Векторы социологии религии в Европейской социологической ассоциации
Ксения Медведева
Аспирант департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Адрес: ул. Мясницкая, д. 20, г. Москва, Российская Федерация 101000 E-mail: [email protected]
Обзор посвящен международной конференции Европейской социологической ассоциации (ЕСА), прошедшей в августе 2015 года в Праге (Чехия). Акцентируется внимание на ключевых темах в современной европейской социологии религии, которые были представлены в ходе 15 секций, организованных исследовательской сетью социологов религии ЕСА. Выделены дискуссии по таким векторам, как конфликт, идентичность, религия и государство. Особое внимание уделено проблематике гендера, женского священства и нетрадиционной сексуальной ориентации. Представлено многообразие типов социального неравенства в контексте разных религий и регионов мира, в частности, в Европе и на Ближнем Востоке. Отмечены выступления российских социологов религии. Рассмотриваются доклады, затрагивающие актуальную тему монашества как ролевой модели для религиозных акторов в буддизме и христианстве. Показано, что институциональные изменения монашества могут свидетельствовать об изменениях места и роли религии в обществе. Приведены исследования монашества как традиционного института в христианстве на примере Католической церкви в Швейцарии и как инновационного института в буддизме на примере буддийской общины в Испании. Проанализированы исследовательская сеть социологов религии ЕСА, ее история, состав и география участников, современное положение и планы на академическое будущее. Отмечены междисциплинарный потенциал социологии религии и тематические направления исследования религии, в частности, в сферах изучения культуры, гендера и миграции.
Ключевые слова: социальное неравенство, социология религии, монашество, гендер-ные исследования, религиозная идентичность, Католическая церковь, Европейская социологическая ассоциация
В августе 2015 года в Праге прошла XII конференция Европейской социологической ассоциации (ЕСА). Конференция собрала около трех тысяч участников. Прошлая встреча в 2013 году в Турине (Италия) была посвящена теме кризиса (подробнее см.: Кравченко, 2014). Темой этого года стали социологическое воображение, различия и неравенства во всех проявлениях: гендерные, возрастные, эт-
© Медведева К. С., 2016
© Центр фундаментальной социологии, 2016 doi: 10.17323/1728-192X-2016-1-134-140
134
социологическое обозрение. 2016. т. 15. № 1
нические и т. д. О них говорили в своих пленарных выступлениях Арли Хохшильд и Зигмунт Бауман1.
Автор концепции эмоционального труда и книги «Управляемое сердце: коммерциализация человеческих чувств» (Hochschild, 1983) Хохшильд рассказала об исследовании, которое она проводит среди участников политического «Движения чаепития» (Tea party movement). Она мысленно перенесла аудиторию в штат Луизиана — один из самых загрязненных регионов США, где расположены химические заводы. Вопрос, который поставила исследователь, состоит в том, чтобы понять, как эмоции связаны с политическими убеждениями. Впрочем, «убеждение» — это не единственно возможный вариант перевода слова «belief», которое употребила автор. Хохшильд в своем выступлении нередко прибегала к религиозным аллюзиям. Она сравнила с паломничеством свой метод «feel-as-if», метод «глубокой истории» в жизнь информанта. «Сейчас мы с вами возьмем интервью у одной женщины. Назовем ее Мэри Бет», — начала свое повествование Хохшильд. Мэри, «белая и христианка», не может поздравить своих соседей с Рождеством традиционным приветствием «Merry Christmas!», поскольку новая нарождающаяся культура позволяет ей сказать лишь «Счастливых праздников» или просто «С праздниками!». На этом примере Хохшильд показала, как чувствует себя человек, эмоционально колонизированный изменяющейся культурой. Подробнее с концепцией эмоционального труда можно познакомиться в работах О. А. Симоновой (Симонова, 2012, 2013а, 2013б) и М. Деевой (Деева, 2010).
Развивая тему различий и неравенства, необходимо отметить, что большую роль в современном обществе играют религиозные различия. На конференции им было посвящено 15 сессий, организованных исследовательской сетью социологов религии ЕСА. На примерах деятельности христианских, буддистских и мусульманских общин рассматривалась тема благотворительности. Злободневный вопрос религиозных конфликтов анализировался в докладах, посвященных дискриминации традиционных религий в Нигерии, ситуации в ИГИЛе (Исламском государстве Ирак и Левант), Гватемале и Швеции. Взаимовлияние религии, государства и политики было представлено кейсами России, Грузии и Турции. На сессии о религии и идентичности обсуждалось положение мусульман в Германии, сирийцев в Иордании и христиан-бисексуалов в Польше. Также был затронут вопрос религиозной идентичности в виртуальном пространстве. Религия может в равной степени выступать источником инклюзии и эксклюзии, особенно если учесть гендерный фактор. На встречах, посвященных этим темам, были представлены доклады о мусульманах и мусульманках в странах, где вопросы гендера и религии особенно важны: США, Турции, Иране, Франции. В рамках этих сессий прошли презентации докладов о католиках в Хорватии, Словакии и Польше и о женщинах-священниках Римско-католической церкви. Кроме того, исследовательской сетью социологов религии ЕСА были организованы постерная сессия,
1. Видеозаписи доступны по адресу: https://slideslive.com/esa/esa-2015-prague
сессия для аспирантов и совместная сессия с исследователями гендера. Сессии социологов религии были немногочисленны: в среднем их посетили 15-25 человек.
Исследовательская сеть социологов религии RN34 — молодое объединение. Оно образовалось в 2011 году на конференции ЕСА в Женеве. Вероятно, этим отчасти объясняется то, что группа невелика: в официальных списках числится около 50 участников. Для сравнения: группа социологов религии Британской социологической ассоциации является одной из самых многочисленных, наряду с объединением социологов медицины (Медведева, 2015). Тем не менее группа социологов религии ЕСА набирает популярность. В ее рядах представлены Германия, Польша, Италия и Швейцария, из неевропейских стран — участники из США, Канады, Японии, Китая, Ирана и Пакистана. В 2015 году в рамках RN34 более 60 докладов прочли исследователи из 30 стран. Наибольшее количество участников было из Турции, Бельгии, Чехии, США, Швейцарии, а также Италии, Ирана и Польши.
На секции социологов религии от России было два участника. Доцент НИУ ВШЭ Лили ди Пуппо рассказала о понятии «традиционный ислам» в российском контексте. Выступление автора настоящего обзора было посвящено социальному образу православных монастырей в России. Монашество — это центральный феномен двух из трех мировых религий, буддизма и христианства. Трансформации, происходящие с этим институтом, могут свидетельствовать об изменениях места религии в обществе. О значимости данной темы и роли монастырей социологи начали говорить давно (Séguy, 1971), но она по-прежнему не теряет актуальности. Так, в 2014 году в издательстве «Brill» в рамках серии книг «Ежегодное обозрение по социологии религии» вышел сборник, посвященный социологии и монашеству (Jonveaux, Palmisano, Pace, 2014). В связи с этим из множества интересных докладов хотелось бы подробнее остановиться на выступлениях, которые так или иначе пересекаются с темой монашества.
Кристоф Моно (Monnot) из Университета Фрибура представил свое исследование, проведенное по просьбе Римско-католической церкви. Проблема была сформулирована заказчиком нетривиально: «В городе проводится слишком много месс». Разобраться в ситуации социологи решили с помощью анкетирования прихожан. Для небольшого городка, четверть которого составляют студенты, выборка впечатляет: опрошено 3400 человек. Результаты исследования показали готовность Католической церкви удовлетворить разнообразные религиозные вкусы касательно богослужения и продемонстрировали «конкурентные преимущества» католической мессы. Любимыми мессами прихожане называли мессы с хором, органом и на латинском языке. Этим объясняется популярность традиционных монастырских служб, которые в некотором роде составляют конкуренцию для приходских богослужений. Среди наиболее любимых были также названы молодежные мессы, например с гитарной музыкой. Напротив, мессы без священника и праздничные мессы оказались менее любимыми. Исследование уже опубликовано в журнале «Lumen Vitae» (Amherdt, Monnot, 2015).
Еще один интересный доклад был представлен на сессии о культуре Джоном Мором (Mohr) из Университета Калифорнии (США). Мор и его коллега проводили исследование в буддистском монастыре в Барселоне. Как привлекать людей к буддизму в католической стране? Для решения этого вопроса монастырь старается быть максимально открытым и организовывать различные мероприятия. В частности, община пригласила далай-ламу, чей приезд привлек к монастырю большое внимание. В зале для медитации установлена видеокамера: как оказалось, монастырь ведет трансляции через интернет-сайт YouTube по всему миру.
Безусловно, интерес к исследованию религии выходит далеко за рамки социологии религии. Во время конференции обсуждалась связь религии с культурой, церковными и государственными праздниками, миграцией и наукой. Прозвучали доклады о новых видах расизма и исламофобии, сессия об идеологии и медиа обсудила темы об исламских телесериалах и исламизации Европы в СМИ. На заседании, посвященном проблеме политического экстремизма, рассматривался вопрос пропаганды ИГИЛа среди европейской молодежи. Роль женских общественных движений была проанализирована через различные типы мусульманского феминизма. В рамках направления «Социология морали» на секции о взаимопомощи Полина Врублевская (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва) рассказала о благотворительности в приходах Русской православной церкви.
За время конференции были решены организационные вопросы исследовательской группы социологов религии. Новым председателем стала Глэдис Гэниэл (Университет Квинс, Белфаст), а ее заместителем — Роберта Рикуччи (Туринский университет). Г. Гэниэл является автором нескольких книг о религии в Северной Ирландии (Ganiel, 2008; Ganiel, Mitchell, 2011) и об эмергентной церкви (emergent church) как движении, которое стремится преодолеть институциональные границы в христианстве (Ganiel, Marti, 2014). Она ведет собственный сайт, открыто позиционирует свою религиозную принадлежность и рефлексирует над этим в своих научных работах (Ganiel, 2006). Конфликт профессиональной и религиозной идентичности на примере Гэниэл нашел отражение в диссертации А. Филькиной об этнографическом методе в исследованиях новых религиозных движений (Филькина, 2009: 16).
Следующая конференция ЕСА состоится в конце августа 2017 года в Афинах. Но социологи религии встретятся раньше, на промежуточной конференции RN34 в г. Задар (Хорватия). Она пройдет в апреле 2016 года совместно с Ассоциацией международных исследований религии в Восточной и Центральной Европе (ISORECEA) и Хорватской социологической ассоциацией.
Литература
Деева М. (2010). От индивидуального к разделяемому аффекту: постдюркгеймиан-ская традиция в социологии эмоций // Социологическое обозрение. Т. 9. № 2. С. 134-154.
Кравченко С. А. (2014). Кризис: пересмотр инструментария для определения вектора изменения (к итогам 11-й конференции социологов Европы) // Социологические исследования. № 4(360). С. 148-151.
Медведева К. С. (2015). О социологии религии в Великобритании // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. №5 (129). С. 178-183.
Симонова О. А. (2012). Концепция эмоционального труда Арли Р. Хохшильд // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / Под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. М.: Вариант. С. 75-96.
Симонова О. А. (2013а). Хохшильд А. Р. Эмоциональная жизнь на рыночном рубеже // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. № 1. С. 100-109.
Симонова О. А. (2013б). Эмоциональный труд в современном обществе: научные дискуссии и дальнейшая концептуализация идей А. Р. Хохшильд // Журнал исследований социальной политики. Т. 11. № 3. С. 339-354.
Филькина А. В. (2009). Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции. Авто-реф. дисс. к.соц.н. М.: ИС РАН.
Amherdt F.-X., Monnot C. (2015). Horaires de messes et promesses pastorales. Une enquête sociologique sur la pratiquereligieuse dans le décanat de Fribourg (Suisse) // Lumen Vitae. Vol. 70. № 4. P. 445-466.
Ganiel G. (2008). Evangelicalism and Conflict in Northern Ireland. London: Palgrave Macmillan.
Ganiel G., Marti G. (2014). The Deconstructed Church: Understanding Emerging Christianity. New York: Oxford University Press.
Ganiel G., Mitchell С. (2006). Turning the Categories Inside-Out: Complex Identifications and Multiple Interactions in Religious Ethnography // Sociology of Religion. Vol. 67. № 1. P. 3-21.
Ganiel G., Mitchell C. (2011). Evangelical Journeys: Choice and Change in a Northern Ireland Religious Subculture. Dublin: University College Dublin Press.
Hochschild A. (1983). The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Berkeley: University of California Press.
Jonveaux I., Palmisano S., Pace E. (Eds.). (2014). Annual Review of the Sociology of Religion, Volume 5: Sociology and Monasticism, Between Innovation and Tradition. Leiden: Brill.
Séguy J. (1971). Une sociologie des sociétés imaginées: monachisme et utopie // Annales. P. 328-354.
Vectors of the Sociology of Religion in the European Sociological Association
Ksenia Medvedeva
PhD Candidate, Department of Sociology, National Research University Higher School of Economics Address: 20 Myasnitskaya str., Moscow, Russian Federation 101000 E-mail: [email protected]
This review examines the key issues of the international conference of the European Sociological Association (ESA) held in August 2015 in Prague (Czech Republic). It gives an outline of the plenary speech by A. Hochschild at the opening of the conference dedicated to the connection between emotions and political beliefs. The review focuses on the key debates in contemporary European sociology of religion that were held during the 15 sessions held by the research network of sociologists of religion of ESA. Such vectors as conflict, identity, religion and state are highlighted. Special attention is paid to gender issue, women priests and bisexual Christians. The diversity of types of social inequality in the context of various religions and regions of the world is discussed, in particular, in Europe and Near East. Reports by Russian sociologists of religion are indicated. Particular attention is given to the papers on monasticism as a role model for religious actors in Buddhism and Christianity. It is shown that institutional changes in monasticism may cause signal the changes in the role religion in society. The review examines a research on monasticism as a traditional institution in Christianity using the example of the Roman Catholic church in Switzerland and as an innovative institution in Buddhism using the case of a Buddhist community in Spain. The structure, history, current status and future academic plans of the ESA research network of the sociologists of religion are analyzed. The interdisciplinary potential of the sociology of religion and thematic areas connected with the study of religion by other research networks and are covered, including culture, migration and gender studies.
Keywords: social inequality, sociology of religion, monasticism, gender studies, religious identity, the Catholic Church, the European Sociological Association
References
Amherdt F.-X., Monnot C. (2015) Horaires de messes et promesses pastorales. Une enquête sociologique sur la pratiquereligieuse dans le décanat de Fribourg (Suisse). Lumen Vitae, vol. 70, no 4, pp. 445-466.
Deeva M. (2010) Ot individual'nogo k razdeljaemomu affektu: postdjurkgejmianskaja tradicija v sociologii jemocij [From Individual to Shared Affect: Post-Durkheimian Tradition in the Sociology of Emotions]. Russian Sociological Review, vol. 9, no 2, pp. 134-154. Filkina A. (2009) Jetnograficheskij metod v issledovanijah novyh religioznyh dvizhenij: problema formirovanija issledovatel'skoj pozicii [Ethnographic Method in the Study of New Religious Movements: A Problem of Formation of a Research Position]. Doctoral dissertation, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. Ganiel G. (2008) Evangelicalism and Conflict in Northern Ireland, London: Palgrave Macmillan. Ganiel G., Marti G. (2014) The Deconstructed Church: Understanding Emerging Christianity, New York:
Oxford University Press. Ganiel G., Mitchell C. (2006) Turning the Categories Inside-Out: Complex Identifications and Multiple Interactions in Religious Ethnography. Sociology of Religion, vol. 67, no 1, pp. 3-21. Ganiel G., Mitchell C. (2011) Evangelical Journeys: Choice and Change in a Northern Ireland Religious
Subculture, Dublin: University College Dublin Press. Hochschild A. (1983) The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling, Berkeley: University of California Press.
Jonveaux I., Palmisano S., Pace E. (eds.) (2014) Annual Review of the Sociology of Religion, Vol. 5: Sociology and Monasticism, Between Innovation and Tradition. Leiden: Brill.
Kravchenko S. (2014) Krizis: peresmotr instrumentarija dlja opredelenija vektora izmenenija (k itogam 11-j konferencii sociologov Evropy) [Crisis: Revision of Tools for Determining the Vector of Changes (On the Results of the 11th Conference of European Sociologists)]. Sociological Studies, no 4, pp. 148-151.
Medvedeva K. (2015) O sociologii religii v Velikobritanii [On Sociology of Religion in Great Britain: Conference Notes]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, no 5, pp. 178-183.
Séguy J. (1971) Une sociologie des sociétés imaginées: monachisme et utopie. Annales, pp. 328-354.
Simonova O. (2012) Koncepcija jemocional'nogo truda Arli R. Hohshil'd [The Concept of Emotional Labor by Arlie Hochschild]. Antropologija professij: granicy zanjatosti v jepohu nestabil'nosti [Anthropology of Professions: The Limits of Employment in the Age of Unrest] (eds. P. Romanov, E. Yarskaya-Smirnova), Moscow: Variant, pp. 75-96.
Simonova O. (2013) Hohshil'd A. R. Jemocional'naja zhizn' na rynochnom rubezhe [A. R. Hochschild. Emotional Life on the Market Frontier]. Social'nye igumanitarnye nauki. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Serija n:Sociologija. Referativnyjzhurnal, no 1, pp. 100-109.
Simonova O. (2013) Jemocional'nyj trud v sovremennom obshhestve: nauchnye diskussii i dal'nejshaja konceptualizacija idej A. R. Hohshil'd [Emotional Labor in Modern Society: Rethinking and Conceptualizing Ideas of A. R. Hochschild]. Journal of Social Policy Studies, vol. 11,
no 3, pp. 339-354.