Научная статья на тему 'Перспективы создания единых кибервойск США'

Перспективы создания единых кибервойск США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
814
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
вооруженные силы / кибербезопасность / киберкомандование / США / национальные интересы / киберугрозы. / armed forces / cyber security / cyber command / USA / national interests / cyber threats.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хлопов О. А.

Статья раскрывает причины и возможности создания в вооруженных силах США нового вида вооруженных сил, что должно усилить возможности Америки в проведении наступательных и оборонных операций в киберпростнатсве на фоне усиления влияния технического и IT коммуникационного развития других стран мира. Киберпростанство приобретает ключевое значение для военных и гражданских сфер ведущих государств мира вместе с освоением космического пространства и усиливающейся конкуренции на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS TO ESTABLISH UNIFIED A US CYBER FORCE

The article reveals the causes and possibilities of creating a new branch of armed forces in the US military, which should strengthen America’s ability to conduct offensive and defense operations in cyberspace in the environment of increasing influence of technical and IT communication development in other countries of the world. Cyberspace acquires a key significance for the military and civilian spheres of the leading states along with the exploration of outer space and increasing competition on the international arena.

Текст научной работы на тему «Перспективы создания единых кибервойск США»

MILITARY SCIENCE

УДК 327,8

Хлопов О.А.,

кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Москва

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10470 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНЫХ КИБЕРВОЙСК США

Khlopov O.A.,

PhD in Political Science Associate Professor of the Department of American Studies Russian State University for the Humanities (RSUH,) Moscow

THE PROSPECTS TO ESTABLISH UNIFIED A US CYBER FORCE

Аннотация

Статья раскрывает причины и возможности создания в вооруженных силах США нового вида вооруженных сил, что должно усилить возможности Америки в проведении наступательных и оборонных операций в киберпростнатсве на фоне усиления влияния технического и IT коммуникационного развития других стран мира. Киберпростанство приобретает ключевое значение для военных и гражданских сфер ведущих государств мира вместе с освоением космического пространства и усиливающейся конкуренции на международной арене.

Abstract

The article reveals the causes and possibilities of creating a new branch of armed forces in the US military, which should strengthen America's ability to conduct offensive and defense operations in cyberspace in the environment of increasing influence of technical and IT communication development in other countries of the world. Cyberspace acquires a key significance for the military and civilian spheres of the leading states along with the exploration of outer space and increasing competition on the international arena.

Ключевые слова: вооруженные силы, кибербезопасность, киберкомандование, США, национальные интересы, киберугрозы.

Keywords: armed forces, cyber security, cyber command, USA, national interests, cyber threats.

За последние два года с момента принятия Стратегии национальной безопасности в 2017 г. руководство Соединенных Штатов, политическая и военная элита предпринимает усилия по совершенствованию и модернизации своих вооруженных сил с целью сохранения лидирующего превосходства -поддержания на передовом техническом уровне свои вооруженные силы.

Заместитель министра обороны Патрик М. Шанахан и генерал ВВС Пол Дж. Селва, заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов, выступили после заявления вице-президента Майка Пенса о предложении создать Космические силы США. Новый вид вооруженных сил Соединенных Штатов станет шестым видом наряду с сухопутными войсками, военно-воздушными силами, военно-морскими силами, береговой охраны и корпусом морской пехоты.

П. Шанахан заявил во время дискуссии за круглым столом с журналистами Пентагона 9 августа 2018 г., что предложение создать Космические силы США коренится в защите космических преимуществ Америки и в сохранении таких преимуществ.

В марте 2019 г. министерство обороны направило в Конгресс предложение о создании космических сил Соединенных Штатов в качестве незави-

симой военной службы в составе министерства военно-воздушных сил. В случае одобрения это станет шестым военным подразделением, которое будет создано.

Комитет Вооруженных сил Палаты представителей США проголосовал за утверждение создания Космических корпус (Space Corps) 13 июня 2019 года. Предложение о создании космических сил было включено в Закон о государственной обороне 2020 года под названием «Космический корпус Соединенных Штатов» вместо название «Космические силы» в предложении Сената [3].

Хотя космические угрозы очень реальны - некоторые из которых не могут быть надлежащим образом описаны на публичном форуме - угрозы, создаваемые в киберпространстве, были слишком реальны в течение более десяти лет и включают в себя все, начиная от мошеннических действий со стороны национальных государств и заканчивая вооружением социальных сетей. Предложение о создании космических сил США заставляет кибер-профессионалов задуматься о приоритетах правительства в области национальной безопасности [9].

Киберкомандование Соединенных Штатов (USCYBERCOM) является одним из десяти объединенных командований Министерства обороны США.

<<ш1кшетим~^®и©ма1>#1]да9)),2(0]9 / military science

В вооружённых силах США имеется 10 командований Шесть из них созданы по географическому принципу: Европейское командование (U.S. European Command, USEUCOM), штаб в г. Штутгарт, Германия; Тихоокеанское командование (USPACOM), штаб в г. Гонолулу, Гавайи; Северное командование (USNORTHCOM), штаб на авиабазе Петерсон, Колорадо-Спрингс, Колорадо; Южное командование (USSOUTHCOM), штаб в г. Майами, Флорида; Центральное командование

(USCENTCOM), штаб на авиабазе МакДилл, г. Тампа, Флорида; Африканское командование (USAFRICOM), штаб в г. Штутгарт, Германия.

А также существуют четыре функциональных командований: Стратегическое командование (U.S. Strategic Command, USSTRATCOM), штаб на авиабазе Аффет, г. Омаха, Небраска; Командование специальных операций (USSOCOM), штаб на авиабазе МакДилл, г. Тампа, Флорида; Транспортное командование (USTRANSCOM), штаб на авиабазе Скотт, Иллинойс; Киберкомандование (U.S. Cyber Command, USCYBERCOM)

Киберкомандование было создано в середине 2009 г. в штаб-квартире Агентства национальной безопасности (АНБ) в Форт-Джордж, штат Мэриленд. Он сотрудничает с сетями АНБ и возглавляется директором Агентства национальной безопасности с момента его создания [5].

Киберкомандование унифицирует направление операций в киберпространстве, усиливает возможности киберпространства Министерства обороны, а также интегрирует и расширяет кибернетический опыт.

Первоначально созданный с оборонительной миссией, Киберкомандоание все чаще рассматривается как наступательная сила. 18 августа 2017 г. было объявлено, что Киберкомандование будет иметь повышенный статуса до полного и независимого объединенного командования комбатантов [8], что и произошло в мае 2018 г.

Президент Д.Трамп также ослабил правила в отношении наступательных операций в киберпро-странстве, осознавая острую необходимость более быстрого реагирования на киберугрозы и кибер-войну, направленные на Соединенные Штаты [13].

В сентябре 2018 г. президент США Д. Трамп утвердил новый концептуальный документ -«Национальная киберстратегия» (National Cyber Strategy). В нем отражены взгляды американской администрации на вызовы и угрозы в цифровой сфере, обеспечение информационной безопасности и организацию сдерживания противника в компьютерных сетях, всестороннюю защиту интересов страны, а также порядок решения общенациональных и ведомственных задач в киберпространстве

[7].

Для повышения кибербезопасности Соединенных Штатов предусматривается задействовать федеральные министерства и ведомства, частный сектор, гражданское общество, а также союзников и партнеров. Основное внимание уделяется защите информационных ресурсов, развитию безопасной

"цифровой экономики", стимулированию инноваций, наращиванию возможностей по пресечению враждебной киберактивности, а также внешнеполитическим мероприятиям по обеспечению "ответственного поведения" третьих стран в киберпро-странстве.

"Стратегия" предполагает обеспечение технического превосходства США и организацию эффективных административных действий, область применения которых должна затрагивать и частный сектор. Кроме того, Вашингтон признает, что исключительно технократический подход к противодействию современным информационным угрозам недостаточен, а для эффективного сдерживания вредоносной активности и предупреждения дальнейшей эскалации напряженности в киберпро-странстве США должны иметь возможность выбора законодательно закрепленных вариантов реагирования.

Национальная киберстратегия разработана с учетом положений "Стратегии национальной безопасности" 2017 года и, по мнению президента США Д. Трампа, является "первым за 15 лет документом, где четко сформулированы ключевые направления деятельности американских министерств и ведомств в отношении сетевой среды".

В качестве основных задач "Стратегией" определены:

- защита государства за счет обеспечения безопасности информационных сетей, систем и данных;

- содействие процветанию Соединенных Штатов путем повышения безопасности и развития цифровой экономики, а также стимулирования американских инноваций;

- сохранение мира посредством наращивания возможностей США по сдерживанию субъектов, использующих киберсредства в деструктивных целях, и в случае необходимости оказание на них воздействия (совместно с союзниками и партнерами);

- повышение международного влияния Вашингтона для продвижения основополагающих принципов открытого, совместимого, надежного и безопасного Интернета.

Достижение целей "Стратегии" считается возможным после реализации следующих мероприятий:

- организация эффективной борьбы с кибе-руязвимостями посредством их непрерывного поиска и обнаружения, защиты систем, сетей и данных, а также своевременного вскрытия кибератак, обеспечения устойчивости к ним, реагирования на вредоносные действия и оперативного восстановления работоспособности информационной инфраструктуры;

- предотвращение или снижение количества подрывных либо дестабилизирующих мероприятий в сетевой среде, направленных против интересов США;

- сдерживание активности, противоречащей ответственному поведению в киберпространстве, путем создания условий, при которых ответные меры (с использованием как кибернетических, так

и других средств) будут для "нарушителей" неприемлемы;

- использование Белым домом своего киберпо-тенциала для решения задач национальной безопасности.

Начиная с 2009 г. возможности США работать в киберпространстве постепенно улучшались. Создание киберкомандования США (USCYBERCOM) - сначала подчиненного стратегическому командованию США, а затем повышенного до Объединенного боевого командования (Unified Combatant Command) - и формирование из 133 подразделений которые составляют Силы Кибермисии (Cyber Mission Force), являются главными среди них.

Тем не менее, несмотря на выделенное финансирование и внимание, которые были направлены на «кибер-проблему» со стороны Конгресса, наступательные и оборонительные кибернетические возможности, по мнению военных экспертов США, страдают от неэффективности и отсутствия единого подхода, поскольку полагают, что противники США «продолжают атаковать наши дипломатические, информационные, военные, экономические и политические системы со скоростью, невиданной ранее» [2].

После Второй мировой войны Америка показала свою инновационную изобретательность, а успех ВВС США представляет собой историческую модель того, как боеспособные, специализированные боевые силы могут быть построены вокруг новой области боевых действий.

Поэтому со стороны военных высказываются предложения о формировании в структурах вооруженных сил кибер-войск США (Cyber Force) в качестве отдельного подразделения вооруженных сил США.

Сегодня уже неудивительно, что более широкий круг противников может нанести больший вред национальным интересам через киберпростран-ство, чем через космос, и за гораздо меньшую стоимость. Как отметил Билл Вудкок, директор по исследованиям в Центре обмена пакетами: «Вы можете финансировать целую кампанию кибер-войн за плату о замене протектора танка» [10].

Задачи, решении которых возлагается на военного киберкомандование следующие: сдерживание и реагирование на российскую гибридную войну в киберпространстве, противодействие кибер-кра-жам китайской интеллектуальной собственности в США, прекращение атак со стороны государственных и негосударственных субъектов, защита американской критической инфраструктуры - включая самые махинации нашей демократии, такие как голосование и политический дискурс и даже Кибер-защита космического имущества США.

Адмирал в отставке Джим Ставридис недавно описал четыре способа для США и союзных стран противостоять таким вызовам, как вооружение социальных сетей и многоплановые кампании информационной войны против западной демократии: государственно-частное сотрудничество, улучшение технической защиты, публичное раскрытие характера атак и разоблачение информационных атак

по мере их возникновения [11]. Следовательно, ки-бервойска, выделенные в отдельный род войск, обладающие надлежащими способами и средствами, могут выполнить все эти задачи более эффективно.

В тоже время Майк Роджерс, бывший директор Агентства национальной безопасности (АНБ) и глава командир USCYBERCOM, в своем выступлении в Комитете по вооруженным силам Сената в 2017 г. предостерег от преждевременного разрыва соединения кибер операций и разведки, которые были отличительной чертой любого успеха, которым США до сих пор пользовались в киберпро-странстве.

Генерал Пол Накасоне, командующий, USCYBERCOM и глава Агентства национальной безопасности (АНБ), также выступил с такой рекомендацией в августе 2018 года. Несмотря на увеличение ресурсов USCYBERCOM со стороны Конгресса, так и исполнительной власти, оперативные органы в киберпространстве сталкиваются с опасениями смешать военные операции с разведывательной деятельности наряду с негативным общественным восприятием АНБ, вызванное «делом Сно-удена» [1].

По мнению П. Накасоне, что обе организации должны оставаться под одним и тем же лидером в течение еще как минимум двух лет, даже если у двух организаций есть разные лидеры, им всегда нужно будет тесно сотрудничать. Но у обоих разные миссии: Киберкомандование (CYBERCOM) должно разрушать и уничтожать сети противников по указанию. АНБ должно собирать разведданные за рубежом в соответствии с требованиями политиков, а также оказывать поддержку военным командирам. Рекомендация генерала П. Накасоне о сохранении единого контроля над АНБ и Киберко-мандования ^YBERCOM) на определенное время основана на убеждении, Киберкомандование не обладает еще таким уровнем разведывательной поддержки, которая ему необходима для самостоятельной эффективной работы. Для проведения наступательных или оборонительных операций он опирается, прежде всего, на разведданные, собираемые и анализируемые АНБ, которые намного больше [6]. При этом обе структуры расположены в Форт Мид, штат Мэриленд

Президент США Д.Трамп в 2018 г. подписал распоряжение о делегировании полномочий министру обороны на использование кибер-инструмен-тов и методов для разрушения или повреждения сети противника или пресечения происходящих атак, ослабляя правила, установленные при предыдущей администрации Б.Обамы.

Отношения между USCYBERCOM и АНБ сложны (принмая во внимание характер секретности), но сочетание кибер-операций с быстрым, слитым интеллектом жизненно. Наступательные и оборонительные операции в киберпространстве - это две стороны одной медали, а интеллект является сплавом между ними.

Поэтому создание самостоятельный кибер-сил США позволило бы, как полагают американские аналитики, преднамеренно переосмыслить этот

<<ш[кшетим~^®и©ма[>#]]да9)),2©]]9 / military science

уникальный симбиоз и дать возможность очень осторожно - наметить линии управления подотчетности и надзора, чтобы предотвратить дублирование функций и дополнительного перенапряжен и заслужить доверие общественности.

Вышеперечисленные проблемы могут быть частично решены путем усовершенствования существующих структур и процессов, но реальная точка отсчета в сохранении полностью оперативных ки-бер-сил заключается в обучении и оснащения различных вооруженных служб, и своих кибер-воинов для поддержания высокой боеспособности в быстро меняющемся технологическом мире.

Кибер-ресурсы играют второстепенную роль в выделении финансирования для конкретных служб. Например, у военно-морского ведомства есть экзистенциальный императив для обеспечения ресурсов для кораблестроение и военных самолетов. Кибер-миссия в лучшем случае вторична, и это не вина ВМС. Это просто не то, для чего функционирует военно-морской флот. Такая же ситуация характерна и для других родов войск и военных служб. Киберпростанство всегда будет синергети-ческим и будет усиливаться всех сферах деятельности вооруженных.

Киберкомандование США АНБ 133 подразделений, входящие в состав Cyber Mission Force, в 2019 году приближаются к полному оперативному потенциалу, и разработанная ими коллективно оперативная и стратегическая доктрина теперь может легче трансформироваться к отдельную военную структуру, которая более полно сможет реализовать их потенциал.

Министерство обороны США уже приступило к пересмотру гражданского руководства и наращиванию экспертных знаний в области киберпро-странства, а также создало Главный киберсовет.

Возможно, одно из основных преимуществ отдельного кибер войска вооруженных сил - это прорывные инновации, которые позволят дальше развивать традиционные модели управления Министерства обороны США. Кибер-деятельность, в частности, требует постоянного переосмысления методов, инструментов и навыков, чтобы оставаться на переднем крае. В начале 2000-х годов работа в кибербезопасной среде считалась ограничительной политикой в сочетании с клиентским антивирусным программным обеспечением. В 2018 г. в США разрабатываются методы объединения человек-машина, которые сочетают в себе автоматизацию и интеллектуальные уведомления с увеличением скорости операций. Точно так же традиционный цикл приобретения военной техники, часто занимающий 4-6 лет до создания прототипа, просто не вписывается в сферу кибербезопасности [12].

Следовательно, можно утверждать, что «ки-беркультура» США сегодня это инкубатор для инноваций и креативного мышления, и есть профессионалы, которые выдвигают новые идеи. Специализированное агентство по приобретению кибертехнологий может стать инкубатором для встроенных средств контроля и технологий кибер-безопасности Министерства обороны США.

Подразделение оборонных инноваций (Defense Innovation Unit) доказывает, что инновационные центры, такие как Силиконовая долина в Калифорнии и Остин, штат Техас, могут обеспечить инновационные результаты в кибер-приобретение и многих других направлениях [4].

Создание объединенных кибер войск США (US Cyber Force), очевидно, имеет и другие преимущества, которые будут ощущаться военными. Армия, флот, морские пехотинцы и военно-воздушные силы, освобожденные от бремени кибербез-опасности могут лучше сосредоточиться на своих основных сферах ведения боевых действий. Это не освобождает их от необходимости в кибербезопас-ности, но создание кибер-войска может стать еще более активным фактором усиливающим усилия Министерства обороны США в области кибербез-опасности.

Палата представителей Соединенных Штатов недавно распорядилась, чтобы Управление по подотчетности правительства начало оценку операций в киберпространстве Министерства обороны США в рамках военного бюджета на 2019 финансовый год. Исследование, которое будет проведено Конгрессом в 2019 г., должно стать фундаментном и усилием, на котором будет основываться возможность создания кибер-сил в качестве нового вида вооруженных сил США.

Список литературы

1. Beavers O. Trump appointee recommends NSA, Cyber Command remain under same leader// The Hill 17.08.2018. [Электронный ресурс]. URL:

https://thehill.com/policy/cybersecurity/402374-nsa-chief-recommends-nsa-and-cyber-command-re-main-under-same-leader-for (дата обращения: 17.05.2019).

2. Cybersecurity Actions Needed to Strengthen U.S. Capabilities Statement of Gregory C. Wilshusen, Director, Information Security Issues // Testimony Before the Subcommittee on Research and Technology, Committee on Science, Space, and Technology, House of Representatives. February 14, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gao.gov/as-sets/690/682756.pdf (дата обращения: 06.05.2019).

3. Gould J. «Space Corp»s gets OK in House committee's NDAA markup // Defense News, June 13. 2019. [Электронный ресурс]. URL: 2019https://www.defensenews.com/congress/2019/06/ 13/space-corps-gets-ok-from-hasc-ndaa-markup/ (дата обращения: 06. 06.2019).

4. Mitchell B. 'No longer an experiment' - DIUx becomes DIU, permanent Pentagon unit // Fedscoop 17.08.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedscoop.com/diu-permanent-no-longer-an-experiment/ (дата обращения: 15.06.2019).

5. Nakashima Е. Obama to be urged to split cyberwar command from NSA // The Washington Post. September 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/national-security/obama-to-be-urged-to-split-cyberwar-command-from-the-nsa/2016/09/12/0ad09a22-788f-11e6-ac8e-

cf8e0dd91dc7_story.html?utm_term=.1c09de389495 (дата обращения: 10.06.2019).

6. Nakashima N. Trump gives the military more latitude to use offensive cyber tools against adversaries// Washington Post 16.08.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.washing-tonpost.com/world/national-security/trump-gives-the-military-more-latitude-to-use-offensive-cyber-tools-against-adversaries/2018/08/16/75f7a100-a160-11e8-8e87-

c869fe70a721_story.html?noredi-rect=on&utm_term=.c17aa3c04457 (дата обращения: 11.06.2019).

7. National Cyber Strategy of the Unites States of America. / The White House. September 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/up-loads/2018/09/National-Cyber-Strategy.pdf (дата обращения: 26.07.2019).

8 Office of the Press Secretary. Statement by President Donald J. Trump on the Elevation of Cyber Command. Whitehouse.gov. August 18, 2017

https://www.whitehouse.gov/briefings-state-ments/statement-president-donald-j-trump-elevation-cyber-command/ (дата обращения: 16.06.2019).

9. Proposed Space Force to Protect, Expand U.S. Cosmic Capabilities // Department of Defense 10.04.2018. [Электронный ресурс]. URL:

https://dod. defense.gov/News/Article/Arti-cle/1598991/proposed-space-force-to-protect-expand-us-cosmic-capabilities/ (дата обращения: 05.06.2019).

10. Sanger D. Russian Hackers Appear to Shift Focus to U.S. Power Grid // The New York Times. 27.07.2018. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.nytimes.com/2018/07/27/us/poli-tics/russian-hackers-electric-grid-elections-.html (дата обращения: 14.05.2019).

11. Stavridis J. Four Ways to Counter Russia's Social-Media Warfare // Bloomberg com. 07.08.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloom-berg.com/opinion/articles/2018-08-07/countering-rus-sia-s-weaponization-of-twitter-and-facebook (дата обращения: 21.05.2019).

12.Schroeder D., Howard T. Why It Is Time For A U.S. Cyber Force/ Center for International Maritime Security. August 29. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://cimsec.org/why-it-is-time-for-a-u-s-cyber-force/37390 (дата обращения: 14.06.2019).

13. Votz D. Trump, Seeking to Relax Rules on U.S. Cyberattacks, Reverses Obama Directive // Wall Street Journal. Aug. 15, 2018. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.wsj.com/articles/trump-seeking-to-relax-rules-on-u-s-cyberattacks-reverses-obama-di-rective-1534378721 (дата обращения: 21.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.