Научная статья на тему 'Перспективы внедрения инновационной путевой техники по сети железных дорог ОАО «РЖД»'

Перспективы внедрения инновационной путевой техники по сети железных дорог ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1245
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ / INTRODUCTION / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / RAILWAY / КОМБИНИРОВАННЫЙ ХОД / COMBINED COURSE / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / VEHICLE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Платонов Алексей Александрович

Установлено, что в ближайшей перспективе в путевом хозяйстве ОАО «РЖД» будут внедрён целый ряд инновационных транспортных средств на комбинированном ходу. Выявлены основные типы рассматриваемых транспортных средств, поступающих на сеть железных дорог, с указанием их преимуществ. Раскрыты факторы, оказывающие влияние на эффективность работы подобных транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of the introduction of innovative railway equipment on the railway network of JSC«Russian railways»

It is established that in the short term in the path farm JSC "Russian Railways" will be introduced a number of ininnovative vehicles on the combined course. Basic types of the considered vehicles coming onto the rail network, with an indication of their advantages. Disclosed facto-ry, affecting the efficiency of such vehicles

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения инновационной путевой техники по сети железных дорог ОАО «РЖД»»

УДК 338.47:656.2/.4

А. А. ПЛАТОНОВ

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПУТЕВОЙ ТЕХНИКИ ПО СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОАО «РЖД»

Установлено, что в ближайшей перспективе в путевом хозяйстве ОАО «РЖД» будут внедрён целый ряд инновационных транспортных средств на комбинированном ходу. Выявлены основные типы рассматриваемых транспортных средств, поступающих на сеть железных дорог, с указанием их преимуществ. Раскрыты факторы, оказывающие влияние на эффективность работы подобных транспортных средств.

Ключевые слова: внедрение, железная дорога, комбинированный ход, транспортные средства.

Одним из условий надёжной эксплуатационной деятельности отечественных железных дорог является наличие парка современных путевых машин в необходимом количестве [1]. При этом основной задачей путевого хозяйства является обеспечение такого состояния пути, его сооружений и обустройств, которое сможет гарантировать бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями.

Задача внедрения на отечественных железных дорогах прогрессивных конструкций, совершенствования технологий и модернизации путевой техники была поставлена уже достаточно давно. В частности, в итоговом отчёте ОАО «РЖД» за 2009 г. отмечалось, что в ближайшей перспективе в путевом хозяйстве ОАО «РЖД» будет внедрён целый ряд инновационных решений, в том числе в сфере автоматизации диагностики и мониторинга железнодорожного пути, а также в целом при механизации путевых работ [3]. В отчёте указывалось на необходимость внедрения данных инновационных разработок с достижением максимальной эффективности их использования.

Отдельной строкой в данном отчёте ставилась задача внедрения в производственный процесс транспортных средств на комбинированном ходу.

В соответствии с работой [8] дорожно-рельсовые транспортные средства, использующие комбинированный (чаще всего колёсный и железнодорожный) ход, могут производиться на базе легковых и грузовых автомобилей, грузовиков и тракторов, экскаваторов и т. д. Особенностью данных транспортных средств является то, что они могут перемещаться по автомобиль-

© Платонов А. А., 2015

ным дорогам общего пользования (в том числе нередко по бездорожью), а при необходимости двигаться по железнодорожным рельсам, при этом их постановка на железнодорожный путь и снятие с него осуществляется на переездах.

Как отмечается в [1], согласно действующей масштабной инвестиционной программе закупки путевой техники в ближайшие пять лет будет поставлено 300 единиц машин на комбинированном ходу преимущественно отечественного производства.

Анализ внедряемой по сети железных дорог техники на комбинированном ходу позволил установить, что в настоящее время применяются в основном два типа дорожно-рельсовых транспортных средств - экскаваторы и специальные автомобили.

В последнее время подобная техника периодически представляется на различных выставках (например, Международном железнодорожном салоне EXPO 1520 в Щербинке и др.). С 15 по 17 июля 2013 г. в Чите прошла IX Ассамблея начальников железных дорог. В рамках железнодорожного форума были показаны новейшие разработки современных путевых машин, используемых на сети железных дорог России. Группой РПМ (ОАО «Калужский завод «Рем-путьмаш») был представлен выпускаемый совместно с французской фирмой «Geismar» экскаватор-погрузчик на комбинированном ходу KGT-4RS. При этом начальник управления механизации Центральной дирекции инфраструктуры С.С. Конышев подчеркнул, что все они входят в план производства в рамках лизинговой программы обновления парка путевых машин ОАО «РЖД», и часть техники уже изготовлена и поставлена на железные дороги России [4].

Рис. 1. Экскаватор и путеремонтная летучка на комбинированном ходу

Бесспорным преимуществом этих машин является то, что они дают возможность проведения различных работ по текущему ремонту железнодорожного пути сменными рабочими органами. Кроме того, высокая мобильность, быстрая подготовка к работе на железнодорожном пути и быстрое проведение работ при ограниченном доступе в чрезвычайных ситуациях делают экскаватор весьма перспективным для работ на труднодоступных участках железных дорог (рис. 1, а).

Такие экскаваторы уже поступают на различные железные дороги России, работники путевого хозяйства с подобного рода техникой знакомы. В частности, Дирекцией по эксплуатации и ремонту путевых машин Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) в 2013 г. было приобретено 14 единиц новой специализированной техники, 10 из которых были сразу введены в эксплуатацию.

По данным [7] за 11 месяцев 2013 года ОАО «РЖД» инвестировало 1,8 млрд рублей в обновление производственных фондов Забайкальской дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин (ДПМ). При этом в Дирекцию поступили 38 единиц современного специального подвижного состава и путевой техники, способных выполнять большие объёмы ремонтных работ, среди них 8 многофункциональных экскаваторов KGT-4RS. Новая техника уже хорошо зарекомендовала себя во время путеремонтных работ 2013 года, в том числе, во время ремонта протяжённых участков пути методом закрытого перегона.

Кроме экскаваторов на комбинированном ходу на железные дороги России поступают путе-ремонтные летучки. В частности, как отмечается в [5], в рамках реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» «Обновление подвижного состава» в Ульяновскую и Бугульминскую дистанции пути Волго-Камского региона Куйбышевской железной дороги (КбшЖД) поступили две летучки путеремонтные на комбинированном ходу ЛПК-25Е (рис. 1, б).

Данный перспективный вид дорожно-рельсовых транспортных средств предназначен для размещения и перевозки оборудования, механизированного инструмента и рабочих ремонтных бригад при выполнении ими работ по текущему содержанию железнодорожного пути. Летучка создана на базе автомобиля КамАЗ-53228. Проект по её изготовлению был осуществлён в сотрудничестве ОАО «ПО ЕлАЗ» (г. Ела-буга), изготовившго фургон и установившего в нём дополнительное оборудование, с компанией AMEERIKA AUTOTEENINDUSE ОИ (Эстония), изготовившей комбинированный ход для движения по железной дороге.

Подобные летучки поступили в 2013 г. и на Горьковскую железную дорогу [2]. Перспективность применения данных транспортных средств является неоспоримой, с их помощью возможна доставка ремонтных бригад в труднодоступные районы с низким качеством автомобильных дорог.

На железные дороги России поступают также уникальные (в том числе по мировым меркам) дорожно-рельсовые транспортные средства, характеризуемые большими габаритными размерами и массой. Так, в 2013 г. на Псковскую дистанцию пути (ПЧ-26) Октябрьской дирекции инфраструктуры Октябрьской железной дороги поступил мобильный сварочный комплекс для путере-монтных работ МСК-01, оборудованный специалистами ЗАО «Пскоэлектросвар» на базе грузового автомобиля DAF WELDERLINER (рис. 2, а, б).

Внешним видом практически не отличаясь от тяжёлого грузовика, машина представляет собой уникальный рельсосварочный комплекс. Сварочное устройство снабжено системой подтяжки рельсовой плети и манипулятора, который обеспечивает маневренность сварочной головки на 90 градусов в обе стороны. Экономический эффект достигается благодаря высокой мобильности агрегата, за счёт которой увеличивается скорость и объём выполняемой работы, а также сокращается время перемещения машины от одной точки к другой [6].

Рис.2. Мобильный сварочный комплекс МСК-01

На железные дороги России поступают и относительно небольшие дорожно-рельсовые транспортные средства. В частности, это мобильные дефектоскопные лаборатории ЛДМ, базирующиеся на внедорожниках УАЗ-Патриот или Land Rover. В соответствии с [9] для непрерывного контроля, диагностирования и выявления дефектов рельсов с использованием интеллектуальных систем обработки в перспективе потребуется около 300 мобильных дефектоскоп-ных лабораторий ЛДМ-1.

Все рассмотренные выше дорожно-рельсовые транспортные средства относятся к технике на комбинированном ходу, однако собственно параметры комбинированного хода данных транспортных средств отличаются друг от друга, что нередко оказывает влияние на эффективность их работы.

Так, в экскаваторе-погрузчике на комбинированном ходу KGT-4RS используется гидравлический привод механизма установки четырёх приводных рельсовых колёс наружного расположения относительно габаритных размеров и осей транспортного средства, при этом вращение на рельсовые колёса передаётся от пневматических колёс через опорно-приводные барабаны. В летучке путеремонтной ЛПК-25Е используется гидравлический привод механизма установки - четырёх направляющих рельсовых колёс наружного расположения относительно осей и внутреннего расположения относительно габаритных размеров транспортного средства, при этом перемещение летучки обеспечивается контактом четырёх задних пневматических колёс с рельсами при поднятых передних пневматических колёсах. В мобильном сварочном комплексе МСК-01 используется гидравлический привод механизма установки восьми приводных рельсовых колёс комбинированного расположения относительно осей и внутреннего расположения относительно габаритных размеров транспортного средства, при этом МСК-01 передвигается по железнодорожному пути благодаря рельсо-

вым колёсам, смонтированным на специальной приводной тележке, а все пневматические колёса данного транспортного средства находятся над рельсами. В мобильной дефектоскопной лаборатории ЛДМ используется пневматический привод механизма установки четырёх направляющих рельсовых колёс наружного расположения относительно осей и габаритных размеров транспортного средства, при этом перемещение ЛДМ обеспечивается контактом четырёх пневматических колёс с рельсами.

Следует отметить, что указанные различия, с соответствии с разработанной автором специализированной классификацией дорожно-рельсовых транспортных средств, не являются полными.

Итак, приведённые факты показывают стремление ОАО «РЖД», взаимодействующего с предприятиями-производителями транспортных средств на комбинированном ходу, к внедрению в производственный процесс современной инновационной путевой техники. Однако разнообразие характеристик дорожно-рельсовых транспортных средств (в частности, по параметрам комбинированного хода) требует учёта их классификационных признаков с целью повышения эффективности использования подобных транспортных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балдин В. Л. Перспективные направления развития путевой техники // Евразия-Вести: транспортная газета. - 2013. - №8. - С. 13.

2. Вьюгин И. С. Великолепная семёрка: комбинированный ход освободит пути // Гудок: отраслевое СМИ. - 2013. - №153 (25114). - Выходит ежедневно.

3. Инновационные технологические решения и развитие инфраструктуры [Электронный ресурс] // ОАО «Российские железные дороги» [сайт] [2014]. - URL: http://rzd.ru/static/ public/ru?STRUCTURE_ID=5127&layer_id=3290 &id=3646 (дата обращения: 02.03.2014).

4. Железнодорожникам представили новейшие разработки [Электронный ресурс] // RPM Group [сайт] [2014]. - URL: http://www.rempm.ru/ news/news/all/zheleznodorozhnikam-predstavili-novejshie-razrabotki.html (дата обращения: 02.03.2014).

5. На Куйбышевскую магистраль поступили автомобили на комбинированном ходу [Электронный ресурс] // ОАО «Российские железные дороги» [сайт] [2014]. - URL: http://kbsh.rzd.ru/ news/public/ru?STRUCTURE_ID=4523&layer_id= 4069&id=112876 (дата обращения: 02.03.2014).

6. Новости Октябрьской дороги [Электронный ресурс] // ОАО «Российские железные дороги» [сайт] [2014]. - URL: http://ozd.rzd.ru/news/ public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=4069&id =150874 (дата обращения: 02.03.2014).

7. Новости филиалов и ДЗО [Электронный ресурс] // ОАО «Российские железные дороги» [сайт] [2014]. - URL: http://press.rzd.ru/news/ public/ru?STRUCTURE_ID=656&layer_id=4069& id=83125 (дата обращения: 02.03.2014).

8. Платонов, А. А. Классификационные признаки комбинированного хода дорожно-рельсовых транспортных средств / А. А. Платонов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 83.

9. Тарабрин, В. Ф., Бугаенко В. М. Комплексные ресурсосберегающие системы и технологии диагностики инфраструктуры железных дорог // Евразия-Вести: транспортная газета. - 2010. -№4. - С. 24-25.

Платонов Алексей Александрович, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная механика» Московского государственного университета путей сообщения.

Поступила 09.02.2015 г.

УДК 339.562/564:635.07

В. В. КУЗНЕЦОВ, А. А. МИЛОВ, М. В. РЫБКИНА

ЭКСПОРТ И ИМПОРТ СТРАНАМИ МИРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Рассмотрен ряд причин, приводящих к росту зависимости России от импорта сельскохозяйственной продукции. Произведён анализ структуры производимой продукции на селе. Даны рекомендации по наращиванию отечественного сельскохозяйственного производства и снижению импорта сельскохозяйственной продукции. Приведены рекомендации по поддержанию необходимого уровня самообеспеченности регионов.

Ключевые слова: импорт, экспорт, сельскохозяйственная продукция, продовольственная безопасность региона, объём производства.

Статистика последних лет показывает, что объём импорта сельхозпродукции во всём мире растёт быстрыми темпами, соответственно растут и цены. На этот процесс особенно оказывает влияние рост уровня жизни и потребления в таких странах, как Китай, Индия, Мексика, Индонезия, США, Бразилия.

Следует отметить, что при наличии огромного потенциала (наличие плодородной, ухоженной земли, налаженного сельскохозяйственного производства на основе крупных органи-

© Кузнецов В. В., Милов А. А., Рыбкина М. В., 2015

зационных форм как в земледелии, так и в животноводстве, соответствующих этому потенциалу кадров, как в агротехнике, так и по эксплуатации технических средств; созданной за период с 1965 по 1985 гг. всей социальной и инженерной инфраструктуры села), Россия в ходе реформ, начатых в 90-е годы, не воспользовалась ситуацией, сложившейся в мире: вместо того, чтобы активно наращивать отечественное сельскохозяйственное производство, пошла на наращивание импорта сельскохозяйственной продукции, особенно продовольственной части.

Как известно, в начале августа 2014 года Президент России подписал Указ «О применении отдельных экономических мер в целях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.