Научная статья на тему 'Перспективы внедрения методики определения предпринимательского потенциала в работу бизнес-инкубаторов на базе высшего учебного заведения'

Перспективы внедрения методики определения предпринимательского потенциала в работу бизнес-инкубаторов на базе высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любчук О. К., Ободец Р. В.

В статье рассмотрены основные результаты использования методики определения предпринимательского потенциала для внедрения ее в работу инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любчук О. К., Ободец Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF IMPLEMENTATION OF METHODS OF DETERMING THE ENTREPRENEURIAL POTENTIAL IN THE WORK OF BUSINESS-INCUBATORS ON THE BASIS OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

In the article the main results of the use of methods for determining the entrepreneurial potential for its implementation in the work of an innovative infrastructure of support of an enterprise.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения методики определения предпринимательского потенциала в работу бизнес-инкубаторов на базе высшего учебного заведения»

УДК 316.334.2

О.К. Любчук, Р.В. Ободец* ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАБОТУ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ НА БАЗЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В статье рассмотрены основные результаты использования методики определения предпринимательского потенциала для внедрения ее в работу инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательский потенциал, бизнес-инкубатор.

В современных условиях особой необходимостью становится определение контингента предпринимателей в стратегической перспективе, их способность креативно мыслить и применять инновационные технологии. Инновационные структуры поддержки предпринимательства (например бизнес-инкубаторы) являются, без сомнения, важным аспектом. Особенно если бизнес-инкубатор действует на базе высшего учебного заведения, с контингентом которого и приходится работать данной структуре. Не имея определенных инструментов по стратегическому построению планов своей работы, бизнес-инкубатор не сможет увеличить качество своей работы, цель которой — создание конкурентоспособных предприятий.

Системному представлению о роли и месте предпринимательства в экономической политике страны и роли инфраструктуры поддержки предпринимательства посвящены работы многих как зарубежных, так и отечественных ученых, среди которых О.В. Балабенко, В. Горчинская, Л. Беззубко, Т. Сьомкина, I. Новикова и многие другие. Но большинство из них не рассматривали практический опыт работы такой структуры, как бизнес-инкубатор на базе высших учебных заведений, с использованием в своей деятельности инструментов по определению предпринимательского потенциала.

Цель данного исследования — изучить опыт совместной работы Донецкого городского бизнес-инкубатора и психолого-педагогической лаборатории Донецкого государственного университета управления с целью разработки основных методических подходов для их применения в работе с предпринимательским потенциалом выпускников школ, техникумов и вузов.

Существует большое количество определений понятия «бизнес-инкубатор» (далее — БИ), име-

ющих как существенные различия, так и общие черты, которые и формируют понятие БИ. Он может быть определен как звено специализированной инфраструктуры, целью деятельности которого является институциональная, организационная и информационная поддержка малых предприятий (фирм) путем предоставления им различного рода услуг для снижения рисков на начальном этапе их деятельности.

Анализ существующих определений дает возможность выделить несколько различных подходов к видению сущности БИ (табл. 1). Среди российских исследователей самым распространенным является определение БИ как организации или структуры, которая, в первую очередь, является агентом роста бизнеса, при этом не учитывается ее роль как субъекта бизнеса [1].

Но ни в одном определении бизнес-инкубатора не сформированы основные его функции, в особенности его работа с предпринимательским потенциалом.

Бизнес-инкубаторы стран СНГ в условиях экономико-политической макрорегиональной интеграции сталкиваются с рядом проблем, снижающих эффективность их работы. Рассмотрение наиболее важных проблем представляется целесообразным, поскольку в связи с интенсивностью перехода от реформ к модернизации экономики, спецификой отечественных условий и заимствованием прогрессивного зарубежного опыта в процессе решения актуальных задач формируется адаптированная модель бизнес-инкубирования. Для нее характерен ряд существенных отличий от наиболее распространенных зарубежных форм. Проблемы бизнес-инкубирования в странах СНГ достаточно подробно раскрыты в процессе исследования с позиции их причин и последствий (табл. 2) [1].

* © Любчук О.К., Ободец Р.В., 2012

Любчук Ольга Константиновна (info@dsum.edu.ua), кафедра философии и психологии Донецкого государственного университета управления, Украина, 83015, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163а.

Ободец Роман Васильевич (info@dsum.edu.ua), кафедра менеджмента непроизводственной сферы Донецкого государственного университета управления, 83015, Украина, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163а.

Таблица 1

Классификация определений бизнес-инкубатора

Автор(ы) определения Суть определения. БИ - это...

1. Ассоциация бизнес-инкубаторов Великобритании (UKBI) 2. Министерство экономического развития РФ 3. Правительство РФ ... объект инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

1. Национальная ассоциация бизнес-инкубаторов США (NBIA) 2. Азиатская ассоциация бизнес-инкубирования 3. Ассоциация бизнес-инкубаторов Австралии 4. Европейская сеть бизнес-инкубаторов и инновационных центров 5. Бизнес-инкубатор МГИМО 6. Гапоненко Н.В. ... инструмент экономического развития.

1. Национальное содружество бизнес-инкубаторов РФ 2. Правительство г. Москвы 3. Азиатская ассоциация бизнес-инкубирования 4. Группа экспертов по научным паркам и инновационным центрам (SPICE) 5. Ломоносова Т.В. 6. Мартеллер В.С. 7. Сошникова Е.А. ... организация, структура, предназначенная для поддержки малых предприятий.

1. Электронное правительство Казахстана (htto://e.gov.kz) ... одна из форм организованных хозяйственных комплексов, ориентируемых на поддержку начинающих предпринимателей путем предоставления им производственных, офисных и прочих помещений для ведения хозяйственной деятельности, офисного обслуживания и услуг, сопутствующих бизнесу (централизованная бухгалтерия, адвокатура малого предпринимательства, обучение предпринимателей, подготовка квалифицированных кадров для предпринимателей.

1. Украинская ассоциация бизнес-инкубаторов и инновационных центров 2. Донецкий городской бизнес-инкубатор ... объект инфраструктуры поддержки малого бизнеса, место размещения новых предприятий и оказания им консультационнной помощи по ведению бизнеса.

Таким образом, проанализировав работу бизнес-инкубаторов в странах СНГ, можно отметить, что ни одна подобная структура не использует такой инструмент, как определение предпринимательского потенциала и формирование планов на основе результатов такого исследования.

Инновационной особенностью Донецкого городского бизнес-инкубатора является его работа на базе высшего учебного заведения — Донецкого государственного университета управления. Неоценимым ресурсом для реализации основной цели бизнес-инкубатора — развития малого и среднего бизнеса в регионе — является аккумулирование молодежного предпринимательского потенциала.

Бизнес-инкубатор на базе университета управленческого профиля — это структура, которая не только способствует выпускникам-менеджерам в их трудоустройстве, объединяет теоретическую и практическую подготовку, но и позволяет кардинально перестроить программы подготовки специалистов в сфере ведения бизнеса и приблизить их к реальным условиям существования в нестабильные, кризисные периоды развития экономики, позволяет решить стратегическую задачу — повысить качество подготовки инновационных кадров для развития малого и среднего бизнеса в регионе [2].

В психолого-педагогической лаборатории Донецкого государственного университета управления в течение 2008—2012 годов проводятся исследования, направленные на изучение, систематизацию подхо-

дов к пониманию предпринимательского потенциала и его составляющих; апробация психодиагностических методик по его выявлению; консультации и разработка методических рекомендаций.

Таблица 2

Основные проблемы бизнес-инкубирования в странах СНГ

Характер проблемы Содержание проблемы

Теоретико- методологическая Отсутствие единого понятийно-категориального аппарата; расхождение в терминологии; несовершенство организационно-правовой и методической базы функционирования бизнес-инкубаторов в новых условиях.

Нормативно- правовая Правовая неопределенность статуса БИ; отсутствие понятийного определения налогооблагаемой базы; нерешенность вопроса по статусу, функциям, правам и обязанностям управляющей компании и взаимоотношений с собственником.

Финансовая Необходимость серьезной финансовой поддержки государством создания БИ; неопределенность источников финансирования эксплуатации БИ; отсутствие утвержденного источника средств на обеспечение текущей деятельности БИ; неразвитость долгосрочного кредитования малого бизнеса; отсутствие страховки на имущество БИ.

Функциональная Необходимость выбора оптимальной формы эксплуатации БИ; отсутствие четкого механизма обновления оборудования БИ; жесткая регламентация приобретаемого в рамках конкурса оборудования, ограничивающая возможности БИ; отсутствие инфраструктурных механизмов поддержки предприятия, вышедшего из БИ; слабая координация вновь создаваемых структур с действующей инновационной инфраструктурой - технопарками, инновационно-технологическими центрами, агентствами поддержки малого и среднего бизнеса, коучинг-центрами.

Кадровая Отсутствие системы подготовки компетентных кадров для работы в БИ (администрации, консультантов, экспертов); кадровое обеспечение инкубируемых малых предприятий и обучение предпринимателей; повышение компетентности государственных служащих и сотрудников организаций, поддерживающих предпринимательство.

Целью изучения предпринимательского потенциала в 2011/2012 учебном году были разработка и внедрение методики определения предпринимательского потенциала в деятельность инновационной образовательной структуры на основании противопоказаний и развития личностного потенциала школьников и студентов для организации собственного дела.

Были поставленные следующие задачи:

— проведение психологического мониторинга исходных уровней развития общих способностей к предпринимательству школьников и студентов;

— выявление группы риска среди школьников и студентов, которым не рекомендуется предпринимательская деятельность;

— способствование самопознанию студентами особенностей развития составляющих своего предпринимательского потенциала;

— проведение консультаций для студентов по проблеме личностной готовности к ведению собственного бизнеса и возможности саморазвития составляющих предпринимательского потенциала.

Исследование предпринимательского потенциала в 2011/2012 учебном году проводились среди школьников г. Харцизска и студентов II курса факультета менеджмента по следующим направлениям: определение развития общих способностей к предпринимательству; изучение наличия адаптивных способностей к предпринимательской деятельности. Исследование предпринимательского

потенциала проводилось среди 69 выпускников одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений г. Харцизска и 65 студентов II курса факультета менеджмента (направление подготовки «Менеджмент», профессиональное направление «Менеджмент организации и администрирование», вариативная составляющая «Менеджмент непроизводственной сферы»).

Согласно разработкам лаборатории организационной психологии Института психологи им. Г.С. Костюка НАПН Украины (г. Киев), предпринимательский потенциал включает общие способности к предпринимательской деятельности, составляющие которого представлены на рис. 1.

Как показал проведенный психологический мониторинг, на основе результатов использования уровней развития общих способностей к предпринимательской деятельности можно выделить несколько групп: «личностно готовые», «способные», «потенциально способные», «личностно неготовые». Результаты изучения особенностей психологической готовности выпускников общеобразовательных учреждений г. Харцизска к осуще-

ствлению предпринимательской деятельности представлены на рис. 2.

Выявление особенностей сформированности общих способностей к предпринимательству у студентов II курса данной выборки показало наличие 4 групп: «личностно готовые», «способные», «потенциально способные», «личностно неготовые» (рис. 3).

Группы школьников

□ «личностно готовые»

□ «способные»

□ «потенциально способные»

□ «личностно неготовые»

Рис. 2. Сформированность общих способностей к предпринимательской деятельности у выпускников

общеобразовательных учреждений г. Харцизска

4%

Рис. 3. Сформированность общих способностей к предпринимательству у студентов II курса

Изучение пригодности студентов к осуществлению предпринимательской деятельности в особенных, стрессовых, экстремальных условиях совершалось на основе изучения их адаптивных воз-

можностей. По пригодности к ведению собственного дела было выделено три группы: «пригодные», «потенциально готовые», «склонные к функциональным нарушениям» (рис. 4).

Рис. 4. Пригодность студентов II курса к предпринимательской деятельности на основе нервно-психической стойкости и поведенческого регулирования: 12 % — пригодные, 6 % — потенциально годные, 82 % — склонные к функциональным нарушениям

Результаты проведенных исследований по определению предпринимательского потенциала позволили сделать следующие выводы:

— низкий уровень сформированности личностного потенциала психологической адаптации к работе в усложненных условиях имеют 3 % студентов, средний уровень — 50 % студентов;

— повышение личностного потенциала психологической адаптации к работе в особенных условиях возможно благодаря развитию коммуникативных способностей, которые предполагают необходимость разработки и внедрения коммуникативных тренингов для предпринимателей;

— осуществление предпринимательской деятельности на основе психологического мониторинга не рекомендуется 12 % студентов, у которых выявлена склонность к нервно-психическим срывам и функциональным нарушениям;

— для повышения адаптивных способностей студентов рекомендуется развитие атенционно-мыслительных способностей, особенно творческого и креативного мышления, переключения и устойчивости внимания;

— использование уровней развития общих способностей к предпринимательской деятельности у школьников и студентов выявило необходимость развития личностной готовности к открытию собственного дела на основе внедрения инновационных технологий обучения, направленных на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности.

Таким образом, хозяйственная деятельность макрорегионов и экономических кластеров ставит перед бизнес-инкубаторами новые задачи, решение которых неосуществимо без использования всего многообразия связующих отношений, формирующихся в регионах. Так, например, прове-

денный психологический мониторинг и апробация психологического инструментария показали возможность его применения во время консультирования для повышения качества подготовки к открытию собственного дела специалистов в сфере управления. Используя данный инструмент, бизнес-инкубатор сможет выстроить эффективную работу с потенциальными предпринимателями. В современных условиях основой процветания региона является не только производство, но и управление финансовыми потоками, привлечение компетентной рабочей силы и инвестиций, использование инновационных технологий. БИ межрегионального типа сможет полнее использовать ресурсы макрорегиона и стать ресурсом для рационального масштабирования, отраслевой специализации и кластеризации, межотраслевой интеграции и социальной консолидации экономической системы макрорегиона.

Библиографический список

1. Oбoдeць P.B. Teopeтикo-мeтoдичнi засади opгaн-ізації бiзнec-iнкyбaтopiв на мicцeвoмy рівні // Мexa-нізми підвищєння eфeктивнocтi управління функці-oнyвaнням eкoнoмiки: зб. наук. праць. Cepiя «Его-^міка». T. X. Bип. 11S. Дoнeцьк, 2009. C. 126—133.

2. Cтaнoвлeння мaлoгo підприємництва в сучасних yмoвax: дocвiд та пєрспєктиви poзвиткy: мoнoгpa-фія / P.B. Oбoдeць [та ін.], під загаль^ю peдaкцiєю O.B. Бaлaбeнкo. Макіївка: Цифpoвa типoгpaфiя, 2012. 250 с.

3. Любчук O.K. ^я^иція підготовки управлінських кадрів як ^шальних ^^ватерів // Пpoблeми сучас^го дepжaвнoгo управління: зб. наук. праць Дoнeцькoгo дepжaвнoгo унівєрситєту управління. T. XI. Bип. 152. CepiH «Дepжaвнe управління». Дo-нєцьк, 2012. C. 263-273.

O.K. Lyubchuk, R.V. Obodets* PERSPECTIVES OF IMPLEMENTATION OF METHODS OF DETERMING THE ENTREPRENEURIAL POTENTIAL IN THE WORK OF BUSINESS-INCUBATORS ON THE BASIS OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

In the article the main results of the use of methods for determining the entrepreneurial potential for its implementation in the work of an innovative infrastructure of support of an enterprise.

Key words: entrepreneurial potential, business-incubator.

* Lyubchuk Olga Konstantinovna (info@dsum.edu.ua), the Dept. of Philosophy and Psychology, Donetsk State University of Management, Donetsk, 83015, Ukraine.

Obodets Roman Vasilievich (info@dsum.edu.ua), the Dept. of Management of Manufacturing Sphere, Donetsk State University of Management, Donetsk, 83015, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.