DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-77-87
Перспективы внедрения интеллектуальных ресурсов в цифровую среду торгового предпринимательства
Г. Н. Чернухина1*, А. В. Храмова1
1 Университет «Синергия», Москва, Россия ' Gchernukhina@synergy.ru
Аннотация. Актуальность и практическая значимость исследования определяется возрастанием роли интеллектуальных ресурсов в условиях цифровизации предпринимательства. Наряду с иными видами, интеллектуальные ресурсы определяют конкурентоспособность торговых предприятий и выступают ключевым фактором их развития. Кризис COVID-19 ускорил распространение электронной коммерции на новые фирмы, клиентов и виды продукции. Это позволило торговым предприятиям продолжать работу, несмотря на ограничения контактов. При этом обладание интеллектуальным капиталом оказывает существенное влияние на конкурентоспособность фирм. Значение нематериальных активов как источника конкурентных преимуществ стремительно растет. Блокчейн и связанные с ним технологии актуальны в настоящее время, многие отрасли изучают свои возможности, и постоянно появляются новые варианты его использования. Поскольку технология распределительного реестра создает безопасную, проверенную и неизменяемую цепочку информации, она находит применение в защите бренда и правоприменении, используется для отслеживания товаров в цепочке поставок, что представляет интерес для многих секторов, интенсивно использующих интеллектуальную собственность, где важна прослеживаемость товаров. Механизм его универсален, применим практически во всех отраслях и имеет существенные преимущества перед стандартными системами хранения данных. В данном исследовании изучается дискуссионная тема влияния компонентов интеллектуальных ресурсов на конкурентные преимущества торговых предприятий. Высокий уровень конкуренции приводит к необходимости максимально использовать все имеющиеся ресурсы, в том числе интеллектуальные. Исследованы группы интеллектуальных ресурсов, внедрение в их развитие цифровых технологий. Авторами аргументировано, что при этом для сферы торгового предпринимательства и Intellectual Property блокчейн и искусственный интеллект в настоящее время стали одновременно и вызовом, и триггером к развитию.
Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы, цифровая среда, торговое предпринимательство, электронная торговля, логистика, блокчейн
Для цитирования: Чернухина Г. Н, Храмова А. В. Перспективы внедрения интеллектуальных ресурсов в цифровую среду торгового предпринимательства // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 7787. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-77-87
Prospects for the introduction of intellectual resources in the digital environment of commercial entrepreneurship
G. Chernukhina1*, A. Khramova1
1 Synergy University, Moscow, Russia ' Gchernukhina@synergy.ru
Abstract. The relevance and practical significance of the research is determined by the increasing role of intellectual resources in the conditions of digitalization of entrepreneurship. Along with other types, intellectual resources determine the competitiveness of trade enterprises and act as a key factor in their development. One of the main features that characterize the modern economy is a high level of competition, which ultimately leads to the need to maximize the use of all available resources, actively introduce innovative technologies, and quickly adapt to changing market conditions. The scope of the study is expanded by the fact that during the coronavirus pandemic, commercial entrepreneurship in Russia was greatly transformed. suffered and transformed. The pandemic has pushed commerce to online platforms, and contributed to the development of a favorable environment for e-commerce. Currently, a wide range of digital innovations are used in commercial entrepreneurship. The COVID-19 crisis has accelerated the spread of e-commerce to new firms, customers, and products. This allowed the trade enterprises to continue working, despite the limitations of contacts. At the same time, the possession of intellectual capital has a significant impact on the competitiveness of firms. The importance of intangible assets as a source of competitive advantages is growing rapidly. Blockchain and related technologies are currently relevant, many industries are exploring their capabilities, and new ways to use it are constantly emerging. Since the distributed ledger technology creates a secure, verified, and immutable information chain, it finds application in brand protection and enforcement, and is used to track.
Keywords: intellectual resources, digital environment, trade entrepreneurship, e-commerce, logistics, blockchain
For citation: Chernukhina G., Khramova A. Prospects for the introduction of intellectual resources in the digital environment of commercial entrepreneurship. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.2, pp.77-87 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-2-77-87
Введение
В современных условиях развитие интеллектуальных ресурсов приобретает важное значение, характеризует инновационность национальной экономики и отдельных ее отраслей, в частности торговли. Результаты качественного анализа показывают, что интеллектуальный капитал влияет на бизнес-организацию различными способами, такими как повышение конкурентных преимуществ, содействие инновациям, повышение компетентности сотрудни-
ков и эффективности организации. Кроме того, современная бизнес-среда достаточно динамична, и торговые организации сталкиваются со многими изменениями. Интеллектуальные ресурсы являются основным предпринимательским ресурсом в развитии инновационной экономики.
Искусственный интеллект и роботизация, Интернет вещей (1оТ), виртуальная и дополненная реальность, био- и нейротехнологии в различных отраслях и сферах деятельности - эти новейшие методы становятся частью нашего повседневного существования, поэтому в на-
стоящее время интеллектуальные ресурсы являются одним из основных конкурентных преимуществ предприятий, поскольку торговое предпринимательство функционирует в условиях интенсивной конкуренции и сильно подвержено изменениям внешней среды.
В прошлом люди считали, что эффективность предприятия зависит только от грамотного управления финансами и затратных статей. Однако авторы утверждают, что успех организаций в значительной степени зависит от элементов интеллектуальных ресурсов, которые вносят вклад в организационную эффективность в условиях цифровых преобразований.
Авторами дана трактовка термина «интеллектуальные ресурсы» применительно к исследуемой отрасли: «Интеллектуальные ресурсы в торговле - это совокупность знаний, инновационных технологий и интеллектуального труда торгового персонала, используемых для формирования конкурентных преимуществ организации».
Технологию блокчейн применительно к сфере торговли авторы рассматривают в следующих контекстах: ценность, прикладное применение, безопасность и конкурентное преимущество. Предметом исследования являются различные аспекты диджита-лизации интеллектуальных ресурсов в торговом предпринимательстве.
Предполагается решение следующих задач: исследовать группы интеллектуальных ресурсов в сфере торгового предпринимательства; выявить возможности использования системы распределенных реестров (блокчейна) в торговле; обозначить перспективы развития интеллектуальных ресурсов в электронной коммерции в условиях цифровых преобразований и др.
Торговля и интеллектуальные ресурсы тесно переплетены с цифровыми системами. Конкурентные преимущества на рынке можно получить только при условии, что активно воплощаются в жизнь инновационные идеи и планы в большинстве сфер деятельности, в том числе в торговле.
Методологическую основу данного научного исследования составляет системный подход к изучению интеллектуальных ресурсов и цифровой среды торгового предпринимательства на основе применения общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, ретроспективного анализа, а также посредством исследования и анализа информационных материалов российских и зарубежных информационных, исследовательских и аналитических агентств (McKinsey, RBC, Data Insight и др.).
Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования
Многочисленные высокотехнологичные компании направляют значительные инвестиции в инновационные технологии в различных отраслях промышленности, включая аэрокосмическую и оборонную,автомобиль-ную, потребительскую электронику, цифровое здравоохранение, Интернет вещей (IoT), торговое предпринимательство, программное обеспечение и видеоигры. Инновации в пространстве AR/VR принимают различные формы, в том числе брэндинг, цифровые медиа, программное обеспечение, дизайн и другие интеллектуальные активы. Интеллектуальная собственность также обеспечивает эффективность торгового предпринимательства.
По мнению авторов, цифровая трансформация в любой отрасли и сфере деятельности - это глубокая трансформация деловой и организационной деятельности, процессов, компетенций и моделей для полного использования изменений и возможностей сочетания цифровых технологий и их ускоряющегося воздействия на общество стратегическим и приоритетным образом с учетом нынешних и будущих изменений.
К интеллектуальным ресурсам, используемым в сфере торгового предпринимательства, авторы относят следующие:
Рыночные активы:
• репутация (нематериальный актив);
• лицензионные соглашения;
• франчайзинговые (концессионные) соглашения и др.
Человеческий капитал:
• квалификация;
• умения, знания;
• компетентность персонала.
Интеллектуальная собственность:
• товарные знаки / знаки обслуживания;
• private label;
• доменные имена и др.
Ресурсы внутриорганизационной среды:
• управленческие процессы;
• информационные технологии;
• корпоративная культура;
• стандарты, регламенты и др.
Системы, которые позволяют сети Интернет функционировать, - программное обеспечение, проекты, интегральные схемы, интерфейс пользователя и т.д., - являются различными формами интеллектуальной собственности и часто охраняются правами интеллектуальной собственности [1].
Интернет и цифровые технологии позволяют фирмам любых размеров создавать инновационные бизнес-модели и выходить на новые рынки, увеличивая свои масштабы. Инновационные бизнес-модели оптимизируют глобальные цепочки создания стоимости (GVC) и цепочки поставок, играя ключевую роль в стимулировании тенденций развития электронной коммерции [2].
По мнению авторов, для сферы IP блок-чейн, искусственный интеллект и Интернет вещей уже сегодня стали одновременно и вызовом, и триггером к развитию.
Технология блокчейн стала неотъемлемой частью бизнес-процессов крупных компаний. Предприятия используют ее специальную версию, известную как технология распределенного реестра (DLT). Она применяется для проверки транзакций, контроля доставки, мониторинга операций на рабочих местах и многих других задач.
По своей сути блокчейн - это технология, используемая для передачи ценности через сеть участников. Нематериальные активы
становятся все более важными для стоимости компании, и успех зависит от способности оптимизировать отдачу от инвестиций. Жизненный цикл интеллектуальных ресурсов будущего будет обеспечивать то, чтобы активы относились на счет создания, были защищены от мошенничества и работали в сети, способствующей операционной эффективности и инновациям продукта. Данная технология - это распределенная база данных записей всех транзакций между компьютерами, участвующими в системе или цепочке связанных компьютеров. Он обеспечивает более безопасный и прозрачный способ обработки всех видов данных, и поэтому различные приложения, а также приложения этой технологии бесконечны.
Всемирный экономический форум (ВЭФ) совместно со специалистами компании Bain & Company опубликовали отчет, согласно которому развитие технологии распределенного реестра (DLT) поможет увеличить объем мировой торговли на 1 трлн долл. через десять лет [3].
Исследование под названием «Торговые технологии - новая эра для цепей торговли и снабжения» подчеркивает экономические выгоды использования DLT в уже существующих цепях поставок. Исследователи отметили, что дополнительный 1 трлн долл. финансирования глобальной торговли к 2028 году станет прямым результатом внедрения DLT. Распределенный реестр и другие технологические инновации обещают революционные преимущества в торговле и снабжении благодаря снижению издержек и простоте использования.
Технология блокчейн в торговом предпринимательстве рассматривается авторами в контекстах, представленных с примерами ниже.
Ценность
Снижает риски и расходы для всех задействованных сторон, упрощает процесс записи транзакций и учета активов в бизнес-сети. Актив может быть материальным (товары)
или нематериальным (интеллектуальная собственность, авторские права, бренд). Транзакции отражают перемещение активов.
Безопасность
С 2016 года Walmart использует блок-чейн-платформу, разработанную совместно с IBM для отслеживания движения продуктов через цепочку поставок от производителя к потребителю. RFID-метки передают в систему данные о местоположении и состоянии продукта.
Преимущества:
• доверие потребителей, а следовательно, их лояльность;
• снижение фасильфицированной и контрафактной продукции на рынке и др.
Прикладное применение
К примеру, проблемы сферы логистики включают в себя многоэтапные цепочки поставок грузов и отсутствие прозрачности на этих этапах. Если цепочка поставок сформирована на основе технологии блокчейн, то ее участники могут вносить данные о цене, местоположении, качестве, сертификации товаров, датах проведения операций и другую необходимую информацию, которая поможет более эффективно управлять всей цепочкой в целом.
Конкурентное преимущество
Интернет-коммерция с каждым годом становится все популярнее, но конкурировать с традиционным бизнесом ей мешает угроза хакерских атак и недоверие к партнерам. Блокчейн позволит проверять торговых партнеров и регистрировать личные данные. К примеру, покупатель оплачивает товар из интернет-магазина и делает перевод через блокчейн. В цепочке данных появится запись, что деньги перечислены магазину.
Далее обозначены некоторые перспективы применения блокчейна в электронной коммерции. Сегодня приблизительно 2/3 всех розничных покупок в интернет-пространстве осуществляются на 4 сай-
тах-маркетплейсах - eBay, Amazon, Etsy, Alibaba [4]. Как онлайн в свое время изменил обычный формат шопинга, так и блокчейн может в корне изменить представления о e-commerce благодаря своей прозрачности. Наиболее очевидные выгоды от использования новой технологии в интернет-торговле - в сфере платежей, так как блокчейн позволяет делать быстрые, безопасные и дешевые переводы. Также решения на базе технологии блокчейн позволяют отслеживать поставки на всех стадиях их движения. На любом из этапов объект можно проконтролировать и проверить его историю [5]. Все это позволяет вывести логистику на качественно новый уровень.
Авторами сформулированы следующие основные преимущества технологии блокчейн в логистике:
• позволяет снизить логистические издержки;
• исключает возможность подделки данных;
• устраняет лишних посредников;
• предотвращает неправильную маркировку незаконных товаров и другие попытки мошенничества;
• сокращает время на документооборот.
Далее рассмотрим, как может выглядеть цепочка событий (блокчейн) в логистике.
В каждый блок добавляется временная отметка (хеш-сумма), которую проще всего представить как уникальный отпечаток пальца. Эти блоки строго в определенном порядке складываются в цепочки (blockchain буквально «цепь блоков»). Если попытаться переставить последовательность блоков, то система отвергнет цепь из-за несоответствия структуры и хеш-суммы. Чтобы никто не мог изменить временную отметку и пересчитать хеш-сумму, которая будет правильной с точки зрения системы, блокчейн использует несколько способов защиты: Proof of Work (PoW, «доказательство работы») и Proof of Stake (PoS, «доказательство владения») [6].
Особенность блокчейна в том, что страницы (блоки) одновременно хранятся у всех пользователей сети, постоянно обновляются и ссылаются на старые страницы (схематично показано на рисунке 1).
В блокчейн-платформу можно ввести сведения о материалах, изготовителе, сроке годности, цепочке поставок, людях и процессах, связанных с производством и реализацией. Если кто-то попытается обмануть систему, то она сразу же обнаружит несоответствие в структуре блоков [8].
Многие приложения основаны на хранении идентификационной информации о товарах, услугах, людях и т.д. Применительно к использованию технологии блокчейн особую значимость получает токен, который является единицей учета определенной ценности, представленной в виде записи в базе данных, функционирующей на основе технологии блокчейн [9].
Согласно Федеральному закону от 18 марта 2019 г. № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [10], в Российской Федерации вместо термина «токен» в гражданском праве применяется термин «цифровые права», определяемые в соответствии со ст. 141.1 ГК РФ [11] как названные
в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых отвечают правилам информационной системы.
Блокчейн-системы будущего будут обрабатывать развитие ИС на трех отдельных этапах жизненного цикла: токены для представления товара или актива; услуги отслеживания и вклад в развитие интеллектуальной собственности (ИС); платформа для управления продажей, лицензированием, заключением контрактов и эксплуатацией ИС [12].
Обозначим преимущества блокчейна для управления правами и роялти: более эффективное управление нематериальными активами, которые уникальны, - право собственности на авторское право может быть доказано, а атрибуция может быть прослежена до исходных сторон общего актива. Используя существующие инструменты, различные команды могут сотрудничать и повторять контент, сохраняя при этом происхождение и иную информацию. Однако внедрение технологии блокчейн позволяет осуществлять коммодитизацию активов, которые могут быть повторно использованы, обменены и присвоены денежной стоимости.
В течение следующего десятилетия технология блокчейн изменит то, как компании
Рис. 1. Схема блокчейна в логистике [7] Fig. 1. Blockchain scheme in logistics [7]
каталогизируют и отслеживают Intellectual Property.
Это позволит улучшить управление правами несколькими ключевыми способами. Во-первых, компании, контролирующие авторские права, будут иметь лучшую основу для данных, которые могут каталогизировать все версии, итерации и вклады в один актив. Все входы в конечный продукт, такие как фильм, видеоигра или рекламная кампания, доступны в полном пакете [13]. Во-вторых, возможность быстрого обмена информацией между партнерами с исполняемыми контрактными условиями улучшит работу между поставщиками, дистрибьюторами и третьими сторонами. Кроме того, фиксируется поток лицензирования и платежей в реальном времени [14]. В этой модели контент-провайдер может внести свой вклад в часть конечного продукта и поддерживать видимость рыночных показателей и финансовых обязательств.
Конкуренция в современном бизнесе очень высока. Каждая компания хочет первой вывести продукт на рынок и обойти конкурентов [15]. В таких условиях стоит защитить не только свои бизнес-идеи, но и про-
граммные разработки [16]. Мобильные приложения, которым доверяют финансовые операции, хранение персональных данных и коммерческой тайны, нуждаются в безупречной защите, ведь взлом мошенниками таких приложений может привести к не меньшему ущербу для компании, чем проникновение в ее внутреннюю сеть.
Связанный с этим тренд на кибербезо-пасность обязывает разработчиков мобильных кошельков надежно защищать данные пользователей.
В торговом онлайн-бизнесе наличие удобного способа оплаты и безопасность онлайн-платежа в наибольшей степени влияют на принятие решения о покупке, скорость доставки и начисление кэшбека -в наименьшей [17].
Самый распространенный способ оплаты - банковской картой онлайн, то есть в момент заказа на сайте или в приложении (рис. 2)
Онлайн-платеж банковской картой имеет преимущества, указанные на рисунке 3.
Итак, больше всего пользователей ценят онлайн-платежи за защищенность данных и скорость проведения.
Выберите все способы оплаты, которые Вы использовали хотя бы раз за последние 30 дней
Криптовалюта Системы быстрых платежей Терминалы Мобильные платежные системы Электронный кошелек Клиент-банк Карты офлайн Наличные Карты онлайн
Рис. 2. Способы оплаты товаров и услуг в торговле [17] Fia. 2. Payment methods for aoods and services in trade [171
Кэшбэк Бонусы Простота Удобство пополнения Комиссия
Удобство для одного типа товаров Скорость Защищенность данных
Рис. 3. Преимущества онлайн-платежей банковской картой [17] Fig. 3. Advantages of online bank card payments [17]
Обобщая вышесказанное, отметим, что цифровые технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью любого бизнеса [18]. Индустрия цифровизации и обработки данных быстро меняет ландшафт торгового предпринимательства [19]. Интеллектуальные ресурсы считаются активом, который в широком смысле может быть определен как совокупность всех информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении компании, которые могут быть использованы для получения прибыли, привлечения новых клиентов, создания новых продуктов или иного улучшения бизнеса [20]. Интеллектуальная собственность вносит большой вклад в нашу национальную и государственную экономику [21].
Выводы и рекомендации
Авторами данной статьи исследованы группы интеллектуальных ресурсов, внедрение в их развитие цифровых технологий, некоторые из них, к примеру Internet of things, Blockchain и другие, рассмотре-
ны более подробно с учетом перспективных тенденций.
Цифровая экономика зависит от стабильной и безопасной системы инфраструктуры и управления, поэтому авторами была поставлена задача исследования процессов диджитализации интеллектуальных ресурсов в торговом предпринимательстве [22]. Можно утверждать, что в соответствии с целью были решены следующие задачи: исследованы группы интеллектуальных ресурсов в сфере торгового предпринимательства; дана авторская трактовка термина «интеллектуальные ресурсы в торговле», выявлены возможности использования системы распределенных реестров (блок-чейна) в торговле; обозначены перспективы развития интеллектуальных ресурсов, в частности применения блокчейна в электронной коммерции в условиях цифровых преобразований, и др. Цифровые технологии способствуют процессу развития интеллектуальных ресурсов, а также оказывают существенное влияние на экономику в целом и на торговое предпринимательство и качество жизни потребителей в частности.
Список литературы
1. Астахов В. В., Хабаров В. И. Определение эффективной стратегии повышения конкурентоспособности наукоемкого предприятия // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 2 (74). С. 120-129. DOI: 10.24411/19937598-2019-10209.
2. Васильев А. И. Конкуренция и конкурентоспособность: проблема взаимосвязи // Современная конкуренция.
2017. Т. 11. № 5 (65). С. 130-139.
3. Блокчейн увеличит объем мировой торговли // StockWorld. URL: https://www.stockworld.com.ua/ru/fintech/ world/blokchiein-uvielichit-obiem-mirovoi-torghovli (дата обращения: 25.03.2021).
4. Блокчейн в онлайн-торговле: возможности EDC Blockchain // Medium. URL: https://highwayman1991.medium. com/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD-%D0%B2-%D0%BE%D0%BD% D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5--%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-edc-blockchain-876c4f9c99c1 (дата обращения: 25.03.2021).
5. Володин В. В., Дмитриев А. Г., Хабаров В. И. Специфика риск-менеджмента при совершении международных сделок слияний и поглощений в сегменте В2В, FM сервисов и услуг // Научное обозрение: теория и практика. 2019. № 2. С. 94-108.
6. Чернухина Г.Н, Чернухин А.М. Инструменты реализации инвестиционной стратегии интегрированной торговой системы // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 10. С. 83-94.
7. Блокчейн - как технология будущего будет использована в логистике // ABL. URL: https://www.ablcompany. ru/news/blokcheyn-kak-tehnologiya-budushchego-budet-ispolzovana-v-logistike (дата обращения: 25.03.2021).
8. Коваленко А. И. Сетевой эффект как признак доминирующего положения цифровых платформ // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 18-37. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-18-37.
9. Савельев А. И. Некоторые риски токенизации и блокчейнизации гражданско-правовых отношений // Закон.
2018. № 2. С. 36-51.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 22.03.2021).
11. Федеральный закон Российской Федерации от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 12.
12. Рубин Ю. Б. Стратегии и тактики конкурентного поведения // Современная конкуренция. 2017. № 3. С.81-96.
13. Косарева О. А. Современные тенденции развития розничной торговли. Перспективные форматы розничных магазинов // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 193-197. DOI: 10.25683/V0LBI.2019.46.136.
14. Курганова Н. Ю, Чернухин А. М. Современные программы продвижения в розничных торговых сетях // Проблемы теории и практики управления, 2019. № 12. С. 60-68.
15. Никулина Ю. А., Чернухина Г. Н. Стратегия многоканальных продаж как конкурентное преимущество
в оптовой торговле // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 4 (80). С. 40-53. DOI: 10.37791/1993-75982020-14-4-40-53.
16. Чернухина Г. Н., Храмова А. В. Перспективы развития иммерсивных технологий как современных инструментов электронной коммерции // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 11. С. 226-241. DOI: 10.46486/0234-4505-2020-11-226-241.
17. Онлайн-платежи глазами покупателей // Data Insight. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_ RBKMoney_OnlinePayments2020.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
18. Храмова А. В. Бихевиористический подход к кастомизации торгового бизнеса в современных условиях // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 66-78. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-66-78.
19. Чернухина Г. Н, Ермоловская О. Ю, Косарева О.А. Торговые кластеры в условиях научно-технологического развития Российской Федерации: монография. - М.: Университет «Синергия», 2020. - 150 с. DOI: 10.37791/978-5-4257-0484-9-2020-1-150.
20. Чернухина Г. Н, Ермоловская О. Ю. Развитие человеческого капитала как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в России // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 48-57. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-48-57.
21. Чернухина Г. Н. Интеллектуализация трудовых ресурсов как фактор профессионализма в сфере обращения товаров и услуг // Вестник Академии. 2017. № 2. С. 79-85.
22. Чернухина Г. Н. Трансформация и тенденции потребления в современной шеринговой модели бизнеса // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 3 (79). С. 79-88. DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-3-79-88.
Сведения об авторах
Чернухина Галина Николаевна, ORCID 0000-0001-9397-5752, канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой коммерции и торгового дела, Университет «Синергия», Москва, Россия, Gchernukhina@ synergy.ru
Храмова Алиса Владимировна ORCID 0000-0002-4141-5662, канд. экон. наук, доцент, кафедра коммерции и торгового дела, Университет «Синергия», Москва, Россия, Hramova.alisa@yandex.ru
Статья поступила 30.03.2021, рассмотрена 10.04.2021, принята 16.04.2021 References
1. Astakhov V. V., Khabarov V. I. Determination of effective strategy of improving competitiveness of the knowledgeintensive enterprise. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2019, vol.13, no.2(74), pp.120129 (in Russian). DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10209.
2. Vasiliev A. I. Competitiveness and competition: the problem of interrelationship. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2017, vol.11, no.5 (65), pp.130-139 (in Russian).
3. Blokchein uvelichit ob"em mirovoi torgovli [Blockchain will increase the volume of world trade]. Available at: https:// www.stockworld.com.ua/ru/fintech/world/blokchiein-uvielichit-obiem-mirovoi-torghovli (accessed 25.03.2021).
4. Blockchain in Online Trading: EDC Blockchain Features. Medium. Available at: https://highwayman1991.medium.co m/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD-%D0%B2-%D0%BE%D0%BD%D 0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5--%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-edc-blockchain-876c4f9c99c1 (accessed 25.03.2021).
5. Volodin V. V., Dmitriev A. G., Khabarov V. I. Specifics of risk management when making international merger and acquisition transactions in the segment of B2B and FM services. Nauchnoe obozrenie: teoriya ipraktika, 2019, no.2, pp.94-108 (in Russian).
6. Chernukhina G. N., Chernukhin A. M. Instruments of innovation strategy realization of integrated trade system. Problemy teorii ipraktiki upravleniya=Internatiional journal of management theory and practice, 2019, no.10, pp.8394 (in Russian).
7. Blokchein - kak tekhnologiya budushchego budet ispol'zovana v logistike [Blockchain - how the technology
of the future will be used in logistics]. Available at: https://www.ablcompany.ru/news/blokcheyn-kak-tehnologiya-budushchego-budet-ispolzovana-v-logistike (accessed 25.03.2021).
8. Kovalenko A. I. Network effect as a sign of the dominant position of digital platforms. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.1(77), pp.18-37 (in Russian). DOI: 10.37791/19937598-2020-14-1-18-37.
9. Savelyev A. I. Some risks related to tokenisationand blockchainisation of civil-law relations. Zakon, 2018, no.2, pp. 36-51 (in Russian).
10. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of November 30, 1994 51 FZ (ed. from March 03, 2021) (in Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (accessed 22.03.2021).
11. RF Federal Law "On amendments to Parts one, two and Article 1124 of Part Three of the Civil Code of the Russian Federation" of March 18, 2019 34 FZ (in Russian). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2019, no.12.
12. Rubin Yu. B. Strategies and tactics of competitive behavior. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2017, no.3, pp.81-96 (in Russian).
13. Kosareva O. A. Modern tendencies of development of retail trade and future formats of retail stores. Biznes. Obrazovanie. Pravo=Business. Education. Law, 2019, no.1(46), pp.193-197 (in Russian). DOI: 10.25683/ VOLBI.2019.46.136.
14. Kurganova N. Yu., Chernukhin A. M. Modern promotion programs in retail chains. Problemy teorii i praktiki upravleniya=Internatiional journal of management theory and practice, 2019, no.12, pp.60-68 (in Russian).
15. Nikulina Yu. A., Chernukhina G. N. Multi-channel sales strategy as a competitive advantage in wholesale trade. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.4(80), pp.40-53 (in Russian). DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-40-53.
16. Chernukhina G. N., Khramova A. V. Prospects for the development of immersive technologies as modern tools of e-commerce. Problemy teorii i praktiki upravleniya=Internatiional journal of management theory and practice, 2020, no.11, pp.226-241 (in Russian). DOI: 10.46486/0234-4505-2020-11-226-241.
17. Onlain-platezhiglazamipokupatelei [Online payments through the eyes of buyers]. Available at: https://datainsight. ru/sites/default/files/DI_RBKMoney_OnlinePayments2020.pdf (accessed 25.03.2021).
18. Khramova A. V. Behavioral approach to customization of trading business in modern conditions. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.3(79), pp.66-78 (in Russian). DOI: 10.37791/19937598-2020-14-66-78.
19. Chernukhina G. N., Ermolovskaya O. Yu., Kosareva O. A. Torgovye klastery vusloviyakh nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Trade clusters in the conditions of scientific and technological development of the Russian Federation: monograph]. Moscow: Synergy University, 2020, 150 p. DOI: 10.37791/978-5-4257-0484-9-2020-1-150.
20. Chernukhina G. N., Ermolovskaya O. Yu. The development of human capital as a factor in increasing the competitiveness of business structures in Russia. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.1(77), pp.48-57 (in Russian). DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-1-48-57.
21. Chernukhina G. N. Intellectualization of labor resources as a factor of increasing professionalism in the sphere of goods and services circulation. VestnikAkademii=Academy Bulletin, 2017, no.2, pp.79-85.
22. Chernukhina G. N. Transformation and consumption trends in the modern sharing business model. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.3(79), pp.79-88 (in Russian). DOI: 10.37791/19937598-2020-14-3-79-88.
About the authors
Galina N. Chernukhina, ORCID 0000-0001-9397-5752, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Head
of Commerce and Trade Department, Synergy University, Moscow, Russia, Gchernukhina@synergy.ru
Alisa V. Khramova, ORCID 0000-0002-4141-5662, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Commerce and
Trade Department, Synergy University, Moscow, Russia, Hramova.alisa@yandex.ru
Received 30.03.2021, reviewed 10.04.2021, accepted 16.04.2021