СОЦИАЛЬНАЯ СТУКТУРА, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 316.442. 316.443
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА
А.А. Алексеёнок
В данной статье представлен анализ политических установок, политической активности и политических предпочтений представителей российского среднего класса. В насале работы представляются результаты фокусированного интервью с представителями среднего класса по результатам которого выявлена их прогрессивные политические установки и активная политическая позиция. В дальнейшем приводится анализ анализ политических установок, политической активности и политических предпочтений представителей российского среднего класса по результатам исследований ученых Института Социологии РАН и исследуются патриотические установки, участие в выборах, отношение к общественным организациям и объединениям, а так же к моделям социальной политики.
Ключевые слова: социальная структура, средний класс, ядро среднего класса, переферия среднего класса, политические установки, политические предпочтения, политьическая активность, патриотизм, общественные организации, объединения и сообщества, модели социальной политики.
Для анализа политических установок, политической активности и политических предпочтений представителей российского среднего класса обратимся к результатам исследований ученых Института Социологии РАН [6]. Проанализируем патриотический настрой представителей среднего класса, сравнив его для наглядности с представлениями о патриотизме остальных слоев населения (табл. 1).
Таблица 1
Патриотизм в представлениях среднего класса и остальных россиян, 2014 г.,
%
Варианты ответов Средний Остальные
класс россияне
Любить свою страну 98 97
Стремиться улучшать жизнь в стране, для того чтобы обес- 97 97
печить ей достойное будущее
Гордиться своей страной 95 94
Защищать свою страну от любых нападок и обвинений 89 92
Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она не была 78 81
Не говорить, что у твоей страны есть недостатки 40 31
Как видно из результатов, представленных в табл. 1, в первую очередь необходимо отметить, что по всем позициям мнение представителей среднего класса почти полностью совпадает с мнением остальных россиян, не попавших в его состав, различаясь не более чем на величину статистической погрешности. Единственная позиция, по которой мнения представителей среднего класса и остального населения расходятся - это позиция «не говорить, что у твоей страны есть недостатки». С тем, что замалчивание недостатков своей страны является признаком патриотизма, согласились 40 % россиян, не попавших в состав среднего класса, и только 31 % среднего класса (28 % ядра и 33 % периферии этого ядра).
Как показано в табл. 1 для среднего класса, как и для остальных россиян, быть патриотом - это, прежде всего, любить свою страну, стремиться улучшать в ней жизнь и гордиться ею. Подавляющее большинство согласно и с тем, что патриотизм - это защита страны от любых нападок и обвинений. Чуть меньшая доля, но все же более трех четвертей среднего класса считают при этом, что быть патриотом означает говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была. В гораздо меньшей степени с патриотизмом ассоциируется замалчивание недостатков страны.
Проявление более высокой политической активности среднего класса проявляется в их участии в голосовании на выборах различного уровня (рисунок).
Активность участия в голосовании на выборах различного уровня представителей различных слоев населения (по 3-балльной шкале: 1 — никогда, 2 — иногда, 3 — всегда)
Как видно из рисунка, представители центра ядра среднего класса чаще, чем представители других социальных слоев, участвуют в голосовании на выборах мэров, глав районов и других муниципальных образований. Вместе с тем они, напротив, менее остальных активны в голосовании на выборах всех прочих уровней. При этом, как и представители других элементов социальной структуры, они наиболее активны на выборах Президента [3].
Демонстрируя повышенную электоральную активность, средний класс готов непосредственно участвовать в выработке и реализации государственной политики [4]. Данная готовность находит отражение в более частом по сравнению с другими слоями населения участии в деятельности общественно-политических объединений (табл. 2).
Таблица 2
Институционализированность политической активности представителей различных социальных слоев населения
Институционализированность Элементы социальной структуры
реальный средний класс потенциальный средний класс низший класс все население
центр ядра ядро полуядро ближняя периферия дальняя периферия
состоят в политической партии или общественном движении 10,0 3,8 3,3 6,9
20,8 9,5 8,4 2,2 5,6
не состоят 75,5 85,9 84,7 82,9
58,4 61,9 81,9 86,0 85,8
отказались отвечать 14,5 10,3 12,0 10,2
20,8 28,6 9,7 11,8 8,6
Как видно из анализа результатов, продемонстрированных в табл. 2, представители среднего класса (особенно центра его ядра) значительно чаще остального населения состоят в политических партиях и общественных объединениях.
Более подробный анализ политической активности представителей российского среднего класса представлен в табл. 3.
Таблица 3
Участие в деятельности каких-либо общественных организаций, объединений и сообществ представителей среднего класса и населения в целом, 2014 г., %
Общественные организации, объ- Население Средний класс, в т.ч.
единения и сообщества в целом Ядро среднего класса Средний класс в целом
Волонтерские социальные движения (помощь пострадавшим при наводнениях, пожарах и т. п.) 4 5 5
Экологические организации 2 2 2
Профсоюзные организации 7 12 8
Благотворительные организации и объединения 2 5 4
Местное самоуправление, товарищество собственников жилья (ТСЖ) 4 7 6
Общества защиты прав потребителей 1 2 1
Правозащитные организации 2 2 2
Объединения по защите памятников истории, архитектуры, культуры, и т. п. 1 1 1
Интернет-сообщества 6 9 10
Религиозные организации 2 2 2
Другое 1 0 1
Не участвую ни в каких из перечисленных организаций 78 69 71
В преддверии анализа результатов представленных в табл. 3 необходимо отметить, что в целом по стране уровень социально-политического участия населения сравнительно невысок. И это понятно, поскольку далеко не все имеют желание, возможность и достаточно свободного времени, чтобы, помимо основной профессиональной деятельности, заниматься еще и общественной работой, которая к тому же в большинстве случаев не предполагает карьерных или материальных «бонусов». С этой точки зрения 6-7 % представителей среднего класса, участвующих в работе органов местного самоуправления и товариществ собственников жилья, 5 % активистов социальных волонтерских движений и столько же активистов благотворительных организаций - показатели, заслуживающие внимания. Особенно важно подчеркнуть, что в мегаполисах и среди молодежи среднего класса эти показатели еще выше.
Представления об оптимальных в глазах среднего класса и остального населения моделях социальной политики представлены в табл. 4.
Таблица 4
Представления среднего класса о моделях социальной политики, 2014 г., %
Модели социальной поли- Средний класс, в т.ч. Потенци- Осталь-
тики Ядро Периферия Средний альный ное
среднего ядра средне- класс в средний населе-
класса го класса целом класс ние
Государство должно обес- 17 12 14 9 11
печивать только нетрудо-
способные группы населе-
ния (инвалидов, престарелых, сирот)
Государство должно ока- 36 33 35 36 28
зывать адресную помощь и
представителям других
групп населения, попав-
шим в трудное положение
(бедным, безработным, се-
мьям с детьми)
Государство должно за- 40 47 44 50 56
щищать всех представите-
лей малоимущих слоев
населения
Социальная защита должна 3 2 2 1 2
осуществляться в основном
по линии предприятия
Население должно само 4 6 5 4 3
решать свои проблемы, а не
надеяться на поддержку и
помощь государства
Если говорить об оптимальных в глазах населения моделях социальной политики, то наиболее часто представители различных групп населения, включая среднего класса, считают, что государство должно защищать всех малоимущих. Однако если в обеих подгруппах среднего класса доля придерживающихся этого мнения меньше половины, то у остальных россиян уже превышает ее. При этом около трети во всех группах считают, что государство должно оказывать категориальную помощь, т. е. помощь определенным группам населения, попавшим в трудное положение (28-36 %). Заметно меньшая часть (от 17 % в ядре среднего класса до 10 % по не входящим в состав среднего класса россиянам) убеждена, что государство должно обеспечивать только нетрудоспособных. И лишь совсем незначительная часть представителей разных групп населения (3-6 %) считает, что люди должны сами решать свои проблемы, а не надеяться на государство. Таким образом, оценивая потребность населения в государственной поддержке, средний класс не сильно отличается по своим взглядам от остального населения и, по мнению его представителей, государство не может самоустраниться из системы социальной поддержки, переложив эту задачу на плечи самих россиян или предприятий, на которых они
работают. Несмотря на то, что представители среднего класса несколько чаще говорят о минимизации роли государства в части количества социально незащищенных групп, которым необходимо оказывать поддержку, доминирующей позицией для него, как и для остальных россиян, остается расширенная трактовка социально незащищенных групп, в число которых входят все малоимущие.
Высокий запрос на такую социальную политику среди среднего класса и остальных россиян свидетельствует о понимании всеми группами населения того, что нынешняя экономическая ситуация в России, как и существующие в ней «правила игры», не позволяют значительной части населения решать свои проблемы самостоятельно, без помощи государства. Даже среди представителей среднего класса уверены в том, что смогут обеспечить себя и свою семью самостоятельно, и не нуждаются в материальной помощи со стороны государства лишь две трети представителей его ядра (63 %) и менее половины его периферии (45 %). По мнению же потенциального среднего класса и остального населения, в двух третях случаев (67 и 65 % соответственно) без материальной поддержки со стороны государства им и их семьям выжить сложно [1]. Те представители среднего класса, кто уверен, что сможет обеспечить себя и свою семью, чаще тех, кто не сможет выжить без помощи государства, говорят о том, что государство должно обеспечивать только нетрудоспособных (18 и 10 % соответственно) и что люди должны сами решать свои проблемы, а не надеяться на государство (7 и 3 % соответственно). Однако и среди них, как видим, этой точки зрения придерживается незначительное меньшинство.
Следует отметить, что средний класс, даже в целом проигрывая от трансформационных процессов последних лет, настроен на сотрудничество с государством в построении сильной экономики, а не на простое перераспределение имеющихся у государства ресурсов. Именно поэтому он несколько чаще, чем остальные россияне, считает, что государство должно поддерживать в первую очередь высокотехнологичные и наукоемкие производства (ВПК, космос, авиация, информатика, фундаментальная наука) (69 и 63 % соответственно), в то время как лишь менее трети среднего класса (31 %) и 37 % остальных россиян думают, что за ведущими странами России в ее нынешнем состоянии все равно не угнаться и единственный выход - эффективнее использовать ее природные и сырьевые богатства (газ, нефть и т. д.). В наименьшей степени поддерживают технологичный вектор развития представители среднего класса, живущие в сельской местности, хотя и среди них это точки зрения придерживается большинство (53 %).
Таким образом, российский средний класс не хочет «садиться на нефтяную иглу» и считает необходимым построение экономики, ориентированной на высокотехнологичное и наукоемкое производство. Только такая модель экономики обеспечит стабильность его экономического положения и позволит среднего класса выступать полноценным партнером государства в удовлетворении своих социальных потребностей.
Для выявления ценностных ориентаций и поведенческих установок представителей среднего класса Орловской области были применены методы фокусированного интервью. Методом фокус-групп в феврале 2014 года в г. Орле опрошены такие категории населения (всего 48 человек), входящие в состав среднего класса (к среднему классу были отнесены респонденты, отобранные по материально-имущественным, социально-профессиональным и самоидентификационным критериям), как высокообеспеченные бюджетники - 8 человек, административные работники - 10 человек, представители местной (областной, городской) администрации - 10 человек, культурная интеллигенция - 8 человек, владельцы малого и среднего бизнеса - 12 человек. В октябре 2015 года г. Орле опрошены: культурная интеллигенция - 8 человек, административные работники - 12 человек, высокообеспеченные бюджетники - 8 человек, представители местной (областной, городской) администрации - 6 человек, владельцы малого и среднего бизнеса - 12 человек. Всего 46 человек. Группы рандомизи-рованы.
В ходе фокус-групп были проанализированы поведенческие установки представителей среднего класса. Необходимо в первую очередь отметить более высокую политическую активность. Так практически все участники фокус-групп на вопрос о том, принимают ли они участие в выборах, ответили, что они всегда принимают участие в выборах всех уровней власти [5]. Свою активную гражданскую позицию они объяснили следующим образом: «...Это мой гражданский долг...», «.Ходим на выборы всей семьёй, так как хотим, чтобы дети с ранних лет привыкали к тому, что участие в выборах - есть их почетный долг.», «.Верю, что это может повлиять на то, что я буду жить лучше, справедливее.», «.Хочу поддержать власть своим голосом.», «.Делаю это, не задумываясь, так поступали все в моей семье.», «.Чтобы поддержать партию членом которой являюсь.», «.Чтобы оказать поддержку лидерам, позиции которых разделяю.».
В то же время они далеки от патернализма и считают, что человек должен рассчитывать на собственные силы. «... Государственная поддержка необходимо, особенно это касается малого и среднего бизнеса, но в то же время гораздо больше зависит непосредственно от самого человека.», «... Поддержка государства необходима в первую очередь, для незащищенных слоев населения. А здоровые, самостоятельные люди должны в большей степени рассчитывать на собственные силы.», «.Считаю, что с одной стороны нужна государственная продержка и грамотная государственная политика, а с другой, усилия прилагаемые самим человеком, что будет способствовать гармоничному развитию.» [2].
Список литературы
1. Алексеенок А.А., Бараночников В.А. Методика классификации населения региона по протестному потенциалу // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-9. С. 2090-2094.
2. Алексеенок А.А., Байрамов В.Д. Качественные характеристики представителей среднего класса в современном обществе риска //Социологический альманах: материалы VII Орловских социологических чтений / под общей редакцией П.А. Меркулова, Н.В. Проказиной. 2016. С.75-76.
3. Алексеенок А.А., Каира Ю.В. Стратификационные концепции изучения среднего класса в структуре современного российского общества // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 3. С. 224-230.
4. Батанина И. А., Лаврикова А.А. Институционализация самоорганизации граждан: теоретико-методологические аспекты исследования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. 2014. С. 116-124.
5. Каира Ю.В. Ценностные ориентации и мотивационные установки государственных гражданских служащих // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2016. Вып. 1. С.70-82.
6. Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований / под ред. М.К. Горшкова и Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2016. 368 с.
Алексеенок Анна Алексеевна, доц. [email protected], Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
POLITICAL INSTALLATIONS, POLITICAL ACTIVITY AND POLITICAL PREFERENCES OF REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN MIDDLE CLASS
A. A. Alekseenok
The analysis of political installations, political activity and political preferences of representatives of the Russian middle class is presented in this article. Results of the focused interview with representatives of middle class by results of which it is revealed their progressive political installations and an active political position are presented in the nasal of work. Further the analysis of political installations, political activity and political preferences of representatives of the Russian middle class by results of researches of scientists of Institute of Sociology of RAS is provided the analysis and patriotic installations, participation in elections, the relation to public organizations and associations, and also to models of social policy are investigated.
Keywords: social structure, middle class, kernel of middle class, periphery of middle class, political installations, political preferences, polityichesky activity, patriotism, public organizations, associations and communities, models of social policy
Alekseenok Anna Alekseevna, associate professor, [email protected], Russia, Orel, Russian academy of national economy and public service