Научная статья на тему 'Перспективы среднего класса в современном российском обществе'

Перспективы среднего класса в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3029
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СРЕДНИЙ КЛАСС / СТРУКТУРА СРЕДНЕГО КЛАССА / ПЕРСПЕКТИВЫ СРЕДНЕГО КЛАССА / ПОТЕНЦИВАЛЬНЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ РИСКА / ВЕРТИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОТОКЛАСС / SOCIAL STRUCTURE / MIDDLE CLASS / STRUCTURE OF MIDDLE CLASS / PROSPECT OF MIDDLE CLASS / POTENTSIVALNY MIDDLE CLASS / SOCIAL RISK GROUPS / VERTICAL SOCIAL MOBILITY / PROTOCLASS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Локосов Вячеслав Вениаминович

Рассматриваются перспективы среднего класса в современном российском обществе в совокупности общественно-политических, социально-экономических и институциональных аспектов развития обстановки в стране. Определены группы рисков (экономические, социальные, политические), которым подвержен российский средний класс. Определены основные слои, имеющие шансы и условия для вертикальной социальной мобильности и вхождения в состав среднего класса, названные «протоклассом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF MIDDLE CLASS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

Prospects of middle class in modern Russian society in total of social and political, social and economic and institutional aspects of development of a situation in the country are considered. Groups of risks (economic, social, political) to which the Russian middle class is subject are defined. The main layers having chances and conditions for vertical social mobility and entry into structure of middle class called "protoclass" are defined.

Текст научной работы на тему «Перспективы среднего класса в современном российском обществе»

УДК 316.442. 316.443

ПЕРСПЕКТИВЫ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В.В. Локосов

Рассматриваются перспективы среднего класса в современном российском обществе в совокупности общественно-политических, социально-экономических и институциональных аспектов развития обстановки в стране. Определены группы рисков (экономические, социальные, политические), которым подвержен российский средний класс. Определены основные слои, имеющие шансы и условия для вертикальной социальной мобильности и вхождения в состав среднего класса, названные «протоклассом».

Ключевые слова: социальная структура, средний класс, структура среднего класса, перспективы среднего класса, потенцивальный средний класс, социальные группы риска, вертикальная социальная мобильность, протокласс.

Рассматривать перспективы среднего класса в современной России, как представляется, следует в совокупности следующих аспектов развития обстановки в стране: общественно-политического, социально-экономического, институционального. В каждом из них при этом приходится учитывать в первую очередь не столько динамику происходящих процессов, последствия которых могут иметь отдаленный по времени характер, сколько оценки населением конкретных событий, тенденций, решений руководства страны, которые уже сейчас формируют определенные модели социального поведения.

В данном контексте достаточно показательными являются результаты проведенного «Левада-центром» опроса общественного мнения на тему «Гордость, патриотизм и ответственность». Картина общественного сознания на пороге 2016 года представляется довольно парадоксальной: большинство респондентов испытывает гордость за свою страну, но весьма критически оценивает

1

свою повседневную жизнь .

Так, наибольшую гордость у россиян вызывают политическое влияние России в мире (68 %), Вооруженные Силы (85 %), научные и технические достижения (72 %), то есть в основном государственные атрибуты. Такие данные вполне объяснимы с учетом масштабов официальной пропаганды в СМИ. С другой стороны, экономическими достижениями «не гордятся» или «совсем не гордятся» 68 % респондентов, социальной справедливостью - 69 %.

В данном случае в очередной раз четко проявился патернализм общественного сознания: внешняя политика государства и ее результаты, такие, какими их представляют россияне, в полной мере их устраивают, более того, являются основой их повышенной самооценки. При этом, что крайне важно, успехи России на международной арене, признание за ней статуса великой державы, способной уверенно отстаивать свои интересы, устойчиво ассоциируются с

1 Проведён 19-20 декабря 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

83

Президентом и являются одной из главных составляющих высокого уровня доверия главе государства. Внутриполитическая же ситуация, по мнению общества, находится в сфере ответственности Правительства, отдельных министров и, скорее всего, не имеет четкой персонификации. Таким образом, Путина в каком-то смысле избавляют от необходимости доказывать свое право на руководство страной успехами в хозяйственной сфере. Более того, россияне отдают себе отчет в том, что экономическая ситуация ухудшилась, в частности, по причине международных санкций и принятых нашей страной контрмер, которые введены по распоряжению Путина. И, хотя эта мера напрямую повлияла на благосостояние широких слоев населения, главу государства, несмотря на это, продолжают поддерживать.

Однако, говоря о перспективах развития ситуации в стране, необходимо задаться вопросом о стабильности нынешней ситуации, учитывая отмеченную выше двойственность ее восприятия населением. Так, в последнее время забастовочные проявления в России были достаточно многочисленными, однако не вызывали широкого общественного резонанса и не освещались в масс-медиа. Исключение составили только акции водителей-дальнобойщиков и владельцев транспортных предприятий против новой платежной системы «Платон» в декабре 2015 года, которые стали широко известны, хотя и по причине проведения в столичном регионе. Таким образом, можно говорить о наличии в обществе протестного потенциала, в том числе у представителей малого бизнеса, которые проявили высокую степень мобилизации и гражданской активности.

С другой стороны, любая открытая форма проявления социальной напряженности подразумевает осознание потенциальными участниками протест-ных акций как права на публичное выражение своего мнения, так и чувства ответственности за происходящее. Результаты же опроса свидетельствуют о том, что собственную ответственность за то, что происходит на местном уровне, то есть в их городе или районе, «ощущают в незначительной мере» или «совершенно не чувствуют» 75 % опрошенных. На вопрос об ответственности за страну в целом отрицательно или в целом отрицательно отвечают 83 %.

Такая картина в целом типична для российского общества независимо от исторической эпохи. Еще со времен императорской России русское общество, за исключением небольшой части, не считало себя ответственным за происходящее в стране. Безусловно, крепостные крестьяне не могли и думать ни о какой ответственности, но и самостоятельные хозяева тоже были от нее отсоединены, поскольку механизмов, которыми можно было бы осуществлять эту ответственность, для большей части общества не было. Она существовала в небольшой мере для дворянского класса, в первые послереволюционные годы определенные формы контроля низов над верхами рудиментарно существовали, но в дальнейшем были полностью устранены. В новейшей истории, за исключением кратчайшего периода в самом начале 90-х годов, не появилось этого и в постсоветское время, нет и сейчас. Граждане практически не имеют возможности влиять даже на тех депутатов, которых они избрали по одномандатным округам, не говоря уже о парламенте в целом. Таким образом, институциональ-

ные средства для проявления гражданской ответственности практически отсутствуют. Многие некоммерческие организации, которые пытались контролировать и корректировать действия властей в результате изменений в законодательстве, попали под категорию «нежелательных организаций», «иностранных агентов». Тем самым даже то меньшинство, которое пыталось проявить свою ответственность, оказалось оттеснено на периферию политической жизни и воспринимается большинством как «пятая колонна».

В этом же ряду находится и вопрос с оценкой обществом положения дел с демократией в стране. Гордятся или в какой-то мере гордятся этим положением 35 %, не очень или совсем не гордятся 49 %. На первый взгляд можно говорить о простом дуализме мнений относительно достаточно абстрактной категории. В действительности этот вопрос достаточно сложный, поскольку в оценке демократии присутствуют три совершенно разных подхода. Во-первых, часть респондентов убеждена, что в России демократия существует, и эта группа связывает с ней все негативные процессы в стране: «демократы страну загубили и продолжают губить». Это инертное меньшинство. Во-вторых, есть желающие построения в России демократии, но особого рода, учитывающей национальную специфику. В-третьих, часть населения искренне тоскует по демократии в общепринятом за рубежом смысле.

В то же время в российском общественном сознании существуют понятия, которые остаются более или менее неизменными долгие годы. Показательными в этой связи являются сравнения с данными опросов июня 1996 года, то есть с совершенно другой исторической эпохой. На вопрос «Лучше ли для Вас быть гражданином России, чем любой другой страны мира?» тогда 70 % респондентов ответили утвердительно полностью или частично. Сейчас на него отвечают «да» или «скорее да» 85 %. На вопрос «Должны ли граждане поддерживать свою страну, даже если она неправа?» в 1996 году «да» или «скорее да» ответили 55 %, сейчас столько же - 56 %.

В первом случае с определенной долей уверенности можно говорить о своего рода формуле массового патриотизма. При этом необходимо учитывать, что патриотизм критический никогда не был делом большинства, критиковать свою страну, потому что ты ее любишь, не принято в публичном пространстве. Люди, которые говорят, что любят Россию, в приватных беседах могут резко негативно отзываться о руководстве всех уровней и стране в целом («только у нас могут такие глупости делать» и т. д.). Но это когда они выступают именно как частные лица. Что касается второго вопроса - о поддержке страны в зависимости от ее правоты, то здесь речь идет о простом переносе не очень правильного толкования английского выражения my country, right or wrong и его внедрении в отечественный обиход. Однако и здесь можно говорить о проявлении массового патриотизма: если ты любишь свою страну, ты ее будешь защищать (в неких спорах или с оружием в руках, если понадобится), хотя ты и осознаешь, что в чем-то ее политика неверна. Такова практика массового поведения. Так, в Великую Отечественную войну просились и шли на фронт нередко даже люди, у которых несправедливо арестовали и даже расстреляли близ-

ких и родных, люди, которые сами подвергались преследованиям, они все равно хотели защищать свою Родину.

Анализируя перспективы среднего класса нельзя не отметить прогноз экспертов РАНХиГС, в соответствии с которым в 2016 году доля среднего класса в России сократится на 25 %, что будет самым резким падением за последние полтора десятилетия, - с 2000 года эта цифра стабильно находилась около отметки 20 %. Основной проблемой названа структура рынка труда: большая часть рабочих мест не предполагает высокой квалификации.

К среднему классу авторы исследования отнесли людей, для которых характерны хотя бы два из трех следующих признаков. Во-первых, это материальное благосостояние (доход не ниже средней по региону зарплаты, наличие сбережений для покупки автомобиля). Во-вторых, наличие высшего образования и принадлежность к группе специалистов или предпринимателей. В-третьих, это субъективное отнесение себя к среднему классу.

Двум из трех критериев соответствовали 22 % россиян, а все три признака были зафиксированы только у 8,1 % населения. Подобным образом границы среднего класса, как утверждают эксперты, выглядели в начале 2000-х годов, оставаясь неизменными даже на пике экономического роста в 2007 году.

При всей негативности подобного сценария в действительности ситуация выглядит не столь удручающей. В первую очередь необходимо учитывать, что российский средний класс сильно отличается от миддл-класса в странах Западной Европы. Одно из главных отличий в том, что он лишь в небольшой степени, возможно на 25 %, состоит из самозанятых, то есть работающих на себя людей: предпринимателей, лиц свободных профессий, из тех, кого обычно считают представителями среднего класса на Западе. В России же значительную его долю составляют госчиновники и служащие крупных корпораций.

Как представляется, авторы исследования имели в виду, что эта самостоятельная часть среднего класса просто по уровню своего потребления выпадет из обычных рамок, переместится ниже в структуре общества. Это связано с негативными процессами в российской экономике: мелкие предприятия разоряются, лица свободных профессий теряют заработки. Однако никаких непосредственных политических последствий этого ожидать не стоит. В то же время в целом жизнь в стране ухудшается не только в экономическом смысле. Творчество, инновации, то, что можно назвать креативной составляющей жизни, оттеснены на задний план: общая атмосфера этому не способствует, креативные люди вынуждены заниматься чем-то другим или просто уезжают из страны. Запрос на новые решения жизненных проблем отсутствует, нет и ресурсов для реализации каких-то новых идей и программ.

Во многом аналогичную картину с точки зрения субъективных оценок ситуации в стране и перспектив ее развития в 2016 году можно увидеть по результатам данных опроса ВЦИОМ .

2 Проведён 19-20 декабря 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

86

Главным мировым событием 2015 года 43 % россиян считают войну в Сирии. Конфликт России с Турцией 26 % опрошенных назвали основным мировым событием, 12 % - российским. Также резонансными явлениями в масштабах страны для согражан стали гибель российского авиалайнера над Египтом (11 %), кризис, инфляция, падение рубля (10 %) и др.

Политиком года для россиян остается Владимир Путин - его назвали 74 % опрошенных. Далее с большим отрывом идут Сергей Лавров (13 %), Дмитрий Медведев (5 %), Сергей Шойгу (5 %), Владимир Жириновский (4 %) и др.

Уходящий 2015 год россияне провожали с тем же настроем, что и предыдущий: соответствующий индекс остался на уровне 60 пунктов (исторический максимум) при возможном минимуме 10 и максимуме 90 пунктов. Уровень оптимизма высок: в хорошем расположении духа в преддверии 2016-го пребывали 41 % опрошенных. Еще 43 % не испытывали ни горя, ни радости, и только 14 % были настроены пессимистично и признавались, что не ждут от будущего ничего хорошего.

«Хорошим» или «удачным» лично для себя и своей семьи этот год назвали 52 % (против 59 % в 2014 г.), тогда как трудности преобладали в жизни 47 % - рост с 39 % в 2014 г. Показатель, отражающий личные итоги года4, снизился с 20 до 5 пунктов, соответственно (при диапазоне от -100 до 100). Еще более серьезное падение демонстрирует индекс итогов года для страны в целом: потеряв за год 28 пунктов, он опустился до -53 пунктов. Следует отметить, что в области отрицательных значений показатель находится с 2008 года.

О том, что для России этот год был в целом благоприятным, сказали 22 % (с 36 % в 2014 г.), тогда как 75 % полагают, что последние 12 месяцев были скорее трудным и тяжелым временем (в 2014 г. эта доля составляла 61 %). При этом показатель, фиксирующий уровень оптимизма/пессимизма относительно ожиданий от будущего года для себя и близких5, с 2014 г. несколько вырос - с 35 до 37 пунктов, а индекс ожиданий в масштабах страны прибавил еще больше - с 23 до 28 пунктов.

Что касается проблем, беспокоящих россиян больше всего, то индекс страхов6 относительно международной напряженности, взлетевший до 30 пунк-

3 Индекс демонстрирует общую оценку россиян прошедшего года и надежд на будущий. Индекс строится на основе вопроса: «С каким чувством Вы провожаете уходящий год и встречаете новый?» Ответу «скорее с хорошим настроением, с чувством оптимизма» присваивается коэффициент 0,9, ответу «не испытываю особенного подъема, но и без негативных эмоций» - 0,5, «скорее с плохим настроением, пессимистическими ожиданиями» - 0,1. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем оптимистичнее россияне провожают уходящий и встречают Новый год.

4 Индексы личных итогов года и итогов года для страны в целом строятся на основе вопросов: «Каким был прошедший год лично для Вас и Вашей семьи?» и «Каким был прошедший год для России в целом?» Индекс рассчитывается как разница положительных и отрицательных оценок. Значение индекса может колебаться в диапазоне от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем более позитивно респонденты оценивают прошедший год.

5 Индексы личных ожиданий от будущего года и индекс ожиданий в масштабах страны строятся на основе вопросов: «Что Вы ожидаете от будущего 2015 года лично для Вас и Вашей семьи?» и «Что Вы ожидаете от будущего 2015 года для России в целом?» Индекс рассчитывается как разница положительных и отрицательных оценок. Значение индекса может колебаться в диапазоне от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем более позитивно респонденты смотрят в будущее.

6 Индекс страхов показывает, насколько высокой кажется россиянам вероятность наступления той или иной проблемы. Индекс строится на основе вопроса "Как Вы оцениваете вероятность появления следующих проблем

87

тов в ноябре (годовой максимум), в декабре не сильно ослабил позиции, остановившись на 27 пунктах (при возможном диапазоне от -100 до 100). Конфликты и военные действия между странами, по данным опроса, 70 % россиян считают вполне реальной угрозой.

По большинству остальных показателей серьезных изменений в конце года не зафиксировано. Так, индекс страхов, отражающий опасения россиян относительно подорожания товаров и обесценивания сбережений, в декабре находился на отметке 13 пунктов (для сравнения: в октябре-ноябре он был равен 15 пунктам, в январе - 18 пунктам). При этом беспокойство относительно снижения доходов в последние месяцы 2015 г. несколько выросло (до -9 пунктов), однако осталось ниже уровня января прошлого года (-5 пунктов).

Индекс страхов увольнения с октября по ноябрь прибавил 6 пунктов (до -25 пунктов) и в декабре остался без изменений. В начале года озабоченность данной проблемой была выше (-19 пунктов в январе). Индекс страхов проблем со здоровьем и трудностей с получением медицинской помощи в последние месяцы 2015 г. держался в области отрицательных значений и в декабре был равен -3 пунктам, что ниже уровня годичной давности (3 пункта в январе).

Опасения относительно разгула преступности, несколько усилившиеся в ноябре (индекс вырос до 3 пунктов), в декабре «спали»: показатель составил -3 пункта. Снизилось беспокойство относительно возникновения внутренних беспорядков и конфликтов (на политической, национальной или религиозной почве) - декабрьские данные показывают, что данную проблему считают менее вероятной, чем в ноябре (снижение показателя с 1 до -6 пунктов).

За последние десять лет материальное положение россиян в целом заметно улучшилось, среднедушевые номинальные доходы (по данным опросов ВЦИОМ) выросли в 4 раза. Доля семей с доходом на человека ниже 5 000 руб. с декабря 2005 г. по декабрь 2013 г. сократилась с 96% до 11 % (по данным, полученным к середине декабря 2015 г., таковых насчитывается 13 %). Заметно выше, чем в среднем по выборке, эта доля среди жителей городов-миллионников (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) - 34 %, респондентов со средним образованием - 20 %. В то же время, если в декабре 2005 г. тех, чей доход превышает 10 000 руб., было меньше 1 % по выборке, то сегодня это более половины опрошенных (54 %).

Самооценка материального положения россиян в последнее десятилетие также улучшилась: доля семей с «плохим» или «очень плохим» материальным положением упала с 32 % (в декабре 2005 г.) до 16 % в декабре 2013 и 2014 гг. Ситуация начала меняться с декабря 2014 г.: доля семей с «плохим» или «очень плохим» материальным положением к настоящему моменту выросла до 22 %. При этом «хорошим» или «очень хорошим» свое материальное положение как год назад, так и сегодня называют 14 %. Доля «средних» оценок вырос-

в Вашей жизни?", измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от -100 до 100. Ответу "полностью уверен, что случится" присвоен коэффициент 1, ответу "думаю, что случится" - коэффициент 0,5, ответу "скорее случится" - 0,1, ответу "скорее не случится" - (-0,1), ответу "думаю, не случится" - (-0,5), ответу "полностью уверен, что не случится" - (-1,0). Чем выше значение индекса, тем более вероятным кажется россиянам наступление проблемы.

ла с 57 % в декабре 2005 г. до 72 % в декабре 2013 г., однако к декабрю 2015 г. снизилась до 64 %. Вплоть до 2014 г. росли потребительские возможности: доля «бедных» семей (которым не хватает даже на еду, и тем, кому достаточно средств на еду, но покупка одежды недоступна) снизилась вдвое - с 49 % (в конце 2005 г.) до 22 % в декабре 2014 г. Однако позже ситуация также начала ухудшаться, и к настоящему моменту эта доля подскочила до 39 %, вернувшись таким образом на уровень 2009 г. Среди людей пожилого возраста данные ответы встречаются существенно чаще (55 %). Одновременно за год сократилось число тех, кто свободно может позволить себе покупку продуктов и одежды, однако испытывает затруднения с приобретением бытовой техники и предметов мебели (с 47 % до 40 %), а также тех, чьих доходов на это хватает, однако недостаточно для покупки автомобиля (с 27 % до 16 %).

Данные опросов вполне соответствуют статистике: действительно, номинальные доходы за последние 10 лет увеличились более чем втрое, и вплоть до конца 2014 г. благосостояние населения росло. Разумеется, следует учитывать показатели инфляции, однако рост доходов её обгонял: доля бедных - тех, кто испытывает трудности на уровне покупки еды или одежды, - стала вдвое меньше. Россияне не начали чувствовать себя богатыми - большинство оценивает своё материальное положение как «среднее», но рамки этого «среднего» для большинства уже не те, что десять лет назад: не выживание, а вполне комфортный быт.

Ухудшение экономической ситуации в 2015 году коснулось всех доходных групп, кроме самой верхней - тех 4 %, которые могут не задумываться о расходах. Большинству населения пришлось пересмотреть свои потребительские привычки и начать экономить, а доля бедных, которая медленно, но верно сокращалась на протяжении последних 5 лет, за один этот год вновь увеличилась почти вдвое, до уровня кризисного 2009 года. Самооценка своего материального положения уже начала снижаться, и темпы этой динамики оптимизма не внушают.

В этой связи следует рассмотреть динамику изменения потребительских планов. Сравнивая потребительские планы россиян до начала экономического кризиса 2014 г. и на текущий момент, можно отметить снижение прогнозируемых расходов на ряд товаров и услуг. Так, если в 2013 г. ремонт в квартире планировали 20 %, то в 2014 г. - 16 %, а в 2015 г. - 14 % опрошенных. Аналогичная тенденция наблюдается в отношении планируемых трат на турпутевки (снижение, соответственно, с 16 % до 10 %) и обучение (с 9 % до 3 %).

Относительно фактических расходов значимых различий не фиксируется. Исключение - устойчиво растущая доля покупателей мобильных телефонов: с 8 % в 2012 г. до 17 % в 2015 г.

По ряду товаров также наблюдаются показательные закономерности: прогнозируемые траты на них существенно выше реальных (например, ремонт жилья, туристическая поездка), обратная зависимость фиксируется, в частности, в отношении мобильного телефона и компьютера.

Самой популярной покупкой 2015 г. в России, согласно данным опроса, стал мобильный телефон/смартфон: о том, что приобрели данный гаджет, сообщили 17 % опрошенных. Каждый десятый обзавелся телевизором и компьютером/ноутбуком/планшетом (по 9 %), причем заметно чаще они приобретались молодежью, чем представителями старших возрастных групп.

Еще 9 % опрошенных сообщили, что сделали ремонт в квартире или приобрели сантехнику (среди жителей крупных городов - 16 %). Часть респондентов потратила деньги на автомобиль/мотоцикл (6 %), мебельный гарнитур (6 %), холодильник (6 %), стиральную машину (5 %) и др.

В 2016 году россияне в первую очередь, прогнозируют траты на ремонт -14 %, машину (10 %) и туристическую поездку (10 %). Несколько реже говорят о планах на покупку мебели (7 %), телевизора (5 %), стиральной машины (4 %) и др. Приобрести недвижимость в многоквартирном доме в наступившем году планируют 7 %.

Желания и потребности молодых людей заметно превышают нужды пожилых. Так, для молодежи 18-24 лет в сравнении с людьми пенсионного возраста наиболее приоритетным является приобретение автомобиля (20 % против 1 %), туристической путевки (12 % против 5 %), квартиры/дома (15 % против 2 %), компьютера/ноутбука (11 % против 1 %), «мобильника» (9 % против 1 %) и т. д., в то время как главной заботой пожилых является ремонт в квартире: соответствующие расходы планируют 17 % среди людей 60 лет и старше против 11 % 18-24-летних.

Что касается оценок ситуации на рынке труда, то к концу 2015 г. актуальность проблемы безработицы для россиян по отношению к началу года существенно выросла: если в январе индекс , демонстрирующий значимость данного вопроса, составлял -44 пункта, то в декабре он был равен -28 (при диапазоне от -100 до 100). В последние месяцы без работы остались близкие каждого третьего респондента (об этом сказали 33 %, в том числе у 9 % - четверо или более). Чаще, чем в среднем по выборке, подобные случаи отмечаются в кругу 35-44-летних (39 %), людей с низким достатком (43 %).

Показатель, отражающий оценки возможностей собственного трудоустройства , в течение года колебался в пределах 43-50 пунктов, а в декабре составил 49 пунктов (при возможном минимуме 10 и максимуме 90). Таким образом, можно отметить, что существенного роста опасений и напряженности относительно положения на рынке труда среди работающих респондентов не зафиксировано.

7 Индекс безработицы демонстрирует актуальность проблемы безработицы. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Сколько человек среди Ваших близких, знакомых потеряли работу в течение последних 2-3 месяцев?». Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше актуальность проблемы для респондентов.

8 Индекс трудоустройства демонстрирует субъективную оценку респондентов ситуации на рынке труда. Индекс строится на основе вопроса «Если Вы потеряете работу, как Вы думаете, легко ли Вам будет найти равноценную работу?». Ответам присваиваются коэффициенты от 0,1 до 0,9. Индекс измеряется в пунктах иПможет колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более пессимистичны прогнозы респондентов.

Согласно последним данным, каждый пятый работник (22 %) убежден, что в случае увольнения без каких-либо трудностей найдет равноценное место. Каждый четвертый (25 %) считает, что, приложив небольшие усилия, также сможет устроиться на аналогичную работу, - минимальное значение за год (с 35 % в январе). Большие затруднения предполагают 32 % респондентов, и 17 % (годовой максимум) думают, что трудоустроиться без потери в должности или зарплате им будет практически невозможно.

Доля тех, кто делает сбережения на случай потери работы, за год практически не изменилась - это около четверти всех опрошенных (24 % в декабре). Прежде всего к данной мере прибегают жители столичных мегаполисов (39 %), люди с высоким достатком (37 %). Также не стало значительно больше или меньше тех, кто заявляет о своем намерении начать копить (14 % в декабре). Около трети респондентов (31 %) подобных сбережений не делают и не собираются.

В заключение анализа перспектив среднего класса остановимся на анализе состава потенциального среднего класса или «протокласса». Процесс формирования среднего класса характеризуется наличием большой и относительно неустойчивой периферийной группы и достаточно значимой неоднородности условий социализации и состава слоев, выходцами из которых являются представители среднего класса. Тем не менее, данная неоднородность в какой то степени будет сглаживаться за счет межгенерационного воспроизводства представителей среднего класса. Данное обстоятельство будет обусловлено тем, что процессы социализации детей представителей сегодняшнего среднего класса будут проходить в более схожих между собой социальных условиях, чем у их родителей. Дети будут иметь возможность уже с раннего детства осваивать общие нормы, ценности, стандарты поведения, характерные для представителей среднего класса.

Обычно в состав потенциального среднего класса включают служащих, не имеющих высшего образования. В данной работе наравне с текущим социальным положением членов группы будут также учитываться потенциал их социальной мобильности, возможности карьерного роста и продвижения по иерархической лестнице.

Остановимся на составе нижнего среднего класса, в который будут включены следующие группы населения:

- группа, представители которой близки к среднему классу по социально-профессиональным позициям при относительно низкой вероятности вхождения в средний класс в будущем;

- группа, представители которой контрастируют со средним классом по текущим позициям, но могут относительно быстро войти в его состав при изменении определенных обстоятельств (например, смена места работы);

- группа, представители которой обладают достаточно высокой степенью вероятности войти в состав среднего класса, но через определенный промежуток времени (например, после получения диплома о высшем образовании).

Данные социальные группы не входят в состав среднего класса, а расположены на его нижней границе, образуя своего рода периферию среднего класса. Формирование данной социальной группы населения выглядит следующим образом. Так как одними из критериев вхождения в средний класс являются наличие высшего образования, постоянной работы и нефизический характер труда, то в состав нижнего среднего класса войдут группы населения, которые не соответствуют среднему классу по какому-то одному из данных критериев.

Таким образом, на основе проведенных исследований перспектив среднего класса, определены группы рисков (экономические, социальные, политические), которым подвержен российский средний класс.

Экономические. Главным здесь представляется затягивание мирового кризиса. 42 % российских респондентов опасаются новой волны кризиса, 46 % считают, что, если он произойдёт, для России он будет тяжёлым и долговременным. Ситуация в экономике осложняется тем, что даже сам факт ожидания кризиса влияет на поведение людей - сокращаются расходы, инвестиции, что влияет на экономическую динамику. Также определённые риски связаны и со вступлением России в ВТО. Это касается, в первую очередь, аграрных и машиностроительных регионов.

Социальные. К ним отнесены неэффективные реформы социальной сферы, введение полностью платного здравоохранения и образования, также повышение пенсионного возраста.

Политические. Централизация и персонификация политической власти.

Определены основные слои, имеющие шансы и условия для вертикальной социальной мобильности и вхождения в состав среднего класса, названные «протоклассом». В него вошло население, занятое на рынке труда нефизическим трудом, не имеющее высшего образования; население, занятое на рынке труда физическим трудом, имеющее высшее образование; студенты вузов, которые получают первое и второе высшее образование; незанятое население с высшим образованием.

Список литературы

1. Средний класс в современной России: 10 лет спустя: аналит.док./ науч. ред.: Н.Н. Никс. М.: Институт социологии РАН, 2014. 222 с.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / под редакцией А. А. Аузана и С. Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ, 2011. 146 с. С. 73.

Локосов Вячеслав Вениаминович, доктор социол. наук, проф., директор ИСЭПН РАН, [email protected], Россия, Москва, ФГБУН «Институт социально-экономических проблем народонаселения российской академии наук»

PROSPECTS OFMIDDLE CLASS INMODERNRUSSIANSOCIETY

V. V. Lokosov 92

Prospects of middle class in modern Russian society in total of social and political, social and economic and institutional aspects of development of a situation in the country are considered. Groups of risks (economic, social, political) to which the Russian middle class is subject are defined. The main layers having chances and conditions for vertical social mobility and entry into structure of middle class called "protoclass" are defined.

Key words: social structure, middle class, structure of middle class, prospect of middle class, potentsivalny middle class, social risk groups, vertical social mobility, protoclass

Lokosov Vyacheslav Veniaminovich, doctor of sociological sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow.

УДК 316.7

ОБЩЕСТВЕННАЯ РОЛЬ СОЦИОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Н. В. Проказина

Рассматривается роль социологической науки в современном российском обществе, взгляды российских социологов М. К. Горшкова, А. Г. Здравомыслова, Ж. Т. Тощенко, О. Н. Яницкого, Г.В. Осиповой и др. на данную проблему, проанализированы основные функции социологии и их значение в современном российском обществе.

Ключевые слова: социологическая наука, социологическое знание, социологический подход, социологический анализ, социологические функции

Востребованность социологического подхода обусловлена, в первую очередь тем, что современное общество порождает новые социальные угрозы и риски, которые связаны с социальным поведением людей, преследующих собственные цели и интересы. Таким образом, современные условия таковы, что на первый план выходят проблемы, связанные с социальной деятельностью человека [15,17]. Именно человек выступает не только объектом, но и субъектом социальных практик, которые действуют в обществе и регулируются государством [9; С.550].

Анализ происходящих явлений и процессов в обществе с позиции социологического подхода «позволяет обострить чувства» сделать людей более «чуткими», что обеспечит внимание к ситуациям, остававшимся до сих пор незаметными. Поможет помочь понять «другие формы жизни, недоступные нашему непосредственному опыту и зачастую внедренные в наше обыденное знание в качестве стереотипов» [1, С.27].

Сегодня актуальным является вопрос об общественной роли социологии в современном российском обществе [13]. Одна из основных функций социологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.