Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации'

Перспективы совершенствования администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Д. А.

В статье рассмотрены перспективы совершенствования администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалев Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»

Всероссийское совещание по организации бюджетного учета

и отчетности

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Д. А. КОВАЛЕВ, начальник отдела организации распределения поступлений между бюджетами Управления по совершенствованию функциональной деятельности Федерального казначейства

Остановимся на реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) и, в частности, на развитии государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей.

В рамках внедрения системы электронного документооборота государственного управления «Электронное правительство» во все сферы государственного правления как одной из составляющих интегрированной информационной системы «Управление общественными финансами — Электронный бюджет» Федеральным казначейством была создана система учета начисления и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей, штрафов и сборов — система УНИФО, которая с 01.01.2013 должна трансформироваться в госу-

* Статья подготовлена по материалам Всероссийского совещания по вопросам бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, которое проходило в г. Геленджике с 03.09.2012 по 08.09.2012.

дарственную информационную муниципальную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

При формировании подходов к построению данной системы Федеральному казначейству необходимо было учесть те сложности, которые на сегодняшний день сопровождают плательщиков, в частности физических лиц, при уплате платежей в бюджет:

— необходимость предоставления администратору доходов бюджета либо органу, оказывающему государственную (муниципальную) услугу, документа, подтверждающего уплату платежа;

— возможные ошибки при заполнении плательщиком платежных документов для уплаты платежей в бюджет;

— невозможность получения плательщиком информации обо всех неоплаченных начислениях по принципу «одного окна».

Система ГИС ГМП позволяет решить все указанные проблемы благодаря аккумулированию огромного массива информации, состоящего из двух больших блоков. Первый блок — это аккумулиро-

вание информации обо всех начислениях, которые формируются как органами, оказывающими государственные (муниципальные) услуги, так и всеми администраторами доходов бюджета, например налоговые, таможенные платежи.

В рамках проекта приказа Федерального казначейства «О порядке ведения ГИС ГМП» введено новое понятие «администратор начислений» — это администратор доходов бюджета или государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение.

Второй блок, который будет аккумулироваться ГИС ГМП, — это информация обо всех фактах уплаты или внесения денежных средств плательщиком за предоставление услуги либо в счет уплаты обязательных платежей.

С 01.01.2013 в рамках Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 162-ФЗ) у различных категорий участников ГИС ГМП возникнут обязанности по взаимодействию с Федеральным казначейством, которое будет выступать оператором данной информационной системы в части передачи вышеуказанной информации.

С Федеральным казначейством, как с оператором, в части передачи информации по начислению будут взаимодействовать администраторы начислений, которые оказывают те или иные государственные (муниципальные) услуги.

Кроме этого, с Федеральным казначейством будут взаимодействовать банки, иные кредитные организации, банковские платежные агенты (субагенты), платежные агенты (субагенты), территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы, которые осуществляют открытие и ведение лицевых счетов, местные администрации, которые принимают платежи, в том числе и обязательные платежи в кассу, в случае отсутствия на территории муниципального образования кредитных организаций, и организации федеральной почтовой связи.

Все эти участники по факту приема платежей от населения, от юридических лиц должны будут передавать информацию в ГИС ГМП о том, что платеж принят к исполнению. Далее он будет перечислен в доход бюджетов бюджетной системы РФ либо непосредственно на счет учреждения, если оно обслуживается органами Федерального казначейства либо обслуживается в финансовых

органах, либо в кредитных организациях как автономное учреждение.

Система ГИС ГМП будет аккумулировать информацию по начислению, т. е. информацию, необходимую для уплаты платежей, и предоставлять ее органам государственной власти, организациям и физическим лицам.

Несколько слов о самой ГИС ГМП. Она не будет иметь портального решения. Это будет база данных, содержащая всю перечисленную информацию. Федеральное казначейство в рамках Закона № 210-ФЗ осуществляет создание, ведение, развитие и обслуживание этой информационной системы.

Проект порядка ведения ГИС ГМП находится на согласовании в Минфине России и в Банке России. Он также размещен на сайте Федерального казначейства в разделе «Электронный бюджет» — www. roskazna. ru/documents_283.html.

В этом же разделе содержатся «Форматы взаимодействия ГИС ГМП с внешними информационными системами. Версия 1.15», которые будут применяться с 01.01.2013 при взаимодействии Федерального казначейства со всеми перечисленными участниками.

Взаимодействие с участниками в рамках ГИС ГМП будет осуществляться только в электронном виде. Есть два обязательных условия, которые должны быть выполнены участниками при подключении к ГИС ГМП.

Первое условие — участник должен быть подключен к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. У этой системы есть федеральный и региональный сегменты.

Второе обязательное условие — предоставление в адрес территориального органа Федерального казначейства (по месту нахождения участника) заявки на регистрацию. Речь идет не только об администраторах начислений. Если финансовый орган осуществляет обслуживание и ведение лицевых счетов участников бюджетного процесса субъекта, то финансовый орган выступает в качестве банка, и у него возникает обязанность передавать информацию о фактах уплаты в ГИС ГМП. Если участник бюджетного процесса предоставил платежное поручение или заявку на кассовый расход по факту перечисления денежных средств, то информация о перечислении денежных средств должна быть передана в ГИС ГМП.

Рассмотрим основные принципы функционирования ГИС ГМП. В данной системе используется два типа электронного документа — извещение и запрос.

Если говорить о предоставлении обязательной информации, которая предусмотрена законом, то в этом случае администратор начислений будет предоставлять в ГИС ГМП извещения о начислениях — это электронный документ, содержащий информацию, необходимую для уплаты платежа, например это реквизиты для оплаты того или иного штрафа или обязательного платежа. Эту информацию администратор начислений должен передавать в ГИС ГМП.

Другой тип извещения — это извещение о приеме к исполнению распоряжения, когда клиент — физическое лицо представляет документ на оплату квитанции формы ПД-4. После приема денежных средств от физического лица у кредитной организации возникает обязанность передать извещение о приеме к исполнению распоряжения клиента оператору ГИС ГМП.

Второй тип документа — это запрос: запрос о начислениях и запрос о приеме к исполнению распоряжения. В данном порядке прописаны роли всех участников, кто может направлять в систему запросы о начислениях и запросы о приеме к исполнению распоряжений. Это так называемое подтверждение факта оплаты.

В Законе № 210-ФЗ есть формулировка о том, что с 01.01.2012 органы и организации, которые предоставляют государственные (муниципальные) услуги, не вправе требовать у заявителя предоставление квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины.

Еще один важный момент. В рамках ГИС ГМП используются два идентификатора, которые обязательны для применения всеми участниками. Первый идентификатор — это уникальный идентификатор начислений (УИН), который формируется администраторами начислений по алгоритму, установленному «Форматами взаимодействия ГИС ГМП с внешними информационными системами. Версия 1.15».

Второй идентификатор, который используется в системе, — это идентификатор плательщика. Идентификаторы физического лица — это страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), серия и номер документа, удостоверяющего личность гражданина, номер водительского удостоверения.

Частично этот сервис реализован на портале www. gosuslugi. ru. Информация предоставляется в систему УНИФО, которую Федеральное казначейс-

тво уже реализовало на примере штрафов ГИБДД. Если зайти на сайт, указать номер транспортного средства, направляется запрос в систему УНИФО и высвечивается сообщение по всем штрафам, которые предоставлены ГИБДД и выгружены в эту систему.

Система ГИС ГМП может существенно облегчить перечисление платежей и работу администраторов доходов бюджета. Если плательщик обращается на портал www. gosuslugi. ru, то портал обращается к ГИС ГМП и запрашивает информацию обо всех начислениях, которые привязаны к конкретному физическому лицу.

Пока нет единой базы по всем идентификаторам налогоплательщика. Нет увязки между СНИЛС, ИНН, серией и номером паспорта, номером водительского удостоверения. Но портал устроен так, что пользователь может ввести информацию обо всех своих идентификаторах. По всем идентификаторам портал запрашивает информацию из ГИС ГМП, и то, что есть в базе по данному плательщику, будет отражено в личном кабинете пользователя.

Информация выгружается в таком виде, что плательщик может сформировать платежный документ, например платежное поручение. Все его поля будут заполняться автоматически. Информация, которая выгружается из ГИС ГМП, в структурированном виде будет попадать в платежное поручение.

Далее, после того как плательщик распечатал электронный документ, он идет в кредитную организацию.

Рассмотрим частный случай, когда клиент обращается в платежную организацию. Здесь возможны разные варианты. Клиент идет в кредитную организацию с платежным документом. Кредитная организация проводит документ — берет деньги от плательщика — физического лица и перечисляет средства в обычном порядке. У банка возникает обязанность передать информацию о том, что банк принял у физического лица 100 руб. за оплату той или иной услуги.

При этом обязательно наличие УИН в платежном документе, если он есть у плательщика. Если речь идет об авансовых платежах, его может не быть, допустим, при оплате государственной пошлины, когда в первую очередь происходит уплата государственной пошлины, а потом — непосредственно оказание государственной (муниципальной) услуги.

После того как банк передал информацию об уплате платежа в ГИС ГМП, физическое лицо заходит на портал www. gosuslugi. ru и запраши-

вает информацию из ГИС ГМП. В случае наличия информации об уплате он получает подтверждение факта уплаты денежных средств.

Таким же образом данная система будет реализована для органов и организаций, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги. Если вместо портала поставим администратора доходов бюджета, то при взаимодействии с плательщиком он также ему выставляет начисления. После оплаты происходит подтверждение факта внесения денежных средств, и администратор доходов бюджета по запросу получает информацию о том, что средства были внесены плательщиком по правильным реквизитам. Таким образом, устраняется необходимость предоставления копии квитанции, подтверждающей факт уплаты.

Внедрение ГИС ГМП повысит качество администрирования доходов по всей стране, приведет к сокращению бумажного документооборота. Максимальное внедрение электронного сервиса в части оплаты платежей позволит физическому лицу сократить время на оформление документов. Пла-

тельщик должен знать только УИН, и кредитная организация получит всю необходимую информацию и автоматически внесет все реквизиты в платежное поручение. Клиенту останется только внести денежные средства, не заполняя никаких бумаг.

Для кредитных организаций ГИС ГМП позволит предоставлять физическим и юридическим лицам дополнительный сервис в части возможности упрощения перечисления денежных средств в бюджеты бюджетной системы.

Список литературы

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»: Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ.

2. О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ.

3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.