Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Александр Анатольевич

В статье рассматривается ряд пробелов правового регулирования института досрочного освобождения от отбывания наказания. Предлагаются изменения перечня оснований освобождения в сторону расширения с учетом новых условий, возникающих в России и мире в последние несколько лет. В качестве обстоятельств, обусловливающих возможность изменения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, приводятся положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Предлагаемые пути реформирования объясняются с позиций их целесообразности, необходимости и достаточности для удовлетворения потребностей российского общества и государства. В работе анализируются мнения ученых, отечественные и зарубежные нормативно-правовые акты, статистические данные. В результате автором сделан вывод о возможности расширения перечня оснований освобождения от отбывания наказания путем законодательного закрепления их новых видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR IMPROVING THE INSTITUTION OF RELEASE FROM SERVING A SENTENCE

The article examines a number of gaps in the legal regulation of the institution of early release from serving a sentence. It is proposed to change the list of grounds for exemption in the direction of expansion, taking into account the new conditions emerging in Russia and the world in the last few years. The provisions of the Concept of the Development of the Penal Enforcement System of the Russian Federation for the period up to 2030 are given as circumstances determining the possibility of changing the criminal and penal enforcement legislation. The proposed ways of reform are explained from the standpoint of their expediency, necessity and sufficiency to meet the needs of Russian society and the state. The paper analyzes the opinions of scientists, domestic and foreign legal acts, statistical data. As a result, the author concludes that it is possible to expand the list of grounds for exemption from serving a sentence by legislating their new types.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ»

Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 4. ISSN 2072-2427 (print). ISSN 2687-122X (online)

496 Penallaw' 2022, vol. 17(1-4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

Научная статья

УДК 343.265:343.846

doi: 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).4.496-501

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ

Александр Анатольевич Соколов1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, sasha_sokol95@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается ряд пробелов правового регулирования института досрочного освобождения от отбывания наказания. Предлагаются изменения перечня оснований освобождения в сторону расширения с учетом новых условий, возникающих в России и мире в последние несколько лет. В качестве обстоятельств, обусловливающих возможность изменения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, приводятся положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Предлагаемые пути реформирования объясняются с позиций их целесообразности, необходимости и достаточности для удовлетворения потребностей российского общества и государства. В работе анализируются мнения ученых, отечественные и зарубежные нормативно-правовые акты, статистические данные. В результате автором сделан вывод о возможности расширения перечня оснований освобождения от отбывания наказания путем законодательного закрепления их новых видов.

Ключевые слова: досрочное освобождение от отбывания наказания, реформирование законодательства, пробелы правового регулирования,уголовно-исполнительное законодательство

Для цитирования

Соколов А. А. Перспективы совершенствования института освобождения от отбывания наказаний // Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 4. С. 496-501. DOI: 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).4.496-501.

© Соколов А. А., 2022

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by NC SA Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

EARLY RELEASE FROM PUNISHMENT

Original article

PROSPECTS FOR IMPROVING THE INSTITUTION OF RELEASE FROM SERVING A SENTENCE

Aleksandr Anatol'evich Sokolov1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, sasha_sokol95@mail.ru

Abstract. The article examines a number of gaps in the legal regulation of the institution of early release from serving a sentence. It is proposed to change the list of grounds for exemption in the direction of expansion, taking into account the new conditions emerging in Russia and the world in the last few years. The provisions of the Concept of the Development of the Penal Enforcement System of the Russian Federation for the period up to 2030 are given as circumstances determining the possibility of changing the criminal and penal enforcement legislation. The proposed ways of reform are explained from the standpoint of their expediency, necessity and sufficiency to meet the needs of Russian society and the state. The paper analyzes the opinions of scientists, domestic and foreign legal acts, statistical data. As a result, the author concludes that it is possible to expand the list of grounds for exemption from serving a sentence by legislating their new types.

Keywords: early release from serving a sentence, legislative reform, gaps in legal regulation, penal enforcement legislation

For citation

Sokolov, А. А. 2022, 'Prospects for improving the institution of release from serving a sentence', Penal law, vol. 17(1-4), iss. 4, pp. 496-501, doi: 10.33463/2687-122X.2022. 17(1-4).4.496-501.

На протяжении последних лет Российская Федерация следует курсу на снижение количества осужденных. Так, согласно статистическим данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), с 2016 по 2021 год на конец отчетного периода в учреждениях, исполняющих наказания, содержалось 630 155, 602 176, 563 700, 523 928, 482 832, 465 896 осужденных соответственно. В тот же период от отбывания наказания в виде лишения свободы ежегодно освобождались 260 874, 264 166, 270 606, 259 175, 234 745, 218 9 03 осужденных. Эти данные отражают тенденции развития уголовной и уголовно-исполнительной политики государства. Так, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р, в качестве достижений деятельности уголовно-исполнительной системы в период с 2010 по 2020 год указывается совершенствование института освобождения от отбывания наказания. В том же документе одним из основных направлений развития называется совершенствование уголовно-исполнительной политики в целях ее гуманизации, включая нормативно-правовое регулирование. Это подтверждает потребность общества и государства в

Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17(1-4), № 4. ISSN 2072-2427 (print). ISSN 2687-122X (online) 498 Penal law, 2022, vol. 17(1-4), iss. 4, ISSN 2072-2427 (print), ISSN 2687-122X (online)

ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

сокращении численности осужденных, проявлении гуманизма и, что немаловажно, высвобождении бюджетных средств, затрачиваемых на содержание осужденных в местах лишении свободы. С учетом внешнеполитической ситуации необходимо отметить и потребность государства в военнообязанных «людских ресурсах». Это обстоятельство находит отражение в недавних изменениях, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. № 421-ФЗ в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», согласно которым стало возможно призывать на военную службу по мобилизации лиц с непогашенной судимостью.

В научной литературе под институтом освобождения от отбывания наказания принято понимать совокупность норм права, закрепленных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ), реализуемых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ), регулирующих общественные отношения в процессе прекращения исполнения приговора суда. Основания досрочного освобождения от отбывания наказания выступают юридическими фактами в структуре уголовно-исполнительных правоотношений, которые, по общему правилу, прекращаются с выходом одного из субъектов (осужденного) из-под контроля другого субъекта (учреждений, исполняющих уголовное наказание). По нашему мнению, наиболее полное определение понятия «освобождение от отбывания наказания» дает Л. В. Яковлева, указывая, что «освобождение от отбывания наказания означает прекращение реального отбывания осужденным назначенного наказания и полное или частичное снятие с него правоограничений, которые составляют содержание этого наказания» [4, с. 12].

Основания освобождения от отбывания наказания нормативно закреплены УК РФ и УИК РФ. Стоит отметить, что в гл. 12 УК РФ «Освобождение от наказания» преобладает формулировка «освобождение от отбывания наказания», однако некоторые основания неприменимы на стадии исполнения приговора. Так, в ст. 397 УПК РФ отсутствует возможность подачи ходатайств об освобождении от отбывания наказания на основании ст. 80.1 УК РФ. Непосредственно используемые на стадии исполнения приговора основания освобождения закреплены в ст. 172 УИК РФ. При этом, кроме досрочных видов оснований, в указанной статье закреплено и освобождение по отбытии срока наказания. Следует обратить внимание на то, что данный перечень оснований является открытым вследствие наличия в нем п. «ж», предусматривающего освобождение от отбывания наказания и по иным основаниям, предусмотренным законом. Данная формулировка представляет определенный интерес, так как используемые в ней слова не в полной мере отражают правовую природу этой нормы.

Для уточнения предлагается обратиться к законодательству зарубежных государств, содержащих аналогичные нормы. Так, в п. 7 ст. 186 УИК Республики Беларусь закрепляется возможность освобождения от отбывания наказания по иным основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом Республики Беларусь. В УИК Республики Армения (ч. 2 ст. 112) и УИК Кыргызской Республики (п. 9 ст. 142) используется понятие «другие основания». Немаловажно определиться и с лексическим значением слова «закон». Так, в юридическом словаре под этим термином понимаются «нормативные правовые акты в целом; все установленные государством общеобязательные правила»1. Следовательно, под иными основаниями освобождения от отбывания наказания, предусмо-

1 Большой юридический словарь. URL: https://gufo.me/dict/law (дата обращения: 25.11.2022).

ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

тренными законом, следует понимать основания, применяемые в соответствии с законами Российской Федерации (УК РФ, УПК РФ, Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и пр.), а также УИК РФ, вместе с тем не дублируемые диспозицией ст. 172 УИК РФ.

Описание видов иных оснований содержится только в научной литературе. Ученые в комментариях к ст. 172 УИК РФ нередко ограничиваются описанием нескольких видов (обратная сила закона, отсрочка отбывания наказания) [3, с. 521]. Наиболее полный перечень раскрыт А. С. Михлиным, который среди видов иных оснований выделял «освобождение вследствие издания нового закона, смягчающего наказание и имеющего обратную силу (ч. 2 ст. 10 УК РФ, п. 13 ст. 397 УПК РФ); освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора (ст. 83 УК РФ, п. 9 ст. 397 УПК РФ); досрочное освобождение в случаях признания осужденного к обязательным работам или исправительным работам инвалидом первой группы, а осужденного к принудительным работам - инвалидом первой или второй группы (ч. 7 ст. 175 УИК РФ) и т. д.» [1].

Открытый перечень оснований, предусмотренный ст. 172 УИК РФ, предполагает возможность внесения в законы РФ новых оснований досрочного освобождения от отбывания наказания без изменения кодифицированного источника, что положительно сказывается на состоянии целостности правовой системы. Такой подход позволяет избежать ненужной перегрузки нормы, а также возможных пробелов и коллизий, нередко возникающих при реформировании уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Использование такой возможности (внесения изменений только в один нормативно-правовой акт) представляется востребованным в условиях современной ситуации в стране и мире. За последние два года Российская Федерация и ее правовая система столкнулись с множеством ситуаций, требующих оперативного изменения законодательства (эпидемия COVID-19, специальная военная операция на Украине, частичная мобилизация, продолжающиеся и усиливающиеся из года в год стихийные бедствия и др.). В качестве законодательного удовлетворения возникающих потребностей уголовно-исполнительной системы, общества и государства предлагается рассмотреть возможность расширения перечня оснований освобождения от отбывания наказания несколькими путями, изложенными далее.

Социальная обусловленность приостановления или прекращения исполнения наказания в отношении лиц, которым угрожает непосредственная опасность жизни и здоровью, а также их близким родственникам, не вызывает сомнения. Действующее законодательство предусматривает возможность отсрочки исполнения приговора в связи с тяжкими последствиями или угрозой их возникновения для осужденного или его близких родственников, вызванные пожаром или иным стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи, другими исключительными обстоятельствами (п. 4 ч. 1 ст. 398 УПК РФ). Вместе с тем такое решение должно приниматься на стадии назначения приговора и вынесения итогового судебного решения, а непосредственно в процессе отбывания наказания указанная возможность у осужденных отсутствует. Это обусловлено в том числе отсутствием в УК РФ и УИК РФ положений, раскрывающих и закрепляющих такой вид отсрочки. Обращаясь к законодательству Республики Беларусь, отметим, что ст. 94 УК РБ предусмотрено освобождение от отбывания наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств. Указанный пробел отечественного законодательства уже отмечался учеными [2], однако нормативные

ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

изменения так и не были приняты. В условиях увеличения количества стихийных и техногенных катастроф (по данным МЧС России, только за 2021 г. было зарегистрировано 3210 природных пожаров1), а также введения военного положения на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, режима повышенной готовности и непрекращающихся обстрелов Белгородской и иных областей возможность прекращения или приостановления исполнения наказания в отношении осужденных представляется востребованной. Отдельно следует отметить и невозможность исполнения наказания учреждениями в условиях стихийных бедствий, военного положения.

Текущая внешне- и внутриполитическая обстановка обусловила появление в СМИ информации о вероятном внесении в Государственную Думу Российской Федерации на рассмотрение вопрос о возможности отсрочки отбывания наказания осужденным для участия в военных действиях. Так, Парламент Башкирии 30 сентября 2022 г. анонсировал внесение в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона, закрепляющего правовые основы привлечения осужденных граждан к участию в специальной военной операции или других военных действиях в целях защиты интересов Российской Федерации2. Вместе с тем официальных сведений от нижней палаты Федерального Собрания о принятии и рассмотрении такой законодательной инициативы пока нет. Идея закрепления такого вида отсрочки (а в дальнейшем, возможно, и освобождения от отбывания неотбытой части наказания) представляется весьма оправданной и своевременной. Ранее в ст. 46 УК РСФСР 1960 г. была закреплена аналогичная норма. Согласно диспозиции указанной статьи в отношении осужденного военнослужащего или военнообязанного, подлежащего призыву или мобилизации, суд мог принять решение об отсрочке отбывания наказания до окончания военных действий с направлением осужденного в действующую армию.

Предлагаемые изменения в законодательстве обусловлены потребностями общества и государства. Крупные разрушения жилого фонда и объектов энергетики, вызванные как стихийными бедствиями, так и обстрелами (в основном под удары попадают близлежащие деревни, в которых, как правило проживают пожилые граждане, не способные самостоятельно восстановить свои дома), а также утрата единственного кормильца при участии в военных действиях представляются крайне существенными аргументами для поиска новых возможностей правового регулирования освобождения от отбывания наказания, особенно в условиях гуманизации уголовно-исполнительной политики. Невозможность исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а именно контроля за их исполнением, в связи с отсутствием доступа в регионы, которые подверглись пожарам, наводнениям, а также опасны для нахождения в связи с обстрелами и на которые распространяются ограничения в передвижении граждан (военное положение), также обусловливает необходимость приостановления или прекращения исполнения этих наказаний. Представляется, что имеется необходимость внесения или введения новых оснований освобождения от отбывания наказания или их отсрочки (с дальнейшим освобождением или заменой неотбытой части на более мягкий вид при соблюдении условий отсрочки по аналогии с ч. 3 ст. 82 и ч. 3 ст. 82.1 УК РФ).

1 См.: Рюмин А. Лесные пожары в России. «Антирекорды» и территории распространения. URL: https://tass.ru/info/15559017 (дата обращения: 25.11.2022).

2 См.: Официальная страница Парламента Башкирии. URL: https://t.me/s/gossobranierb (дата обращения: 25.11.2022).

ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

Дальнейшие перспективы развития института освобождения от отбывания наказания видятся в расширении возможных оснований освобождения. Для этого предлагается использовать рассмотренные предложения о внесении изменений в законодательство. Своевременность таких изменений назрела и не вызывает сомнения. Однако важно отметить, что такие изменения не должны иметь массовый характер. Условия предоставления отсрочки или освобождения от отбывания наказания обязательно должны содержать ограничения. Предлагается учитывать категорию тяжести преступлений, отношение виновного к содеянному, его участие в воспитательной работе, подвергать анализу количество и качество мер поощрений и взысканий, степень исправления, заинтересованность в труде и возмещении ущерба. Такое освобождение обязательно должно иметь цель - дальнейшее устойчивое позитивное социально одобряемое поведение или быть обусловлено потребностями государства.

Список источников

1. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / науч. ред. А. С. Михлин. М. : Юрайт, 2008. 585 с.

2. Михайлов К. В. Отсрочка отбывания наказания // Законность. 2009. № 2. С. 51-53.

3. Постатейный научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российский Федерации / под общ. ред. А. Я. Гришко ; науч. ред. С. Я. Лебедев. М. : Илекса. 2005. 673 с.

4. Яковлева Л. В. Институт освобождения от наказания в российском праве : монография. М. : ВНИИ МВД России, 2002. 194 с.

References

1. Mikhlin, A. S. (ed.) 2008, Commentary on the Penal Enforcement Code of the Russian Federation, Yurayt, Moscow.

2. Mikhailov, K. V. 2009, 'Postponement of serving a sentence', Legality, iss. 2, pp. 51-53.

3. Grishko, A. Ya. & Lebedev, S. Ya. 2005, Article-by-article scientific and practical commentary on the Penal Code of the Russian Federation, Ilex, Moscow.

4. Yakovleva, L. V. 2002, Institute of Exemption from Punishment in Russian Law: monograph, Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow.

Информация об авторе

А. А. Соколов - преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права.

Information about the author

A. A. Sokolov - Lecturer of the Department of Penal Enforcement Law.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 12.10.2022; одобрена после рецензирования 28.11.2022; принята к публикации 30.11.2022.

The article was submitted 12.10.2022; approved after reviewing 28.11.2022; accepted for publication 30.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.