Савельева С.Б., Геращенко Л.В. Перспективы социально-экономического освоения...
УДК 332.122(985)
Перспективы социально-экономического освоения арктического побережья С.Б. Савельева , Л.В. Геращенко
1 Экономический факультет МГТУ, кафедра экономической теории и национальной экономики
2 Экономический факультет МГТУ, кафедра менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы освоения арктического побережья в пространственной организации морского хозяйства. Проведен анализ морской стратегии на Арктическом региональном направлении национальной морской политики; обоснована необходимость комплексного подхода к планированию перспектив социально-экономического развития арктического побережья в единстве морской и континентальной составляющих морского хозяйства.
Abstract. The paper examines the development of the Arctic coast in the spatial organization of the maritime economy. The analysis of maritime strategy in the Arctic regional direction of the national marine policy has been carried out, the necessity of the comprehensive approach to planning prospects of socio-economic development of the Arctic coast in the unity of the marine and continental components of the maritime economy has been substantiated.
Ключевые слова: арктическое побережье, пространственная организация хозяйства, размещение производительных сил, морехозяйственный комплекс
Key words: Arctic coast, spatial organization of the economy, distribution of productive forces, maritime economic complex
1. Введение
Арктическое побережье, как целостный географический и экологический объект, обладает уникальными свойствами и качествами, прежде всего - высоким уровнем ресурсного потенциала Мирового океана и незначительной степенью его освоения. Использование преимуществ арктического побережья, его географического положения, природных богатств, накопленного опыта морской деятельности позволяет создавать в регионе конкурентоспособные формы пространственной организации морского хозяйства.
В сложившейся практике планирования перспективы освоения арктического побережья определяются, в основном, в рамках ведомственного подхода, что не позволяет в полной мере использовать ресурсный потенциал для решения современных экономических и социальных проблем.
Поэтому представляется целесообразным в системе стратегического планирования выделить арктическое побережье как отдельный объект государственного регулирования и рассмотреть комплексный подход, дополняющий отраслевой, к разработке перспектив развития уникального региона в единстве морской и континентальной составляющих морского хозяйства.
2. Перспективы освоения арктического побережья в системе целей национальной морской политики
Перспективы социально-экономического развития арктического побережья в значительной степени обусловлены влиянием геополитических и экономических факторов развития морской деятельности на Арктическом региональном направлении национальной морской политики. Морской доктриной Российской Федерации задан общий вектор развития морской деятельности, обозначены цели, принципы и задачи на перспективу до 2020 г., покрывающие практически весь спектр функциональных и региональных направлений. К основным задачам национальной морской политики, реализуемым на арктическом побережье, относятся: исследование и освоение Арктики; разведка и разработка запасов биоресурсов и минерального сырья; создание судов ледового класса для морских перевозок; развитие арктического судоходства; развитие транспортной системы Северного морского пути; создание условий для базирования составляющих морского потенциала.
Приоритеты социально-экономического развития арктического побережья органично встраиваются в систему целей, реализуемых средствами Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (морской стратегии). Вместе с тем, для проведения эффективной и долговременной морской деятельности на арктическом побережье недостаточно только доктринальных
212
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.212-215
постулатов и стратегических установок. Необходимо акцентировать внимание на определении содержательной основы будущих программных действий по комплексному развитию в регионе всех видов морской деятельности. При особой важности, которую придаёт Морская доктрина Арктическому региональному направлению национальной морской политики, его функциональные составляющие (а именно морские перевозки, морское прибрежное промышленное рыболовство, освоение шельфовых месторождений углеводородов, военно-морская деятельность, исследования Северного Ледовитого океана), с нашей точки зрения, должны занять в программных документах значительное место.
В процессе разработки программ и проектов развития морской деятельности на арктическом побережье следует предусмотреть возможные проблемы. Одна из главных заключается в следующем. В настоящее время управление морской деятельностью в России, с одной стороны, чрезмерно централизовано, а с другой - носит явно выраженный отраслевой характер, что позволяет учитывать функциональные, но не пространственные (региональные) особенности морской экономики. Очевидно, что конкурентные преимущества на арктическом побережье состоят не только в наличии богатых природных ресурсов, накопленного опыта их освоения, возможности использования транспортных коридоров для межконтинентальных сообщений, но и в высоких качественных характеристиках человеческого потенциала, включая образовательный уровень; в имеющихся технологических заделах, в том числе в военно-промышленном комплексе. Как нам представляется, в этой связи весьма целесообразно дополнить отраслевой подход к планированию развития морской деятельности на арктическом побережье комплексным подходом: это позволит наиболее эффективно использовать его конкурентные преимущества для создания здесь морехозяйственного комплекса.
Под региональным морехозяйственным комплексом понимается целостная совокупность взаимодействующих в пределах определенной акватории предприятий и организаций, представляющая собой социально-экономическую систему, функциональная доминанта которой заключается в обеспечении конкурентного преимущества регионального хозяйства за счет рационального использования морских ресурсов. Главной целью создания морехозяйственного комплекса является наиболее эффективное использование имеющихся в морском пространстве региона ресурсов.
Подобная постановка цели ориентирует морскую хозяйственную деятельность не просто на удовлетворение потребностей региона в морских ресурсах, а на максимальное использование её интеграционного ресурсного потенциала для его социально-экономического развития. Именно поэтому, на наш взгляд, в организации морехозяйственного комплекса следует учесть риски, а также международно-правовой режим регулирования морских пространств. В целях правового обеспечения морской деятельности и приведения её в соответствие с международными конвенциями и соглашениями видится вполне обоснованным предложение о принятии сводного законодательного акта о государственном управлении морской деятельностью, за основу может быть взят разработанный проект структуры и содержания "Морского кодекса" (Попов, 2006).
3. Перспективы освоения арктического побережья в стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (далее - Стратегия), проект которой подготовлен Советом про изучению производительных сил, определена исходя из приоритетов государственной политики в Арктике. Стратегия, как отмечается в документе, ориентирована на повышение эффективности всех видов экономической деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) с целью перехода к устойчивому социально-экономическому росту региона, повышению его конкурентоспособности в глобальной системе разделения труда с опорой на активное внедрение технологических, организационных и институциональных инноваций (Коновалов, 2010).
Отличительной особенностью Стратегии является ориентация на пространственную организацию хозяйственной деятельности в Арктической зоне, обоснование выделения её как самостоятельного объекта государственной политики. Следует отметить, что в настоящее время экономические и социальные аспекты деятельности в Арктике регулируются законодательством о Севере. Законодательный акт, определяющий правовое положение АЗРФ (термин АЗРФ введен "Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утверждёнными Президентом РФ), в том числе её внутреннюю границу, отсутствует. Поскольку действующим законодательством о Севере закреплены социальные гарантии проживания и работы на Севере, то правовой акт об АЗРФ, по нашему мнению, должен быть в большей степени направлен на повышение экономической активности, особенно в области морской деятельности на арктическом побережье. При установлении внутренней границы арктического побережья принципиальное значение имеет определение районов тяготения к морской деятельности
21 3
Савельева С.Б., Геращенко Л.В. Перспективы социально-экономического освоения...
континентального пространства (Козьменко и др., 2009). Это важно учитывать при разработке программ социально-экономического развития арктического побережья, институциональных основ построения пространственной организации морского хозяйства - морехозяйственного комплекса - во избежание возможных проблем согласования действий субъектов экономической деятельности. Позитивным в Стратегии видится акцент на создании благоприятных условий для полноценного раскрытия и развития человеческого потенциала, превращения АЗРФ в полюс инвестиционного, технологического, социокультурного притяжения; на формировании социально ориентированного и привлекательного образа региона. Определены основные направления развития арктического побережья:
- комплексное развитие Северного транспортного коридора (СТК) как российской национальной трансарктической полимагистрали;
- внедрение эффективных форм пространственной организации хозяйственной деятельности, в том числе на основе кластеризации;
- реиндустриализация и повышение конкурентоспособности региональных экономик АЗРФ за счёт внедрения технологических, организационных и институциональных инноваций.
Особого внимания заслуживает развитие Северного транспортного коридора (СТК), дающего возможность России получить второй крупный источник доходов, тем самым в значительной мере застраховаться от рисков, связанных с перспективой ухудшения конъюнктуры на мировых рынках углеводородов. Кроме того, реализация транспортно-транзитного потенциала обладает мощными мультипликативными и комплексоформирующими эффектами, которые заключаются в повышении мобильности трудовых ресурсов и уровня жизни населения, оживлении промышленной и деловой активности в приарктических субъектах России.
Комплексному развитию арктического побережья могут способствовать создание в регионе научных и технологических парков; поддержка венчурных компаний; структурирование системы взаимоотношений бизнеса и власти на основе государственно-частного партнерства; загрузка производственных мощностей военно-промышленного комплекса высокотехнологичными заказами (Гранберг, 2006). Синергетическое согласование функциональных и пространственных преимуществ видов морской деятельности возможно при создании морских корпоративных образований, организованных по типу особых экономических зон. Но для этого необходимо расширить сферу применения Закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" за счет снятия территориальных ограничений и число типов таких зон (ст. 4 Закона) дополнить ОЭЗ "стратегического морского приоритета".
Использование такого механизма, на наш взгляд, сделает реальной возможность создания единого имущественного комплекса, объединяющего военные и гражданские суда (кроме основных классов) и инфраструктуру базирования в морскую корпорацию. Создание единой структуры базирования и взаимодействия сил флота способно оказать существенное воздействие на динамику экономического и социального развития арктического побережья.
В данном аспекте следует особо выделить судостроительный комплекс г. Северодвинска ("Государственный центр подводного кораблестроения"), основу которого составляют два крупнейших объединения - ФГУП машиностроительное предприятие "Звездочка" и ФГУП "Северное машиностроительное предприятие" ("СевМаш"), обладающие крупнейшими в регионе производственными мощностями, уникальными техническими возможностями и высококвалифицированным персоналом. В судостроительный комплекс входят судоремонтные предприятия, например ФГУП "СРЗ Нерпа", ОАО "Красная Кузница", ОАО "Архангельский судоремонтный завод", ОАО "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота", а также другие предприятия Мурманской и Архангельской областей. На этой базе, по нашему мнению, вполне возможно создание трансарктической транспортной морской корпорации с целью эффективного использования Северного морского пути, привлечения инвестиций и наукоёмких технологий для строительства ледоколов и судов ледового класса, а также нефтегазодобывающих установок на арктическом шельфе.
Безусловно, в процессе реализации обозначенных стратегических направлений освоения и развития арктического побережья будут решаться демографические и другие социальные проблемы, представляется также, что ориентация стратегии на развитие человеческого потенциала, интенсификацию научных исследований будет способствовать усилению интеллектуального присутствия России в Арктике.
Механизмом реализации Стратегии выступает государственная программа по экономическому и социальному развитию Арктической зоны Российской Федерации (проект разрабатывается в настоящее время), которая предусматривает комплекс мер организационного, нормативного правового и информационного характера, программные мероприятия и проекты. Основные приоритеты государственной политики социально-экономического развития АЗРФ конкретизированы в
214
Вестник МГТУ, том 15, №1, 2012 г.
стр.212-215
стратегических документах регионального уровня, например в Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа (СЗФО) на период до 2020 года, Стратегии социальноэкономического развития Мурманской области до 2025 года.
Таким образом, в результате последовательной реализации комплекса действий от основ государственной политики - к стратегиям развития и программам, предполагается обеспечить системность стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Вполне логично, что следующим шагом должна стать разработка схемы размещения производительных сил АЗРФ и аналогичных схем на субрегиональном уровне. Рациональное размещение производительных сил, с нашей точки зрения, должно учитывать конкурентные преимущества арктического побережья (территории и акватории) для развития в АЗРФ всех видов морской деятельности и создания на этой основе "зон опережающего развития", "полюсов роста". Поэтому целесообразно в системе стратегического планирования выделять арктическое побережье как отдельный объект и рассматривать его в единстве морской и континентальной составляющих морского хозяйства. В основу разработки комплексного подхода к развитию арктического побережья может быть положена методология формирования регионального морехозяйственного комплекса в пространственной организации хозяйства, при этом следует обратить внимание на его отличие от территориально-производственных морских комплексов (кластеров), построенных по отраслевому признаку. В связи с тем, что пространственная организация морского хозяйства предполагает решение задач не только ресурсного морепользования и обеспечивающей инфраструктуры, но и в целом социально-экономического развития региона и повышения уровня жизни населения, необходимо продолжить исследование и разработку методологических подходов к комплексному планированию социально-экономического развития арктического побережья.
4. Выводы
Анализ основных документов стратегического планирования Арктической зоны Российской Федерации подтвердил преобладание отраслевого подхода к определению перспектив социальноэкономического развития арктического побережья. Данный подход не позволяет в полной мере использовать потенциал региона для обеспечения присутствия России в Арктике и создания здесь конкурентоспособных форм пространственной организации морского хозяйства.
Эффективная деятельность по развитию арктического побережья возможна при условии комплексного подхода к разработке и реализации мер государственного регулирования социально -экономического развития региона, принятия согласованных решений по размещению здесь производительных сил, учитывающих, с одной стороны, конкурентные преимущества региональной экономики, с другой - факторы повышения уровня жизни населения. Длительная работа, рассчитанная на перспективу, предполагает в первую очередь обоснование исходных методологических положений, которые лягут в основу системных исследований морской деятельности в единстве морской и континентальной составляющих.
Литература
Гранберг А.Г. Морская стратегия как основа развития производительных сил в Арктике. Морской сборник, № 8, с.52-54, 2006.
Козьменко С., Сахновская О., Леус С. Региональная организация морских коммуникаций в Арктике.
Морской сборник, № 12, с.53-58, 2009.
Коновалов А.М. Стратегия развития Арктической зоны России. Морской сборник, № 8, с.70-75, 2010. Попов В.А. Законодательное обеспечение национальной морской политики и экономической деятельности в Арктике. Морской сборник, № 9, с.46-50, 2006.
21 5