Научная статья на тему 'Перспективы участия РФ в мировом рынке образовательных услуг'

Перспективы участия РФ в мировом рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / EXPORT OF EDUCATIONAL PROGRAMS / INTERCOLLEGIATE COLLABORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федукова А.М.

В статье проводится оценка состояния российского рынка образовательных услуг и анализируется роль государства в экспорте образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR RUSSIA’S PARTICIPATION IN THE GLOBAL EDUCATION MARKET

The article assesses the state of the Russian market of educational services and analyzes the role of the state in the export of educational services.

Текст научной работы на тему «Перспективы участия РФ в мировом рынке образовательных услуг»

ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РФ В МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УСЛУГ

Федукова А.М., к.и.н., доцент, Открытый юридический институт, Владивосток

В статье проводится оценка состояния российского рынка образовательных услуг и анализируется роль государства в экспорте образовательных услуг.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, экспорт образовательных программ, межвузовское сотрудничество.

PROSPECTS FOR RUSSIA'S PARTICIPATION IN THE GLOBAL EDUCATION

MARKET

Fedukova A., Ph.D., associate professor, Public Law Institute, Vladivostok

The article assesses the state of the Russian market of educational services and analyzes the role of the state in the export of educational services.

Keywords: educational services market, export of educational programs, intercollegiate collaboration.

В науке существуют спорные взгляды на роль государства в экономике, в частности во внешней торговле страны. Либералы утверждают, что его роль в рыночных отношениях должна быть минимальна, другие наоборот выступают за его активное вмешательство в экономические процессы. Одно остается неизменным -государство, тем не менее, в различной степени участвует в регулировании экономической сферы. Его основная функция - создание условий для функционирования рынка и последующее регулирование. Это можно сказать и по отношению к экспорту образовательных услуг.

Состояние российского рынка образовательных услуг характеризуется наличием достаточного количества негативных тенденций, которые не позволяют конкурировать со странами - лидерами по обучению иностранных граждан. Без участия государства в решении накопившихся проблем, автор данной работы, предполагает, что Россию ждет следующая перспектива участия в мировом рынке образования - стабильно низкий прирост граждан из-за рубежа в учебные заведения, при одновременном сокращении доли иностранцев, обучающихся в России, от их общемировой численности1.

Успех таких стран, как США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия связан с активной ролью государства в продвижении услуг национального образования, потому что в его распоряжении находятся значительные административные и финансовые ресурсы. К тому же, несмотря на тенденции к коммерциализации образования и росту количества негосударственных учебных заведений, государственное участие в сфере образования незаменимо.

В странах, основных экспортерах образовательных услуг, торговля образовательными программами - одна из приоритетных отраслей государственной политики с конкретными целями и соответствующим финансированием. Государство разрабатывает национальные стратегии, с соответствующим финансированием, осуществляет координацию межвузовского сотрудничества, проводит мониторинг качества услуг, устанавливает стратегические партнерские отношения со странами импортерами образования, поддерживает инициативы, направленные на развитие экспорта образовательных программ.

Учитывая проблемы, с которыми столкнулась Россия при выходе в международный рынок образовательных услуг, необходимо принять следующие меры по содействию экспорту отечественных образовательных программ - дополнять и совершенствовать законодательство в данной сфере, а также создать институциональную

инфраструктуру внешней торговли образованием; обеспечить конкурентоспособность российского рынка образования; продвигать его в глобальном образовательном пространстве.

Правовое обеспечение экспорта образовательных услуг в РФ регулируется законами, содержащими общие положения по процессу поступления и обучения граждан: ФЗ «Об образовании» 1992 г., законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании. В концепции ФЦП Образование» на 2006-2010 гг. дается определение терму «экспорт образовательных услуг».2 Среди методов развития экспорта указываются только необходимость работы над признанием российских дипломов за рубежом и целесообразность интеграции в Европейское образовательное пространство.

Основополагающим документом, регулирующим деятельность в области экспорта образовательных услуг является Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, 2002 г.3 В ней определены цели и задачи, основные направления (распространение русского языка, выделение стипендий на обучение иностранцев, совершенствование системы признаний документов об образовании, проведение исследований), особое внимание обращается на сотрудничество со странами СНГ.

«Предпринятые в рамках реализации Межведомственного плана мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на период до 2008 г.4 усилия не позволили в полной мере добиться кардинальных сдвигов в развитии российского экспорта образовательных услуг и улучшении его качественных параметров»5 (из выступления Директора департамента международного сотрудничества в образовании и науке В. Ничкова).

Очевидным упущением государственной политики является тот факт, что проект концепции развития экспорта образовательных услуг РФ на 2011-2020 гг. все еще не принят.

Прежде чем приступить к созданию соответствующей нормативно-правовой базы и выработке единой политики по развитию экспорта образовательных услуг РФ, целесообразно проанализировать состояние и тенденции торговли образовательными услугами в отдельных странах. А так же успехи и неудачи политики других государств по развитию экспорта. Особый интерес для РФ может представлять опыт Австралии, т.к. ей удалось увеличить число иностранных студентов с 35 290 в 1994 году до 151 798 в 2004 году.6 В то же время изучение причин сокращения доли лиц, приезжаю-

1 Завалько Н.А., Рагулина Ю.В. Повышение эффективности взаимодействия на рынке образовательных услуг// Вестник Академии. 2013. № 2. С. 126-128.

2Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. от 2005 года. URL: http://www.lexed.ru/ doc.php?id=3138&q=%FD%EA%F1%EF%EE%F0%F2 (дата обращения: 23. 05. 2011).

'Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях от 2002 года. URL: http://

www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/ (дата обращения: 23. 05. 2011).

4План мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на период до 2008 г. от 2006 года. URL: http://dic.edu.ru/ docs/resol/1889/ (дата обращения: 23. 05. 2011).

5URL: http://mon.gov.ru/ruk/dir/nichkov/dok/5035/ (дата обращения: 23. 05. 2011).

'Education Without Borders. International Trade In Education, P. 11.

щих с целью обучения в США от их общемирового количества, позволит избежать неверных шагов в развитии экспорта образования.

Полученные результаты необходимо учесть при разработке и принятии концепции, а в последующем и стратегии развития экспорта образовательных услуг РФ. Такого рода нормативные документы содержат общие взгляды, цели, задачи и принципы, на основании которых учебные заведения, компетентные органы будут осуществлять свою деятельность по развитию экспорта отечественного образования. Одновременно с этим совершенствовать и обновлять нормативно - правовую базу в области развития экспорта.

Еще одним важным шагом по содействию экспорту образовательных услуг является создание как внутренней, так и внешней институциональной инфраструктуры экспорта, задачами которой будут координация работы участников экспорта, сбор и анализ статистической информации и тенденций, а так же продвижение экспорта за рубежом.

На сегодня госорганы (Министерство образования и науки РФ, МИД), государственные учреждения (Россотрудничество, Рособр-надзор), общественные организации (Ассоциации иностранных студентов), учебные заведения, а так же миграционные службы, правоохранительные органы, региональные и местные власти участвуют в экспорте образовательных услуг без какого-либо регулирующего начала. Создание механизма, осуществляющего координацию всех компетентных структур всех уровней, будет способствовать осуществлению их единой согласованной и эффективной политики по выходу на международный рынок образовательных структур. В 2008 году на заседании коллегии Минобрнауки РФ было выдвинуто предложение по созданию межведомственной комиссии по вопросам содействия развитию и экспорту российских образовательных технологий, но комиссия так и не была создана.7

Еще одна важная структура в механизме регулирования - это статистический центр. Любой рынок находится в постоянной динамике. Статистической и аналитической информации о мировом рынке образования крайне мало и его региональных особенностях. В результате у вузов возникают проблемы при разработке предложений для выхода на международный рынок. Для того, чтобы учебных заведений могли предлагать актуальные и востребованные на внешнем рынке образовательные услуги, нужен центр, который будет проводить периодический мониторинг рынка и анализ спроса у потенциальных потребителей и на рынке труда в странах-импортерах, а так же изучать тенденции, происходящие в международном секторе российского рынка образования.

В других государствах действуют подобные структуры. В США, например, создан Институт международного образования, обеспечивающий проведение статистических и политических исследова-ний.8

Необходимость создания аналогичной организации созрела и в России. В рамках этой организации следует разработать определенные критерии сбора и анализа информации, опираясь на практику ЮНЕСКО, Евростат, ОЭСР и т.п. Базовой структурой для подобных исследований мог бы стать Центр социального прогнозирования - коммерческая организация, которая при государственной поддержке активно изучает тенденции в области мирового рынка образования и участия в нем России.

Наряду с внутринациональной инфраструктурой необходимо развивать сеть филиалов и представительств российских учебных заведений, учреждений, занимающихся привлечением в Россию талантливой молодежи.

Слагающими конкурентоспособности страны в международном рынке образовательных услуг, помимо ценовой составляющей, являются качество предоставляемых услуг и условия проживания обучающихся иностранцев.9

Такие серьёзные проблемы, как отсутствие стимулов к качественному преподаванию у учителей, деградация системы профессионального образования и обучения, снижение качества образования на всех его уровнях, слабая материальная база10 будет способствовать снижению привлекательности РФ и сокращению притока иностранных студентов в РФ.

Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг зависит во многом от финансовой поддержки государства. Необходимо направлять выделяемые средства на улучшение социального положения преподавателей и привлечение их из за рубежа; увеличение расходов на обучение одного студента (в РФ эта сумма равна чуть больше 1 тыс. долл. США, в странах лидерах по экспорту образования - 13 тыс. долл. США), модернизацию технической и учебно-методической базы, развитие бытовой, оздоровительной инфраструктуры вузов. А так же осуществлять финансовую поддержку программ направленных на развитие экспорта образовательных услуг.

Если государство законодательно увеличит автономность российских вузов, то они смогут более гибко реагировать на спрос и ориентироваться на региональные особенности экспорта. Учебные заведения расширят спектр и виды предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным специальностям, востребованным в России и за рубежом (полное, включенное обучение, стажировки, практики, курсы русского языка

и культуры, краткосрочные специализированные курсы, индивидуальных учебных планов).11

Создание национальной системы государственных и независимых центров оценки качества образования на всех его уровнях будет способствовать повышению качества российских образовательных услуг.12 В РФ уже действует федеральная служба Рособр-надзор, занимающаяся аккредитацией вузов, признанием документов об образовании и проверкой качества обучения. Данная служба могла бы разработать стандарты и осуществлять контроль качества довузовской, вузовской подготовки иностранных студентов.

На наш взгляд, целесообразно развивать международное сотрудничество в области гарантирования качества образования, путем присоединения к соответствующим договорам, поддержки международной аккредитации образовательных программ российских вузов.

Россия уже делает шаги по участию в международных проектах, направленных на обеспечение качества образования. РФ приняла участие в ряде международных обследований: по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, по иностранным языкам LES, по оценке учебных достижений -OECD-PISA, в том числе функциональной грамотности 15-летних школьников в области чтения и понимания текстов ("грамотность чтения"), математики ("математическая грамотность") и естествознания ("естественнонаучная грамотность").13 Также Рособрнадзор надзор вошел в состав Международной и Европейской ассоциаций национальных органов гарантирования качества образования.

В задачи государства по содействию экспорту образовательных услуг входит обеспечение благоприятных условий нахождения в РФ иностранных студентов. Решить вопросы их временного трудоустройства, медицинского обслуживания, социальной защиты. Прежде всего, следует решить вопрос личной безопасности при-

7Информационное сообщение от 14. 11. 2008 г. // Официальный сайт Минобрнауки РФ. URL: http:// mon.gov.ru/press/reliz/5027 (дата обращения: 03. 06. 2011).

8Institute of International Education. URL: http://www.iie.ru/iie/about.htm (дата обращения: 28.05. 2011).

9Козырин А. Н. Государственная поддержка экспорта образовательных услуг. URL: http://www.kozyrin.ru /userfiles/documents/article0210.pdf (дата обращения: 28. 05. 2011).

10Роик В. Социальный бюджет // Социальное партнерство. 2009. № 1. URL: http://www.oilru.com/sp/22 /928/ (дата обращения: 28. 05. 2011).

11Зорников И. Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика. С. 64.

12Козырин А. Н. Государственная поддержка экспорта образовательных услуг. URL: http://www.kozyrin.ru/ userfiles/documents/article0210.pdf (датаобращения: 28. 05. 2011).

13Там же.

14URL: http://www.prcon.ru/news/RF_budet_dobivatsya_priznaniya_rossiyskih_diplomov_zagranitsey_Putin.php (дата обращения:29. 05. 2011).

15Козырин А. Н. Государственная поддержка экспорта образовательных услуг. URL: http://www.kozyrin.ru/ userfiles/documents/article0210.pdf (датаобращения: 28. 05. 2011).

ехавших обучаться в РФ из за рубежа. Для этого необходимо скоординировать работу правоохранительных органов, увеличить раскрываемость дел по фактам нападения и убийства иностранных студентов. И самое главное расширять условия для межкультурной коммуникации россиян и иностранцев.

Успешное развитие российского экспорта образовательных услуг во многом зависит от среды на внешнем рынке. Взаимодействие с правительствами и министерствами образования зарубежных стран, международными организациями, а так же установление стратегических партнерских отношения с импортерами образовательных услуг будет способствовать созданию благоприятной среды для экспорта российского образования.

С целью увеличения спроса на специалистов, выпускаемых

отечественными вузами, на мировом рынке труда, государство проводит работу над признанием российских дипломов. Вопрос о признании дипломов часто не связан напрямую с качеством, уровнем и степенью подготовки в вузах специалистов, а связан с межгосударственными процедурами.14

Поэтому необходимо активизировать работу по заключению и перезаключению договоров с зарубежными странами по сотрудничеству в области высшего образования и признанию дипломов российских вузов. А так же внедрять современные системы квалификаций, обеспечивать сопоставимость с системами, разработанными в рамках международных организаций.

Положительным моментом является участие РФ в Болонском процессе, так как реализация его положений позволит сблизить системы образования европейских государств и РФ, модернизиро-

вать их и упростить процесс признания дипломов.

К сожалению, несмотря на ту работу, которую государство проводит для признания квалификационных требований, существуют дискриминационные меры, направленные на вытеснение России из мирового рынка образовательных услуг.15

Противодействовать вышеуказанным тенденциям можно через проведение масштабной информационно-рекламной кампании за рубежом. Такими структурами как Россотрудничество, РОСАМ, фонда «Русский мир» осуществляется значительная работа по продвижению российского образования через сеть заграничных филиалов. Тем не менее, чтобы данная деятельность была более успешной, целесообразно разработать единую рекламную политику с четко поставленными целями и задачами. А так же расширить финансирование по созданию пакета рекламных ресурсов системы образования РФ, как на печатных носителях, так и в сети Интернет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом в России проводится политика по развитию экспорта образовательных услуг. Тем не менее, каких-либо кардинальных сдвигов в сторону роста доли иностранных обучающихся от их общемировой численности не наблюдается. Это связано с отсутствием единой стратегии, единой политики и целостной инфраструктуры по содействию экспорту, что осложняется серьезными проблемами в системе образования, нерешенность которых может привести к сокращению экспорта образования за рубеж. От того насколько успешно пройдет модернизация системы образования и будет реализована единая государственная политика зависит увеличение притока иностранных студентов и рост доли РФ в мировом рынке образовательных услуг.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федукова А.М., к.и.н., доцент, Открытый юридический институт, Владивосток

В статье рассматривается исторический аспект правовых основ организации государственной службы в России. Основное внимание уделяется реформированию государственной службы на современном историческом этапе, и в этой связи анализируется комплекс мероприятий по совершенствованию правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы.

Ключевые слова: государственная служба, государственное управление, кадровая проблема, административная реформа.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF THE CIVIL SERVICE LEGISLATION OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Fedukova A., Ph.D., associate professor, Public Law Institute, Vladivostok

The article deals with the historical aspect of the legal framework of civil service organization in Russia. Focuses on civil service reform at the present historical juncture, and therefore analyzed a set of measures to improve the legal, institutional, financial and methodological foundations of public service.

Keywords: public service, governance, staffing problem, the administrative reform.

В последнее десятилетие XX века в России произошли коренные изменения как в экономической так и в политической сфере, начались правовые преобразования, вызванные перестройкой отношений собственности и системы власти. Формируется и новая, соответствующая переходному периоду система государственного управления.

Происходящие в России поистине революционные преобразования экономической, политической, правовой и иных сферах протекают с неизбежной для них ожесточенной борьбой за власть, а практически - за овладение государственным аппаратом, системой государственного управления. Как и всегда в переломные периоды общественного и государственного развития, коренным стал вопрос о политических, профессиональных и других качествах лиц, участвующих в государственном управлении. Отсюда огромное значение кадровой проблемы. Давний принцип «Кадры решают все!» и сейчас остается в силе, имея ввиду прежде всего кадровый состав государственных органов.

В течение 1992- 2002гг. в России сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления. Как отметил Президент страны в своем Послании Федеральному Собранию на 2003

год, наш государственный аппарат малоэффективен, и это сводит на «нет» экономические и другие реформы. Поэтому потребовался новый этап административной реформы, важнейшей составной частью которой стало дальнейшее реформирование государственной службы. В настоящее время проблема создания современной высокоэффективной государственной службы находится в центре внимания Президента и Правительства страны. Ведь от решения данной проблемы зависит, состоится ли экономическое, политическое социально - культурное формирование России, ее становление как истинно демократического федеративного правового государства. К числу важнейших правовых и организационных основ системы государственной службы в РФ относятся понятия государственной службы и ее видов, принципы ее построения и функционирования, классификация должностей государственной службы и государственных служащих, квалификационные требования к государственным служащим, а так же правовое положение (статус) государственных служащих.

В Федеральном законе от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы в РФ» в соответствии с Конституцией РФ определены единые, правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной службы Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.