УДК 130.2
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ 12-Й КОНФЕРЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ)
Парамонова Светлана Павловна,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, профессор кафедры социологии и политологии, доктор философских наук, профессор, г. Пермь, Россия. E-mail: [email protected]
Семенова Татьяна Николаевна,
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, кафедра социологии, старший преподаватель, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
В ходе экономических и военных операций мир пришел в движение большими мигрантскими потоками в европейские страны. На повестке дня вопросы традиционных и усиливающихся новых социальных неравенств. Экономические неолиберальные проекты атакуются социологией: идеей космополитизма против неолиберализма. На повестке дня поиск новых возможностей и решений: разработка нетривиальных постановок проблем, таких как русский и европейский мир, неравенство и справедливость. Предлагаются новые подходы в области эмпирических, теоретических и нормативных исследований: новых рисков и способов их преодоления, повседневности и обозримой перспективы.
Ключевые понятия: дифференциация, неравенства, «русский мир», социология культуры, социология морали, космополитизм, неолиберализм, коллапс,
социальная мобильность, сан-культура.
В Праге 25-28 августа 2015 состоялась 12-я конференция Европейской Социологической Ассоциации (ESA) под девизом «Дифференциация, неравенство и социологическое воображение». Это самая крупная социологическая конференция в истории Европы (3500 делегатов). На открытии конференции с приветственным словом выступила нынешний президент ESA Кармен Леккарди. Она подчеркнула, что ключевые слова «дифференциация», «неравенство» и «социологическое воображение» требуют от нас ответов на вопросы о происходящих современных социальных процессах. Профессором Зигмунтом Бауманом дана критика современной цивилизации с экономической и социальной сторон. Отметив значение длинных кондратьевских волн экономических фаз подъема и падения, З. Бауман приходит к выводу: последняя волна в настоящем времени приводит к коллапсу, схлопыванию мировой экономики. Он привел примеры неравномерности распределения богатства между странами, а также полюса богатства и нищеты внутри стран, особо отметил роль США в этом распределении. В одной из секций профессор из Милана Роберто Киприано продолжил эту идею: кризис существует, но это кризис - для народа: в этом заключается социологическая проблема, это проблема счастья или несчастья личности.
Особый накал дискуссий наблюдался в работе российской секции социологии, в частности, вопрос о трансформации российского общества. С докладом «Неформальные связи в России и социальная модель общества» выступил д. соц. н. Роман Анисимов. В частности, он отметил, что связи имеют латентный характер. Концепт реформ в России заключается в развитии экономических отношений и социальных ценностей, в этом процессе стали преобладать торговля и метисация. Под метисацией понимается одиссеевская хитрость. Проведенное под руководством автора исследование привело к следующим выводам: (а) российская популяция активна, но её активность альтернативна европейской, она приобретает, скорее, восточную форму; (б) активность приобретает форму «метисации»; (в) результат реформ - коррупция; которая порождает моральные проблемы; (г) капитал приобретает форму криминала, который популяризируется, что приводит к тотальному разрушению общества.
Доклад директора Института социологии РАН академика Михаила Константиновича Горшкова был посвящен проблеме «русского мира». «Как русские смотрят на
новую социальную реальность?» В целом, проведенное ИС РАН исследование «Русский мир» - это изучение массового сознания в связи с новой международной ситуацией. «Тема «русского мира»- заполнила русские издания: литературу и СМИ. Соединение Крыма и РФ весной 2014 г. активизировало ситуацию, и все предположили, что в России возникло сплочение народа. Многое зависит от профессионального и обыденного понимания, а также интерпретации концепта и понятия «русский мир». Судьбы России и то, что происходит в стране, не одно и то же. Понятие «русский мир» требует корректной дифференциации. Здесь преобладает ценностная и культурная доминанта, и это заставляет нас, экспертов, учитывать реальность, в которой этот мир вращается. Исследование «Русский мир» относится к самодовлеющим процессам, происходящим в России и за её пределами, если говорить о данном контексте. Концепция большинства этнических русских по критерию «идентификация» и «толерантность» выше всего у русских, в сравнении нерусским населением. В определении «русскости» социокультурная доминанта оказалась опережающей. На втором и третьем месте среди признаков «русскости» оказались такие, как: рождение, корни по происхождению, язык, на котором общаются индивиды. Концепт русского мира связан с пониманием «русскости». Обращаясь к теме «русскости» в России, следует отметить, что сама острота проблемы усилилась. Респондентам задан вопрос: «Россия - часть Европы или часть Евразийского пространства?» Изменилось соотношение тех, кто относят Россию к Европе - «еврооптимистов» или не относят Россию к Европе - «евроскептиков», по данным ИС РАН совместного с немецким проектом «Россия - Европа». На рубеже веков в «нулевые» годы опросы в России показали, что к еврооптимистам себя отнесли 25,0 %, евроскептики составили 45,0%. В 2005-2006 гг. цифры выровнялись. Евро-оптимисты составили 30 %, евроскептики 32 %, затруднились ответить 30 %. Как отражается в российском сознании своей цивилизации и ментальности? Контекст исследования подводит к определению России, как «своей Европы».
В западных сообществах проходит мысль о том, что Россия меняет мощь, но, тем не менее, представляет опасность мировому сообществу. Английский социолог Лейнг, пишет, что Россия возрождается, однако не как военная и техническая держава, но и как общность, распространяющая
свою ценностно-нормативную систему. Вот что угрожает западной системе ценностей. Лейнг не рассуждает о технологии распространения, вместе с тем утверждает, что эта система может получить распространение на Западе.
В чём убедил нас разработанный нами проект? Методологический код социологических исследований в РФ носит островной, частичный характер. У нас мало исследований, которые носят контекстный характер. История должна быть вплетена в реальный контекст, которого нам в исследованиях не хватает.
Профессор Марью Лауристинь (Тарту) задает вопросы: «Что входит в понятие другой «своей Европы?»; «Есть ли особые русские ценности?»
Ответ М.К. Горшкова: «Демократия и свобода» в России и на Западе понимаются по-разному. На Западе - это политическое равенство. В России демократия - то, что обеспечивает высокий жизненный уровень народа, это порядок в обществе.
Р. Анисимов задает М.К. Горшкову вопросы: «Не является ли «русский мир» скорее идеологическим понятием, чем научным? Оно всецело лежит в культуре. После событий на Украине будет ли «русский мир» иметь культурное основание?»
В ответе М.К. Горшкова прозвучало следующее: «Концепт массового сознания предполагает «русский мир». Если такая потребность есть в обществе, то концепт живёт и имеет право на существование. Если исчезает потребность, то исчезает необходимость и в концепте. Относительно трактовки можно утверждать - данное понятие «русский мир» не исчезнет.
Ведущий секцию Зенон Норкус (Венский ун-т) высказал следующее суждение: «Большие понятия идут из глубины, а в данном случае понятие «русский мир» идет от интеллектуалов. Однако кто ввел в обращение это понятие? Следует ли считать, что в массовом сознании резонирует понятие «русский мир»? Э. Дюркгейм, например, ввёл понятие «консенсус» (заметим, что понятие «русский мир» ввёл С.Н. Трубецкой - С.П.)
М.К. Горшков ответил на реплику: «Известен не только концепт Э. Дюркгейма, но Б. Грушин в нашей социологии в свое время определил, что массовое сознание имеет ценностно-оценочную природу. Если ценностное вносить в массовое сознание, то ценности могут отражаться в этом сознании».
Ведущий: «Культурно-политический контекст «русский мир» может содержать коммунистическую русскую ортодоксию.
Политика и идеология русских исходит из Маркса и Ленина.
М.К. Горшков в дискуссии расширяет границы понятия «русского мира». «Дефиниция «мир» - понятие-рекордсмен. «Мир» включает и политический, и конфессиональный аспект, и тот мир, который описал Лев Толстой. В массовом сознании «русский мир» отражен следующим образом: «Отношу себя к России, читаю, живу, говорю на русском языке, разделяю русскую культуру». «Американская мечта» - глубоко под вопросом для людей, не проживающих в Нью-Йорке».
Ведущий З. Норкус: «Политика релевантна и соотносится с территорией. Если «русский мир» - чисто духовное образование, то как оно соотносится с политикой? Политикой доктрина становится тогда, когда теория привязывается пространству». «Процесс американизации связан сейчас с имиджем борьбы с исламом. Иммигранты - новый аттрактор».
В дискуссию вступает профессор МГИМО Сергей Александрович Кравченко: «русский мир» - человеческий мир, экология дружелюбия, нон-функционализм, противоположный прагматическому американо-центризму».
Ведущий З. Нортон тоном уличения в грехопадении замечает: «Марксовы идеи модернизируются! Может быть, «русский мир» опирается на религиозную доктрину?»
Профессор М. Лауристинь, обращаясь к Р. Анисимову: «Возможно, русские ценности, те, которые ведут к распространению на весь мир, это коррупция?»
Р. Анисимов: «Акцентирование реформ России как адаптации к западным ценностям - схемы, наложенные на российские институции, хотя и создают моральные проблемы, однако это социально решаемое противоречие. На этом секция «Российский форум» закончила свою работу.
В секции «Дифференциации и социологическое воображение» вновь избранный президент ESA, профессор Инсбрук-ского университета Франк Вельц (Австрия) в своем докладе «От неравенства к дифференциации: обращаясь к работе Ч. Миллса «Социологическое воображение» подчеркнул, что Ч. Миллс показал, каким образом индивид и его жизнь взаимосвязаны с общественными процессами. После работ М. Фуко анализ социальных явлений сместился в сторону децентрализации, согласно которой субъекты оказываются регулируемыми «изнутри». Ф. Вельц предложил новую теорию социологической индиви-
дуализации, критикуя старые модели тектонически стратифицированных обществ и предложил изучать их с помощью привлечения инструментов анализа М. Фуко.
По результатам полученных уникальных данных масштабного исследования в Великобритании и Европе Люсинда Платт из Лондонской школы экономики (Великобритания) в своем докладе «Что может социологический анализ социальной мобильности предложить обсуждаемой сегодня проблеме иммиграции? Примеры и размышления» рассказала о том, каким образом можно лучше понимать проблемы дифференциации и неравенства в мире через изучение таких показателей, как класс и национальное происхождение среди мужчин и женщин различных этнических групп и иммигрантов. Автор отметила значимость такого фактора, как роль образования для будущих моделей социальной стратификации в европейских обществах.
Марк Физерстон из Кильского университета (Великобритания) в докладе «Спектр социологии» отметил, что в условиях неолиберального капитализма социологическая мысль становится маргинальной в объяснении и понимании человеческого мира, она превращается в периферическую дисциплину в социальных науках, а экономика при этом занимает центральное место. Тем не менее, именно из-за этой сложившейся ситуации в условиях неолиберализма, социология должна играть роль критической дисциплины. Лишь на основе мышления с позиций отношений «сам», «другой», «мир» социальная справедливость будет действительно возможна.
Профессор Жерар Деланти, университет Суссекса (Великобритания), в своем докладе «Космополитизм как критика неолиберализма» утверждает, что широкое использование понятия «космополитизм» в социальных науках часто заканчивалось как подтверждение глобальных течений. Автор сформулировал альтернативу неолиберализму - это космополитизм. Особое значение в соотношении этих понятий, по его мнению, проявляется в том, что выбивается почва из-под ног неолиберализма в определении вновь возникающих отношений между капитализмом и демократией, в переосмыслении космополитизма центральное значение должна иметь социальная борьба.
Секцией гендерной социологии проблематика «Женщина в политике и культуре» рассмотрена на примере исследования в Нидерландах Ассоциации женщин,
жён рыбаков. Опрос велся через Интернет. Выявлялась роль женщин в рыбоперерабатывающей индустрии. Отмечался тяжелый период для семьи ухода мужей на рыболовецких судах в море. Вывод, к которому пришли исследователи: новой альтернативой сектору добычи и переработки рыбы является организация туризма. Реплика из зала: «Рыболовство - это занятость работой, культура, потребление». Ответ: «Туризм - это капитал».
На Филиппинах возникает альтернативная маскулинной культуре сан-культура. Предмет маскулинной культуры подсознательно подразумевает приоритет мужчин в сфере труда, социальный статус личности, экономический статус. Однако люди вступают в сфере труда в отношения симпатии и антипатии. Если складывается область концентрации мужского труда, то деформируется, как правило, эмоциональная сфера. Эротизм ассоциируется у обывателей с гомосексуализмом. Вывод: гипертрофированный мир во временном контексте тяготеет к сан-культуре.
В дискуссии после доклада в ходе обсуждения подтверждалось, что на Балтике исследуется мышление и поведение офицерского состава. Такой эффект гомо-филии прослеживается не только на Филиппинах. Новые формы эмоционального проявления очевидны и в инженерной среде. Тему продолжил Ф. Шеллер из ун-та Йены. Его исследовательская группа изучает поведение моряков, в среде которых проявляется гомофилия. Жизнь в море на судне иерархизирована. Преодолеваются языковые и культурные барьеры, меняются национальные привычки и обычаи. Это влияет на человеческую природу, на антропологию коммуникации с мастером. Исследуется детерминирующий фактор го-мофилии.
В сообщении о территориальных претензиях населения Ново-Горицы (Словения) речь шла по результатам малой выборки - нескольких интервью, в которых группа словен выразила желание присоединиться к Италии и жить в свободном мире. Елена Данилова, ведущая секцию, изящно заметила: «Скорее можно говорить о Трансальпийском объединении, чем о присоединении Ново-Горицы к Италии».
В сообщении Лиены Гелеа (Латвия, Академия культуры) исследовалось новое кино. Старшее поколение несло портреты советских вождей, выражая рефлексивную ностальгию о прошлом. Но социализм закончился. Ведущая секцию возразила: «Противопоставление
«социализм - капитализм» ушло в прошлое. Нужен новый термин. Свобода не сводится к возможностям открытия казино».
В секции, посвященной методам познания в социологии, доклады по вопросам «качественных исследований» социологии в большой мере тяготели к законам формальной логики. В докладе же Натальи Немировой «Методология познания» (Санкт-Петербург, СПб ГУ) представлен общеметодологический социологический подход исследований в отличие от исследования физических объектив исследования. Качественные методы исследования фиксируются социологией знания. Социологические исследования передают дух общества и дух истории, они содержат идеологический аспект. Социология не может регистрировать эмоциональные феномены, но она означает смыслы количественных «проявлений реальности».
На секции «Транснациональные биографии и транснациональные культуры» профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Здравомыслова представила доклад «Наводя мосты между культурами: положение работниц из Центральной Азии, ухаживающих за детьми или взрослыми иждивенцами в российских городах». С помощью качественного метода анализа биографических интервью среди женщин, иммигрировавших из Центральной Азии (Узбекистана и Кыргызстана), были проанализированы способы построения культурных мостов между мигрантами и принимающей стороной. При изучении повседневной жизни и работы женщин-мигранток, складывающихся отношений между ними и работодателями, сделан вывод о том, что барьеры между двумя культурами становятся проницаемыми. Культурная инаковость, порождающая предрассудки и стереотипы, стирается в результате взаимодействия между представителями, принадлежащими, казалось бы, разным культурам. Во взаимодействиях много общего. Работа женщин-мигранток в качестве домашнего персонала, участвующего в воспитании детей и уходе за больными и пожилыми людьми, может являться еще одним активом для социальной интеграции мигрантов.
На секции «Социология морали» исследователь из Ноттингемского университета Макарена Орчерд (Великобритания) в своем докладе «Уважение, моральные страдания и понимание неравенства» обратила внимание на следующее: социологии следует обратить свое внимание на такой феномен, как «уважение». Автор отмечает, что феномен «уважение» был центральной темой филосо-
фии морали, но он не получил достаточного внимания в социологических исследованиях. Она предлагает исследовать, анализируя динамику отношений людей, феномен «уважение» на бытовом уровне. Автор продемонс-тировала эффективность такого подхода на примере проведенного качественного исследования в чилийском обществе. Изучая, как и почему опыт «уважения» и «неуважения» неравномерно распределяется в обществе и каким образом он приносит моральные страдания людям, автор подчеркнула, что, изучая феномен «уважение», социология имеет возможность изучать и объяснять проблему неравенства в обществе.
На заключительном пленарном заседании были заслушаны два доклада. В первом докладе профессор социологии университета Варвик Гурминдер Бхамбра обратилась к проблеме мультикультурализма и современным вызовам, которые стоят сегодня перед современной Европой. В своем докладе «Постколониальная реконструкция Европы» она отметила, что на сегодняшний день уже существующий в Европе мультикультурализм имеет тенденцию к обогащению через муль-тикультурализм других стран, где последние привносят свое культурное разнообразие в уже существующее культурное многообразие в Европе. Европа узаконивает новую неоколониальную политику как в самой Европе, так и за ее пределами. В результате мульти-культурализм других не рассматривается как законный получатель послевоенного мира, но является препятствием для его установления и становится мишенью в карательной политике Европы. Такой результат, по мнению автора, подрывает саму идею обещанного космополитизма и призывает срочно обратить внимание на необходимость постколониальной реконструкции и осмысления роли Европы.
В докладе профессора социологии из Великобритании Кристофера Т. Велана «Проблемы среднего класса в период великой рецессии: сравнительный анализ распределения экономического напряжения в Европе» была рассмотрена проблема различного воздействия Великой рецессии на экономическую напряженность через доходы классов в ряде развитых европейских стран.
На заключительном пленарном заседании были объявлены результаты голосования по избранию нового президента Европейской Социологической Ассоциации (ESA) на следующие два года (2015-2017), им стал профессор Инсбрукского университета Франк Вельц (Австрия).
UDC 130.2
PROSPECTS OF SOCIAL SCIENCE (FOLLOWING THE PROCEEDINGS OF THE TWELFTH CONFERENCE OF INTERNATIONAL EUROPEAN ASSOCIATION)
Paramonova Svetlana Pavlovna,
Perm National Research Polytechnic University,
Department Chair of Sociology
and Political Science,
Doctor of Philosophy, Professor
of the Department Chair
of Sociology and Political Science,
Perm, Russia.
E-mail: [email protected]
Semenova Tatyana Nikolaevna,
D. Mendeleyev University
of Chemical Technology of Russia,
Department Chair of Sociology,
Senior teacher,
Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
In the course of economic and military actions the world made a move due to the great refugee flows to European countries. There are problems of traditional and growing new social inequalities on the agenda. Economic neoliberal projects are being attacked by sociology: idea of cosmopolitanism against neoliberalism. It is necessary to search for new possibilities and decisions: working out non-trivial setting of problems such as Russian and European world, inequality and justice. The authors suggest new approaches in the sphere of empiric, theoretical and regulatory studies: new risks and ways of their overcoming, everyday routine nd visible prospects.
Key concepts:
differentiation,
inequalities,
"russian world",
sociology of culture,
sociology of morality,
cosmopolitism,
neoliberalism,
collapse,
social mobility.