Вестник Института экономики Российской академии наук
3/2018
Е.В. САВОИСКАЯ
аспирантка Института экономики Российской академии наук
перспективы устойчивого развития предприятий по производству минеральных удобрений
Российское крупнотоннажное производство химической продукции постепенно трансформируется с сырьевого в производство продукции высокого передела. Химическая промышленность зарекомендовала себя как наукоемкая и перспективная отрасль, обладающая огромным потенциалом для своего развития за счет использования новых современных технологий и природоохранной политики. Основным трендом, обеспечивающим освоение новых рынков и укрепление позиций среди традиционных стран - потребителей минеральных удобрений, станет диверсификация производства. В ближайшее время эта тенденция охватит широкий круг направлений, включая продукцию и основные фонды.
Ключевые слова: наилучшие доступные технологии, диверсификация, стратегия развития, эффективность хозяйственной деятельности, инвестиции.
1БЬ: Ъ16, Ъ52, Ъ59, Ъ69, Ъ79.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска возможных путей дальнейшего промышленно-технологиче-ского развития предприятий химического комплекса, а также инновационной модернизации их основных фондов. По оценкам экспертов, такая продукция, как минеральные удобрения, становится все более востребованной в связи с интенсификацией сельскохозяйственного производства, усилением требований к качеству продуктов питания, увеличением количества жителей планеты.
Данные факторы обусловлливают необходимость:
- совершенствования существующих и разработки новых методов экономической оценки природных ресурсов и повышения эффективности инвестиций в химическую отрасль;
- выявления приоритетных мер повышения финансовой устойчивости предприятий по производству минеральных удобрений на основе зарубежного опыта;
- сохранения и усиления конкурентных позиций предприятий химической отрасли; развития интеграционных процессов;
- развития методологии ценообразования на продукцию приро-доемких и экспортно ориентированных отраслей;
- научного обоснования организационно-методического обеспечения, инвестирования в химическую промышленность и дальнейшего совершенствования его механизмов.
Производство минеральных удобрений - значимый сектор химической промышленности Российской Федерации, занимающий одно из лидирующих мест в неуглеводородном несырьевом экспорте. За последние семь лет объем выпуска минеральных удобрений увеличился на 18%, или почти на 20,7 млн т, что в стоимостном выражении составляет более 700 млрд руб. В производстве минеральных удобрений занято более 100 тыс. человек. Предриятия по производству минеральных удобрений не только полностью обеспечивают отечественный рынок, но и являются одними из крупных мировых поставщиков, экспортируя около 16 млн т удобрений в разные страны мира.
В соответствии с утвержденной Стратегией развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 г. организациями -производителями минеральных удобрений заявлено более 30 проектов по созданию новых и расширению действующих производств.
Инновационная модернизация ведущих комплексов химической промышленности крайне важна и потребует не только новых научных теоретических исследований в сфере производства минеральных удобрений, но и совершенствования управления отраслью в целом, в том числе методов стратегического планирования ее развития. Кроме того, в сложной геополитической ситуации обострилась проблема определения сущности и принципов научно-технического развития химических компаний в условиях экономического спада и возникла необходимость обновления нормативно-правовых материалов и ряда стратегических документов.
1. Концепции формирования стратегии управления научно-технологическим развитием
Концептуально-теоретические и прикладные исследованиия крайне актуальны в настоящий период, так как способствуют выходу промышленности на новый виток экономического развития. Кроме экономических факторов этому процессу содействуют сложившиеся обстоятельства, в т. ч. - необходимость обновления ряда стратегических документов.
Классическое определение стратегии дал А. Чандлер [1, с. 5]. В определении раскрывались не только основные цели компании, но и необходимость выведения алгоритма для достижения отмеченных целей
и решения поставленных задач. Другой экономист - И. Ансофф -в своих трудах предложил парадигму новой корпоративной стратегии успеха [12]. Даже в нынешних условиях глобализации при разработке стратегии развития предприятий процесс идентификации коньюнк-туры внешней среды с ведением учета качественно-количественных характеристик обеспечения конкурентных преимуществ является актуальным, что соответствует концепции внешней турбулентности, выдвинутой этим выдающимся математиком и экономистом.
Большинство промышленных организаций, которые за последнее столетие стремились преодолеть кризисы, столкнулись с необходимостью пересмотра своих стратегий для обеспечения устойчивого развития. Качественная структурная перестройка с переходом предприятий на новые методы работы была обязательным условием.
Анализ научных работ, посвященных развитию фирм, показал, что другим необходимым условием является разработка стратегии, постоянно совершенствующейся и адаптирующейся к конкретной рыночной среде.
Гипотезу о необходимости трансформации стратегии компании при расширении ее бизнеса выдвинула Эдит Пенроуз в своем труде «The theory of the grouth of the firm» в 1959 г. Анализ периода адаптации компаний к условиям быстро развивающейся окружающей среды позволил усовершенствовать стратегии развития этих организаций, включая и их диверсификацию.
По данным Р. Рамелта, в 1969 г. доля недиверсифицированных компаний была ниже 7% [10]. Российский ученый Л. Евенко [2] изложил основные теоретические аспекты формирования диверсифицированных структур.
2. Диверсификация производства и ресурсной базы
Следует заметить, что в современных условиях экономической нестабильбности диверсификация является ключевым фактором эффективности функционирования компаний, производящих минеральные удобрения. Необходимость поиска новых источников финансовой стабильности и восстановления равновесия в условиях экономического спада послужили началом для плавного перехода к диверсификации производства.
Среди преимуществ диверсификации как элемента общей политики развития компании можно выделить:
- быструю реакцию на меняющуюся коньюнктуру рынка для улучшения экономических результатов деятельности компании;
- повышение конкурентных преимуществ путем ввода новых видов минеральных удобрений;
- эффективное использование основных фондов путем выпуска различных видов минеральных удобрений на одном оборудовании;
- повышение чувствительности на сезонный спрос на определенный вид минеральных удобрений;
- гибкость выпуска продукции в зависимости от наличия ресурсов;
- эффективность использования финансовых средств компаний по производству минеральных удобрений.
Обеспеченность ресурсной базы собственным сырьем с низкой себестоимостью для производства продукции, включая углеводороды, калийную и фосфорную руды, - залог успешного развития компании по производству минеральных удобрений. Наличие сырьевого источника в собственности компании обеспечивает ей существенное преимущество в конкурентной борьбе, предоставляет возможность лавировать при быстро меняющейся конъюнктуре рынка. И наоборот, компании несут колоссальные убытки, не располагая основными источниками сырья. Традиционная специфика и ассортимент товаров, характерных для предприятий по производству минеральных удобрений, основывается на трех секторах: азотном, фосфорном и калийном.
Устойчивая работа российских производителей минеральных удобрений полностью обеспечена сырьем для выпуска всех видов минеральных удобрений. За 2016 г. общероссийское производство минеральных удобрений составило 20 664,7 тыс. т, в т. ч.: азотные удобрения (45,4%), калийные удобрения (37,5%), фосфатные удобрения (17,1%) (см. рис. 1).
К20
37,5% N
45,4%
Источник: составлено автором
Рис. 1. Структура производства минеральных удобрений (в %)
Стратегия развития предприятий химического сектора формируется с учетом характерных и специфических особенностей химического производства. Так, одним из путей диверсификации компании является объединение предприятий с разными направлениями произ-
водств, получая доступ ко всем трем компонентам. Однако большинство из них не обладают собственными производственными ресурсами и вынуждены приобретать сырье у других производителей, что связано с дополнительными затратами. Соответственно, чтобы снизить расходы, компании стремятся обеспечить себя базой запасов путем строительства новых мощностей. Низкая себестоимость сырья стимулирует увеличение доходов в связи с уменьшением затрат, увеличивая таким образом операционную рентабельность.
3. Инвестирование в мощности по расширению ассортимента продукции
Необходимым этапом при формировании стратегии развития промышленных компаний является оценка рисков. Риск - это вероятность неполучения предполагаемого результата при ведении хозяйственной деятельности в связи с неправильным прогнозом или неточной оценкой грядущих обстоятельств, с которыми можно столкнуться. Поэтому нивелирование рисков является залогом успешного развития компании и улучшения экономических результатов ее деятельности.
Разработка прогноза развития компании позволяет спрогнозировать результаты финансовой политики, сформировать индикативную прибыль, а также поможет в решении финансовых и инвестиционных проблем. Данный подход ориентирован на получение максимально возможного в имеющихся условиях результата финансово-хозяйственной деятельности компании, особенно крупной промышленной компании, входящей в состав холдинга или вертикально интегрированной структуры. Для таких гигантов риск - непозволительная роскошь.
Примечательно, что большинство предприятий по производству минеральных удобрений являются градообразующими. Они формируют весомый сектор химической отрасли. В 2015 г. вклад подотрасли в российский ВВП составил около 1%1.
В настоящее время в химической промышленности, которая характеризуется высоким уровнем автоматизации производства за счет технологического развития, наблюдается активизация инвестиционной деятельности. Основная часть инвестиционных проектов, ключевой особенностью которых является их долгосрочность, носит стратегический характер. До 2030 г. компании подотрасли планируют реализацию более 30 проектов в области создания новых производств преимущественно с целью развития минерально-сырьевой базы, в т. ч.
1 Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию производства минеральных удобрений в Российской Федерации на период до 2025 года.
освоение месторождений калийного и апатитового сырья, требующих масштабных финансовых вложений на протяжении длительного времени [4].
Следует отметить, что данные процессы наблюдаются в условиях ускоренного спада инвестиций в отечественной экономике. Анализ этапов воплощения инвестиционной стратегии холдингов по расширению производственных мощностей показывает, что специфика производства химической продукции не позволяет сокращать объем финансирования в зависимости от экономической ситуации. Это объясняется одной из особенностей предприятий крупнотоннажного производства — долгосрочностью реализации стратегии.
Основоположник отечественного менеджмента в области стратегических исследований О.С. Виханский отметил важность долгосрочного планирования развития организации с учетом сторонних и внутренних факторов, влияющих на ее деятельность [1, с. 78]. Разграничение подходов к формированию стратегического плана в зависимости от структуры компании выделяли А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд [5, с. 49]. Согласно подходу к формированию иерархии, стратегия компании, производственная деятельность которой диверсифицирована в связи с наличием широкого продуктового ассортимента, отличается от стратегии компаний, сосредоточенных на ведении узконаправленного бизнеса, в связи с отсутствием необходимости разработки корпоративной стратегии наряду со стратегией бизнеса, функциональной и оперативной. Систематизацию трудов ученых, занимающихся областью стратегического менеджмента, провел В.С. Катькало [3, с. 24]. Основоположниками подхода к формированию корпоративной стратегии были А. Чандлер, Г. Минцберг, И. Ансофф, К. Эндрюс, К. Хрин-стенс, П. Друкер и некоторые другие экономисты, разрабатывающие концепции стратегического менеджмента с начала 1960-х годов.
Умение наладить процветание компании менее затратным путем обеспечивает гибкую систему адаптации к окружающей конкурентной среде. Внедрение в экономическую теорию новой, более оптимальной стратегии, основанной на концепции теории игр, которую в своей диссертации представил Дж. Нэш, позволило преобразить целые направления в бизнесе.
Отечественные производители минеральных удобрений АО «МХК «ЕвроХим», АО «ОХК «УРАЛХИМ», Группа «ФосАгро», внедрившие многокомпонентную бизнес-модель, успешно реализуют стратегию вертикальной интеграции, наращивая значительные обьемы азотных, фосфорных и калийных мощностей (см. рис. 2). Расширяя сферу присутствия, компании запасаются «оружием» для новых вызовов в конкурентной борьбе. Некоторые из них обьединяют в триединство горно-, газодобывающие и производственные мощности. Подобно клиновому
строю, корпорация, находя более эффективный путь развития, указывает и другим участникам этот маршрут.
Рис. 2. Мощности производства минеральных удобрений (млн т в год)
4. Необходимость обеспечения экологической безопасности
Экологический фактор играет существенную роль при формировании стратегии развития компаний химического сектора.
Предложенная теория о глобальном рынке послужила фундаментом для создания концернов. Ценным элементом для социально-экономического развития стал введенный впервые в середине XX в. П. Дру-кером термин «экономическая экология», без учета которой в наши дни не проектируется ни один промышленный объект [13]. Друкер, являясь основоположником современной теории менеджмента, отмечал важнейшую роль технологического развития для экономики стран [8, с 174]. Его постулат о том, что состояние промышленности должно отражать социальный уровень, не только актуален сегодня, а с каждым годом становится все более социально значимым.
Повышение требований к экологии влекут за собой пристальное внимание к соблюдению экологических норм и технологий промышленными компаниями химического сектора. Предприятия по производству минеральных удобрений являются объектами, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Этот факт влечет за собой необходимость увеличения расходов на природоохранные, повышающие экологическую эффективность мероприятия, а также на модернизацию основных фондов и внедрение инноваций. Многие ответственные за окружающую среду компании инвестируют в совершенствование технологического процесса производства, во внедрение новых мощностей c передовыми, природосберегающими технологиями. Примерами таких компаний являются ПАО «Акрон», АО «Аммоний», АО «МХК «ЕвроХим», АО ОХК «УРАЛХИМ», Группа «ФосАгро». Каждая из компаний, входящая в состав Российской ассоциации производителей удобрений, вносит весомый вклад в соци-
ально-экономическое развитие регионов присутствия, инвестирует в промышленную безопасность и охрану окружающей среды, развивает науку. Трудоемкий и материально затратный процесс возрождения отечественных научных фондов при проектировании и сопровождении документации для возведения новых мощностей становится непосильным для отечественного производства. Поэтому нередко первенство реализации отдается зарубежным компаниям.
5. Конкуренция как стимул продуманной стратегии развития
В ходе изучения результатов производственно-хозяйственной деятельности химических предприятий логично выходит на передний план исследование концепций развития фирм. Отправной точкой исследований в области стратегии фирмы является публикация трудов А. Чандлера, К. Эндрюса, И. Ансоффа в первой половине 1960-х годов [7; 12]. Это было обусловлено сложившимися в послевоенный период благоприятными обстоятельствами: с каждым годом усиливалась тенденций роста потребления, увеличивалась его доля в торговле развитых стран. Такие факторы, как рост численности населения, повышение его благосостояния, рост числа представителей среднего класса, обусловили необходимость интенсификации производства и реализации благ, в первую очередь за счет конкурентной борьбы. Этот процесс являлся фундаментальным в развитии экономики. Увеличение объемов потребления продуктов питания спровоцировало интенсификацию выращивания сельскохозяйственных продуктов. Следовательно, быстрыми темпами увеличивался спрос на минеральные удобрения, способствующие повышению продуктивности культур и улучшению качества урожая.
По данным за 2015 г., объем потребления минеральных удобрений во всем мире достиг 241 млн т в 100% действующего вещества. По прогнозам, средний годовой прирост на протяжении последующих 7 лет будет составлять 1,5%. Российские производители минеральных удобрений стремятся к сохранению конкурентных преимуществ за счет ввода новых мощностей. В 2015 г. на долю российских производителей минеральных удобрений приходилось 10% мирового рынка2.
Ведущие зарубежные производители также стремятся к завоеванию все большей доли рынка, наращивая объемы производства в тех странах, которые имеют доступ к дешевому сырью и прочим благам, включая низкие проценты на займы.
2 Международная ассоциация минеральных удобрении (International Fertilizer Asso-
ciation).
Существенными барьерами развития химического сектора в России являются:
- постоянный рост цен на энергоресурсы;
- высокие тарифы на железнодорожные перевозки;
- высокие процентные ставки на займы;
- чрезмерное госрегулирование;
- ввод заградительных пошлин в ряде стран-потребителей.
1200
1000 800 600 400 200 0
2000 2001 2002 2001 2004 200^ 200С, 2007 200К 2000 2010 2011 201 2 201/! 2014 201 ч
Источник: составлено автором по данным Росстата за соответствующие годы. Рис. 3. Динамика роста затрат на энергоносители и ж/д перевозки в структуре затрат на производство минеральных удобрений (в %)
Конкуренция фирм-производителей внутри отраслей за более выгодные условия деятельности и получение максимальной прибыли является основным элементом рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие субъектов рынка в процессе производства, купли и продажи товаров. Учитывая эту взаимосвязь основных процессов, можно констатировать, что наличие здоровой конкуренции повлияло на интернационализацию бизнеса. Существенные коррективы, вносимые в теорию стратегического управления, усиливали влияние экономической конкуренции на развитие и внедрение инновационных решений в бизнесе, на расширение ассортимента товаров, работ и услуг, мобилизацию фирмой всех своих ресурсов для максимально эффективного взаимодействия с окружающей средой.
Во второй половине XX в. экономисты Э. Чемберлин и Дж. Бэйн выдвинули новую классификацию рынков, основанную на взаимозаменяемости товаров, разных предприятий и взаимосвязи между ними. К предложенным ранее критериям Э. Чемберлин в классификацию рынков добавил критерии взаимозаменяемости товаров и взаимозависимости предприятий, а Дж. Бэйн - условие входа на рынок. Дж.С. Миль, отмечая важность свободной конкуренции, выдвинул
требования к анализу основ построения рынка при «господстве конкуренции» [11, с. 16].
Дедуктивный и индуктивный методы анализа стратегий стали активно использоваться в 1960-х годах при выборе различных сценариев и выборки наиболее вероятных вариантов развития фирмы в сложившейся экономической ситуации. Данный подход характерен и для ученых Гарвардской школы бизнеса.
«Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» заложила основной вектор развития производства минеральных удобрений. В связи со стремительными трансформационными процессами в 2017 г. возникла необходимость формирования «дорожной карты» к указанной стратегии.
По нашему мнению, для увеличения эффективности развития подотрасли по производству минеральных удобрений в настоящее время необходимо:
- осуществить развитие инфраструктуры и логистики рынка минеральных удобрений;
- провести модернизацию стратегии управления промышленно-технологическим развитием предприятий химического комплекса;
- сформулировать стратегию научно-технологического развития предприятий химического комплекса;
- усилить внимание к инновационному развитию градообразующих предприятий;
- задействовать финансово-организационный механизм управления стратегическими инвестиционными проектами при формировании гармоничной экономико-экологической системы в химическом секторе промышленности;
- способствовать повышению конкурентоспособности предприятий химического комплекса на основе стимулирования инновационной деятельности;
- задействовать научно-методические подходы к формированию стратегии развития производственной инфраструктуры предприятий химической промышленности;
- укрепить финансово-организационный механизм управления стратегическими инвестиционными проектами предприятий химического комплекса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.
2. ЕвенкоЛ.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: Теория и практика формирования. М.: Наука, 1983.
3. Катькало В.С. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента. 2003. № 1. С. 7-30.
4. Супрун Е.В. Стимулы и барьеры эффективной реализации инновационного потенциала в сфере химического производства // Предпринимательство. ООО «Издатель-М». № 4/16.
5. Томпсон А.А., Стрикленд АДж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.:ИНФРА-М. 2000.
6. Ansoff H.I. Corporate Stratedgy: An Analytical Approach to Business Policy for Growth and Expansion. McGrow-Hill Book Co.: N.Y., 1965.
7. Chandler A.D. Strategy and Structure /A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge; Mass: MIT Press, 1962.
8. DruckerP.F. Management Challenges for the 21th Century / P.F.Drucker. [Repr.]. Oxford [etc.]: Butterworth - Heinemann, 2003.
9. Penrose E. History, the Social Sciences and Economic Theory, with Special Reference to Multinational Enterprise // Historical Studies in International Corporate Business / A. Teichova, M. Levy-Leboyer, and H. Nussbaum, eds. Cambridge: University Press, 1989. Р. 7-13.
10. Rumlet R.P. Strategy, Structure and Economic Perfomance. Harvard Bussiness School Press: Boston, MA, 1974.
11. Гальперин В.М. Микроэкономика. М., 1999-2013. www.alleng.ru/d/econ/econ123.htm (17.09.2017).
12. Классики менеджмента. Ансофф Игорь. hrm.ru/db/hrm/C416FBCD6D218908C32576 B7003EF496/print.html (03.09.2017).
13. Друкер П.Ф. economicportal.ru/economist_scientist/drucker.html (10.09.2017).
14. Penrose E. The theory of the growth of the firm. OUP Oxford, 1959.
ABOUT THE AUTHOR
Elena Vasilyevna Savoiskaya - Post-Graduate Student of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS).
PROSPECTS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES FOR THE PRODUCTION OF MINERAL FERTILIZERS
The Russian large-tonnage production of chemical products is gradually transformed from raw materials into the production of high-value products. The chemical industry has established itself as a knowledge-based and promising industry with a huge potential for its development, through the use of new modern technologies and environmental policy. The main trend, ensuring the development of new markets and strengthening of positions among traditional countries - consumers of mineral fertilizers, will be a diversification of production. In the near future, this trend will cover a wide range of areass, including products and fixed assets.
Keywords: best available technologies, diversification, development strategy, efficiency of economic activity, investments.
JEL: L16, L52, L59, L69, L79.