© Подколзин М.М., 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 614.715+57.048 ББК 26.8
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ В ГОРОДЕ ВОЛЖСКОМ
М.М. Подколзин
Учитывая сложившуюся сложную экологическую обстановку в г. Волжском и нехватку зеленых насаждений, особенно в новой части города от ул. Александрова, актуальным является поиск путей улучшения ситуации. За период своего существования Волжский был известен большим количеством зеленых насаждений. Город занял второе место по итогам ежегодного всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России» 2006 года Ч В конкурсе Волжский участвует ежегодно с 2002 г., и это уже не первая победа.
В 2002 г. город удостоен специального приза за работу по развитию жилищно-коммунального хозяйства, в 2003 г. получил Почетный диплом за хорошую работу в развитии городского хозяйства. В конкурсе по итогам 2004 г. Волжский занял первое место среди городов с населением до 500 тыс. жителей. В 2005 г. получил Почетный диплом за хорошую работу в развитии городского хозяйства.
На средства призового фонда за победу в конкурсе «Самый благоустроенный город России» в Волжском благоустроили ул. Сталинградскую, провели работы по озеленению
города. В 2006 г. из городского бюджета на эти цели было выделено более 9 млн рублей. Всего на благоустройство территории городского округа было израсходовано 40 млн рублей. На реконструкцию, содержание, строительство, капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог из городского бюджета выделено около 220 млн рублей.
Но в то же время наблюдается стремительное сокращение количества зеленых насаждений на территории городского округа. В период 2005-2007 гг. санитарно-защитные зоны (СЗЗ) города практически не подвергались уходу. По оценкам экспертов МУ «Служба охраны окружающей среды», сокращение площадей СЗЗ составило от 35 до 70 % общей площади.
Проблема загазованности атмосферы, ухудшения экологической ситуации в городе не исчезает. Так, в ходе проверки ОАО «Волжский абразивный завод» Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой состава выбросов предприятия в атмосферу установлено, что завод производит выбросы вредных веществ, которые в разы превышают предельно допустимую концентрацию. По словам помощника Волгоградского межрай-
онного природоохранного прокурора Руслана Г асанова, выбросы диоксида серы превышены в 1,2 раза, оксида азота и диоксида азота - в 2 раза. Кроме того, в ходе проведения анализа был выявлен факт выброса бензопи-рена, не предусмотренного для данного предприятия. По результатам проб атмосферного воздуха выбросы сероводорода превышают норму почти в 8 раз 2.
Участились обращения в экологические службы города жителей с жалобами на неприятные запахи, приносимые ветрами со стороны химического комплекса. Вследствие этого проводятся проверки. В декабре 2008 г. была проведена проверка выполнения требований природоохранного законодательства ОАО «Волжский подшипниковый завод» специалистами МУ «Служба охраны окружающей среды» г. Волжского совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (Росприроднадзор). Результаты были направлены в Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру 3.
В 2007 г., по словам председателя Волжской городской думы Т. Бухтиной, в черте города было уничтожено более 1 000 деревьев. Почти исчезли зеленые массивы по ул. Пионерская и Нариманова, парк между ул. Пионерской и Мира сократился на 40 %.
Администрацией г. Волжского принимаются меры по урегулированию ситуации. Начата разработка Программы экологической безопасности города. В 2008 г. из бюджета было выделено 27 млн руб. на восстановление поливочного водопровода. При сохранении темпов финансирования проблема поливочного водопровода обещает быть решенной через 2 года 4. В декабре 2008 г. главой Администрации Волгоградской области был подписан законопроект «О мерах по усилению охраны хвойных насаждений в предновогодний период». С целью их сохранения от незаконных рубок в регионе будут регулярно проводиться рейды с участием сотрудников ГУВД, лесников, представителей казачьих обществ. Планируется усилить контроль за порядком приобретения и перевозкой деревьев хвойных пород. Так, за одну незаконно срубленную сосну с граждан будет взиматься от 3 000 до 3 500 руб.,
с должностных лиц - от 20 до 30 тыс. руб., с юридических лиц - от 50 до 100 тыс. рублей 5.
Со стороны ученых г. Волжского предложен ряд мер, которые могут способствовать улучшению ситуации с зелеными насаждениями в городской черте. Направлений оптимизации выбрано два:
- создание единой СЗЗ промышленных предприятий;
- организация филиала Волгоградского регионального ботанического сада. Установление индивидуальной СЗЗ осуществляется силами и за счет предприятий без привлечения средств регионального или местного бюджетов 6.
Если в части разработки индивидуальной СЗЗ СанПиНом (п. 3.10-3.11) установлена последовательность действий, то в отношении единой СЗЗ такая определенность отсутствует. СанПиНом не определено, кто выступает инициатором разработки единой СЗЗ, какую роль играет уполномоченный орган (Роспотребнадзор), участвует ли в этом местная администрация.
Функцию инициатора и координатора разработки проекта единой СЗЗ может взять на себя местная администрация, поручив выполнение данной задачи муниципальному комитету по охране природы или муниципальному учреждению. Однако разработка проекта СЗЗ не является вопросом местного значения. Поэтому, например, муниципальный Комитет по охране природы не может проводить тендеры на выбор проектной организации, но может содействовать координации и обмену информацией между предприятиями, которые участвуют в разработке проекта единой СЗЗ.
Согласно п. 3.13 СанПиНа, размер СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) определяется с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). После подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения размер СЗЗ устанавливается окончательно. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышлен-
ного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Предприятию для разработки единой СЗЗ необходимо:
1) провести переговоры и заключить соглашение с другими предприятиями группы промышленных объектов и производств (промышленного узла, комплекса) об участии в разработке проекта единой СЗЗ. В данном соглашении необходимо определить в том числе необходимый объем предоставляемых предприятиями сведений, порядок финансирования проектных работ;
2) провести открытый тендер на разработку проекта единой СЗЗ либо заключить договор (по согласованию с другими предприятиями) с одной проектной организацией без проведения тендера.
Если в единую СЗЗ попадает жилая застройка, то корректировка границ зоны производится с учетом снижения нагрузки на данный участок с равномерным распределением на всю территорию единой СЗЗ.
В прежней редакции СанПиНа возможность разработки индивидуального проекта СЗЗ для предприятия в составе группы предприятий (промузла) вообще не предусматривалась. Согласно новой редакции (п. 3.13), для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта. Данное положение следует понимать как предоставление выбора предприятию: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта единой СЗЗ.
Преимущества разработки единой СЗЗ:
1. СанПиНом предусмотрена процедура установления единой СЗЗ, соответственно, у органов Роспотребнадзора отсутствуют основания для несогласования проекта единой СЗЗ при условии ее надлежащей разработки.
2. Корректировка границ СЗЗ с учетом жилой застройки становится более вариативной, чем при отдельных зонах для каждого предприятия.
Риски при разработке проекта единой СЗЗ:
1. Участие в разработке проекта СЗЗ промузла не исключает необходимости оценки и мониторинга достижения отдельными предприятиями нормативов качества 7.
2. Имеющаяся практика не подтверждает жизнеспособности проектов единой СЗЗ в связи с перманентными изменениями на предприятиях (не связанных единым управлением), сложностями в организации мониторинга среды на границе единой СЗЗ. Примером можно считать предприятия Эж-винского района г. Сыктывкара 8, Санкт-Петербурга 9.
3. В случае необходимости расширения производства, реконструкции, нового строительства на территории отдельного предприятия возникнет вопрос о корректировке единой СЗЗ. Издержки на такую корректировку будут значительно выше, чем в случае индивидуального проекта СЗЗ.
Более выгодным шагом может стать разработка индивидуальной СЗЗ отдельного предприятия, кроме того, эта процедура более подробно определена в СанПиНе.
Преимущества разработки проекта индивидуальной СЗЗ по сравнению с проектом единой СЗЗ:
- разработка проекта индивидуальной СЗЗ структурирована, обеспечена нормативной документацией в необходимом объеме, связана с меньшими финансовыми затратами предприятия, снижает риски получения отрицательного заключения, по не зависящим от предприятия условиям;
- проект индивидуальной СЗЗ может быть использован впоследствии для разработки единой СЗЗ.
Однако у данного варианта есть и риски:
- СанПиН допускает разработку проекта СЗЗ для отдельного предприятия, расположенного в промзоне (п. 3.13), не устанавливая условий или ограничений для реализации данного права. Однако имеет место неопределенность в выборе критериев допускаемых вариантов разработки проектов. Безусловным шагом является вариант участия в разработке как индивидуальной СЗЗ, так и единой СЗЗ. В связи с такой ситуацией руководители органов Роспотребнадзора могут иметь собственную точку зрения в пользу того или иного варианта и на этом основании отказываться от согласования проекта индивидуальной СЗЗ;
- разработка проекта индивидуальной СЗЗ может противоречить позиции местной администрации, которая, как и Роспотребнадзор, может быть заинтересована в установлении единой СЗЗ, например в целях ее отображения в Генеральном плане города и в Правилах землепользования и застройки.
Наиболее выгодным и целесообразным шагом, по мнению экспертов Н.В. Кичигина и В.В. Васильевского, представляется третий (смешанный) вариант действий: разработка проекта индивидуальной СЗЗ и участие в проекте по организации единой СЗЗ без вступления в договорные отношения (без заключения соглашений).
Преимущества данного подхода заключаются в следующем:
- обеспечивается решение основной задачи - разработки проекта индивидуальной СЗЗ;
- исключаются возможные конфликты с местной администрацией и территориальным органом Роспотребнадзора;
- предприятие не несет финансовых затрат на разработку единого проекта СЗЗ, который, вероятно, не сможет быть реализован.
Наименее выгодным для предприятия является отказ от разработки проекта индивидуальной или единой СЗЗ. За отсутствие утвержденного проекта (единого или индивидуального) предприятие может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно указанной статье, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 500 до
1 тыс. руб.; на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.
В случае необходимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в составе
проектной документации на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий потребуется представление проекта организации СЗЗ, согласованного с Роспотребнадзором, в составе проектной документации. Данное требование прямо не закреплено в Градостроительном кодексе РФ. Однако на практике проект организации СЗЗ включается в состав проектной документации при проведении государственной экспертизы.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части обоснование границ СЗЗ объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка (в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать в текстовой части ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, и границ СЗЗ.
Можно сделать вывод, что в настоящее время правовое регулирование организации единой СЗЗ является недостаточным и не может обеспечить эффективную разработку таких проектов. В этих условиях предприятие может идти по пути разработки индивидуальной СЗЗ.
Законодательно в Волгоградской области не урегулирован вопрос взаимодействия групп промышленных предприятий, входящих в единый промышленный узел. Соответственно, не созданы и не отработаны механизмы взаимодействия внутри таких групп по разработке единых СЗЗ.
Вместе с тем администрацией городского округа г. Волжского была предпринята неединократная попытка создать проект единой СЗЗ для предприятий химического комплекса. Всего природопользователей в городе, по данным Комитета по экологии администрации г. Волжского, насчитывается более 350 (по состоянию на январь 2009 г.), и
утвержденные проекты СЗЗ есть далеко не у всех промышленных предприятий и приро-допользователей (по данным НПО «Экоплюс», этот показатель составляет 35 %) различных форм собственности.
В период 2007-2008 гг., после назначения С.П. Куприна председателем Комитета по охране окружающей среды, в периодической печати - газетах «Наш город» и «Волжская правда» было представлено более 20 публикаций о перспективах создания единой СЗЗ для предприятий города. Приводились экономические расчеты, согласно которым затраты на содержание зеленого массива должны были сократиться более чем на 20 % по сравнению с использованием индивидуальных СЗЗ. Также согласно проекту предполагалось создание единого органа управления СЗЗ, что позволило бы избежать ситуации, при которой отдельные СЗЗ предприятий могли быть уничтожены.
В 2008 г. были проведены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки городского округа -г. Волжский Волгоградской области 8 ноября 2008 г. в МУК «Дворец культуры “Октябрь”». В соответствии с Постановлением главы городского округа - г. Волжского Волгоградской области № 636-ГШ от
14.10 2008 г., граница объединенной СЗЗ от предприятий северо-восточной и центральной промышленной зоны проходит по границе СЗЗ предприятий. На границе с жилой застройкой граница объединенной СЗЗ проходит по ул. Пушкина, ул. Свердлова, ул. Кирова и пос. Паромный 10.
В соответствии с данным постановлением требуют доработки юридические аспекты использования СЗЗ. Необходимо более четко обозначить границы ответственности природопользователей за состояние и функционирование зоны в течение установленного срока эксплуатации.
Также существуют трудности для экологических служб города в дифференциации выбросов от конкретного природопользовате-ля. При проектировании единой СЗЗ следует
уточнить характер выбросов на предприятиях и представить возможные пути определения принадлежности выбросов конкретного предприятия в общем потоке загрязнителей.
Кроме того, необходимо поддерживать контакты с экологическими службами промышленных предприятий для перекрестного контроля за негативным воздействием на окружающую среду города. Срок реализации данного проекта предложен на период 20092011 годы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Волжский во второй раз стал самым благоустроенным городом России (Волгоградская обл.)
I ИА «Regmum». - URL: http://www.regnum.ru/news/ 878100.html.
2 Волжский абразивный завод загрязняет атмосферу вредными веществами. 27.10 2008 г. I ИА «Высота 102».
3 Экологи проверят подшипниковый завод
II Вестник Администрации г. Волжского. - 2008. -№ 11. - С. 2.
4 Информационная лента «Новости Волгоградской области». - 2008. - 24 сент.
5 Штрафы за незаконную вырубку хвойных насаждений увеличены II Вестник Администрации Волгоградской области. - 2008. - 27 нояб.
6 Кичигин Н. В., Васильевский В. В. Единая санитарно-защитная зона II Экология производства. - 2008. - № 11. - С. 8-9.
7 Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01 2002 г. № 7-ФЗ, ст. 39. - URL: http: IIwww.consultant.ru/popularIokrsred/70_11.html.
8 ИА «Альянс Медиа» по материалам Коми Информ. - URL: http://www.businesseco.ru/ NewsAMINewsAMShow. asp?ID=191978.
9 Постановление ТУ Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу от 11.07 2005 г № 78-00-06-5 «Об усилении контроля за организацией и благоустройством санитарно-защитных зон предприятий и объектов» ; Герасомов Е. Генплан - не механизм для запретов II Строительный еженедельник. -2008. - 23 апр.
10 ТО в г. Волжском, Ленинском, Среднеах-тубинском районах : письмо ФГУЗ Роспотребнадзора по Волгоградской области от 07.09 2007 г. № 3942.