ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАВИГАЦИИ И МОРСКИХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Гладких И.И.,
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой гидрографии и морской геодезии ОНМА
Кучеренко Н.В.,
к.г.н., доц. кафедры океанологии и морского природопользования ОГЕКУ
Капочкина М.Б., научный сотрудник НИЦ ВС Украины
Зорин В.Ю.
начальник управления НИЦ ВС Украины
FUTURE OF TECHNOLOGY, USING HYDROACOUSTIC METHODS SUPPORT NAVIGATION AND MARITIME SEARCH AND RESCUE WORKS
Gladkykh I.I.
doctor of technical sciences, professor, head of the department of hydrography and marine geodesy ONMA
Kucherenko N. V.
PhD in Geography, docent, department of oceanology and marine nature management OGEKU
Kapochkina M.B.
Researcher of research centre Armed Forces of Ukraine
Zorin V.Y.
the head of department research centre Armed Forces of Ukraine
Аннотация. Проведен анализ перспектив повышения качества гидроакустической информации, необходимой для обеспечения навигации и морских поисково-спасательных работ. Оценена надежность и достоверность гидроакустических измерений в шельфовых и глубоководных районах Чёрного моря в районе Севастополя. По данным глубоководной многосуточной станции изучено влияние подводного грязевого вулканизма на пространственно-временные изменения гидрофизических и гидроакустических полей.
Ключевые слова: гидроакустика, скорость звука, рефракция, Черное мо
ре.
Summary. The analysis of the prospects for improving the quality of the hydroacoustic information necessary for navigation and maritime search and rescue operations. Assess the reliability and validity hydroacoustic measurements in offshore and deep-water areas of the Black Sea near Sevastopol. According deepwater multi day station to study the effect of the underwater mud volcanoes on the spatial and temporal changes of hydro-physical and hydro-acoustic field.
Keywords: hydroacoustic, sound velocity, refraction, Black Sea.
Постановка проблемы. Применение технологий, основанных на гидроакустических методах, ограничено свойством акустических волн распространяться по криволинейным траекториям, вдоль которых модуль скорости является переменной величиной. По этой причине, временная задержка и получаемые угловые характеристики источника шума или отраженного сигнала требуют введения поправок на рефракцию. Наличие волноводов существенно усложняет эту и так довольно сложную проблему.
Целью работы является определение перспектив развития гидроакустических технологий и разработки стратегии их совершенствования в условиях существующей неопределенности пространственно-временных изменений скорости звука. Достижение поставленной цели возможно путем решения задач: восстановления трехмерного поля скорости звука по данным измерения сетью гидроакустических антенн рефракции акустического сигнала от тестовых источников акустических волн и повышения чувствительности регистрации слабых акустических сигналов.
В 2015 году впервые была выполнена переброска тяжелого вооружения НАТО из портов Болгарии и Румынии в порты Грузии для проведения совместных учений. Подобные акции выводят на совершенно новый уровень необходимость предотвращения террористических угроз (в том числе и с использованием гидроакустических технологий) в районах, где формируются новые морские транспортные коридоры тяжелых вооружений.
Анализ последних исследований и публикаций. Морские гидроакустические технологии ограничены в применении неоднозначностью пространственного распределения скорости звука, а также проблемой влияния акустической волны на морскую воду. Кроме этого, акустическая энергия затрачивается на разрыв межмолекулярных связей на фронте сжатия волны. В зоне растяжения происходит процесс возобновления связей, при котором энергия выделяется [1]. По мнению авторов [1], при восстановлении одной разорванной межмолекулярной связи на каждые 10 молекул воды, тепловыделение в объеме может достигнуть 400 кДж/кг.
При излучении акустической энергии в миллиметровом диапазоне, в морской среде регистрируются объемные тепловые молекулярные акустические шумы. Для этой длины волны практически полное поглощение звука происходит на расстоянии до 200 м. Для длин волн до 1 м начинает влиять диссоциация сульфата магния (время релаксации 10-5с), а на длинах волн до 1,5 м солей бора (время релаксации 10-3с) [2]. На длинах волн более 15 м вклад тепловых шумов уже пренебрежимо мал [3] и эффект поглощения акустической энергии значительно снижается. При увеличении длины волны увеличивается объём фронтальной области с аномальными характеристиками давления и снижается частота смены условий сжатия условиями растяжения среды. Длинноволновые акустические сигналы распространяться в океане на расстояния в тысячи километров.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Основная задача гидроакустики - учесть свойство водной среды влиять на трехмерное распространение фронта волны сжатия-растяжения и одновременно учесть влияние энергии сжатия и растяжения акустической волны на свойства самой среды. Основой в применении гидроакустики является информация о трехмерном поле скорости звука. Надежность гидролокации зависит от уровня корректности решения проблемы вычисления траектории распространения сигнала и изменения скорости звука вдоль этой траектории. Скорость же распространения звука обратно пропорциональна степени сжимаемости вещества и его молекулярному весу, как показателю меры инерции (принято считать, что обратная зависимость скорости звука от плотности веществ реализуется только в случае, если плотность меняется за счет изменения массы молекул в веществах).
Скорость распространения звука определяется плотностью среды и её сжимаемостью. Теоретически скорость звука (и) равна:
и2=1/к3р
где к3 коэффициент адиабатической сжимаемости, р плотность. Скорость продольных волн зависит от агрегатного состояния среды (от сжимаемости). В водяном паре скорость звука равна 405 м/с (Р=1 атм.), в жидкой воде 1493 м/с (Т= 25°С) и во льду 3980 м/с (-4°С) [4]. В условиях многофазового состояния морской воды, скорость распространения звука будет приобретать определенные отличия. Газы, находящиеся в воде в виде микропузырьков понижают скорость звука, при высокой насыщенности пузырьками - существенно, что связано с существенной сжимаемостью газовой фазы. Наряду с микропузырьками, рассматриваемый эффект распространяется на взвешенное вещество и коллоиды. Кроме этого, морская вода представляет собой раствор солей, молекулярный вес которых может быть как больше, так и меньше молекулярного веса воды. Для растворов возникает проблема определения интегральной плотности раствора, которая определяет скорость звука в растворе. Наиболее важной характеристикой, влияющей на формирование поля скорости звука в морской воде,
является структурированность морской воды. Влияние структурированности воды на скорость звука оценено в работе [5].
В результате этого, вода одновременно имеет разные оценки «веса» ассоциаций. Волны сжатия -растяжения в такой среде будут распространяться со скоростью, зависящей от меры ассоциированности морской среды. По вполне понятным причинам, степень ассоциированности воды регулируется температурой, давлением и наличием примесей. При увеличении средней кинетической энергии движения молекул (увеличении температуры) и при увеличении давления степень ассоциированности уменьшается, и скорость звука увеличивается. Ионы разных веществ по-разному влияют на степень ассоциированности молекул. Одни ионы разрушают ассоциации молекул воды, другие создают вокруг себя дополнительные ассоциации. Растворенные полярные газы, к которым относятся углекислый газ и сероводород, в воде диссоциируют на ионы и влияют на скорость звука по типу растворенных солей. Неполярные газы (например, кислород) способствуют образованию микропузырьков.
Положительная аномалия плотности в бидистиллированной воде при температуре 3,98°С определяется максимальной активностью образования в воде надмолекулярных комплексов [5]. Авторы сравнивают воду с надмолекулярными комплексами с эмульсией. Реальность существования
«эмульгированного» состояния воды подтверждается методом термического анализа воды [6]. Наиболее значимые структурные перестройки в воде соответствуют 36°С - температуре минимальной теплоёмкости, 63°С - температуре минимальной сжимаемости, 75°С - температуре максимальной скорости звука в воде. Это позволяет автору [6] сделать вывод: жидкая вода - очень своеобразная дисперсная система, включающая, как минимум, пять структурных образований с различными свойствами. Каждая структура существует в определённом, характерном для неё температурном интервале. По данным других исследований [7] молекулы воды в жидкой фазе объединяются в группы из пяти молекул.
При повышении температуры
надмолекулярные комплексы разрушаются. При температуре 75°С, когда скорость звука в воде достигает максимума, надмолекулярные комплексы в воде отсутствуют [6]. По нашему мнению, это и есть фактическая оценочная скорость звука в мономолекулярной воде. Таким образом можно принять, что структурированность воды формирует понижение скорости звука примерно на 10%.
В отличие от подавляющего большинства веществ, вода в температурном интервале от 0°С до 3,98°С обладает отрицательным коэффициентом теплового расширения и при увеличении плотности на 0,00157 кг/м3 вместо снижения, наблюдается увеличение скорости звука на 19,2 м/с. То есть, возникает парадокс увеличения скорости звука при увеличении плотности. В гидроакустике специально был введен научно необоснованный тезис о том, что скорость звука в воде, якобы, зависит только от температуры. Этот тезис был сформулирован для
того, чтобы «обойти» парадокс с зависимостью скорости звука от плотности. Из изложенного следует, что использование формулы вычисления скорости звука по плотности и сжимаемости для воды и, особенно, для морской воды - теоретически не обосновано. Эмпирические методы расчета скорости звука в морской воде не обладают необходимой точностью в связи с тем, что не учитывают все влияющие факторы. В связи с этим, научные публикации в области гидроакустики, основанные на расчетных данных скорости звука, нельзя считать достоверными. Исходя из расчетных данных, скорость звука характеризуется значимыми градиентами исключительно в вертикальном распределении. В горизонтальной плоскости, значимые градиенты скорости звука, исходя из расчетных данных, не известны. В подтверждение приведем ссылки на результаты исследований, основанных на прямых измерениях скорости звука. В работе [8] показаны фактические аномалии скорости звука на границах вихревых структур, способных создавать существенные градиенты скорости звука. Прямыми измерениями установлено, что значения скорости звука в центре вихря могут быть на 22-30 м/с меньше, чем в окружающих водах, а в холодном ядре вихря могут уменьшаться до 1447,6 м/с [9]. По мнению авторов [8], вихревые структуры, создающие динамичные изменения температуры и давления в водной среде можно представить, как акустические линзы. В их пределах гидроакустические характеристики вод изменяются слабо, а на границах создаются аномалии, в том числе в виде пространственных градиентов скорости звука, приводящих к интенсивной рефракции, флуктуации фазы звукового сигнала. По результатам исследований [10] в вихревых структурах наблюдалось смещение границ освещенных зон и зон акустической тени. Границы освещенных зон при переходе из вихря в открытый океан смещаются на 3 -4 км к источнику звука [9]. Если же источник звука расположен в открытом океане, то в вихре практически отсутствуют зоны конвергенции, а лучи, идущие под большими углами из источника, выходят к поверхности океана. Авторы предположили, что при
прохождении сигнала через вихрь происходит его дефокусировка с потерей части энергии, и наоборот, когда сигнал уходит из вихря в открытый океан, происходит его фокусировка и концентрация энергии [9]. В работе [11] приведены результаты измерения вертикального распределения скорости звука на разрезе в Тихом океане (Камчатский регион). По результатам этих измерений можно установить, что вблизи материкового склона зафиксирована отрицательная аномалия скорости звука толщиной до 400 м и горизонтальной протяженностью не менее 100 км. На периферии этой зоны горизонтальные градиенты скорости звука достигают значений 10 м/с на 50 км.
Учитывая изложенное, проанализируем перспективы повышения качества гидроакустических систем в Черноморском регионе. В работе [12] показаны карты расположения гидроакустических станций ЧФ РФ. На шельфе, в районе Севастополя, установлены приемные гидроакустические устройства в комплексе с радиогидробуями. В районе Балаклавской бухты установлены линейные вертикальные антенны в комплексе с радиогидробуями. В этом же районе установлены антенны дальней панорамной классификации обнаружения целей. Западная группа гидроакустических станций расположена в шельфовой зоне, южная группа - в глубоководной зоне Черного моря.
При оценке эффективности указанных гидроакустических комплексов важно понимать, что современные ПЛ с «приведенной шумностью» на шельфе могут быть обнаружены на расстоянии не более 300 м, а надводные цели на дистанции до 4,8 км [13]. Нами рассмотрены гидроакустические условия в шельфовой зоне Черного моря [14]. В работе приведена расчетная и фактическая зависимость распространения акустических шумов, как функции от дистанции от источника шумов. Работы были выполнены на СЗ шельфе Черного моря в летний сезон (излучатель шумов был заглублен на глубину 6 м, гидрофоны располагались на глубинах 4,85 м, 7,75 м, 9,2 м, 12,1 м, рис.1).
в)
ШУЩ
| 0, 1 1.5 ! 23 3, ът [|
чи
>
10 О
ш да
Рис. 1 - Теоретическая и фактическая (показано точками) зависимость распространения акустических шумов от дистанции на СЗ шельфе Черного моря в летний сезон (излучатель на глубине 6 м, гидрофоны на глубинах: 4,85 м (а), 7, 75 м (б), 9,2 м (в), 12,1 м (г) [14].
шельфовой зоны в районе Севастополя, достаточно низкая.
Рассмотрим эффективность гидроакустических систем в глубоководной части Черного моря. Принято считать, что в глубоководных районах гидроакустические технологии более надежны. Изучив карту расположения подводных вулканов и газовых источников Черного моря (рис. 2), было найдено подтверждение существования
непосредственно в районе Севастополя подводных газовых факелов, а южнее Балаклавской бухты обнаружено более десятка подводных грязевых вулканов [15].
Исходя из реальных измерений интенсивности затухания акустического сигнала, показано, что на расстоянии 2 км амплитуда шумов снижается на 30-35 Дб, что существенно ограничивает в пределах шельфовой зоны Черного моря использование не только пассивных, но и активных гидроакустических технических средств. Кроме этого, исходя из теоретических расчетов, авторами показано, что вокруг источника акустических шумов формируются зоны акустической «тени» шириной до 100 м. Такие зоны повторяются через 200-220 м. Из этого следует вывод о том, что эффективность гидроакустических станций, установленных ЧФ РФ в пределах
Рис. 2 - Карта подводных вулканов и газовых источников Черного моря: 1,2,3 - подводные вулканы; 4,5 выходы газов в пузырьках, 6 выходы газовых факелов на кристаллических породах Ломоносовского
подводного массива [15].
Мониторинг динамики во времени подводного вулканизма не ведется, поэтому его влияние на изменение надежности работы гидроакустических станций оценить невозможно. В работе [16] представлены результаты исследования в глубоководной части Черного моря. Было зафиксировано усиление потока геотермического тепла, приведшее к конвекции в нижнем придонном слое воды, толщиной до 500 м со скоростью не менее 10-11 см/сек. Как правило, источники субмаринной разгрузки в зависимости от мощности, температуры формируют в водной толще контрастные газогеохимические аномалии в виде "столбов", которые в периоды наибольшей активности "пронизывают" всю водную толщу от дна до поверхности [17].
Из изложенного следует, что надежность функционирования установленных ЧФ РФ гидроакустических систем ограничено подводным вулканизмом, проявляющимся разгрузкой газа в виде пузырьков, гидрохимическими аномалиями, которые влияют на дальность распространения звука.
Более детально исследование
гидроакустических полей в районе подводного грязевого вулканизма в районе Севастополя (ф = 42,02° с.ш., X = 33,02 в.д.) было выполнено по данным измерений на многосуточной глубоководной станции 13-20 августа 1975 г. Измерения были выполнены с
дискретностью 3 часа. На рис. 3 приведены данные изменения во времени вертикального распределения температуры морской воды, частоты Вяйсяля-Брента и изменений скорости звука на расчетных глубинах между зондированиями. 13-20 августа 1975 г. в глубоководной части Черного моря в районе подводного грязевого вулканизма было зафиксировано неоднократное вертикальное движения глубинных вод. Наибольший интерес представляют вертикальные движения теплых солёных вод, зафиксированные зондированиями №1416 и вертикальные движения, связанные с аномалией вод с аномально низкой соленостью, зафиксированных зондированиями №35-37. Была рассчитана скорость звука. В поверхностном слое скорость звука составляла примерно 1510 м/с, ПЗК находился на глубине 50 м (скорость по оси ПЗК 1462 м/с), с глубиной скорость звука возрастала до 1482 м/с. Расчетами первой производной скорости звука по времени на ст. 15 в слое 750-1 000 м зафиксирована позитивная аномалия, а на ст. 36-39 в слое 250-650 м -отрицательная.
На станциях №14-17 на глубине 1 000 метров изотерма 8,9°С за 3 часа поднялась из глубины 1 000 м до глубины 600 м, что соответствует вертикальной скорости порядка 3-4 см/с. Полученные результаты согласуются с известными данными вертикальных движений в районах подводного вулканизма [16].
Рис. 3 - Изменения во времени на многосуточной станции (ф = 42,02° с.ш., X = 33,02 в.д.), выполненной 13-20 августа 1975 г.: а) - вертикального распределения температуры морской воды (в °С), б) - частоты Вяйсяля-Брента (в цикл/час) и в) - градиента изменений скорости звука на расчетных горизонтах между зондированиями (в усл. ед.). По горизонтали № зондирования.
В данном случае при подъеме теплых соленых вод в слое 300 - 700м сформировалась обширная, однородная по плотностной устойчивости, зона (показатель частоты Вяйсяля-Брента 1,0-1,5 циклов в час). Локальный пространственно-временной масштаб этой аномалии приводит к необходимости учитывать возможность формирования на глубинах 700 - 1 000 м существенных «короткоживущих» горизонтальных градиентов температуры и соответственно - горизонтальных градиентов скорости звука. Данными расчетов это подтверждено на ст. №15, где подтвердилась положительная аномалия скорости звука в результате подъема вод с более высокими показателями скорости звука. Это неизбежно приводит к рефракции акустических лучей и расфокусировке акустического поля, т.е. к возникновению локальной зоны акустической тени, как это было описано для других районов в работах [8,9,10].
Анализируя характер быстрого подъема воды с глубины 1 000 до глубины 600 м, согласно исследованиям [8], исходя из фактического вертикального распределения скорости звука,следует предусматривать возможность непродолжительного формирования горизонтальных градиентов скорости звука до 7 м/с на 1-2 км. Согласно указанным результатам [8], в районе вертикальных колебаний изогалинных поверхностей с амплитудой 40 - 60 м амплитуда измеренной скорости звука менялась в диапазоне ± 6 м/с. То есть, при быстром подъёме глубинных вод в вышележащих слоях оказываются «интрузии» воды с аномальными скоростями звука. По-видимому, это происходит в связи с тем, что быстрые изменения гидростатического давления не приводят к таким же быстрым изменениям структуры воды. Расчетные формулы, в отличие от прямых измерений, такие аномалии скорости звука не отражают.
На станциях № 35-37, где были отмечены отрицательные аномалии солености, установлено, что «столб» сравнительно теплой морской воды с низкими значениями солености в слое от 600 до 250 м, существовал более 10 часов. В пределах указанной аномалии, показатель частоты Вяйсяля Брента снизился до 1 цикла в час. Возникшая зона неустойчивой стратификации приподняла пикноклин примерно на 100 м. В слое 250-600 м сформировалась отрицательная аномалия скорости звука, свойством которой является локальная «фокусировка» акустического поля (лучевой панорамы), искажающая, вплоть до инверсии, геометрические размеры объекта гидролокации, со всеми дополнительными искажениями, описанными в работах [8,9,10].
Выводы и предложения. В результате выполненного анализа показано, что морская вода обладает рядом аномалий, существенно ограничивающих возможности использования гидроакустических технологий. Поглощение звука морской водой связано с затратой энергии на релаксационные процессы (как раствора) и на структурные изменения «эмульгированного» состояния среды. Для преодоления этих факторов
необходимо использование новой элементной базы регистрации акустических шумов.
Зависимость скорости звука от большого количества влияющих факторов, включающих и влияние самих акустических волн на среду, не позволяет ожидать повышения достоверности расчетных значений, полученных с использованием эмпирических формул. Нами предлагается технология мониторинга трехмерного распределения скорости звука, отличающаяся тем, что вместо скорости звука, измеряется рефракционная картина от источника излучения. Для шельфовых районов, например для шельфовых зон Украины в Черном и Азовском морях, целесообразно создание сети вертикально распределенных гидроакустических станций, работающих в пассивном режиме. Такая сеть, путем регистрации акустического сигнала при выполнении тестовой гидроакустической «подсветки» шельфа, от источника с известными координатами и глубиной, способна зафиксировать цифровую 3D модель рефракционной панорамы распространения продольной волны в водной толще шельфовой зоны. Такая цифровая 3D модель может быть использована для решения обратной задачи - восстановления исходной цифровой 3D модели скорости звука. Обладая цифровой 3D моделью скорости звука шельфовой зоны, возможно повысить точность определения дистанции, угловых характеристик и глубины расположения объекта гидролокации и/или источника шумов.
В результате исследования гидроакустических характеристик в районе Севастополя, шельфовой (западный сектор) и глубоководной (южный сектор), показано, что условия распространения акустических волн на шельфе ограничивают гидроакустические технологии, сокращая дистанцию гидролокации до 12 км. В глубоководной части Черного моря, подводный вулканизм создает существенные гидроакустические аномалии, которые можно представить как акустические линзы на границах которых происходит интенсивная рефракция, флуктуации фазы звукового сигнала, смещение границ освещенных зон и зон акустической тени, фокусировка и дефокусировка акустических лучей.
Таким образом, можно отметить, что существующая система гидроакустических станций и антенн, размещенная в Черном море ЧФ РФ, не является эффективной.
Список литературы:
1. http://www.bibliotekar.ru/2vodaKak.htm
2. http ://www.femto. com.ua/articles/part 1/0766.
html
3. В.И. Бабий Влияние звукового поля на параметры термодинамического состояния воды. Роль нелинейных эффектов №9 (146), сентябрь 2013. Тематический выпуск: Экология 2013 — Море и человек, c 35-39
4.
http ://www. dpva. info/Guide/GuidePhysics/Sound/SoundS peedTable1/
5. Смирнов А.Н., С., Сыроежкин А.В., Супранадмолекулярные колмплексы воды,
Российский химический журнал, t.XLVIII, №2, 2004 г. www.chem.msu.su/rus/jvho/2004-2/125.pdf
6. www.cb.science-center.net/conf/Files/Smirnov_Reports_S4.pdf
7. Masakazu Matsumoto. Why Does Water Expand When It Cools? // Phys. Rev. Lett. 2009, 103, 017801.
8.
http://pacificinfo.ru/data/cdrom76/htm/3_2_0.htm
9. Богданов К.Т., Храпченков Ф.Ф. Условия формирования трехмерного звукового канала и гидролого-акустические характеристики вихрей Камчатского течения // Изв. РАН, ФАО. 1994. Т.30, N 1. С. 100-106.
10. Каменкович В.М., Кошляков М.Н., Монин А.С. Синоптические вихри в океане. Л.: Гидрометеоиздат. 1982. 264 с.
11. Влияние внутреннего прилива на медленные флуктуации энергии импульсных сигналов в эксперименте на протяженной стационарной трассе http://pacifirinfo.ru/data/cdrom/6/htm/3_5_0.htmhttp://vp k.name/news/118044_est_li_v_rossii_sovremennoe_gidro akusticheskoe vooruzhenie chast 7.html
12. http://vpk. name/news/118044_est_li_v_rossii_s ovremennoe_gidroakusticheskoe_vooruzhenie_chast_7.ht
ml
13. http://vpk. name/news/114001_est_li_v_ro ssii_s
ovremennoe_gidroakusticheskoe_vooruzhenie_chast_6.
html
14. Л.Н. Замаренова, М.И. Скипа, Акустическая модель квазистационарных трасс. Часть 2. Оценка физической адекватности акустической модели. Пдроакустичний журнал (Проблеми, методи та засоби дослвджень Свггового океану), 2010 (№ 7) c.58-72
15. http://krimea.info/katastrofy-kryma/gryazevye-vulkany-v-chernom-more-izuchenie-relefa-morskogo-dna.html
16. Влияние естественных источников разгрузки подземных вод и природных газов на формирование сероводородной зоны Черного моря, Г.Л. Корюкин http://geo-sphera.com/publicacii/37-vliyanie-estestvennykh-istochnikov-razgruzki-podzemnykh-vod-i-prirodnykh-gazov-na-formirovanie-serovodorodnoj-zony-chernogo-morya
17. Корюкин Г.Л. Геохимические методы поисков месторождений нефти и газа в условиях Баренцевоморского шельфа СССР. Автореферат диссертации. М. 1988. с.21
IMPROVING SAFETY OF OPERATION OF THE SHIP'S PROPULSION PLANT
Maksym Stetsenko
Engineer of the Fleet Technical Operation Department, Odesa National Maritime Academy Yuriy Lukashuk
Head of the Laboratory of the Fleet Technical Operation Department,
Odesa National Maritime Academy
П1ДВИЩЕННЯ БЕЗПЕКИ ЕКСПЛУА ТАЦП СУДНОВО1ПРОПУЛЬСИВНОI УСТАНОВКИ
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВОЙПРОПУЛЬСИВНОЙ УСТАНОВКИ
Стеценко Максим Сергтович
¡нженер кафедри «Техн1чно'1 експлуатацИ флоту»,
Одеська нацгональна морська академ1я
Лукашук Юр1й Васильович
Завгдуючий лабораторгею кафедри «Техн1чноХ експлуатацИ флоту», Одеська нацгональна морська академ1я
Absract: In this paper we introduce an approach to modernize technical diagnostics of thrust bearings of low speed diesel engines, in order to improve the safety of their operation. The problem is solved by supplementing the existing system of technical diagnostics with new electronic devices that provide continuous and highly accurate measurement of radial clearance of the thrust bearing of the crankshaft of a diesel engine. Key words: thrust bearing, axial clearance, inductive distance probe
Анотацгя: У статт1 запропоновано удосконалення техн1чно'1 дгагностики упорних пгдшипниюв малообертових дизелгв з метою пгдвищення безпеки i'x експлуатацИ. Задача виргшуються шляхом доповнення 1снуючоХ системи техтчно'1 дгагностики новими електронними приладами, що забезпечують непереривтсть та високу точнкть вимгрювання радгального зазору упорного пгдшипника колтчатого валу дизеля. Ключовi слова: упорний тдшипник, осьовий зазор, iндуктивний датчик вгдстанг
Аннотация: В статье предложено усовершенствование технической диагностики упорных подшипников малооборотных дизелей с целью повышения безопасности их эксплуатации. Задача решается путем дополнения существующей системы технической диагностики новыми электронными приборами, которые обеспечивают непрерывность и высокую точность измерения радиального зазора упорного подшипника коленчатого вала дизеля.
Ключевые слова: упорный подшипник, осевой зазор, индуктивный датчик расстояния