Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ВРАЧА-ДИЕТОЛОГА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ВРАЧА-ДИЕТОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
телемедицина / социальные сети / онлайн-консультация / снижение веса / менеджмент массы тела / диетология / врач-диетолог / telemedicine / social networking / online counseling / weight loss / body mass management / dietetics / dietician

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Севастьянова Н.В., Губанова Е.И., Глухова Т.А.

В статье обсуждаются перспективы внедрения телемедицинских технологий в практику врача-диетолога, с учетом внесенных изменений в законодательство. Рассматривается отношение потенциального потребителя к медицинской услуге на альтернативной площадке с помощью интернет-ресурсов в сфере ЗОЖ, а также мнение медицинского персонала относительно доступности медицинской помощи населению по профилю «диетология» в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Севастьянова Н.В., Губанова Е.И., Глухова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF ONLINE COMMUNICATION IN DIETETIC PRACTICE

The article explores the potential for introducing telemedicine technologies to dietetic work practices in the context of the current changes to the Telemedicine Act 2017. We evaluate consumer attitudes towards the provision of healthy lifestyle services via the Internet as well as the perceptions and views of medical practitioners on the current availability of dietetic services to the population.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ВРАЧА-ДИЕТОЛОГА»

12 The scientific heritage No 33 (2019)

ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ВРАЧА-ДИЕТОЛОГА

Севастьянова Н.В.,

Врач-эндокринолог МДЦ «Диалайн» Губанова Е.И.,

Доктор медицинских наук, профессор кафедры патологической физиологии ФГБОУ ВО Волгоградский Государственный Медицинский университет

Глухова Т.А. врач-рентгенолог

ГБУЗ Волгоградская Областная Клиническая больница № 1 PERSPECTIVES OF ONLINE COMMUNICATION IN DIETETIC PRACTICE

Sevastianova N. V.,

Endocrinology specialist, «Dialine» Medical and Diagnostic Center, Volgograd, Russia Gubanova E.I., Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Pathological Physiology, Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia

Glukhova T.A Radiologist, Volgograd Regional Hospital № 1, Volgograd, Russia

Аннотация

В статье обсуждаются перспективы внедрения телемедицинских технологий в практику врача-диетолога, с учетом внесенных изменений в законодательство. Рассматривается отношение потенциального потребителя к медицинской услуге на альтернативной площадке с помощью интернет-ресурсов в сфере ЗОЖ, а также мнение медицинского персонала относительно доступности медицинской помощи населению по профилю «диетология» в настоящее время.

Abstract

The article explores the potential for introducing telemedicine technologies to dietetic work practices in the context of the current changes to the Telemedicine Act 2017. We evaluate consumer attitudes towards the provision of healthy lifestyle services via the Internet as well as the perceptions and views of medical practitioners on the current availability of dietetic services to the population.

Ключевые слова: телемедицина, социальные сети, онлайн-консультация, снижение веса, менеджмент массы тела, диетология, врач-диетолог.

Keywords: telemedicine, social networking, online counseling, weight loss, body mass management, dietetics, dietician.

Госдумой Российской Федерации 21 июля 2017 года в третьем окончательном чтении принят закон о телемедицине. Документ называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения». Закон вступил в силу с 1 января 2018 года. Закон предусматривает возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента.

Этот закон рассматривают как старт отдельной отрасли, своего рынка телемедицины, привлекательного для инвесторов. Согласно P&S Market

Research, мировой рынок телемедицины оценивался в $17,9 млрд в 2015 году и темпы его роста оцениваются в 18,7% ежегодно с 2016 по 2022 год.

В свете тренда на стройность и здоровый образ жизни внедрение телемедицинских технологий открывает дополнительные возможности для врачебного контроля по профилю «диетология», позволяя сделать данную опцию доступной для еще более широких слоев населения. Избыточная масса тела и ожирение - это мультиполярная проблема, включающая в себя генетические, физиологические, медицинские, а также социальные аспекты [4]. Для достижения стройности помимо контроля количественного и качественного состава суточного рациона, необходимо обеспечить психологическую поддержку пациента, контролирующего массу тела, что подразумевает, как минимум, работу с мотивацией, целеполаганием, а также работу с возра-

жениями в период стагнации веса. С позиции персонализированной медицины, лишь система непрерывного сопровождения пациента, находящегося в программе снижения/контроля веса до достижения результата, будет способствовать эффективному менеджменту массы тела. Именно эта мера позволит максимально эффективно управлять всеми факторами развития избыточной массы тела и ожирения (генетическими, медицинскими, биологическими, психологическими и социальными).

В настоящее время можно смело констатировать наличие определенного информационно-профилактического вакуума по профилю «диетология», где субъектом влияния на потенциального пациента является именно врач-диетолог. Внедрение телемедицинских технологий в профилактические направления медицины сопряжено с минимальными рисками, более того, дистанционная работа в системе «врач-пациент» позволит получить ряд неоспоримых преимуществ, что доказано нами в нашей работе.

Учитывая наличие спроса на подобные услуги в силу сложившегося тренда на ЗОЖ и стройное тело, пропагандируемое СМИ и интернет-ресурсами [1, 2, 3], а также отсутствие сформированного предложения населению от государственного сектора по профилю «диетология», потенциальный пациент вынужден искать информацию через интернет-источники, в частности, социальные сети.

Выходом из сложившейся ситуации может послужить создание инновационных каналов коммуникации в системе «врач-пациент» на примере он-лайн-кабинета врача-диетолога, где социальные сети могут выступать платформой для рекламы подобной услуги и конкретного специалиста. Такая мера, безусловно, повысит доступность медицинской помощи населению по профилю «диетология», станет рычагом экономической поддержки врачей-диетологов, а также создаст благоприятную конкурентную среду среди врачей-специалистов, пропагандирующих ЗОЖ.

Нами проведено анкетирования для выявления лояльности городских женщин, высказавших намерение контролировать массу тела, к использованию современных средств коммуникаций (социальные сети/интернет ресурсы) для решения индивидуальных задач в сфере ЗОЖ, в частности менеджмента массы тела» (интервью 110 женщин).

Проведено интервьюирование представителей общественности (специалистов в сфере традиционных и интернет коммуникаций (30), врачей (30), пациентов (30) с целью выявления положительных и отрицательных сторон онлайн-консультаций в сфере ЗОЖ.

Проведено интервьюирование медицинских работников (30 человек) с целью выявления доступности медицинской помощи населению по профилю «диетология».

Статистическая обработка состояла в выявлении частоты изучаемого факта и позволила сделать сравнительный анализ полученных данных.

Для 43,6% опрошенных современных городских женщин, социальные сети являются полноправным информационным ресурсом в сфере ЗОЖ. По признанию 11,1% городских женщин, социальные сети являются эффективным фактором борьбы со стрессом; при этом, более 50% из числа опрошенных находятся в стрессовой ситуации (40,7% испытывают стресс часто; 10,4 % испытывают стресс постоянно).

По данным нашего опроса, каждый день уделяют социальным сетям 61,8% горожанок (из них: проверяют обновления при первой возможности 16,4%; уделяют социальным сетям ежедневно несколько минут 45,5%). Среди женщин, зарегисти-рованых в социальных сетях, не следят за обновлениями регулярно еще 29,1% из числа опрошенных. Таким образом, 90,1%; зарегистрированных пользователей среди горожанок, высказавших намерение контролировать массу тела - активные пользователи интернет - ресурсов.

Нами выявлено, что 63,6% опрошенных горожанок интересуют публикации в социальных сетях, мотивирующих на ведение ЗОЖ (правильное питание, фитнес и пр.).

Для городской женщины, рейтинг привлекательности социальной сети с точки зрения получения информации о ЗОЖ выглядит следующим образом: ВКонтакте - 36,4%; Одноклассники - 29,1%; Инстаграм - 12,7%; Фейсбук - 10,1%; Не зарегистрированы -10,9%; Перископ - 0%.

Нами выявлено, что 85,5% городских женщин хотели бы видеть в своих «друзьях» своего лечащего врача. По данным нашего опроса 58,2% из числа опрошенных женщин доверяют онлайн-кон-сультациям по вопросам ЗОЖ. Параллельно с изложенными фактами возникает вопрос о качестве контента интернет-источников.

При выборе специалиста в сфере ЗОЖ в социальных сетях (для консультации/чтения блога специалиста) респондентки ориентируются на наличие соответствующих документов о медицинском/физкультурном образовании (34,6%); положительные и отрицательные отзывы о специалисте (34,6%); пример личного результата/достижения вне зависимости от наличия специального образования (12,7%); медийность (узнаваемость персонажа) в сфере ЗОЖ (9,1%); наличие симпатии или антипатии к данному конкретному специалисту (9,1%).

Согласно данным нашего исследования, готовность оплатить онлайн- консультацию специалиста в сфере ЗОЖ высказали 30,9% женщин.

Имеются некоторые возрастные различия в отношении городских женщин к социальным сетям в фокусе информационного ресурса в сфере здорового образа жизни. Наибольшую лояльность к социальным сетям в качестве информационного ресурса в сфере ЗОЖ продемонстрировали женщины 20-29 и 30-39 лет, (соответственно, 71,4% и 68,8% считают социальные сети полноправным участником информационного обеспечения в сфере ЗОЖ). Столь высокий процент лояльности обусловлен вовлеченностью молодежи в интернет-пространство

и интернет-коммуникации, в виду широкой распространённости гаджетов, мобильных интернет-устройств. В более зрелом возрасте (группы женщин 40-49 лет и 50-59 лет) городские женщины демонстрируют меньшую лояльность в данном вопросе (14,3% и 20%, соответственно, что вероятно, связано с преобладанием стационарных интернет-устройств у городских женщин). Повторный всплеск интереса к соцсетям отмечается в возрастной группе старше 60 лет, что, вероятно, связано, с выходом на пенсию и более свободным планированием свободного времени.

Городские женщины продемонстрировали существенные возрастные различия по степени активности в социальных сетях. Женщины 20-29 лет в 57,1% случаев при первой возможности, соответственно, несколько раз за день, уделяют вниманием своим социальным сетям (на работе, в личном и общественном транспорте и пр.). Оставшаяся часть, а именно 42,9% опрошенных молодых женщин делают это, по меньше мере, один раз в день. Таким образом, в возрастной категории 20-29 лет отмечается 100% вовлеченность городских современных женщин в онлайн-пространство. В группе 30-39 лет также сохраняется высокая приверженность к интернет-коммуникациям: 25% женщин в данной возрастной группы проверяют обновления своих страничек при первой возможности (несколько раз в течение дня); 62,5% опрошенных делают это, по крайней мере, ежедневно. Соответственно, женщины 30-39 лет являются активными потребителями информации через социальные сети (ежедневно 87,5% опрошенных горожанок).

Несколько иначе обстоят дела в более зрелой возрастной категории (женщины 40-49 лет): 57,1% женщин имеют аккаунты в социальных сетях, но уделяют им внимание нерегулярно (могут не появляться в сети недели/месяцы). Однако, при этом, из числа опрошенных женщин данной возрастной категории, 42,9% уделяют социальным сетям хотя бы несколько минут в день. Похожая ситуация складывается и в группе 50-59 летних женщин: 50% могут не появляться в сети неделями/месяцами; 40% опрошенных тратят на социальные сети ежедневно несколько минут. Примечательно, что в данной возрастной категории 10% горожанок проверяют обновления контента при первой возможности в течения дня, что можно объяснить наличием свободного времени в связи с выходом на пенсию. Таким образом, возрастной диапазон 20-59 лет характеризуется 100% вовлеченностью в ресурсы социальных сетей с разной степенью активности в них. В возрастной группе старше 60 лет не зарегистрированы в социальных сетях 42,9% горожанок. При этом, 28,6% опрошенных женщин старше 60 лет уделяют социальным сетям хотя бы несколько минут в день, а оставшиеся 28,6% делают это менее регулярно.

Во всех возрастных группах отмечается интерес к информации о ЗОЖ. Наибольший интерес к информационным и мотивационным публикациям в социальных сетях наблюдается в возрастной категории женщин 30-39 лет (75% опрошенных), а

наименьший в группе старше 60 лет (57,1% опрошенных). Столь высокие показатели, безусловно, создают благоприятную почву для формирования информационной площадки на базе социальных сетей с лояльной целевой аудиторией.

Выбор привлекательной социальной сети для получения информации о ЗОЖ зависит от возраста горожанки. Женщины 20-29 и 30-39 лет предпочитают социальную сеть ВКонтакте, соответственно, 57,1% и 43,8%. В группе 20-29 лет второй по информационной привлекательности является социальная сеть Инстаграм (28,6%), на третьем месте социальная сеть Одноклассники (14,3%). С увеличением возраста респондеток отмечается тенденция к уменьшению влияния Инстаграма и увеличение влияния Одноклассников.

Подавляющее число респонденток (от 71,4 до 100% в разных возрастных категориях) готовы вступить в неформальные отношения со своим лечащим доктором, став «друзьями» в социальных сетях. В этой ситуации, врач становится объектом пристального внимания со стороны «виртуального пациента». Неизбежной оценке подвергаются досуг, образ мышления, внешний вид специалиста. И даже выступая в социальной сети в качестве частного лица, а не практикующего и продвигающего свои услуги специалиста, врач становится ориентиром для потенциального пациента, так как он транслирует определенный образ жизни и априори является авторитетом в отношении самосохранитель-ного поведения.

Доверяют онлайн-консультациям по вопросам ЗОЖ от 35,7% (респондентки 40-49 лет) до 70% (ре-спондентки 50-59 лет) из числа опрошенных женщин. Это говорит об отчетливой тенденции к формированию достаточно емкого рынка онлайн-услуг в системе здравоохранения, в частности профилактической медицине.

По признанию опрошенных горожанок, многие из них готовы воспользоваться онлайн-кон-сультацией, как альтернативой очного визита к врачу. Наибольший процент отмечается в группе 20-29 лет (85,7%). В возрастных категориях 30-39 и 40-49 лет - 50% опрошенных готовы к интернет-консультированию; в 50-59 лет- 60%; в группе старше 60 лет-14,3%. Достаточно высокий процент желающих воспользоваться онлайн-консультацией можно объяснить дефицитом свободного времени у потенциальной пациентки поликлиники, в связи с вовлеченностью в трудовой процесс, а также объективными сложностями при записи на очную консультацию к интересующему специалисту (дефицит кадров в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения и формирование относительно длительного периода ожидания «талончика»; очереди в коридорах и пр.).

Параллельно с этим был произведен опрос 38 сельских жительниц Октябрьского района города Волгограда в возрасте от 30 до 78 лет. Из всего числа опрошенных сельских женщин, имеющих доступ к сети интернет, 100% женщин рассмотрели бы онлайн-консультацию при такой возможности, как достойную альтернативу поездки в областной

центр, что само по себе не является бюджетным мероприятием.

«Онлайн-кабинет специалиста» - это объективная альтернатива в системе здравоохранения на пути повышения доступности медицинской помощи населению, в том числе в профилактических направлениях медицины, продиктованная реалиями сегодняшнего дня.

В настоящее время вступать в коммерческие отношения в системе «врач-пациент» в интернет-пространстве готовы от 21,4% (40-49 лет) до 43,8% (30-39 лет) опрошенных горожанок. Относительно высокий процент желающих среди женщин 30-39 лет обусловлен следующими факторами: дефицит времени по причине активной профессиональной деятельности; воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также относительная финансовая независимость.

При выборе специалиста по модификации образа жизни в онлайн-режиме горожанки руководствуются разными принципами. Для категории женщин 20-29 и 30-39 лет ключевыми являются положительные и отрицательные отзывы о специалисте (42,9% и 37,5%, соответственно), что создает благодатную почву для манипулирования общественным мнением в данных возрастных категориях. Роль данного фактора постепенно снижается с возрастом, достигая 14,3% в возрасте старше 60 лет. Женщины более зрелого возраста при выборе специалиста руководствуются наличием соответствующих документов об образовании у интересующих их специалистов: это важно для 60% женщин 50-59 лет; 42,9% женщин старше 60 лет и только для 28,6% женщин в возрасте 20-29 и 40-49 лет; 31,3% женщин в возрасте 30-39 лет. Горожанки в возрасте старше 60 лет при выборе специалиста опираются на наличие или отсутствие симпатии к конкретному специалисту (42,9% горожанок). Аргумент в виде наличия собственного результата/достижения вне зависимости от наличия специального образования у специалиста оказался значимым в 28,6% случаев для женщин 40-49 лет. Фактор медийности специалиста не является ведущим, однако в возрастных категориях 20-29 лет и 30-39 лет, он занимает 14,3% и 18,8% соответственно.

По мнению 66,7 % медицинских работников медицинская помощь населению по профилю «диетология» на территории Российской Федерации в условиях региона остается недоступной. По мнению специалистов здравоохранения, основные сложности заключаются в следующем: 93,3% считают невозможным обеспечить должный уровень сервиса в условиях поликлиники; 90%- отсутствие обратной связи с пациентом в период программы снижения веса, а также низкая мотивация к дополнительной трате личного времени для подобной работы в условиях низкой оплаты труда; 86,7%- минимальная финансовая мотивация медицинского работника, как со стороны государственного, так и со стороны частного сектора здравоохранения; 63,3% видят высокую конкуренцию со стороны интернет- ресурсов; 56,7 % -дефицит сертифицированных кадров; 6,7%- боязнь бюрократических и

финансовых трудностей у медицинского работника при открытии своего частного кабинета, ввиду отсутствия финансовой подушки безопасности.

Таким образом, достаточно четко сформировались предпосылки для интеграции интернет-пространства и социальных сетей, в частности, в систему профилактической медицины и пропаганды ЗОЖ. Примером такой интеграции может служить введение в практику нового формата коммуникации в системе «врач-пациент» в виде «онлайн-каби-нета врача диетолога».

Запуск проекта «онлайн-кабинет врача» по специальности «диетология» имеет ряд преимуществ:

1. Введение инновационной системы коммуникации в сфере ЗОЖ и диетологии, в частности, приведет к повышению доступности медицинской помощи в сфере ЗОЖ и диетологии населению РФ, что соответствует реализации задач государственной политики в сфере здравоохранения.

2. Снижение нагрузки на врачей амбулаторного звена и общей практики даст возможность более рационально и эффективно использовать трудовые и временные ресурсы медицинских кадров в реалиях сегодняшнего дня для решения более актуальных задач в условиях амбулаторного оказания медицинской помощи (работа с «трудными» пациентами, в частности).

3. Повышение качества оказания медицинской помощи населению в сфере ЗОЖ и диетологии, в частности, в силу отсутствия «отвлекающих» врача факторов, которые характерны для классического амбулаторного приема (ведение громоздкой документации в режиме ограниченного времени консультация; входящие служебные телефонные звонки и прочее). Новая система консультаций позволяет сформировать устойчивое коммуникационное поле в системе «врач-пациент», что повысит комплаенс потенциального пациента к выполнению рекомендаций врача-диетолога. Время консультации в сфере ЗОЖ и диетологии может варьировать от 45-60 минут, что маловероятно обеспечить в условиях поликлинического звена.

4. Оказание консультативных услуг в системе «онлайн-кабинета» можно расценивать как меру экономической поддержки врачей-диетологов в условиях экономического кризиса, позволяющей на легитимной основе, в удобное для специалиста время, осуществлять консультативную работу и увеличивать уровень своего дохода. При этом, география потенциальных пациентов не может быть лимитирована. Соответственно, доход специалиста будет целиком и полностью зависеть от степени его РЯ- активности в социальной сети, а также профессиональной привлекательности конкретного специалиста в качестве потенциального представителя услуги.

5. Введение в систему профилактической помощи населению «Онлайн-кабинетов» врача-диетолога сформирует здоровую конкурентную среду среди специалистов данного профиля.

Чтобы успешно конкурировать в профессиональной среде, особенно в условиях онлайн-про-странства, где частная жизнь, в той или иной степени, становится достоянием общественности, врач-диетолог должен соответствующе «выглядеть», быть примером для подражания для потенциальных пациентов: вести ЗОЖ, быть стройным. Таким образом, врач- диетолог должен взять на себя миссию по трансляции ЗОЖ во всех его проявлениях, а также быть законодателем трендов в области ЗОЖ, по меньшей мере, для своих подписчиков в социальных сетях (потенциальных пациентов). Кроме того, врач-диетолог должен непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания и умения (участие в семинарах и конференциях); вести информационный блог на своей страничке в социальной сети с активной ссылкой на «онлайн-кабинет» и пр.), тем самым продвигая свой профиль, что, несомненно, окажет положительное влияние на качество услуг, а также информационного контента социальных сетей по профилю ЗОЖ.

6. Социальные сети в данной ситуации становятся эффективной информационно-рекламной площадкой в руках врача-диетолога, не требующей финансовых вложений для их продвижения, что немаловажно для эффективного стартапа «онлайн-кабинета».

7. Формирование регистра врачей «онлайн-ка-бинетов» по профилю «диетология» выступит защитой потенциальных пациентов от недобросовестных лиц, оказывающих подобные услуги в сети, не имея соответствующего образования. Таким образом, произойдет саморегуляция рынка по оказанию интернет-услуг в сфере ЗОЖ и диетологии.

8. Введение системы «онлайн-кабинетов» врача-диетолога принесет дополнительные налоговые отчисления в казну за счет выхода «из тени» практикующих специалистов.

9. Практикующие специалисты получат дополнительные государственные гарантии (отчисления в пенсионный фонд).

10. Введение системы «онлайн-кабинетов» врача-диетолога принесет дополнительные доходы госбюджету за счет абонентской платы, взымаемой министерством здравоохранения за использование интернет-платформы для работы в сети («софта онлайн -кабинета»).

Список литературы

1. Журавлёв, П. В. Wellness, как направление в предпринимательстве [Текст] / П. В. Журавлёв // Вестник академии. - 2015. - № 1. - С. 22-27.

2. Зуглова, Е. А. Финансовая нагрузка на здравоохранение, связанная с избыточной массой тела и сопутствующими заболеваниями [Текст] / Е. А. Зуглова, М. В. Зейгарник // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. - 2015. - № 6. - С. 35.

3. Михайлова, В. В. Интернет-аддикции в современном обществе [Текст] / В. В. Михайлова, О. Ю. Почтарь, Е. В. Ермолаева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - № 12.

4. Персонализированная медицина: эволюция методологии и проблемы практического внедрения [Текст] / Петров В. И. [и др.] // Вестник волгоградского государственного медицинского университета. - 2016. - № 1 (57). - С. 3-11.

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ясинська Е.Ц.

ВДНЗУ«Буковинський державний медичний утверситет» к.мед.н., доцент кафедри сощальног медицини та ОЗО

PROBLEMS OF ACTIVATING THE WORK OF MEDICAL PERSONNEL DURING THE REFORM

OF HEALTH CARE

YasinskaE.

Highe rStat eEducational Establishment of Ukraine «Bukovinian State Medical University», Ph.D.,

аssistant professor, Department of Social Medicine and Health Care Organization

Анотация

В статье проанализированы основные проблемы управления адаптацией персонала медицинских организаций, разработаны мероприятия по совершенствованию процессов управления персоналом в период реформирования здравоохранения для достижения ними медицинской, социальной и экономической эффективности.

Abstract

The article analyzes the main problems of managing the adaptation of personnel of medical organizations, develops measures to improve personnel management processes during the period of health care reform to achieve medical, social and economic efficiency.

Ключевые слова: управление адаптацией персонала, медицинские организации, кадровый потенциал, реформирование здравоохранения, кадровый потенциал, медицинские услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.