Научная статья на тему 'Перспективы трансформации организационной культуры в российских университетах'

Перспективы трансформации организационной культуры в российских университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / RUSSIAN UNIVERSITIES / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Антонина Сергеевна

Анализируются социальные перспективы реформы высшего образования и университетской системы в трансформационных российских условиях. Автор отводит университетам ключевое место в системе высшего образования, поскольку, являясь классическими научно-образовательными комплексами, они позволяют интегрировать задачи фундаментальной и прикладной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с характером проводимых в стране социально-экономических реформ и социальными задачами инновационного развития общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organizational Culture in Russian Universities in Sociological Studies

The social perspectives of the higher education reform and university system in transformative processes are analysed. The author comes to the conclusion that universities should be the key point of the higher education system. Universities are classic scientific-educational centers. They need to combine the tasks of fundamental studies and retraining of practical specialists and experts in accordance with social-economic reforms and social tasks of society and state innovative development.

Текст научной работы на тему «Перспективы трансформации организационной культуры в российских университетах»

соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В приведенной норме не содержится указания на то, что условия договора не должны нарушать прав и законных интересов сторон, должны быть соотносимы с принципом разумности и справедливости или иных оснований признания недействительности отдельного условия контракта, навязанного слабой стороне. Указанные выше оговорки могут рассматриваться как исключения из принципа свободы договора. Так, в частности, полагает А.Г. Карапетов [10].

Однако законодательное закрепление указанных оговорок таит в себе опасность, так как может повлечь злоупотребление со стороны контрагентов.

Еще более сложным является соотнесение института несправедливых условий контрактов с принципом pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), основополагающим принципом права.

Указанные негативные последствия в Великобритании уже нашли решение. Инструментом такого решения стал судебный прецедент. Российскому же законодателю предстоит решить сложнейшую задачу - усилить правовую защиту слабой стороны, следуя потребностям современной экономики, при этом учитывая необходимость соблюдения принципа справедливости, свободы догово-

ра и принципа добросовестного исполнения обязательств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Paolisa Nebbia. Unfair Contract Terms in European Law. Oxford: Hart Publishing, 2007. 248 p.

2. Langstane Housing Association Ltd. v Riverside Construction (Aberdeen) Ltd., Ramsay & Chalmers and others, 2009. CSOH 52.

3. Unfair Contract Terms Act 1977 (c 50) // UK Statute Law Database. URL: http://www.statutelaw. gov.uk/ (дата обращения: 13.05.2010)

4. Hartley T.C. Mandatory rules in international contracts: the common law approach // Collected courses of The Hague Academy of international law. 1997. Vol. 266. P. 337-426. P. 381.

5. Bradgate R. Commercial Law. Second edition. L.; Dublin; Edinburgh: Butterworths, 1995. 730 p.

6. Тиллема М.М. Обязательственное право в новом Гражданском кодексе. Система и первый судебный опыт // Правовая система Нидерландов / Отв. ред.

B.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. М.: "Зерцало", 1998. 432 c. C. 244.

7. Цит. по: Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М.: Юрид. лит-ра, 1991. 150 c.

C. 130.

8. McKendrick E. Contract Law - Text, Cases and Materials. Oxford: Oxford University Press, 2005. 1270 p. P. 260.

9. Phillips Products Ltd. v Hyland. 1987. 2 All E.R.

10. Карапетов А.Г. Расторжение нарушенного договора в российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2007. 876 с. C. 113.

5 мая 2010 г.

ББК С 55-3+2 484(2)

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

А. С. Петренко

В настоящее время в России проводится реформа совершенствования системы образования на всех ее уровнях. Возникающие при этом проблемы находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых (А.А. Аузан, Т.И. Заславская, Г.В. Осипов, А.И. Пригожин, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Р. Мертон, Г. Саймон, А. Этциони) [1]. Однако в изучении этой проблематики остаются определенные

Петренко Антонина Сергеевна - аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Ростовского технологического института сервиса и туризма (филиал) ЮжноРоссийского государственного университета экономики и сервиса, 344018, г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 215, e-mail: takyin_d@mail.ru, т. 8(863)2903407.

тематические пробелы, связанные с недостаточным уровнем существующего социологического анализа организационной культуры и ее структуры в российских университетах.

Университеты в России занимают особое место в системе высшего образования и обществе в целом, поскольку позволяют интегрировать задачи фундаментальной и прикладной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов в

Petrenko Antonina - post-graduate student of the Socially-Humanitarian Disciplines Department in the Rostov Institute of Technology of Service and Tourism (branch) of the State University of Economy and Service, 215 Varfolomeyevа Street, Rostov-on-Don, 344018, e-mail: takyin_d@mail.ru, ph. +7(863)2903407.

соответствии с социальными задачами государства. Развитие университетского образования обычно детерминировано определенным типом организационной культуры, которая, в свою очередь, зависит от сложившихся в обществе и государстве традиций, культурных, институциональных и социальных норм и т.п. Американские специалисты по управлению Д. Осборн и П. Пластрик отмечают: "Культура организации имеет материальное, физически осязаемое измерение: привычки и рутинные действия людей, их ритуалы, обычаи и условности, даже истории, которые они рассказывают. Каждый аспект организации -ее структура, ее должностные инструкции, ее стандартные процедуры, ее язык, ее политика, даже ее технологии - вносит свой вклад в формирование ее культуры. Культура организации указывает людям, как они должны себя вести, как действовать, чтобы достигнуть успеха в этой организации. Это социальная реальность, непреходящий феномен, которым люди осознанно или неосознанно руководствуются в своих поступках" [2].

Аксиологические особенности организационной культуры в образовательной среде состоят в ее многогранной и сложной ценностной структуре, а также в том, что изменения организационных ценностей тесно связаны не только с трансформацией системы высшего образования, но и с общими тенденциями социально-экономического, политического и культурного развития общества. Организационная университетская культура основывается на социальных ценностях и испытывает сильное влияние со стороны политических идеологий в виде, к примеру, сформулированных государственными властями образовательных стандартов [3]. "Государственный стандарт ... позволяет использовать более достоверный инструментарий для международных сравнений, способствуя интеграции отечественной высшей школы в мировое академическое сообщество на новых, более рациональных и взвешенных принципах и основах. А эта задача занимает далеко не последнее место не только в государственной политике в сфере образования, но и в жизненных интересах преподавателей, специалистов, учащейся молодежи, стремящихся к активному международному общению, к беспрепятственному признанию своих знаний, документов об образовании в зарубежных странах" [4].

На ценностные основы организационной культуры в российских университетах активно воздействуют западные нормы и институты, которые были заимствованы вместе с конвергенцией моделей рыночных транзиций. Нельзя не учитывать и сохранившуюся систему бывших социалистических ценностей в их постсоветском измерении. По данным социологических опросов, проведенных Институтом социологии РАН в 2003-2008 гг., советская идентификационная и ценностная система продолжает демонстрировать удивительную устойчивость [5].

Советский традиционализм по-прежнему влияет на систему ценностей в российском высшем образовании. В сфере высшего образования по-прежнему актуален старый спор по поводу нацеленности университетской системы - либо на индивидуальные и либеральные ценности, заимствованные на Западе в постсоветский период, либо на почвеннические и консервативные нормы советского времени. При этом традиционалисты считают, что в образовательную систему необходимо адаптировать традиционные российские ценности, которые не ориентируются на экспансию и конкуренцию. Например, И.А. Ильин указывает, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно развязывает в человеке "волка"» [6, с. 309]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существующая организационная университетская культура должна ориентироваться на поступательный общественный и личностный прогресс в рамках российских традиционных ценностей, при должном уважении национальных ценностей других стран и культур, на основе принципов устойчивого развития общества.

Организационная культура является социальной категорией, определяющей состояние и результативность функционирование системы университетов в обществе. Она конструирует символическое и ценностное пространство российских университетов, представляя собой систему институтов и социальных норм, функциональные задачи которых заключаются в поддержании целостности высшего образования.

Университетская культура связана со всеми сферами жизни университета.

Реализуется эта связь непосредственно через организационную структуру. В организационной культуре российских университетов отражается качество образовательного процесса и воспитания в узком смысле, т.е. степень приемлемого качества и операциональные нормы, связанные с материально-технической экспериментальной базами вузов, учебно-методической литературы, компьютерными ресурсами, оборудованием учебных помещений, библиотек и других хранилищ учебной и научной информации.

Организационная культура воплощает в себе значимые ценности системы высшего образования, удовлетворяющие основным функциональным потребностям общества и помогает университетам как организационным структурам адаптироваться к динамично меняющимся социальным условиям. Такими ценностями выступают, прежде всего, фундаментальность и системность образования. По мнению Е.Б. Моргунова, структурными компонентами университетской организационной культуры являются:

1) институты и правила профессионального поведения (включая требования к качеству образовательной системы и социальные нормы качества обучения);

2) символы и эмблемы;

3) кодексы поведения (формализованные и неформализованные правила поведения учащихся, преподавателей, административного персонала и т.д.);

4) университетская идеология (ценности академической свободы, эгалитаризма, прогрессивного обучения) [6, с. 68].

Как совокупность ценностей и норм университетская культура представляет собой один из важнейших каналов социального сцепления и внутрипрофессиональной (академической) мобильности. В российских условиях - это еще и нормативный образец поддержания автономного характера высшего образования.

Организационная культура снижает внутриорганизационные потребности в административном наблюдении, способствуя одновременному развитию междепарта-ментной схожести, которая сокращает административные издержки, и проявлению внутридепартаментных различий, которые увеличивают издержки. Особую роль в развитии организационной культуры играет межпрофессиональная конкуренция

между различными группами (например, различными научными шкалами в рамках университета).

По мнению большинства современных западных социологов, организации "абсорбируют" общество, обретая все больше социе-тальных (как правило, парагосударственных) функций [7, с. 10]. В этом смысле университет становится для работающих в нем людей источником не просто занятости, но и друзей, партнеров по браку, источником медицинского обслуживания, социального обеспечения, рекреации и т.д. В то же время существуют и противоположные тенденции - общество абсорбирует университеты, институты и вузы, поскольку предлагает новые типы рационализированных правил, символических форм и экспертных заключений, к которым университеты вынуждены приспосабливаться. В этом смысле университеты не являются дискретными организационными объединениями [8].

Следует отметить, что качественное высшее образование играет ключевую роль в профессиональном и личностном развитии человека, а принятие университетской культуры позволяет студентам быстрее и эффективнее адаптироваться к новым для него социальным требованиям. При этом в университетской культуре отражены не только позитивные особенности российской системы образования, но и все структурные недостатки современных университетов, включая интранспарентность (минимальный контроль со стороны организаций гражданского общества), локализован-ность (невысокая степень участия в жизни окружающего городского сообщества), схоластичность (замкнутость в пределах абстрактных образовательных задач) и т.д.

Монетизация и приватизация образовательных практик создает разрыв не только между гражданским обществом и университетами, но и внутри самих университетских структур. Образовательные учреждения все больше попадают под систему чрезмерной опеки и постоянного системного контроля со стороны государства. Образовательный фетишизм и государственный формализм приводит главным образом к неудовлетворительному уровню подготовки будущих молодых специалистов. Следствием является рост разрыва между университетами и политическими и общественными структурами страны и увеличение числа студентов, которые отчуждаются от общественной и политической

жизни России. В этом смысле зависимость университетов от наличия в них структурированных организационных норм и институтов, необходимых для подготовки квалифицированных специалистов, только возрастает.

Университетская культура закладывает ценностный фундамент в понимание качества высшего образования и охватывает не только его институциональные изменения, но и изменения в содержании образовательных стандартов, обусловленные новыми парадигмами организации университетов. Универсализация, гуманитаризация, полипарадигма-лизация университетского знания - все эти социально-образовательные процессы влияют на трансформацию организационной культуры. В то же время структурирование университетской культуры позволяет максимально полно использовать имеющийся в системе высшего образования ценностный потенциал и научные ориентации для поступательного общественного развития.

Современные социальные трансформации, наблюдаемые в системе российских университетов (в частности, дифференциация университетов на федеральные и региональные, выделение группы лидирующих университетов, которые получают целевую федеральную поддержку, появление новых студенческих субкультур и групп, существенное увеличение контингента обучающихся и пр.), приводят к необходимости систематизации и формализации университетской культуры. Результатом подобной формализации должно стать интегрирование внутриуни-верситетских норм и институтов в систему обучения. Развивающая и обогащающая функции университетской культуры должны иметь приоритетное значение. Такой подход к трактовке университетской организационной культуры будет способствовать лучшей эффективности образовательной деятельности, отношение к которой не должно носить исключительно узкий финансовый или экономический характер. Продвижение и развитие организационной университетской культуры, которая может смягчить последствия радикальных трансформаций, должно стать основой для моделей высшего образования XXI в.

Необходимо систематизировать и фор-мализировать университетскую организационную культуру. Это приведет к повышению функционального потенциала высших образовательных учреждений, адаптируя их к

вызовам внешней социальной среды, способствуя тем самым большей эффективности образовательной деятельности.

Организационные университетские принципы и ценности включают в себя требования к сотрудникам и преподавателям, основные характеристики системы взаимоотношений преподавателей и студентов, характер восприятия сотрудниками и преподавателями целей и задач университетов, своей причастности к принимаемым решениям, возможностей и способов получения необходимой информации. Организационная университетская культура зависит от сложившихся в обществе культурных традиций. Большая часть организационных принципов и ценностей сформировалась в советское время. Происходящая в настоящее время трансформация символического и ценностного пространства в сторону большей демократизации внутриуниверситетской жизни охватывает не только институциональные измерения высшего образования, но и содержание образовательных стандартов и новые организационные нормы.

Для организационных норм, регулирующих внутриорганизационные отношения в российских университетах, характерными являются историчность, транспарентность и конвенциональность. Организационные нормы помогают новым преподавателям, студентам и научным сотрудникам успешно адаптироваться к внутриуниверситетской жизни, регулируя вопросы оплаты труда, трудового распорядка, взаимоотношения сотрудников с администрацией университета, специфику процедур повышения квалификации. Поэтому, на наш взгляд, организационную университетскую культуру в рамках теории управления можно рассматривать как инструмент выстраивания организационных отношений путем повышения степени удовлетворенности всех участников внутриуниверситетской жизни.

Происходящие социально-образовательные процессы влияют на трансформацию организационной культуры, укрепление которой должно стать основой развития высшего образования в XXI в. в соответствии с ожиданиями гражданского общества и государственных структур. Организационная университетская культура должна носить демократический характер. «Исторический опыт развития высшего образования, как отечественного, так и зарубежного, - пишет В. Жураковский, -

показывает, что только при максимальной демократичности всей этой сферы создаются наиболее благоприятные условия для получения гражданами желаемого образования: в соответствии с их индивидуальными запросами, интересами общества, потребностями развития материального и духовного производства. Следовательно, вузовская автономия, академические свободы не являются самоцелью, за этими ключевыми понятиями четко просматривается объективная реальность, связанная с переходом к новой парадигме образования, характерной для свободных и демократических государств, где человеческая личность является "мерой всех вещей"» [9, с. 22].

Повышение эффективности организационной культуры в университетах на Юге России приведет к укреплению организационного и инновационного потенциала российских университетов, повышению индивидуального личностного потенциала преподавательского состава и обучающихся, а также более активному применению новых эффективных образовательных и управленческих технологий.

Университеты занимают важное место в системе высшего образования на Юге России. Являясь классическими научно-образовательными комплексами, они позволяют интегрировать задачи фундаментальной и прикладной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с характером проводимых в стране социально-экономических реформ и социальными задачами инновационного развития общества и государства. Как утверждает Юрий Андреевич Жданов: "Есть университет - есть город, край, страна. Нет университета - нет города, края, страны" [10]. Он всегда рассматривал университет как системообразующий, культурообразующий фактор.

Повышение эффективности организационной культуры в университетах на Юге России приведет к укреплению организационного и инновационного потенциала российских университетов, повышению индивидуального личностного потенциала преподавательского состава и обучающихся, а также более активному применению новых эффективных образовательных и управленческих технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. 400 с.

2. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: пять стратегий обновления государства. М.: Прогресс, 2001. 536 с. С. 396.

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 716 "О федеральных университетах". Система правовой поддержки Консультант-Плюс // http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=76812

4. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук (материалы для сравнительного анализа). М.: Госкомвуз России, 1995. 88 с. С. 4.

5. Горшков М.К. Уроки и перспективы отечественной социологии // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 18-23.

6. См.: Моргунов Е.Б. Организационная культура // Корпоративная культура. 2009. № 5. С. 65-71.

7. Perrow Ch. Using Organizations: the Case of FEMA, Homeland Securiy Analysis, 2005. Р. 5-22.

8. Meyer J.W., Rowan B. Institutionalized organizations: Formal structure as myth and ceremony // Handbook of Organization, 2005. Р. 276-299.

9. Жураковский В. Право на самостоятельность // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 21-30.

10. Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов н/Д, 2004. 443 с. С. 448.

24 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.