УДК 32 Решетняк Д.И., Ярошенко Г.В.
Решетняк Д.И.
магистрант 1-го курса факультета политологии Южно-Российский институт управления филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Ярошенко Г.В.
кандидат политологических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российский институт управления филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Ростов-на-Дону, Россия)
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация: в представленной статье кратко оценивается эффективность функционирования современной партийной системы для того, чтобы оценить какие именно перспективы развития данной системы актуальны для современной России. Далее в работе представлены перспективы совершенствования функционирования партийной системы.
Ключевые слова: партийная система, эффективность, нормативный контроль,
право.
Крайне актуально рассматривать перспективы развития современной партийной системы, поскольку любая структура сегодня должна быть адаптивной для того, чтобы быстро подстроиться под изменения окружающей среды. Более того, рассматривая возможные сценарии развития
партийной системы в современной России, мы предлагаем конкретные направления совершенствования данной области, которые могут быть применимы на практике в деятельности политических партий, что улучшит состояние представительства различных социальных групп в партийных структурах, стимулирует усовершенствование подходов к удовлетворению потребностей граждан.
Для разработки перспектив развития партийной системы необходимо оценить эффективность существующей сейчас. Одним из важнейших факторов, говорящем об эффективности партийной системы, является устойчивость этой системы. Оценить устойчивость лучшего всего на основе неординарных событий, которые выявляют слабые элементы системы. На текущий момент таким событием можно считать специальную военную операцию, кардинально изменившую политическую ситуацию в стране. Как можно заметить, большая часть партий, несмотря на идеологические различия и борьбу за власть, ради достижения общей цели они смогли найти в себе силы объединится вокруг фигуры президента. Глава Справедливой России - Сергей Миронов, и вовсе отказался от участия в президентских выборах в пользу действующего.
Важно также отметить повышение роли диалога между законодателями и гражданами, итогом которого становится принятие того или иного законопроекта. Примером может послужить законодательная инициатива Валентины Терешковой, направленной на принятие поправок в Конституцию РФ. В своей речи депутат прямо указывает на заинтересованность граждан в подобной реформе: «людей волнует и даже тревожит, что будет после 2024 года. Вопрос ведь не просто о должности главы государства, но и о человеке, которому доверяют, который в сложнейших обстоятельствах принимал решения и отвечал за них и на которого люди привыкли рассчитывать и полагаться» [1]. Правдивость её слов подтвердилась сначала итогом референдума по одобрении поправок, за которые проголосовали 78% проголосовавших , а затем на выборах президента в марте 2024 года, на которых Владимир
Владимирович Путин набрал 87% голосов [2]. Также интенсификацию взаимодействия законодателей с обществом можно видеть на примере публичных слушаний, общественных экспертиз законопроектов, которые стали неотъемлемой частью современной партийной системы. Законы, принимаемые в ходе активного публичного обсуждения с представителями различных слоёв населения, действительно отражают интересы и потребности общества во всём его многообразии, а не только властной верхушки и группы лоббистов, имеющих ресурсы продвигать свои интересы .
И несмотря на достаточно высокую эффективность нынешней партийной системы всегда есть куда расти, поэтому рассмотрим перспективы улучшения функционирования данной системы.
Во-первых, можно облегчить доступ к политическим процессам для более широких масс. Как уже говорилось в первом параграфе, в стране зарегистрировано 25 политических партий различной направленности, однако, это число можно увеличить, упростив процедуру регистрации, путём ряда мер, направленных на сокращения бюрократических преград, снижения квот, мешающих получить мандат в Государственной Думе. Всё это позволит многим существующим политическим объединениям зарегистрироваться в качестве политических партий, что позволит разнообразить партийную систему, добавив людей, которые могут иметь иной взгляд на траекторию развития государства.
Другой важной инновацией, может стать внедрение сугубо пропорциональной системы выборов, в рамках которой партии получают места в зависимости от процента голосов, полученного ими на выборах. Данная система может обеспечить более справедливое представительство различных политических сил в парламенте страны, что позволит увеличить число партий, заседающих в государственной Думы. При этом стоит также обратить внимание на то, как этот принцип реализован в Швеции, где избиратели могут воздействовать на итоговый вид партийных списков путём панашажа. Для подсчёта голосов на выборах в Швеции используется
пропорциональная избирательная система, однако распределение мандатов между кандидатами, включёнными в списки политических партий, происходит по правилам, в основе которых лежит преференциальное голосование. Его сущность заключается в том, что наряду с голосованием за политическую партию избиратель знаком может указать фамилию кандидата из избирательного списка политической партии, которого он хотел бы в первую очередь видеть в составе представительного органа. Шведские избиратели обладают только одной преференцией, которую могут отдать только одному кандидату. Если избиратель указывает в бюллетене несколько преференций, такой бюллетень считается недействительным [3, с 23].
Важно также наладить контроль за проведением выборов в Государственную Думу, так как на данный момент всё ещё остаются проблемы с фальсификациями, на которые, в том числе, указывает и Совет по правам человека. Это необходимо ради обеспечения честной конкуренции и создания равных условий для всех партий, участвующих в выборах. Достичь этого можно путём развития электронного голосования, которое ввиду технологии блок-чейн невозможно фальсифицировать, но которое, ввиду колоссальных нагрузок, с трудом справляется с обработкой данных от миллионов граждан по всей стране. Также необходимо активно пропагандировать данную технологию, так как в обществе сформировалось предвзятое отношение к ней, к примеру, на выборах президента РФ в марте 2024 года всего 5% от общего количества проголосовавших воспользовались электронным голосованием. Стимулирование внутрипартийной демократии является ключевым аспектом для укрепления демократической культуры и выведения политической системы на новый уровень.
Таким образом, современная партийная система, чтобы повысить свою эффективность, может развиваться в рамках демократизации и публичности, чтобы граждане могли активнее воздействовать на процессы, происходящие внутри партии. Это необходимо, чтобы партии оставались массовыми, репрезентируя широкие слои масс, а не становились кадровыми, в которых вся
власть находится у партийной верхушки, действующей в своих корыстных целях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Информационное агентство «Комиинформ» [Электронный ресурс]. URL: https://komiinform.ru/news/194152;
2. Новостной источник «РЕН-ТВ» [Электронный ресурс]. URL: https://ren.tv/longread/1202464-ofitsialnye-itogi-vyborov-prezidenta-rossii-2024-glavnoe;
3. Чудаков, О В Документы Политических Партий И Общественных Организаций В России: История И Современность: Учебная Программа / Чудаков О В. -Москва: СИНТЕГ, 2017. - 23 c
Reshetnyak D.I., Yaroshenko G. V.
Reshetnyak D.I.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Rostov-on-Don, Russia)
Yaroshenko G.V.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Rostov-on-Don, Russia)
PROSPECTS FOR IMPROVING FUNCTIONING OF PARTY SYSTEM
Abstract: presented article briefly evaluates the effectiveness of the functioning of the modern party system in order to assess exactly what prospects for the development of this system are relevant for modern Russia. Further, the paper presents the prospects for improving the functioning of the party system.
Keywords: party system, efficiency, regulatory control, law.