам Ассоциации банков Германии, 10 крупнейшим германским банкам в этой связи потребуется 105 млрд евро. Международные эксперты также говорят, что новые правила

могут снизить прибыльность банковской индустрии и повысить стоимость заимствований [6].

Сроки реализации в Российской Федерации международных подходов к финансовому регулированию в рамках Базеля III уже нашли свое отражение в программном документе - Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. [5].

Этот срок, на взгляд автора, несколько преждевременен ввиду того, что в стране всего полтора года как началось введение в полном объеме международных норм оценки достаточности капитала (Базель II). Внедрение продвинутых подходов Базеля III в России для всего банковского сектора потребует от большинства коммерческих банков совершенствования системы риск-менеджмента и IT-систем, крупных расходов. На практике, за исключением ряда крупнейших участников банковского рынка (например, Сбербанка России, ВТБ, Газпромбанка, Альфа-банка, Промсвязьбанка, банка «Зенит» и др.), подавляющее большинство кредитных организаций еще не способно самостоятельно проводить внедрение Базеля III по кадровым, финансовым и техническим причинам.

В связи с этим, как представляется автору, Банку России (для проведения даже минимального набора процедур Базеля III) было бы целесообразно разработать детальные унифицированные рекомендации по их эффективному внедрению и довести их до сведения кредитных организаций. Следовало бы организовать и обучающие мероприятия, и поставить их на регулярную основу.

Необходимо понимать, что «Базель» - это не только появление новых показателей, но и набор конкретных и детализированных требований к процессам и системам. И именно это будет основной проблемой для подавляющего большинства российских банков. На этом фоне резкое и быстрое повышение требований к капиталу, на взгляд автора, может замедлить темпы роста отечественной банковской системы и даже ограничить ее возможности по кредитованию национальной экономики.

Некоторыми известными учеными, экспертами и практиками высказывается мнение о том, что банковский сектор в настоящий момент перекапитализирован, поэтому если нормы будут введены завтра, то российские банки без проблем будут им удовлетворять (это, в частности, мнение директора Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии С. Моисее-

Таблица 3

Новые регулятивные требования стандартов Базеля III в области капитала и ликвидности

Регулятивный элемент Предложенное требование

Более высокое требование к минимальному размеру капитала первого порядка Коэффициент достаточности капитала первого порядка: увеличивается с 4 до 6 %. Коэффициент будет установлен на уровне 4,5 %% с 01.01.2013, 5,5 %% с 01.01.2014 и 6 %% с 01.01.2015. Преобладание обыкновенного собственного капитала достигнет 82,3 %% от капитала первого порядка, включая буфер консервации капитала

Новый буфер консервации капитала Предназначен для покрытия убытков, возникающих в периоды финансовой и экономической напряженности. Банки будут обязаны поддерживать буфер консервации капитала на уровне 2,5 %% для того, чтобы выдержать предстоящие периоды напряженности за счет доведения суммарного требования к обыкновенному собственному капиталу до 7 %% (4,5 %% - обыкновенный собственный капитал и 2,5 %% - буфер консервации капитала). Буфер консервации капитала должен соотноситься исключительно с обыкновенным собственным капиталом. Банки, не располагающие буфером консервации капитала, станут объектом ограничения в выплатах дивидендов и бонусов, а также в обратном выкупе акций

Контрцикличный буфер капитала (countercyclical buffer) Контрцикличный буфер капитала в рамках 0-2,5 %% от обыкновенного собственного капитала или иного капитала, способного полностью покрыть убытки, будет импле-ментирован с учетом национальных факторов. В случае введения его в оборот, данный буфер будет расширять буфер консервации

Более высокое требование к минимальному размеру обыкновенного собственного капитала первого порядка Требование к обыкновенному собственному капиталу первого порядка: увеличение капитала с 2 до 4,5 %о. Коэффициент будет установлен на уровне 3,5 %о с 01.01.2013, 4 %о с 01.01.2014 и 4,5 %о с 01.01.2015

Стандарт ликвидности Коэффициент краткосрочной ликвидности (Liquidity Coverage Ratio, LCR) - для обеспечения достаточно высокого уровня ликвидности ресурсов, необходимых для выживания в течение одного месяца при развитии ситуации по стрессовому сценарию (вводится с 01.01.2015). Коэффициент чистого стабильного финансирования (Net Stable Funding Ratio, NSFR) -предназначен для повышения эластичности на долгосрочную перспективу при помощи создания дополнительных стимулов для банков по финансированию своей деятельности из более стабильных источников на постоянной структурной основе. Дополнительная система мониторинга ликвидности осуществляется в отношении несогласованности по срокам, концентрации финансирования и ликвидных необремененных активов

Отношение капитала к заемным средствам Дополнительный 3 %о-ный не основанный на риске коэффициент капитала к заемным средствам (предназначен для поддержки ранее указанных мер). Ввод в действие регулятивного элемента без прекращения функционирования заменяемой системы в период с 2013 по 2017 г.; переход к Первому компоненту* с 2018 г

Минимальный уровень совокупного коэффициента достаточности капитала Остается на уровне 8 %о. Добавление буфера консервации капитала увеличивает совокупную сумму капитала, которым должен обладать банк, до 10,5 %о от взвешенных по риску активов (8,5 %о должен составлять капитал первого порядка). Инструменты капитала второго порядка станут сбалансированными; капитал третьего порядка будет постепенно ликвидирован

* Структурно Базель III разделен на три компонента: Первый компонент - «Требования к капиталу», Второй компонент - «Надзорный процесс», Третий компонент - «Рыночная дисциплина». Первый компонент предусматривает минимальные требования к капиталу банка, который должен обеспечить своеобразную подушку безопасности для покрытия кредитного, рыночного и операционного рисков.

ва), а также о том, что для большинства крупных российских банков новые требования не станут серьезной проблемой, особенно с учетом весьма лояльных сроков их внедрения (это, в частности, мнение директора департамента финансовых и роз-

ничных рисков Промсвязьбанка А. Васютовича). С ними соглашается и гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» М. Матовников, который утверждает, что никаких неудобств для российских банков введение новых норм не принесет [6].

Но есть и другие мнения. В частности, рейтинговое агентство Standard & Poor's пришло к выводу, что ведущие российские банки нуждаются в дока-питализации, но не имеют возможности исправить ситуацию. Банкиры согласны с выводами агентства, но добавляют, что формально соответствуют требованиям Банка России. В случае ухудшения ситуации на помощь придут акционеры, надеются в кредитных организациях.

В этом году (2012 г.) улучшения ситуации ждать не стоит. «Большинство российских банков на протяжении 2012 г. не смогут самостоятельно генерировать капитал, достаточный для обеспечения роста своих активов, даже если намеченные темпы роста будут снижены в связи с усилением рыночной конкуренции и недавними потрясениями на финансовом рынке, - говорит кредитный аналитик S&P С. Вороненко. - Их способность генерировать капитал по-прежнему ограничивается недавним сужением процентной маржи и неопределенностью сроков восстановления объемов бизнеса до более устойчивых уровней» [5].

Ведя речь о готовности российской банковской системы к внедрению более жестких требований Базеля III, нужно понимать, что, как ни странно, положительную роль в этом сыграла неразвитость внутреннего финансового рынка России по сравнению с европейским. В деятельности наших банков субординированные кредиты со специальными условиями или так называемые гибридные инновационные инструменты, главным образом включаемые в капитал первого уровня, не получили развития. При этом в Германии, Англии и других странах они имеются (к примеру, когда определенного типа облигации в случае попадания банка в сложную ситуацию могут конвертироваться в акции). У нас такие инструменты всегда были развиты крайне слабо. Именно поэтому структура капитала первого уровня у наших банков в основном соответствует новым базельским требованиям. Вопрос не в жесткости требований, а в том, что наш рынок не успел подойти к тем многообразным формам капитала, которые имелись у западных банков.

По прогнозам Банка России, средняя достаточность капитала в российской банковской системе в 2012 г. будет на уровне 12-13 % (при темпах роста кредитования в 20-25 % за год), а по (новому) требованию Базеля III необходимо лишь 6 %. Таким образом, имеется более чем 100 %-ный запас. При этом количество кредитных организаций, соответс-

твующих минимальным требованиям к достаточности капитала первого уровня, составляет 99 %.

Очевидно, что сектор перекапитализирован, поэтому если нормы Базеля III будут введены «завтра», то российские банки без проблем будут им удовлетворять. Повышение требований к структуре капитала первого уровня, как и введение требований по созданию дополнительных капитальных резервов, также не приведет к драматичным изменениям в секторе. Российские банки в преддверии внедрения новых мер выглядят неплохо, причина состоит также и в том, что в период борьбы с кризисом государство и собственники активно «вливали» средства в капитал. Введение новых норм уравняет западные банки с российскими. Традиционно нормы регулирования на Западе были ниже, тот же норматив достаточности по Базелю был на уровне 8 %, а у нас -10 %. Теперь эти показатели сравняются.

Однако и другие требования Базеля III могут потребовать от российских банков дополнительных затрат. Так, введение требований по долговой нагрузке по сравнению с ужесточением требований к капиталу будут более ощутимыми для российских банков, особенно для системообразующих, уверен руководитель МФПА С. Моисеев [6].

Правительство Российской Федерации и Банк России намерены продолжить работу по реализации положений документа Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы», принятого в 2004 г. [3], а также направлений реформы финансового регулирования, одобренных «Группой двадцати», в том числе включенных в пакет документов Базельского комитета по банковскому надзору, принятых в 2010-2011 гг.

Направления и сроки реализации в Российской Федерации международных подходов к финансовому регулированию представлены в табл. 4.

Что же касается санкций за неисполнение требований Базеля III, то они будут применяться в отношении банков, не соответствующих новым требованиям, на тех же принципах, которые реализованы в надзорной практике в настоящий момент. Однако в отношении введения ограничений на выплату дивидендов акционерам эта мера может применяться только в случаях, когда буфер консервации капитала не будет отвечать требованиям его достаточности.

Рассмотренные вопросы позволяют сделать вывод о том, что Базельские принципы носят все-

Таблица 4

Согласованные на международном уровне этапы внедрения новых регулятивных стандартов Базеля III в области капитала и ликвидности в российском банковском секторе

Базель III Внедрение стандартов

Новые регулятивные стандарты по требованиям к капиталу Поэтапное введение требований к достаточности базового капитала и основного капитала (2013-2015 гг.)

Новые регулятивные стандарты по буферу консервации капитала Поэтапное введение требования к формированию указанного буфера (2016-2018 гг.)

Новые регулятивные стандарты по показателю «леверидж» Период мониторинга (2011-2012 гг.), период параллельного расчета показателя, в течение которого показатель «леверидж» и его компоненты будут сопоставляться с требованиями к капиталу, рассчитанными с учетом уровня рисков (2013-2017 гг.). В рамках параллельного расчета показателя предполагается раскрытие информации о его значении и компонентах с 01.01.2015. Введение показателя «леверидж» в качестве обязательного планируется с 01.01.2018

Новые регулятивные требования по стандартам ликвидности Показатель краткосрочной ликвидности - период наблюдения за уровнем показателя с 2011 по 2014 г. Введение показателя краткосрочной ликвидности в качестве обязательного планируется с 01.01.2015. Показатель чистого стабильного фондирования - период наблюдения за уровнем показателя с 2012 по 2017 гг. Введение показателя чистого стабильного фондирования в качестве обязательного планируется с 01.01.2018

объемлющий характер. В то же время при выборе пути применения этих стандартов необходимо учитывать национальные особенности. В России реализация указанных направлений в ближайшие годы должна осуществляться с учетом специфики российской экономики, особенностей и возможностей его банковского сектора.

Необходимо отметить, что, несмотря на продолжающееся обсуждение вопросов о целесообразности внедрения Базельских стандартов (при всех их недостатках), в настоящий момент у этих стандартов все же альтернативы нет.

Российскому банковскому сектору и Банку России необходимо не только опираться, но и брать лучший опыт международной практики. Логика применения этого опыта в российской действительности, на взгляд автора, уже давно стала совершенно очевидной.

Список литературы 1. Алексеев Р. Базель III - новые стандарты капитала и ликвидности. 2011. URL: http://www.

worldbiz. ru/analytics/detail. php?ID=1505 (дата обращения: 20.02.2012).

2. Банкам не хватает // Газета. Ru. 20.02.2012. URL: http://www. ukrrudprom. ua/digest/Bankam_ne_ hvataet. html (дата обращения: 15.02.2012).

3. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: Уточненные рамочные подходы / Базельский комитет по банковскому надзору. 2004. URL: http://www. twirpx. com/file/296985/ (дата обращения: 15.02.2012).

4. Мы не спешим предугадать, как Базель III нам отзовется... / Компания Scorto. 13.01.2012. URL: http://www. scorto. ru/market_news. htm (дата обращения: 20.02.2012).

5. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.: заявление Правительства РФ № 1472п-П13 и Банка России № 01-001/1280 от 05.04.2011. URL: http:// www. consultant. ru/law/review/1017763.html (дата обращения: 20.02.2012).

6. Россия не боится «Базеля» // Интерфакс. 14.09.2010. URL: http://www. interfax. ru/business/txt. asp?id=154810 (дата обращения: 20.02.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.